Евгений Подолянский
Великий князь Александр Невский – символ новой России Петра Великого.
На церковном соборе 1447 г. князь Александр Невский был канонизирован, но его почитание как святого началось практически сразу после его смерти, а мощи считались чудотворными.
Символом воинской славы России Императором Петром I был выбран благоверный князь Александр Ярославич. И это не случайно. Можно найти достаточное количество достойных людей в истории Руси на место символа государства. Главное детище Петра Великого – северная столица, Санкт-Петербург. Именно князь Александр Невский со своим ратным войском стоял на защите и охране рубежей, где стала созидаться новая столица.
Уже спустя год после основания Санкт-Петербурга, в 1704 г. Петр I задумал создать монастырь в честь Живоначальной Троицы и Александра Невского. Имеется запись доношения из Санкт-Петербургской губернской канцелярии в Сенат об отводе земли для возведения Александро-Невского монастыря по именному указу царя Петра I в Канцелярии санкт-петербургского генерал-губернатора князя А.Д. Меншикова. Дата закладки монастыря – 1712 г. Старинные историки Петербурга передают «издревле между туземцами сохранившееся» предание, что на этом месте, где было определено строительство монастыря (Александро-Невская лавра), в период борьбы Новгорода со Шведами и Ливонскими рыцарями за обладание Невой, Новгородским князем Александром Ярославичем Невским 15-го июля 1240-го года была одержана знаменитая победа «над соединенными силами Шведских, Датских и Лифляндских войск, которыми предводительствовал Король Шведский.
11 августа 1723 г. по повелению Петра Великого мощи Александра Невского были вывезены из Владимира, 1 октября 1723 г. доставлены в Шлиссельбург, а 30 августа 1724 г. – торжественно перенесены в Александро-Невскую церковь Александро-Невского монастыря. Подготовка к переносу мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург началась в 1722–1723 гг. Для переноса мощей святого по решению Синода был создан новый ковчег с балдахином на катафалке. Вскоре, 26 июля 1723 г., последовал указ Петра I комиссару Владимирской провинциальной синодальной команды С. Никитину о перенесении мощей св. Александра Невского из Владимирского Рождественского монастыря в Александро-Невский монастырь. О том, что Петру I было важно лично участвовать в торжественной церемонии, свидетельствует его письмо от 28 августа 1724 г. санкт-петербургскому генерал-губернатору князю А.Д. Меншикову: «Понеже болезнь моя не допустила в Шлютельбурх ехать, того ради отложили мы церемонии быть до воскресенья, чтоб перед обеднею мощи привесть в монастырь».
За всю историю Православия Русская Церковь только однажды знала подобное: при Патриархе Никоне из Соловецкого монастыря в Москву доставили останки митрополита Филиппа. Ковчег с мощами св. Александра Невского вынесли с великими почестями из Владимира 11 августа 1723 г. Весь путь святыню, которую поочередно несли на руках 150 человек, сопровождал настоятель Богородице-Рождественского монастыря архимандрит Сергий. 17 августа мощи были встречены в Москве. 9 сентября на судне из Боровичей вывезены на озеро Ильмень к Новгороду, встречены епископом Иоакимом в Юрьевском, а затем в Антониевом монастырях, и по Волхову были отправлены до Ладоги. На всем пути следования толпы народа стремились поклониться святыне, служились молебны. Царь решил приурочить церковное торжество к светскому – дню заключения Ништадтского мирного договора между Россией и побежденной Швецией (30 августа 1721 г.). Поэтому он повелел почти на год поставить ковчег с мощами в Благовещенском соборе Шлиссельбургской крепости.
30 августа 1724 г. катафалк перемещали на адмиральской галере по Неве из Шлиссельбурга в сопровождении императорской яхты «Принцесса Елизавета». Сам Петр I с придворными встретил процессию на берегу у кирпичных заводов недалеко от монастыря, о чем свидетельствует следующая запись в походном журнале Петра I: «Привезены мощи святаго Александра Невскаго рекою Невою из Шлютельбурха на галере и поставлены в Невском монастыре в новой церкви, которую того ж дня освятили. Его императорское величество оныя мощи изволил встретить недалеко от Невского монастыря у кирпичных заводов».
Перенос святых мощей Великого князя Александра Невского в Лавру Петром Iпоказал всем его подданным и власть предержащих мировых стран, что царь Российского государства не на «побывку» приехал на берега Невы, а с большими, грандиозными планам, навсегда.
Не было у А. Невского за плечами таких ратных дел, соизмеримых по масштабу с Отечественными войнами 19 и 20 веков, но он не отсиживался в соей новгородской вотчине, собирал силы и возглавлял рать, направляя её за 200 километров к берегам Невы против алчущих на эти земли полчищ завоевателей из соседних стран.
А то, что символ, можно сказать – новой России, был определён так Великим Петром однозначно метко – показывают исторические факты последующего развития общества и страны. Три российских императора несли имя Александр, почитая святого князя за своего ангела-хранителя. А наименование именем – Александр Невский – заведений, обществ, культовых сооружений не идёт в сравнение с другими претендентами на именование. Ознакомимся с ним , не выходя за пределы границ северной столицы – Санкт Петербург.
Место для будущего монастыря Петр I выбрал весной 1704 г. на месте имевшем историческое и политическое значение: в то время считалось, что именно там Александр, в то время новгородский князь, разбил войска ярла Биргера в битве, принесшей ему имя «Невский».
В 1712 г. на левом берегу заложили первую деревянную церковь. Она была освящена 25 марта 1713 г. в память Благовещения Пресвятой Богородицы и представляла собой квадратное здание, увенчанное барабаном со шпилем и крестом. За ее алтарем с 1717 г. существовала небольшая каменная Лазаревская церковь – усыпальница.
Рядом начали строить мазанковые кельи, настоятельские палаты, хозяйственные службы и прочее «партикулярное строение», в основном готовое уже к 1714 г. Именно здесь, на месте будущего Лазаревского кладбища, располагался монастырь в то время, когда на противоположном берегу разворачивалось каменное «генеральное строение» по проекту Д. Трезини, утвержденному в 1715 г.
Первый «абрис, как быть всему каменному строению» Невского монастыря, был сделан Д. Трезини и утвержден Петром I в 1715 г., как отмечалось выше по тексту. Об этом проекте можно судить по гравюре А. Ф. Зубова к «Панораме Петербурга» 1716 г. Главный вход в монастырь был задуман Трезини со стороны Невы. На берегу реки намечалось устроить пристань, от которой должна была начинаться широкая аллея, ведущая к Троицкому собору, увенчанному высокой колокольней и шпилем, подобным Петропавловскому. По обе стороны собора уступами по три располагались монастырские корпуса. Вдоль них, со стороны Невы, намечалось создание партерного сада с цветниками и фонтанами. Его каменную ограду должна была украсить балюстрада с вазами и статуями. От мысли об устройстве сада не отказывались, но практически место между начавшим строиться в 1717 г. каменным монастырем и берегом Невы использовалось совсем по-другому. Необходимые для строительства материалы доставлялись по Неве; их и хранили на территории будущего Никольского кладбища. Уже в 1719 г. доставили восемь миллионов шестьсот тысяч кирпичей, сорок две тысячи бочек извести, пятьсот пятьдесят семь кубических сажен черепицы и др. Лес везли из Олонецкого края (порубка вдоль берегов Невы близ Петербурга была запрещена), белый камень из Старицких каменоломен на Волге, плиту добывали на реке Тосне. На берегу Невы появились сараи, столярные мастерские, ямы для гашения извести, кузница «о 9 горнах», «изба, в которой белый камень режут», и т. д. «Для отвода болотной мокроты» от Черной речки был к югу прорыт канал. В 1725 г. его расширили и устроили гавань, так что баржи с грузами для строительства могли входить из Невы в устье Черной речки, где был сооружен подъемный мост. Грунт, вырытый при устройстве канала, шел на подсыпку и укрепление подпорной стенки, которая возводилась по периметру монастырского строения. Восточный двор монастыря был обнесен оградой с каменными воротами, сооруженными по проекту П. М. Еропкина в середине 1730-х гг. (в XIX в. ограду полностью перестроили).В 1712-1715 гг. от Адмиралтейства и монастыря на соединение с Московским трактом прокладывалась «першпективная дорога» (нынешний Невский пр.). Проезд по линии дороги через монастырский двор доходил до Черной речки, через которую в 1712 г. соорудили наплавной мост, переделанный два года спустя в подъемный. Шесть мазанковых келий для монахов располагались попарно с левой стороны проезда. К ограде со стороны Невы примыкало здание монастырской канцелярии. Справа от проезда, на территории нынешнего Некрополя мастеров искусств, располагались настоятельские палаты и обширный сад с оранжереями.
Над главными воротами соорудили звонницу, которая к 1730-м гг. «весьма обветшала», и на ее месте в 1754 г. была по проекту М. Д. Расторгуева построена из дерева великолепная трехъярусная колокольня. Со стороны Невы была еще одна колокольня, с мазанковым верхом и деревянным шпицем.
Посетив построенный монастырь в 1723 г. царь повелел перенести туда мощи cв. благоверного князя Александра Невского, до того дня почивавшие в Рождественском монастыре Владимира. 30 августа 1724 г. мощи были торжественно доставлены в Санкт-Петербург и помещены в Благовещенскую церковь. По окончании строительства главного монастырского храма – собора св. Троицы рака с мощами была помещена там. 18 декабря 1797 г. высочайшим указом Святейшему Синоду Императора Павла I Александро-Невский монастырь был переименован в Лавру. В то время в России было четыре лавры.
Автором «Генерального плана строения» Александро-Невского монастыря был архитектор Доменико Трезини. Первоначальный проект несколько не соответствовал православным канонам, так главный фасад и вход в монастырь были обращены к Неве, на восток. Это задержало строительство, которое было завершено лишь в конце XVIII в. План был переделан Теодором Швертфегером, возможно при участии Трезини. План этот, как и первоначальный, не сохранился, известен лишь по гравюре П. Пикарта, выполненной в 1723 г. Возглавлял каменное строительство светлейший князь А. Меншиков. Трезини постепенно отошел от руководства строительством: с 1718 г. ему помогал Христофор Конрат , а с 1720 г. работы вел Швертфегер. Одновременно с началом строительства собора велись работы по возведению каменного городка. Был разбит сад, предусмотренный проектом.
С 1741 по 1753 г. работы в монастыре проводил талантливый архитектор П.-А. Трезини. Еще в 1734 г. на стройку был принят "каменных дел мастер" К.-Ф. Фоссатти, по-видимому, довольно опытный строитель, который в дальнейшем примет участие как исполнитель в сооружении ряда монастырских зданий. С 1753 г. архитектурный надзор за строительством перешел к И. Я. Росси, лепщику, "штукатурного и гротического дела мастеру".
В 1756-1758 гг. была построена новая деревянная Благовещенская церковь, к северу от прежней, тогда же разобранной. Она была пятиглавой, с галереей у входа, украшенной девятью колоннами. Первоначальные погребения в старой церкви не сохранились, за исключением могилы фельдмаршала Б. П. Шереметева, потомки которого дали средства на расширение Лазаревской церкви и сооружение нового памятника. Перестройка Лазаревской церкви происходила в 1787-1789 гг., когда оказалась разобрана и вторая деревянная Благовещенская церковь, служившая приходской (ее функции перешли к вновь построенной Скорбященской церкви).
В 1783-1789 гг. арх. И. Е. Старов проводит комплексную реконструкцию левобережной монастырской территории с возведением каменной ограды с Надвратной церковью и богадельней.
В 1783-1786 гг. возвели Святые ворота монастыря – надвратную церковь во имя иконы Богоматери Всех Скорбящих Радости. Сооруженный по проекту И. Е. Старова храм стал центром ансамбля, возникшего на въезде в лавру со стороны Невского проспекта. Одновременно строились каменные ограды, определившие окончательные границы Лазаревского кладбища, целиком занявшего бывший монастырский двор.
В 1821 г. по проекту арх. В. П. Петрова были сооружены каменные ворота с колоннами для проезда в церковь со стороны реки Монастырки.
25 октября 1721 г. при монастыре была основана Славянская школа, для детей священнослужителей, ставшая основой всех учебных заведений столицы. В 1726 г. она была преобразована в Славяно-греко-латинскую семинарию, а в 1788 г.– в Главную семинарию, которая в 1797 г. при Павле I, получила статус Александро-Невской Духовной Академии. После реформы 1809 г. переименована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
В советское время монастырь был закрыт. Строения использовались светскими организациями.
Св. мощи были переданы в музей атеизма, а серебряная рака в Эрмитаж.
C 1920 г. весь ансамбль находился под охраной государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в 1931 – 1936 гг., когда были закрыты все храмы Лавры, во многих зданиях комплекса обосновались различные мастерские.
Только летом 1989 г. мощи св. Александра Невского были возвращены Церкви, и вновь, как много лет назад, крестный ход прошел по Невскому проспекту в Троицкий собор Александро-Невской лавры.
В 1991 г. городские власти приняли решение о постепенном возвращении епархии всего комплекса лавры. С 1996 г. началась поэтапная передача храмов и построек Лавры Санкт-Петербургской епархии.
1930-е гг. : Использование зданий Александро-Невской лавры для общежитий.
Общежитие фабрики «Рабочий» было расположено в зданиях бывшей Александро-Невской лавры. Этот архитектурный ансамбль еще в 20-е гг. был превращен в огромный жилой массив, и уже тогда люди, оказавшиеся в нем, обращались с жалобами в Жилищный подотдел Ленинградского губернского отдела коммунального хозяйства. Общее собрание жильцов Невской лавры в октябре 1924 г. констатировало: «Лавра уже есть окраина города, к семейному жилью как строящаяся для монахов не приспособлена и возможные даже приспособления, как-то кухонные плиты, рабочие делали за свой счет. Печи старинной работы, несовременные, требующие внутреннего ремонта. В большинстве квартир:
1) вышина потолков 8–9 аршин погонных, холод, неуютность, 2) водопровода нет, 3) Уборные общие и тоже не в порядке. Прачешной нет, помойных ям нет, рядом кладбище». Тогда, в середине 20-х, власти решили прекратить поселение в зданиях Лавры, но к середине 30-х гг. вновь использовали их, на этот раз для рабочего общежития. Обследование 1937 г. выявило, что люди живут по 80 чел. в одном помещении, которое не проветривается. Никакой мебели, кроме кроватей, нет, не осуществляется стирка белья, хотя «постановление Ленсовета обязывает хозяйственные органы стирать белье 1 раз в декаду за счет проживающих».
Из газеты Лен.Правда 1937 г.: Лениград, 7 августа. (Корр."Правды").
Вчера в бывшей Александро-Невской лавре открылся некрополь, в который перенесены могилы виднейших деятелей науки и искусства Х!Х и начала ХХ веков.
В некрополе находятся сейчас могилы композиторов Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского и др. Особый отдел некрополя отведен для могил близких друзей и современников А.С.Пушкина. Здесь же находятся могилы ряда крупнейших русских художников, скульпторов,писателей и артистов.
На территории некрополя установлены гранитные обелиски, разбиты газоны, устроены фонтаны.
В настоящее время комплекс построек лавры включает в себя:
Собор Троицы Живоначальной
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и св. блг. кн. Александра Невского. Свято-Духовский корпус
Церковь Святого Духа и прп. Сергия Радонежского
Митрополичий корпус с юго-западной башней – древлехранилищем
Просфорный корпус с северо-западной башней – ризницей
Федоровский корпус с церковью св. Феодора и церковью Исидора
Семинарский корпус
Церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость"
Церковь Лазаря Четверодневного на Лазаревском кладбище
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери на Тихвинском кладбище
Церковь Николая Чудотворца на Никольском кладбище
Здание лавровской конторы
Здание ризницы и древлехранилища
Никольское кладбище
Лазаревское кладбище – Некрополь XVIII века
Тихвинское кладбище – Некрополь мастеров искусств
Жилые дома Александро-Невская лавра – Невский пр., 177 Невский пр., 190
Митрополичий сад
Начал дворец строиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы Петровны, только что взошедшей на престол в результате очередного переворота. Проект разноэтажного здания в виде растянутой буквы «Н» был создан одним из первых архитекторов новой столицы Михаилом Земцовым, однако тот скончался в 1743 году. Завершал строительство дворца по проекту Земцова Бартоломео Растрелли.
В это время Фонтанка служила окраиной города, а Невский проспект был ещё просекой. Таким образом, дворец должен был украсить въезд в столицу. От Фонтанки к дворцу был прорыт специальный канал, завершавшийся у входа небольшой гаванью. Отсюда и необычное положение дворца, стоящего к Невскому проспекту боком. Построенный дворец, напоминавший с устроенным рядом садом, фонтанами, цветниками Петергоф, Елизавета подарила своему фавориту Алексею Разумовскому. Впоследствии дворец неоднократно выступал в качестве подарка, обычно на свадьбу. После восшествия на престол Екатерина II, выкупив его у брата Разумовского – Кирилла, сочла более всего уместным подарить его также своему фавориту графу Григорию Потёмкину. К подарку были присовокуплены 100 тыс. рублей на обустройство дворца «по вкусу». В итоге дворец был переделан в 1776—1778 годах архитектором И. Е. Старовым в стиле классицизма, поэтому характерная для барокко разноэтажность постройки была уничтожена, лепнина исчезла, гавань засыпана. В результате дворец стал более строгим, но и монотонным.
В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено два отдельных корпуса, которые закрыли обзор дворца с Аничкова моста. В 1809 году Александр I подарил дворец своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне как приданое на свадьбу с принцем Георгом Ольденбургским. Когда в 1816 году та повторно вышла замуж и уехала из России, дворец опять был выкуплен в казну.
В следующем, 1817 году Александр I подарил дворец на бракосочетание своему брату Николаю Павловичу, будущему Николаю I. Реконструировать усадьбу Аничкова дворца поручили председателю Комитета строений и гидравлических работ А. Бетанкуру[2]. К проектированию привлекли архитекторов А. К. Модюи и К. И. Росси, состоявших на службе в Комитете строений.
Весной 1816 года К. Росси получает от Бетанкура предложение реконструировать усадьбу Аничкова дворца. Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца и пристроил с юга дугообразный «сервизный корпус». Также Росси разработал около двадцати вариантов генерального плана преобразования усадьбы Аничкова дворца[3]. Однако Александр I утвердил проект представленный А. Модюи. Модюи включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского): он соорудил ограду вокруг дворцового сада и спроектировал на его западной стороне два одноэтажных павильона [4].
После восшествия на престол и переезда в Зимний дворец Николай переселялся сюда на время поста, здесь же проводились придворные балы. Когда Зимний дворец реконструировался после пожара 1837 года, императорская семья переехала в Аничков и проживала в нём некоторое время. После смерти императора в 1855 году дворец был переименован в «Николаевский», однако название не прижилось. Во дворце воспитывался и сын императора Александр, будущий Александр II, одним из его учителей был друг Пушкина поэт Василий Жуковский, который имел во дворце собственную квартиру. Он же обучал русскому языку императрицу Александру Федоровну. 23 ноября 1836 года на аудиенцию к императору был приглашён Александр Пушкин, от которого Николай потребовал воздержаться от дуэли.
В 1841 году Николай подарил дворец, опять же на свадьбу, сыну Александру, а тот через четверть века – также на свадьбу сыну, будущему Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве своей резиденции. В это время была построена глухая стена со стороны площади. После его смерти дворец служил резиденцией вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Интерьеры дворца неоднократно подвергались переделкам в связи с желаниями новых владельцев. В результате обновлений помещений 1870-х годов в библиотеке и «музее» императора Александра III в окнах появились витражи мастерской Владимира Дмитриевича Сверчкова[5].
С конца 19-го века в зданиях дворца действовала школа для детей, родители которых работали при дворце[6].
После революции здесь недолгое время просуществовал музей города, в 1925 году он был закрыт, а 12 февраля 1937 года в этом здании открылся Ленинградский Дворец пионеров, ныне Дворец творчества юных и Аничков лицей. Во время Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 года во Дворце пионеров был открыт хирургический стационар. Он проработал всю первую блокадную зиму, приняв значительное количество раненых людей. Весной 1942 года госпиталь был переведён, и в мае Дворец пионеров был вновь открыт для блокадных детей.
Церковь при Аничковом дворце
Первоначально церковь размещалась в северном флигеле дворца, выходящем на Невский пр., и занимала двусветный объем. Флигель венчал традиционный для русского барокко золоченый купол с луковичной главкой, прорезанный круглыми окнами-люкарнами и украшенный рельефными орнаментами. Отделан храм был по проекту арх. Ф. Б. Растрелли в духе барокко. Трехъярусный резной иконостас по рисунку Растрелли оформил золоченой резьбой мастер И.Ф. Дункер, образа написаны художниками И. Я. Вишняковым, А. П. Антроповым, И. И. Бельским и др. Освящение храма во имя Воскресения Христова состоялось 1 августа 1751 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.
В 1794-1796 гг. арх. Е. Т. Соколов при перестройке дворца разделил двусветный объем церкви междуэтажным перекрытием и вновь оформил церковь в верхнем этаже. Росписи в обновленном храме в классицистическом стиле исполнил К. Скотти. Старый барочный купол заменили новым, выдержанным в строгих торжественных формах классицизма.
В 1808-1811 гг. при очередной перестройке дворца арх. Л. Руска уменьшил объем церкви и заново осуществил ее отделку. Вместо старого иконостаса, который передали во Владимирскую церковь, был изготовлен новый. 12 апреля 1811 г. храм заново освятили во имя вмч. Георгия Победоносца. После большого пожара 1812 г. реставрацию образов иконостаса и возобновление росписей осуществляли Б. Медичи и Ф. Торичелли.
В 1817 г. при перестройке дворца, производимой К. И. Росси, церковный интерьер был отделан в стиле ампир. Храм вновь освящен во имя св. блг. князя Александра Невского. Роспись храма выполнил Дж. Б. Скотти, а образа для иконостаса написали Б. Медичи и В. Торичелли. Отдельные предметы утвари были выполнены вдовствующей императрицей Марией Федоровной.
В 1845 г. по желанию императора Николая I скульптор И. П. Витали установил в простенках храма 12 гипсовых статуй, повторивших его произведения в Исаакиевском соборе.
По замыслу арх. К. К. Рахау, осуществленному А. И. Монигетти, при перестройке дворца в 1864-1866 гг. церковь тоже перестроили. К. К. Рахау возвел звонницу и заменил плоский ампирный купол новым, выполненным в «византийском стиле» и увенчанным главкой.
Интерьеры отделали заново в «византийском стиле». Колонны в храме были облицованы красным искусственным мрамором, а своды расписаны золотыми орнаментами. Образа для нового дубового иконостаса написал московский иконописец Е. С. Сорокин.
Храм был освящен 26 декабря 1866 г. во имя св.благоверного князя Александра Невского в присутствии императорской семьи.
В 1874-76 гг по проекту К. К. Рахау плоский ампирный купол был заменён новым, выполненным в «византийском стиле» и увенчанным главкой, а над карнизом вместо балюстрады была возведена звонница.