Ян Раздобурдин
Натуропатия избыточного веса, диабета и атеросклероза. Аюрведа, китайская медицина, нутрициология
Книга посвящается моей семье.
Жизнь разбросала нас, но я по-прежнему всех помню и люблю.Хочу выразить благодарность Ольге Павленко, Асе Ескайровой, Валерию Швыдкому, Татьяне Ушачёвой, Ларисе Лицевой, Матвею Раздобурдину, Елене Олексюк и Игорю Шкатову.
Верни солнце в сплетение
Юна Летц. Там, где растёт синийДао – это то, что движет вещами, путь его загадочен и непостижим.
Такое неясное, такое смутное!
Но суть его обладает формой.
Такое смутное, такое неясное!
Но суть его обладает существованием.
Такое глубокое, такое таинственное!
Но суть его обладает силой.
Сила его превосходит всё, что существует в мире, и суть его можно узреть.
С древности и до наших дней не иссякнет голос его, несущий волю Отца всех вещей.
Где же могу я узреть облик Отца всех вещей?
Повсюду.
Лао-цзы. Дао дэ цзинПоражение внутри организма Селезёнки и Желудка приводит к возникновению сотен болезней.
Врач Ли Гао, основатель Школы восполнения ЗемлиАвтор и издатели этой книги не несут ответственности за здоровье читателей. Приводимые в ней сведения не могут считаться заменой консультации квалифицированного врача.
© Раздобурдин Я.Н., текст, 2024 © «Центрполиграф», 2024
© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2024
Вступление
Вновь приветствую тебя, мой дорогой читатель! Надеюсь, ты уже имеешь представление о том, чем я занимаюсь, и знаком с моими книгами. А если ты не читал их, я кратко расскажу, какими инструментами пользуюсь в своей работе.
Напоминаю, что, являясь классическим врачом, я волею судеб стал специалистом индийской медицины Аюрведы, традиционной китайской медицины (ТКМ) и начал заниматься современной нутрициологией (СН). Народ консультирую, книги пишу, составляю рецептуры из растений и, по сути, просто являюсь травником со знанием и современной западной, и древней восточной медицины.
Исследования достижений древних традиционных медицин, прошедших многовековую апробацию в области траволечения, признаны ВОЗ одними из приоритетных направлений медицины XXI века. На огромном географическом пространстве нашей планеты: в Китае, Японии, Индии, Тибете, Монголии, Бурятии, Иране, Таджикистане и прочая – большой процент населения прибегает к помощи сложившихся тысячелетиями целительных практик. На Западе, к сожалению, эти методы лечения считаются архаичными и зачастую вытеснены современной медициной. Цель этой книги – ознакомление неравнодушных и коллег с возможностью интегрировать древние и современные знания в единственной правильной цели – оздоровлении человечества. Экологичные методы фитотерапии, фунготерапии, минералотерапии, рефлексотерапии и прочих методов натурального лечения (натуротерапии) прекрасно подходят для исцеления и профилактики множества хронических заболеваний. Они прекрасно сочетаются с химическими препаратами, уменьшая их объёмы и снижая побочные эффекты, которых, согласись, у химических лекарств гораздо больше, чем у натуральных.
По моему мнению, каждый уважающий себя целитель, предпочитающий природные, натуральные способы лечения, должен иметь представление о нижеуказанных трёх столпах натуропатии.
1. Аюрведа – это древнейшее индийское учение, которое пользуется сейчас популярностью на всей нашей планете и в 1985 году признано Всемирной организацией здравоохранения как наиболее эффективная система восточной медицины. В своей основе имеет конституциональный подход. Сильна очистительными практиками и обилием масляных процедур и препаратов.
2. ТКМ, или традиционная китайская медицина, – это настоящий справочник по причинам возникновения болезней. Клиническое мышление и эмпирический опыт тысячелетий играет в ТКМ важнейшую роль, больше приближая её к искусству, чем к сухой медицине. Конкретные синдромы ТКМ не являются абстрактными, они имеют под собой физиологическое обоснование и чётко бьют в цель. Сильна работой с энергетикой (рефлексотерапия) и эндокринной системой.
3. Нутрициология как наука совсем молода по сравнению с ТКМ и Аюрведой, но так же плотно вошла в наш обиход и завоевала место под солнцем. Современная нутрициология (CH) – это наука, которая изучает питание, его влияние на жизнедеятельность человеческого организма и занимается вопросами восполнения дефицита питательных веществ.
Индийская Аюрведа хороша своим главным принципом, который на санскрите звучит как «деша, кала, патра», что переводится как «место, время, обстоятельства». Эта древняя наука прекрасно адаптируется ко всяким современным теориям и научным достижениям, если они не противоречат её принципам. Часто в обычной индийской клинике врач западной медицины и врач Аюрведы имеют кабинеты рядом. У нас всё несколько по-другому.
Индия располагает передовыми методами экспертизы и оборудованием для органического синтеза, изоляции и идентификации структуры активных биологических веществ, токсикологических тестов и фармакокинетики, а также экспертным потенциалом для развития агротехники, используемой для культивации лекарственных растений. Ценными биологическими веществами, пришедшим из Аюрведы, можно назвать резерпин (гипотензивное вещество из раувольфии), кур кумин (противовоспалительное вещество из куркумы), витаферин А (противовоспалительное вещество из ашваганды), андрографолид (гепатопротектор из андрогафиса) и вазицин (бронхорасширяющее и отхаркивающее средство на основе растения васака).
Аюрведические средства были одобрены для лечения бронхиальной астмы, ревматоидного артрита, ишемической болезни сердца. Стандартная фракция гуггула на основе растения Commiphora wightii была выведена на медицинский рынок в качестве лекарственного средства против гиперлипедимии и атеросклероза. Уже давно используются камеди из босвеллии пильчатой как нестероидного противовоспалительного средства при любых артритах. Средство также является гиполипидемическим и применимо при эндометриозе.
Многосторонняя исследовательская работа подтвердила эффективность средства на основе птерокарпуса мешковидного в снижении уровня глюкозы в крови у пациентов с инсулинонезависимым сахарным диабетом. К числу препаратов растений, по которым собрано достаточно данных, относятся амла, ашваганда, брами, гуггул, гудучи, катуки, шатавари и шунти (имбирь).
Исходя из принципа «место, время, обстоятельства», Аюрведу прекрасно можно назначать вместе с препаратами китайской медицины, миксовать с современной нутрициологией и западной медициной, главное – понимать, как работают растения в этих препаратах, не дублируют ли друг друга, сочетаются ли с химической фармой, с другими травяными лекарствами. А также соблюдать вышеуказанный конституциональный подход, сезонность применения фиторецептур и текущие проблемы организма пациента.
Китай – колыбель древнейшей цивилизации, история которой насчитывает более 5000 лет. Потомки Жёлтого императора сотворили обширную и таинственную восточную культуру. Традиционная китайская медицина – это не только гордость нации, но и квинтэссенция сокровенных знаний и философии. И в нынешнем веке восточные методы профилактики и лечения болезней привлекают пристальное внимание людей благодаря своему огромному влиянию на здоровье человечества. Во всем мире поднялась новая волна интереса к изучению традиционных восточных методов оздоровления. Несмотря на различные подходы китайской и западной медицины, они также могут работать в тандеме: традиционная медицина интегрирована во многие государственные больницы в Китае, и врачи ТКМ в Китае также обучаются западной медицине. Многие китайцы верят в пользу ТКМ для их семей как в родовую медицину. Главная тайна китайской медицины заключается в сочетании удивительной простоты базовой теории и огромного опыта систематических наблюдений и анализа симптомов и признаков заболеваний, а также действия трав на состояние внутренних органов и организма в целом.
ТКМ удалось успешно преодолеть философские барьеры современности за счёт постоянной переработки древней базовой системы. Одним из первых компонентов китайской медицины, вышедшим на западный рынок, стал артемизинин – сильное антималярийное средство, получаемое из полыни. В 2003 году китайские исследователи запустили вторую фазу испытаний эффективности препарата для лечения рака лёгких под названием «Канглайт», изготовленного на основе семян коикса. Это первый препарат ТКМ, прошедший клинические испытания в США. Также на рынке активно используются активные вещества астрагала перепончатого, вайды красильной, гингко билоба, гордении жасминовидной, горечавки шероховатой, жимолости японской, ремании клейкой, форзиции повислой, целебных грибов. Контролируемые клинические испытания были проведены с целью доказательства эффективности и безопасности фитопрепаратов китайской медицины. Действенность препаратов «Шуан хуан лян», «Цинжэ цзеду коу фуе» была доказана во время эпидемии ковида. Я сам активно применял эти препараты и видел хорошие результаты при лёгких и средней тяжести формах «модной» нынче болезни.
Современная нутрициология находится на пересечении таких дисциплин, как медицина, биология, физиология, биохимия, психология, социология, фармакология. Сегодня очень популярно понятие «здоровое питание», и все знают, что вредную пищу лучше не употреблять. Но из чего именно должен состоять рацион человека, чтобы он приносил энергию и здоровье, знают далеко не все. Задача нутрициологии – помочь человеку разобраться в особенностях функционирования его организма, дать понимание, как правильно выбирать и есть продукты, чтобы они приносили наивысшую пользу организму и восполняли дефицит микроэлементов.
Если сказать проще, то очень продуктивно лечить методами Аюрведы и ТКМ, а восполнять методами СН. Они бьют более прицельно и имеют современную биохимическую доказательную базу, а также легко контролируются современными биохимическими анализами крови.
Я считаю, что новая миссия нынешнего участника здравоохранения – это формирование новой программы целостной заботы о человеке и всяческое способствование развитию инфраструктуры персонализированной профилактической и антивозрастной медицины. О том, как это сделать на примере важнейших заболеваний человечества, мы поговорим в этой книге.
Грамотное выстраивание системы персонализированной профилактической медицины подразумевает, что врачи будут больше контактировать с клинически здоровыми людьми, дабы предотвратить обменные и прочие заболевания либо выявить их на ранней стадии. С точки зрения Аюрведы, ТКМ и СН это более выгодно, да и что там говорить, разумнее в общей системе здравоохранения. Ведь гораздо проще предотвратить пожар, чем тушить его. В древнем Китае врачу лучше платили, если его подопечные не болели. ☺
И кратко, о чём эта книга. Она о центре человека. О проблемах центра (органов, находящихся в этом месте) и о дальнейших заболеваниях, проистекающих из этих состояний. О том, как профилактировать эти болезни без медикаментов, и, конечно, о самой главной неприятности, происходящей в результате сбоя работы центра – метаболическом синдроме, от которого пляшут смертельные враги человека: ожирение, диабет, атеросклероз, гипертония и ишемическая болезнь сердца.
Центр наш находится в области солнечного сплетения. Здесь располагаются желудок, поджелудочная железа, селезёнка и часть тонкого кишечника. С точки зрения китайской медицины это место «среднего обогревателя» или селезёнки/ поджелудочной железы (китайцы их особо не делили) и желудка – главных питающих тело органов. А с точки зрения индийской медицины Аюрведы здесь горит священный огонь пищеварения агни, который также определяет качество и полноценность питания всех тканей организма.
Именно проблемы с неполноценной работой органов центра вкупе с ненадлежащим питанием обуславливают образование токсинов (амы, или сырости-мокроты), что вызывает сбой обмена веществ или так называемый метаболический синдром. Этот синдром с точки зрения современной медицины губит добрую треть человечества каждый год. Люди буквально копают себе могилу столовой ложкой и гиподинамией. Понятие «метаболический синдром» включает в себя атеросклероз, гипертонию, ожирение и диабет.
Нормализация пищеварения в органах центра, надлежащие питание, коррекция и фитоподдержка средствами натуропатии, активный образ жизни и, наконец, работа с психосоматикой значительно продлевают жизнь человека и улучшают её качество.
Важно быть гибкими. Важно смотреть вперёд и помнить прошлое. Всё больше врачей современной медицины обращаются к древнему медицинскому опыту. Западная медицина достигла высот в диагностике и лечении острых ситуаций, хирургии, реанимации, но зачастую слаба в сфере лечения длительных хронических заболеваний и их предотвращения. В этой книге я расскажу, как профил актировать и лечить болезни центра и проистекающие из этих болезней осложнения максимально экологичными и натуропатическими методами. Мы поработаем с селезёнкой (ТКМ) и агни (Аюрведа), нормализацией их функций с помощью трав и питания. Обсудим счастливую жизнь без стрессов в ключе срединного пути. Как всегда, я максимально просто и кратко попытаюсь донести до тебя сложные древние и современные тексты.
А судить, получилось это у меня или нет, решать тебе, мой добрый читатель.
Желаю приятного и полезного прочтения!
Люди рождаются мягкими и гибкими,
Люди умирают твёрдыми и жёсткими.
Растения всходят мягкими и эластичными,
Умерев, они становятся сухи и хрупки.
Так сказано: жёсткость и негибкость – есть проявления смерти.
Мягкость и уступчивость – проявления жизни.
Жёсткое и негибкое будет сломлено.
Мягкое и уступчивое будет процветать.
Лао-цзы. Дао дэ цзинДалее для того, чтобы не путаться в терминах, рассмотрим коротенько основы Аюрведы и традиционной китайской медицины.
Базовые вещи
Лечит болезни врач, но излечивает природа.
Natura sanat, medicus curat morbos.
Латинская пословицаВажно знать об Аюрведе
Странствие предстоит долгое, но мы непременно возвращаемся туда, откуда пускаемся в путь.
Васант ЛадВ этой главе мы рассмотрим основы Аюрведы. Сколько существует человечество, столько оно прибегает к помощи природы – использует травы и другие натуральные средства в лечении тех или иных заболеваний. Аюрведа, как самая древняя медицинская система, за 5000 лет накопила огромный опыт врачевания с помощью фитотерапии, знания о влиянии растений на человеческий организм и, как следствие, тысячи рецептур. Аюрведический подход к природе растений значительно шире и глубже, чем в любой другой медицинской системе. Всё аюрведическое знание базируется на понятии тридоша – трёх основных составляющих физического тела человека: Вата (газ, воздух), Питта (желчь, огонь) и Капха (слизь, вода).
Вата-дошу образуют первоэлементы Воздух и Эфир, Питта-дошу – Огонь и Вода, Капха-дошу – Вода и Земля. Эфир и Воздух – холодные, сухие, подвижные, шершавые, лёгкие по своей структуре, поэтому и Вата-доша имеет эти качества. Питта – горячая, острая, лёгкая, маслянистая, немного влажная, так как образующие её Огонь и Вода имеют эти свойства. И наконец, тяжёлые, медленные, холодные, маслянистые, влажные, плотные Вода и Земля образуют Капха-дошу.
Если описать доши одним словом, то Вата – это движение, Питта – трансформация, а Капха – это стабильность. Вата-доша отвечает за дыхание, сердцебиение и кровоток, деятельность мышц, нервные импульсы, движение межклеточной и внутриклеточной жидкости, поток питательных веществ и отходов, сенсомоторные функции, естественные позывы. Питта-доша – это температура тела, цвет кожи, блеск, пищеварение, усвоение, понимание и восприятие. Капха-принцип включает в себя все ткани, устойчивость, рост, силу и исцеление, а также иммунитет, сопротивляемость, смазку и увлажнение.
Сочетание дош в организме человека и даёт его индивидуальный конституциональный тип. В организме человека чаще всего преобладают две доши, и ведущую дошу можно выявить только при обследовании пациента. Одинаковое сочетание всех трёх дош бывает крайне редко. А вообще существует десять комбинаций трёх дош, и получается, что они образуют десять различных типов тела – это крайне редкие монодоши Вата, Питта, Капха, наиболее часто встречающиеся бидоши Вата-Питта, Вата-Капха, Питта-Вата, Питта-Капха, Капха-Вата, Капха-Питта и также очень редкая Вата-Питта-Капха. В бидошах первая доша – главная.
Все три доши работают в нашем организме вместе, отвечая за развитие, обновление, поддержание и увядание. В Аюрведе ни одна сторона функционирования организма не может быть описана без участия дош. Доши участвуют в создании организма и на протяжении всей жизни поддерживают его здоровье, если они находятся в балансе. Однако, когда доши выходят из баланса, это ведёт к заболеваниям. Организм находится в балансе, когда текущее состояние дош – викрити – совпадает с врождённым состоянием, или пракрити. Если провести аналогию с генетикой и понятием «пракрити» в Аюрведе, то эти оба понятия определяют врождённую психофизическую конституцию человека. Эпигенетика (влияние в процессе жизни образа существования, питания, социума, экологии) похожа на викрити, или приобретённый тип конституции человека.
Вата-доша на уровне тела локализуется ниже пупка, включая ноги, Питта – от пупка до груди, Капха – от груди и выше. И у каждой доши есть свои центры, или «дома»: у Ваты – толстый кишечник, Питты – тонкий кишечник и желудок, дом Капхи – лёгкие. Когда доши накапливаются в своих домах без меры, начинается их дисбаланс, и они «выходят за границы своих домов». Тут-то и начинаются болезни.
В нашем теле горит самый что ни на есть настоящий огонь, который в Аюрведе называется агни. Это именно он переваривает всю попадающую в наш желудок пищу и превращает её в составляющие нашего тела. Агни – это и естественная кислота желудка, и щёлочь, и ферменты тонкого кишечника, поджелудочной железы и печени. Их действие расщепляет пищу, стимулирует пищеварение и отвечает за процесс переваривания пищи.
Когда процесс переваривания пищи подошёл к концу, из питательного хилуса начинается формирование тканей организма. Согласно Аюрведе, человеческий организм состоит из семи дхату (тканей).
• Раса – это плазма крови и лимфа.
• Ракта – сама кровь, или форменные элементы крови.
• Мамса – мышцы.
• Медха – жировая ткань.
• Астхи – костная ткань.
• Маджа – костный мозг и нервная ткань.
• Шукра – репродуктивная ткань.
Капха отвечает за все ткани в целом, поскольку она является основной субстанцией организма, но в особенности за пять дхату: плазму, мышцы, жир, костный мозг и репродуктивную ткань. Питта порождает кровь и пот, а Вата – кости.
Из первой ткани образуется вторая, из второй – третья и так далее до седьмой ткани – шукры. Из шукры же образуется восполняемый оджас, или восполняемая жизненная сила. Есть ещё невосполняемый оджас, который мы получаем с рождением, и он зависит от того, насколько правильно нас зачали родители. Таким образом, если произойдёт сбой на каком-то этапе формирования тканей, изменения коснутся всех остальных дхату, а неправильное питание, которое напрямую связано с первой дхату – расой, отразится на всех остальных тканях.
Аюрведа рассматривает человеческое тело не как отдельное образование, прочно отгороженное от внешней среды кожными покровами, а как пористую структуру, пронизанную множеством различных каналов. Эти каналы существенно отличаются по своим размерам, свойствам, качествам и плотности. Система плотных каналов физического тела носит название шротас. Энергетические каналы, по которым циркулируют тонкие составляющие нашего тела, традиционно называются нади. Болезнь с точки зрения важности функционирования канальных структур (как шротас, так и нади) – это, прежде всего, нарушение циркуляции по каналам. По каналам циркулируют или двигаются от места к месту вещества, доши и прана, а также отходы. Каналы образуют системы, которые не всегда совпадают с анатомическими и физиологическими понятиями современной медицины. Если движение по этим каналам или циркуляция в них в силу каких-либо внешних или внутренних факторов нарушается, в канале накапливаются транзитные вещества, нарушается метаболизм ткани, что в конечном итоге приводит к возникновению и накоплению амы (нерастворимых токсинов). Поэтому, чтобы ткани и органы тела были здоровы, совершенно необходимо заботиться о чистоте магистральных каналов, прежде всего – кишечника. Для этого в соответствии с типом конституции нужно своевременно и в полном объёме проводить очистительные процедуры.
Мала (отходы тела), их производство и удаление из организма жизненно необходимы для здоровья. Согласно Аюрведе, тело производит три продукта отходов: пуришу (фекалии), мутру (мочу) и сведу (пот). Пуриша направляются в прямую кишку для эвакуации; мутра направляется в почки для фильтрации, затем скапливается в мочевом пузыре для удаления; сведа удаляется через кожные поры.
Нарушения в пуришаваха-шротас развиваются при подавлении позывов к дефекации, приёмах больших количеств пищи или прежде, чем предыдущая порция переварилась, особенно если человек имеет слабое пищеварение. Деятельность мутраваха-шротас (мочевыделительной системы) нарушается при приёме питья, пищи или сексуального контакта при наличии позывов к мочеиспусканию, но подавлении последнего. В конечном итоге это приводит к образованию камней и истощению. Потоотделение через сведаваха-шротас нарушается при чрезмерных физических нагрузках, длительном пребывании на жаре, употреблении холодного и горячего, пребывании в гневе, печали, страхе.
Далее поговорим, как определить свой тип конституции.
Для того чтобы определить свою индивидуальную конституцию, постарайся дать себе как можно более точную и честную оценку. Не поддавайся соблазну увидеть себя таким, каким хотелось бы быть, а не таким, каков ты на самом деле. Лучше, если тебя оценит ещё кто-то из друзей или членов семьи, а затем ты сравнишь эти две оценки для того, чтобы внести ясность.
Большинство людей относятся к типам с двойной дошей. Результаты теста могут выглядеть так: Вата – 15, Питта – 25, Капха – 5. Если ты, к примеру, набрал именно такое количество баллов, ты принадлежишь к типу Питта-Вата. У людей, которые относятся к типу с тройной дошей, все три окончательных балла приблизительно одинаковы.
Заполни каждый раздел и подсчитай общую сумму, чтобы заполнить количество баллов для каждой доши. Учитывай характерные симптомы за последние пять лет, а не за последний месяц. В результате проделанной работы ты сможешь подобрать диету и образ жизни для себя согласно рекомендациям Аюрведы.
Таблица определения дош
Конечный подсчёт очков: Вата_____, Питта_____,
Капха_____.
Для начального понимания этого вопроса приведу яркие примеры лидирующих дош на общеизвестных персонах. Может, это не совсем точно, так как окончательно тип конституции ставится только по пульсу, но тем не менее.