Несмотря на будний день, возле памятника было многолюдно, поэтому фотографироваться на его фоне, а уж тем более тереть большой палец Нинского, я не стал. Сделав пару общих снимков, я миновал Северные ворота и ступил на булыжную мостовую одной из улиц дворца Диоклетиана, которому, между прочим, приписывают одно из известных изречений. Когда Диоклетиан отошел от дел и старейшины города пришли к нему с просьбой вернуться на трон, он ответил им, что они не стали бы его просить об этом, зная какую капусту он выращивает на своем огороде.
Обследуя «стари град», я с каждым шагом все больше проникался его величием и красотой. Наиболее сильное впечатление на меня произвели Кафедральный собор XIII века, первоначально служивший мавзолеем Диоклетиану, так называемый перистиль, монументальный внутренний двор с колоннами, игравший роль главного входа в резиденцию императора, а также полусферический вестибюль с «потолком» в виде круглой дырки.
К сожалению, в Кафедральном соборе фотографировать запрещено. Вместо этого предлагают хорошего качества открытки, а также разрешают (за отдельную плату) подняться на колокольню, где с высоты птичьего полета можно взглянуть на древний город. Зрелище впечатляющее, особенно когда на верху дует сильный ветер, а ты весь в мыле, как скаковая лошадь, после подъема по узкой винтовой лестнице. Но это так, лирическое отступление, на самом деле восхождение того стоит.
Исследуя улицу за улицей, я и не заметил, как оказался на набережной недалеко от порта. Отложив на время изучение города, разыскал кассу портопункта и узнал расписание движения паромов, которое вручили мне в виде ксерокопии абсолютно бесплатно, объяснив при этом что, когда и в какой последовательности отправляется. Кроме того, мне показали междугородный автовокзал, который находился в двухстах метрах левее, прямо напротив грузового причала, где я смог выяснить расписание нужных мне автобусов.
Вернувшись обратно к стенам «стари града» (или дворца Диоклетиана, как кому больше нравится), я оказался возле южного фасада (со стороны набережной) и был приятно удивлен. Это ощущение пришло не сразу, просто я искал ракурс для съемки и как-то (на уровне подсознания) отметил необычность увиденного. Сделав несколько шагов и осознав, что упустил эту нить, я вернулся назад и вновь стал оглядываться по сторонам, постепенно понимая, что это ощущение создает именно фасад стен, глядя на который теряешь чувство времени, словно погружаешься в историю.
Фантастическое состояние, вроде ты здесь, в современном мире, но в то же время напротив тебя частичка истории, которая затягивает и поглощает. Потом мой взгляд уловил сохнувшие на веревке джинсы. И мне стало смешно, когда я представил в них средневекового рыцаря. Естественно, что джинсы я сфотографировал тут же.
Прогуливаясь вдоль южного фасада, я наткнулся на расположенную в полуподвальном помещении галерею с длинным туннелем, ведущим к перистилю. Исследуя ее закоулки со множеством сувенирных лавок, меня заинтересовала старая каменная лестница, поднявшись по ступенькам которой и проигнорировав заграждающий выход стул, я оказался на заднем дворе. Туристы здесь не ходили, лишь изредка попадались местные жители, зато было на что посмотреть.
Это и интересные в архитектурном плане здания. И петляющие красивые узкие улочки, и внутренние дворики, и многое другое, чего редко увидишь, следуя избитым туристическим маршрутом. Так и гулял я в тишине, пока неожиданно не вышел на маленькую площадь к памятнику Марку Марунчу (Marko Marunc), где передохнул сидя на каменном выступе постамента, после чего, приняв решение вернуться в отель, убрал штатив с фотоаппаратом в рюкзак и отправился обратно тем же маршрутом, что и приехал, за одним лишь исключением – из Трогира до отеля я добирался пешком.
День 3: Задар, Шибеник
Встал рано, ибо планировал поездку в Задар. Утро выдалось хмурым, хотя ночью на небе виднелись звезды. Быстро приняв душ и позавтракав, я отправился в Трогир, засекая одновременно время на марш-бросок. На все про все ушло минут тридцать пять. Где-то в 7:30 я уже покупал билет до Задара. При этом мне объяснили, что нужный автобус отправится в восемь утра от магазина, расположенного на противоположной стороне дороги рядом с автовокзалом. Однако автобус пришел минут на двадцать раньше. Конечно, меня несколько смутило такое опережение временного графика, но надпись на лобовом стекле автобуса полностью совпадала с маршрутом в билете. Поэтому, долго не думая, я полный надежд забрался в салон.
Зря радовался. Когда отъехали от остановки, ко мне подошел контролер, взял билет и с видом заправского сыщика стал крутить его в руках. Оставалось только попробовать его на вкус и просмотреть на свет. В итоге он вынес вердикт, что это билет другой автобусной компании и для проезда в данном автобусе не подходит. А далее по принципу: либо плати, либо выходи. Платить не хотелось, выходить тоже. К тому же я не «въехал», где выходить и как пересесть на другой автобус. К счастью, сидящая напротив девушка, узнав, что я понимаю по-английски, объяснила, что на следующей остановке мне придется выйти и дождаться свой автобус, на котором будет написано название той же компании, что и у меня на билете. При этом, как подчеркнула она, необходимо не забыть поднять руку для голосования.
После этих слов я немного опешил, поскольку не мог взять в толк, что же мне делать, если автобус не остановится. Поэтому я продолжал пытать ее снова и снова, местами переходя на русский. Интересно, что это был последний случай, когда я был в замешательстве (путешествие на остров Корчула не в счет, там у меня попросту заканчивались деньги). В общем, получив напутствие, я вышел на остановке в маленьком городке Марина (Marina), названном так не в честь красивого женского имени, а просто в Хорватии, да и Италии тоже, так называют порт или стоянку яхт, что, впрочем, соответствовало действительности, ибо их здесь было предостаточно.
Марина встретила меня пронизывающим ветром, хотя было сравнительно тепло, но первые ощущения были именно таковыми: холодно и вот-вот пойдет дождь. Тем не менее, окинув взглядом местность, я решительным шагом пересек дорогу и перелез через ограждение, на ходу стаскивая рюкзак с плеч, чтобы достать фотоаппарат и штатив. Я прикинул, что имею в запасе минут двадцать, а то и более. К тому же я мог в любой момент вернуться назад, поскольку поворот, из-за которого мог появиться автобус, просматривался довольно хорошо. Вначале сфотографировал панораму городка, а затем, узрев старенький автомобиль пожарной службы, «щелкнул» и его.
Удивительно, но в эти минуты меня не волновало, успею ли я на автобус, пойдет ли дождь и тому подобное. Я просто наслаждался увиденным. Слева у причала возвышалась прямоугольная в плане башня с верхней оборонительной площадкой под шатровой крышей, крытой рыжей черепицей. Вместе с тем, на мой взгляд, это была современная постройка либо хорошо отреставрированная. Мы-то привыкли, что у нас, если старое, выглядит так, как будто завтра рухнет. Справа, метрах в двухстах, расположилась небольшая часовенка. Вот ей-то, без сомнения, было лет двести и по внешнему виду, и по архитектурному исполнению. Таких крох можно встретить практически в любом уголке Хорватии. И хотя меня подмывало желание подойти ближе, я все же сложил свои причиндалы в рюкзак и вернулся на остановку.
Ждал минут сорок, аж измаялся весь, одновременно анализируя сложившуюся ситуацию, благодаря чему уяснил две вещи. Во-первых, билеты можно и лучше покупать в автобусе, будет меньше проблем (хотя будет ли дешевле, так за время своего вояжа по Хорватии я и не понял). Во-вторых, пока ехал в автобусе, заметил, как мы проезжали мимо нашего отеля. Иными словами, если я в будущем соберусь ехать в направлении на Шибеник, мне больше не надо будет сломя голову нестись на автовокзал в Трогир. А можно будет просто выйти к остановке, дождаться автобус и проголосовать. Забегая вперед, скажу, что такой фокус проходит только с междугородными автобусами, делающими промежуточные остановки. Автобусы, идущие от пункта «А» в пункт «Б», не остановятся, то же самое касается и экскурсионных автобусов. Главное, не отчаиваться, если таковой пройдет мимо, обдав тебя дымом из выхлопной трубы и пылью из-под колес.
Но вот, наконец, из-за поворота показался автобус и я, как учили, поднял руку. Когда он остановился, я вошел и протянул водителю билет, но тот дал понять, что этим занимается контролер, после чего указал на свободное место. К счастью, все обошлось. Это был мой автобус, поэтому, расположившись удобнее, я достал карту и стал изучать маршрут движения, поглядывая в окно, да в уме и частично на бумаге прорисовывая план будущих странствий. Первым делом пометил маленький островной городок Примоштен (Primošten), затем наиболее удобные, на мой взгляд, места для панорамной съемки Шибеника, заодно узнав, что в городе есть довольно внушительная крепость, о которой нет ни слова в путеводителе.
Даже Ирина, приглашая нас в Шибеник, говорила, что, кроме центра, смотреть там нечего. Но поверьте на слово, этот город, хоть и довольно большой, настоящий архитектурный шедевр. Поэтому, ограничившись лишь площадью Св. Якова, вы рискуете не только не увидеть других, не менее достойных созерцания мест, но и пополнить ряды простаков, слепо доверяющих чьим-то советам. Между тем Вранское озеро (Vransko jezero), находящееся в районе Пакоштане (Pakoštane), меня не впечатлило. Однако любителям орнитологии заехать туда стоит, ибо, как утверждают первоисточники, там можно увидеть редкие виды водоплавающих птиц, а тем, кто увлекается рыбалкой – выловить как морскую, так и пресноводную рыбу.
Но впереди меня ждал Задар, чей автовокзал оказался на окраине города в окружении пустырей и хозяйственных построек. Лишь вдали виднелись высотные дома. Однако ни единого признака так называемого старого города, пусть даже малейшего, обнаружить не удалось. Тем не менее, повинуясь больше своей интуиции, я устремился за цокающими впереди меня каблучками (вообще-то на девушке были кроссовки, но это не мешало ей привлекать к себе внимание). Правда, пока я оглядывался в поисках расписания движения автобусов, которое так и не выявил, обладательница «мелодичного звука» успела удалиться на приличное расстояние.
Я было рванул следом, но вскоре прекратил преследование, поскольку она свернула вправо, а море, по моим расчетам, и «стари град» находились в другой стороне.
Забавно, но вскоре моя улица также ушла вправо. И мы, возможно, параллельными курсами двигались теперь в одном направлении, хотя я по-прежнему не оставлял попытки сориентироваться, задавая наводящие вопросы прохожим. Вначале попались немцы, которые сами ничего толком не знали, но затем я встретил мужчину-хорвата, который быстро все мне объяснил. А пройдя еще метров сто, я увидел нужный указатель и минут через восемь был у городских ворот.
Перво-наперво отыскал церковь Св. Доната IX века, больше известную своей необычной круглой формой, единственной в своем роде.
Пройдясь по площади возле церкви и выбирая наиболее удачные ракурсы для съемки, я постепенно сместился к стенам Францисканского монастыря, откуда спустился к набережной, а затем возвратился обратно в центр. Прохаживаясь по узким улочкам города, обнаружил несколько зданий с красивыми узорчатыми барельефами, изображающими львов, рыцарские доспехи и всевозможные переплетения цветов, букв и цифр. Понравилась мне и церквушка, украшенная скульптурными изваяниями ангелов, расположенная в конце Широкой (Široka) улицы. А очутившись перед собором Св. Анастасии XII века, долго не думая, зашел внутрь и посидел в тиши на скамеечке, любуясь внутренним убранством базилики, а затем, поднявшись на колокольню собора, смог по достоинству оценить красоту города.
В тот день в мои планы входило еще посещение городка Нин (Nin), расположенного в 17 километрах севернее Задара, то есть в противоположном Трогиру направлении. Однако, прежде, следовало сопоставить появившиеся чувство усталости с неустойчивостью погоды, грозящей вот-вот пролиться дождем. И если к тому моменту он все еще не начался, то это только потому, что сама природа пока благоволила мне. Решив не искушать судьбу и отказавшись от своего намерения, я, немного пройдясь по городу, стал все же потихоньку продвигаться к автовокзалу, постепенно наращивая темп от ленивой поступи до ускоренного шага.
Подходя к автостанции, я увидел отъезжающий автобус и ринулся к нему. У светофора мне удалось его перехватить. Дверь открылась, и я ввалился внутрь, успев уловить, что автобус идет в сторону Шибеника. Каково же было мое удивление, да, наверное, и водителя с контролером тоже, когда оказалось, что это был тот самый автобус, в который я сел утром, все перепутав. К слову сказать, на этом автобусе я потом ездил в Загреб. Да и вообще, поездив по Хорватии, я многие экипажи знал в лицо и обо всех сохранил теплые воспоминания.
Билет я взял до Шибеника, время-то было послеобеденное, к тому же я надеялся, что дождь так и не начнется. Однако минут через тридцать за окном заморосило, сначала так, мазками, постепенно усиливаясь и переходя в настоящий московский дождь. Но я все же надеялся, что вскоре он прекратится, тем более что ехать до Шибеника предстояло еще часа два. Но дождь шел и тогда, когда мы въехали в город, нарушив тем самым мой план выйти из автобуса в пригороде, на подступах к городу, поскольку оттуда, с горы, тот представал во всей своей красе.
Приехав на автовокзал, я задумался, что делать дальше. С одной стороны, дождь был не такой уж и сильный. Не то что однажды в Карелии. Но, с другой стороны, я был в сандалиях, а промокнуть со всеми вытекающими из этого последствиями, особенно в начале отпуска, мне не хотелось. Поэтому я сначала справился в билетной кассе о времени отправления автобусов в национальный парк Krka (помните, куда я хотел съездить вместе с Ириной). И лишь затем, выглянув на улицу, решился все-таки прогуляться по городу, так как рядом увидел кафедральный собор Св. Якова, построенный в 1431—1536 годах и являющийся ныне памятником ЮНЕСКО. Кроме того, мне необходимо было раздобыть информацию о правилах и возможности посещения национального островного парка Kornati (Корнаты), которую мне могли предоставить только в городском турбюро, два из которых находились в этой части города.
В общем, зайдя в первое попавшееся турбюро, я задал интересующие меня вопросы женщине-менеджеру, которая, в свою очередь, объяснила, что экскурсия на Корнаты стоит 200 кун (1000 рублей) и оплачивать ее нужно заранее, лучше всего накануне. И тут же предложила отправиться туда на следующий день. Однако это в мои планы пока не входило. Увидев мои колебания, мне порекомендовали посетить еще одну фирму, добавив, что их программа меня обязательно заинтересует (прямо как у нас дома).
И вновь серая краска дня, морось дождя. Гуляя по улицам города, я даже не надеялся, что смогу сделать хотя бы одну фотографию. Тем не менее с каждым шагом я все больше влюблялся в Шибеник, который по своей красоте не уступал Трогиру. Передать, что я чувствовал в тот момент, очень трудно. Город словно вымер, дождь разогнал всех: и горожан, и приезжих. Однако не было ощущения одиночества.
Нет, со мной был город. С его узкими булыжными улочками и шершавыми, местами треснутыми, стенами домов, украшенными узорами, барельефами и размещенными в нишах скульптурами. Выйдя на площадь возле собора Св. Якова, я увидел крытую галерею, позволяющую не только спрятаться от дождя, но и без особых помех рассмотреть доступные фрагменты собора. Затем, воспользовавшись наличием множества навесов над расположенными на площади кафе, я сменил свою позицию и, перемещаясь таким образом, а также пользуясь полным отсутствием пешеходов, сфотографировал собор и окружающие его здания с различных ракурсов.
Спустившись к набережной по широкой лестнице, утопающей в зарослях усыпанного бледно-желтыми цветами кустарника, я залюбовался открывшимся мне видом собора Св. Якова. Дождь почти прекратился, выглянуло солнце и я, зашлепав по лужам, отправился бродить вдоль моря, время от времени задирая голову, чтобы взглянуть на крыши домов и возвышавшуюся над ними крепость. Идея родилась внезапно. Быстро развернувшись, я ринулся обратно к площади, а оттуда вверх по узким улочкам, пока не встретил указатель, направляющий всех желающих к музею. Я не был уверен, что это будет именно та крепость, которую видел из окна автобуса, а потом с набережной, но продолжал двигаться вперед, сверяя направление движения по встречным указателям.
Дорожка вывела к небольшой калитке, за которой, укрывшись от дождя под плотным навесом ветвей кустарника, стоял привратник. Миновав его, но уже с входным билетом, я полный вдохновения отправился дальше. Справа давила своим монолитом стена долгожданной крепости, а слева, как на ладони, возлежал «стари град» с площадью Св. Якова. Дождь продолжал моросить, а я с возросшим энтузиазмом неуклонно поднимался все выше и выше, пока не очутился на первой смотровой площадке.
Тут же достал фотоаппарат и сделал пару снимков. Пленка закончилась, о чем, жужжа, известил фотоаппарат, начав ее перемотку. Дабы не менять ее под дождем, я продолжил осмотр крепости, одновременно ища надежное укрытие, чтобы там спокойно вставить новый ролик. Метров через двадцать я наткнулся на что-то похожее. Это был еще один вход в крепость, но закрытый кованой решеткой с массивным навесным замком. Зато там был навес, позволяющий осуществить задуманное.
Минут через десять дождь прекратился. Воспользовавшись временным затишьем «на небесах», я по намеченной заранее тропинке поспешил на смотровую площадку, расположенную на самом верху крепости, для этого мне пришлось перепрыгивать через колючие заросли и карабкаться по наклонной, скользкой после дождя доске, цепляясь руками за стены, чтобы не свалиться и не разбить фотоаппарат. Но оно того стоило. Вид был потрясающий, особенно панорама близлежащих островов с плывущими по морю точками яхт и корабликов.
Окинув взглядом округу, я обнаружил, что прекратившийся дождь не прибавил посетителей. На улицах было по-прежнему пустынно. И тут меня озарило, что это самое подходящее для фотографа время. Кто любит снимать, поймет охватившие меня чувства. Тихонько, чтобы не поскользнуться на мокрых камнях, я спустился вниз и направился обратно в «стари град». По пути я не забывал делать снимки, при этом мне никто не мешал, не толкал и не загораживал объект съемки.
Возле кафедрального собора Св. Якова ко мне подошла китаянка, решившая уточнить (естественно, на английском) его название. Тут-то я и призадумался, пытаясь подобрать английский аналог слову «Яков». Перебирая всевозможные созвучия, все-таки остановился на слове «Jakov», делая акцент на первой букве «дж». Китаянку такой ответ, по-видимому, не устроил. Она отошла в сторону и долго шушукалась со своими спутниками, а затем обратилась к гиду, после чего ее лицо озарила счастливая улыбка. Она вернулась ко мне, поблагодарила и добавила, что я оказался прав.
Узнав, что храм открыт, я заглянул внутрь. Да, что ни говори, а красоту словами не передать. Лучше съездить и все самому увидеть. Ведь не зря собор Св. Якова, который возвели архитекторы Юрай Далматинец и Никола Флорентинец, называют «жемчужиной» Шибеника. Это единственный в Европе храм, построенный из цельных каменных плит и опоясанный с внешней стороны ренессансным фризом, украшенным, как утверждают, «головами» горожан-современников Далматинца. К сожалению, внутри собора снимать нельзя, но зато можно приобрести довольно красочные открытки, что я и сделал, но не в тот день, а значительно позже, в один из своих очередных приездов на автовокзал Шибеника.
Программа-максимум в этот день была выполнена полностью, но я жаждал еще подвигов, хотя физически уже чувствовал усталость. Однако, приняв решение, я все же отправился на «дальние подступы», а точнее, как раз в то место, которое я приметил, выезжая утром из города по направлению к Задару, в качестве наиболее удачной точки для панорамной съемки. Подъем в гору ускоренным шагом занял минут двадцать, но, дойдя до конца пешеходной зоны, нужного места обнаружить не удалось. Ведь одно дело глазеть на все из окна автобуса сидя на возвышении, а другое – делать привязку непосредственно на местности.
Тем не менее просто так отступать не хотелось. Оставался единственный путь: по бровке проезжей части подняться чуть выше, метров эдак на пятьсот-восемьсот, что я и сделал, естественно, соблюдая все правила дорожного движения и перекладывая раздвинутый штатив (так быстрее и проще установить фотоаппарат для съемки) из правой руки в левую при приближении встречных автомобилей. Но надо отдать должное местным водителям, они здесь очень внимательны, скорость не превышают, пешеходам дорогу уступают.
Мой расчет оказался верен, я нашел площадку что надо, с хорошим обзором и морем цветов в буквальном смысле слова: красными, оранжевыми, желтыми, синими, белыми. Одни большие красно-оранжевые маки чего стоили. А какой в воздухе витал аромат, усиленный свежестью после дождя! Лишь насладившись всем этим великолепием, я вернулся в город и, еще раз пройдясь по его улочкам, направился к автовокзалу, где сел в удачно подошедший автобус и минут сорок спустя был уже в отеле.
Еще в автобусе мое внимание привлекли двое старичков, дед с бабкой, которые активно вертели головами, жуя бутерброды и что-то тихонько обсуждая. Я принял их за иностранцев, каких здесь немало, но, когда услышал русскую речь, решил познакомиться с ними поближе. Это действительно были мои соотечественники и, как оказалось, ленинградцы-блокадники. В этом году в честь 60-летия Победы всем блокадникам Аэрофлот предоставил бесплатный проезд в любой уголок мира. На мой вопрос, почему они выбрали именно Хорватию, ведь это очень дорогая для туризма страна, они ответили, что очередь за билетами составляла около двух тысяч человек. Когда подошел их черед, то из оставшихся стран наиболее приемлемым вариантом была только Хорватия.
Но самым удивительным было другое. Несмотря на преклонный возраст, им было далеко за семьдесят, и больные ноги у бабушки (ходила она с очень большим трудом), они умудрялись путешествовать по стране. Их отель был возле Сплита, но они приняли решение лететь до Загреба, где прожили полтора дня, сумев осмотреть практически весь город и даже оценить местное пиво (при этом дед хитро улыбнулся). Теперь вот ехали в Сплит. А это около 10 часов в зависимости от маршрута автобуса. Такие наши герои, войну прошедшие! В свою очередь я им о местных красотах поведал, рассказал, посоветовав, куда лучше всего съездить, где и что подешевле купить. Вот такая выдалась встреча и очень надеюсь, что они хорошо отдохнули.
День 4: Примоштен, Книн, Крка
Пробудился ранним утром от ощущения, что за окном льет дождь. Вышел на балкон и остолбенел. Погода оставляла желать лучшего. Все небо заволокли серые тучи, а порывы ветра кружили и швыряли мелкие противные капли дождя. Весьма неподходящая погода для съемки. Но задумываться над извечным вопросом «что делать?» было еще преждевременно. Поэтому, завернувшись в простыню, я снова погрузился в объятия Морфея. Когда проснулся вновь, дождик все еще моросил. Но разве это был повод, чтобы остаться в постели? Я быстро позавтракал, собрал рюкзак, добавив еще один всепогодный фотоаппарат (обычная мыльница, фирма Nikon, качество фотографий потрясающее, фотоаппарату уже больше 15 лет, а он все еще в «спортивной» форме).