Книга Блок за 30 минут - читать онлайн бесплатно, автор Илья Валерьевич Мельников
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Блок за 30 минут
Блок за 30 минут
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Блок за 30 минут

Блок за 30 минут

Библиографический очерк

Великий русский поэт Александр Александрович Блок появился на свет 28 ноября (16 по ст. стилю) 1880 года в северной столице России. Его родителями были Александр Львович Блок – правовед, занимавший должность профессора права в Варшавском университете и Александра Андреевна – переводчица, а дедушкой по материнской линии был сам А.Н. Бекетов – знаменитыйботаник и ректор петербургского университета. Летом семейство Блоков часто отдыхало в имении Бекетовых – Шахматово. Соответственно, детство поэта прошло в классических традиция русской интеллигенции. Именно дед привил мальчику любовь к литературе, последний воспитывался посредством стихов А.С. Пушкина, А.А. Фета, В.А. Жуковского и др.

Когда молодому Блоку было девять лет, его мать вышла замуж вторым браком. Ее супругом стал гвардейский офицер и семья переселилась на окраину города, ближе к берегам Большой Невки. В этом же возрасте мальчик поступил в Введенскую гимназию.

А в 1897 году в немецком курортном городе Бад-Наугейм, где он тогда отдыхал с матерью, поэт испытал свое первое настоящее глубокое чувство по отношению к К.М. Садовской, которая была воспета им в большом количестве произведений.

По окончании гимназии, молодой человек становится студентом петербургского университета и сначала выбирает юридический факультет, но позже переводится на историко-филологическое отделение, которое в 1906 году успешно заканчивает.

Как писатель, он проявил себя очень рано, еще в раннем детстве. Тогда мальчик даже создавал и придумывал рукописные журналы для детей, охотно принимал участие в любительских театральных постановках в имении деда. Повзрослев, не оставил литературу, напротив – все его эмоции и переживания нашли свое отражение в лирике. Последняя была, в основном любовная и о природе, а с 1901 года в ней стали преобладать мистические мотивы, иносказания, ощущение какого-то предчувствия. Во многом это было связано с тем, что в это время поэт серьезно увлекся трудами древнегреческого философа Платона, который выдвигал идею о существовании реального, сверхреального миров и мира идей.

В личной жизни Александра Александровича судьбоносным оказался 1898 год, ознаменовавшийся встречей с Любовью Дмитриевной Менделеевой – дочерью знаменитого химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Это было настоящее сильное чувство и 30 августа 1903 года молодая пара обвенчалась.

Александру Блоку были близки идеи символистов и он сблизился с Д. Мережковским, З. Гиппиус, В. Брюсовым, с удовольствием принимал участие в работе кружка любителей творчества Владимира Соловьева. Именно там поэт знакомится с начинающим прозаиком Андреем Белым, а творчество первого было горячо встречено и поддержано. Первые стихи Блока были опубликованы по весне 1903 года в петербургском «Новом пути» и московских «Северных цветах». Ближе к концу 1904 года свет увидела первая самостоятельная книга Блока «Стихи о прекрасной Даме».

Эта книга полностью выдержана в «соловьевских» традициях – воспета вечная женственность, многое недосказанно, повсюду символы, тайны. Лирическая героиня – полу-эфемерное создание, исчезающее днем и возрождающееся в свете зари, таинственная незнакомка.

Однако вскоре поэт осознает, что необходимо искать новые формы, создавать нечто иное, отличное от всего того, что владело его разумом ранее. Сама жизнь показала утопическую несостоятельность «соловьевских» идей и их следовало заменить чем-то свежим.

В политической жизни страны, как раз грянула революция 1905-1907 годов. Это событие стало переломным в творчестве поэта: обнажилась суровая реальность жизни, а мир грез и фантазий навсегда канул в Лету. С этого момента все произведения Блока проникнуты борьбой, демократическими идеалами, он восхищается силой и волей народа на пути к достижению своего счастья.

Как истинный романтик, Александр Александрович никогда не был равнодушен к слабому полу. Его новой музой стала актриса Н.Н. Волохова – высокая статная красавица в черном бархате. Этот образ поэт перенес в свое творчество. Теперь героиня лирики – сильная, волевая женщина, роковая красотка. В этом ключе создавалось стихотворение «Фабрика».

Ранее сторонившийся общественной активности, сейчас Блок оказался глубоко вовлеченным во все события страны и народа. Он с удовольствием участвует в митингах и демонстрациях, возглавляет их с красным стягом в руках. Безусловно, все это позже нашло отображение в его лирике.

Период с 1906 по 1908 годы отмечен окончательным становлением Блока как литератора. Он успешен, его имя становится известным. В это время были опубликованы сборники стихов: «Нечаянная радость» (1907 г.), «Снежная маска» (1907 г.), «Земля в снегу» (1908 г.), «Лирические драмы». В тысяча девятьсот восьмом году было создано драматическое произведение «Песня судьбы» и в следующем году оно увидело свет, но так и не было поставлено на сцене.

Примерно в это же время (1907-1908 гг.) писатель все дальше отдаляется от традиций литературы символизма, ищет свое настоящее призвание, свою веху. Состоявшееся в 1909 году путешествие по Германии и Италии обусловило создание цикла «Итальянские стихи» – благосклонно воспринятого критиками. Вдохновленный жаждой новых впечатлений и открытий, Блок вскоре снова путешествует по Парижу, Бретани, Бельгии, Голландии, Германии. Через два года снова посещает Париж и Бискайское побережье Атлантического океана.

Полученное после смерти отца наследство, позволило молодому человеку не заботиться более о зарабатывании денег – он стал финансово свободным человеком. В 1910 году поэт приступил к написанию эпической поэмы «Возмездие», но она, к сожалению, так и не была закончена. Далее была создана пьеса «Роза и «Крест», а в 1911 году увидел свет сборник «Ночные часы».

Вторая половина 1916 года стала временем испытаний для поэта – его призвали в действующую армию, он был определен в инженерно-строительную бригаду, задачей которой было построение полевых укреплений в пределах прифронтовой полосы недалеко от Пинских болот. В это же время в стране пало самодержавие.

С мая 1917 года Блок принимает непосредственное участие в работе Чрезвычайной следственной комиссии, деятельность которой была направлена на анализ поступков царских министров и чиновников. Это занятие очень нравилось поэту, он смог лично убедиться в ничтожности самодержавия. На основании данных с допросов и показаний, появился документальный трактат: «Последние дни императорской власти».

В феврале 1918 года были созданы поэма «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». И если большевистская критика одобряла горячее желание поэта объединиться с народом, то такие мэтры пера как: А.А. Ахматова, М.М. Пришвин, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский и другие – выступали с решительной критикой.

В связи с началом официальной работы в театре – в 1917 году – член Театрально-литературной комиссии, затем сотрудничество с Театральным отделом Наркомпроса, а с апреля 1919 года – в Большом Драматическом театре, – А. Блок создает лирические наброски «Ни сны, ни явь», «Исповедь язычника», фельетоны – «Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати». Тогда же поэт становится членом редакционной коллегии издательства «Всемирная литература», возглавляемое самим Максимом Горьким. С 1920 года он уже председатель Петроградского отделения Союза поэтов.

На протяжении нескольких месяцев тысяча девятьсот двадцать первого года, Блок выступает перед аудиторией с торжественным восхвалением А.С. Пушкина, а также, читает собственные стихотворения. Однако, напряженная работа привела к психическому расстройству и заболеванию сердца.

Седьмого августа тысяча девятьсот двадцать первого года поэта не стало. Александр Александрович Блок был похоронен в Петрограде.

В средних общеобразовательных учреждениях изучают творчество А.А. Блока, начиная с 3 класса – стихотворения: «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». В пятом классе изучают стихотворение «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…». В 8 классе – стихотворение «Россия», в 9 классе – «О, я хочу безумно жить…» и «Сумерки, сумерки вешние…». В 10 классе изучают поэму «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь…», «В ресторане», «На железной дороге».

Ветхая избушка

Ветхая избушкаВся в снегу стоит.Бабушка-старушкаИз окна глядит.Внукам-шалунишкамПо колено снег.Весел ребятишкамБыстрых санок бег…Бегают, смеются,Лепят снежный дом,Звонко раздаютсяГолоса кругом…В снежном доме будетРезвая игра…Пальчики застудят, –По домам пора!Завтра выпьют чаю,Глянут из окна –Ан уж дом растаял,На дворе – весна!

Стихотворение из сборника «Круглый год» и создано в 1913 году.

Блок – художник не гонится за яркой красотой, сочными красками. Ему гораздо более по нраву меланхолические зарисовки природы, очаровательной в своей простоте и естественности. Это замечательное, легкое стихотворение. И оно не предназначено для поиска скрытых символов-идей, поскольку их там просто нет.

Несколько суровое начало: «Ветхая избушка…», «…Бабушка-старушка из окна глядит…» вскоре обнаруживает доброту: «…внукам-шалунишкам по колено снег…» и раскрашивается звонким детским смехом: «…Бегают, смеются, лепят снежный дом…». Автор уточняет, что снежный дом строится для забавы: «…В снежном доме будет резвая игра…».

Финальная часть стихотворения показывает чистую детскую радость всему новому, даже, если и дом растает утром, поскольку наступила весна: «…Ан уж дом растаял, на дворе – весна!».

Сны

И пора уснуть, да жалко,Не хочу уснуть!Конь качается качалка,На коня б скакнуть!Луч лампадки, как в тумане,Раз-два, раз-два, раз!..Идет конница… а няняТянет свой рассказ.Внемлю сказке древней, древнейОбогатырях,О заморской, о царевне,О царевне… ах…!Раз-два, раз-два! конник в латахТрогает коняИ манит и мчит куда-тоЗа собой меня.За моря, за океаныОн манит и мчит,В дымно-синие туманы,Где царевна спит…Спит в хрустальной, спит в кроваткеДолгих сто ночей,И зеленый луч лампадкиСветит в очи ей.Под парчами, под лучамиСлышно ей сквозь сны,Как звенят и бьют мечамиО хрусталь стены…С кем там бьется всадник гневный,Бьется семь ночей?На седьмую – над царевнойСветлый круг лучей…И сквозь дремные покровыСтелются лучи,О тюремные засовыЗвякают ключи.Сладко дремлется в кроватке.Дремлешь? – Внемлю… Сплю.Луч зеленый, луч лампадки,Я тебя люблю!(Создано в 1912 году)

Это ласковая детская колыбельная песенка. Речь идет о маленьком ребенке, которого няня укладывает спать и перед сном читает сказку А.С. Пушкина «Сказка о спящей царевне и семи богатырях». Малышу интересно дослушать няню, он старается пока не спать: «И пора уснуть, да жалко, не хочу уснуть!..», но размеренное покачивание колыбельной напоминает ему езду на лошадке: «…Конь качается качалка…», а сквозь прикрытые веки он видит свет лампадки: «…Луч лампадки, как в тумане…», которая здесь выступает как символ надежды, веры, благополучия.

Воображением ребенка целиком завладела сказка: «…И манит, и мчит куда-то за собой меня…», но даже практически заснув, ребенку мерещится луч лампадки уже над спящей царевной: «…И зеленый луч лампадки светит в очи ей…». В данном контексте может означать торжество жизни над смертью, надежду на лучшее, важность веры. Богатырь семь ночей сражается за царевну, чтобы ее спасти: «…всадник гневный, бьется семь ночей…», семь – библейское число и побеждает: «…На седьмую – над царевной светлый круг лучей…» – символ воскрешения, пробуждения от долгого сна.

В качестве эпилога ребенок видит все тот-же луч лампадки: «…Луч зеленый, луч лампадки…», обещающий покой радость и безопасность и завершающая фраза: «…Я тебя люблю!» – благодарность и счастье малыша.

Ворона

Вот ворона на крыше покатойТак с зимы и осталась лохматой…А уж в воздухе – вешние звоны,Даже дух занялся у вороны…Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,Вниз на землю глядит она боком:Что белеет под нежною травкой?Вот желтеют под серою лавкойПрошлогодние мокрые стружки…Это все у вороны – игрушки.И уж так-то ворона довольна,Что весна, и дышать ей привольно!..

Стихотворение из сборника стихов для детей «Круглый год», созданного в 1913 году.

Александр Блок очень любит природу и это очевидно в каждом его стихотворении, особенно, если оно для детей. В данном творении речь идет о птичке, которая рада пришедшей весне, она еще лохматая с зимы, когда ершась спасалась от мороза, но ее это не очень заботит, у нее занимается дух от сладкого предвкушения тепла: «…Так с зимы и осталась лохматой…» и «…Даже дух занялся у вороны…».

Поэт хорошо знает повадки и манеру поведения вороны: «…Вниз на землю глядит она боком…», а также, любопытство птицы: «…Что белеет под нежною травкой…». Воспет ум и изобретательность вороны – все предметы – ее игрушки: «Прошлогодние мокрые стружки, это все у вороны – игрушки…».

Пташка искренне радуется весне, тому, что она в своей родной стихии, где ей все знакомо и понятно: двор со знакомыми предметами, теплое весеннее солнышко над головой: «…И уж так-то ворона довольна, что весна, и дышать ей привольно!».

Ты помнишь, в нашей бухте сонной…

Ты помнишь? В нашей бухте соннойСпала зелёная вода,Когда кильватерной колоннойВошли военные суда.Четыре – серых. И вопросыНас волновали битый час,И загорелые матросыХодили важно мимо нас.Мир стал заманчивей и шире,И вдруг – суда уплыли прочь.Нам было видно: все четыреЗарылись в океан и в ночь.И вновь обычным стало море,Маяк уныло замигал,Когда на низком семафореПоследний отдали сигнал…Как мало в этой жизни надоНам, детям, – и тебе и мне.Ведь сердце радоваться радоИ самой малой новизне.Случайно на ноже карманномНайди пылинку дальних стран –И мир опять предстанет странным,Закутанным в цветной туман!

Это стихотворение предназначено для более сознательного читателя, нежели ребенок. Не случайно его и изучают в школе примерно в пятом классе. Повествование построено от лица ребенка-очевидца прихода военных кораблей в мирную гавань. Со свойственной всем детям радостью новизны, воспринимает подросток это известие. И даже допрос не кажется ему таким уж страшным: «…И вопросы нас волновали битый час…», «…И загорелые матросы ходили важно мимо нас…». Тогда как сам автор под военными кораблями подразумевает гибель, конец света.

Но человеческое существо любого возраста радо всему новому. Дети часто неосознанно приветствуют все необычное, им не нужно много: «…Как мало в этой жизни надо нам, детям…», «…Ведь сердце радоваться радо и самой малой новизне…».

Финальная часть стихотворения показывает, что новым может быть что-угодно, любой предмет, даже пылинка на карманном ножике: «…Случайно на ноже карманном найди пылинку дальних стран…». Но здесь же и предосторожность о том, что порой неизвестные предметы, события или явления таят опасность.

Создано в период с 1911 по 1914 годы.

Россия

Опять, как в годы золотые,Три стертых треплются шлеи,И вязнут спицы росписныеВ расхлябанные колеи…Россия, нищая Россия,Мне избы серые твои,Твои мне песни ветровые, –Как слезы первые любви!Тебя жалеть я не умеюИ крест свой бережно несу…Какому хочешь чародеюОтдай разбойную красу!Пускай заманит и обманет, –Не пропадешь, не сгинешь ты,И лишь забота затуманитТвои прекрасные черты…Ну что ж? Одно заботой боле –Одной слезой река шумнейА ты все та же – лес, да поле,Да плат узорный до бровей…И невозможное возможно,Дорога долгая легка,Когда блеснет в дали дорожнойМгновенный взор из-под платка,Когда звенит тоской острожнойГлухая песня ямщика!..

Произведение создано осенью 1908 года.

Стихотворение во-многом пророческое. Оно было написано перед революцией и в нем поэт отображает свои тревоги и страхи за судьбу Родины. С одной стороны, он говорит о том, что несмотря ни на какой мировой прогресс, в России по-прежнему плохие, расхлябанные дороги, в которых вязнут колеса. С другой – видит в этом постоянстве и неизменности, гарант выживания в новых условиях, историческую предрешенность русских людей нести этот крест.

И пускай в будущем Россию еще многократно обманут, ее это не сломит. Она слишком мощна, величественна – лишь прибавится несколько забот: «…Одной заботой боле – одной слезой река шумней…». Наше спасение – в наших исконных традициях, культуре.

Автор верит, что путь политического преобразования может быть легким: «…И невозможное возможно, дорога долгая легка…». Одновременно, он понимает, что сделать предстоит очень-очень многое, а потому – заунывная тоскливая песня ямщика.

О, я хочу безумно жить…

О, я хочу безумно жить:Всё сущее – увековечить,Безличное – вочеловечить,Несбывшееся – воплотить!Пусть душит жизни сон тяжелый,Пусть задыхаюсь в этом сне, –Быть может, юноша весёлыйВ грядущем скажет обо мне:Простим угрюмство – разве этоСокрытый двигатель его?Он весь – дитя добра и света,Он весь – свободы торжество!

Стихотворение создано 5 февраля 1914 года и относится к поэтическому циклу «Ямбы».

Ода любви к жизни во всех ее проявлениях. Желание совершить как можно больше хорошего и светлого посредством собственного творчества: «…Все сущее – увековечить, безличное – вочеловечить…». Ведь поэт здесь рассуждает о себе и своем месте в этом мире.

С другой стороны, Блок признается, что живет в двух параллельных измерениях: первое – наш обычный мир, второе – мир его фантазий и творчества. Ему хочется, чтобы о нем отзывались хорошо, а потому надеется на то, что однажды «…юноша веселый…В грядущем скажет обо мне…Он весь – дитя добра и света, он весь – свободы торжество!».

Сумерки, сумерки вешние…

Дождешься ль вечерней поройОпять и желанья, и лодки,Весла и огня за рекой?ФетСумерки, сумерки вешние,Хладные волны у ног,В сердце – надежды нездешние,Волны бегут на песок.Отзвуки, песня далекая,Но различить – не могу.Плачет душа одинокаяТам, на другом берегу.Тайна ль моя совершается,Ты ли зовешь вдалеке?Лодка ныряет, качается,Что-то бежит по реке.В сердце – надежды нездешние,Кто-то навстречу – бегу…Отблески, сумерки вешние,Клики на том берегу.

Произведение написано 16 августа 1901 года и входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

В данном стихотворении имеется эпиграф: стихотворение А.А. Фета «Вдали огонек за рекою…», который с самого начала вносит печальные нотки, но настраивает читателя на возможное свидание, поскольку предложение вопросительное: «Дождешься ль вечерней порой…?».

Автор очень хочет верить, что ему посчастливится встретиться с тем таинственным существом, в роли которого выступает «душа одинокая», но он не смеет надеяться толком на это: «…В сердце – надежды нездешние…», а «…Хладные волны у ног…» символизируют эмоциональную отстраненность от происходящего.

Безусловно, речь идет о готовящемся свидании, об ожидании этой встречи. Какой она окажется? Ответа на вопрос нет. Однако, душа полна надежд и иллюзий: «…Ты ли зовешь вдалеке? Лодка ныряет, качается, что-то бежит по реке…». И, наконец, финальная встреча: «Кто-то навстречу – бегу…», но с кем именно это рандеву – тайна в лучших традициях раннего Блока.

Незнакомка

По вечерам над ресторанамиГорячий воздух дик и глух,И правит окриками пьянымиВесенний и тлетворный дух.Вдали над пылью переулочной,Над скукой загородных дач,Чуть золотится крендель булочной,И раздается детский плач.И каждый вечер, за шлагбаумами,Заламывая котелки,Среди канав гуляют с дамамиИспытанные остряки.Над озером скрипят уключиныИ раздается женский визг,А в небе, ко всему приученныйБесмысленно кривится диск.И каждый вечер друг единственныйВ моем стакане отраженИ влагой терпкой и таинственнойКак я, смирен и оглушен.А рядом у соседних столиковЛакеи сонные торчат,И пьяницы с глазами кроликов «Invinoveritas!» кричат.И каждый вечер, в час назначенный(Иль это только снится мне?),Девичий стан, шелками схваченный,В туманном движется окне.И медленно, пройдя меж пьяными,Всегда без спутников, однаДыша духами и туманами,Она садится у окна.И веют древними поверьямиЕе упругие шелка,И шляпа с траурными перьями,И в кольцах узкая рука.И странной близостью закованный,Смотрю за темную вуаль,И вижу берег очарованныйИ очарованную даль.Глухие тайны мне поручены,Мне чье-то солнце вручено,И все души моей излучиныПронзило терпкое вино.И перья страуса склоненныеВ моем качаются мозгу,И очи синие бездонныеЦветут на дальнем берегу.В моей душе лежит сокровище,И ключ поручен только мне!Ты право, пьяное чудовище!Я знаю: истина в вине.

На момент написания данного стихотворения, поэт переживал большую личную трагедию: его супруга ушла к бывшему другу – Андрею Белому. И чтобы справиться с душевной болью, автор прибегал к помощи алкоголя. Постепенно, алкогольный дурман начал отравлять повседневную жизнь, полностью ее собой заменяя. И с этим следовало что-то делать, искать спасение.

Таким спасением стала встреча с незнакомкой в ресторане. Таинственная дама, которая всегда является в одиночестве в мире, к которому она явно не принадлежит. Ей не место среди пьяниц и развеселого угара, тогда что же ищет она здесь? Какую тайну скрывает ее душа? Эти вопросы настолько интересуют автора, что он пытается «разгадать» девушку, «дышащую духами и туманами». Вглядывается в ее лицо, закрытое вуалью, заглядывает в глаза.

Фраза: «…Глухие тайны мне поручены, мне чье-то солнце вручено…» символизирует осознание того, что у каждого из нас есть своя половинка в этом мире, просто узнать и «разгадать» ее бывает очень непросто. Одновременно, это же и спасение от одиночества и отчаяния для самого Блока. Ведь мысль о том, что где-то существует родственная душа способна возродить все самые лучшие качества человека, приободрить, придать сил для борьбы с трудностями.

Показательны строчки: «…В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне…» символизирующие, что только каждый из нас в ответе за собственное счастье и принимает решение о том, чтобы бороться, либо искать истину в вине.

Создано в 1906 году.

Ночь, улица, фонарь…

Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый свет.Живи еще хоть четверть века –Все будет так. Исхода нет.Умрешь – начнешь опять сначалаИ повторится все, как встарь:Ночь, ледяная рябь канала,Аптека, улица, фонарь.

Легендарное стихотворение-размышление о смысле человеческой жизни. Во многом навеяно тем, что на момент его написания у поэта был серьезный творческий кризис: он разочаровался в литературе символизма, но еще не нашел ей замены. Отсюда пессимистический взгляд на вещи: «…Живи еще хоть четверть века – все будет так. Исхода нет…» и емкое уложение всей судьбы человеческой в нескольких словах: «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «…Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь».

С другой стороны, поэт оставляет читателю надежду на то, что все не так уж плохо, своими размышлениями о новой жизни после смерти: «…Умрешь – начнешь опять сначала…». Также это может означать не физическую гибель, а моральную, психологическую, идейную – как бы то ни было, человек способен со всем справиться.

Написано в 1912 году.

В ресторане

Никогда не забуду (он был, или не был,Этот вечер): пожаром зариСожжено и раздвинуто бледное небо,И на жёлтой заре – фонари.Я сидел у окна в переполненном зале.Где-то пели смычки о любви.Я послал тебе чёрную розу в бокалеЗолотого, как нёбо, аи.Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзкоВзор надменный и отдал поклон.Обратясь к кавалеру, намеренно резкоТы сказала: «И этот влюблён».И сейчас же в ответ что-то грянули струны,Исступлённо запели смычки…Но была ты со мной всем презрением юным,Чуть заметным дрожаньем руки…Ты рванулась движеньем испуганной птицы,Ты прошла, словно сон мой легка…И вздохнули духи, задремали ресницы,Зашептались тревожно шелка.Но из глуби зеркал ты мне взоры бросалаИ, бросая, кричала: «Лови!..»А монисто бренчало, цыганка плясалаИ визжала заре о любви.

Крах семейной жизни и разочарование в любви, вынудили поэта искать родственную душу вне стен дома, который его супруга практически покинула. Они не жили вместе с 1907 года, но он слишком крепко ее любил. Что, впрочем, не исключало многочисленные романы на стороне с обеих сторон. И данное стихотворение посвящено Ольге Судейкиной – близкому другу поэта. Именно в ней ему удалось найти ту близкую душу, которую он так искал.

По сюжету поэт встречает Ольгу в ресторане, где она ужинает в компании очередного поклонника. Он посылает ей черную розу – в системе символизма – знак внимания, но не любви. Она небрежно ее принимает, восклицая: «…И этот влюблен!..», но не случайна фраза: «…Намеренно резко ты сказала…» – девушке, на самом деле, хочется любви и быть любимой. Особенно, учитывая, что реальный прототип персонажа была несчастна в браке, как, впрочем, и Блок. Далее эту мысль подтверждает строчка: «…Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки…».

Однако, девушка явно смущена таким проявлением симпатии: «…Ты рванулась движеньем испуганной птицы…» и «…Ты прошла, словно сон мой легка…», но даже из зеркал поэту видится ее отражение: «…Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала…И, бросая, кричала: «Лови!..» – как показатель благосклонности, робкой девичьей доверчивости и кокетства, одновременно.