Книга Азбука спасения. Том 62 - читать онлайн бесплатно, автор Инок Никодим. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Азбука спасения. Том 62
Азбука спасения. Том 62
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Азбука спасения. Том 62

Апостол Матфей

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:33).


Апостол Иоанн Богослов

Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? (Ин.18:37,38).

Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него (1Ин.2:28,29).

Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны (1Ин.3:6,7; 10:12).

Святитель (Апостол) Ерм

Блаженны все делающие правду: они не погибнут вовек. Правда имеет путь прямой, а неправда – кривой. Но ты ходи путем прямым, а кривой оставь. Кривой путь не ровен, имеет множество преткновений, скалист и тернист, и ведет к погибели тех, которые ходят по нему. А те, которые следуют прямому пути, ходят ровно и без претыкания, потому что он не скалист и не тернист.

Преподобный Исаак Сирин

Услаждение, сокрытое в правде, вкушаем не тогда, как делаем правду, но когда любовь к правде снедает сердце наше. Кто с ведением убегает суетной славы, тот ощутил в душе своей будущий век. Кто говорит, что оставил мир, и препирается с людьми из-за какой-либо потребности, чтобы не было у него в чем-либо недостатка к упокоению его, тот совершенно слеп, потому что, хотя добровольно оставил целое тело, однако же, ратует и препирается об одном его члене. Кто бегает покоя в настоящей жизни, у того ум соглядал уже будущий век. А кто связан любостяжательностию, тот раб страстей. Не думай, что одно приобретение золота и серебра есть любостяжательность; она есть приобретение чего бы то ни было, такого, к чему привязана воля твоя. Не хвали того, кто злостраждет телесно, но у кого дана воля чувствам, разумею же слух, зияющие и неудержимые уста и блуждающие очи.

Когда предписываешь душе правила устроять свое спасение милосердием, приучай душу свою не искать оправдания в других делах, чтобы не оказалось, что делаешь одною рукою и расточаешь другою, ибо там потребность в сердоболии, а здесь в широте сердца. Знай же, что оставлять грехи должникам принадлежит к делам правды. Тогда увидишь тишину и светлость повсюду в уме твоем. Когда вступишь на путь правды, тогда прилепишься к свободе во всяком деле.

Святой Макарий Великий

Господь, преподав многие заповеди о любви, повелел искать правды Божией, ибо знал, что она матерь любви. Делай правду, совершаемую во внутреннем человеке, где поставлен Христов алтарь вместе с нескверным святилищем, да свидетельство совести твоей нахвалится крестом Христа, очищающего совесть твою от мертвых дел, и послужишь Богу духом своим, узнаешь, Кому поклоняешься, по сказанному: мы покланяемся, Его же вемы (Ин.4:22). Вверься ведущему тебя Богу, душа твоя да вступит в общение с Богом, как невеста с женихом. Ибо сказано: тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа (Еф.5:32) и в непорочную душу.

Преподобный Петр Дамаскин

При отсутствии правды все неправедно и без нее не может устоять. Она называется рассуждением и во всяком начинании назначает должное, чтобы не было в чем-либо недостатка, по оскудению, и преувеличения, по излишеству. Ибо хотя (эти вещи) и кажутся противоположными одна другой, потому что одна стоит выше, а другая ниже правды, но обе отчасти склоняются к несправедливости. Как и линия, если имеет выпуклость или вогнутость, уклоняется от прямого направления, и весы также на какую сторону наклонятся, та и превышает другую. Тот же, кто может сохранять праведность, не надает вниз через неразумие, невоздержность, боязнь и излишество и не ползает на чреве, как змий, ядя землю и служа постыдным страстям, но и не возносится вверх преувеличением, дерзостию, окаменением и недостаточностию, мудрствуя чрезмерно и поступая лукаво, превыше своего достоинства (Рим.12:3), но мудрствует с целомудрием и терпит со смирением, зная, что он, по благодати, получил то, что имеет, по слову Апостола, и не отрицает сего. Ибо несправедливо поступает в отношении себя и ближнего, наиболее же Бога, если приписывает себе благие дела. Но если думает, что имеет от себя что-либо благое, то еже мнится имея, возмется от него (Лк.8:18), как говорит Господь.

Святитель Василий Великий

Правда есть способность воздавать за все по достоинству. Человеку здравомыслящему более всего должно избегать того, чтобы жить для славы, сообразоваться с мнением большинства, а неправый разум ставить вождем жизни, но, хотя бы пришлось противоречить всем людям или за прекрасное навлечь на себя бесславие и опасности, и в таком случае не должно решаться на извращение правильно дознанного.

Святитель Григорий Нисский

Справедливостью умерщвляется неправда, и скромностью убивается кичливость. Правда делается камнем для неправды, и ее убивает, и хранится в лоне поразившего.


Авва Исайя

То велико для человека, чтобы он оставил свою правду, о коей думает, что она по Богу есть, и соблюл слово того, кто учит его по Богу.

Вот и человек Божий, авва Нистерой, который видел славу Божию, имея живущими с собою сыновей сестры своей, никаких не давал им приказаний, но каждого оставил на свою ему волю, не заботясь о них, хороши ли они были, или худы. Также о Каине и Авеле говорили: кто научил их делать то или это, когда не было еще ни Закона, ни Писания? (Конечно, Бог); потому что, если Бог не научит человека, всуе трудится он.

Преподобный Ефрем Сирин

Истина горька для старающихся быть скрытными, и обличение кажется жестоким особенно для людей, которые хотят, чтобы о них хорошо думали другие.

Если кто и справедливо употребит злоречие, то правда его исполнена неправды.

Избери себе делание правды – этот полезный для тебя труд. Воспользуйся сею скоротечною жизнью и имей непрестанно перед глазами тот страх и ужас, какой ожидает тебя в день испытания.

Приобретем себе правду, и тогда Царство будет наше, потому что соблюдается оно праведным. Будем же делать правду. Делание правды ни для кого не затруднительно. Пусть каждый делает, сколько может, правда и не требует от него большего. Пусть всякий по силам своим несет на себе возлагаемое на него правдою, потому что иго Божие легко и для всякого удобоносимо.

Труд правды подает только случай Подателю за малое наградить великим богатством, потому что не укоряется и за малое приумножение правды, кто приумножает.


Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:28—30).


Святитель Иоанн Златоуст

Добродетель – великая защитница правды


Как по отношению к тем, которые показывают себя благопокорными, Он <Бог>, по свойственной Ему благости, отменяет свои приговоры, приемлет обращающихся и избавляет от угрожающего наказания, так, напротив, когда Он обещает даровать или какие-нибудь блага, или время для покаяния, но видит, что люди сделались недостойными, тогда отменяет Свои обетования.

Лучше терпеть неправду, чем причинять ее, так как дня терпящих неправду суд Божий является благодеянием, а для виновных в ней наказанием, лишая их обетования.

Все грехи и все виды зла называются неправдой; за них приходит гнев Божий, на сынов человеческих, или, лучше сказать, на сынов непослушания. От них охраняйте себя, братие, утверждайтесь же в воле Божией. И тогда Бог дарует вам богатые милости и щедроты Свои, потому что Он есть наш Спаситель.

Правда не знает изменчивости времени, равным образом человеческих затруднений, все этого рода вещи от ее лица отгоняются, пренебрегаются, презираются.

Не будем же ненавидеть свои души, не будем любить неправду. Прибыли от ней и теперь, без сомнения, мало или вовсе нет, а в будущем – много вреда.

Если кто скажет о нас неправду – будем жалеть о нем, потому что он навлекает на себя наказание и мучение, назначенное за злоречие, и становится даже недостойным читать Священное Писание… А если бы он сказал и правду – и в этом случае он достоин сожаления. Ведь и фарисей говорил правду, но тем нисколько не повредил тому, кто слушал его, а, напротив, еще принес ему пользу, а себя самого лишил бесчисленных благ… Таким образом, в том и другом случае, кто оскорбляет тебя, терпит вред, а не ты. Ты, напротив, если будешь внимателен, приобретешь сугубую пользу: с одной стороны, ты умилостивишь Бога своим молчанием, а, с другой, – сделаешься гораздо скромнее, найдешь в сказанных о тебе словах повод к исправлению своих поступков и научишься пренебрегать славою человеческою.

Пост и молитва избавляют от смерти, а правда выше их обоих.

Как броня хранит от поранений, так и правда спасает нас.

Кто говорит правду, хотя бы был самым последним из людей, и самого царя царственнее.

Плод правды – совершенство добродетели, из него вырастает древо жизни.

Преподобный Нил Синайский

Чтобы не подвергнуться козням, будем паче исследовать и делать правду.


Блаженный Диадох Фотикийский

Пока душа мирским водится мудрованием, дотоле хотя и видит правду, как-нибудь попираемую иными, равнодушною к тому остается: ибо занята, будучи вся своими похотениями, о правде Божией не имеет попечения. Когда же она начнет быть выше своих страстей и похотей, тогда, и по отрешению от настоящих вещей и по любви к Богу, она не может уже равнодушно видеть даже во сне правду Божию оставляемою, но гневается и возмущается на злотворцев.

Преподобный Максим Исповедник

Не голыми словами прославляется обыкновенно Бог, но делами правды, много паче слов провозглашающими о Божеском велелепии.

Писанный закон, страхом удерживая от неправды, приучает к правде, со временем же навык в сем порождает правдолюбивое расположение, от коего пребывает твердое к добру настроение, наводящее забвение предшествовавшей порочности.

Преподобный Феодор Студит

Радость есть признак совершения всякой правды.


Преподобный Илия Экдик

Смешай с простотою воздержание и со смиренномудрием сочетай истину – и окажешься сотрапезником правды.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Блажен, кто праведен правдой Божией


Правда Божественная явилась человечеству в Божественном милосердии и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием, не какой другой добродетелью.

Истина есть Слово Божие, Евангелие; истина есть Христос. Познание Истины вводит в душу Божественную правду, изгнав из души падшую и оскверненную грехом правду человеческую: вшествие свое в душу Божественная правда свидетельствует Христовым миром.

Блажен, кто праведен правдой Божией, упование его сосредоточено во Христе, источнике его правды. Несчастлив тот, кто удовлетворен собственной человеческой правдой: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф.9:13).

Милость, исходящая из поврежденного человеческого естества, противна правде: милость, изливающаяся из заповедей Евангелия… находится в неразрывном союзе с правдой Божией, служит выражением ее.

Чудный союз милости с правдой видим в образе действий Богочеловека: этот образ действия отражается в поведении истинных учеников Христовых.

Преподобный Амвросий Оптинский

Правда


Пословица, которую иногда повторял старец: «правда груба, да Богу люба» (1, ч.1, с.9).

Нe следует оставлять должности. Надеясь на помощь Божию, можете ратовать по-прежнему, так как сказано в Писании: правда избавляет и от смерти (Притч.10:2). В этом ратовании не следует презирать человеческую помощь: можете двух знающих своих просить, чтобы писали за вас в Петербург и просили там кого могут. А при случае можете иногда говорить и врагам своим, что «я лично могу объяснить самому императору правое дело и ваши несправедливые придирки», впрочем, это оставляю на ваше благоусмотрение. Если бы за правое дело пришлось Бога ради и пострадать, то от того отрекаться не следует. Мы живем для будущей жизни и славы, а не для настоящей.

По Божьему суду неправда совершенного успеха иметь не может. Сказано в псалмах: солга неправда себе (Пс.26:12). Зло всегда забегает вперед, только не одолевает. Каин родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова, но старшие не только не имели успеха, а и погибли. Сказано в псалмах: правда Твоя яко горы Божия (Пс.35:7), и правда человеческая видна не как горы, но как холмики.

Как бы то ни было, а вы всегда держались правой стороны с помощью Божиею, и продолжайте держаться оной, только поискуснее. Сказано где-то: правда избавляет от смерти, хотя за правду Крестителю Господню и голову отрубили, но это не лишило его почитания выше всех.

Надо всегда говорить правду, а не человекоугодничать. У нас был священник, я ему всегда правду говорил, когда придет ко мне. Ему это не нравилось. А когда уходил от нас, то сказал мне: «Ежели бы вы не говорили мне правду, то я не мог бы и жить здесь».

Никодим Благовестник

Так и Господь наш говорил только правду, за что был гоним и в конце умерщвлен рабами сатаны на Кресте, когда обличал их в неправде: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин.8:44).

Что означает отвергнуться себя и следовать за Христом (Истиной)? Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк.8:34), глаголет Истина. Возможно ли, состоящему из плоти и крови отвергнуться себя самого и понести бесчисленные скорби земной жизни без какого-либо совне допинга, который предоставляется удовлетворением плотских страстей? Любой, из зачатых в беззакониии и рожденных во грехе (Пс.50:7) женами, скажет – нет. Так, кто же может понести сие и спастись при столь жестких и практически неисполнимых условиях для сотворенных из персти (земли) человеков? Ответ: никто. Но то же Слово нам вещает: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу (Мк.10:27).

Следовательно, от желающих спастись требуется лишь показать направление своей добродетельной воли, к чему она стремится в дарованной разумной жизни, все же остальное творит Промысл Божий, непрестанно пекущийся о каждом из нас, Который или приступает для всесильной помощи, даруя благодать Духа Своего, либо отходит за нерадение…, т.е. нежелание следовать заповедям Христа и Евангелия, за чем последует мучительное истязание души и плоти демонами страстей здесь, а по исшествии (смерти) – там. Если над всеми светит Всемирное светило – Солнце Правды, то, как сможем сокрыть от Него нечистые дела и даже помыслы свои?

СМЕРТЬ ПРАВЕДНИКОВ

Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Ин.8:51).

Апостол Иоанн Богослов

Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти (1Ин.3:14).

Святой Макарий Великий

Когда праведные души отходят от тела, тогда лики Ангелов приемлют души их в собственную свою область, в чистый век, и таким образом приводят их ко Господу.


Преподобный Исаак Сирин

Безрассудные малый близкий покой предпочитают отдаленному Царству, не зная, что лучше претерпеть мучения в подвиге, нежели упокоиться на ложе земного царства и быть осуждену за леность. Мудрым вожделенна смерть, только бы не подпасть обвинению, что какое-либо из дел своих исполнили без трезвенности. Почему и говорит мудрый: будь бодрствен и трезвен ради жизни своей (1Фес.5:6), потому что сон ума сроднен истинной смерти и есть ее образ.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Как иной торговец, нашедши множество предметов многоценных, продаваемых, однако же за ничтожную цену, поспешно с радостью даст эту цену, чтобы поскорее завладеть такими драгоценностями, так и подвизающийся за заповедь Божию с готовностью и радостью решается на смерть, веруя несомненно, что покупает себе вечные блага этой смертью, которая в сравнении с ними ничто.

Святитель Василий Великий

Смерть для праведных – сон, вернее же сказать, – отшествие к лучшей жизни.

Святитель Григорий Палама

Смерть всегда является бедствием для тех, которые привержены к сему миру, которые нагими в конечном итоге берутся отсюда, и все, что было ими любимо, оставляют. Для презирающих же вещи сего мира и ищущих обрести познание о будущем мире, и старающихся делать то, что идет на пользу перед лицом сего будущего века, приходящая смерть не приносит ущерба, но, лучше сказать, переносит их от суетных и непостоянных вещей в невечерний день, в бессмертную жизнь, в богатство неиждиваемое, в чистую радость, в вечную славу, в то, что истинно есть и неизменно пребывает.

Преподобный Ефрем Сирин

Мучительность раскаяния грешника превышает самый страх смерти и разлучения. Напротив того, праведные, святые и подвижники веселятся в час смерти и разлучения, имея перед очами своими великий труд своего подвижничества, бдения, молитвы, посты, слезы, возлежания на голой земле и вретища; душа их ликовствует, потому что по разлучении с телом своим желает войти в покой.

Если был ты тружеником, то не скорби о приближении доброго сего преселения, потому что возвращающийся домой с богатством никогда не остается в печали.

Смерть, которая страшна всякому и ужасает смертных, богобоязненному представляется пиршеством.

Смерть праведных есть конец борьбы со страстями плоти; по смерти ратоборцы прославляются и приемлют победные венцы.

Телесный только сотлевает покров, обветшав от болезней, а душа, как она есть, навсегда остается живой и нетленной… Душа умерших живет и мыслит. Творец блюдет ее в Едеме, а тело их хранится в земле, до возвращения вверено оно ей, как залог.

В день смерти радуются только праведные, которые в напутие себе приобрели дела праведные и имеют брачные одежды.

Смерть – упокоение святым, которые изнуряли себя трудами и подвигами, прилежно изучая Писания Святаго Духа, пребывали в бдении, посте и молитве.

Святитель Иоанн Златоуст

Свергающий с себя тяжкую власть смерти, сокрушает и силу диавола. Смерть для любомудрствующего беспечальна, потому что тому, кто презирает богатства, удовольствия и роскошь, для которых многие желают жить, по необходимости легко переносить и переселение отсюда.

Как боец спешит уйти с ристалища, чтобы избавиться от ран… так и ведущий добродетельную, строгую и суровую жизнь желает смерти.

Апостол Павел, идя на смерть, призывал других сочувствовать ему <участвовать в его радости>, потому что смерть есть отдых и избавление от трудов, воздаяние за подвиги, награда за борьбу и венец. Поэтому вначале по умершим бывали рыдания и плач, а теперь – псалмы и песнопения… Смерть тогда <до Рождества Христова> была смертью, а теперь не так, но бывают песнопения, молитвы и псалмы; все это показывает, что смерть заключает в себе удовольствие – ведь псалмы символ радости.

Будем считать несчастными не умирающих в чужой стране, а умирающих во грехах и ублажать не тех, которые отходят дома и на постели, а тех, которые отходят с добродетелью.

Те, кто со тщанием подвизается в добродетели, когда переселяются из здешней жизни, то поистине, как бы отпускаются на свободу от злостраданий и от уз.

Скончавшийся с добрыми делами стоит на камне, достиг пристани, избег всех препятствий, свободен от всякого страха и смятения, – пребывает в постоянном спокойствии отшедший отсюда таким образом.

Смерть будет драгоценной не от того, что иной умрет в своем доме, на ложе или среди семейных, но от того, что мы будем умирать храбро и мужественно за истину.

Блаженными должно считать тех, которые мужественно умирают за истину и в гробницу несут, как одежду, хорошую жизнь, которая гораздо драгоценнее золотых одеяний.

Хочу сказать то, чтобы каждый, когда позовут туда <в загробный мир> его самого или ближнего, с радостью и веселием и сам шел, и других идущих приветствовал.

Преподобный Исидор Пелусиот

Успение любителей добродетели… есть окончание скорбей и начало благ. Ибо конец подвигов есть начало венцов.

Священномученик Киприан Карфагенский

Честна смерть тех, которые ценою крови своей приобретают бессмертие, которые получают венец за свое мужество. Из того, что без всякого различия, вместе с людьми неправедными умирают и праведные, никак не должно заключать, будто один конец и добрым, и злым. Нет, праведные призываются к радости, а нечестивые к мучениям, рабам верным определяется скорая награда, а вероломным – наказание.

Преподобный Феогност

Какое несказанное и невыразимое утешение, когда душа с уверенностью во спасении отделяется от тела, слагая его как одежду! Ибо, как бы во обладании сущи уповаемых благ, она оставляет его, беспечально, с миром идя к Ангелу, свыше сходящему к ней с радостью и веселием, и вместе с ним беспрепятственно проходя воздушное пространство, никакому не подвергаясь нападению со стороны духов злобы, но в радости восходя с дерзновением и благодарными возгласами, пока достигнет поклонения Творцу и там получит определение быть помещенною в сонме подобных ей, и равных в добродетели до общего Воскресения.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Они не поклонились ни зверю, ни иконе его, ни антихристу… не прияли ни на челах, ни на десницах начертаний врага Божия, но усвоив себе ум Христов, постоянно выражали его в образе мыслей и образе действий, не щадя крови своей для запечатления верности Христу, и потому воцарились со Христом. Для них нет смерти.


Святитель Феофан Затворник

К готовому смерть никогда не приходит рано. Плавание кончено, ненужная ладья разбита и брошена, а пловец пошел с накупленными товарами к Царю града великого, чтобы получить должный почет и барыши с процентами.



Пред смертью к преподобному Марку Фраческому пришел преподобный Серапион. Преподобный Марк встретил Серапиона с сердечною радостью и сказал ему: «Бог послал мне тебя, чтобы ты святыми руками приготовил к погребению мое смиренное тело». Чрез час времени сказал: «Брате Серапионе! Пребуди нощь сию без сна ради моего разлучения!». Оба встали на молитву. По окончании молитвы, Марк сказал Серапиону: «Тело мое по отшествии моем положи в пещере сей с миром Христовым, двери пещеры загради камнями и иди в свое место, а здесь не будь». Серапион просил его взять с собою, но он сказал ему: «Тебе не здесь следует умереть, но в своем месте». Еще присовокупил: «Велик сей день, он мне лучше всех дней живота моего, потому что сегодня разлучается душа моя от страданий плотских и идет успокоиться во обители Небесной, сегодня тело мое почиет от многих трудов и болезней, сегодня приимет меня свет покоя моего». При этих словах вертеп наполнился светом, светлее солнца, в воздухе носился аромат.