– Да как… да как ты смеешь, – голос ее дрожал от негодования, – называть Есенина… таким неприличным словом?
– Я вчера в одном журнале как раз статью о нем прочитал. Там было написано, что Есенин очень любил гулять в кабаках и частенько напивался до беспамятства, – сказал ничуть не смутившийся Ерофеев.
Анна Ивановна покраснела и в ее голосе появились визгливые нотки:
– Ерофеев, а ну-ка сейчас же извинись перед Есениным!
– Как же я перед ним извинюсь? Ведь он же умер уже, – спокойно ответил Коля.
В классе послышались осторожные смешки.
Анна Ивановна замолчала, не зная, что сказать, подошла к столу, медленно опустилась на стул, открыла классный журнал, полистала страницы.
– Хорошо, Ерофеев, мы с тобой потом об этом поговорим.
Прозвенел звонок. Анна Ивановна встала, дала задание на дом и вышла из класса. Это был последний урок. Анна Ивановна занесла журнал в учительскую. Выходя из школы, она встретила своих учеников, которые целой толпой прошмыгнули мимо нее. Чуткий слух ее уловил слово «фригидная» и хихиканье.
Анна Ивановна шла домой, не замечая дороги. Открыв входную дверь, она бросила сумку на пол, туда же полетели черные туфли на низком устойчивом каблуке. Добравшись до дивана, Анна Ивановна упала на него и, зарывшись в подушку, разрыдалась.
Ближе к вечеру Анна Ивановна встала с дивана и начала рыться в комоде в поисках губной помады двадцатилетней давности, которой она красилась, когда еще была девочкой. На пол летели порножурналы, диски с «горячими» ведеосюжетами, плетки, наручники и прочие недвусмысленные аксессуары. Найдя помаду, Анна Ивановна улыбнулась. Подошла к зеркалу, распустила волосы, накрасила губы. Помада была ярко-красная, слишком вызывающая. Анна Ивановна долго и пристально смотрела на себя в зеркало. А что? Она была даже красивой, соблазнительной… Она достала один из дисков и включила его…
Проснувшись утром, Анна Ивановна долго оттирала в ванной размазанную по всему лицу губную помаду. Соорудив из спутавшихся волос пучок и нарядившись в серый безликий костюм, Анна Ивановна пошла в школу. Литература была первым уроком. И на этот раз Анна Ивановна хорошо подготовилась…
Наталья Колмогорова
Взгляд проводника
Мы с тобой успелиНа маршрут осенний;Лист к окну вагонаСолнечно приник,А по рельсам звонкимУбегало времяИ смеялся громкоЮный проводник.Чай в бокале с мятойНа газете мятой,Серая платформа,Чистая постель;Мы в вагоне пятомОкругляли даты —От мгновений счастьяДо больших потерь…Бесконечность – в лицах…Безмятежней спится,Если к расстояньямКак к судьбе, привык;Спит соседка справа,Спит сосед напротивИ под ОкуджавуДремлет проводник.Самый скорый встречныйМыслям не перечит,Разрывает теменьРадостный гудок,И бросает осеньНа промокший щебеньОтголосок света —Золотой листок.Нас не укачалиСтарые печали,Проводник весёлыйПрокричал «пока!»..Снится будут долгоСтанции России,Светлая дорога,Взгляд проводника…Марат Валеев
Фельдшер Любаша
Кто знает, что такое ФАП? Для тех, кто уже забыл, что это такое, напомню – фельдшерско-акушерский пункт. ФАП в деревне, обычно расположенной за десятки километров от райцентра с ее относительно солидной больницей (в нашем случае – за 25), просто жизненно важное учреждение. А возглавляющий его человек со средним медицинским образованием – фельдшер, это в отдельных случаях настоящий бог.
Потому что именно он первым приходит заболевшему или пострадавшему человеку на помощь и бывает, что именно он, фельдшер, вытаскивает человека с того света и поддерживает его на плаву, пока на помощь не придут врачи с большими опытом, подготовленностью и оснащенностью.
В нашем Пятерыжском ФАПе работали разные специалисты, это Антонина Кадирова, жена брата моей одноклассницы Людмилы, и кто-то еще до нее. Но мне больше всего запомнилась Люба Копейкина. Любаша, как ее просто и задушевно называли земляки.
Она была практически моей ровесницей, ну, может, на год-другой старше. Учились мы в одной школе, наши классы были по соседству, на переменках мы бегали по одному и тому же полутемному гулкому коридору со скрипящими половицами, ухаживали за одними и теми же деревьями – тополями и кленами, высаженными нами в школьном палисаде. Но когда я пришел из армии (это было в 1972 году), Люба уже работала в ФАПе фельдшером.
С ней уже уважительно здоровались при встрече и стар и млад, а она в ответ лишь немного застенчиво улыбалась. В деревне у нас тогда жило человек 300 с лишним, и пожалуй, все они хоть раз да получили медицинскую помощь от Любаши. А уж пожилые бабушки-пенсионерки – те ходили в пропахший лекарствами бревенчатый ФАП как на работу. Давление измерить, обменяться с приветливой Любашей новостями, пожалиться на хулиганистого зятя…
Случилось и мне однажды экстренно бежать в ФАП, обмотав носовым платком окровавленную ладонь. Я привез из Железинки (нашего райцентра) взятый у приятеля «на выходные» самодельный пистолет, приспособленный под стрельбу мелкокалиберными пульками. И вот при перезаряжании этого, с позволения сказать, оружия, оно самопроизвольно выстрелило и пуля пробила мне ладонь между указательным и большим пальцами.
Я перебинтовал рану носовым платком, но кровь все не останавливалась. Поняв, что дело худо, я побежал через дорогу в ФАП. Благо, что Люба была на месте. Она размотала окровавленный платок, протерла рану спиртом, заткнула тампонами входное и выходное отверстия и, посмотрев на меня с подозрением, спросила, чем это я себя так поранил.
– Гвоздем… Нечаянно… – соврал я. Но на ладони хорошо был виден пороховой ожог.
– А ну колись! – сказала Люба. И я честно рассказал, как все было. И еще добавил, что на звук выстрела прибежала мама, подобрала уроненный мной пистолет и… утопила его в сортире.
– А вот это правильно! – улыбнулась Любаша, заканчивая перевязку. И отпустила меня домой с наказом снова обратиться к ней, если вдруг с рукой что будет плохо.
Как официальное медицинское лицо, она обязана была сообщать о таких ранениях в милицию. Но не сообщила. И не только потому, что мы были земляки. Но и потому, что просто поняла, что вот у этого ее пациента, уже отслужившего и даже ставшего корреспондентом районной газеты, в одном месте по-прежнему«дым играет»…
Кстати, я потом воспользовался своим служебным положением и написал о нашей заведующей ФАПом Любови Тимофеевны Копейкиной зарисовку. Не просто потому, что сам так захотел – я позвонил в райздрав и попросил назвать мне лучших работников медицины, о ком можно было бы написать в газете к их профессиональному празднику. А в числе названных хороших медиков прозвучало и имя нашей Любаши. И конечно же, в один из ближайших выездов домой, в Пятерыжск, я поспешил встретиться с Любой и хорошенько ее расспросить о работе. Зарисовку (уж не помню, как я ее назвал – давно все же это было, еще в 70-е) тогда напечатали и наша районка «Ленинское знамя», и областная «Звезда Прииртышья».
Наверное, у нее есть какие-то награды за ее долголетнюю и добросовестную работу на медицинском поприще. Но самой большой наградой для нее, я думаю, были безмерное уважение и любовь к ней односельчан, о ком всегда болело ее милосердное сердце.
Мы помним тебя, Любаша. И по-прежнему любим.
Наталья Колмогорова
Стюард
Даль светла, и светел горизонт,Неба хлябь у нас над головами;Голубой причал – аэропорт —Нас встречал бессонными очами…Рёв турбин; и лайнер взял разбег;Вжавшись в кресла, дышим часто, нервно;Сквозь просвет полуприкрытых векНам открылось вдруг седьмое небо!Бездна подо мной и под тобой,Виден край небес в иллюминатор,А вдали, чуть видимой грядой,Серебрятся Альпы и Карпаты.Мир над нами – стылый, ледяной,А под нами ниточкой – дорога,Кажется, вот-вот сейчас с тобойАнгела увидим или Бога!Мы летим, и молодой стюардЖмурится от утреннего солнца,Нашей встрече, кажется, он рад —Так легко с улыбкой расстаётся!– За бортом морозно, двадцать пять,Можете воспользоваться пледом…Он во сне всегда умел летать,Он всегда был одержимым небом.Молодой неопытный стюард —Не от мира нашего, земного!Кажется, ему принадлежатВсе ключи от неба, от седьмого.Турбулентность… Нас встречает дождь…Самолёт заходит на посадку;И стюард, неловко пряча дрожь,Снял с руки промокшую перчатку.Ольга Данилова
Поэтесса (автобиографичный)
Ожил художник во мне и малюет картины,Шьёт модельер, вновь дизайнер идею подкинул.Фотомодель напевает и кружится в танце,Бродит фотограф, пытаясь понять иностранцев.Супчик на кухне политик готовит актрисе,Экономист и ремонтник в квартире прописан.Товаровед закупил причиндалы для дачи —С ними аграрник-строитель меж грядками скачет.Лечит целитель, гоняет на Ладе «Шумахер»,Учит учитель и стильно стрижёт парикмахер.А поэтесса других став на голову выше —Всех потеснила – и пишет, и пишет, и пишет…Марат Валеев
Пилот, самолёт и лёд
В бездорожной Эвенкии основной транспорт – авиация. И здесь время от времени случаются происшествия, пугающие своими последствиями. В их числе – страшная катастрофа в 1992 году пассажирского лайнера Як-40 под Ванаварой, унесшая около тридцати жизней; падение рядом с Турой самолета Ан-2 в 2006 году, также закончившееся гибелью экипажа и всех пассажиров.
Но история эвенкийской авиации также хранит немало случаев чудесного спасения крылатых машин и их пассажиров благодаря мастерству и самообладанию пилотов. Об одном таком инциденте, произошедшем почти двадцать три года назад, мой рассказ.
30 декабря 1992 года самолет Ан-2 Туринского авиапредприятия вылетел в Тутончаны, поселок в трехстах километрах от окружного центра. На его борту находились восемь человек – три члена экипажа и пять пассажирок, включая малолетнюю девочку.
Все шло нормально, пока на 115-м километре маршрута на высоте 1300 метров вдруг не «захлопал» двигатель. Такое с «аннушками», эксплуатируемыми много лет, случается, и потому пилот-инструктор Вячеслав Клеймаков, командир экипажа Александр Языков и второй пилот Андрей Чанчиков вначале особого беспокойства не проявили – ну, прочихается движок, а дальше все опять будет как по маслу.
Но двигатель чихал, чихал, да и заглох. Наступила жуткая тишина, нарушаемая лишь свистом ветра в переплетениях крыльев да дребезжанием и поскрипыванием дюралевого корпуса самолета.
Пассажирки начали испуганно переглядываться между собой. Управление молча несущейся над тайгой машиной тут же взял на себя пилот-инструктор Вячеслав Клеймаков – в такой ситуации по субординации и технике безопасности он становится старшим на борту.
Он и командир Андрей Чанчиков, сжимая штурвалы, всматривались вниз, в плавно надвигающуюся редкую в этих местах тайгу, выглядывая место, куда можно спланировать с наименьшим риском.
Конструктивная особенность биплана позволяет опытному экипажу достаточно долго держать машину в воздухе даже с заглохшим двигателем и совершить относительно мягкую посадку. Это если есть куда. А в этом случае кругом была лишь тайга да скалистые сопки.
Но вот Вячеслав Клеймаков увидел петляющую между гористых берегов речушку. Скорее, даже ручей. Это был приток реки Ямбукан. Вписаться в его извивы сложно, рискованно. Но выбора не оставалось – «аннушка» теряла высоту. Пилоты переглянулись.
– Садимся! – сказал Клеймаков. Теперь все зависело от мастерства, опыта и слаженного действия экипажа. Одно неверное движение штурвала – и самолет ударится о скалы или деревья и похоронит всех под своими обломками.
Ширина ледового покрова таежной речки едва вмещала в себе размах крыльев Ан-2. Пилоты выбрали наиболее прямой между извивами реки участок, что очень важно: при посадке самолета даже в режиме планирования скорость его не меньше 160 километров в час, а значит, пробег по льду будет не менее сотни метров. Вячеслав Клеймаков рассчитал все точно, и безмолвный самолет совершил вынужденную посадку предельно точно. Правда, одним крылом«Аннушка» все же зацепила промерзшую на пятидесятиградусном морозе лиственницу и она переломилась как спичка, а одна лыжа шасси выехала на камни.
Самолет замер, уткнувшись в каменистый берег. И только здесь женщины, все эти несколько минут напряженного безмолвного кружения над тайгой напугано молчавшие, дали волю свои чувствам. Выйдя из самолета наружу, они и плакали, и кричали, и смеялись.
Не виноватые, но чувствующие себя таковыми, пилоты быстро развели костер. А через полтора часа после вынужденной посадки из Туры за ними прилетел вертолет. 31 декабря все участники этого инцидента – и пилоты, и пассажиры, подняли у себя дома новогодние тосты. Нетрудно догадаться, чему они были посвящены.
Остается добавить, что на счету Вячеслава Клеймакова это была уже не первая вынужденная посадка. В 1987 году при выполнении рейса Муторай-Тура ведомый им самолет Ан-2 попал во встречный поток очень сильного, до ста километров в час, ветра. В результате случился перерасход топлива, оно кончилось, когда до Туры оставалось всего 8 километров. И тогда Клеймаков вот так же благополучно посадил свой безмолвный самолет на лед Нижней Тунгуски.
Сегодня этот славный пилот на пенсии и живет в Красноярске.
Наталия Сычкова
Кому нужен библиотекарь?
В наш электронный век зародилось сомнение, а нужны ли нам сейчас библиотеки? Какой должна быть библиотека, чтобы она была интересна современному обществу? Ответов может быть множество. Но какой библиотека точно не должна быть, так это скучной, серой и унылой. Зайдя в библиотеку, человек сразу должен ощутить позитивный настрой. Этому способствует оформление внутреннего пространства и приветливый, готовый к общению библиотекарь. Как это ни странно, но в наше время у многих людей существует дефицит общения. Особенно это относится к людям пожилого возраста, домохозяйкам, круг общения которых очень узок. В библиотеку они приходят не только за книгами и журналами, им нужен неравнодушный, готовый выслушать собеседник. Библиотекарь должен уделить внимание каждому. Сейчас многим библиотека нужна именно как центр общения. Таких людей нужно активно привлекать в клубы по интересам, у них много свободного времени и нерастраченной энергии. Они с удовольствием рассказывают о своих увлечениях, делятся полезной информацией, готовы узнавать что- то новое. Да и просто посидеть за чашкой чая и душевной беседой очень приятно.
Особое внимание нужно уделять детям, ведь привить любовь к чтению можно только в детском возрасте. Первое, что ребенок должен понять, это то, что библиотека и книга это не скучно, а наоборот, интересно, увлекательно, познавательно. Конечно, нужно использовать в работе возможности современных технологий: интерактивные игры, мультимедийные презентации, видеоролики и так далее. Это делает работу библиотеки наглядней, живей, интересней. Но главной героиней по – прежнему, остается Книга. Великое изобретение человечества, слегка подзабытое в наше время, потесненное компьютерами, телефонами, смартфонами… Поднять престиж книги – вот главная задача библиотекаря в современном обществе. Когда- то Россия была самой читающей страной, но Интернет, который нам, конечно, тоже помогает в работе, в тоже время стал главным соперником книги. Мы – библиотекари, должны открыть детям удивительный мир книг, показать, что чтение – это очень интересное занятие. Где еще, кроме библиотеки дети смогут узнать, что на свете существует множество замечательных детских книг? Большинство современных родителей, как это ни печально, сами книг не читают и детям любовь к чтению привить не могут. Нестандартные выставки с яркими, красочными книгами, конечно, привлекают внимание ребят. Книгу захочется потрогать, открыть, а там красивые картинки, как тут не заинтересоваться. Этот интерес обязательно нужно поддержать, подтолкнуть ребенка к чтению. Возможно, это первые шаги будущего книголюба. Нужно учитывать, что главной в детском мире была и остается игра, именно через игру мы и должны продвигать книгу. Дети не любят скучных бесед, а в форме игры они незаметно вовлекаются в мир чтения, соединяя понятия «игра, книга, чтение, интересно». Различные библиоигрушки очень нравятся детям, что- то собирать, отгадывать их любимые занятия. Чем больше творческих задумок у библиотекаря, тем интересней детям в библиотеке, и тем охотнее они к нам идут. Именно такая библиотека нужна сегодня – играющая, творческая, яркая.
Сегодня детские библиотеки выполняют различные функции. Они и центры общения детей и подростков и центры проведения полезного досуга. Именно здесь создаются условия для творческой самореализации ребенка. Мы стараемся выявлять и развивать таланты детей. Детям нравится делать различные поделки, это развивает фантазию и прививает полезные навыки. Ведь умение что – то делать своими руками всегда пригодится.
Так нужен ли библиотекарь в наши дни? Надеюсь, что да. А читатели, которые с удовольствием идут в нашу библиотеку, тому подтверждение.
Алёна Грибалёва
Писатель
Когда профессия писатель —Можно целый мир создать..Можно, будто яркой краской —Его словаки рисовать.Мир у книг бывает разный —Яркий, грустный и смешной.Автор так его опишет,Что он станет как живой.Будет в нём любовь и дружба.Будут слёзы от разлук —Но всегда в конце сюжета,Хорошо всё станет вдруг —И в мире что придумал авторГерои дружно за живут.А писатели по всюду,Своих читателей найдут.Марат Валеев
Любимая учительница
В моей жизни немало было учителей и преподавателей, но больше всех запомнилась именно она, Елизавета Михайловна Маковенко. Во-первых, она была необыкновенно умной. Потом, справедливой. И наконец, красивой и элегантной, хотя была всего лишь учительницей в маленькой сельской школе. Днем учительница, а вечером – такая же сельская жительница, как все женщины нашего Пятерыжска.
Ей и корову надо было подоить, и яйца собрать в курятнике, и дома прибраться, и проследить за тем, чтобы двое ее детей, дочь Валя (красавица, вся в маму) и сын Сашка (Сашка, не ревнуй – ты тоже симпатичный малый, хоть и в папу) были всегда чистенько и опрятно одеты, чтобы уроки выучили вовремя, потому что ответственность на них была двойная – они же дети учительницы, а затем и директрисы, ставшей ею после отъезда прежнего директора, Николая Даниловича Грицая, на работу в райцентр.
Они по определению не могли плохо учиться! И Валя была отличницей, а Сашка – хорошистом. Маковенко были нашими соседями, наши родители общались, а мы, их дети, дружили. Может, поэтому я тоже стал хорошистом. И особенно полюбил русский язык и литературу, которые у нас вела она, Елизавета Михайловна.
У меня получались хорошие сочинения, и случалось, Елизавета Михайловна даже зачитывала их вслух перед классом, а я в это время был весь красный и от неловкости, и от удовольствия. А она говорила мне: «Пиши, Марат, пиши, может, что и получится у тебя». Я не понимал тогда, что она имела в виду, но соглашался: «Хорошо, буду!»
Знаю, что Елизавету Михайловну любил не один я – весь класс смотрел ей в рот, когда она, всегда выглядевшая нарядной, красивым, мелодичным голосом вела свои уроки, которые легко запоминались и усваивались. Конечно, Елизавета Михайловна могла быть и строгой – а как же без этого в классе, где всего пять послушных девчонок и одиннадцать непоседливых пацанов? Но если ругала, то только за дело, только за провинность, а не потому, например, что у нее с утра дурное настроение (хотя я такого не припомню).
Семья Маковенко уехала в Павлодар где-то в 66- или 67-м году, точно не помню. И я не видел их несколько лет. За это время поучился в Иртышской средней школе 3, поработал на заводе ЖБИ на Урале, отслужил в армии, вернулся обратно в свое село, устроился в полеводческую бригаду сварщиком и время от времени продолжал писать и даже отсылать свои рассказы в районную газету. А меня однажды взяли и напечатали! А потом еще раз, еще и еще. А потом вообще забрали работать в газету. И вот тогда я вспомнил слова Елизаветы Михайловны: «Пиши, может, что и получится…»
И в семидесятые годы я все же еще раз увидел свою любимую учительницу. По делам газеты был в Павлодаре, заранее запасся адресом Маковенко (уж не помню, кто мне его дал). Дома я их застал всех, кроме Сашки (он в это время жил в Новосибирске, что ли) – и дядю Толю, и Валю с ее мужем, и конечно, Елизавету Михайловну.
Она, к тому времени уже несколько располневшая, но не утратившая своей стати и привлекательности, близоруко, с прищуром всматривалась в меня, и потом совсем по-бабьи всплеснула руками:
– Марат! Мой хороший, ты откуда?
Но это она сказала так, для проформы. На самом деле Елизавета Михайловна знала про меня если не все, то многое, видела мои публикации в областной газете «Звезда Прииртышья» и была очень довольна мной, своим учеником. И когда мы, после небольшого застолья, ударились в воспоминания, Елизавета Михайловна вдруг опять всплеснула руками, встала из-за стола и ушла в одну из комнат.
Вернулась она с обыкновенной школьной тетрадкой. Показала мне ее обложку и, улыбаясь, спросила: – Узнаешь? Я впился глазами в «паспорт» тетрадки и узнал свой ломкий, неровный почерк, которым я подписал свою тетрадку по русскому языку, если не ошибаюсь, за пятый класс!
Но это было еще не все. Елизавета Михайловна пролистала тетрадку и развернула ее ко мне выбранным местом. И я снова узнал и свой почерк, и свое сочинение «Как я провел лето», снабженное еще и моим же рисунком цветными карандашами. Этот мой «опус» был признан тогда лучшим по школе и вроде бы даже был представлен на районную олимпиаду.
– Как, вы его сохранили? – удивился я.
– Конечно, – просто сказала Елизавета Михайловна. – И не раз перечитывала. Хочешь, еще раз почитаю?
И Елизавета Михайловна при всех домочадцах, опять к необыкновенному моему удовольствию, зачитала мое сочинение о том, как я провел незабываемое лето 63-го или 64-го на зеленых лугах, на голубых озерах и на берегу Иртыша. Оно было наивным, то мое сочинение. Но от его простых слов, каких-то запоминающихся деталей, ряда точных и красочных оборотов веяло такой свежестью, перед глазами вставала такая яркая летняя картинка из моего детства, что мне захотелось попросить у Елизаветы Михайловны отдать мне эту мою тетрадку. Насовсем.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги