Книга Книги Царств. 3 и 4. Наука о Ветхом Завете - читать онлайн бесплатно, автор Андрей Тихомиров
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Книги Царств. 3 и 4. Наука о Ветхом Завете
Книги Царств. 3 и 4. Наука о Ветхом Завете
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Книги Царств. 3 и 4. Наука о Ветхом Завете

Книги Царств. 3 и 4

Наука о Ветхом Завете

Редактор Андрей Тихомиров


ISBN 978-5-4485-6342-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Комментарии и научные объяснения приведены в скобках после каждого стиха.

Третья книга Царств

Глава 1

1 Когда царь Давид состарился, вошёл в [преклонные] лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. (Давид состарился и как все престарелые люди постоянно мёрз).

2 И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, – и будет тепло господину нашему, царю. (Молодка взбудоражит старого ловеласа).

3 И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели её к царю. (Поиск молодки).

4 Девица была очень красива, и ходила она за царём и прислуживала ему; но царь не познал её. (Давиж уже мог вступать в интимную близость).

5 Адония, сын Аггифы, возгордившись говорил: я буду царём. И завёл себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов. (Адония был сыном Аггифы, на которой Давид женился до Вирсавии, матери Соломона. Со времени смерти Авессалома-длинноволосого Адония был старшим из царских детей и считал, что корона по праву должна принадлежать ему. Но придворные интриганы прочили на трон Соломона).

6 Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь? Он же был очень красив и родился ему после Авессалома. (Вечная грызня за престол).

7 И советовался он с Иоавом, сыном Саруиным, и с Авиафаром священником, и они помогали Адонии. (Сторонники Адонии).

8 Но священник Садок и Ванея, сын Иодаев, и пророк Нафан, и Семей, и Рисий, и сильные Давидовы не были на стороне Адонии. (Эти царедворцы были против кандидатуры Адонии, видимо потому, что он их терпеть не мог, и в случае прихода к власти сразу же отстранил их от «кормушек»).

9 И заколол Адония овец и волов и тельцов у камня Зохелет, что у источника Рогель, и пригласил всех братьев своих, сыновей царя, со всеми Иудеянами, служившими у царя. (Принц закалывает скотину, как простой пастух, древние традиции превыше всего со своими сторонниками).

10 Пророка же Нафана и Ванею, и тех сильных, и Соломона, брата своего, не пригласил. (Противники не были приглашены).

11 Тогда Нафан сказал Вирсавии, матери Соломона, говоря: слышала ли ты, что Адония, сын Аггифин, сделался царём, а господин наш Давид не знает [о том]? (Придворные интриги. Л. Таксиль пишет: «Если вспомнить, что Адония не провозглашал себя царем, а только притязал на будущее и имел сторонников, как и Соломон имел своих, то можно сказать, что пророк Нафан был гнусный лжец и интриган: он организует совместно с Вирсавией, бесстыдной вдовой убитого Урии, какое-то хитросплетение, имеющее целью похитить корону у прямого наследника, и употребляет клевету – он, святой человек! – для того, чтобы достигнуть своей цели. Порядок престолонаследия, быть может, еще не был твердо установлен у евреев. Но вполне естественно, что Адония, как старший, должен был наследовать своему отцу, тем более что он родился не от наложницы и не от чужой жены, как Соломон. Его право было признано двумя первыми лицами в государстве – главным военачальником и верховным жрецом. Следовательно, если старый царь действительно и намечал в царя Соломона, то, вероятно, из желания сделать приятное своей жене»).

12 Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою и жизнь сына твоего Соломона. (Не ожидая смерти отца, оба принца, мало стесняясь, публично оспаривали трон друг у друга).

13 Иди и войди к царю Давиду и скажи ему: не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: «сын твой Соломон будет царём после меня и он сядет на престоле моём»? Почему же воцарился Адония? (Борьба за престол не на жизнь, а насмерть).

14 И вот, когда ты ещё будешь говорить там с царём, войду и я вслед за тобою и дополню слова твои. (Борьба за престол не на жизнь, а насмерть).

15 Вирсавия пошла к царю в спальню; царь был очень стар, и Ависага Сунамитянка прислуживала царю; (Ависага Сунамитянка играла свою роль).

16 и наклонилась Вирсавия и поклонилась царю; и сказал царь: что тебе? (Давид совсем одряхлел).

17 Она сказала ему: господин мой царь! ты клялся рабе твоей Господом Богом твоим: «сын твой Соломон будет царствовать после меня и он сядет на престоле моём». (Как хочется вкусить царскую власть!).

18 А теперь, вот, Адония [воцарился], и ты, господин мой царь, не знаешь [о том]. (Вирсавия хочет усадить на престоле своего сынка и убрать соперника).

19 И заколол он множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских и священника Авиафара, и военачальника Иоава; Соломона же, раба твоего, не пригласил. (Наушничанье).

20 Но ты, господин мой, – царь, и глаза всех Израильтян [устремлены] на тебя, чтобы ты объявил им, кто сядет на престоле господина моего царя после него; (Требование провозгласить царём Соломона).

21 иначе, когда господин мой царь почиет с отцами своими, падёт обвинение на меня и на сына моего Соломона. (После смерти Давида Вирсавия и её сынок тут же могут быть отстранены от власти).

22 Когда она ещё говорила с царём, пришёл и пророк Нафан. (Тут и «священный» наушник).

23 И сказали царю, говоря: вот Нафан пророк. И вошёл он к царю и поклонился царю лицем до земли. (Вирсавия и Нафан фактически составили заговор, чтобы после смерти Давида царём стал Соломон).

24 И сказал Нафан: господин мой царь! сказал ли ты: «Адония будет царствовать после меня и он сядет на престоле моём»? (Нафан и Вирсавия стремятся опорочить Адонию в глазах Давида).

25 Потому что он ныне сошёл и заколол множество волов, тельцов и овец, и пригласил всех сыновей царских и военачальников и священника Авиафара, и вот, они едят и пьют у него и говорят: да живёт царь Адония! (Нафан и Вирсавия стремятся опорочить Адонию в глазах Давида).

26 А меня, раба твоего, и священника Садока, и Ванею, сына Иодаева, и Соломона, раба твоего, не пригласил. (Нафан и Вирсавия стремятся опорочить Адонию в глазах Давида).

27 Не сталось ли это по [воле] господина моего царя, и для чего ты не открыл рабу твоему, кто сядет на престоле господина моего царя после него? (Нафан и Вирсавия стремятся опорочить Адонию в глазах Давида).

28 И отвечал царь Давид и сказал: позовите ко мне Вирсавию. И вошла она и стала пред царём. (Нафан и Вирсавия стремятся опорочить Адонию в глазах Давида).

29 И клялся царь и сказал: жив Господь, избавлявший душу мою от всякой беды! (Клятва только способ самовнушения).

30 Как я клялся тебе Господом Богом Израилевым, говоря, что Соломон, сын твой, будет царствовать после меня и он сядет на престоле моём вместо меня, так я и сделаю это сегодня. (Клятва только способ самовнушения).

31 И наклонилась Вирсавия лицем до земли, и поклонилась царю, и сказала: да живёт господин мой царь Давид во веки! (Вирсавия рада).

32 И сказал царь Давид: позовите ко мне священника Садока и пророка Нафана и Ванею, сына Иодаева. И вошли они к царю. (Созыв священников).

33 И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, (Указ Давида).

34 и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живёт царь Соломон! (Указ на помазанье Соломона).

35 Потом проводите его назад, и он придёт и сядет на престоле моём; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождём Израиля и Иуды. (Указ на помазанье Соломона).

36 И отвечал Ванея, сын Иодаев, царю и сказал: аминь, – да скажет так Господь Бог господина моего царя! (Аминь – от др.-евр. «Да будет истинно, верно»).

37 Как был Господь Бог с господином моим царём, так да будет Он с Соломоном и да возвеличит престол его более престола господина моего царя Давида! (Давид, с подачи «заинтересованных» лиц, объявил своим наследником Соломона).

38 И пошли Садок священник и Нафан пророк и Ванея, сын Иодая, и Хелефеи и Фелефеи, и посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гиону. (Приказ выполняется).

39 И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живёт царь Соломон! (Приказ выполнен – Соломон объявлен наследником Давида).

40 И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его. (Народ воодушевлён, однако главные события были сделаны отнюдь не по воле"высших сл», а воле «заинтересованных лиц» – Вирсавии, Нафана, Садока и др.).

41 И услышал Адония и все приглашённые им, как только перестали есть; а Иоав, услышав звук трубы, сказал: отчего этот шум волнующегося города? (Соперники Соломона интересуются, что произошло?).

42 Ещё он говорил, как пришёл Ионафан, сын священника Авиафара. И сказал Адония: войди; ты – честный человек и несёшь добрую весть. (Соперники Соломона интересуются, что произошло?).

43 И отвечал Ионафан и сказал Адонии: да, господин наш царь Давид поставил Соломона царём; (Соперники узнают о том, что царём стал Соломон).

44 и послал царь с ним Садока священника и Нафана пророка, и Ванею, сына Иодая, и Хелефеев и Фелефеев, и они посадили его на мула царского; (Соперники узнают о том, что царём стал Соломон).

45 и помазали его Садок священник и Нафан пророк в царя в Гионе, и оттуда отправились с радостью, и пришёл в движение город. Вот отчего шум, который вы слышите. (Соперники узнают о том, что царём стал Соломон).

46 И Соломон уже сел на царском престоле. (Соперники узнают о том, что царём стал Соломон).

47 И слуги царя приходили поздравить господина нашего царя Давида, говоря: Бог твой да прославит имя Соломона более твоего имени и да возвеличит престол его более твоего престола. И поклонился царь на ложе своём, (Соперники узнают о том, что царём стал Соломон).

48 и сказал царь так: «благословен Господь Бог Израилев, Который сегодня дал сидящего на престоле моём, и очи мои видят это!» (Соперники узнают о том, что царём стал Соломон).

49 [Тогда] испугались и встали все приглашённые, которые были у Адонии, и пошли каждый своею дорогою. (Сторонник Адония разбежались).

50 Адония же, боясь Соломона, встал и пошёл и ухватился за роги жертвенника. (Рога – были «священным» амулетом-оберегом).

51 И донесли Соломону, говоря: вот, Адония боится царя Соломона, и вот, он держится за роги жертвенника, говоря: пусть поклянётся мне теперь царь Соломон, что он не умертвит раба своего мечом. (Адония боится Соломона).

52 И сказал Соломон: если он будет человеком честным, то ни один волос его не упадёт на землю; если же найдётся в нём лукавство, то умрёт. (Соломон уверяет, что если Адония честен, то ему бояться нечего).

53 И послал царь Соломон, и привели его от жертвенника. И он пришёл и поклонился царю Соломону; и сказал ему Соломон: иди в дом свой. (Адония отпущен домой).

Глава 2

1 Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря: (Давид при смерти).

2 вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь твёрд и будь мужествен (Последние напутствия).

3 и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всём, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься; (Древние представления о том, что, мол, господь-бог следит за всем и наблюдает, как человек себя ведёт, и так же как и земной царь поступает, если человек слушается и повинуется, то ему даются бонусы, если не слушается и проказничает, то всячески наказывает – формирование религии по земным канонам-образцам).

4 чтобы Господь исполнил слово Своё, которое Он сказал обо мне, говоря: «если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом». (Будешь слушаться господи бога, то есть тайных жрецов, то твои сыновья будут управлять израильтянами).

5 Ещё: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих: (Иоав стал неугоден в глазах Давида).

6 поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю. (Намёк на устранение Иоава).

7 А сынам Верзеллия Галаадитянина окажи милость, чтоб они были между питающимися твоим столом, ибо они пришли ко мне, когда я бежал от Авессалома, брата твоего. (Верзеллий Галаадитянин – хороший малый).

8 Вот ещё у тебя Семей, сын Геры Вениамитянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием, когда я шёл в Маханаим; но он вышел навстречу мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечом». (Семей стал неугоден в глазах Давида).

9 Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю. (Намёк на устранение Семея).

10 И почил Давид с отцами своими и погребён был в городе Давидовом. (Давид умер предположительно в 970 г. до н.э. и был похоронен в Иерусалиме, «городе Давидовом).

11 Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет и тридцать три года царствовал в Иерусалиме. (Годы правления Давида в Хевроне и в Иерусалиме, все цифры имеют «священный» статус).

12 И сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его было очень твёрдо. (Правление Соломона: 970 – 931 гг. до н.э.).

13 И пришёл Адония, сын Аггифы, к Вирсавии, матери Соломона. Она сказала: с миром ли приход твой? И сказал он: с миром. (Адония у Вирсавии).

14 И сказал он: у меня есть слово к тебе. Она сказала: говори. (Адония у Вирсавии).

15 И сказал он: ты знаешь, что царство принадлежало мне, и весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя; но царство отошло от меня и досталось брату моему, ибо от Господа это было ему; (Адония остаётся опасным конкурентом на власть).

16 теперь я прошу тебя об одном, не откажи мне. Она сказала ему: говори. (Адония у Вирсавии).

17 И сказал он: прошу тебя, поговори царю Соломону, ибо он не откажет тебе, чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену. (Адония прости в жёны Ависагу Сунамитянку).

18 И сказала Вирсавия: хорошо, я поговорю о тебе царю. (Адония у Вирсавии).

19 И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии. Царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своём. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его (Вирсавия у Соломона).

20 и сказала: я имею к тебе одну небольшую просьбу, не откажи мне. И сказал ей царь: проси, мать моя; я не откажу тебе. (Вирсавия у Соломона).

21 И сказала она: дай Ависагу Сунамитянку Адонии, брату твоему, в жену. (Вирсавия у Соломона).

22 И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? проси ему [также] и царства; ибо он мой старший брат, и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин, [друг]. (Соломон против женитьбы Адония на Ависаге, молодой девицы, которая согревала кости его отца).

23 И поклялся царь Соломон Господом, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и ещё больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово; (Соломон опасается своих противников: Адония, Авиафара и Иоава).

24 ныне же, – жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, – ныне же Адония должен умереть. (Соломон требует, чтобы Адония был умерщвлен, так как он для него опасный конкурент на престол).

25 И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его, и он умер. (Убийство конкурента на престол – Адония, хотя он и был старшим непосредственным наследником Давида, но в момент кончины оказался не в том месте, где решались вопросы проблем престолонаследия, «несмотря на то, что этот последний (Адония – Тихомиров) отнюдь не отказал ему ни в каких знаках покорности и примирился с лишением престола», пишет Лео Таксиль. Слишком прост и наивен он был, за что и поплатился).

26 А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твоё поле; ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Господа пред Давидом, отцом моим, и терпел всё, что терпел отец мой. (Священник Авиафар выслан в деревню на своё поле, священников умерщвлять было крайне опасно, это могло вызвать недовольство в народе).

27 И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме. (Священник выслан, слово «господа-бога», записанное постфактум, не является никаким откровением).

28 Слух [об этом] дошёл до Иоава, – так как Иоав склонялся на сторону Адонии, а на сторону Соломона не склонялся, – и убежал Иоав в скинию Господню и ухватился за роги жертвенника. (Хвататься за роги жертвенника – попытка сохранения жизни с помощью «высших сил»).

29 И донесли царю Соломону, что Иоав убежал в скинию Господню и что он у жертвенника. И послал Соломон Ванею, сына Иодаева, говоря: пойди, умертви его. (Для Соломона это не показатель, умертвить можно и в скинии Господа, то есть в палатке, предназначенной для отправления «священных» манипуляций священников).

30 И пришёл Ванея в скинию Господню и сказал ему: так сказал царь: выходи. И сказал тот: нет, я хочу умереть здесь. Ванея передал это царю, говоря: так сказал Иоав, и так отвечал мне. (Ванея готов выполнить приказ, но не в скинии).

31 Царь сказал ему: сделай, как он сказал, и умертви его и похорони его, и сними невинную кровь, пролитую Иоавом, с меня и с дома отца моего; (Соломон отправляет Ванея на убийство Иоава).

32 да обратит Господь кровь его на голову его за то, что он убил двух мужей невинных и лучших его: поразил мечом, без ведома отца моего Давида, Авенира, сына Нирова, военачальника Израильского, и Амессая, сына Иеферова, военачальника Иудейского; (Отмщение – месть Иоаву).

33 да обратится кровь их на голову Иоава и на голову потомства его на веки, а Давиду и потомству его, и дому его и престолу его да будет мир на веки от Господа! (Отмщение – месть Иоаву).

34 И пошёл Ванея, сын Иодаев, и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своём в пустыне. (Иоав убит. «Соломон начинает своё царствование со святотатства. Но что, главным образом, должно показаться странным после стольких ужасов, – пишет Лео Таксиль, – так это то, что бог, поразивший смертью 50 070 человек, заглянувших в его „ковчег“, совсем не мстит за эту святыню, когда из неё делают плаху для военачальника, давшего Давиду корону», объяснение здесь одно – убийство в «божьей» скинии Иоава было выгодно жрецам, которые были аффилированы с Соломоном, а скиния с «ковчегом» – это просто детские игрушки, которые получили «священный» статус и были обожествлены, чтобы дурачить наивных людей).

35 И поставил царь Соломон Ванею, сына Иодаева, вместо его над войском; а Садока священника поставил царь вместо Авиафара. (Новые назначения: сторонник Соломона получают ключевые посты взамен «выбывших»).

36 И послав царь призвал Семея и сказал ему: построй себе дом в Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда; (Семей отослан в Иерусалим).

37 и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдёшь поток Кедрон, непременно умрёшь; кровь твоя будет на голове твоей. (Внушение мыслей о смерти и установка его передвижений для Семея).

38 И сказал Семей царю: хорошо; как приказал господин мой царь, так сделает раб твой. И жил Семей в Иерусалиме долгое время. (Семей с семьёй отбыл в Иерусалим).

39 Но через три года случилось, что у Семея двое рабов убежали к Анхусу, сыну Маахи, царю Гефскому. И сказали Семею, говоря: вот, рабы твои в Гефе. (Семей в погоне за рабами).

40 И встал Семей, и оседлал осла своего, и отправился в Геф к Анхусу искать рабов своих. И возвратился Семей и привёл рабов своих из Гефа. (Семей привёл беглых рабов).

41 И донесли Соломону, что Семей ходил из Иерусалима в Геф и возвратился. (Соломон узнал, что Семей покидал город).

42 И послав призвал царь Семея и сказал ему: не клялся ли я тебе Господом и не объявлял ли тебе, говоря: «знай, что в тот день, в который ты выйдешь и пойдёшь куда-нибудь, непременно умрёшь»? и ты сказал мне: «хорошо»; (Соломон допрашивает Семея).

43 зачем же ты не соблюл приказания, которое я дал тебе пред Господом с клятвою? (Соломон нашёл предлог, чтобы избавиться от Семея).

44 И сказал царь Семею: ты знаешь и знает сердце твоё всё зло, какое ты сделал отцу моему Давиду; да обратит же Господь злобу твою на голову твою! (Соломон нашёл предлог, чтобы избавиться от Семея).

45 а царь Соломон да будет благословен, и престол Давида да будет непоколебим пред Господом во веки! (Самореклама).

46 и повелел царь Ванее, сыну Иодаеву, и он пошёл и поразил Семея, и тот умер. (Предлог для убийства Семея найден! Все противник удалены или умерщвлены).

Глава 3

1 Соломон породнился с фараоном, царём Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввёл её в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима. (Соломон, избавившись от конкурентов, установил союз с последним фараоном XXI династии Египта и женился на его дочери, ему был в связи с этим уступлен один из крупных городов центральной Палестины – Гезер, находившийся тогда под египетским владычеством. Вместе с тем Соломон вступил в ещё более близкие союзнические отношения с царём Тира Хирамом I (середина X в. до н.э.) и принимал самое деятельное участие в сухопутной и морской торговле Финикии, в том числе и по Чёрному морю. В истории Передней Азии I тысячелетия до н. э. большую роль играли города-государства Финикии. Их роль в экономической, политической и культурной истории стран древнего мира была для своего времени более значительна, чем роль государств, возникших в Палестине. С ослаблением Египетской державы Нового царства финикийские государства – Тир, Сидон, Библ, Арвад и др. – вновь становятся самостоятельными. Это были города-государства, большей частью управлявшиеся царём вместе с советом рабовладельческой знати. После разрушения Силона «народами моря» гегемония перешла к Тиру, который достиг наибольшего расцвета при царе Хираме I, современнике Соломона. Хирам при помощи искусственной насыпи расширил остров, на котором была расположена основная часть Тира, и, открыв здесь источник с водой, сделал Тир почти неприступной крепостью для внешнего врага. В это время Тир вступил в тесные торговые сношения со всеми окружающими государствами; при Хираме, вероятно, началась колонизация современной области Туниса на африканском берегу Средиземного моря, а при его преемниках там был основан город Карфаген (по преданию в 814 г. до н. э.). Собственное сельскохозяйственное производство Финикии, как и в предшествующий период, играло второстепенную роль. Большое значение имело использование лесных богатств гор Ливана; ценные породы дерева были важным предметом вывоза. Вывозилась также сирийская шерсть, окрашенная финикийским пурпуром, а с VIII – VII вв. – мелкие стеклянные изделия. Морская торговля Финикии, значительная уже во время египетского владычества, стала ещё более расширяться после распада Египетской державы. Вся торговля Египта перешла теперь в руки финикийцев, и их многочисленные корабли постоянно прибывали к пристаням египетских городов. В. Замаровский в книге «Их величества пирамиды» пишет: «Последние правители XX династии, тезки великого Рамсеса, исчезли в пропасти истории, не оставив даже надежного свидетельства о том, как это произошло. После Рамсеса XI царский титул присвоил верховный жрец Амона Херихор и основал династию „жрецов-царей“, которую, однако, Манефон почему-то не признавал; по его мнению, XXI династию составляли „семь царей из Таниса“, правивших лишь в Нижнем Египте. XXII династию основал в середине X века до н. э. властитель ливийского происхождения Шешонк I (иначе – библейский Сусаким, завоеватель Иерусалима), избравший резиденцией город Бубастис, близ нынешнего Загазига в Дельте». Однако Херихор не присвоил царский титул после смерти Рамсеса XI, поскольку сам умер до кончины последнего Рамсессида. Царями всего Египта, унаследовавшими трон от Рамсеса XI, стали правитель Таниса Несубанебджед (Смендес) и его потомки. Что касается потомков Херихора, то они правили Верхним Египтом в качестве верховных фиванских жрецов, породнившихся с династией, основанной Несубанебджедом (Смендесом). Лишь некоторые из потомков Херихора присвоили себе царский титул, и потому Манефон (2-я половина IV – начало III вв. до н.э., египетский историк, верховный жрец в Гелиополе, автор истории Египта) имел основание не считать царственной династию потомков Херихора).