В этом путешествии мы приобретаем опыт, умения, прокачиваем свои линии способностей, реализуем различные игровые сценарии и стратегии, получаем бонусы или, наоборот, теряем очки, и развиваемся, развиваемся, переходя от более простых, ко всё более и более высоким и сложным уровням этой удивительной и загадочной игры, имя которой Жизнь.
Основа любой драматургии —
#конфликт
Не является исключением и драматургия наших жизней.
Как утверждают древние традиции мудрости, в самой природе человека изначально заложен этот конфликт.
Оказываясь в мире, мы застаём себя в ситуации фундаментальной двойственности своей природы. С одной стороны, в нас есть осознание себя малой, ничтожной частичкой этого мира, «тварью дрожащей», а с другой – в нас живёт смутное, мучительное и неистребимое чутьё своего изначального величия.
Как метко охарактеризовал эту ситуацию русский философ Бердяев: «человек – есть точка пересечения двух миров»2, миров внутреннего и внешнего, сознания и материи, и, более того, он сам и есть точка несовпадения этих миров, точка драматического разрыва между этими мирами. В одном мире, мире внешнем, человек видит себя лишь «тварью среди тварей», телом среди множества других тел, а в другом – мире внутреннем – человек проникнут сознаванием своей уникальности, единственности, абсолютности, изначальности, универсальности.
Конфликт неизбежно ведёт к «борьбе противоположностей». А это, в свою очередь, приводит нас к увлекательнейшему сюжету, который, вот уже на протяжении более двухсот тысяч лет (то есть примерно столько, сколько существует человек разумный), неизменно разыгрывается в жизни каждого, родившегося на свет.
В этом сюжете мы сначала забываем свою духовную природу – наше материальное я в первые годы жизни вытесняет память о своей потусторонней родине глубоко в бессознательное. Это первая часть Марлезонского балета под названием «Потерянный рай».
А затем мы отправляемся каждый в своё путешествие длиной в тысячу миль, чтобы эту потерянную родину вернуть, потому что без неё в этой жизни как-то совсем уж тяжко.
Общечеловечность этого сюжета – документально зафиксированный факт. Существуют сотни и тысячи мифов, историй, легенд, сказок, историй, древних и современных, в которых проступают его характерные черты. Чтобы подчеркнуть универсальность этого сюжета, всемирно известный исследователь мифов Джозеф Кэмпбелл в своей книге «Герой с тысячью лицами» назвал его мономифом.
Сам термин
#мономиф
означает тот факт, что общая форма этого сюжета с самых ранних времён присутствует в культурах самых разных народов, исторически и географически никак не соотносимых.
Эта история вновь и вновь воплощалась в виде древних ритуалов и мистерий, в виде легенд и сказаний, передаваемых из уст в уста, в виде театральных представлений, наконец, в виде фильмов и компьютерных игр.
Это история о путешествии, история Героя, мужчины или женщины, который однажды встречается с вызовом, следуя за ним, покидает привычный мир и отправляется в долгие скитания через неизведанность – навстречу некой заветной цели, а затем, в случае успешного исхода, с триумфом возвращается на родину с артефактом или сокровищем, добытым в испытаниях и битвах с чудовищами, наделённый сверхъестественной силой и сокровенным знанием.
Илья Муромец и принц Сиддхартха, Христос и Иван-царевич, Одиссей и Алиса, Золушка и Геракл, Спящая красавица и Белоснежка, дон Хуан и Люк Скайуокер, Нео и Фродо Бэггинс – у каждого из них своя история, но всех их объединяет нечто общее – сквозь частные различия везде проступают черты одного и того же универсального сюжета.
Этим сюжетом пропитана вся наша культура. Мы снова и снова встречаем этот сюжет в книгах, фильмах, играх. Этот сюжет настолько универсален, что на его основе пишутся учебники по сценарному мастерству.
Всё это объясняется тем, что
#великое путешествие
– это наиболее общий сценарий пути, который по достижении определённого порога зрелости суждено пройти каждому – и женщине, и мужчине.
Собственно, мизансцена мономифа такова.
Примерно к годам двенадцати – тринадцати, возрасту начала полового созревания, каждый из нас оказывается в ситуации, когда борьба двух половинок нашей целостности заканчивается убедительной победой одной из них – наше разумное эго, отождествлённое с физическим телом, побеждает и предаёт забвению память о своей другой, нематериальной половине.
По мере развития личности мы забываем свою потустороннюю родину – память о нашей вневременной сущности постепенно вытесняется в самые глубины нашего бессознательного. По мере погружения в игру существования Дух-игрок забывает о собственной природе, целиком отождествляя себя со своим игровым персонажем – с эго, заключённым в оболочку тела.
Так что в какой-то момент мы застаём себя существующими на поверхности мира, забывшими, кто мы есть, откуда пришли и куда направляемся. Более того, мы забываем, что мир, в котором мы существуем, – не более чем поверхность. Мы забываем о своей собственной глубине, мы забываем о своей Подлинности.
Мы забываемся в поверхностности, и двери нашей ловушки – фальшивого мира, лишённого смысла и глубины, – захлопываются за нами.
Такова
#завязка игрового сюжета жизни
Результатом этой ситуации становится забвение, или неведение относительно своей подлинной природы. Вследствие этого разрыва и забвения возникает ситуация вброшенности в этот мир и противопоставленности миру, которую так хорошо исследовали философы-экзистенциалисты.
Чем больше мы отождествляемся только со своим материальным телом и со своей личностью, тем прочнее забываем о своей вневременной Реальности и Подлинности – о своём Большом Я. Так что, в конечном итоге, мы оказываемся в мире, из которого изгнан всякий намёк на существование чего-то большего и глубинного в нас, чем те временные тело и личность, с которыми мы целиком отождествлены на поверхности бытия.
И именно это и является фундаментальной проблемой человеческого существования – именно это и порождает тот глубочайший конфликт разделённости, который пронизывает наши жизни и становится основой всех остальных человеческих конфликтов, проблем и фобий, от бытовых до глобальных.
Человеческая ситуация – это ситуация разрыва между двумя половинами нашей природы – глубинной сущностью и поверхностной личностью. Между нашим вневременным и безграничным духом и нашим временным и ограниченным эго – телесным и ментальным.
И эта ситуация порождает конфликт: с одной стороны, драматичное несовпадение этих двух измерений (снаружи мы полностью отождествлены со своим смертным телом, в то время как внутри нас живёт смутное ощущение своей бессмертной природы) а с другой – не менее драматичное смешение этих измерений (забывшие о своём вечном Я, вытеснившие всякий намёк на его существование в глубину бессознательного, мы, тем не менее, неосознанно проецируем его качества – вечности, единственности и универсальности – на своё временное эго, что порождает феномен эгоцентризма – ситуацию, когда временное и ограниченное я, тем не менее, ведёт себя так, словно оно вечное, универсальное и абсолютное).
И вся дальнейшая история – это, конечно же, история о возвращении к этому изначальному величию или, попросту, к Богу.
И, если вы спросите себя, о чём ваша жизнь, то ответ, конечно же, будет один и тот же.
В каком бы обличье ни являлось нам это наше изначальное величие – в образе какой-то внешней реализации успеха или реализации внутренней – мы все ищем и алчем одного и того же: единения со своей подлинной природой, а поскольку эта природа и есть источник энергии, то мы ищем и того ощущения «вечного кайфа», то есть избытка энергии, который это единение неизбежно сопровождает.
Само это путешествие к самореализации начинается с ситуации незнания подлинной сути жизни и тайны своего предназначения. Герой и героиня живут в неведении – их мир ограничен горизонтом тех представлений, которые были даны им их родителями, предками или были впитаны ими из своего окружения.
Но однажды в жизни героя и героини начинают происходить странные вещи, проявляются ещё не познанные ими законы и силы Большого Мира – той Реальности, что раскинулась за пределами их представлений. Герой/героиня получают вызов из неведомого, встречают проводника
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Aha moment (англ.) – состояние крайнего изумления и восхищения.
2
Н. А. Бердяев «О рабстве и свободе человека»
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги