2. Теория и практика права развивались в разных направлениях. Развитие общества происходило стихийным путем, право динамично развивалось, и в средние века появились кодексы, в которых права признавались только для одного слоя общества – дворянства. В XXVIII в. Декларация независимости, Билль о правах, французская Декларация прав человека и гражданина закрепили права человека и гражданина. Взаимное развитие государства и права означало, что права получали все новые слои населения. Однако развитие государства и права происходило только на Западе, а на Востоке государства благодаря особенностям культуры задержались на более низких ступенях развития: от родового строя до феодального общества. В ХХ веке наука предприняла очередные попытки построить рай на Земле, создать мировое правительство, и в мгновение сделать людей во всем мире свободными и счастливыми, обеспечить их универсальными права.
3. Самое негативное воздействие на международное право оказала теория естественных прав, которая объявила права естественными, неотъемлемыми и священными, существующими независимо от государства, призванного лишь охранять их. Отныне и на все время право признано независимым от общества, от истории и стало знаменем революционного преобразования человеческого общества.
4. Права человека были признаны общечеловеческими ценностями, однако насаждение общечеловеческих ценностей в развивающейся стране может привести к не менее разрушительным последствиям, чем Великий эксперимент ХХ в России. Это все равно, что предоставить ядерное оружие развивающимся странам. Общечеловеческие ценности могут быть достигнуты в процессе эволюции общества при условии гармоничности экономических, политических и социальных преобразований.
5. Международное право носит революционный, антиисторический и асоциальный характер. Международное право подменяется моралью, а глобальное общество погружается во времена средневековья.
Основные принципы международного права
Основными принципами международного права являются:
принцип суверенного государства;
принцип невмешательства во внутренние дела других государств;
принцип равноправия и самоопределения наций и народов.
Принцип суверенного равенства государств представляет собой синтез традиционных правовых постулатов – уважение государственного суверенитета и равноправия государств. Начало формирование этого принципа – Великая французская революция XVIII в. В современном понимании принцип суверенного государства закреплен в ст. 2 Устава ООН. Детализация, конкретизация и толкование – в Декларации 1970 г. И Хельсинском акте 1975 года.
Принцип самоопределения и равноправия народов и наций закреплен в Уставе ООН. Развернутая формулировка этого принципа зафиксирована в Декларации 1970 г., в Хельсинкском акте 1975 г., в Международных пактах о правах человека 1966 г.:
1. Все народы имеют право определять без вмешательства извне свой политический статус, осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие.
2. Все государства обязаны уважать это право.
3. Все государства обязаны содействовать осуществлению народами их права на самоопределение.
4. Все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение, свободу и независимость.
5. В борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства.
6. Запрещено подчинение народов иностранному государству.
Принципиальной основой международных отношений является уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. Признание свободы выбора каждой нации и каждого народа представляет собой обязанность государств. Принцип самоопределения народов связан с принципом национального суверенитета и правом на национально-культурную автономию.
Хотелось бы особо подчеркнуть неизменную позицию российской науки в этом вопросе. Так, по мнению Н. Я. Данилевского (1822-1885 г.г.), впоследствии представится случай подробно изложить наши мысли о значении национальностей, но пока удовольствуемся афористическим положением, которое, впрочем, и не требует особенных доказательств в наше время, ибо составляет, в теории по крайней мере, убеждение большинства мыслящих людей: что всякая народность имеет право на самостоятельное существование в той именно мере, в какой сама его сознает и имеет на него притязание17.
Психоанализ дилетанта:
Позвольте выразить сомнение в данном положении, поскольку я не принадлежу к миру большинства мыслящих людей. Согласно этому утверждению, национальная элита имеет право не только на геноцид собственного народа, но и на создание угрозы жизни на Земле, сознавая это или нет!
О.С.Соколов утверждает, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция сужения содержания понятия «внутренние дела». С развитием международного права не являются внутренними делами действия государства, потенциально угрожающие миру и безопасности, противоречащие основным принципам общего международного права. На основании Устава ООН к такому государству могут быть применены принудительные меры по решению Совета Безопасности. На территории государств, ситуация в которых угрожает миру и безопасности, нарушаются права человека, возможно применение Вооруженных Сил ООН. В связи с сужением понятия «внутренние дела» и расширением проблемы «гуманитарная интервенция» и «превентивной самообороны». Критерии концепции невмешательства в современном мире – это обязанности государств по международному праву. Нормативное содержание принципа невмешательства во внутренние дела определяется с учетом обязанности государства соблюдать императивные нормы международного права. В случае совершения государством международного преступления вмешательство других государств будет иметь законный характер. В настоящее время одной из тенденций современного международного права является ограничение государственного суверенитета, расширение сферы международно-правового регулирования18.
Во-первых, ограничение государственного суверенитета должно касаться стран, которые неспособны самостоятельно развиваться и которым оказывается финансовая помощь со стороны международных организаций.
Причем ограничение государственного суверенитета касается не только «развивающихся стран», но и развитых. Так, например, в 2011 году Ирландия, Греция, Португалия, Испания оказались на грани дефолта, государственный долг этих стран достиг больших размеров. ЕС оказывал финансовую помощь на условиях сокращения государственного долга и дефицита бюджета.
Преступления против общественной безопасности. Как полагает Г.А.Сидорова, терроризм – совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Терроризм – одна из опасных форм преступного посягательства, в основе которого лежит стремление субъекта посеять у окружающих страх, панику, парализовать социально полезную деятельность граждан, нормальное функционирование органов власти и управления и тем самым достичь своих антиобщественных целей19.
Захват заложника (ст.206 УК РФ). По мнению Г.А.Сидоровой, захват заложника рассматривается уголовным законодательством как одно из особо тяжких преступлений (при отягчающих обстоятельствах). Оно посягает на общественную безопасность, жизнь, здоровье, а также личную свободу и неприкосновенность человека, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Борьба с захватом заложников является задачей всего мирового сообщества и регламентирована Международной конвенцией, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1979 г.). Под захватом заложника понимается такое неправомерное физическое ограничение свободы человека, при котором его последующее возвращение к свободе ставится в зависимость от выполнения требований субъекта, обращенных к государству, организации, физическим или юридическим лицам. Захват может осуществляться тайно или открыто, без насилия или с насилием, не опасным (ч. 1 ст. 206) либо опасным (ч. 2 ст. 206) способом для жизни или здоровья. Примером захвата заложников является известный случай захват в 1993 г. школьников в Минеральных Водах, захват граждан и удержание больных в 1995 г. в Буденовске, захват и удержание заложников (более 600 человек, в том числе и дети) в Театральном центре на Дубровке в 2002 г. Лишение свободы при захвате заложника выступает не целью, а средством достижения цели преступника. Ради достижения этих целей сам факт захвата и предъявляемые при этом требования не только не скрываются, а, напротив, выступают средством понуждения государства, организации, физических и юридических лиц к выполнению требований субъекта. В преступлениях же, предусмотренных ст. 126 и 127 УК РФ, субъект, даже преследуя корыстные цели, не заинтересован в предании их огласке20.
Пиратство. Как считает Г.А.Сидорова, под пиратством понимается нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия или с угрозой применения насилия. Объектом рассматриваемого преступления является общественная безопасность, здоровье, собственность. По своей сути пиратство представляет собой разбойное нападение. Но в силу характера и степени общественной опасности деяния оно ближе к международным преступлениям. Особенностью данного преступления является то обстоятельства, что местом совершения преступления являются судно, находящееся нейтральных водах21.
Число пиратских нападений постоянно растет. По сведениям международного морского бюро (IMB), в 1984 г. в мире было зарегистрировано 90 нападений, в 1997 – 248, в 2001 – 469, в 2009 – не менее 1200.
География морского разбоя постепенно расширяется. В Германской академии внешней торговли и международных морских перевозок в Бремене есть карта земного шара, на которой обозначено число пиратских нападений на корабли в разных районах мира. Пиратство процветает в Аденском и Гвинейском заливах, в Атлантике и Персидском заливе, у берегов Южной Индии и Цейлона; одно нападение в 2005 г. произошло у берегов Португалии. Однако больше половины всех акций вплоть до 2006 г. совершено у побережья Индонезии, Малайзии, Вьетнама, Камбоджи и Филиппин.
По мнению Л.Ходова, еще одной мерой устрашения служат карательные силовые акции, хотя в последние 20 лет они редко применялись. Пираты заранее получают через свою агентурную сеть информацию о готовящейся акции возмездия и заблаговременно покидают опасный район. Например, они практически не появляются в китайских территориальных водах, так как за пиратство, похищение людей с целью получения выкупа в КНР им грозит расстрел. В условиях многолетнего противостояния КНР и Тайваня у китайского побережья сосредоточен китайский, тайваньский и американские военные флоты, и чужой корабль там незаметно не пройдет22.
Преступления против мира и безопасности человечества. Как считает Г.А.Сидорова, преступления против мира и безопасности человечества – запрещенные уголовным законом общественно опасные деяния, связанные с подготовкой, развязыванием агрессивной войны, незаконным оборотом оружия массового поражения, действиями, направленными на уничтожение определенного круга лиц, уничтожением растительного мира, наемничеством и совершением иных действий, посягающих на основы мирного сосуществования государств и безопасность человечества. Под наемничеством понимается вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях, а равно участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях
Объективная сторона анализируемого преступления характеризуется совершением действий, которые могут выражаться в вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, а равно в использовании его в вооруженном конфликте или военных действиях. Вербовка наемников заключается в поиске и приглашении людей для военной выучки с целью дальнейшего их использования в вооруженном конфликте или в военных действиях. Под обучением наемников следует понимать целенаправленную тренировку по овладению новейшими видами боевого оружия, современными средствами и методами ведения боевых действий против условного или фактического противника. Для наемничества характерно финансирование или иное материальное обеспечение, выражающееся в предоставлении материального вознаграждения, которое выдается (выплачивается) наемнику за его согласие участвовать в вооруженном конфликте или военных действиях, а равно за фактическое участие в них.
По международному праву наемник не имеет прав лица, входящего и состав вооруженных сил воюющих государств и принимающего непосредственное участие в военных действиях, т. е. прав комбатанта, и потому признается преступником и подлежит уголовной ответственности за совершенные им деяния в роли наемника. Согласно резолюции генеральной Ассамблеи ООН "Определение агрессии", принятой в 1974 г., засылка нерегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, квалифицируется как международное правонарушение.
Вместе с тем не являются наемниками добровольцы при условии их включения в личный состав вооруженных сил воюющей стороны, и изъявившие желание выехать за пределы своей страны и принять участие в боевых действиях на стороне народа иностранного государства, борющегося за свободу и независимость (Гаагская конвенция 1907 г. и Женевская конвенция 1949 г.). От наемников также необходимо отличать военных советников, не принимающих непосредственного участия в военных действиях и направленных на службу в иностранную армию по соглашению между государствами23.
Перед началом войны посольство Ирака в Москве получило 10000 заявлений желающих сражаться с американской армией24.
24 Аргументы и Факты, 2004, №9. С.9.
Психоанализ дилетанта:
1. В умах россиян Америка по-прежнему враг России №1, Россия – единственная страна, которая продолжает воевать, Вторая мировая война еще не закончилась для россиян, единственный козырь власти, как средство патриотического воспитания, – победа России во Второй мировой войне, власти не жалеют бюджетных денег на тиражирование фильмов о войне, фильмы о войне обречены на завоевание призовых мест на кинофестивалях.
2. Перестройка сделала россиян еще более агрессивными. В стране большое число людей умеющих и желающих воевать, но не желающих трудиться. Проект создания профессиональной армии сдан в архив, и миллионы молодых призывников обучаются владению взрывать и убивать людей. Впоследствии бывшие десантники пополняют не только органы МВД, охрану различных учреждений, но ряды преступников.
3. Международное право напоминает времена, когда «благородные разбойники» и «честные пираты» боролись за справедливость на суше и море. Вот только времена эти давно ушли в прошлое, а результатом национально-освободительного движения стал распад колониальной системы и противостояние стран Востока и Запада. Войны во Вьетнаме, Корее, на Ближнем Востоке, Югославии показали, что нет никакой разницы между военными советниками, наемниками и добровольцами. Точно также гуманизм по отношению к «честным пиратам» ставит под угрозу жизнь граждан всего мира.
4. Государство должно отвечать за своих граждан, которые продают оружие и наркотики, похищают людей и торгуют людьми, и должно принимать соответствующие меры наказаний: привлекать к уголовной ответственности, лишать гражданства, ограничивать свободу передвижения (выезд за границу).
5. В государственной Думе РФ обсуждение закона о похищении людей, предполагается данный вид преступления приравнять к терроризму и захвату заложников. Но вот незадача, в некоторых республиках существует многовековая национальная традиция – похищение невест. Как быть в таких случаях. В конце 2010 года в Чечне объявлена «борьба» с традицией – похищение невест.
По мнению автора, в XXI веке человечество впервые столкнулось с цивилизационным кризисом. Если раньше развитие общества стран Запада происходило стихийно благодаря сознательному участию отдельных личностей и классов и бессознательному участию народа, причем развитие стран Запада и Востока происходило неравномерно и в разных направлениях, то в XXI веке процессы глобализации общества поставили перед человечеством новые проблемы: либо страны Запада и Востока будут деградировать, либо найдут пути взаимодействия культур и развития стран Запада и Востока в условиях глобального общества. Кризис современного общества – это кризис науки, архаичное мировоззрение, патология общественного сознания. Это создает угрозы существованию человека как вида, личности и общества в целом.
Литература:
1 Российская газета_1999_16 декабря.
2 Российская газета_1992_28 ноября. С.5.
3 Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. М. 2003.
4 Хантингтон Сэмюэл. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка. М. 1996.
5 Абалкин Л.И. Мы готовы дать реалистические и рассчитанные на успех рекомендации// Вопросы экономики, 2002, №1. С.12.
6 Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования// Вопросы философии, 1999, №8. С.6.
7 Berger P. The Sacred Canopy: Element of Sociological Theory of Religion. Garden City, N.Y., 1967. С.107.
8 См.: Руткевич. Е.Д. Питер Бергер – полвека творческого пути// СОЦИС, 2011, №1. С.121.
9 Свасьян К.А. Prooemium. Человек в лабиринте идентичностей// Вопросы философии, 2010, №2. С.18.
10 Дубровский Д.И. Постмодернистская мода// В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С.Кагана. Серия «Мыслители», выпуск 4. СПб. 2001. С.99.
11 Ильин А.Н. Дискурс новостей и его мифотворчество// СОЦИС, 2010, №12. С.115, 119.
12 Сухарев М. Взрыв сложности// Комью Тера, 1998, №43.
13 Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Советующие информационные системы в экономике. М. 2000. С.6.
14 Тинберген Ян. Пересмотр международного порядка. М. 1980.
15 Козырев А.В. Пятидесятилетие ООН: неюбилейные размышления// Международная жизнь, 1995, №3. С.8.
17 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М. 1991. С.25.
18 Соколов О.С. Права человека в международном праве: учебное пособие, ЮНИТИ 1// Соколов О.С. Современный гуманитарный университет. М.2002. с.50-51.
19 Сидорова Г.А. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества: учебное пособие, ЮНИТИ 5// Сидорова Г.А. Современный гуманитарный университет. М. 2006. С.12.
20 Там же С.14.
21 Там же с.26.
22 Л.Ходов. Пиратство на морских торговых путях// Вопросы экономики 2010, №9. С.144-146.
23 Сидорова Г.А. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества: учебное пособие, ЮНИТИ 5// Сидорова Г.А. Современный гуманитарный университет. М. 2006. С.134-135.
24 Аргументы и Факты, 2004, №9. С.9.
Глава 2. Фальсификация истории
Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,
чтобы оно объяснило нам наше настоящее
и намекнуло о нашем будущем.
В.Белинский
2.1. Древний Восток и Запад: развитие цивилизаций в разных направлениях
Миф: развитие общества идет одним путем, все страны в своем развитии проходят одни и те же этапы.
Миф: Гуманность – характерная черта древнеиндийской цивилизации.
Чтобы опровергнуть эти мифы необходимо обратиться к истории развития общества. Многие исследователи отмечают, что развитие цивилизации на Востоке и Западе изначально происходило в разных направлениях. Государства Древнего Востока возникли на территориях, расположенных в долинах великих рек – Нила, Тигра и Евфрата, Индии и Ганди, Янцзы и Хуанхэ. Именно здесь создались благоприятные условия для производства сельскохозяйственной продукции, что привело к разложению родовой организации общества.
По мнению М.Н.Прудникова, древневосточные цивилизации можно отнести к земледельческому типу. Несмотря на то, что в этих регионах природные условия были благоприятными (теплый субтропический климат, плодородные почвы), хозяйственная деятельность была возможна только при наличии сложных ирригационных систем, регулирующих режим сток великих рек. Для их создания и использования необходимы большие коллективные усилия земледельческих общин. Государственная власть призвана была регулировать разрозненное общинное производство и организовать общественные работы (строительство ирригационной системы, дворцовых комплексов и военных укреплений). Координация такой работы в рамках всей страны предопределяла огромную концентрацию власти, способствуя превращению верховного правителя в неограниченного деспота1.
Как считает М.Н.Прудников, когда говорят о восточной деспотии, имеют в виду такую форму политического режима, при которой:
полномочия правителя не были ограничены – он считался не только собственником всей земли в государстве, но и имел право распоряжаться жизнью и смертью каждого своего подданного;
светская власть и церковная объединялись в одном лице; личность главы государства в большинстве стран Древнего Востока обожествлялась;
власть осуществлялась многочисленным бюрократическим аппаратом;
человек был рабом «порядка», веры, традиции2.
По мнению О.В.Мартышина, вторая стадия развития рабовладельческого строя – период греко-римского рабовладения. Эта стадия отличается более высоким уровнем развития рабовладельческого способа производства, полным отсутствием каких-либо остатков первобытно-общинного строя, наиболее высокой степенью развития рабовладельческой государственной машины и права, более развитыми формами эксплуатации рабов и неимущих граждан, «образцами» беспощадного насилия подавления масс3.
Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой и обнаженной форме проявляется экономическое, политическое и социальное неравенство классов, слоев общества, полное, практически ничем не ограниченное господство одного класса – рабовладельцев и полное бесправие другого класса – рабов.
Наиболее популярным учением о происхождении государства является марксистская, согласно которой государство возникает с возникновением частной собственности. Однако эта теория не объясняет, почему на Востоке формировалась деспотия, а на Западе – демократия, и развитие цивилизаций на Востоке и Западе пошло разными путями.
Цивилизации на Востоке и Западе изначально развивались в разных направлениях: динамичное развитие цивилизации на Западе и замедленное развитие на Востоке. Если на Западе создание государства означало полный отказ от первобытно-общинного строя, социальное неравенство и более развитые формы эксплуатации рабов, то на Востоке сохранялись значительные остатки первобытно-общинного строя и формы эксплуатации рабов были не развиты. Исторический анализ развития цивилизации на Востоке и Запада показал, что источником общественного прогресса является социальное неравенство.
Религия была мощным регулятором древних государств, жрецы держали под неусыпным контролем духовную жизнь миллионов людей и защищали социальное неравенство людей, поэтому она, с одной стороны, способствовала стабильности государства, а с другой препятствовала его прогрессу, борьбе народа против социального неравенства.
М.Н.Прудников полагает, что история Древней Индии почти не содержит данных о варварских уничтожениях городов, массовых убийствах, истязаниях мирного населения. Здесь не было геноцида. Гуманность – характерная черта древнеиндийской цивилизации. Следует отметить своеобразие общественного строя (кроме кланов, сословий, имелись варны). Такая система исходит из принципа неравных иерархий: члены одной касты обладают общим генетическим признаком, делающим их выше или ниже представителей других каст. Кастовая система сложилась как способ адаптации к резко выраженному социальному неравенству, обеспечивающий групповую взаимопомощь на четко отделенных друг от друга ступенях иерархической лестницы4.
Правители во все времена заботились о процветании собственного государства и благополучии народа, но поскольку имели неадекватное представление о мире и развитии общества, то развитие общества происходило катастрофически, путем народных восстаний и непрерывных войн, сопровождаемых массовыми убийствами и уничтожением городов.