В монографии на основе более десятилетнего опыта экспертизы проектов бюджета РФ и прогноза социально-экономического развития страны анализируется бюджетный процесс страны, его роль в социально-экономическом развитии РФ, в обеспечении экономической безопасности. Обосновывается необходимость перехода к новой парадигме бюджетной политики, усипение ориентации на отражение национальных интересов и обеспечение экономической безопасности. Даются предложения по активизации потенциальных источников увеличения бюджетных доходов, разработке современной налоговой парадигме, усилению социальной направленности бюджета, совершенствованию структуры расходов для поддержки реального сектора, формированию стратегических приоритетов бюджетного финансирования. Рассматриваются проблемы консолидированного бюджета и меры по оптимизации межбюджетных отношений. Особое внимание уделено практическим рекомендациям по решению методологических и организационных проблем формирования бюджета, его ориентации на программно-целевые методы формирования и реализации, усиления контрольно-надзорных функций за бюджетным процессом, в т.ч. коррупционных посягательств на бюджетные средства. Обсуждается возможность использования части Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для повышения (увеличения) инвестиций в реальный сектор экономики, а также амортизационного фонда во взаимодействии с налоговой системой для ускорения обновления основных фондов. Обосновывается необходимость повышения роли экспертизы проектов федерального и консолидированного бюджетов страны и их рассмотрения в законодательных собраниях. Для широкого круга экономистов и финансистов, студентов, бакалавров, магистров и аспирантов, преподавателей вузов.