Книга Москва парадная. Тайны и предания Запретного города - читать онлайн бесплатно, автор Ирина Геннадьевна Сергиевская. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Москва парадная. Тайны и предания Запретного города
Москва парадная. Тайны и предания Запретного города
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Москва парадная. Тайны и предания Запретного города

малахита, и нарядные бронзовые каминные часы с причудливым механизмом. Нижняя часть этих часов – эмалевый круг, представляющий собой календарь, который показывает месяцы, дни недели и фазы Луны. Над ним – сами часы в форме вазы с неподвижной стрелкой в виде ящерицы и двумя вращающимися циферблатами. Арабскими цифрами обозначены минуты, а римскими – часы.

Малахитовый камин в будуаре императрицы


Последний в анфиладе – Кабинет императора, из которого открывается великолепный вид на храм Христа Спасителя и Москву-реку Убранство стен из ясеневого дерева было устроено так, что городской шум не мог проникнуть в комнату.

Парад палат

Вернемся в вестибюль и поднимемся по парадной лестнице, сделанной из ревельского камня, на второй этаж, к величественным орденским залам, вошедшим в Парадную половину дворца. Впервые в истории императорских резиденций пять главных залов для торжественных приемов были названы в честь важнейших орденов Российской империи и посвящены почитаемым в России святым – апостолу Андрею Первозванному, Владимиру Крестителю, Георгию Победоносцу, Александру Невскому и Великомученице Екатерине.

Это – единственное в своем роде явление в русской архитектуре. В зримых архитектурных формах зодчий воплотил идею памяти о многих поколениях людей, служивших своему отечеству и награжденных этими орденами. Из орденов были выбраны те, которые носят имена святых, связанных с нашей историей и во многом определивших ее ход.

Владимирский и Георгиевский залы ориентированы на восток, в сторону Соборной площади; на юг выходили Андреевский и Александровский залы; Екатерининский зал и примыкающие к нему парадные апартаменты царской семьи расположены в западном крыле дворца. В этих залах проходили приемы и балы, устраиваемые в честь восшествия на престол российских государей.

В убранстве каждого зала доминирует мотив того ордена, которому он посвящен, – изображения орденских знаков и звезд, а обивка мебели повторяет цвета орденских лент.

Таким образом, благодаря замыслу Николая I Большой Кремлевский дворец стал памятником не только Российской истории, но и Российской славы.


Пройдя мраморный Аванзал, где помещался караул во время высочайших приездов в Кремль, гости попадали в самый знаменитый зал Большого Кремлевского дворца – бело-золотой Георгиевский зал, названный в честь высшего военного ордена Святого Георгия Победоносца.

Святого великомученика, считающегося покровителем русского войска, с давних пор почитали как олицетворение воинской доблести. При царе Федоре Иоанновиче даже существовал некий прообраз этого ордена: монетой с изображением Георгия Победоносца награждали воинов за храбрость и мужество.

Георгиевский зал – зал воинской славы, прославляющий воинское оружие России и личную доблесть. Это самый большой и торжественный зал БКД


Интересные факты

Орден Св. Георгия Победоносца был учрежден в 1769 году императрицей Екатериной II Им награждали офицеров за личную доблесть, храбрость и мужество. Получивший знаки ордена любой степени становился потомственным дворянином. В статуте ордена сказано: « … Сей орден никогда не снимать: ибо заслугами оный приобретается». 26 ноябрядень святого Георгиястал считаться праздничным днем Георгиевских кавалеров, который должен был ежегодно праздноваться, как при высочайшем Дворе, так и «во всех тех местах, где случится кавалер большого креста».

Первым кавалером ордена Св. Георгия и его гроссмейстером стала сама Екатерина Великая, которая торжественно возложила на себя знаки ордена в день его учреждения. Несмотря на любовь государыни к бриллиантам, это был единственный орден, знаки которого запрещалось украшать драгоценными камнями.

Знаками ордена Св. Георгия были золотой с белой эмалью крест с изображением святого Георгия, поражающего змея, звезда с девизом ордена «За службу и храбрость» и черно-оранжевая лента цвета российского государственного герба (черный орел на золотом фоне).

Екатерина II с лентой и знаком Св. Георгия. Худ. Федор Рокотов. 1780-е гг.


Портрет графа Ю.П. Литта с лентой и знаком Св. Георгия


Орден имел четыре степени отличия. Полными кавалерами ордена, получившими кресты всех степеней, за всю его историю стали всего лишь четыре человека, генерал-фельдмаршалы: М.И Кутузов (первый полный кавалер ордена), М.Б. Барклай-де-Толли, И.Ф. Паскевич, И.И Дибич. Известно о награждении орденом Георгия двух женщин: Марии Софии Амалии и сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой (посмертно).

В 1807 году была учреждена специальная боевая награда для солдат и унтер-офицеровсеребряный крест с рельефным изображением св. Георгия. Знак давался за личную храбрость в бою и получил неофициальное название «солдатского Георгия». По новому статуту 1913 года он стал называться Георгиевским крестом.

Так как св. Георгийхристианский святой, то для иноверцев был предусмотрен вариант ордена, в котором вместо Св. Георгия был изображен герб России, двуглавый орел. Согласно преданиям, офицеры, выходцы с Кавказа, недоумевали: «А почему мне дали крест с птицей, а не с джигитом?»

Георгиевская медаль


Императорский орден Св. Георгия Победоносца был упразднен в 1917 году после Октябрьского переворота. Восстановленный орден Святого Георгия с 2000 годавоенная награда Российской Федерации.


Георгиевский зал, зал воинской славы, прославляющий воинское оружие России и личную доблесть, оформлен в бело-золотых тонах. Белое – символ чистоты, золото – символ святости. Это самый торжественный и самый большой по размерам зал, его длина 61 метр, а высота 17,5 метра. Его освещают шесть бронзовых золоченых люстр весом более тонны каждая. Одним из главных украшений зала является исключительный по красоте и виртуозности исполнения паркетный пол, выложенный узором из 20 редчайших пород драгоценного дерева.

Стены Георгиевского зала облицованы мраморными досками, на которых золотом выписаны имена более 11 тысяч Георгиевских кавалеров, которые были награждены за службу и храбрость. Среди них блистательные полководцы и флотоводцы: Александр Суворов и Михаил Кутузов, Петр Багратион, Федор Ушаков и Павел Нахимов. Хотя формально по старшинству орден Св. Георгия 1-й степени стоял ниже высшего ордена Андрея Первозванного, полководцы ценили его выше всякой другой награды.

Воинская слава прославляется еще и через 18 гипсовых скульптур работы И.П. Витали. Они подняты к сводам зала, располагаются на пилонах и символизируют те территории, которые вошли в состав России с конца XV до середины XIX столетия. В полукружьях поперечных стен – горельефные изображения Святого Георгия на коне работы скульптора Петра Клодта.

В советское время Георгиевский зал Кремля был местом вручения государственных наград.

С начала 1930-х годов руководство СССР принимало здесь представителей военной элиты, выпускников военных академий РККА, героев сверхдальних перелетов, руководителей промышленности, деятелей науки, литературы и искусства. 24 мая 1945 года в зале русской воинской славы состоялся торжественный прием, устроенный И.В. Сталиным по случаю разгрома фашистской Германии для участников Парада Победы.

Александровский зал посвящен ордену Святого Александра Невского


За Георгиевским залом следует – Александровский зал, в который ведут громадные резные позолоченные двери. Роскошно отделанный зал посвящен ордену Святого Александра Невского. Сферический купол зала покоился на парусных сводах, упиравшихся на четыре выступа. В золотых барельефах купола ярко выделялись знаки ордена с вензелем S. А. – Sanctus Alexander – Святой Александр. По углам купола и над массивными золочеными дверями располагались двуглавые орлы.


Интересные факты

Орден Александра Невского учредила Екатерина I после смерти Петра Великого как награду, жалуемую за военные подвиги и гражданскую службу Отечеству. По словам императрицы, Петр I продолжил великое дело, которое начал знаменитый князь, прославившийся своими победами над шведами. Первые пожалования орденом Екатерина I произвела 21 мая 1725 года в день бракосочетания своей дочери Анны Петровны с герцогом Голштейн-Готторпским Карлом Фридрихом. Императрица пожаловала знаки ордена жениху и почетным гостям.

Звезда к ордену Св. Александра Невского


Знак в виде креста к ордену Св. Александра Невского


Самое большое число новых кавалеров ордена Александра Невского приходится на царствование Екатерины Великой и императора Александра I. Им были награждены многие выдающиеся деятели: А.В. Суворов, М.И. Голенищев-Кутузов, А.Б. Куракин, Г.Р. Державин, А.А. Аракчеев. Награждала Екатерина II этим орденом и своих фаворитов, в том числе А.Д. Ланского и A.M. Дмитриева-Мамонова.

Фаворит Екатерины Великой A.M. Дмитриев-Мамонов с орденом Св. Александра Невского


Знаком ордена св. Александра Невского был отмечен знаменитый московский обер-полицмейстер Н.П. Архаров. В народе до сих пор бытует слово «архаровцы»печальная память о его подручныхполицейских, «прославившихся» своим бесцеремонным отношением к москвичам.

В 1917 году орден св. Александра Невского был упразднен вместе с другими царскими наградами. 22 июля 1942 года в СССР был учрежден новый орден Александра Невского как военный орден для награждения военного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в боях за Родину.


Александровский зал, оформленный в орденские цвета – белый, красный и золотой, украшают гербы губерний и областей Российской империи, барельефы со знаками этого ордена, уникальный паркет, сложенный из 30 ценнейших пород дерева, и картины Ф.А. Моллера, изображавшие знаменитые подвиги Александра Невского, среди которых – битва со шведами на берегу Невы в 1240 году, когда Александр поразил зятя шведского короля, Биргера, копьем в лицо. Примечательно, что в барельефе над дверьми с одной стороны князь изображен воином, а с другой – в образе монаха схимника, что символизирует его земную и небесную славу Изображения поддерживали золоченые фигуры, символизирующие Славу

На картине Ф.А. Моллера изображены легендарные подвиги Александра Невского


Следующий бело-голубой Андреевский зал назван в честь главного российского ордена – Св. апостола Андрея Первозванного. До 1917 года он являлся высшей наградой Российской империи, и потому архитектор Константин Тон сделал Андреевский зал тронным.


Интересные факты

Орден Святого апостола Андрея Первозванного был учрежден Петром I в 1698 году. Он же придумал и девиз ордена «За веру и верность». Удостаивались ордена только по усмотрению императора за особые заслуги перед Российским государством.

Знаки ордена Андрея Первозванного состояли из:

1) знака-креста, основным изображением которого был Святой Андрей, распятый, по преданию, на кресте Х-образной конфигурации; На концах креста изображены четыре латинские буквы «S. А. P. R.», означает «Святой АндрейПокровитель России»;

2) серебряной звезды с помещенным в медальоне девизом ордена «За веру и верность».

Портрет цесаревича Павла в костюме кавалера ордена Св. Андрея Первозванного. 1760-е. Худ. Карл Людвиг Христинек


Знак ордена носился на широкой голубой ленте через правое плечо, а звезда помещалась на левой стороне груди. Это единственный из всех российских орденов, который имел цепь. В особо торжественных случаях кавалеры ордена носили крест на золотой фигурной цепи. Украшенные бриллиантами знаки орденазвезда, крест и золотая цепь входили в состав государственных регалий и использовались при священной коронации.

Первым ордена Св. апостола Андрея Первозванного удостоился соратник Петра, граф Федор Головин, вторым стал гетман Иван Мазепа, получивший его из рук Петра I в 1700 году, но вскоре лишенный награды за измену. Сам Петр I был отмечен этой наградой лишь шестым. Среди кавалеров ордена Св. АндреяА. Д. Меншиков, полководец Петр Румянцев-Задунайский и Григорий Потемкин. В 1807 г. по случаю ратификации Тильзитского мира ордена были удостоены Наполеон I, его брат Жером Бонапарт, маршалы Бертье и Мюрат.

Портрет императрицы Марии Федоровны с лентой и знаком Св. Андрея Первозванного. Худ. Владимир Боровиковский


Кавалеры ордена, по Уставу, должны были иметь высший дворянский или государственный чин, воинское звание не ниже генеральского. От кавалеров требовалось наличие немалого состояния, чтобы «важность сего события поддержать». Одновременно кавалерами ордена могло быть не более 12 россиян.

Портрет императрицы Екатерины II с лентой и знаком Св. Андрея Первозванного. 1794. Худ. Дмитрий Левицкий


По словам историков, распространенный обычай перевязывать младенцев мужского пола лентой голубого цвета восходит к обычаю награждать каждого родившегося великого князя орденом Св. Андрея Первозванного. Так как цвет орденской лентыголубой.

В 1917 г. в советской России награждение орденом было прекращено, однако орден сохранялся Домом Романовых в эмиграции как династическая награда, но жаловался крайне редко. Указом президента РФ Бориса Ельцина от 1 июля 1998 года орден Святого апостола Андрея Первозванного был восстановлен. Первыми кавалерами восстановленного ордена стали академик Дмитрий Лихачев, знаменитый Михаил Калашников и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Александр Солженицын от высшей государственной награды отказался: «…от верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу». В ряду обладателей наградыпатриарх Московский Алексий II, певицы Людмила Зыкина и Ирина Архипова.

Фрагмент убранства Андреевского зала


Резные массивные двери Андреевского зала


Тронный зал российских императоров поражает своими размерами и ослепительной роскошью.

В его оформлении использованы мотивы декора, соответствующие знакам ордена, которые отчетливо видны на капителях колонн и в верхней части бело-голубых стен зала. Массивные двери также украшены орденскими крестами и цепями ордена. Над входом в зал были помещены вензельные изображения имен Петра I, основателя ордена, Павла I, учредителя статута ордена, и Николая I, строителя Андреевского тронного зала.

В центре зала на небольшом возвышении находятся три трона (как было на последней коронации): императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны. По установленной традиции, для каждой коронации заказывались новые тронные кресла.

Все части царского места – балдахин, ступени подножия и троны – затянуты драгоценной золотой парчой. Над тронным местом находится шатер, украшенный горностаевой мантией, а выше, над шатром, – золоченое «Всевидящее око» – православный символ Троицы. На плафоне помещался государственный герб России – двуглавый орел. По бокам – еще двуглавые орлы, только с Андреевскими крестами на груди.

В Андреевском зале находятся три трона: императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны


В священный день коронации именно отсюда начиналось торжественное шествие императора и императрицы. Под звуки труб императорская чета проходила через анфиладу парадных залов и попадала в Святые сени, Красное крыльцо, откуда величаво спускалась на Соборную площадь и отправлялась в Успенский собор, где проходила торжественная церковная церемония. После этого императорская чета возвращалась во дворец, где давали особый Царский обед в Грановитой палате. Затем начиналась череда торжеств и приемов, обедов и балов, продолжавшихся несколько недель, а иногда и несколько месяцев.

На следующий день после коронационных торжеств в Андреевском зале проходила церемония поздравлений. Первыми поздравляли и вручали подарки наследные принцы европейских держав, за ними следовали самые родовитые и именитые гости. Именно в этом тронном зале император и императрица принимали поздравления от своих подданных. Со всех концов страны приглашались в Москву представители разных чинов, разных сословий, разных национальностей и вероисповеданий. В течение нескольких дней двигалась бесконечная череда поздравляющих.

Согласно протоколу в каждом зале располагались «свои» высокие гости, так, в Александровском зале это были статские чины и дамы, в Георгиевском зале – военные чины и Георгиевские кавалеры. По воспоминаниям современников, гостей восхищали не только роскошь и великолепие парадных залов, но и то уважение, которое оказывали им государь и государыня, приветствовавшие их стоя.

В 1933—1934 годах Александровский и соседний с ним Андреевский залы дворца были сломаны и перестроены в один большой зал заседаний Верховного Совета, надолго лишившись великолепия своих интерьеров. Вместо императорского трона в центральной нише бывшего Андреевского зала была установлена десятиметровая статуя Ленина.

Сохранились воспоминания о том, как шло переустройство БКД в 30-е годы. По словам Д.Д. Иванова, все известные архитекторы были против реконструкции и не брались за эту работу. Согласился только «красный архитектор» Иванов-Шиц. Он не пощадил ни уникального наборного паркета, ни изысканного интерьера, ни изящного лепного убора величественных залов, превратив их в помпезный зал заседаний партийной элиты. По словам очевидцев, музейщики пытались сохранить панно Александровского зала, написанное маслом на холсте. Его скатали в рулоны и сложили в церкви св. Екатерины, откуда они бесследно исчезли.

После устройства в Большом Кремлевском дворце зала заседаний Верховного Совета СССР и гостевой пристройки дворец приобрел общегосударственный статус: здесь проходили все важнейшие государственные мероприятия. Именно здесь во время XX съезда Коммунистической парии первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев сделал знаменитый доклад о культе личности Сталина, положивший начало «хрущевской оттепели». Именно здесь проходил юбилей Бориса Николаевича Ельцина, по указу которого Собственная половина дворца и его легендарные парадные залы были восстановлены в их первоначальном виде.

Зал заседаний Верховного Совета СССР


Из императорского Андреевского зала можно попасть в Кавалергардский зал, где во время пребывания императора во дворце располагался почетный военный караул. Личная царская охрана традиционно состояла из черкесов, поэтому мебель в зале изготовили из кавказского дерева чинары. В 1930-х годах зал переоборудовали под помещение, где во время проведения съездов и различных мероприятий находились работники НКВД-ОГПУ-КГБ. Вероятно поэтому от первоначального убранства сохранился лишь нарядный камин.

Величественный Екатерининский зал – тронный зал императрицы – был устроен по образу высшего женского ордена Святой великомученицы Екатерины, учрежденного Петром I в 1714 году в память о славном деянии своей супруги Екатерины I. В этом зале, как и в Андреевском, не было сидений, кроме стоявшего на возвышении трона ее Императорского Величества.

Орден Святой великомученицы Екатерины, учрежденный Петром I


Интересные факты

По преданию, Екатерина I спасла своего супруга во время Прутского похода, когда русские войска были окружены. Екатерина передала турецкому визирю все свои драгоценности, тем самым склонив его к подписанию перемирия. По возвращении в Петербург Петр I обвенчался с ней, а их дочери Анна и Елизавета получили официальный статус цесаревен. В 1714 г. в память Прутского похода царь учредил орден св. Екатерины, которым наградил жену в день ее именин, а через десять лет решил короновать Екатерину в качестве императрицы.

Историки не подтверждают легендарную заслугу Екатерины Алексеевны, тем более что на взятку великому визирю было выделено 150 тыс. казенных рублей, однако отмечают достойное поведение царицы в походе, бывшей в то время на 7-м месяце беременности. Первоначально орден, девизом которого стали слова «За любовь и Отечество», назывался орденом Освобождения и предназначался только Екатерине I; так была отмечена ее роль в спасении русской армии.

Екатерина I с орденом в честь самой себя в 1717 г. Худ. Ж.М. Натье


Орден Святой великомученицы Екатерины, единственный в России женский орден,очень необычный и больше напоминает драгоценное украшение. Он украшен алмазами и бриллиантами, а на овальном медальоне в золотой оправе изображена св. Екатерина, обхватившая белый крест. На обратной стороне необычного ордена изображено орлиное гнездо с орлятами, символизирующими дочерей императрицы Анну и Елизавету, а внизу чета орлов, истребляющих змей, своих врагов, это Петр и Екатерина. Самое главное написано на ленте, на бандероли: «Трудами сравнивается с супругом».

Вступив на престол, Екатерина Алексеевна пожаловала орден дочерям ПетраАнне и Елизавете; и дочерям соправителя Петра, царя Иоанна. Первыми особами не царской крови, удостоившимися ордена, стали жена, сестра жены и дочери А. Д. Меншикова. Через два года за свой слишком женственный нрав орденом Святой Екатерины был награжден юный сын светлейшего князяАлександр.

Орден Св. Екатерины (оборотная сторона)


Высшим женским орденом награждали дам высшего света, а иногда, в исключительных случаях, и мужчин, но только по личному усмотрению императрицы. Почетная обязанность кавалерственных дам ордена состояла в том, чтобы присутствовать в тронном зале на торжественных церемониях наряду с придворными дамами.

По традиции, орден Святой Екатерины получали при крещении все дочери императора. Отсюда и обычайперевязывать младенцев женского пола лентой розового цвета, так как цвет орденской лентырозовый. Княжны императорской крови получали орден по достижении совершеннолетия. Женам великих князей знаки ордена вручались, как правило, перед обручением; с 1796 г. после принятия православия. Одновременно с невестой великого князя знаки ордена вручались ее матери и сестрам. По традиции, начальницей ордена Св. Екатерины являлась императрица, а Наместницейсупруга наследника престола.


Первоначальный вид Екатерининского зала описан сотрудником Московского Кремля, генералом Михаилом Фабрициусом. Он отмечал, что в Екатерининском зале «помещается трон ее Императорского Величества под балдахином из малинового бархата, а на спинке тронного кресла – вензель Императрицы, как начальницы ордена Св. великомученицы Екатерины, в честь которого наименован зал. Стены обтянуты белой шелковой материей и украшены знаками ордена на лентах; таковые же знаки помещены на дверях, украшенных золотой резьбой по серебряному полю. На пилонах, поддерживающих свод зала, замечательны четыре малахитовых пилястра (завода господ Демидовых) с бронзой и два пилястра тоже малахитовые на стенах (господ Турчаниновых). Шесть величественных хрустальных с бронзой канделябров (работы Императорского стеклянного завода) поставлены у дверей и окон зала, и три бронзовые люстры служат освещению зала».