Книга Новая экономика – новое общество. Выпуск 6 - читать онлайн бесплатно, автор Сборник статей. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Новая экономика – новое общество. Выпуск 6
Новая экономика – новое общество. Выпуск 6
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Новая экономика – новое общество. Выпуск 6

Основными торговыми партнерами Вологодской области традиционно выступают регионы Северо-Западного, Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов (рис. 3).

В целом, можно выделить следующие основные особенности межрегиональной торговли Вологодской области:

1. Объемы вывоза продукции в российские регионы в стоимостном выражении превышают объемы ввоза.

2. Область, не располагая собственными месторождениями полезных ископаемых, закупает их в северных районах Северо-Западного федерального округа, находясь с этими территориями в тесной экономической интеграции и выступая в ней регионом, где природное сырье переделывается в продукцию, реализуемую для дальнейшей углубленной переработки по всей стране.

3. Основную часть вологодского вывоза составляет товары производственно-технического назначения, 87 % которых – продукция металлургии.

4. Из продовольственной продукции область является поставщиком товаров, сырьевой основой которых является молочно-мясное животноводство. Их основными потребителями являются Москва и Санкт-Петербург.

5. В регионе имеется потенциал для увеличения поставок товаров, изготавливаемых из древесины, металла и льна.


Рис. 3. Товарообмен Вологодской области с основными контрагентами и их доля в стоимостном суммарном ввозе (синим) и вывозе (красным) товаров в 2009 г.

Примечание: в расчетах показатели Москвы и Московской области, а также Санкт-Петербурга и Ленинградской области были объединены.


Межрегиональная производственная кооперация представляет собой форму сотрудничества между промышленными предприятиями различными субъектов России. К основным ее формам следует отнести аутсорсинг, субконтрактинг, франчайзинг, совместное производство, промышленный кластер. Наибольшее значение для развития экономики регионов имеет организация совместных производств, т. к. это позволяет:

– наиболее эффективно загрузить производственные мощности предприятий заказами, и обеспечить своевременную поставку готовой продукции в соответствии с имеющимся спросом и доступными ресурсами;

– объединить финансовые, научно-технические, материальные и трудовые ресурсы, и сформировать рациональные хозяйственные связи путем правильного «прикрепления» потребителей к поставщикам.

Это объясняет тот факт, что промышленные предприятия Вологодской области кооперируются с организациями других регионов (табл. 3).


Таблица 3.

Основные показатели вологодских предприятий смешанной российской собственности

Источники: [3; 9].


В 2009 г. существовало 578 предприятий смешанной российской собственности (1,6 % от общего количества промышленных предприятий области). [7. С. 157] Несмотря на то, что за 2005–2009 гг. их количество снизилось на 28 %, стоимость их основных фондов возросла в 2 раза. В этом проявилась общероссийская тенденция к укрупнению производств. В 2009 г. на вологодских предприятиях смешанной российской собственности работало около 10 % занятого населения области, и было изготовлено 57 % общего объема производства. [7. С. 190–192] Примечательно и то, что уровень заработной платы в таких организациях выше среднего по области (в 2009 г. – на 53 %). Все это свидетельствует об эффективности подобной формы кооперации, а также о том, что она свойственна главным образом крупным промышленным предприятиям. В Вологодской области к таким относятся организации черной металлургии, металлообработки, химической и лесопромышленной отрасли.

Однако следует отметить, что действующие на территории региона совместные предприятия производят в основном продукцию низкой степени переработки. Совместное производство конечной продукции для потребителя практически не используется. Машиностроительный сектор, сфера производства пищевых продуктов и т. п. остаются неинтересными для учредителей других регионов РФ. Но, не смотря на это, создание совместных предприятий все же является действенным инструментом развития экономики области. Оно позволяет привлекать в регион новую технику и технологии, современные методы маркетинга и передовой управленческий опыт, что повышает конкурентоспособность продукции. Кроме того это дает шанс предприятиям региона использовать торговые, административные и прочие связи партнеров.

Важное влияние на развитие экономики Вологодской области оказывают также межрегиональные миграционные связи. В последние годы наблюдался отрицательный миграционный прирост, сформированный за счет убыли населения вследствие межрегиональной миграции. В результате нее за 2005–2009 гг. население области снизилось на 1800 чел., причем в кризисном 2009 г. – на 548 чел. (худший показатель за последние годы). [1]

Анализируя распределение мигрантов Вологодской области по территориям прибытия и выбытия можно выделить федеральные округа, являющиеся основными поставщиками и приемщиками мигрантов, – Северо-Западный, Центральный, Южный и Приволжский. Основными причинами миграционных процессов являются причины личного семейного характера, работа и возвращение к прежнему месту жительства. При рассмотрении половой структуры мигрантов можно отметить превышение числа женщин как среди выезжающих за пределы региона, так и среди прибывающих (в 2009 г. – 55 % и 54 % от общего числа мигрирующий соответственно). [1]

Наиболее мобильной является трудоспособная часть населения, на долю которой в 2009 г. приходилось 86 % от числа выбывших и 84 % от числа прибывших. [6] Прибывающая из других регионов рабочая сила в настоящее время занимает устойчивое положение на областном рынке труда и ориентируется на ведущие виды экономической деятельности Вологодской области: металлургию, лесное и сельское хозяйство, строительство.

В итоге, в результате межрегиональных миграционных процессов наблюдается убыль населения Вологодской области. Выбывает преимущественно население трудоспособного возраста, большей частью женщины, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на экономику области и на протекающие в ней демографические процессы.

Таким образом, в ходе краткого анализа были выявлены следующие основные проблемы межрегионального экономического взаимодействия Вологодской области:

1. Основой межрегионального оборота является производство узкой группы продукции невысокого передела металлургической, химической и лесной отраслей. В итоге конъюнктурные колебания на рынках этих товаров отрицательно сказываются на результатах работы предприятия (что продемонстрировал кризис), а соответственно и на поступлении платежей в бюджет.

2. Ввозимая в регион продукция изготавливается из тех же материалов, которые из него вывозятся. Таким образом, вместо продолжения производственной цепочки вплоть до изготовления конечной продукции, предприятия области ограничиваются производством товаров первого и второго передела. Это свидетельствует о пассивной роли региона в национальном разделении труда.

3. В кооперативных отношениях вологодские предприятия выступают производителями промежуточной продукции, которая в дальнейшем перерабатывается в других регионах России в товары для конечного потребления.

4. В результате межрегиональной миграции трудоспособное население области сокращается.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Аспирант, инженер – исследователь.

2

Кандидат экономических наук, доцент.

3

Студентка 3 курса.

4

Кандидат экономических наук, доцент.

5

Аспирант, младший научный сотрудник.

6

Доктор экономических наук, зам. директора.

7

ООПТ – особо охраняемая природная территория.

8

Для сравнения: в Ленинградской области по состоянию на 2011 г. действуют 12 туристско-информационных центров.

9

Аспирант, младший научный сотрудник.

10

Доктор экономических наук, зам. директора.

11

Аспирант, младший научный сотрудник.

12

Доктор экономических наук, зам. директора.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги