16-й вопрос: Возможно ли уничтожение частной собственности мирным путем?
Ответ: Можно было бы пожелать, чтобы это было так, и коммунисты, конечно, были бы последними, кто стал бы против этого возражать. Коммунисты очень хорошо знают, что всякие заговоры не только бесполезны, но даже вредны. Они очень хорошо знают, что революции нельзя делать предумышленно и по произволу и что революции всегда и везде являлись необходимым следствием обстоятельств, которые совершенно не зависели от воли и руководства отдельных партий и целых классов. Но вместе с тем они видят, что развитие пролетариата почти во всех цивилизованных странах насильственно подавляется и что тем самым противники коммунистов изо всех сил работают на революцию. Если все это, в конце концов, толкнет угнетенный пролетариат на революцию, то мы, коммунисты, будем тогда защищать дело пролетариата действием не хуже, чем сейчас словом.
17-й вопрос: Возможно ли уничтожить частную собственность сразу?
Ответ: Нет, невозможно, точно так же, как нельзя сразу увеличить имеющиеся производительные силы в таких пределах, какие необходимы для создания общественного хозяйства. Поэтому надвигающаяся по всем признакам революция пролетариата сможет только постепенно преобразовать нынешнее общество и только тогда уничтожит частную собственность, когда будет создана необходимая для этого масса средств производства.
18-й вопрос: Каков будет ход этой революции?
Ответ: Прежде всего, она создаст демократический строй и тем самым, прямо или косвенно, политическое господство пролетариата. Прямо – в Англии, где пролетарии уже теперь составляют большинство народа, косвенно – во Франции и Германии, где большинство народа состоит не только из пролетариев, но также из мелких крестьян и городских мелких буржуа, которые находятся еще только в стадии перехода в пролетариат, в осуществлении всех своих политических интересов все более зависят от пролетариата и потому вскоре должны будут присоединиться к его требованиям. Для этого, может быть, понадобится еще новая борьба, которая, однако, непременно закончится победой пролетариата
Демократия была бы совершенно бесполезна для пролетариата, если ею не воспользоваться немедленно, как средством для проведения широких мероприятий, непосредственно посягающих на частную собственность и обеспечивающих существование пролетариата. Главнейшие мероприятия эти, с необходимостью вытекающие из существующих ныне условий, суть следующие:
1) Ограничение частной собственности: прогрессивный налог, высокий налог на наследства, отмена наследования в боковых линиях (братьев, племянников и т.д.), принудительные займы и т.д.
2) Постепенная экспроприация[12] земельных собственников, фабрикантов, владельцев железных дорог и судовладельцев, частью посредством конкуренции со стороны государственной промышленности, частью непосредственно путем выкупа ассигнатами.
3) Конфискация имущества всех эмигрантов и бунтовщиков, восставших против большинства народа.
4) Организация труда или предоставление занятий пролетариям в национальных имениях, фабриках и мастерских, благодаря чему будет устранена конкуренция рабочих между собой, и фабриканты, поскольку они еще останутся, будут вынуждены платить такую же высокую плату, как и государство.
5) Одинаковая обязательность труда для всех членов общества до полного уничтожения частной собственности. Образование промышленных армий, в особенности для сельского хозяйства.
6) Централизация кредитной системы и торговли деньгами в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом. Закрытие всяких частных банков и банкирских контор.
7) Увеличение числа национальных фабрик, мастерских, железных дорог, судов, обработка всех земель, остающихся невозделанными, и улучшение обработки возделанных уже земель соответственно тому, как увеличиваются капиталы и растет число рабочих, которыми располагает нация.
8) Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет. Соединение воспитания с фабричным трудом.
9) Сооружение больших дворцов в национальных владениях, в качестве общих жилищ для коммун, граждан, которые будут заниматься промышленностью, сельским хозяйством и соединять преимущества городского и сельского образа жизни, не страдая от их односторонности и недостатков.
10) Разрушение всех нездоровых и плохо построенных жилищ и кварталов в городах.
11) Одинаковое право наследования для законнорожденных и внебрачных детей.
12) Концентрация всего транспортного дела в руках нации.
Все эти мероприятия нельзя, разумеется, провести в один прием, но одно из них повлечет за собой другое. Стоит только произвести первую радикальную атаку на частную собственность, и пролетариат будет вынужден идти все дальше, все больше концентрировать в руках государства весь капитал, все сельское хозяйство, всю промышленность, весь транспорт и весь обмен. К этому ведут все перечисленные мероприятия. Осуществимость этих мероприятий и порождаемая ими централизация будут возрастать точно в такой же степени, в какой производительные силы страны будут умножаться трудом пролетариата. Наконец, когда весь капитал, все производство, весь обмен будут сосредоточены в руках нации, тогда частная собственность отпадет сама собой, деньги станут излишними, и производство увеличится в такой степени, а люди настолько изменятся, что смогут отпасть и последние формы отношений старого общества.
19-й вопрос: Может ли эта революция произойти в одной какой-нибудь стране?
Ответ: Нет. Крупная промышленность уже тем, что она создала мировой рынок, так связала между собой все народы земного шара, в особенности цивилизованные народы, что каждый из них зависит от того, что происходит у другого. Затем крупная промышленность так уравняла общественное развитие во всех цивилизованных странах, что всюду буржуазия и пролетариат стали двумя решающими классами общества и борьба между ними – главной борьбой нашего времени. Поэтому коммунистическая революция будет не только национальной, но произойдет одновременно во всех цивилизованных странах, т.е., по крайней мере, в Англии, Америке, Франции и Германии. В каждой из этих стран она будет развиваться быстрее или медленнее, в зависимости от того, в какой из этих стран более развита промышленность, больше накоплено богатств и имеется более значительное количество производительных сил. Поэтому она осуществится медленнее и труднее всего в Германии, быстрее и легче всего в Англии. Она окажет также значительное влияние на остальные страны мира и совершенно изменит и чрезвычайно ускорит их прежний ход развития. Она есть всемирная революция и будет поэтому иметь всемирную арену[13]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Коммунизм (от латинского communis – общий) – это общественный и экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства, чем обеспечивается социальное равенство. Также «коммунизмом» часто называют крайне левую идеологию, которая провозглашает своей целью построение коммунистического общества. В современном виде этот термин был заимствован из французского языка, где «communisme» является производным от «commun», что значит «общий» или «общественный». Уже в 1830-е годы этот термин, вслед за термином «коммунист», появился во Франции: им обозначали себя и свой идеал радикальные сторонники обобществления собственности и жизни трудовыми общинами. Есть версия, что термин появился уже во время Лионского восстания 1834 года, однако в пространство политической дискуссии он вошел в 1840 году. Именно в 1840 году в Париже начали выходить несколько коммунистических газет. Но безоговорочно термин утвердился не сразу: например, в 1842 году Этьен Кабе издал брошюру Douze lettres d’un communiste a un reformiste sur la communauté («Двенадцать писем коммуниста к реформисту об общинности»), но он использовал для обозначения своего идеала термин «communauté» («общинность»), а не «communisme» («коммунизм»). Английский ученик Роберта Оуэна Джон Гудвин Бармби приписывал себе честь изобретения термина, уверяя, что впервые употребил его в Париже в 1840 году в разговоре с некими «последователями Гракха Бабёфа», которые называли свой идеал «эгалитаризмом» – он же назвал его «коммунизмом». В статьях Карла Маркса термин впервые был зафиксирован в 1842 году.
2
Пролетариат (от латинского «proletarius» – производящий потомство) – это социальный класс, для которого работа по найму (продажа собственной рабочей силы) является единственным источником средств к существованию. Согласно представлениям марксистов, пролетариат совершенно лишен средств производства, капитала и того, что может быть использовано как капитал. Понятие пролетариев ввел в эпоху Великой французской революции Жан Сисмонди – как совокупность неимущих людей, отличающихся необеспеченностью существования, живущих сегодняшним днем (vivre au jour le jour), не заботясь о будущем.
3
Мануфактура (от латинского «manus» – рука + «facere» – делать) – это предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.
4
Раба и пролетария сближает то, что оба они являются работниками в чужом хозяйстве: первый – в хозяйстве рабовладельца, второй – на капиталистическом предприятии. Обычно, когда сравнивают пролетария с рабом, отмечают, что пролетарий, оставаясь юридически свободным человеком, является «рабом разделения труда, его механизации, рабом своей усталости и опустошенности во внерабочее время».
5
Пролетарий поставлен в самое нечеловеческое положение, которое только можно себе представить. Существование раба, по крайней мере, обеспечено личной выгодой его владельца, а у крепостного есть кусок земли, который его кормит, то есть они гарантированы хотя бы от голодной смерти.
6
Дальше в рукописи у Энгельса идет пробел.
7
Майорат (от латинского «major» – старший) – это порядок наследования имущества, согласно которому оно целиком переходит к старшему в роду или в семье. Позже так стали называться и сами имения, унаследованные согласно такому праву. Этот порядок устанавливается в интересах сохранения целостности семьи или рода, тогда как минорат способствует их разложению.
8
Бюргерство (от немецкого «bürger» – горожанин, гражданин). Бюргерами с XI–XIII веков называли полноправных горожан, которые избирали и могли быть избранными в органы городского самоуправления. А «цеховое» в переносном смысле – это замкнутое в пределах своей группы, кружка, профессии.
9
Промышленная революция – это массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры – к фабрике. Она произошла в ведущих государствах мира в XVIII–XIX веках. Соответственно, пролетарий – это продукт этой великой революции, которая совершила полный переворот во всем способе производства (как в промышленности, так и в земледелии).
10
Термин «торговый кризис» отлично выражает природу потрясений, характерных для второй половины XVIII и первой половины XIX века. Это была эпоха, когда произошло невиданное расширение торговых отношений, охвативших весь мир. Это было время торговцев (негоциантов), а эпоха крупного промышленника еще не наступила. Именно торговцы захватывали страны и континенты, а затем объединяли их экономически в единое мировое торговое пространство. Но и торговля – это явление, подверженное влиянию многообразных обстоятельств, и она вращается в прочно установившейся форме циклов. И после процветания в ней обязательно следует угнетенность и застой. Соответственно, если кризисы первоначально развернулись в торговле, то со второй половины XIX века они стали происходить в промышленных отраслях, а затем быстро перешли в банковскую сферу.
11
Предшественники Маркса и Энгельса, разделявшие коммунистические принципы, в противовес социалистам, видели в частной собственности причину всех социальных зол и выступали за ее уничтожение. Основоположники марксизма взяли эту идею, но существенно переосмыслили ее: они ограничились уничтожением частной собственности на средства производства. В своем «Капитале» Маркс уже различал частную собственность, основанную на собственном труде, и частную собственность, основанную на эксплуатации чужого труда. Отсюда вытекала фундаментальная позиция: обобществлению подлежат средства производства, используемые для эксплуатации чужого труда. И тут следует отметить одну важную вещь: в русском переводе произведений Маркса и Энгельса термин «уничтожение» соответствует двум вариантам немецкого оригинала – Aufhebung (снятие) и Abschaffung (устранение). Основным термином у Маркса и Энгельса является первый, но они использовали и второй – для простоты понимания. При этом «снятие» – это термин, который ввел в обиход Гегель. Это философское понятие, содержащее гегелевскую триаду: устранение негативного, сохранение позитивного и переход на более высокую ступень развития. Именно в этом смысле Маркс и Энгельс и использовали понятие «снятие частной собственности». В данном случае устранение негативного – это уничтожение отчуждения производителей от средств производства, сохранение позитивного – это изменение отношения к общественным средствам производства как к своим, а не чужим или ничьим, а переход на более высокую ступень – это свободное развитие производительных сил и повышение производительности труда.
12
Экспроприация (expropriatio) – это лишение собственности. Термин происходит от латинского «proprius» – собственность. Это принудительное отчуждение имущества индивидуальных собственников, которое может быть безвозмездным (конфискация) или оплачиваемым (реквизиция).
13
Идея мировой революции широко использовалась лидерами большевизма. Она позволяла русским революционерам, с одной стороны, рассчитывать на поддержку европейских марксистов, а с другой стороны, активно вмешиваться в дела других государств, помогая местным коммунистам готовить антиправительственные выступления. Для этих целей в 1919 году была создана специальная международная организация – Коминтерн. В.И. Ленин в октябре 1918 года указывал на то, что международная революция приблизилась «на такое расстояние, что с ней надо считаться как с событием дней ближайших». В марте 1919 года на учредительном конгрессе Коминтерна он заявил: «Победа пролетарской революции во всем мире обеспечена. Грядет основание международной Советской республики». После смерти В.И. Ленина коммунистическая партия отказалась от теории мировой революции, а в 1925 году И.В. Сталин выдвинул идею о возможности построения «социализма в отдельно взятой стране».
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги