Книга Управление и мозг. Руководство по развитию и мотивации сотрудников. Помощь для руководителей - читать онлайн бесплатно, автор Константин Евгеньевич Тупикин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Управление и мозг. Руководство по развитию и мотивации сотрудников. Помощь для руководителей
Управление и мозг. Руководство по развитию и мотивации сотрудников. Помощь для руководителей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Управление и мозг. Руководство по развитию и мотивации сотрудников. Помощь для руководителей

Управление и мозг. Руководство по развитию и мотивации сотрудников

Помощь для руководителей


Константин Евгеньевич Тупикин

© Константин Евгеньевич Тупикин, 2021


ISBN 978-5-0055-1460-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Посвящение

Эта книга посвящается успешному руководителю Юлии Вахромцевой, очень умной, целеустремленной женщине с активной жизненной позицией, беседы с которой вдохновили меня на написание этой книги.

Благодарности

Выражаю благодарность психологу Елене Гореловой, которая консультировала меня в процессе написания и давала полезные рекомендации.

Огромное спасибо моей дочери Марии за вклад в работу над книгой, за ее кропотливую проверочную работу и дельные советы.

Благодарю Екатерину Сорокину, которая оказывает мне консультационную помощь в написании уже второй книги. Ее ценные советы как успешного руководителя и опытного тренера придали больше практичности этой книге.

Также выражаю благодарность Артему Володину, который прочел мои рукописи и дал мне много полезных советов и существенных замечаний. Он активно принимал участие в выборе названия книги и ее дизайне.

Огромная благодарность дизайнеру-оформителю Егору Кузину, без которого книга не была бы такой яркой и выразительной, его порой революционные предложения иногда повергали меня в шок, но нужно признать, он мастер своего дела и обложка книги, это полностью его идея и заслуга.

Спасибо и другим моим друзьям и коллегам, которые поддерживали меня в написании книги и давали полезную обратную связь и ценные рекомендации.

Введение

Цель любой коммерческой организации – это получение прибыли Главный ресурс любой организации – это люди. То, как используется главный ресурс компании, – это основной выбор пути к процветанию или упадку.

Эта книга предназначена для руководителей, которые ежедневно общаются со своими подчиненными и думают об их росте и развитии. Также книга будет полезна внутрикорпоративным коучам и менеджерам по обучению.

Изложенная здесь информация направлена на создание и внедрение нового подхода в работе с сотрудниками, направленного на формирование у них осознанности и необходимых для работы навыков, что в свою очередь приведет к возможности делегировать часть работы подчиненным и добиться баланса между рабочей и личной жизнью.

Здесь используется подход к управлению через понимание нейрофизиологии, работы мозга и формирования паттернов поведения. В книге собрано большое количество действенных инструментов управления, которые можно будет использовать в общении и с клиентами, и с коллегами, и с руководством, и с друзьями.

Человеческий мозг и человеческое поведение имеет ряд особенностей, которые действуют по определенным законам и не управляются нами сознательно. Зная об этих особенностях, можно помогать человеку использовать их и быть более успешным. Это как знание закона гравитации помогает нам понимать, что предмет, который мы выпустим из руки, обязательно упадет на Землю.

На страницах этой книги подробно разбирается цикл менеджмента, и читателю станет хорошо понятно, из каких шагов и компетенций состоит работа любого руководителя, начиная от набора сотрудников и заканчивая постановкой задач и организации работы сотрудников. Вы узнаете, как и при помощи каких инструментов выстраивать взаимодействие с подчиненными так, чтобы они правильно и с первого раза понимали поставленные задачи и находили способы их решения, становились более исполнительными и результативными.

Здесь рассмотрены несколько концепций мотивации и способов мотивировать сотрудников. Вы поймете разницу между мотиваторами и мотивацией и сможете найти для себя наиболее эффективные способы замотивировать каждого сотрудника.

Еще эта книга позволяет освоить профессию коуча и использовать коучинговый подход и техники коучинга в управлении. Данные знания дадут возможность проводить коуч-сессии с сотрудниками, эффективнее вести планерки и совещания, работать с самим собой и своими запросами, а также использовать групповые методы решения сложных задач.

Надеюсь, эта книга будет полезна как для руководителей, так и для их подчиненных в случае, если руководители изменят свой подход в управлении и прислушаются к советам из этой книги. А коучи смогут найти для себя дополнительные инструменты.

Приятного вам прочтения!

Глава I. Кто в доме хозяин?

Позвольте рассказать вам две истории.

Одна произошла со мной, когда я вел тренинг. Я увлеченно рассказывал что-то и находился в небольшом трансе, как это обычно бывает с теми, кто в активном процессе. И в какой-то момент одна участница тренинга задала мне вопрос, а я всеми мыслями был в теме, которую вещал, вопрос привлек мое внимание и вырвал меня из привычного тренерского транса. Я уже не помню, что именно меня спросила девушка, но я очень быстро, как на автомате, ответил ей, и это было совершенно не то, что следовало сказать. Мало того, это задело ее, и она немного обиделась на меня. Впоследствии я много раз прокручивал в голове ту ситуацию и не мог понять, почему я так ответил.


Вторая история случилась со мной на пробежке. Я бежал и слушал аудиокнигу в своих наушниках. На тот момент у меня не было опыта забегов более чем на 5 км, и в этот день я не планировал делать большой забег, но и конкретной цели у меня тоже не было, я просто бежал. Бежал я в комфортном темпе и был увлечен историей из книги, которую слушал. Было нежарко, я бежал по лесной плотной грунтовой дороге в тени деревьев. В итоге я пробежал 11 км. Возможно, это не очень большой результат для тех, кто бегает марафоны, но для меня это было серьезное достижение, и мне было сложно понять, как я смог удвоить свои предыдущие показатели.

Было ли у вас такое, что вы что-то сделали очень быстро, практически не обдумывая? Может быть, вы помните случай, когда что-то сказали несвоевременно, а потом сожалели об этом? Может быть, вы видели, как другой человек делал совершенно неверные на ваш взгляд действия, которые не должны привести к достижению цели?

А теперь давайте поймем, почему так происходит, и прежде, чем говорить об искусстве управления и вообще о взаимодействии между людьми, нужно понять, что все мы действуем по определенным законам и алгоритмам и нами управляет мозг и химические реакции под его руководством, а не мы управляем мозгом и своим поведением.

В 1970-е годы Бенджамин Либет провел серию экспериментов при помощи электроэнцефалограммы, которые показали, что примерно за полсекунды до осознанного желания человека выполнить движение рукой у испытуемых возникает электрическая активность, предсказывающая это решение. Либет предположил, что каждому свободному действию предшествует акт бессознательной нейронной активности мозга. Таким образом, решение совершить действие, которое традиционно считалось свободным, – это лишь следствие определенного нейрофизиологического процесса в нашем мозге.

Подобные эксперименты продолжились, техника стала более совершенной, стали использовать МРТ, и в экспериментах 2008 года «предсказания» удавалось сделать максимум за четыре секунды до осознания, а в 2011 году – за 10 секунд.

Эксперименты, проведенные в последние годы, побили рекорд 2011-го. Характерные паттерны активности нейронных сетей в головном мозге позволили ученым из Университета Нового Южного Уэльса показать, что выбор между двумя альтернативами наш мозг совершает задолго до того, как мы сами осознанно принимаем решение. Об этом Роджер Кёниг-Роберт и Джоэль Пирсон пишут в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports. Ученые проводили эксперименты с 14 здоровыми добровольцами. Их помещали в томограф, демонстрируя два изображения с узорами: одно – с красными горизонтальными линиями, другое – с зелеными вертикальными. Затем картинки угасали, а добровольцам давалось до 20 секунд, чтобы мысленно выбрать одну из них, просигналив об этом нажатием кнопки, после чего их просили как можно точнее представлять выбранное изображение. Возникающие при этом образы не интересовали ученых: регистрируя слабые изменения в кровотоке, они отслеживали активность нейронов в ходе самого процесса принятия решения. В нескольких отделах мозга были замечены паттерны активности, соответствующие тому или иному выбору. Более того, по работе этих сетей авторы сумели предсказать выбор человека заранее, еще до того, как он поймет, что определился с решением. В самом эффектном случае нейрофизиологам удалось таким путем предсказать решение за целых 11 секунд.

Эти эксперименты говорят о том, что мозг принимает решения до того, как мы осознаем это. Получается, что большую часть жизни мы действуем на автомате.

Исследователи пошли дальше и выяснили: человек сначала действует, а потом осознает, что именно совершил. Между поступком и осознанием содеянного проходит примерно 250 миллисекунд. Это настолько мало, что мы не замечаем верной последовательности этапов, и нам даже кажется, что мы обдумали свой следующий шаг, прежде чем его сделать.

Выходит, мозг обманывает нас дважды. Сначала заставляет совершить действие неосознанно, а потом выдает неосознанное решение за сознательное.

Многие действия в нашей жизни автоматичны, и это упрощает и ускоряет многие процессы. Именно это и объясняет, почему я ответил на тренинге участнице не то, что нужно, а то, что мне в этот момент подкинул мой мозг: возможно, он хотел избавиться от объекта, задающего мне вопросы и отвлекающего меня от основного занятия.

Например, когда мы хотим пить, то мозг уже знает все действия, которые нужно совершить для того, чтобы избавить тело от жажды. Это происходит в случае, если мы неоднократно делали эти действия самостоятельно и они закрепились в нашей нервной системе. Если говорить компьютерным языком, то в нашем «компьютере» есть файлы с информацией о действиях, связанных с утолением жажды, и «операционная система» имеет доступ к этим файлам, она самостоятельно открывает папку, запускает их, использует необходимую программу, и все срабатывает: сигнал из мозга поступает в мышцы, мы делаем шаги к месту, где есть вода, наливаем ее в стакан, поднимаем ко рту, пьем, делая глотки, затем жидкость всасывается через стенки пищевода, желудка и кишечника, затем происходит разжижение плазмы крови и выключение программы.

И такие действия связаны не только с жаждой или голодом. Большинство действий, которые мы совершаем, – это привычки, то есть автоматические действия. Далее в книге мы будем говорить про это как про «Систему 1».

Посмотрите на профессиональных спортсменов, танцоров, военных, автомобилистов – все они до автоматизма отточили свои навыки и делают свое дело не задумываясь. Они через многократное повторение настроили свои «операционные системы», и в нужный момент мозг берет для реализации нужные «файлы».

Так же и любые полезные или не очень полезные действия закладываются в нашем «компьютере» как «файлы» и запускаются мозгом при необходимости без обсуждения с нами.

В моей истории с бегом мозг использовал привычную схему перемещения в пространстве, я имел достаточный запас прочности, а мозг выбрал оптимальный режим. В то же время мое сознание не мешало мне бежать, так как было занято книгой, а не мыслями, сколько я уже пробежал и что мне уже пора отдохнуть. Иногда эту особенность мозга можно намеренно использовать, а иногда следует пресекать.

Понимая все это, нужно коренным образом пересмотреть подход к управлению людьми, именно этим мы и займемся в этой книге.

Устройство «основного компьютера»

Сейчас недостаточно иметь командный голос и харизму лидера для того, чтобы эффективно управлять подразделением или компанией. Современные тенденции требуют более глубокого погружения в исследование человеческого поведения и психики. Это необходимо для того, чтобы влиять не только на человека, с которым вы работаете, но и на его реального хозяина, на его мозг. Поэтому в этой книге вся информация и все приемы будут даны через призму нейрофизиологии.

Чтобы разобраться, как работает главная часть нервной системы и как мы можем непосредственно влиять на «программное обеспечение», мы будем использовать два направления нейрофизиологии или поведенческой биологии, как это принято называть на Западе Это нейронаука, которая изучает структуру и работу нервной системы и мозга, а также их связь с поведением и обучением, и когнитивная нейронаука или биология сознания, изучающая связь между нашей нервной системой, мышлением и поведением.

Нейронаука позволяет нам взглянуть на управление по-новому. Она не объясняет поведение напрямую, но помогает понять, как и на чем строится субъективная реальность. Опыт каждого человека обрабатывается мозгом. Наш мир, такой богатый, яркий, музыкальный и разнообразный, создается в полной темноте на непонятном языке электрохимических сигналов где-то в клетках мозга. Ассоциации и смыслы, которые мы извлекаем из своего опыта, существуют параллельно с нервными связями в нашем мозге. Но это нисколько не умаляет широту нашего восприятия, наоборот, позволяет заглянуть «под капот» и увидеть, как все это происходит. А зная это, мы сами можем создавать лучшую реальность как для себя, так и для других.


Как устроен мозг, и что там за что отвечает


Рис. 1. Строение мозга


Лобная доля – небольшой участок в передней части мозга – отвечает за нашу силу воли.

Теменная доля (расположенная прямо за лобной) отвечает за ощущения. Именно в этой части коры находятся области, обрабатывающие восприятие как внешнего мира, так и собственного тела.

Височная доля (под теменной и лобной) отвечает в основном за слух и память, а затылочная (расположенная сзади) – за зрение.

Структуры, расположенные под корой, называются подкорковыми и отвечают за основные жизненно важные процессы, а также за эмоции, боль и удовольствие. Таламус – маленький, но очень важный отдел, поделенный на два полушария, он действует как ретранслятор, координируя сигналы и распределяя их по структурам мозга. Участок, выступающий из нижней задней части мозговой коры, называется мозжечок («маленький мозг»), который также имеет два полушария; он координирует движения, положение тела и равновесие. Ниже мозжечка находятся части, связывающие мозг с позвоночником, они отвечают за основные жизненные функции, такие как дыхание, терморегуляция и циркуляция крови.

Другие важные области также располагаются под корой, но остаются невидимыми. Гиппокамп (по одному в каждом полушарии) – место формирования воспоминаний. Миндалевидное тело (опять же, по одному в каждом полушарии) – ключевой игрок в процессе обработки эмоций и эмоциональных воспоминаний, особенно связанных со страхом. Базальные ядра – структуры в нижней части мозга, задействованные в формировании жажды удовольствий и вознаграждения, а также контролирующие движения.

Наконец, есть две области, благодаря которым у нас появилась возможность понимать язык и говорить, они довольно малы, хотя и решают столь важные задачи. Зона Брока обычно располагается в левом полушарии лобной доли и отвечает за языковые навыки, повреждение этой области приводит к потере способности говорить внятными предложениями. В левой части височной доли расположена зона Вернике, ее повреждения лишают человека возможности понимать письменную и устную речь.

Существует более упрощенная схема строения мозга под названием «триединый мозг», которую предложил американский нейрофизиолог Поль МакЛин. Этой же теории придерживался Клотер Рапай – французский психолог, который стал всемирно известен благодаря своей книге «Культурный код. Как мы живём, что покупаем и почему». В своей теории МакЛин говорил о том, что человеческий мозг состоит из трёх частей, насаженных одна на другую, как в матрёшке:

«Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трех совершенно разных личностей», две из которых не вооружены речью. Человеческий мозг, считает Мак-Лин, «равнозначен трем взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, свое собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».


Рис. 2. Триединая система мозга


Все люди обладают триединой системой мозга, которая включает:

– ретикулярный (рептильный или древний) мозг

– эмоциональный (лимбический, мозг млекопитающих)

– визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс)


1. Рептильный (ретикулярный или древний) мозг (R-комплекс). Существует 100 млн лет, он самый древний. Он отвечает за выполнение простейших базовых функций, за ежедневное ежесекундное функционирование организма: дыхание, сон, циркуляцию крови, сокращение мышц в ответ на внешнюю стимуляцию. Все эти функции сохраняются даже когда сознание отключено, например, во сне или при наркозе. Эта часть мозга называется мозгом рептилии, так как именно рептилии являются простейшими живыми существами, у которых встречается подобная анатомическая структура. Стратегию поведения «бежать или сражаться» тоже часто относят к функциям мозга рептилии.

Рептильный мозг оказывает фундаментальное влияние на наше поведение. Отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением. Это инстинкт размножения, защита своей территории, агрессия, желание всем обладать и все контролировать, следование шаблонам, имитация, обман, борьба за власть, стремление к иерархическим структурам, ритуальное поведение, контроль меньшинства.

Поведенческие стереотипы, заложенные в рептильном мозге, связаны с инстинктом выживания, со стремлением к продолжению рода. Когда рептильный мозг проявляет доминирующую активность, человек теряет способность мыслить на всех остальных несоизмеримо более высоких уровнях, ему присущи хладнокровное поведение, отсутствие сопереживания, безразличие к последствиям наших действий для других людей. Его функции достаточно просты: «бежать – сражаться – замереть», он очень полезен для немедленных реакций: сначала реакция, затем осмысление. Можно сказать, это наш «автопилот», которым сознательно мы управлять не можем. Его главная задача – защита тела, он настроен на оборону, он всегда «на страже» и высматривает опасность для организма.

Также именно рептильный мозг в первую очередь становится объектом внешних манипуляций с целью внедрить человеку постоянную боязнь «не выжить», пичкая информацией о кризисах, о росте цен, войнах, катастрофах, авариях, насилии, проводя болезненные реформы и многое другое, чем пугает нас современное общество от колыбели до самой могилы. Он также иногда путает воображаемую опасность с реальной угрозой, в таких ситуациях рептильный мозг буквально берет под контроль ваш разум и тело.


2. Лимбическая система (средний мозг). Также его называют «эмоциональный мозг» или мозг млекопитающего. Лимбическая система, надетая на древний мозг, встречается у всех млекопитающих, ее возраст – 50 млн лет. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции, поэтому эту часть мозга часто называют «эмоциональный мозг». Процессами, происходящими в лимбической системе, мы управлять не можем, за исключением наиболее «просветлённых» людей, но взаимообратная связь между сознанием и эмоциями существует постоянно.

Эмоциональный мозг отвечает за выживание особи, самосохранение и самозащиту, управляет социальным поведением, материнской заботой и воспитанием

Эмоциональный мозг считается главным генератором эмоций, связывает эмоциональную и физическую деятельность, здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ, нарушения в ее работе могут вызвать ничем не объяснимые приступы ярости, страха или чувствительности.

Эмоциональный мозг дарит нам «жизнь чувств». Важно знать, что это «однообразный мозг», он любит комфорт и рутину, стремится к безопасности и постоянству. Для эмоционального мозга безопасность – это делать сегодня то, что ты делал вчера, а завтра – то, что делал сегодня.

Каждое решение, которое мы собираемся принять, проходит через его фильтр: «А хорошо ли это для меня? Безопасно ли это?» И если мозг видит угрозу, мы отвергаем этот выбор. Другими словами, когда эмоциональный мозг принимает решения, он основывается на том, что близко нам и знакомо. Когда мы чувствуем сопротивление переменам, это значит, что эмоциональный мозг управляет нашим разумом.

Особенность эмоционального мозга состоит в том, что ему, в отличие от рептильного, не требуется физический контакт с кем-то, достаточно просто быть где-то рядом, поблизости. Эта надстройка в виде эмоционального ума возникла, видимо для того, чтобы считывать эмоциональное состояние другого индивида на расстоянии, и в этом его ценность, но когда у человека в отношении этого механизма осознанность падает, появляется вторая сторона – негативная. Проявляется эта сторона тогда, когда человек идет и автоматически считывает состояния всех людей, которые вокруг, и при этом думает, что это его состояния.

Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго. Поэтому мы начинаем защищаться, даже если нет непосредственной опасности, а мы видим угрозу нашему статусу, имиджу, отношениям. Мозг в таком случае будет реагировать как и при угрозе нашей жизни.

Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн лет и очень хорошо взаимодействуют, поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто могут брать контроль над разумом и телом. Для рептильного мозга угроза может быть физической, для эмоционального – эмоциональной, например, потеря любви, страх неизведанного или изменения, происходящие в жизни человека.


Рептильный мозг, лимбическая система и управление

Несмотря на то, что мозг занимает всего 2% от общей массы человека, он потребляет более 20% имеющейся энергии. Тем не менее одна из его основных задач – эту энергию сохранить, поэтому если речь не идет о чем-то, что касается выживания, он предпочитает экономить свои силы.

Если человек сильно устал, напуган, голоден, подвергается унижению или угрозам, или по какой-то другой причине древние участки мозга считают, что носителю грозит опасность, то доступ к логической части, к неокортексу будет отключен и человек будет не восприимчив к восприятию и запоминанию информации. Вы как руководитель должны это учитывать в своей работе и понимать, когда общаетесь с человеком, а когда с «ящерицей». Попробуйте заставить ящерицу выполнить план продаж, реализовать сложный проект, написать необходимый код или договориться с важным для компании клиентом. Я думаю, у вас ничего не получится. Так вот, когда ваши подчиненные работают по 35 часов без сна, как в Apple при Стиве Джобсе, или не имеют перерыва в течение рабочего дня, или находятся под постоянным прессингом, они превращаются в «ящериц» и толку от них гораздо меньше, чем от полноценных людей.

Как уже было сказано выше, рептильный мозг и лимбическая система отвечают в первую очередь за безопасность и принимают решения на основе этой первоочередной задачи. И для этих отделов мозга нет разницы, это реальная угроза или мнимая. Если затронуто эго человека и безопасности его тела ничего не угрожает, лимбическая система все равно воспримет эту угрозу как реальную и отреагирует соответственно. Человек либо закроется, либо проявит агрессию, либо уволится.

Поэтому очень важно не воспринимать людей как постоянно осознанных, активно думающих и всегда готовых на активные действия, это не так.

Мы будем возвращаться к этим вопросам в этой книге и поговорим более подробно о правильном использовании мозга и его носителя в бизнес-контексте позже.


3. Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс – левое и правое полушария). Визуальный или мыслящий мозг – это рациональный разум, который является самой молодой структурой возрастом 1,5— 2,5 млн лет. Неокортекс, кора больших полушарий головного мозга, отвечает за высшую нервную деятельность. Масса неокортекса составляет 80% всей массы мозгового вещества, и он есть только у человека. Это центр высшей умственной деятельности – средоточие Истинного Интеллекта. Именно эта часть мозга наиболее сильно развита у Homo sapiens (150—200 тыс. лет) и определяет наше сознание. Здесь принимаются рациональные решения, ведется планирование, усваиваются результаты и наблюдения, решаются логические задачи, можно сказать, что в этой части мозга формируется наше «я».