Карта из свободного доступа
Кану Кубрату (Курбату) (632–665) удалось объединить под свою власть с другими болгарскими племенами: кутригуров, утигуров, оногуров и других племен. Возможно, объединение болгарских племён начал кан Органа, дядя Кубрата. В «Бревиарии» Константинопольского патриарха Никифора I Исповедника (ок. 760–828) – в записях за 619 год – фигурирует дядя Кувара (предполагаемого Кубрата) – «государь гуннского народа» Органа, который вместе со своими старейшинами и оруженосцами прибыл в Константинополь с просьбой к императору Ираклию I об обращении в христианство. Император охотно принял «гуннов» (болгар), окрестив всех «в Божественной купели»: византийские (ромейские) архонты стали восприемниками болгарских («гуннских») старейшин, а супруги архонтов – их жён. Помимо этого, представители «гуннской» (болгарской) знати были одарены императорскими дарами и наделены почётными званиями. Самого же «государя гуннского народа» император удостоил титула патрикия и «благосклонно отпустил в гуннскую страну»[57].
Никифор, описывая события под 635 г., отмечал: «В те же самые времена восстал вновь Куврат, родственник Органы, государь гунно-гундуров, против аварского кагана и весь народ, который находился вокруг него, подвергая оскорблениям, прогнал из родной земли. (Куврат) прислал послов.
Хан Кубрат
И Ираклий послал ему подарки и удостоил сана патрикия». Освободившись из под власти Западно-Тюркского каганата[58], Кубрат расширил и укрепил свою державу, которую греки называли Великой Болгарией. В VII в. в поле зрения истории появляется племя гуннугундур, которое Никифор, Феофан, а за ними и другие авторы называют так же болгарами. По всей вероятности это то же самое племя, которое раньше было известно под именем оногур и находилось к востоку от Азовского моря, между Доном и Кубанью, там, где по данным «Космографии» равеннского анонима пометалась страна Оногория и где в дальнейшем были известны временно заслонившие его утигуры. О Древней или Великой Болгарии Кубрата имеются сведения в сочинениях Феофана[59] и Никифора [60], без сомнения заимствовавших их из одного и того же более раннего источника. В Хронике Феофана[61] эти сведения отличаются большей полнотой и начинаются с географического описания, в котором царит совершенно невероятная путаница. Здесь говорится: «По ту сторону, на северных берегах Евксинского Понта, за озером, называемым Меотийским, со стороны океана через землю Сарматскую течет величайшая река Атель (Волга); к сей реке приближается река Танаис (Дон), идущая от ворот Иверийских в Кавказских горах (Дарьял); от сближения Танаиса и Ателя, которые выше Меотийского озера расходятся в разные стороны, выходит река Куфис (Кубань), и впадает в Понтийское море близ Мертвых врат, против мыса Бараньего лба. Из означенного озера море, подобно реке, соединяется с Евксинским Понтом при Боспоре Киммерийском, где ловят мурзулию и другую рыбу. На восточных берегах Меотийского озера за Фанагорией, кроме евреев, живут многие народы. За тем озером, выше Куфиса, в котором ловят болгарскую рыбу коист, находится древняя Великая Болгария, и живут соплеменные болгарам котраги». Несмотря на путаницу, это описание позволяет составить определенное представление о Великой Болгарии, её местоположении. Нетрудно понять, что она находилась на восточной стороне Азовского моря, выше Куфиса-Кубани. Правда, Кубань здесь спутана с Доном, который, согласно Феофану, берет своё начало на Кавказе, тогда как в действительности на Кавказе находятся истоки Кубани. Путаница с Кубанью этим не ограничивается. По словам Феофана, Куфис впадает в Черное море близ Мертвых врат. Это известные Некропилы, нынешний Каркинитский залив, омывающий Крымский полуостров с северо-западной стороны. Значит, Куфис Феофана следует отожествлять не с Кубанью, а с рекой, впадающей в Черное море западнее Крыма, т. е. с Днепром или, что вероятнее, с Бугом, который в древности так же, как и Кубань, назывался Гипанис и поэтому иногда смешивался с Кубанью. Если Куфис Феофана не Кубань, а Буг, то Великую Болгарию следует помещать не к востоку от Азовского моря, близ Кубани, а к западу от него. «Под Великой Болгарией, – заключает Ф. Вестберг, – следует разуметь земли от Азовского моря до Днепра приблизительно», а равным образом, добавим, от Дона до Кубани. Она охватывала не только приазовских болгар, но и северочерноморских кутригур[62].
Как видно из текста изложенного сообщения, окружённый свитою Гуннский государь прибыл в Константинополь для переговоров по церковным вопросам, т. е. прибыл из области, в которой было распространено христианство, хотя его свита и не была ещё крещёной.
Официальная Дунайская Болгарская история датирует основание болгарского государства 679 годом и приписывает его вождю этой второй части, кану Аспаруху. Одним из видных историков о болгарах и болгарском государстве является Г. Ценов[63]. Г. Ценов пишет: «В путеводителе, выпущенном для иностранцев, посещающих Болгарию, на немецком языке Дирекцией государственных железных дорог, чужеземцам, прежде всего, объясняют, что болгары – туранского происхождения. Откуда железнодорожники это знают, мне неясно, но факт остается фактом: они сочли необходимым рассказать об этом чужеземцам в первую очередь. Нет болгарина, какова бы ни была его специальность, который, делая доклад в Берлине, не начал бы его с того, что болгары – туранского происхождения. Болгары не чувствуют, что людям уже надоело это слышать. Когда французский государственный деятель Эррио прибыл в Болгарию, первое, что болгарские дипломаты сочли нужным ему объяснить, это что болгары – туранского происхождения»[64]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
«Джагфар Тарихы» («История Джагфара») – фальшивый исторический источник введённый в оборот как свод болгарских летописей в 1990-е годы учителем истории активным участником булгаристского клуба «Булгар-аль-Джадид» Ф. Г.-Х. Нурутдиновьи. Вся предыстория текста известна только с его слов. Текст существует только на русском языке как «перевод с утраченного оригинала» в виде списков, сделанных Нурутдиновым наличии оригинальных текстов исторических сведений нет. Историки оценивают свод как современную подделку. Имя изготовителя неизвестно. Одно из основных сочинений татарского булгаризма. «Джагфар Тарихы» практически всеми академическими исследователями (Ю. Шамильоглу, С. Цвиклински, В. Шнирельман, тюркологи А. Рона-Тац и О. Прицак, литературоведы Н. Юзеев и М. Ахметзянов, археолог А. Халиков, источниковеды М. Усманов, этнологи Д. Исхаков и И. Измайлов и др.) признано подделкой и является не переводами с «булгарского» языка, а написано не очень грамотным русскоязычным автором в конце XX в., имеет вопиющие противоречия с фактами истории, даже здравым смыслом. В поле зрения историографии текст был введён крымским археологом И. А. Барановым в 1997 году и с этих пор иногда упоминается в работах в контексте исторических гипотез.
2
Спицын Е. Ю. Древняя и Средневековая Русь IX–XV вв.: Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. В 4 книгах. Книга I. М.: Концептуал, 2016. С. 2.
3
Правильным будет название государства «Волжская Болгария», а не «Волжская Булгария». Это утверждение обосновывается следующим. В литературе можно встречать вместо «Волжской Болгарии» наименование «Волжская Булгария». Последнее произношение сложилось под влиянием кыпчакского языка, где «о» заменена на «у». Это произношение характерно для всех огузской группы (Z-язычных) тюркских народов, в том числе и казанских татар, выходцев из кыпчаков. Правильным будет назвать государство «Волжская Болгария», поскольку оно так называлось так самими болгарами, основателями государства. На чувашском языке, являющимся единственных живым языком R-язычных тюрков в настоящее время также говорится «болгар», «Волжская Болгария», а не «булгар», «Волжская Булгария». Основателем современной дунайской Болгарии также являются племена болгар, которые были ассимилированы славянами, ими название государство пишется через «о», а не «у». Народ себя называет болгарами. Из «Книги драгоценных сокровищ» Абу-Али Ахмеда Ибн-Омар Ибн-Даста (Ибн Руста) (написанного около 30-х годов X столетия н. э., примерно в тоже время, что и другой известный арабский путешественник Ибн-Фадлан) пишет о «болгарах», а не «булгарах». Ибн-Даста пишет: «… Земля буртасов лежит между Хазарскою и Болгарскою землями» (см. Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда Бен-Омар Ибн-Даста. СПб., 1869. С. 19–24). Название этнонима «болгары», используя твёрдое «о», употребляли русские летописцы, описавшие военные походы русских князей на Волжскую Болгарию. В русской исторогрфии писалось о «болгарах», а не о «булгарах». Арабский путешественник, исламский миссионер Абу Хамид аль-Гарнати, посетивший Волжскую Болгарию в 1135 и 1150 годах, упоминает прочитанную им «Историю Булгара», в которой говорится, что слово булгар – это арабизированная форма местного слова балар – умный человек, то есть «болгар» и «булгар» имеют разные значения (см. Абу Хамид аль-Гарнати. Ясное изложение некоторых чудес Магриба /пер. О. Г. Большаковой, в кн.: Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати. М.: Главная редакция восточной литературы, 1971. С. 186).
4
Гумилев Л. Н. Струна истории. Лекции по этнологии. /составление, предисловие, комментарии О. Г. Новиковой. 6-е изд. М.: Айрис-пресс, 2013. С. 44, 113.
5
Димитриев В. Д. Чувашские исторические предания: очерки истории чувашского народа с древних времен до середины XIX века / В. Д. Димитриев. 3-е, доп. изд. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2017. С. 37.
6
Гумилев Л. Н. Хунну. Хунну в Китае. М.: Айрис-пресс, 2014. С. 28–45.
7
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. М.: Айрис-пресс, 2006. С. 225.
8
Каховский В. Ф. Происхождение чувашского народа. 3-е изд., перераб. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003. С. 190.
9
Тафаев Г И. Древнеболгарская цивилизация в Евразийском пространстве. Чебоксары: ГУП «ИПК «Чувашия», 2012. С. 52.
10
Джафаров Ю. Р. Гунны и Азербайджан. Б.: Азернешр, 1993. С. 12.
11
Паркер Е. Г. Тысяча лет из истории татар /Второе издание, переработанное // Перевод с английского В. С. Мирзаянова. 1894 г. С. 46.
12
В 203–202 гг. до н. э. Моде подчинил племена Саян-Алтая и Верхнего Енисея, кыргызов и окончательно установил северные границы своей державы, затем племена лоуфань и байян на юге. Но оставались два главных противника – Китай и Юэчжи.
13
Обширный степной экорегион, расположенный по центру материка Евразия. Простирается от Восточной Европы почти до берегов Тихого океана. Великая степь издревле была заселена кочевыми народами и способствовала взаимодействию этих народов с европейскими культурами. Западная часть региона – Понтийско-Каспийская степь (исторически – Половецкая степь), включающая такие области, как эксклав Пуста (часть Паннонской равнины) и Дикое поле на западе, Сальские степи и Ногайская степь на юге, Калмыцкая степь на востоке. С севера регион ограничен лесостепью европейской части России, на юге – Чёрным морем, Кавказскими горами и морем. Южные хребты Уральских гор (Мугоджары), подходя к Каспию, создают узкое место, после которого на восток простирается Казахская степь, включающая в себя Туранскую низменность и Казахский мелкосопочник, пустынные районы Большие и Малые Барсуки, новый Аралкум и Бетпак-Дала. На севере через Тургайскую ложбину, Ишимскую степь, Барабинскую низменность и Кулундинскую равнину степные районы переходят в тайгу равнины. На востоке через Джунгарские ворота равнина переходит в Джунгарию. Ещё дальше на восток лежит Монголо Маньчжурская степь и пустыня Гоби. Занимала пространство с запада на восток от бассейна Нижнего Подунавья до Маньчжурии в пространстве, превышающем 8 тыс. км и территорией до 16–17 млн кв. км (О Великой Степи см.: Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. 766 с.; Черных Е. Н. Евразийский «степной пояс»: у истоков формирования // Природа: журнал. 2008. № 3 (1111). С. 34–43). Она простирается по территориям современных стран от Болгарии, Румынии и Молдовы через Украину, Россию, Казахстан до восточной части современного Китая (Маньчжурии).
14
Саки – собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. – первых веков н. э. в античных источниках. Название восходит к скифскому слову saka – олень. И древними авторами, и современными исследователями саки, наряду с массагетами, считаются восточными ветвями скифских народов. Первоначально саки, видимо, тождественны авестийским турам; в пехлевийских источниках под турами понимаются уже тюркские племена. В ахеменидских надписях «саками» называются все скифы.
15
Иностранцев К. А. Хунну и гунны. Хунну и Гунны (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов о взаимных отношениях этих двух народов). Л.: 1926. С. 14.
16
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. М.: Айрис-пресс, 2006. С. 224–225.
17
Следуя установившейся в исторической литературе традиции, мы называем именем Хунну империю и ее население, занимавшее степи Восточной Азии к северу от Китая. После того как хунну обрушились на европейские народы, они в соответствующих (в основном латинских) источниках стали именоваться гуннами.
18
Кызласов И. Л. Археологический взгляд на алтайскую проблему // Тунгусоманьчжурская проблема сегодня (Первые Шавкуновские чтения). – Владивосток, 2008. С. 71–86.
19
Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Часть первая. Центральная Азия и Южная Сибирь Москва-Ленин-град: Академия наук СССР, 1950. -375 с.
20
Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н. э. – XIV в. н. э. Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. 248 с.
21
Джафаров Ю. Р Гунны и Азербайджан. Баку: Азернешр, 1993. С. 6–9.
22
Баламир упоминается у готского историка Иордана в его труде «Гетика». Он рассказывает, что «Баламир с армией напал на остготов и вскоре покорил их. Баламбер, король хуннов повёл войско на Винитария [Витимира]. И [они] долго сражаются, Винитарий побеждает в первом и втором сражении. В третьем же сражении, при помощи обмана, у реки по имени Эрак, когда оба подошли друг к другу, Баламбер, ранив пущенной стрелой в голову Винитария, убил [его].».
23
Захарий Митилинский. История. Сирийский источник VI в. о народах Кавказа/ перевод Пугулевской Н. В. //Вестник Древней истории. М.: 1939. № 1. Сарматы – древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён, с IV века до н. э. по первые века н. э. населявших степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря (территория современных Украины, России и Казахстана). Аланы- ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. – времени их появления в Приазовье и Предкавказье.
24
В V в. н. э. правитель гуннов Ругила завоевывает земли Дуная и основывает «Западно-гуннскую империю» на территории современной Венгрии. В 433 г. н. э. после смерти гуннского правителя Ругилы управление государством переходит к его внуку Атилле.
25
Аланы – ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I в. н. э. – времени их появления в Приазовье и Предкавказье.
26
Аммиан Марцеллин. История. Т. 1–3 / В переводе профессора Киевского университета им. св. Владимира Ю. Кулаковского при участии профессора А. Сони. Киев. 1906–1908 гг.: Аммиан Марцеллин, «История».
27
См. к примеру: Ивик О., Ключников В. Гунны. М.: Ломоносовъ, 2015. 344 с.
28
Отто Менхен-Хельфен. История и культура гуннов. Москва: Центрполиграф, 2014. С. 12.
29
Приск Панийский. Готская история / Перевод В. В. Латышева// Вестник древней истории, № 4. 1948. С. 675–698.
30
Одоакр (ок. 433 – 15 марта 493, Равенна) – ок. 470–476 – начальник отряда наёмников-варваров в римской армии, с сентября 476 по 15 марта 493 года – король Италии. Сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа, что традиционно считается её фактическим концом.
31
Иордан. О происхождении и деяниях гетов = Getica / Вступительная статья, перевод, комментарий Е. Ч. Скржинской. М.: Изд. восточной литературы, 1960. С. 123. – («Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы»).
32
Труа – город на севере Франции на реке Сене, историческая столица Шампани. Каталаунские, или Мавриакские поля – знаменитая равнина в Шампани к западу от города Труа и левого берега верхней Сены, где во второй половине июня 451 г. произошла битва Гуннских и Римских войск, возглавленных, с одной стороны, Аттилой, с другой – Аэцием.
33
Иордан. О происхождении и деяниях гетов… С. 212–213.
34
Иордан. О происхождении и деяниях гетов. СПб.: Алетейя, 1997. С. 261–263.
35
Иордан. Указ. соч. / Вступительная статья, перевод, комментарий Е. Ч. Скржинской. М.: Издательство восточной литературы, 1960. С. 152. – («Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы»).
36
Сирмий – город в Римской Паннонии (на территории нынешней Сербии), который служил резиденцией императора Галерия в период тетрархии. Его значение в эпоху поздней античности было столь велико, что Аммиан Марцеллин назвал его «преславной матерью городов». Современный город на его месте – Сремска Митровица. От Сирмия происходит название исторической области Срем.
37
Виталиан (ок. 470–520 гг.) – византийский военачальник и государственный деятель. В 514 г. поднял восстание против императора Анастасия, являясь комитом (командующим) федератов в Малой Скифии в районе Добруджи. Пользовался авторитетом у большой части армии и народа, завоевал Римские провинции Фракию и Малую Скифию. Будучи убежденным сторонником Халкидонского православия выступил против монофизитов, которых поддерживал император Анастасий. В его армии было много скифов и славян. Сначала повстанцы дошли до Константинополя, однако в 515 г. Виталиян вынужден был спасаться бегством. Помилован новым императором Юстином I, поручил ему вести переговоры с Папой Римским для преодоления Акакианской ереси. В 520 г. был назначен Римским консулом, однако вскоре был убит, как указывают первоисточники вероятно, по приказу племянника императора Юстиниана.
38
Гепиды – древнегерманское племя, родственное готам.
39
Прокопий Кесарийский. Война с готами // Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках / Пер. С. П. Кондратьев. М.: Наука, 1950. С. 127.
40
Феофан Византийский – византийский историк, живший во второй половине века. Составленная Феофаном хроника в десяти книгах описывает историю Восточной империи в период с 562 по 581 год, рассказывая, в основном, о войне с персами при Юстине II.
41
Лангобардское королевство – рннефеодальное государство, исторически последнее из так называемых варварских королевств, образовавшихся на территории Западной Римской империи. Сложилось в 568 году и просуществовало до 8 века н. э.
42
Феофилакт Симокатта – византийский писатель и историк, живший в начале VII века.
43
Артамонов М. И. Утигуры и кутригуры. История хазар. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.
44
Анты – название раннеславянских племён IV–VII веков, применявшееся византийскими писателями VI–VII веков. Полиэтнос, объединение древнеславянских племён, имевший зачатки государственности (вождя Божа, знать, войска) уже в IV веке. При Боже они наносили поражение готам, но были разгромлены войсками Амала Винитария (Витимира. Упоминаются в византийских и готских источниках VI–VII веков до 602 года н. э.).
45
По сведениям Иордана, в битве пало 165 тысяч воинов с обеих сторон, не считая погибших в предыдущую ночь 15 тыс. франков и гепидов. Идаций сообщил даже о 300 тысячах убитых.
46
Фракийцы – древний народ, группа индоевропейских племён, обитавшая на северо-востоке Балканского полуострова и северо-западе Малой Азии. Говорили на фракийском языке, который относят к раннеиндоевропейским пале-обалканским языкам. Могущественное племя фракийцев – одризы – основали в 450 году до н. э. государство во Фракии, впоследствии покорённое Филиппом Македонским (при нём возник Филиппополь), в 46 году н. э. при Клавдии было подчинено римлянам, с XIV века принадлежало туркам.
47
Артамонов М. И. Гуннские племена в Восточной Европе. В кн. История хазар. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1962. С. 84–85.
48
Титул звучит по-разному в разных языках. «Кан» – это его вариация в болгарском языке. В русскоязычной исторической литературе в отношении раннесредневековых правителей Болгарии принято использовать титул «хан».
49
Гумилев Л. Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М.: АЙРИС-пресс, 2014. С. 164.
50
Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М.: Айрис-пресс, 2006. С. 279.
51
Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М.: Рольф, 2002. С. 12–131.
52
История Европы. Том 2. Средневековая Европа. М.: Наука, 1992. С. 219.
53
Агафий Миринейский (536–582) – византийский поэт и историк, часто называемый также Схоластиком в связи с его профессиональной деятельностью.
54
Имейские горы- древнее название горной системы в Средней Азии, включающей нынешние Гиндукуш, Памир и Тянь-Шань.
55
Танаис – древнегреческое название реки, которая впадает в Меотское озеро (Азовское море); в настоящее время этой рекой считается Дон, за верхнее течение которого древние греки принимали Северский Донец.
56
Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана / Пер., ст. и примеч.
М. В. Левченко. М.-Л.: Изд-во АН СССР. 1953. С. 121.
57
Залесская В. Н. Византийские дары // Кубрат хан хазиналаре. Сокровища хана Кубрата. The treasures of khan Kubrat. Каталог выставки (на татарском, русском и английском языках)/ Коллектив авторов; под общей науч. ред. М. Б. Пиотровского. Санкт-Петербург: АО «Славия», 1997. С. 74.
58
Западнотюркский каганат – раннесредневековое государство (603–658), расположенное от Чёрного моря и Дона до восточных отрогов Тянь-Шаня и северовосточной Индии. Западные владения каганата доходили до степей юго-восточной Европы. Этническим ядром Западнотюркского каганата стали «10 племён», к востоку от Чу выделялись 5 племён – дулу, а к западу от неё 5 племён – нушеби. В исторических источниках Западнотюркский каганат по другому называют «Он ок будун» (Государство десяти стрел). Племенем-гегемоном каганате были Тюркюты (от тюрк. -тюрк и монг. -ют – монгольский суффикс множественного числа) – термин, часто применяемый в российской историографии для обозначения кёк-тюрков (древних хунов Ашина – племени-гегемона Тюркского каганата. Предложен Л. Н. Гумилёвым, применяется для отличия от современных тюркоязычных народов, зачастую называемых в совокупности – тюрки. Следует отметить, что современные тюркоязычные народы: предки туркменов, турков, азербайджанцев, потомки кыпчаков: казанские татары, башкиры, казахи и другие тюркоязычные народы, относящихся к Z-языковой группе, не имели и не имеют какого-либо отношения в создании и существовании Западнотюркского каганата. Л. Н. Гумилев, основываясь на этнографических исследованиях Б. X. Кармышевой, называет племя тюрков, ныне входящих в состав узбеков, прямыми потомками тюркютов в Средней Азии. См.: Гумилёв Л. Н. Древние тюрки // М.: 1967. 504 с.