Книга Подлинная история авиаполка «Нормандия-Неман» - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Владимирович Дыбов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Подлинная история авиаполка «Нормандия-Неман»
Подлинная история авиаполка «Нормандия-Неман»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Подлинная история авиаполка «Нормандия-Неман»

Сергей Владимирович Дыбов

Подлинная история авиаполка «Нормандия – Неман»

© Дыбов С.В., 2017

© ООО «ТД Алгоритм», 2017

* * *

Моим сыновьям Александру и Дмитрию


О книге

Первое впечатление от названия должно быть – «Как? Еще одна книга о “Нормандии – Неман”?!» Но эта невероятная история, обозначенная в названии, заслуживает еще одну книгу. Но книгу отличную от остальных, где исторические анекдоты, иногда комичные, нередко трагичные, затушевывают реальную историю…

Кристиан-Жак Энренгардт, главный редактор «Аэрожурнала», автор книги «Нормандия – Неман»

Существует множество как французских, так и русских книг, статей, фильмов, телепередач, о подвигах и самоотверженности пилотов «Нормандии – Неман», на русском фронте. Но множество белых пятен до сих пор скрывают сложную историю создания истребительной группы № 3…

Начальник 2-го отдела ВВС «Свободной Франции», специальный представитель генерала де Голля при командовании ВВС РККА, капитан Альбер Мирлес («Де Голль и эскадрилья “Нормандия – Неман”»)

Перед нами переиздание книги Сергея Дыбова об авиаполку «Нормандия – Неман». Сергей Владимирович Дыбов ныне является председателем ассоциации «Русская Память», занимающейся русскими и советскими воинскими памятниками во Франции, и уже много лет является членом ассоциации Mémorial «Normandie-Niémen». В этом качестве ему удалось участвовать в деятельности Мемориала, общаться с ветеранами полка и провести работу в архивах. Я думаю, он единственный русскоязычный автор, которому удалось полностью проработать французские военные архивы и архивы МИД, касающиеся не только вопросов организации и отправки в СССР истребительной группы № 3 «Нормандия», но и других совместных формирований: французской пехотной бригады «Эльзас – Лотарингия» и авиадивизии «Франция», сформированных в СССР во время войны.

О знаменитой «Нормандии – Неман» вроде бы хорошо известно, по крайней мере, людям старшего поколения. И все же данная книга интересна и для них, я уж не говорю о молодом поколении, которое, к сожалению, плохо знает о тех давних и славных временах. Автор проработал массу материалов, в том числе из французских и советских архивов, и составил данную книгу. История «Нормандии – Неман» показана в контексте советско-французских отношений периода до и во время Второй мировой войны. Это не столько книга о боевом пути полка, сколько о дипломатии и интригах, с ним связанных. Мы знакомимся с тем, как было принято решение о создании французского воинского подразделения на советском фронте, как шло его формирование, как эскадрилья выросла до полка, как формировалась авиадивизия. Узнаем и о взаимоотношениях между советским правительством и движением генерала де Голля, как они строились.

В книге приведены биографии командиров «Нормандии», некоторых пилотов, советского персонала, граждан Франции российского происхождения, служивших в полку. Рассказано о постановке художественного фильма об этой части. В общем, получилась довольно интересная вещь, содержащая массу сведений об этой интересной странице советско-французского сотрудничества в годы Второй мировой войны.

Надеюсь, что это эта книга поможет нам хранить память о подвиге и фронтовой дружбе советских и французских летчиков, механиков. Будет способствовать сохранению франко-советской дружбы, приобретающей особую значимость в нынешней неспокойной обстановке. И поможет давать достойный отпор любой попытке фальсификации фактов истории и разрушения уз дружбы. Наша общая задача – не допускать охлаждения дружбы между ветеранами полка, между Россией и Францией в целом.

Заслуженный военный летчик России, председатель Совета ветеранов 303 иад и 1 оиап «Нормандия – Неман», президент Ассоциации ветеранов 1 оиап «Нормандия – Неман», командир авиаполка «Нормандия – Неман» (ВВС РФ 1995–2000 гг.)А. Фетисов7 октября 2016 г.

От автора

9 мая 1945 г. после подписания акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германией закончилась Вторая мировая война в Европе. Акт о капитуляции был подписан странами – союзниками по антигитлеровской коалиции: Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами Америки и Францией. Появление в числе стран-союзников Франции, оккупированной в 1940 г. и, по сути, в течение войны проводившей политику коллаборационизма с гитлеровской Германией, до сих пор вызывает удивление у некоторых лиц, слабо знакомых с историей Второй мировой войны, в частности с участием в этой войне Франции. Надо сказать, что эта история вообще плохо известна в России и изобилует разнообразными домыслами. Единственный момент, который не вызывает вопросов, – это участие в вооруженной борьбе с фашизмом французской авиационной части в составе Красной армии, вошедшей в историю под названием «Нормандия – Неман».

Знаменитое и легендарное подразделение – наиболее яркий и рельефный пример братства по оружию между нашими двумя странами, показывающий, что мы были вместе, что Франция, несмотря на поражение 1940 г., вела борьбу против общего врага, и более того, – бок о бок вместе с бойцами Красной армии, которые воевали за освобождение Европы.

В России всегда было особое отношение к Франции. Любовь. Невзирая ни на что. Поэтому для нас авиагруппа «Нормандия – Неман» не просто воинская часть, а нечто много большее.

Авиагруппа «Нормандия» была сформирована в 1942 г. и существует по сей день, пережив с нами вместе все: и славу Победы, и горечь холодной войны. Во Франции шесть авиабаз носят имена пилотов «Нормандия – Неман»: «Морис де Сейн» в г. Оранж, «Майор Тюлян» в г. Тур (была перенесена из г. Оран, Алжир), «Капитан Прециози» на Корсике, «Младший лейтенант Монье» в Истре, «Братья Маэ» в Таверни и база «Капитан Литольф», которая была закрыта в 1999 г. Еще одна авиабаза носит имя полковника Константина Розанова, командира эскадрильи «Лафайетт» и испытателя первого французского реактивного самолета, на которой с 2012 г. базируется авиаполк «Нормандия – Неман». Ныне «Нормандия – Неман» – самое титулованное, самое награжденное, самое современное, самое престижное воинское формирование, попасть на службу в которое считается честью, и для этого необходимо пройти громадный конкурс. Кроме того, на сегодня 5 бывших командиров полка служат в Генеральном штабе Франции.

Заметим, что «Нормандия» была не единственной и даже не первой авиачастью, сформированной в составе «Свободной Франции» генерала де Голля, но сегодня о таких авиагруппах, как «Эльзас», «Иль-де-Франс», «Лотарингия» и других, даже во Франции помнят в основном только специалисты-историки. Тогда как только после расформирования полка в 2009-м и воссоздания его в 2012-м во Франции было установлено около 10 новых памятников и памятных знаков, посвященных этому символу франко-российской дружбы (а, например, у франко-американской авиагруппы «Лафайетт» всего один мемориал, один памятник и одна мемориальная доска).

В июне 2015 г. в Музее авиации и космонавтики в Ле Бурже была открыта новая постоянно действующая экспозиция полка, перенесенная сюда из музея, ранее существовавшего в Лез Анделиз. Хотя в нее попали не все экспонаты из прежнего музея, ее посещаемость в десятки раз выше.

В мае 2016 г. впервые за последние десятилетия Москву в День Победы посетила большая делегация детей и внуков французских летчиков, которые прошли в составе колонны Бессмертного полка по Красной площади, возложили цветы к памятнику «Нормандии», к могиле Неизвестного Солдата и совершили поездку по местам боев полка.

В июне 2016 г. при содействии нашей ассоциации «Русская память во Франции» дочь одного из пилотов «Нормандии – Неман» Мориса Гидо передала Российской Федерации награды и архивы своего отца, которые будут представлены в Музее Российского военно-исторического общества. Дочь пилота была принята в Кремле Президентом РФ Владимиром Путиным. Возможно, это послужит к тому, что и в РФ появится полноценный музей этого полка, в котором появятся вещи советских ветеранов.

Все это говорит о том, что история полка живет и во Франции, и в России, и служит укреплению дружбы между нашими народами, несмотря на меняющиеся время от времени политические веяния.

Автор выражает благодарность ассоциации MEMORIAL NORMANDIE-NIEMEN за помощь в написании книги.

Франция и СССР в период становления отношений

При рассказе о появлении в рядах Красной армии французской воинской части обычно выстраивается ряд: генерал де Голль решил, летчики приехали, проявили героизм, эскадрилья переросла в полк, Сталин подарил самолеты.

Ряд условный и сильно укороченный. В нем выведены за скобки важные моменты: кем был де Голль в 1942 г., почему СССР строил отношения с де Голлем, а не с Анри Жиро или Морисом Торезом. Почему и на каких условиях согласился принять французских летчиков, почему отказались от французских механиков. Факт службы в «Нормандии» детей эмигрантов и белоэмигрантов, среди которых были достаточно значимые фигуры. Кроме того, обычно обходится стороной история становления группы «Нормандия» в СССР. Летные и военные качества пилотов, формальная база существования, высылки французских пилотов с фронта, попытки вывода «Нормандии» из СССР. Фактический саботаж со стороны французских органов, сорвавший формирование второго французского авиаполка «Париж». Формирование авиадивизии «Франция» в целом хотя и было завершено, но уже в июне 1945 г. после окончания войны.

Прежде всего, необходимо сделать отступление в историю франко-советских взаимоотношений перед Второй мировой войной. Они в силу разных причин складывались непросто, но были определяющими для общеевропейского баланса сил.

В целом со времен Петра I между Россией и Францией складывались союзные дружественные отношения, прерываемые только войной 1735 г. за польское наследство, 15-летним периодом наполеоновских войн и Крымской войной. Тесный союз до и во время Первой мировой войны был внезапно прерван революцией. Франция наполнилась русскими эмигрантами, враждебно настроенными к новой власти в России. Франция вооруженным путем пыталась участвовать в Гражданской войне. Но затем в 1924 г. признала СССР и установила с ним дипломатические отношения.

К началу 30-х годов в отношениях между Францией и СССР начало наступать потепление. Франция опасалась укрепления германо-советских отношений. А СССР надеялся при помощи Франции выйти из дипломатической изоляции. СССР и Франция подписали торговое соглашение и начали переговоры о договоре о ненападении. Это вызвало неудовольствие в среде белой эмиграции.

7 мая 1932 г. русский эмигрант Павел Горгулов убивает французского президента Поля Думера. Это вызвало новое обострение отношений, грозившее разрывом, и даже поговаривали о войне. Однако затем Франция пошла на объявление Горгулова сумасшедшим и 29 ноября 1932 г. советский посол Валериан Довгалевский и президент Франции Эдуард Эррио подписали исторический договор о ненападении.

Это был первый шаг к установлению военного союза. Дело в том, что в 1932 г. Франция провела крупные штабные игры под названием «Средиземноморье»[1]. Игры моделировали ситуацию, когда Германия начинает Вторую мировую войну нападением на Польшу, Чехословакию, Югославию и Румынию. Италия нападет на Францию. Англия и СССР сохраняют нейтралитет. Франция отражает нападение Италии. Германия не решается вести войну на два фронта, до поражения Польши. Таким образом, задача Франции – организовать материально-технические поставки странам так называемой Малой Антанты. Было подсчитано, что Польша, Чехословакия и Румыния способны продержаться самостоятельно около 3–4 месяцев, тогда как Югославия – не более месяца. Соответственно, уже в самом начале Второй мировой Франции нужно будет организовать поставки в Югославию объемом около 70 тыс. т военных грузов в месяц, а с четвертого месяца войны – около 300 тыс. т военных грузов Польше и странам Малой Антанты. Для осуществления поставок в Югославию было необходимо согласие Греции на использовании порта Салоники, что в случае сохранения Грецией нейтралитета становилось маловероятно. Снабжение же остальных союзников, начиная с Польши, без участия СССР становилось невозможным. И, стало быть, поражение Польши через полгода войны неизбежно.

Таким образом, без вовлечения СССР в войну на стороне Франции победа Франции и ее союзников была невероятной. И, наоборот, в случае отсутствия союза с СССР возникала угроза заключения германо-советского соглашения. Ситуация становилась недвусмысленной, и было решено привлечь к участию в играх СССР.

Ответственным за франко-советские военные связи был назначен майор Жан де Латтр де Тасиньи, тот самый, который в 1945 г., уже будучи генералом армии, будет награжден советским орденом Суворова, и от имени Франции будет принимать капитуляцию Третьего рейха. К де Латтру были прикомандированы бывший майор разведки, позже бизнесмен Роже Кайроль, и полковник Мендрас, будущий первый военный атташе Франции в СССР.

Контакт c CCCP был установлен через торгового представителя Михаила Островского, поскольку военного представителя во Франции СССР в то время еще не имел.

Благоприятная ситуация привлекла внимание маршала Тухачевского, по инициативе которого в Париж был направлен военный атташе, кавалер ордена Красного Знамени комдив Семен Венцов-Кранц.

Франко-советское военно-экономическое сотрудничество в 1930-е годы

Подписание франко-советского договора вызвало неоднозначную реакцию во Франции – буржуазия была недовольна сотрудничеством с Советами и тем, что при подписании соглашений никак не упоминались царские долги. Коммунисты также были недовольны сотрудничеством буржуазного и социалистического государств и тем, что СССР попросил их снизить накал пропаганды. Белоэмигранты были недовольны всем, особенно понижением своего статуса «борцов с режимом». Начался период активного сотрудничества в разных областях, в том числе в военной. Помимо прочего – потому, что СССР начал сворачивать обмен с Германией и намеревался перенести германские заказы во Францию.

Одной из ключевых фигур франко-советского сотрудничества стал министр аэронавтики Пьер Кот. Мифическая и легендарная фигура, к которой мы еще не раз вернемся на этих страницах. Пьер Кот был настолько просоветски настроенным политиком, что его до сих пор бездоказательно обвиняют в работе на советскую разведку. Просоветскость он никогда не скрывал, но, несмотря на это, сумел добиться больших достижений во франко-советском сотрудничестве. Французская военная доктрина тех лет уже базировалась на неизбежности войны с Германией, необходимости вести эту войну на два фронта в союзе с СССР и странами Малой Антанты (Польша, Чехословакия, Румыния). Считалось, что Франция сможет сдержать германскую атаку линией Мажино, война примет позиционный характер, поэтому главным видом войск станет авиация. И развитию авиации уделялось особое внимание.

В сентябре 1933 г. Пьер Кот и командующий французскими ВВС генерал Эдуард Бар посетили СССР и встречались с высшим военным руководством. Генерал Бар, как и Пьер Кот, был в восторге от советской авиации и строил французские ВВС, подражая советским. Во Франции генерала Бара обвиняли в тайном получении звания генерала РККА.

8 августа 1934 г. в аэропорт Ле Бурже совершили перелет три советских бомбардировщика ТБ-3 под личным руководством Иосифа Уншлихта. Любопытно, что среди встречавших советскую делегацию присутствовал командующий Парижским округом ВВС генерал Жозеф Тюлян, дядя Жана Тюляна, командира «Нормандии – Неман», и глава гражданского ведомства Министерства аэронавтики Рене Жискар д’Эстен, дядя будущего президента Франции. Кроме Парижа, советские бомбардировщики посетили Лион и Страсбург.

2 мая 1935 г. состоялось подписание уже союзного военного франко-советского договора. Надо сказать, что Германия восприняла этот договор как начало формирования новой Антанты и использовала как повод для ввода войск в демилитаризованную по версальским соглашениям Рейнскую зону.

Осуществлялся обмен военными специалистами, присутствовавшими на учениях, и стажерами. Французские офицеры проходили стажировку в Красной армии, а советские – во французской. В частности, известный по занятию Бреста в 1939 г. комбриг Кривошеин, в то время майор, проходил стажировку в 507-м танковом полку под командованием подполковника де Голля[2]. Сам Венцов-Кранц проходил стажировку во французской армии в качестве командира 91-го пехотного полка, за что был награжден вторым орденом Красного Знамени. В архивах французской армии хранятся отчеты офицеров, стажировавшихся в СССР, которые читаются как роман – для офицеров буржуазного государства в то время Советский Союз был как другая планета. Интересна характеристика, данная французами советской военной делегации на военных учения в Эльзасе в 1936 г.:

«Русская миссия состоит из людей хмурых, придирчивых к мелкими деталями, под руководством своего начальника, настроенного весьма критически, надменного и требовательного, постоянно недовольного, любопытного до неприличия, который ведет себя, так как будто он проводит генеральную инспекцию вооружения французской армии»[3].

В СССР в то время впервые в мире были созданы воздушно-десантные войска. Для изучения советского опыта в июне 1935 г. была направлена группа французских офицеров под началом капитана ВВС Фредерика Жея, которая на авиабазе в Тушино в течение месяца прошла курс подготовки парашютистов. Капитан Жей стал первым французом-парашютистом, и к тому же единственным на тот момент, чья квалификация была подтверждена официальным свидетельством – советским свидетельством парашютиста-инструктора. По возвращении во Францию капитан сформировал и возглавил первую французскую десантную часть. Как единственный дипломированный прыгун, подготовил группу из 50 парашютистов-инструкторов. Ныне полковник Фредерик Жей считается отцом-основателем французских ВДВ. И это тот редкий случай, когда заимствование советского опыта не пытаются скрывать.


Один из списков советских офицеров на стажировке во Франции в июле – августе 1936 г. (SHD)


Французы изучали действия всех видов войск: танковые, авиацию, пехоту, кавалерию и артиллерию, а также работу политических органов и опыт операций Гражданской войны. Любопытен отчет по летающему танку, продемонстрированному французам.

СССР осуществил закупку различных вооружений во Франции, состоялся обмен научно-техническими делегациями, военными стажерами и т. д. В то время делегация под началом Владимира Климова выбрала мотор «испано-сюиза», который затем производился в СССР по лицензии и в модернизированном виде стоял на самолетах Як и Пе-2. Были приобретены самолеты «Девуатин 510», «Моран Соленье 405», «Потез 63». Приобретались образцы точной оптики, стереотруб и перископов, пулеметы «Гочкис» и «Алькан». На верфях Сен-Назера строились суда по советским заказам. Бурное негодование во Франции вызвала продажа в СССР синхронной авиапушки Т23, на тот момент лучшей в мире. В прессе была поднята компания против Пьера Кота, про которого писали дословно, что он хочет превратить Францию в доминион Москвы, поставляя ей последние секретные разработки[4].

В то время Пьер Кот проводил масштабную перестройку французской авиапромышленности. Заводы, находившиеся в северо-восточных регионах, близкие к возможному театру военных действий, переносились в западные и южные районы Франции, в результате чего производство самолетов сильно упало, и Франция была вынуждена даже закупать самолеты в США и Англии. Пьер Кот, известный также тем, что именно он настоял на секретных поставках французского вооружения и самолетов испанским республиканцам, и способствовал передаче в СССР истребителя «Мессершмитт 109», был впечатлен успехами в Испании советских истребителей и заказал в СССР покупку истребителей И-16 и бомбардировщиков АНТ-40. Кроме того, Пьер Кот проводил политику национализации предприятий авиационной промышленности и создания на них профсоюзов, которым даже пытался подчинить руководство компаний. Это вызвало протест против советизации авиапромышленности, и Пьер Кот был вынужден уйти в отставку. С его уходом вопрос о поставке пушки Т23 завис, и СССР выставил условием поставки советских самолетов поставку авиапушки. В итоге переговоры так затянулись, что когда решение было найдено, уже и пушка, и самолеты морально устарели настолько, что в них не было никакой необходимости.

В феврале 1936 г. Францию посетили начальник Генерального штаба РККА маршал Тухачевский и командующий Киевским ВО командарм Уборевич. Тухачевский был принят министром иностранных дел Фланденом, начальником Генерального штаба генералом Гамеленом, нанес визит вежливости герою Первой мировой войны маршалу Петэну, будущему главе коллаборационистского правительства. Посетил заводы группы Шнейдер. Кроме того, специально для Тухачевского была организована встреча с французскими офицерами, с которыми он вместе находился в плену в Первую мировую войну, среди которых был Шарль де Голль. Интересно, что в отчете французской разведки, негласно наблюдавшей за встречей, единственный человек из французов, который упоминается по фамилии, это именно де Голль, который имел продолжительную беседу с Тухачевским о своей книге, которую Тухачевский даже пообещал перевести на русский язык[5].

К сожалению, тесного сотрудничества не получилось. Буржуазные круги Франции боялись роста влияния компартии в связи с кризисом и потери власти. События в СССР в 1937–38 гг., в ходе которых были расстреляны и маршал Тухачевский, и советский военный атташе во Франции Венцов-Кранц, тоже не способствовали укреплению авторитета Советского Союза. За восемь лет, с 1932 по 1940 г., правительство во Франции сменилось 16 раз. Во власти находились представители диаметрально противоположных политических течений, как лебедь, рак и щука, тянувшие страну в разные стороны. Подобная нестабильность не могла не сказаться отрицательно. В итоге метания европейской политики привели к Мюнхенскому пакту 1938 г. 6 декабря 1938 г. было подписано франко-германское соглашение, известное под названием пакт Боннэ – Риббентропа, которое не только в СССР, но и в самой Франции было воспринято как предлагающее Германии Восточную Европу в обмен на отказ от претензий на Эльзас и Лотарингию.

В 1939 г. новый посол Франции в СССР Поль-Эмиль Наджиар попытался разрядить напряженность в отношениях двух стран после Мюнхена. Но в марте 1939 г. Германия захватила Чехословакию и Мемель, а Италия – Албанию. В мае начались бои между СССР и Японией на Халхин-Голе. Хотя Англия и Франция выразили протест Германии и заявили о гарантиях Польше, зная, что в самой Франции в это время существовал разрыв мнений – от денонсации существующего военного договора с СССР до подписания нового, СССР, опасаясь двусмысленности их политики, чтобы обезопасить себя, начал искать сближения с Германией. Во Франции начали понимать, что, даже если направить германскую агрессию на восток, она рано или поздно придет и на запад. Во Франции был принят закон о всеобщей воинской обязанности и начата мобилизация резервистов. Именно тогда началась военная служба для многих пилотов «Нормандии – Неман». В СССР была направлена торговая делегация, были начаты военные консультации, а затем и переговоры с участием Великобритании, которая одновременно вела консультации с Германией, которая все активней подбиралась к Прибалтике.

Переговоры, к сожалению, закончились ничем. Камнем преткновения были территории, отторгнутые от России в результате Первой мировой и Гражданской войны, на которых Запад поспешил создать так называемый «санитарный кордон» против большевизма» – ряд независимых буферных государств. А также аннексия Польшей Западной Украины и Западной Белоруссии[6].

В этой связи весьма любопытна нота, посланная в МИД Франции военным атташе полковником Паласом, которую уместно будет частично процитировать:

«…Польша полностью изолирована от своих союзников Франции и Англии, как это было в случае с Чехословакией. По ее собственному пожеланию на сегодняшний день ей отвергнута любая советская военная помощь и дан отказ в пересечении советскими войсками польской территории…

Таким образом, в нынешней ситуации сотрудничество с СССР против Германии невозможно, кроме нескольких моментов…

…Мы рискуем получить Польшу изолированную, перед превосходящей Германией, с небольшими силами на западной границе, которая будет побеждена ранее, чем Франция и Англия, находящиеся на Линии Зигфрида и на Рейне, смогут оказать ей какую-то эффективную помощь.

Все чаще заметно, что подобное развитие событий не исключают ни советские военные, ни лично Сталин, чья международная политика день ото дня все четче разворачивается в сторону собственных национальных интересов. Увидев, как в 1938 г. его пакты о совместной деятельности с Францией и Чехословакией остались мертвым делом, поскольку не были подкреплены военными договорами, ныне мы выглядим голыми, ведя простые переговоры между Генеральными штабами. В этот раз СССР не повторит прежней ошибки…