Глава 5. Что было в конце 20-х- в начале тридцатых?
Итак, мы выяснили, что в годы валидовщины собственно башкирская литература не получила никакого развития. Произошло это в первую очередь потому, что Башкирская автономия была быстро свернута и власть перешла в руки ставленников Москвы, большевиков.
Однако, поскольку люди, которые планировали будущее России после революции, не планировали создание Башкортостана, не готовили кадры, у них банально не было большевиков-башкир. И тогда очевидно было принято решение привлечь к работе в Башкортостане большевиков другой национальности, выдавая их за башкир.
И действительно, в 1927 году в Уфу прибыл некий «Афзал» «Тагиров».
В Самаркандском областном комитете он был заведующим агитпрома, в советско-партийной школе и Узбекском институте читал лекции. В 1922 году был переведен в Хорезм. Там организовывает советскую партийную школу, назначается редактором газеты «Инкилап кояшы» («Солнце революции»).
Писатель в 1925 – 1927 гг учился в Московской коммунистической академии. Приехав в Уфу, работал на должности ответственного секретаря областного комитета партколлегии Башкортостана, в 1931 избирается председателем ЦИК Башкирской АССР и остается там до конца жизни.15
Если обратить внимание на его лицо и телосложение, мы увидим несомненное сходство с Мажитом Гафури и Даутом Юлтыем. Возможно, это были родственники.
Немудрено, что именно такому проверенному человеку поручили заняться литературой.
В конце 20-х гг. А. Тагиров приступает к созданию широкомасштабных эпических произведений. Был самым активным писателем романов. Первая часть романа «Солдаты» вышел в свет в 1931 г, вторая часть – в 1933 году.
Это произведение является первым опубликованным романом в истории башкирской литературы.
Цитата оттуда же.
Во вступлении к книге говорится: «Солдаты» – это большая эпопея о многострадальном русском солдате времен царизма, о его хождении по мукам в царской казарме и в окопах во время империалистической войны, вплоть до победы Октября.
Разумеется, это полностью лживая пропагандистская книга, посвященная тому, чтобы извратить суть событий и рассказать читателю о том, чего не было, нарисовать картину ужасной жизни при царизме и райского существования при социализме, ну и вывести Валидова и его людей в виде исчадий ада.
«Афзал» «Тагиров» согласно официальной биографии в 21 год пошел служить в армию, а потом воевал на фронтах гражданской войны. Разумеется, никаким писателем в такой обстановке он не мог бы стать.
Кто же писал эти романы? Разумеется, их писали русские литераторы, которые остались в Уфе, а не ушли с белыми. Подтверждением тому может служить такой факт: В 1935-37-е гг. публикуется дилогия А. Тагирова «Красногвардейцы» («Хыдылгвардеецтар»), «Красноармейцы» («Кы^ылармеецтар»). Печатается только русский вариант второй книги дилогии. Цитата отттуда же.
А вот что касается содержания. В самом начале есть эпизод, когда мальчика заставляют в огороде сторожить огурцы! Ну, во-первых, никто никогда никакие огурцы на огороде в деревне не стережет. А во-вторых, башкиры не заводили себе огородов и не растили всякие овощи. Так что понятно, что книгу писал русский или русскоязычный городской человек.
Поскольку у большевиков не было своих людей коренной национальности, они поручали работу тому, кто был. «Афзал» «Тагиров» соответственно был руководителем высшего органа власти республики – Председателем Центрального исполнительного комитета Башкортостана, директором института языка и литературы, председателем комиссии по поддержке студентов и также являлся руководителем во многих других организациях. Активно работал в области литературной критики и литературоведения.
И немудрено, что именно он стал первым председателем Союза писателей Башкортостана, который был организован в 1934 году.
Когда такому занятому человеку было писать романы?
Таким образом, мы можем сказать, что никакого свободного развития литературы при большевиках в 20-х-начале 30-х не было, а была планомерное создание пропагандистского материала.
Как же был создан союз писателей, и кто в него вошел? Об этом мы поговорим в следующей статье.
Глава 6. Почему была организована башкирская ассоциация пролетарских писателей?
Любой, кто знает, кто такие писатели, отмечает их резкую индивидуальность. Писатели обычно живут по принципу, который высказал еще Пушкин:
Ты – царь, живи один.
И если они вдруг очень быстро объединяются в организацию, значит, на то есть причины.
После гражданской войны в 1928 году в Башкортостане была создана башкирская ассоциация пролетарских писателей. Ее возглавил Булат Ишемгул. Фактически можно сказать, что организация возникла моментально, учитывая борьбу с валидовщиной.
Кто такой этот Булат Ишемгул? Приведем длинную цитату из его биографии, она того стоит.
Булат Ишемгул (настоящее имя Габдрахман Закирович Габдрахманов) родился 16 февраля 1900 года в простой крестьянской семье, в деревне Ново-Чебенки Оренбургского уезда Оренбургской губернии, ныне село Новые Чебенки Зианчуринского района.
В 1916 году Габдрахман поступил на подготовительное отделение медресе «Галия» в Уфе. Но через год из-за тяжелого материального положения был вынужден оставить его и вернуться в родную деревню, где работал сельским учителем. В 1917 году горячо поддержал Советскую власть. Вступил в ряды Красной армии, активно участвовал в Гражданской войне.
С 1920 года Габдрахман Закирович работал начальником политического отдела, заведующим политпросветуправления в Кыпсак-Джетировском и Юрматынском кантонах Башкирской АССР. Проводил активную работу по организации органов местного самоуправления кантонов и волостей, комитетов бедноты, комсомольских ячеек.
С 1921 года жил в Стерлитамаке, Уфе и работал заведующим отделом политического просвещения областного комитета ВЛКСМ, инструктором и заведующим сектором печати Башкирского областного комитета ВКП (б). В эти годы Булат Ишемгул много сделал для становления газет и журналов в республике. Он являлся редактором газеты «Башкурдистан» (ныне «Башкортостан»), директором и главным редактором Башгосиздата, редактором журналов «Октябрь» (ныне «Агидель») и «Белем» («Знание»).
Трудился председателем Башкирской ассоциации пролетарских писателей (БАПП), являлся ответственным редактором по переводу трудов В. И. Ленина и И. В. Сталина на башкирский язык. Стал организатором и первым редактором республиканской молодежной газеты «Йэш юксыл» («Молодой пролетарий» – ныне «Йэшлек»).16
То есть перед нами никакой не пролетарий, это, во-первых. Во-вторых, он фактически нигде не учился, то есть человек безграмотный. В-третьих, учитывая его занятость по работе, он не мог ничего писать, это невозможно. Тот есть перед нам очередной родственник «Мажита» «Гафури». На фотографии видно абсолютное сходство с ним и другими членами этой группы лиц.
Чем же занимался этот «товарыш»? А вот чем:
В эти годы писатель активизировался в области социальной сатиры и критики пережитков прошлого. Он пишет рассказы «В штабе шайтанов», «Письмо муллы Сабира с того света». Издается книга «Безбожный смех», в которой Булат Ишемгул разоблачает корысть и двуличие мусульманского духовенства, религиозный фанатизм, проповедует идеи материалистического атеизма. Написанные им острые сатирические рассказы, пародии, фельетоны заложили основы башкирской сатирической литературы.
Булат Ишемгул плодотворно работал и в области публицистики. Выходят в свет его книги «Ленин о религии», «Русское самодержавие и мусульманское духовное управление», «Духовенство в дни контрреволюции», «Мажит Гафури»17.
То есть очевидно, что все эти тексты писали за него.
Башкирская ассоциация пролетарских писателей существовала до 1932 года. Задачей ассоциации было утверждение социалистической идеологии в башкирской литературе.
То есть люди даже не скрывали своих намерений.
Почему же она была закрыта, если так успешно работала?
Во-первых, была организован всесоюзный союз писателей, который вобрал в себя всех писателей страны. Во-вторых, задача примитивной агитации за социализм подошла к концу и нужно было воспитывать новое поколение жителей страны и республики. И, в-третьих, нужны были писатели из башкир, поскольку наступило мирное время и выдавать за башкир тех, кто им не являлся, стало затруднительно.
К тому же это обычная политики английских колонизаторов – опора на местные кадры, так называемая политика коренизации. Именно это и произошло в СССР, в целом, и в Башкортостане в частности.
Глава 7. Как был создан союз писателей Башкортостана
Итак, в 1934 году в Башкортостане был создан Союз писателей. Как это было?
Приведем цитату из книги «Судьба земли, дыхание времени. Ил язмышы, заман һулышы». – Уфа: Китап. 2009. – 752 с.:
Первый съезд советских писателей Башкортостана начал свою работу в 10 часов утра 16 марта 1934 года. Председатель Организационного комитета Союза советских писателей Башкирии Афзал Тагиров вступительной речью открыл I съезд писателей Башкортостана.
Единогласно избирается президиум в составе: Исанчурин, Хасанов, Абубакиров, Тагиров, Ишемгулов, Янаби, Булашев, Зеликман, Чернявский, Юлтый, Гафури, Давлетшин, Тимергалина, Иванов, Мухаметшин.
Отчетным докладом Башкирского организационного комитета Союза писателей начинается деловая часть работы съезда. С отчетным докладом выступил Тухват Янаби (Тухватулла Калимуллович Калимуллин).
В прениях по отчетному докладу первым выступает Фахриев из Баймака. На утреннем заседании выступили в прениях Сабиров, Швецов, Салихов, Мифтахов, Шабай, Сафронов и другие.
17 марта утреннее заседание съезда писателей Башкирии открылось докладом Ш. Шагаретдинова «Башкирская литература за 15 лет». В прениях по докладу выступили Еникеев, Хабиби, Хасанов, Сафаров.
О детской литературе и драматургии перед участниками съезда выступил Сагит Агишев.
Речью председателя Оргкомитета Афзала Тагирова вечернее заседание завершает свою работу.
18 марта съезд заслушал доклад Абдуллы Амантая о состоянии башкирской критики в литературе. В прениях выступили Ишемгулов, Чанышев, Баимов и другие.
18 марта в вечернем заключительном заседании съезда состоялись выборы руководящих органов.
В правление Союза советских писателей Башкортостана единогласно избраны А. Тагиров, М. Хасанов, Б. Ишемгулов, Т. Калимуллин (Янаби), Чернявский, М. Марат, И. Недолин и другие.
Делегатами на Всесоюзный съезд писателей избраны А. Тагиров, Б. Ишемгулов, Г. Гумеров, Т. Калимуллин, А. Амантай, Ахмуш (Баймак), один представитель из Белорецка.
18 марта 1934 года, после закрытия съезда, состоялся первый пленум избранного правления Союза советских писателей Башкирии. Пленум единогласно избрал председателем правления Афзала Тагирова, его заместителем – Абдуллу Амантая, секретарем правления – Муслима Марата.18
Итак, кто сидел в президиуме?
Ахме́т Ресмухаме́тович Исанчу́рин 1897—1938) – советский государственный деятель. Народный комиссар просвещения Башкирской АССР. Входил в состав особой тройки НКВД СССР.
Гали-Ахмед Вали-Мухамедович Хасанов (1894-?) – участник Башкирского национального движения, государственный деятель Башкирской АССР.
Зинатулла Гизатович Булашев (7 апреля 1894, д. Карашиды – 11 июля 1938, Уфа) – советский партийный и государственный деятель, председатель СНК Башкирской АССР (1930—1937).
Нау́м Петро́вич Зеликма́н (1901, Новомосковск [3], Екатеринославская губерния – 2 марта 1939) – майор госбезопасности (1935), полномочный представитель ОГПУ по Башкирской АССР, начальник УНКВД Башкирской АССР (1933—1937). Входил в состав особой тройки НКВД СССР.
В. И. Чернявский, главный редактор газеты «Красная Башкирия» (с начала 1950-х гг. – «Советская Башкирия»).
Мы видим, что на съезде присутствует практически вся верхушка власти в Башкирии. То есть перед нами процесс, контролируемый этими людьми. Цель этого процесса ясна – создать инструмент агитации и пропаганды. И эта цель была достигнута.
Приведем цитату из открытых источников:
В 1930-е годы в Башкирии начался подъёмом башкирской литературы. Литература развивалась по пути соцреализма. Теме коллективизации посвящены повести и романы С. Агиша, Б. Г. Бикбая, Х. Л. Давлетшиной, А. Карная, С. Ф. Кудаша, И. Насыри, А. М. Тагирова, поэмы М. Г. Хая, Д. И. Юлтыя, драмы С. М. Мифтахова. Рост промышленности в Башкирии, становление рабочего класса отражены в очерке А. Карная «Ишимбай». (1935), в повести А. М. Тагирова «Кровь машин» (1934), в стихах Рашита Нигмати, Кадыра Даяна, Саляха Кулибая. С поэтическими произведениями о рабочем классе выступили поэты Батыр Валид, Максуд Сюндюкле, Муслим Марат и др. Большое развитие в литературе 30-х гг. получила тема Революции и Гражданской войны: романы А. М. Тагирова («Солдаты», ч. 1—2, 1931—33, «Красногвардейцы», 1934, и «Красноармейцы», 1936), Д. И. Юлтыя («Кровь», 1934), И. Насыри («Кудей», 1936), повести А. Карная, Х. Б. Мухтара, И. Насыри, Ч. Х. Ханова, Б. Х. Хасана и др. Развиваются юмор и сатира: повести Сагита Агиша, рассказы Губая Давлетшина, Булата Ишемгулова, Кирэя Мэргэна, Тухвата Янаби, стихи Гайнан Амири. Широкое распространение получил жанр поэмы: «Шункар» (1936) и «Дитя» (1939) Г. Саляма, «Прекрасные долины Ак-Идели» (1939) Р. Нигмати, «Страна победителей» (1935) Т. Янаби и др. Появились пьесы С. М. Мифтахова, Б. Г. Бикбая, К. Х. Даяна, Н. К. Карипа19.
То есть перед нами именно то, что мы заявили ранее – инструменты агитации и пропаганды.
Дело было не в бобине
Итак, повторим еще раз цитату – В правление Союза советских писателей Башкортостана единогласно избраны А. Тагиров, М. Хасанов, Б. Ишемгулов, Т. Калимуллин (Янаби), Чернявский, М. Марат, И. Недолин и другие.
Сегодня это совершенно забытые люди, никому не известные, что немудрено. Биографии некоторых из них мы разбирали выше.
В 1935 г. аппарат правления состоял из председателя (не освобожденный), ответ. секретаря – М. Марата, машинистки и двух инструкторов. Башкирская литература под руководством правления шла по пути развития. У писателей ощущался творческий подъем.
В правлении числилось 80 писателей, из них утвержденных Центральной приемочной комиссией членов 18, кандидатов – 10.
2 апреля на заседании правления рассмотрен вопрос – ходатайствовать перед Всесоюзным правлением о том, что следующие писатели достойны быть членами Союза советских писателей СССР:
– Недолин Иван
– Таджетджинов Мухутдин
– Карнаев Али
– Валеев Акрам
– Мухамедьянов Али
– Гирфанов Касым
– Давлетшина Хадия
– Салихов Ахмут.
И принять стажерами:
– Хадисова Ахмета
– Абдуллина Мазгара
– Искандарова Абдуллу
– Ильясова Абдуллу
– Бикбова Файзи
– Амирова Гайнана
– Баимбетова Исмагила
– Мухтарова Хасана
– Аминева Абдуллу
– Валидова Батыра
– Нигматуллина Рашита
– Хайри Гайнана.
Из всех этих людей какая-то известность ожидала Акрама Вали, Гайнана Амира и Батыра Валида.
Посмотрим, что это за люди.
Про Акрама Вали сказать особо нечего. Он ставленник человека по имени Камал Гимадеевич Айдаров (1891—1944) – директор «Башкниготорг». Считается, что он участник Башкирского национального движения, член ВКП (б) с 1917 года. Но на самом деле это очередной родственник «Мажита» «Гафури».
Именно он занимался привлечением в литературу нового поколения.
Акрам Вали родом из Чекмагушевского района, был пропагандистом, а не писателем.
Гайнан Амири (наст. имя – Гайнан Гимазетдинович Амиров; башк. Ғайнан Әмири, Ғайнан Ғимазетдин улы Әмиров; 25 августа 1911, Новый Артаул, Уфимская губерния – 9 октября 1982, Уфа) – башкирский советский писатель, переводчик и журналист. Член Союза писателей Башкирской АССР (1939). Заслуженный работник культуры РСФСР (1971) и Башкирской АССР (1969).
Он, как и Акрам Вали, окончил педуниверситет, выходец из Янаульского района, так же ставленник Айдарова.
Батыр Валид (башк. Батыр Вәлид; псевдоним; настоящее имя – Батыр Хажиахметович Валидов; башк. Батыр Хәжиәхмәт улы Вәлидов; 1905—1969) – башкирский советский поэт и журналист. Член Союза писателей Башкирской АССР (1936).
И этот родом из Оренбургской области, тоже окончил пединститут.
В общем, в писатели брали только своих. А людей из районов, где поддерживали Валидова, не брали.
Картина ясна, не так ли, товарищи?
Глава 8. Почему в 1937 году были уничтожены большинство башкирских писателей?
В книге «Судьба земли, дыхание времени. Ил язмышы, заман һулышы». – Уфа: Китап. 2009. – 752 с.: приводятся цифры, что до 1937 года в Союзе писателей состояло 80 человек. В 1939 году мы обнаруживаем уже только 30 человек. Очевидно, что они были подвергнуты тем или иным репрессиям. Почему?
Почему они катались как сыр в масле, а тут случилась такая беда? Кстати, не следует думать, что репрессиям подвергались только живые писатели. Нет.
Вот цитата из той же книги:
В 1938 г. в республиканских газетах были организованы литературные страницы, посвященные М. Гафури. За это редакторы газет «Красная Башкирия» и «Коммуна» были вызваны в обком и им сделано внушение. А номер газеты «Башкортостан» был задержан. Литературная общественность подготовила вечер в связи с четвертой годовщиной смерти М. Гафури, но власти не разрешили. 22 ноября 1940 г. отмечалось его 60-летие, хотя день рождения 20 июля. Все это исходило от первого секретаря Обкома партии А. Т. Заликина.
Учитывая, что были репрессированы все писатели, о которых мы говорили в предыдущих статьях, то вывод напрашивается сам собой – они были репрессированы именно как пропагандисты – агитаторы, которые работали на определенную силу. Когда эта сила потерпела поражение, были убраны все ее агенты.
Репрессии продолжались и после 1937 года. Так, в 1940 году был репрессирован Гареев Юсуф Ибрагимович, он же Юсуф Гарей. У этого персонажа типичная биография пропагандиста-агитатора.
Вот очевидно неполный список репрессированных писателей из той же книги:
1. Афзал Тагиров – расстрелян
2. Булат Ишемгулов – расстрелян
3. Губай Давлетшин – расстрелян
4. Хадия Давлетшина – вернулась в Союз писателей
5. Даут Юлтый – расстрелян
6. Габдулла Амантай – расстрелян
7. Тухват Янаби – расстрелян
8. Имай Насыри – расстрелян
9. Салях Ямалеев – нет в справочнике
10. Ахмет Хадисов – нет в справочнике
11. Мухаметша Бурангулов – возвратился
12. Башар Хасан
13. Абус – возвратился
14. Юсуф Гарей – возвратился
15. Абдулла Искандаров – нет в справочнике
16. Хабибулла Габитов – нет в справочнике
17. Мансур Крымов – нет в справочнике
18. Зайни Баян – нет в справочнике
19. Иван Недолин – возвратился, член СП
20. Амир Чаныш – возвратился, член СП
21. Муслим Марат – возвратился
22. Афзал Кудашев – возвратился
23. Хурмат Хайри – нет в справочнике
24. Абдулла Ильясов – нет в справочнике
25. Гимади Ягудин – нет в справочнике
26. Исмагил Баимов (Баимбетов) – нет в справочнике
27. Мухамет Хайдаров – возвратился, член СП
28. Мухамет Юлтый – нет в справочнике
29. Нигматулла Зулькарнаев – нет в справочнике.
Желающие могут рассмотреть их биографии и поломать голову над тем, почему их репрессировали, если их не устраивает моя версия.
Кто выжил?
Разумеется, погибли не все писатели. Одним из тех, кто выжил, был Сайфи Кудаш. Почему же не тронули его?
Рассмотрим его биографию.
3 октября 1894 г., деревня Кляшево Караякуповской волости Уфимского уезда, ныне Чишминского района Республики Башкортостан – 26 июня 1993 г., город Уфа.
Окончил медресе «Галия» (1918). Учитель татарского языка и литературы в селе Красная Горка Уфимского уезда (1918—1919), в мужской средней школе №2 города Омск (1919—1920), одновременно сотрудник газеты «Азат Себер». С 1925 г. жил в Уфе. Работал в редакциях газеты «Башкортстан» (1925—1930), журнала «Октябрь» (1931—1933). С 1935 г. в Союзе писателей Башкирской АССР (в 1943—1948 гг. председатель правления).20
Это максимально комплиментарная для него биография, из которой видно, что перед нами банальный графоман, который в свое время попался на удочку пропаганды.
Если бы это был серьезный агент, то после медресе он бы отправился по делам службы, а не гнил в своей деревне, воспитывая местных оболтусов.
Если бы он был агент, то его бы не мобилизовали белогвардейцы и не утащили с собой аж в Омск. А этот товарищ еще и писал статьи под своим именем, он не понимал вообще, что происходит.
Если бы он был агент или просто умный человек, то уехал бы на запад правдами и неправдами. Но нет.
Поэтому ЧК его простило, дало возможность работать.
А как же он стал начальник писательским? А потому что никто не хотел этим делом заниматься, люди же не дураки, видели, что это расстрельная должность.
Существует точка зрения, что Сайфи Кудаш написал доносы и именно поэтому репрессировали многих писателей.
Я могу согласиться с тем, что он, возможно, писал доносы, но, чтобы серьезные органы принимали по ним решения – тут согласиться нельзя. Доносов пишут много, что теперь всех расстреливать, что ли? Такая точка зрения отражает непонимание реальных процессов, которые происходили в обществе.
Вот в таком положении Союз писателей Башкортостана и жил эти годы, им даже не платили денег, есть такие жалобы в книге о судьбе союза. Почитайте сами!
А что было потом, после войны? Об этом я расскажу дальше.
Глава 9. Что делали писатели в союзе писателей?
В начале перестройки в русскую литературу вернулись запрещенные писатели – те, кого репрессировали в свое время. Это был мощный пласт, чуть ли не сотни имен.
Почему же в башкирской литературе этого не случилось? Почему репрессированные писатели не стали открытием, а наоборот, как были забыты, так и остались?
Чтобы это понять, давайте вместе с вами посмотрим, чем же таким занимались писатели в жизни.
Обычный день писателя
Итак, мы выяснили, что типичная биография башкирского писателя тех лет была – родился в деревне, учился в медресе. Родом из района, который не поддерживал Валидова. Затем стали брать людей, которые вместо медресе учились в Башкирском государственном педуниверситете (ныне БГУ). Практически все они были родственники, земляки.
Ну хорошо.
А чем они занимались в это самом союзе писателей? Как проходили их дни? Как они вели себя в дни репрессий?
Обратимся к той же книге «Судьба земли, дыхание времени. Ил язмышы, заман һулышы». – Уфа: Китап. 2009. – 752 с.:
Многие писатели не знали, о чем писать («Янылык» – «Октябрь»), чтобы не быть репрессированными, чтобы угодить и властям, и доносчикам. И журналу не хватало оригинальных художественных произведений. В 1938 г. около половины опубликованных в нем материалов составили переводимые произведения.
Ну то есть многие испугались.
20 августа 1940 г. на заседании бюро Обкома партии был рассмотрен вопрос о работе правления СПБ. По докладам секретаря правления Н. Карипова и инструктора отдела пропаганды и агитации Р. Кутушева бюро приняло постановление, в котором отмечено, что правление работает крайне неудовлетворительно. Карипов не обеспечил должного руководства, не перестроил работу соответственно решениям XVIII съезда ВКП (б). Правление не сплотило писателей, не ликвидировало групповщину и не мобилизовало лучшую часть писателей на создание высокохудожественных произведений. Творческие секции работают крайне слабо. Не ликвидировано отставание детской литературы, литературы на оборонную тематику, прозы и драматургии. Не создано ни одной комедии на башкирском языке. Нет литературной критики. Недостаточна работа с начинающими писателями и т. д.
У части писателей укоренились элементы зазнайства, самоуспокоенности, неуважение к критике, аморальные явления, вроде групповой пьянки.