Книга Жизнь на дне - читать онлайн бесплатно, автор Наталья Стрункова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Жизнь на дне
Жизнь на дне
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Жизнь на дне

В трубке долго шли гудки, отец не брал трубку, Рита нервничала и набирала снова, но дозвониться так и не получилось. Разочарованная засобиралась домой, баба Даша дала с собой маленькую баночку щей, на ужин. Девочка не знала как благодарить, со слезами обняла бабушку соседку и вернулась к себе. Дома было невыносимо скучно, девочка уже привыкла к какому то шуму, пьяным голосам, а сейчас в полной тишине вдруг появился страх, одиночество накатывало и обвивало ее своей паутиной, она боялась что отец не перезвонит, а мать не выйдет из милиции, что делать одной в целом мире? Под невеселые мысли и тихие слезы девочка уснула. В дверь сильно постучали, точнее в дверь пинали, в подъезде слышались пьяные голоса, Рита вздрогнула и боялась пошевелиться. Пришли дружки матери.

На цыпочках прокралась к двери, в глазок увидела нескольких мужчин, один был сосед дядя Гриша, а другой… Был тот, который сделал больно, остальных не знала.

– Анька, открывай, спишь что ли чума? – орал Гришка.

– Может дома нет? – ответил ему другой.

– Да куда она пойти могла, не в гости же, или в кино? – заржал сосед.

– А дочь её где? Тоже нет? На хрен нам Анька, нам хата нужна только.

– Блин по ходу нет никого, пошли в гараж, холодно, но хотя бы ветра и дождя нет. – разочаровано протянул Гришка.

Все потихоньку начали спускаться, негромко матеря беспутную Аньку. Рита тряслась в ужасе даже после того как алкаши ушли, дверь хлипкая, чуть сильнее пинуть и отвалится, никто не защитит её, не придет, если бы и позвала на помощь. До утра лежала без сна, думала о своей жизни, матери и отце, где работать, как прокормить себя, но больше всего боялась что за неуплату отрежут электричество, голод не так пугал, как темнота. Мать в детстве часто пугала «бабайками», Рита всегда засыпала со светом, потом уже отец приходил, укрывал одеялом и выключал ночник. Утром позавтракав хлебом и чаем, который заваривали в пятый раз, и он практически уже не подкрашивал воду, оделась потеплее и пошла на рынок.

Глава 4

Зима близко

Походив между рядов вещей, перешла в продуктовый. Повсюду стоял базарный шум и гам, торгаши зазывали народ на мясо и овощи, мед и фрукты, соленья и рыбу, желудок скручивало от приступов голода, хлеб что ела с утра давно провалился, а растущий организм требовал еще. К каждому из продавцов девочка подошла в поисках работы, отказали все, кроме полной женщины в грязном и засаленном фартуке, она предложила сортировать овощи.

Это оказалось труднее, чем ожидала Рита, руки на холоде мерзли, гнилая картошка была мокрой и противной, перчатки не помогали, быстро становясь мокрыми и холодными. Приходилось работать сидя на маленьком табурете, и так девочка окончательно замерзла, работа практически остановилась.

– Эй ты там уснула что ли, работница великая? – крикнула торгашка на Риту.

– Я замерзла очень, руки совсем не двигаются, можно ли где то посидеть в тепле хотя бы 10 минут, мне нужна работа, тетенька не выгоняйте, мне бы только погреться – практически плача прошептала замерзшими губами девочка.

– Чай в термосе есть, налей и иди к грузчику Федьке в каморку, скажи я велела, погреешься и назад бегом, работы еще много, скоро еще привезут на сортировку до хрена всего, и свеклу и морковь.

Федька оказался Фатхулла, узбек без документов, каким ветром его занесло в Богом забытый городок Рита не знала. Он встретил её радушно, к чаю предложил лепешку, куртку и перчатки положил сушиться на самодельную печку, что то суетился и глупо улыбался, щуря и без того узкие глаза. От тепла потянуло в сон, Рита боролась со сном и чаще моргала, вдруг дверь резко распахнулась внося в теплый уют морозный воздух ноября, девочка подпрыгнула от неожиданности вместе с узбеком и тут же проснулась.

– Ну? Согрелась, дюймовочка? – громким басом сказала торгашка, её было очень много в таком маленьком пространстве, стало тесно даже дышать, узбек выскочил за дверь, хоть ему это совсем не хотелось.

– Да спасибо, сейчас вернусь на переборку.

– Да не торопись, сиди еще погрейся, еще не привезли, тебя как зовут то?

– Маргарита – ответила девочка.

– Марго значит, а я Нинель, но все зовут меня Нинка, и ты зови так.

– Хорошо, буду – смущенно улыбаясь сказала Марго, уже не видя в ней громкую торговку, а лишь простую женщину Нину.

– Вот скажи мне, Марго, почему ты здесь? Почему не в школе, куртка на тебе тонкая, совсем не для ноября!

– Куртки другой нет, из школы выгнали из за матери, пьет она, скандал устроила, её менты забрали, дома есть нечего, долги за свет и воду, вот работать решила – опустив голову рассказала Рита.

– А лет то тебе сколько? Отец где? – уже совсем без улыбки спрашивала женщина.

– 13 мне, отцу вчера звонила от соседки, но он трубку не взял, развелись они давно с мамой, далеко живет с другой женой, хочу с ним жить, в школу ходить, но я ему видимо не нужна, там братик мой растет, а про меня забыл наверно. – уже со слезами рассказывала Рита. – Эх горе луковое, сейчас у всех так Марго, мужики семьи бросают, трудности выдержать не могут, кто пьет, кто что, значит ты теперь совсем одна осталась?

– Пока маму не отпустят да одна, одной плохо теть Нин, совсем плохо.

– Да знаю я как плохо одной, вот от одиночества и к Федьке бегаю погреться, он тоже один, вот и держимся вместе.

– Так он ваш жених? – улыбнулась впервые с утра девочка.

– Да какой жених, скажешь тоже – хохотала Нинка – ни кожи, ни рожи, худой и маленький, но как говорится на безрыбье и узбек жених – еще больше хохотала толстушка – ну пошли работать Марго.

Обе встали как по команде и вышли в морозный день, Рита немного пришла в себя, оттаяла душой, почувствовала заботу, хоть и чужого человека, простая хохотушка вселяла надежду, работать с ней было удовольствием, и вроде холод так не проникал под куртку, и время бежало быстрее, а куча овощей уменьшалась на глазах. В конце дня Нинка собрала небольшую авоську овощей, потом подумав прошла к рядам с мясом, долго о чем то говорила с другими товарками, и принесла оттуда свиную мотолыжку и несколько куриных голов.

– Варить умеешь, королева Марго?

– Да, все умею, жизнь научила – грустно улыбнулась Маргарита.

– Вот сваришь щи или суп какой, ногу варить надо долго, часа три, знаешь?

– Да знаю, надо чтобы косточки отделились от кожи.

– Ну вот и молодец, вот за работу немного, купи хлеб или что там тебе надо. – протянув мятую бумажку сказала Нина. – Завтра не приходи, иди в школу, реши вопрос с вечеркой, тебе надо доучиться, потом придешь скажешь, найду работу тебе.

– Спасибо теть Нин, я приду завтра скажу что получилось.

– Ну беги, темнеет уже.

Рита бежала домой со всех ног, темнело быстро и ее это пугало. Забежав по пути в хлебный, купила самый дешевый хлеб, пересчитав что осталось, зашла еще за маслом. Дом встретил пустотой, к которой начала привыкать девочка. Помыв и почистив все поставила варить, сама пошла в ванну, завтра в школе она должна выглядеть опрятно. После ванны поужинала щами, которые дала баба Даша, проверила свою стряпню на соль и готовность, и в это время снова постучали в дверь. За дверью стоял сосед Гришка.

– Ань ты дома? Дверь открой! Я с гостинцем!

Дверь открывать не хотелось, но он видел свет и слышал что в квартире кто то есть.

– Ритунь, ты дома, че у вас там происходит? Второй день не отзываетесь!

– Дядь Гриш, мамы нет она уехала, не приводи никого сюда, ты меня пугаешь – ответила через дверь Рита.

– Ритка, куда уехала то, родственников вроде нет у вас, надолго что ли?

– Да надолго, к подруге поехала.

– Ну ладно тогда, слушай а ты наверно голодная, может я че принесу?

– У меня все есть, мама продукты купила, спасибо дядь Гриш – уже злясь на него, за то что не уходит и задает много вопросов, сказала Марго.

– Вот те раз, Анька продукты купила, уехала куда то, я может квартирой ошибся? – не веря в сказки Риты, не отставал сосед.

– Не ошибся, я спать ложусь, дядь Гриш иди к себе, мама приедет, тогда придешь.

Постояв пару минут, почесав в задумчивости затылок Гришка медленно спустился к себе. Рита хотела спать, но щи еще варились, собрав сумку на завтра, учебники, тетради, домашнее задание, все было проверено, и вот наконец газ выключен и девочка уснула. Вскочив по будильнику, быстро вскипятила чайник и подогрела тарелку щей в чашке на газу, остальное убрала в холодильник, этого хватит на неделю счастливо рассуждала Рита. На улице дул сильный ветер, противно колол лицо и пробирался под тонкую куртку, руки без перчаток быстро покраснели, а в глазах стояли слезы. Про зиму Рита даже думать не хотела, зимние вещи стали малы еще 2 года назад, к куртке тогда умудрилась пришить новые рукава, а на ноги валенки, но и они в этом году стали малы, пришитые рукава в этом году уже не спасут, куртка стала тесной в плечах и короткой до пупка. Может кто то что то отдаст доносить, надеялась Рита.

В школе было тихо, и это радовало девочку, можно спокойно поговорить с директором.

– Валентина Петровна здравствуйте, можно войти? – открыв дверь кабинета нерешительно сказала Рита.

– Тополева? А ты че пришла то? Я же тебе сказала больше не приходить, я тебя исключила, документы твои почти готовы.

– Валентина Петровна пожалейте, дайте доучиться до 9 класса, я же не двоечница – в слезах говорила Марго.

– Нет, не надо мне такого позора, то мать ненормальную с ментами отсюда увозят, то ты мне тут кордебалеты устраиваешь, нет нет, хватит, иди Тополева, у меня нет времени разговоры водить с тобой.

– Хотя бы в вечерку переведите! – перешла на крик Рита.

– Вот отдам тебе документы, и иди куда хочешь, в вечерку или на панель, куда душа пожелает! – крикнула директриса – все закрой дверь с той стороны!

Рита от души хлопнула дверью, так что штукатурка посыпалась.

– Стерва! Ненавижу!

Почти бегом выбежала из школы, шла не разбирая дороги, пока не поняла что идет на рынок.

– Привет, королева Марго! – улыбнулась Нинка.

– Привет, теть Нин – опустила голову Рита.

– Ну понятно, радостью не поделишься, Люба, прикрой меня, у меня перерыв! Пошли Рита к Федьке!

В каморке снова было тепло, горячий чай и узбекские лепешки.

– Рассказывай! – потребовала отчет Нина.

Рита размазывая слезы по щекам пожаловалась на жизнь. Нинке жаль стало девчонку, решив что завтра пойдет в школу, своих детей не было и матерью никогда не была, но тут пройти мимо никак не могла, прикипело сердце к чужому дитю.

Через две недели мать Риты вернулась домой, грязная, вонючая, злая как черт и трезвая. В холодильнике увидела щи, подогрела и с аппетитом поела, очень удивившись что в доме есть еда, пошарив по ящикам увидела сахар, масло, хлеб, овощи и чай. Сходила помылась, голова невыносимо чесалась, наверно вши завелись думала Анька, потом отыскала более менее чистый халат и прилегла. Дверь хлопнула.

– Мам? Это ты!? Ты дома?

– Дома, здесь я.

– Мама, а ты ела? Я там щи сварила, а ты хорошо выглядишь, в ванной была, такая свежая вся, мам я скучала – прижалась к матери девочка.

– Как ты тут без меня? Продукты откуда?

– Мам, меня из школы выгнали из за тебя, ну из за того раза, я на рынок устроилась овощи перебирать, вот заплатили за работу.

– Директриса твоя стерва, отомстить бы надо, ну я еще придумаю как, просто так не оставлю, и что ты теперь неучем будешь?

– Нет мам, я в вечерке теперь, тетя Нина за меня похлопотала, ходила в школу просить, я тоже ходила, да послала меня директор, как на грязь из под ногтей посмотрела.

– Вот же тварь – начала сильнее злиться Анька – получит она у меня, ой получит, все космы повыдираю к херам!

– Мам да не надо, ну ее, нормально все, я же учусь такой же аттестат получу как и все. Может и тебе на работу устроиться? Долги надо выплачивать за свет и воду, а Мам?

– Надо, конечно устроюсь, вот только отдохну от нар, да и устроюсь, заживем хорошо, вещи тебе надо купить, выросла ты уже из всего, папаша твой сволочь совсем не помогает.

– Я звонила ему, только трубку не брал.

– Да пошел он, мы и без него справимся, ты у меня молодец – обняла дочь женщина. В дверь позвонили.

Глава 5

Совесть

Пришел Гришка-алкаш.

– Мать дома?

– Да.

– Пустишь, Ритунь?

– Проходите.

– Ань, здарово, где тебя черти носили? Куда уезжала? – с порога начал сосед.

– На нарах чалилась мля, уезжала, вот сказанул, сам хоть понял? – держала марку Анька, чувствуя себя очень значимой и уважаемой после отсидки, хоть и в пятнадцать суток.

– А я откуда знаю! – взвился Гришка – Ритка сказала к подруге поехала, я и ахренел, ни че се думаю важная какая стала наша Анька, а потом пришел говорю ей, есть наверно хочешь, принести что то надо тебе, а она мне, прикинь Ань, говорит, мама купила продукты, все нормально и ничего не надо, я упал за дверью прям там в подъезде, прикинь Ань, мама купила продукты! – начал смеяться алкаш совершенно не видя как мрачнеет женщина.

– Слышь ты, мачо, я что продуктов по твоему дочери не могу купить? Или к подруге поехать? Иди отсюда пока не получил! Ржет сидит на моей кухне, урод, над кем ржешь спрашиваю? Я что не могу купить? Не могу? – Ты че орешь? Вот дура! Приехала цаца, откинулась, вся крутая стала да? Я тоже врезать могу, не посмотрю что ты баба, хотя какая на хрен ты баба, одно название, тьфу, дура ты ненормальная!

Гришка встал и пошел к выходу матерясь.

– Мам что у вас тут? – вошла в кухню Рита.

– Да пошел он козел, ржет надо мной, скотина – зверела еще больше мать.

– А ты что встала, посуду помой, полы тоже, развела бардак лентяйка, мать совсем не ценишь!

В раковине не было грязной посуды, как и на столе бардака тоже, Анька просто цеплялась и хотела выместить свою злобу хоть на ком то. Рита в нерешительности оглянулась в поисках что сделать, заранее зная что сейчас ее изобьют.

– Дрянь такая совсем обнаглела! Ничего делать не хочет, вымахала целая лошадь, а все туда же к матери на шею! – Анна замахнулась ремнем, хлестнула по худой спине дочери, и стало легче, с каждым ударом злость проходила, с каждым ударом затихала совесть, которая изъедала ее изнутри, когда увидела продукты, чистую кухню и сваренный суп, эта совесть громким шепотом кричала как виновата мать перед ребенком, это она должна была перебирать на холодном ветру грязные овощи, а не ее девочка.

Порка продлилась недолго, женщина устала, а горло невыносимо чесалось от нехватки горячительного, зря поругалась с Гришей, сейчас бы вдвоем сообразили. Сосед вернулся через час.

– Ну что, остыла праведная мать?

– Остыла, тошно мне. – Я с десертом, знаю что тошно, после нар особенно, не со зла ты на меня знаю, давай стопари неси и закуску, праздник надо отметить.

– Какой праздник? – все больше оживляясь суетилась Анька.

– Ну как какой, воля же?! А Ритунька где, я ей пряник принес?

– В комнате ревет наверно, я ее выпорола сейчас.

– За что ты ее, вот ненормальная!

– Мать совсем не уважает, вот за это, совсем от рук отбилась вся в папашу своего.

– Ну вот дура ты! И есть дура!

Анька не стала отвечать, боясь что сосед уйдет, а вместе с ним такая желанная водка.

Банкет завершился поздней ночью, то плакали, то смеялись, то песни пели, то ругались, потом помянули каждый своих и разошлись. Рита не спала, плакала и жалела себя, спина болела, а в некоторых местах немного жгло, видимо мать рассекла кожу старым ремнем.

Утром позавтракав, оделась потеплее и вышла в морозное утро. На рынке было хорошо, там Нина ждет и Федя, они всегда обогреют и утешат, чая нальют и пожалеют, туда хотелось идти. Овощи еще не привезли и девочка забежала в каморку погреться.

– Привет Федя, Нины еще нет?

– Нэт, заболель он.

– Кто? Нина заболела? Когда?

– Вчера, горячий был, вот так – показывая на свой лоб рассказал узбек.

– Температура значит, наверно простыла, а ты знаешь где она живет?

– Нэт, тут толко был – качая головой сокрушался Федя.

Без Нины работа стояла, руки не слушались, и было холоднее чем обычно, все чаще бегала Рита погреться, как же хотелось чтобы этот день кончился по быстрее, адрес ей сказали торговки мясом, и не терпелось туда дойти. Весь день думала о матери, то ненавидела, то считала ее мамой, ведь она одна и другой ей не дано, потом считала ее больной, не способной побороть эту привычку, так в итоге и ни к чему не пришла.

Нина жила далеко, надо было ехать на старом автобусе, на который не было денег, а если бы и было, Рита ни за что бы не потратила. Через час наконец-то дошла до старого дома, ветхого и покосившегося, сомневаясь что адрес был верный, уже стемнело и Рита постучала в дверь.

Глава 6

Ниночка

– Кто? – хриплым голосом спросили за дверью.

– Нина это я Рита, открой дверь, здесь очень холодно.

Дверь приоткрылась, но вместо Нины там стояла старуха.

– Ой, кажется я ошиблась адресом, извините я искала Нину, она на рынке работает, на овощах, вы случайно не знаете где она живет?

– Здесь живет она, тетка я ей, болеет она.

– Я знаю, мне сказали, я потому и пришла сюда, хотела проведать – все больше ёжась от холода сказала Рита, старуха не спешила пустить в дом.

– Тетка открой, пусти ее – послышался голос из дома.

– Ходют тут всякие, бродют на ночь глядя – нехотя открывая дверь пошире прошамкала старуха.

Маргарита скользнула внутрь, на ходу снимая ботинки, замечая бедность и старость в каждом углу, совершенно не удивляясь ничему, к такому привыкла с детства. В доме пахло лекарством и болезнью, было сыро и холодно.

– Нина привет, как ты? Мне сказали что ты заболела.

– Да вот что то прихворнула, садись моя королева Марго, расскажи как там на улице и на рынке, как Федька мой поживает? Рита рассказала как вернулась мать, как избила ее, как на рынке тоскливо без нее, как всем сердцем желала скорейшего выздоровления своей единственной подруге, как одиноко ей и грустно, а еще девочка видела что Нина очень больна, это была не просто простуда, а что то серьезнее, детское сердце сжималось в ужасе от беспокойства и страха.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги