Книга ИКША. Сборник рассказов и фотографий по местной истории - читать онлайн бесплатно, автор Владимир Борисович Броудо. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
ИКША. Сборник рассказов и фотографий по местной истории
ИКША. Сборник рассказов и фотографий по местной истории
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

ИКША. Сборник рассказов и фотографий по местной истории


В советское время храм постигла участь сотен и тысяч разграбленных святынь. В 1937 г. последнего настоятеля перевели в храм в честь Святой Троицы в селе Чашниково около Лобни, так как там арестовали настоятеля. Таким образом, Вознесенская церковь осталась без присмотра священника и была разграблена воспитанниками Икшинской трудовой колонии НКВД. (Икшинская воспитательная колония была образована в 1903 г. как отделение Московского Рукавишниковского приюта. Сюда направлялись старшие воспитанники, здесь они занимались сельским хозяйством. Сам приют был основан в 1864 г. в Москве на пожертвования частных лиц – купца А. А. Бахрушина и домовладельца Н. В. Рукавишникова). В протоколе Дмитровского исполкома было засвидетельствовано:

«Все до основания разрушили, ризы порвали, стекла побили, начали разбирать ограду. Восстановить храм не представляется возможным…» (Священник Максим Брусов. Благочиния Епархии. Дмитровский церковный округ). Окончательное решение о закрытии Вознесенской церкви было принято в 1938 г. Храм длительное время находился в довольно тяжелом состоянии, но с 1997 г. в храме возобновили богослужения, идут восстановительные работы, при храме существует библиотека и настоятель храма опекает воспитанников Икшинской колонии для несовершеннолетних.

В селе Белый Раст (прежнее название – Белые Росы), в западном направлении от станции «Икша», находится церковь Архангела Михаила, известная с начала XVII в. Первоначально она была деревянной. В те времена деревня являлась приселком дворцового села Озерецкого и входила в Московский уезд. В 1654 г. вместе с селом Белый Раст приселок передали в вотчину Патриарху Никону. Во второй половине XVII в. деревянная церковь сгорела, и на ее месте в 1686 г. выстроили новую, также деревянную. Каменную церковь в честь Архангела Михаила возвели в 1880 г. по проекту архитектора В. И. Соколова на средства прихожан. В советское время храм не закрывали. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. восточная стена храма была разрушена разорвавшимся снарядом, но после войны в середине 50-х годов ее восстановили.


Церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст


В XVI в. обширной территорией от реки Икши до реки Яхромы владели бояре Головины. Позже поля и земли отошли к Влахернскому женскому монастырю, построенному в середине XIX века и расположенному на месте усадьбы Головиных в селе Новоспасское (Деденево). Спасо-Влахернский монастырь был основан в 1861 г. на основе женского общежития, учрежденного в 1854 г. по инициативе А. Г. Головиной, которой принадлежало село Деденево. К концу XIX в. в обители возвели три храма. Главным среди них стал десятипридельный Спасский собор, второй деревянный храм основали в честь святого Димитрия Солунского в 1864 г., третий каменный храм перестроили из часовни в честь Смоленской иконы Божией Матери в 1910—1911 гг. по проекту архитектора М. Холмогорова. Строительство Спасского собора было начато еще в 1798 г. В. В. Головиным и завершилось в 1890 г., спустя почти сто лет.

Церковь освятили в 1858 г. в честь Спаса Нерукотворного, родовой иконы Головиных, написанной Андреем Рублевым. В храме имелся придел в честь Влахернской иконы Божией Матери (освящен в 1832 г.), в котором хранилась чудотворная икона, привезенная в 1654 г. с Афона в дар царю Алексею Михайловичу и перешедшая к Головиным в 1713 г. После революции в 1922 г. монастырь закрыли, а в 1928 г. на территории монастыря разместили дом инвалидов, впоследствии ставший санаторием для участников Великой Отечественной войны. Влахернскую церковь закрыли в 1935 г., храм Димитрия Солунского сгорел в 1939 г., церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в 1929 г. приспособили под электростанцию, в дальнейшем в ней расположили склад и гараж.


Спасо-Влахернский монастырь


Сегодня одна часть наследия монастыря хранится в запасниках Дмитровского и некоторых московских музеев, а о его большей части ничего неизвестно. Считается, что чудотворная Влахернская икона Божией Матери находится в Московском музее им. Андрея Рублева. Судьба еще трех икон, написанных А. Рублевым, – Спаса Нерукотворного, Владимирской иконы Божией Матери и Одигитрии-Смоленской – также не известна. После почти векового забвения Спасо-Влахернский женский монастырь вновь открыли в 2001 г. В Спасском храме постепенно восстановили стены, полы, своды, отремонтировали кровлю собора, отреставрировали колокольню. В настоящее время в монастыре действуют храмы: Спасский собор, в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и вновь отстроенный деревянный храм Димитрия Солунского.

Рядом с монастырем находится деревня Шуколово, она несколько удалена от станции «Икша» и расположена в двух километрах от станции «Турист», бывшей «Влахернской». Шуколово известно по писцовым книгам с XVII в. Начиная с 1627 г. деревня принадлежала боярину Даниилу Шокурову. Поселение делилось на верх и низ, его единственная узкая улица очень круто спускалась с горы в долину реки Икши. На пожертвования стольника И. Ф. Шокурова на вершине деревни была построена Успенская церковь в стиле московского барокко (1701 г., перестроена в XIX в.) с ампирным иконостасом (XIX в.) и трехъярусной колокольней (1762 г.). Около церкви был большой пруд, окаймленный валом с вековыми вязами. В начале 1930-х гг. ее также закрыли, разбили оригинальную белую ограду; со временем церковь обветшала, а ее остов зарос бурьяном. Прошло 70 лет – и в 2001 г. начались масштабные работы по реставрации церкви (храм открыли для службы уже в 1992 г.). Группа живописцев восстановила росписи XIX в., и в наши дни архитектурно-исторический облик собора полностью воссоздан.

В середине XIX в. владельцем Шуколово стал зять декабриста С. Г. Волконского. После возвращения из ссылки в 1856 г. сам Волконский подолгу жил у дочери и зятя. В конце XIX в. дом купил французский коммерсант Савенар, а после революции комитет бедноты поселил в нем чернорабочих. Деревянное здание с надстройкой, остаток дома князей Волконских, еще долго стояло на самом краю Шуколовского оврага с крутыми склонами и ручьем, но до настоящего времени 2-этажный дом не сохранился, а от парка осталась лишь часть.


Надгробная плита на могиле художника С. В. Иванова


Деревня Свистуха расположена в 14 км от станции «Икша» и в 3 км от станции «Турист». В этой деревне в 1903 г. известный русский живописец С. В. Иванов, продолжатель традиций передвижников, ученик В. Г. Перова, купил небольшой участок земли и построил себе дачу. Его полотна, написанные в Свистухе, посвящены жизни крестьян. Также ему принадлежат иллюстрации юбилейного издания А. С. Пушкина, выпущенного в 1899 г. С. В. Иванов умер в 1910 г., его похоронили на кладбище соседнего села Деденево. Позже прах художника и надгробная плита, выполненная по эскизу А. М. Васнецова (он жил по соседству, на противоположном берегу Яхромы, в имении своего брата, знаменитого русского живописца В. М. Васнецова), были перенесены на территорию его усадьбы-дачи. До наших дней сохранились дом и мастерская С. В. Иванова.

Окрестности Икши в летний период оживляют дачники. В советское время дачи были привилегией, которую даровали элите в качестве награды за верную службу. Так, сразу после войны в 1946 г. на противоположном берегу от станции «Икша» около станции «Трудовая-Северная» построили дачный поселок. Согласно правительственному постановлению от 1945 г., И. Сталин распорядился маршалам, генералам и офицерам дать в собственность землю по размерам службы. Членами Военного Совета и Г. Жуковым было принято решение, по каким проектам строить. Дачи возводили пленные немцы, которых каждый день привозили на стройку. Дома были типовые с верандами, от 7 до 12 комнат, каменные и двух-этажные. В каждом доме имелся свой кинозал, т.к. на дачи привозили кинофильмы. Генералы разбивали фруктовые сады, выращивали цветы и разводили домашних птиц.

Около деревни Пчёлка вдоль реки Катешка, которая впадает в водохранилище, расположился дачный поселок летчиков-испытателей. Построили его на месте участка 5 Дмитлага, это был штрафной участок со специальной усиленной охраной, где держали заключенных, пойманных после побега. Согласно легенде, дачный поселок летчиков-испытателей появился следующим образом. Во время наступления фашистов на Москву три советских летчика были сбиты, но благополучно приземлились на парашютах недалеко от поселка «Икша». В конце войны летчиков пригласили на празднование победы, и Иосиф Сталин спросил их: «Ребята, что хотите?». Они рассказали, что в 1941 г. их сбили, а самолет упал рядом с водохранилищем, и попросили: «Если вы позволите, мы бы хотели построить там дачи.»

Сталин издал указ, и многие известные пилоты получили в этом месте землю под дачи. В 1960—1970-х гг. в поселке выстроили свои дачи и несколько космонавтов. Была и своя достопримечательность в поселке – «бутылочный домик», увитый диким виноградом, с высоким шпилем и белой чайкой. Постройку сложил из бутылок шампанского бывший военный летчик А. Пьецух, и смотреть этот переливающийся разны- ми цветами чудо-дом приходила вся округа.

Также напротив деревни Пчёлка и рядом с поселком летчиков-испытателей Союз кинематографистов в 1968 г. выбрал участок под строительство кооперативного дома творчества «Искусство». Строилось здание очень долго и только в 1981 г. в доме на берегу Икшинского водохранилища справили новоселье не только заслуженные артисты, режиссеры, сценаристы, операторы, но и представители других творческих профессий: поэты, художники, архитекторы, драматурги, скульпторы и журналисты. Четырехэтажное здание из желтого кирпича L-образной формы с глубокими лоджиями и по сей день стоит на самом берегу водохранилища, напоминая ведомственный пансионат советских времен.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Рождествено-Суворове. На первом плане – могила С. Федорова.


За входом в Пестовско-Икшинский соединительный канал расположено село Рождествено-Суворово. Прежде оно называлось Михайлово, но в 1665 г. в селе построили деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После этого село получило название Рождествено. Владел имением думный дьяк И. Гавренев, который в 1670 г. продал его Ф. Ю. Барятинскому. В XVII—XVIII вв. имение принадлежало князьям Барятинским, а с 1773 г. Суворовым, сначала отцу, генералу В. И. Суворову, а потом сыну, знаменитому полководцу А. В. Суворову. Усадьба сгорела в 1812 г., но сохранилась кирпичная пятиглавая церковь Рождества Богородицы с шатровой колокольней. Ее первая постройка датируется 1620 г., последнее здание – 1714 г., выстроено князем Ф. Ю. Барятинским и является образцом московского барокко. В подклети храма находилась могила отца фельдмаршала, но после революции она была осквернена, вскрыт склеп с телом отца полководца Суворова, похищены из гроба его доспехи. Известный офтальмолог Святослав Федоров помогал в конце 1970-х – 1980-х гг. восстанавливать церковь и возрождать приход. Храм открыли в 1989 г. Он полностью отреставрирован и действует. У церкви погребены генерал В. И. Суворов и врач-офтальмолог С. Федоров.

Постепенно вдоль канала им. Москвы, в границах городского (до 2018 г.) поселения «Икша», рядом с деревнями и поселками появлялись дачи, турбазы и дома отдыха разных министерств, предприятий и НИИ. Перемешивался пестрый социальный состав граждан, создавая особую атмосферу, так называемый дух места. В перестроечные годы пришло очередное новое время для нашей страны, и, как и повсюду, начала меняться застройка окрестностей станции «Икша». Появились дорогие коттеджи на месте старых дач и проданных совхозных полей. Собственники земель иссекли заборами широкие просторы и леса вдоль канала.

Деньги и частная собственность затмевают благоразумные социально-экономические предложения, которые могли бы привести к сбалансированному соотношению частной застройки и возможности свободного доступа к природным ландшафтам и берегам водохранилища большинству наших соотечественников. Необходимо отметить, что и пристани на канале им. Москвы в настоящее время, за очень редким исключением, не функционируют.

Таким образом, прокладка железной дороги Москва – Савёлово в конце XIX в., затем канала им. Москвы в ХХ в. послужили развитию и росту поселка Икша. Одновременно его окрестности в годы советской власти пережили варварское разорение, уничтожение храмов построенных в XVII—XIX вв., и дореволюционных усадеб. В период 1990-х гг. и в начале нового тысячелетия началось восстановление утраченных памятников, передача их церкви и стремление сохранить православную духовную культуру. Икша и прилегающие к ней деревни получили возможность свободного экономического развития, но параллельно происходят и негативные процессы, связанные со становлением капитализма в России и проведением непродуманной политики в отношении сохранения природных ландшафтов и уникальной экосистемы канала им. Москвы.

Автор: Полина ЗУЕВА, доцент Московского Архитектурного института (МАРХИ)По материалам журнала «Северная Жемчужина»

Источник: https://iksha-town.ru/stati/iksha-taynyi-istorii

Глава 2. Исторический экскурс по посёлку Икша

Пожарная каланча. Самое старое здание в Икше. Построено в 1903 году.


Поселок «Икша», как поселение существует с 1900 года, со времени окончания строительства Савеловской железной дороги и прозывается по станции «Икша» означенной дороги. Станция получила свое название от реки Икша, притока Яхромы и стоит на ее левом берегу.

Место, где теперь стоит поселок Икша, в глубокой древности входило в состав Выгородского стана Дмитровского уезда, являясь его границей с Монятиным станом Московского уезда на юге и с 1872 года – в состав Ильинской волости Дмитровского уезда Московской губернии, граница с Марфинской волостью Московского уезда.

Вся территория его полностью входила в состав земельных угодий села Игнатово и до Советской власти, хотя уже существовал поселок Икша, но не числился отдельным населенным пунктом, а значился в полицейско-административных книгах, как часть села Игнатово.

Через село Игнатово проходила старинная дорога на Москву. С XVII века эта дорога пролегала по прямой линии села Игнатово на Ростиславские выселки Дмитровского уезда и шла далее к Москве, все время по прямой, через Шолохово и Сухарево, к селу Хлебниково. Так эта дорога существовала до 1870 года. Таким образом, до XVIII века на том месте, где теперь стоит поселок Икша, не было никакого жилья, и только находился брод через речку Икша, по которому и проходила старинная дорога на Москву, а территория современного поселкка, входила, в то время, во владение патриаршего двора как земля села Игнатово.

В самом конце XVIII века, около брода появилось первое здание на Икше – это мельница Дмитровского Борисоглебского монастыря. Сами монахи на мельнице не работали, они сдавали ее в аренду местным крестьянам. Мельница на Икше просуществовала до 1907-го года.


Москва, Савеловский вокзал 1903-й год


В 1870 году строилось дорога Москва – Дмитров. От столицы она шла через Хлебниково, как старая дорога 18-го века, и должно было идти через Игнатово, Батюшково, Свистуху прямо к Дмитрову, по верху Клинско-Дмитровской гряды. Но по каким-то неизвестным причинам строители от Ростиславских Выселок направили ее по котловине по берегам рек Икши и Яхромы, по болотам и низинам. Говорят, что в этом быди заинтересованы два влиятельных лица: представитель старинного родовитого дворянства помещик А. П. Головин и представитель крупного капитала, пайщик и директор Яхромской фабрики Ф. Ф. Бордман. Шоссе при их участии прошло через имение Головина в Деденеве и близ яхромской фабрики. Именно в эти годы деденевский помещик А. П. Головин начинает распродажу земель своих владений (свыше 1000 десятин). Головин продавал свои земли участками, вероятно, с целью образовать из бывшего своего имения – села Деденево – дачный поселок, что впоследствии и было осуществлено.

Лица, приобретавшие земельные участки и строившие на них дачи, были также заинтересованы в проложении хорошего транспортного пути из Москвы в Деденево, и, возможно, оказали свое давление на строителей шоссе. Шоссе строилось при участии московского губернского земства, где в то время был и гласный губернского земского собрания А. П. Головин (а после него Ф. А. Головин). В эти же годы быстро развивалась и Яхромская фабрика (товарищества Покровской мануфактуры).

На строительство дороги требовалось большое количество песка, гравия и булыжного камня. Местные крестьяне освоили добычу этих строительных материалов, в толще близлежащих холмов под слоем глины, на территории нынешнего поселка. С момента строительства Савеловской железной дороги это «производство» усилилось (в 1897—1900 гг.), по железной дороге строительный материал увозился в Москву и немало московских улиц замощено икшинским камнем.

Это в свою очередь, и вызвало рождение поселка Икша. Вскоре около станции появились дома трактирщиков, лавочников, приказчиков и подрядчиков. В 1907 году поселок Икша представлял из себя разбросанные по шоссе и параллельно идущей железной дороге на левом берегу реки Икша здания: станция Икша, два пристанционных здания, водокачка, водонапорная башня, два трактира с магазином, кузница, жилые дома и монастырская мельница – всего 14 зданий. население которых жило за счет труда крестьян Игнатово которые добывали строительный камень. Все это в полицейском управлении значилось при селе Игнатово Ильинской волости Дмитровского уезда Московской губернии.


Икшанский проволочно-гвоздильный завод


С 1907 года на Икше открылось первое предприятие – Икшанский проволочно-гвоздильный завод. Его основал немец, саксонский подданный Юлиус Вильям Пеге. Сначала он работал слесарем на одном из заводов на западе Германии. Однажды Пеге получил приглашение посетить фабрику Товарищества Покровской мануфактуры (Яхромская прядильно-ткацкая фабрика). Через некоторое время его назначили механиком фабрики, на этой должности он проработал до 1913 года. Предприимчивый немец при поддержке владельца чугунно-литейного завода Галкина и немецких фирм основал завод в Икше. На заводе к началу первой мировой войны работало уже более 100 человек, изготовляя колючую проволоку и снаряды для фронта.

В 1909 году в Памятной книге московской губернии местонахождение станции Икша указано в 43 км от Москвы по Московско-Савеловской железной дороге, «поселке при станции Икша» имеется трактир 3-го разряда, рядом – колония Фидлероского отделения Московского городского рукавишниковского приюта (воспитательная и ремесленная школа для малолетних преступников).

В 1911 году купец Федор Седов построил в Икше у железнодорожной станции чайную. Со временем здесь появились другие торговцы – братья Гаврила и Николай Кашехлебовы. После революции 1917 года лавки купцов Кашехлебовых были национализированы: в их чайных организовали комитет бедноты, детскую столовую для кормления детей рабочих, крестьян, бедняков. В одной из чайных организовали рабочий клуб Икшанского завода. Афанасий Романов, имевший кирпичный завод и разработанные торфяные болота комитетом бедноты был обложен налогом в 13 тысяч рублей в пользу государства. У мелкого фабриканта Сергея Логинова, имевшего в Спас-Каменке небольшое галунное производство, большевики национализировали продуктовый склад.

В 1919 году при Икшанском заводе создали сельскохозяйственную артель «Пчелка». В ней работали крестьяне села Игнатова и поселка Икша. В 1923 году артель распалась, а ее бывшие работники основали деревню Пчелка.

В годы революции на заводе действовала сильная партийная ячейка в количестве 34 человек. В 20-е годы на заводе были открыты новые цеха: лесопильный, мукомольная мельница и крупорушка, а также переданы конфискованные помещения торговцев. В связи с расширением поселка и увеличением населения при заводе был открыт медицинский приемный покой. В последнее время существования кроме прежнего ассортимента завод изготовлял, сапожную шпильку.

В 1932 году, ввиду прохождения трассы канала им. Москвы по территории Икшанского завода он был перевезен в Москву. Часть рабочих завода и поселилась здесь, построив дома.


Окрестности Икши в начале 20 в. С карты 1925 г.


Икшанский шлюз на канале им. Москвы


С 1932 года начались работы по проведению канала им. Москвы. Трасса канала на участке Икша прошла по той стороне построек, которая была на левом берегу реки Икши, захватывая и шоссе, и русло реки. Поэтому при строительстве пришлось проделать сложную работу – отнести шоссе и сам поселок через железную дорогу. Шоссе прошло на том же расстоянии от станции, как и раньше, но только по другую сторону железной дороги, а поселок еще выше, на гребень холма, куда и были перенесены дома отдельных жителей поселка. Река Икша вместе с впадающей в нее речкой Базаровкой пущена отдельным искусственным каналом близ полотна железной дороги, и проходит под канал им. Москвы, закрытым туннелем-дюкером. На месте завода построен шлюз №6, на месте Игнатовской мельницы шлюз №5. Кроме основных производственных зданий канала были построены здания для нужд обслуживания канала – дома служащих и рабочих, амбулатория, клуб и прочие.


Населенные пункты гп Икша в составе Краснополянского района Московской области в 1939—1960 гг. 1 – Краснополянский район; 2 – Дмитровский район; 3 – Коммунистический район. С карты 1947 г.


При сооружении канала объем добычи строительных материалов увеличился, были разработаны карьеры: «Гурбан» и «Репечиха». Строительные материалы с этих карьеров отправлялись и в Москву в период Великих Сталинских пятилеток.

В 1939 году, постановлением Правительства, поселок Икша был причислен к составу рабочих поселков, с названием «Рабочий поселок Икша». В территории поселка была включена деревня Ртищево, с 1930 года – колхоз «Ртищево»

В ноябре 1941 года поселок оказался в зоне военных действий. Значительное количество домов и общественных зданий сильно пострадало от бомб. Братские могилы погибших в боях близ Икши Советских воинов остались в поселке вечным памятником тяжелых испытаний.

В 1950 годы Министерство тяжелой промышленности строит кирпичный завод «Стройдеталь». Местная промышленность представлена войлочной артелью, в которой работает 86 человек. В поселке имеется средняя школа, в которой занимаются 804 ученика. Жилой фонд состоит из 48 ведомственных домов и различных вспомогательных построек. Весь поселок и колхоз освещается электричеством.


Видео по теме «История Икши»

https://www.youtube.com/watch?v=6jDFvwK2rFQ&feature=emb_logo


https://www.youtube.com/watch?v=D59CgZB1-0A&feature=emb_logo

Глава 3 Краткая история населённых пунктов

Почти все населенные пункты городского (до 2018 г.) поселения Икша известны с самых давних лет, о них упоминается в межевой грамоте, выданной великим князем Иваном III дмитровскому князю Юрию Ивановичу (1496, 1504 гг.). Все они – и села, и деревни – лежали вдоль древних дорог: из Дмитрова в Москву и из Переславля-Залесского в село Пятницу-Берендеево. Первая до 18 в. шла так: через Игнатово, потом круто сворачивала вправо, направляясь с горы вниз к реке Икша, где на месте нынешнего поселка Икша был брод, и после пересечения реки опять круто поворачивала налево и уходила в направлении на село Спас-Каменка, а от него через деревню Зарамушки, село Белый Раст к селу Озерецкому.

Вторая, более древняя дорога, шла из Переяславля через Дмитров, Игнатово, Спас-Каменку, Белый Раст, деревню Дмитровку и село Рождествено на богатое торговое село Пятницу-Берендеево.

Земли, на которых размещены эти населенные пункты, по первым сведениям, находились в собственности великих князей, а потом долгое время принадлежали церкви – были владениями патриархов, митрополитов, епископов, монастырей. После секуляризации 1764 г., когда одним указом Екатерина II отняла все земли у церкви и передала их в собственность государству, у сел и деревень было много разных владельцев, среди них были декабристы, писатели, участники войны 1812 г. и просто неизвестные истории помещики. Но самым главным и несомненным остается то, что в истории этих 13 населенных пунктов: