Книга Мои круги познания - читать онлайн бесплатно, автор Нина Яр. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Мои круги познания
Мои круги познания
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Мои круги познания

В Санкт-Петербурге много знаменитых конных памятников, начиная с установленных на заре появления российской столицы и до недавних изваяний XXI века. При закладке первого камня в основание Александро-Невской лавры Пётр I участвовал лично, а памятник великому русскому полководцу Александру Невскому на площади перед лаврой установили в 2002 году. Мощи святого покровителя Санкт-Петербурга Александра Невского были перенесены из города Владимира в Александро-Невскую лавру во время правления Петра Великого. Памятная дата 12 сентября 1721 года знаменательна заключением «вечного мира со Швецией» Петром I – это было в день памяти святого Александра Невского, в битвах отстоявшего русские земли от завоевателей в эпоху крестовых походов. Барельефы на постаменте из розового гранита представляют историческое Ледовое побоище и перенос святых мощей благоверного князя – русского великого полководца, в лавру. По периметру пьедестала высечены слова славянской вязью: «СВЯТЫЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЖЕ АЛЕКСАНДР. ХРАНИ ГРАД СВЯТОГО ПЕТРА. В 300-ЛЕТИЕ ГОРОДА. БАЛТИЙСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ». Перед современниками XXI века предстал образ Александра Невского – святого хранителя нашего города, он как древнерусский богатырь в старинных доспехах на боевом коне .

Перед входом в Мраморный дворец, который является филиалом Русского музея, установлена конная статуя российского императора Александра III, известного как царь миротворец, так как во время его правления не было ни одной войны. Памятник был создан в 1909 году. К сожалению, со временем был утрачен трёхметровой высоты постамент из красного гранита с надписью: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКОГО СИБИРСКОГО ПУТИ». Памятники о многом говорят, даже отсутствующие, утраченные со временем, детали позволяют перелистать страницы истории и могут поведать об особенностях эпохи их существования. Памятник императору Николаю I на вздыбленном коне с 1859 года стоит на Исаакиевской площади, он уникален тем, что имеет всего две точки опоры. Мне очень нравится пьедестал этого памятника, который рассматриваешь как повествование о важнейших событиях времени правления Николая I, представленных на горельефах постамента. Сам многоярусный пьедестал сложен из блоков гранита, порфира, белого итальянского мрамора и украшен аллегорическими фигурами: это Мудрость с зеркалом, Вера с крестом и библией, Сила с мечом, Правосудие с весами. У памятника стоят очень красивые и изящные фонари, одни из лучших в городе.

Потрясающее впечатление производят парящие над городом колесницы. Над аркой Главного штаба у Дворцовой площади стремительно летит грандиозная триумфальная колесница с крылатой богиней Славы общей высотой около десяти метров. Ширина памятника по фронту около шестнадцати метров. Высота самой арки 28 метров, а римская колесница установлена на трёхступенчатом возвышении. Шестёрка лошадей представлена с двумя воинами в римских доспехах. Богиня Славы, стоящая в колеснице, держит в руках лавровый венок и штандарт с изображением двуглавого орла. Оформление арки и скульптурная композиция созданы в честь победы русской армии в Отечественной войне 1812 года.

Четвёрку лошадей в колеснице предпочитали мифологические греческие боги – Зевс Громовержец и его сын, прекрасный златокудрый юноша Аполлон – покровитель искусства, а также предводитель и попечитель муз. Квадрига с Аполлоном в стремительном полёте украшает здание Александринского театра, ныне Российского государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина. Это старейший русский театр России. Лучезарный Аполлон в колеснице с кифарой и лавровым венком вдохновляет служителей, поклонников и покровителей искусств.

Торжественная колесница с шестёркой лошадей и богиней Победы во славу триумфального возвращения победителей в войне с Наполеоном украшает арку на Нарвских воротах с 1834 года. На колеснице летит сама богиня Победы с символами мира и славы – пальмовой ветвью и лавровым венком в руках. Первоначально Триумфальная арка строилась для торжественной встречи сразу после получения известия о вступлении русских войск в Париж в 1814 году. В то время это было деревянное сооружение, которое простояло десять лет. Новые Нарвские ворота с кирпичной кладкой, облицованной медью, высотой более 30 метров вместе с конной скульптурой торжественно открыли ещё через десять лет строительных работ. Судьба преподнесла Нарвским воротам празднование другого триумфа – победы над фашистскими захватчиками после тяжёлых боёв и блокады города. Испытание вражеским нашествием гитлеровцев и осадой города оставило около двух тысяч осколочных повреждений на воротах, – ставших триумфальной аркой для воинов-победителей, возвращающихся с фронта в победном 1945 году. Со временем, после значительных реставрационных и восстановительных работ, в Нарвских воротах был открыт музей Отечественной войны 1812 года.

Главенствующее место по числу изваяний в городе занял лев – царь зверей. Символ власти и физической силы, величия и мужества воплощен в мраморных, чугунных, медных статуях львов, которых в городе около тысячи. По поверью они охраняют жилища, общественные здания, дворцы и храмы. С античных времён львов устанавливали для защиты от злых духов с лапой на шаре, который мог выкатиться, если страж спокойствия и порядка начнёт засыпать. «С поднятой лапой, как живые, стояли львы сторожевые» у А.С. Пушкина в «Медном всаднике». Мне нравится другое символическое значение шара, которое связывают с солнцем, силой и знанием. Это олицетворение буддийского знания и света истины. Две величественные скульптуры бронзовых львов с лапой на шаре встречают посетителей Русского музея на площади Искусств с 1824 года. Они являются копией античных статуй, найденных в раскопках Рима. Четыре скульптуры златокрылых львов-грифонов украшают Банковский мост у ворот бывшего Ассигнационного банка, где ныне находится институт экономики и финансов. Они держат на цепях мост и сторожат неведомые клады с 1825 года. Недавно знаменитые грифоны во всём своём золотом блеске предстали после реставрации. Они прекрасно выглядят после излечения от неизбежных ран времени, беспощадно уязвляющих материальную составляющую. Искусство сильно духом, воплощённым мастерами в материальную субстанцию, тоже требующую внимания и с благодарностью оживляющую глубинный замысел творцов, передавая его через века и тысячелетия новым поколениям.

Львы и другая живность в городских изваяниях

Львы сказочные, мифические, загадочные со своими легендами, историями и поверьями украшают Санкт-Петербург. На Университетской набережной у Академии Художеств находятся поистине мистические львы с головой человека – загадочные сфинксы из столицы Древнего Египта города Фивы. А так как эти сфинксы связаны с прошлым Египта, где более 3,5 тысяч лет назад были высечены из камня сиенита, лицом они отражают облик египетского фараона того времени, предположительно Аменхотепа III. По историческим данным эти сфинксы охраняли гробницу Аменхотепа III и «видели» Моисея, который осуществил исход евреев из Древнего Египта. Эти свидетели истории были очень удачной покупкой российского подданного – писателя и историка Церкви А.Н. Муравьёва. Они были выставлены на продажу в городе Александрии, когда наш соотечественник решил приобрести и отправить их в Санкт-Петербург.

На Васильевском острове эти сфинксы стоят с 1834 года. Надписи на сфинксах, расшифрованные египтологом В.В. Струве, представляют полное имя Фараона Аменхотепа III: «Да живет Гор, Могучий Телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, Телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп – властитель Фив, образ Ра перед обеими Землями. Гор – добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье». Находясь рядом с ними можно ощутить уплотнение восприятия и внезапное раскрытие пространства и времени, как будто распахнулись врата в прошлое на глубину тысячелетий. Прочувствовав подобное, входишь в неведомое, чему свидетелем был сфинкс во все времена своего воплощения в камне. Его информационное поле насыщено событиями, которые могут поведать о загадках истории человечества. Здесь любил прогуливаться А.С. Пушкин, отмечая, что лица сфинксов для нас загадка, которую надо разгадать. Неудивительно, что само место, где стоят сфинксы имеет свои мистические истории и литературные посвящения.

Поэт Валерий Брюсов написал о сфинксах:

«Глаза в глаза вперив безмолвны,

Исполнены святой тоски,

Они как будто слышат волны

Иной торжественной реки.

Для них, детей тысячелетий,

Лишь сон – виденья этих мест».

И действительно, что могли видеть они за свои тысячелетия, что они уже знают, о чём мы сами даже не догадываемся? Ведь и о нашей стране говорят: «Россия – загадочный северный сфинкс». Недаром существует такое мнение.

В Санкт-Петербурге есть знаменитый египетский дом с фасадом, украшенным фигурами фараонов, иероглифами, египетскими божествами. И недалеко от этого места в 1995 году на набережной Робеспьера был открыт мемориал жертвам политических репрессий. Бронзовые сфинксы скульптора Михаила Шемякина тоже смотрят друг на друга. Одна половина лица, обращённая к известной тюрьме, именуемой «Кресты», находящейся на противоположном берегу Невы, представляет собой просто изъеденный, обнажившийся череп. Другая половина лица представлена профилем молодой девушки. Между сфинксами находится стилизованное зарешеченное тюремное окно. Особую силу выразительной композиции придают медные таблички с выгравированными строками фраз, высказанных известными писателями, поэтами, деятелями науки и искусства. Это уже надо смотреть самому и прочитать каждую строку. Это надо прочувствовать до глубины души, осмыслить и осознать. Здесь целая эпоха, и до, и после. Вот одна из записей на табличке: «Все взято в трубы, перекрыты краны, ночами только ноют и скулят, что надо… надо сыпать соль на раны, чтоб лучше помнить – пусть они болят! /Владимир Высоцкий».

Стоящие в Санкт-Петербурге знаменитые уникальные сфинксы из Фив, известные, как единственные прекрасно сохранившиеся древнеегипетские изваяния, были свидетелями семи церемоний возведения на трон фараонов, трёх революций в России и многих других событий. Их полуоткрытые глаза многих и многое повидали. Князь С. Волконский в XIX веке писал: «Они закрыли глаза, увидев кровавый крест на дверях еврейских жилищ, и раскрыли их только на новом месте, проснулись от холода снежной вьюги; проснулись и увидели над мерзлой белой рекой золотом блеснувший тот же самый знак Креста. Это в день Крещения, на том берегу, перед Зимним дворцом церемония водосвятия, так называемая “Иордань”. Раскрыли сфинксы глаза и сомкнули их навеки…». Да, у них есть своя миссия хранителей города от страшных наводнений, которые бушевали в этих местах. Во всяком случае, существует устойчивое мнение о том, что все данные о наводнениях в Санкт-Петербурге и их разрушительных действиях свидетельствуют о появлении некой защиты от водной стихии. Считается, что с появлением доставленных на греческом корабле «Добрая надежда» сфинксов с лицом отца фараона Эхнатона – известного «воплощенного Бога на земле», город получил защиту. Отплывая из Александрии, преодолев немалый путь, эти сфинксы вернулись на тот же самый меридиан великой пирамиды Хеопса. Весьма символическое совпадение настраивает на размышления о связи России с загадочной и великой египетской цивилизацией. Наш город украшают и другие сфинксы, но в отличие от настоящих стражников пирамид, привезённых из Египта, они созданы руками петербургских мастеров. Изваяния созданы с большой любовью и почтением к культуре древней империи мира.

Мифологические львы ши-цза на Петровской набережной, привезённые в 1907 году из Манчжурии, охраняют пристань и самое первое жилое строение в городе – домик Петра Первого. Историческое здание построено было для летнего проживания русского царя при закладке будущей столицы российской империи. По преданию, целеустремлённый Пётр I возвестил: «От малой хижины возрастёт город». С 1930 года здесь открыт музей Петра Первого с его личными вещами, мебелью, сделанной руками императора. Несомненно, он находится под надёжной охраной ши-цза. Даже во время Великой Отечественной войны, после снятия блокады в 1944 году, после демаскировки Домик Петра вновь открылся для посетителей. Ши-цза, сочетающие черты лягушки и льва во внешнем облике, в соответствии с китайской мифологией гонят прочь видимых врагов и невидимых злых духов. Китайская лягушка символизирует богатство и благополучие. Совмещенное мифическое творение имеет вид весьма грозный, в большей степени львиный, и настолько впечатляющий, что ощущается, как перекатывается, сотрясая воздух, громоподобный рык открытых пастей. На одном постаменте красуется лев-лягушка с шаром, а рядом на другом постаменте находится львица-лягушка, удерживающая львёнка под передней лапой. Высота каждого памятника 4,5 метра. По китайской мифологии эта семья символизирует семейное благополучие и устойчивые семейные ценности. Примечательно, что шар под лапой льва-отца рассеивает светом тьму и исполняет желания. Судя по всему, эта гранитная семья, верно несущая стражу, бережёт тепло очага нашего общего дома.

Кстати, перед Домиком Петра I на бюсте императора – основателя города, у левого плеча наблюдательный взгляд заметит морду льва, которая символизирует победу над Швецией. Страна, имеющая двух львов на своём гербе косвенно породила у царя идею создания Санкт-Петербурга. Об этом повествуют стихотворные строки А.С. Пушкина в «Медном всаднике»:

«На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам».

В саду Дружбы на Литейном проспекте тоже обосновались львы – подарок мэрии города Шанхая к трёхсотлетию Санкт-Петербурга, которое отмечалось в 2003 году. Эти львы держат во рту шарик, который притягивает внимание и порождает у многих желание просто вытащить его оттуда. Зачем? Это уже вопрос заложенного в композиции искуса. Согласно китайской культуре, этот вложенный в пасть шар – жемчужина, способная исполнять желания. Она символизирует гармонию духовных и материальных богатств, неразрывность материи и духа. Так что, покатав шарик в пасти льва, можно смело загадывать желания в соответствии с его символикой, но вытащить его невозможно, по замыслу ваятелей. В китайском садике уютно, занимательно и увлекательно у стены девяти драконов, каменной горки, искусственного водопада, пруда с фонтанчиками, в Пагоде дружбы. Особое очарование придаёт в весеннюю пору цветущая сакура. Мифические китайские драконы несут добро и благо. Каждый дракон стены девяти драконов из Поднебесной имеет имя, персональную раскраску и отвечает за свою составляющую полного благополучия. Символы доброжелательных добрососедских отношений между нашими городами, народами и странами разместились на территории, где прежде стоял дом, который был разрушен во время осады города при фашистской бомбардировке. Размещением всех элементов этого дивного сада Дружбы, привезённых из Шанхая, занимались китайские рабочие. Они и обустраивали всё в соответствии с правилами фэн-шуй – даосской практики освоения пространства в гармонии с законами развития вселенной.

У другой семейной пары гранитных львов с львёнком, охраняющей вход в Петербургский дацан с 2010 года, тоже в пасти есть шарик, но его ещё надо постараться найти. Очень приятно, что не возбраняется всем желающим приноровиться, отыскать жемчужину, покрутить её и загадать желание. Львы охраняют самый северный в мире буддийский храм.

Сразу большая группа из 29 львов, держащих в пасти общую чугунную цепь, находится у ограды дачи графа Безбородко на Свердловской набережной. Этот памятник архитектуры XVIII века был курортной усадьбой с использованием местного источника минеральной воды Полюстрово. Сейчас на этой территории находится противотуберкулёзный диспансер.

И ещё много, до тысячи в целом, красивых, благородных, свирепых, задумчивых прекрасных львов со своей историей, восхитительно вплетающейся в историю города и развития человечества. Но мне ещё очень хотелось бы поделиться впечатлениями от знакомства с другими персонажами анималистического направления.

Большое эстетическое удовольствие доставляют мне визиты к памятнику русскому путешественнику и натуралисту генерал-майору Н.М. Пржевальскому, первому исследователю центральной Азии. Этот памятник установлен в Александровском саду у Адмиралтейства в 1892 году. Бронзовый бюст Н.М. Пржевальского возвышается на гранитном пьедестале в виде скалы у которой лежит бронзовый оседланный верблюд, отдыхающий после сложного перехода с готовностью в любой момент встать и отправиться в дальнейшее путешествие с известным первооткрывателем рек, озёр и хребтов для сбора материала по описанию тибетского медведя, диких лошадей и верблюдов. Надпись на памятнике «Пржевальскому первому исследователю природы Центральной Азии» подключает в воображении мысль и о признательности верным, терпеливым и выносливым помощникам человека. Фигура верблюда как символ надёжного труженика, участвующего в свершении открытий, с достоинством занимает место у постамента. Не так давно, провожая осень, зарываясь в лиственный золотой ковёр, устилающий парк, я навестил эти места.

В Александровском саду, кроме памятника Н. Пржевальскому, установлены бюсты поэтов В. Жуковского и М. Лермонтова, писателя Н. Гоголя, композитора М. Глинки, дипломата А. Горчакова. Здесь приятно отдыхать в любое время года не только летом, в пору буйной зелени, цветения, тепла и света. Мне нравится, что по старинной традиции около посадок находятся аннотации к названиям растений. Во время Великой Отечественной войны сад был изувечен авиационными обстрелами фашистов, но не потерпел урона от страдающих и замерзающих в суровые зимы горожан – ни у кого не поднялась рука ни на одно дерево для растопки и обогрева. Здесь интересно проведать как поживает могучий дуб, высаженный императором Александром II, в честь которого сад получил своё имя.

Посещая Александровский сад можно мысленно погрузиться в глубинные воды, полюбовавшись на старинные чугунные якоря, установленные на пьедестале, послушать классическую музыку у танцующего светомузыкального фонтана. В рождественские каникулы здесь можно окунуться в историю петровских времён на устанавливаемых катальных горках, воссозданных по гравюрам XVIII века. А миниатюрная скульптура верблюда с величавым спокойствием и преданностью, готового по первому зову отправиться в дальнейший путь, предвосхитила последующие исторические события, связанные с этим местом и способом передвижения. Надпись на мемориальной каменной плите гласит: «Здесь проходила первая линия петербургского трамвая „Главный Штаб – 8-я линия В. О.“ открыта 29 (16) октября 1907 года». Примечательно, что первый общественный автобусный маршрут в городе: «Александровский сад – Балтийский вокзал» был открыт здесь же спустя почти месяц. Верблюд – корабль пустыни, без которого просто невозможно было перемещаться экспедициям по Центральной Азии и первый общественный городской транспорт без тягловой силы волею судеб встретились в одной точке на карте города. Эти детали придают особую знаковость любимому горожанами месту отдыха.

Множество разных зверей собралось у памятника замечательного русского баснописца И.А. Крылова в Летнем саду. Они представлены на горельефах постамента в сценах из его знаменитых басен. В самих названиях басен фигурируют запечатлённые в бронзе герои: «Лягушка и Вол», «Слон на воеводстве», «Воронёнок», «Волк и Журавль», «Белка». Некоторые персонажи встречаются не один раз: «Лев на ловле», «Лев и Барс»; «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Петух и жемчужное зерно», «Кукушка и Петух», «Осёл и Соловей», «Мартышка и очки». Мартышка с ослом и музыкальными инструментами в компании «Квартета», которую рассудил прилетевший соловей:

«Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки -

Пленять своим искусством свет.

<…>

Им отвечает Соловей: -

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

Вердикт соловья стал крылатой фразой русской речи, как и многие другие концовки известных басен.

На памятнике лаконичная надпись гласит: «Крылову. 1855», и всплывающие в памяти известные стихи басен сливаются с представленными образами на горельефах. В рифмованных строках басен скрыто назидание, легко осознаваемое благодаря животным, обыгравшим ситуацию. Оно вызывает улыбку посвящённого в разнообразные проявления слабости человеческой натуры. Однако, ваятель старался изобразить зверушек в соответствии с натурой, не преображая природу животных особой человеческой моралью. Замысел всей композиции и неукоснительное оформление пьедестала великому баснописцу с использованием реалистичных фигур принадлежит знаменитому русскому скульптору Клодту. Это была последняя крупная работа мастера. Конная группа у Аничкова моста, стремительная шестёрка вздыбленных коней с колесницей и богиней Славы на Нарвских воротах, памятник Николаю I и памятник Крылову – часть работ великого скульптора П.К. Клодта, украсивших северную столицу.

В процессе работы над сценками из басен мастер работал с настоящими животными, которые жили у него дома, а льва и слона он ваял в зверинцах, в которых они содержались. С козлом было очень хлопотно в доме, поэтому его хозяйка приводила только на сеансы лепки. Журавль, лисица, овца с ягнятами, лягушка, обезьянки, собаки, даже медведь с медвежонком и волк уживались между собой, о чём свидетельствуют воспоминания сына Клодта: «Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным рёвом, воем, блеянием, писком … Всё это разношёрстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками».

Четыре года в мастерской великого скульптора был настоящий зверинец пока шла работа над образами. Клодт является основателем русского анималистического жанра в искусстве. В басне, по словам Крылова «Звери мои за меня говорят», животные имеют собственные имена, действуют как люди, представляя их пороки. Изваяния Клодта настолько реалистичны, отражая исконную натуру животных, что вызывают чувство признательности за блестяще исполненную ими миссию в иносказательной форме представив на всеобщее порицание социальное зло, ошибки, заблуждения и недостатки, присущие человеку. Но звери только обыграли представление как носители людских пороков. Об этом хорошо написал В.Г. Белинский: «В лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди». Так что выразительные фигурки напоминают нам о баснях, в которых легко усваивается урок и мораль на ярких красочных историях с героями животного мира.

Сам Пётр Клодт с 2007 года запечатлён в монументе, установленном в саду около Санкт-Петербургской академии художеств. За спиной, на уровне плеч знаменитого скульптора расположена миниатюрная копия его памятника Николаю I на коне, который находится на Исаакиевской площади.

В истории Летнего сада в петровские времена была статуя великого древнегреческого поэта-баснописца. Эзоп с различными животными – персонажами его басен, располагались в зеленом лабиринте. Таблички с кратким изложением и разъяснением морали каждой басни находились рядом с композициями. Всё блестело позолотой и было декорировано природными материалами. Но разрушительное наводнение 1777 года уничтожило этот чудесный лабиринт. И через 78 лет был установлен памятник знаменитому русскому баснописцу И.А. Крылову в Летнем саду – любимом месте отдыха горожан со времени его основания. Одно время здесь же на детской площадке играли малыши. Ныне, как и в прежние времена, сюда приходит много детей с экскурсиями, родителями и просто с друзьями. Приятно видеть, что им не просто знакомы персонажи басен, они с удовольствием рассказывают в чём мораль каждой басни, нашедшей место в композициях памятника.