Этот текст – сокращенная версия книги «Кодекс Бусидо». Дайдодзи Юдзан, знаток военного искусства и известный писатель конца XVII – начала XVIII вв., за свои 92 года пережил правление шести сёгунов. Его сочинение дает очень ясное и живое описание Бусидо – неписаного кодекса поведения воина в обществе, свода правил и норм «истинного», «идеального» воина. Всей своей жизнью Дайдодзи воплощал свое учение, ибо его часто приводили в пример как образец верности, выдержки и спокойствия. Дайдодзи Юдзан Сигэсукэ (1639–1730) родился в знатной самурайской семье, ведущей свое происхождение от клана Тайра через Тайра Корэхира (Х в.). Его предком в пятом поколении был Сигэтоки, старший брат Исэ Синкуро Нагаудзи, прославившийся как Ходзё Соун, повелитель Одавара, один из самых известных правителей своих дней. Сигэтоки взял имя Дайдзёдзи от названия деревни, где он жил. Его внук Масасигэ покончил жизнь самоубийством, когда войска Хидэёси взяли Одавара в 1590 г., а его сын Наосигэ стал вассалом Токугава Хидэтада и храбро сражался при осаде Осаки, помогая воодушевлять войска сёгуна, сильно потрепанные отчаянными вылазками осажденного гарнизона. Сигэхиса, отец Юдзана, был вассалом Токугава Тадатэру, шестого сына Иэясу и младшего брата Хидэтада, которого стали подозревать в заговорщической деятельности, лишили удела и отправили в ссылку. Судя по всему, в жизни он придерживался тех же правил, которые рекомендовал в своих произведениях, поскольку его описывали как образец преданности, выдержки и самообладания. Прославился он, однако, своими литературными произведениями и в последние годы жизни много путешествовал и выступал с лекциями по приглашениям различных даймё. Он был также известен своими стихами. Его перу принадлежат «Ивабуци Ява» («Вечерние рассказы в Ивабуци») – серия историй о Токугава Иэясу, расположенных в хронологическом порядке, «Оцибосу» – история Иэясу, его родственников и сподвижников города и замка Эдо, построенного ими, «Тайсёдэн» («Предания о великих полководцах») и «Госинрон» («Записки о пяти вассалах»). Книга «Будосёсинсю» («Сборник наставлений на воинском пути»), не опубликованная при его жизни, считается важным источником исследования классического Бусидо. Напоминаем, что этот текст – краткое изложение книги