Книга Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах-членах ЕврАзЭС - читать онлайн бесплатно, автор Константин Геннадьевич Сорокин. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах-членах ЕврАзЭС
Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах-членах ЕврАзЭС
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Актуальные вопросы развития национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в государствах-членах ЕврАзЭС

В октябре 2004 года была принята еще одна – специальная Рекомендация, о контроле над перемещением наличных денежных средств физическими лицами[14].

В феврале 2012 года ФАТФ пересмотрела ранее изданные рекомендации[15]. Пересмотренные 40 Рекомендаций охватывают не только отмывание доходов и финансирование терроризма, но и тематику финансирования распространения оружия массового уничтожения. Также необходимо отметить, что был расширен перечень предикатных преступлений, который пополнился налоговыми преступлениями.

Рекомендации создают всеобъемлющий и согласованный комплекс мер по борьбе с отмыванием доходов и финансированием терроризма. ФАТФ признает, что страны имеют различные правовые и финансовые системы и поэтому все не могут принимать идентичные меры для достижения общей цели, особенно в конкретных вопросах. Вследствие этого Рекомендации устанавливают минимальные стандарты действий для стран по применению этих конкретных аспектов в соответствии со своими конкретными условиями и конституциональными структурами. Рекомендации охватывают все меры, которые следует иметь в национальных системах уголовного правосудия и регулирования; превентивные меры, которые необходимо предпринять финансовым учреждениям и другим определенным предприятиям и профессиям, а также международное сотрудничество.

Ключевым элементом в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма объявляется необходимость мониторинга и оценки национальных систем по отношению к этим международным стандартам. Устанавливается, что взаимные оценки, проводимые ФАТФ и региональными структурами по типу ФАТФ, а также оценки, проводимые МВФ и Всемирным банком, являются жизненно важным механизмом обеспечения того, чтобы Рекомендации ФАТФ эффективно применялись всеми странами.

С момента своего создания ФАТФ возглавила усилия по принятию и осуществлению мер, направленных на противодействие использованию финансовой системы в противоправных целях. Ведущая роль в формировании общепризнанных принципов и стандартов в этой области принадлежит именно ФАТФ. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег была создана G-7 (Большой семеркой) на саммите, который состоялся в Париже в 1989 г., в ответ на растущую озабоченность по отмыванию денег.

В сфере борьбы с отмыванием денежных средств, добытых преступным путем, и финансированием терроризма ЕС также ориентируется на общепризнанные международные стандарты. В частности, стандартами определяется, что не следует вести анонимных счетов или счетов, открытых на явно вымышленные имена.

Кроме того, устанавливаются основные требования к идентификации клиентов. Финансовым организациям следует принимать меры по надлежащей проверке клиентов, включая установление и проверку личности их клиентов, при следующих действиях:

• установлении деловых отношений;

• осуществлении разовых операций свыше установленного максимального размера или являющихся денежными переводами в обстоятельствах, отраженных в Пояснительной записке к Специальной рекомендации VII;

• наличии подозрения на отмывание денег или финансирование терроризма;

• наличии у финансовой организации сомнений относительно достоверности или адекватности ранее полученных данных по идентификации клиента.

Меры по надлежащей проверке клиента, которые должны быть приняты, включают:

• идентификацию клиента и проверку личности клиента с использованием надежных, полученных из независимых источников документов, данных или информации (идентификационные данные);

• идентификацию бенефициарного собственника и принятие таких разумных мер по проверке личности бенефициарного собственника, которые позволят финансовой организации считать, что ей известно, кем является бенефициарный собственник. Для юридических лиц и образований это должно включать принятие финансовыми организациями разумных мер по выяснению структуры собственности и контроля клиента;

• получение информации о цели и предполагаемом характере деловых отношений;

• проведение на постоянной основе проверки деловых отношений и тщательного изучения операций, осуществляемых в ходе таких отношений для обеспечения того, чтобы осуществляемые операции соответствовали сведениям организации об этом клиенте, его бизнесе и характере рисков, включая, где необходимо, источник средств.

Финансовым организациям обеспечивается необходимая гибкость в определении мер идентификации в зависимости от типа клиента, деловых отношений или вида сделки на основе применения принципа оценки риска. Меры, подлежащие применению, должны соответствовать указаниям, изданным уполномоченными органами власти. В отношении категорий повышенного риска финансовым организациям следует применять усиленные меры надлежащей проверки. Также устанавливается, что страны могут предоставить финансовым организациям право применять меры надлежащей проверки в сокращенном или упрощенном виде в определенных ситуациях при низком риске.

Финансовым организациям следует проверять личность клиента и бенефициарного собственника до или в ходе установления деловых отношений или проведения операций для разовых клиентов. Страны могут разрешить финансовым организациям завершать проверку клиентов в разумно осуществимые сроки после установления деловых отношений в тех случаях, когда существует эффективное управление рисками отмывания денег и когда это необходимо для обеспечения непрерывности нормальной предпринимательской деятельности.

В тех случаях, когда финансовая организация не может выполнить положения требований по идентификации, не следует открывать счет, устанавливать деловые отношения, осуществлять операцию. Следует прекратить деловые отношения и рассмотреть вопрос о направлении сообщения о подозрительной сделке в отношении этого клиента.

Устанавливается обязанность применять данные требования ко всем новым клиентам, хотя финансовым организациям следует также распространять эти условия по возможности и на существующих клиентов, основываясь на учете фактических обстоятельств и риска, и проводить надлежащие проверки таких существующих отношений в подобающие сроки (Рекомендация 10 ФАТФ)[16].

Ряд дополнительных требований фиксируется в отношении трансграничных банковских отношений и иных аналогичных отношений (Рекомендация 13 ФАТФ)[17]. В случае возникновения таких отношений устанавливается обязанность собирать информацию об организации-респонденте, достаточную для того, чтобы получить полное представление о характере ее деятельности; установить на основании доступной из открытых источников информации репутацию организации и качество надзора, в том числе выяснить, проводились ли в отношении нее расследования по поводу отмывания денег или финансирования терроризма, а также предпринимались ли действия со стороны контролирующих органов.

Финансовые организации должны уделять особое внимание любым угрозам отмывания денежных средств, которые могут исходить от новых или разрабатываемых технологий, способствующих анонимности, и применять меры, если потребуется, для предотвращения их использования в схемах отмывания денег. В том числе финансовым организациям требуется иметь действующие программы и процедуры для противодействия любым специфическим рискам, связанным с деловыми отношениями или сделками, где отсутствует непосредственный контакт между контрагентами.

В отношении хранения информации о совершенных операциях устанавливается правило: хранить, по меньшей мере, в течение пяти лет все необходимые записи об операциях как на внутреннем, так и на международном рынке, которые позволили бы оперативно отвечать на запросы компетентных органов о предоставлении информации. Такие записи должны быть достаточными для восстановления отдельных операций (включая суммы и типы валют, если они были задействованы), чтобы предоставить, если необходимо, доказательства для судебного преследования преступной деятельности. Устанавливается обязанность хранить данные по идентификации, полученные в ходе проведения надлежащей проверки клиентов (например, копии или данные официальных идентификационных документов, таких как паспорта, идентификационные карточки, водительские удостоверения или аналогичные документы, клиентские досье по счетам и деловую переписку), как минимум, в течение пяти лет после окончания деловых отношений.

Идентификационные данные и записи об операциях должны предоставляться в распоряжение национальных компетентных органов в соответствии с их полномочиями.

Финансовым организациям необходимо уделять особое внимание всем сложным, необычно крупным операциям, а также всем нестандартным схемам операций, не имеющим явной экономической или видимой законной цели. Следует, насколько это возможно, изучать основания и цели таких операций, фиксировать обнаруженное в письменной форме и быть готовыми оказать содействие компетентным органам и аудиторам.

Влияние деятельности ФАТФ на правовое регулирование деятельности кредитных организаций в ЕС заключается в том, что рекомендации ФАТФ реципируются в наднациональное законодательство ЕС. Так, Директива Европейского парламента и Совета № 2005/60/ ЕС от 26 октября 2005 г. о предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег и финансирования терроризма отражает рекомендации, выработанные Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег ФАТФ. Например, согласно статье 6 Директивы 2005/60/ЕС, государства-члены должны запретить кредитным и финансовым учреждениям открывать анонимные счета или анонимные банковские расчетные книжки (Рекомендация 10 ФАТФ[18]).

В соответствии со статьей 20 Директивы 2005/60/ЕС государства-члены должны требовать от учреждений и лиц, охватываемых этой Директивой, обращать особое внимание на виды деятельности, которые могут быть связаны с отмыванием денег или финансированием терроризма, в частности на комплексные или необычно крупные сделки, а также на необычную динамику операций, которые не имеют явной экономической или видимой законной цели (Рекомендация 11 ФАТФ в предыдущей редакции)[19].

В рамках Директивы 2005/60/ЕС были отражены изменения стандартов ФАТФ. Статья 1 Директивы содержит определение отмывания денежных средств, к которому относятся такие виды деятельности, как:

• обмен и/или передача имущества, когда известно, что такое имущество было получено в результате преступной деятельности или от участия в такой деятельности, с целью устранения либо утаивания источников такого имущества, либо оказания содействия лицу, которое получает доходы от подобной деятельности, чтобы избежать юридических последствий своих действий;

• сокрытие источников, местонахождения, перемещения, права собственности или сопутствующих прав на имущество, приобретенное в результате криминальной деятельности;

• приобретение, владение, использование имущества, когда заранее (ко времени его получения) известно, что такое имущество приобретено в результате преступной деятельности;

• участие, содействие, помощь, консультирование в целях получения доходов от действий, перечисленных в предыдущих пунктах.

Таким образом, на примере конкретного наднационального нормативного акта ЕС можно сделать вывод о том, что международные стандарты реципируются в право ЕС. При этом ЕС как интеграционное образование имеет передовой опыт в применении рекомендаций ФАТФ.

2.2. Деятельность иных международных организаций в области ПОД/ФТ

При выполнении задач ФАТФ сотрудничает с другими международными органами, участвующими в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Всего в мире существует несколько региональных организаций, подобных ФАТФ:

1) Asia Pacific Group (APG) – Азиатско-Тихоокеанская группа (ATT)[20];

2) Caribbean Financial Action Task Force (CFATF) – Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег Карибского бассейна (КФАТФ)[21];

3) Eurasian Group (EAG) – Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕГ)[22];

4) Eastern and Southern Africa Anti-Money Laundering Group (ESAAMLG) – Группа по борьбе с отмыванием денег Восточной и Южной Африки (ИСААМЛГ)[23];

5) Moneyval – МАНИВАЛ[24];

6) Grupo de Accion Financiera de Sudamerica (GAFISUD) – Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Южной Америке (ГАФИСУД)[25];

7) Inter Governmental Action Group against Money Laundering in West Africa (GIABA) – Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА)[26];

8) Middle East and North Africa Financial Action Task Force (MENAFATF) – Группа по финансовым мероприятиям Ближнего Востока и Северной Африки (МЕНАФАТФ)[27].

Указанные организации также являются ассоциированными членами ФАТФ.

Отдельно необходимо выделить Группу «Эгмонт»[28] – организацию, объединяющую подразделения финансовой разведки (ПФР) 120 государств. Признавая преимущества, присущие развитию сети

ПФР, в 1995 г. подразделения финансовой разведки встретились во дворце Эгмонт-Аренберг в Брюсселе и постановили учредить неофициальную группу, цель которой будет заключаться в содействии международному сотрудничеству

Теперь группа, известная как Группа «Эгмонт», проводит регулярные встречи для поиска путей сотрудничества, особенно в области обмена информацией, обучения и обмена опытом. Основная задача Группы «Эгмонт» заключается в обеспечении форума для ПФР по всему миру в целях улучшения сотрудничества в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и содействия осуществлению национальных программ в этой области. Эта поддержка включает:

• расширение и систематизацию международного сотрудничества в области взаимного обмена информацией;

• повышение эффективности ПФР через обучение и развитие персонала, обменов для улучшения навыков и умений персонала, занятого ПФР;

• содействие организации лучшей и безопасной связи между ПФР за счет применения технологий, таких как Egmont Secure Web (ESW);

• содействие усилению координации и поддержки со стороны оперативных подразделений членов ПФР;

• содействие оперативной автономии ПФР

Кратко необходимо упомянуть Вольфсбергскую группу и разработанные ею Вольфсбергские принципы – принципы политики по оценке возникновения в деятельности финансовых организаций риска легализации (отмывания) доходов, полученных: преступным путем. Одиннадцать ведущих банков мира, список которых, по сведениям, изложенным в указании оперативного характера Банка России от 08 апреля 2003 г. № 53-Т «О внесении изменений и дополнений в Вольфсбергские принципы»[29], выглядит следующим образом: ABN AMRO N.V., Bank of Tokyo-Mitsubishi Ltd., Barclays Bank, Citigroup, Credit Suisse Group, Deutsche Bank AG, Goldman Sachs, HSBC, J.P Morgan Private Bank, Santander Central Hispano, Societe Generale, UBS AG, инициировали разработку и 30 октября 2000 г. подписали Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы). Вольфсбергские принципы содержат приоритетные направления политики банков и основные элементы механизмов по предотвращению использования банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем. В основе политики любого банка в соответствии с Вольфсбергскими принципами должно лежать правило, согласно которому банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, в отношении источников доходов или финансирования которых может быть в разумных пределах подтверждено их законное происхождение. Вместе с тем Вольфсбергские принципы предполагают, что конкретные механизмы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, могут определяться по усмотрению банка.

По мнению автора, имеющего практический опыт работы в подразделении российской кредитной организации по борьбе с отмыванием (легализацией) доходов, полученных преступным путем, Вольфсбергские принципы имеют принципиальное значение. Оно заключается в том, что данные принципы разработаны непосредственно правоприменителями законодательства о борьбе с отмыванием (легализацией) доходов, полученных преступным путем, несущими ответственность за его исполнение кредитными организациями. Их практика работы с клиентами и взаимодействия с надзорными органами имеет решающее значение.

3. Заимствование международного опыта для создания организационно-правовых основ ПОД/ФТ в ЕврАзЭС

Так или иначе, любые интеграционные объединения и государства при построении организационно-правовых основ ПОД/ФТ/ФРОМУ обязаны опираться на Рекомендации ФАТФ. Впервые о борьбе с финансированием распространения оружия массового уничтожения говорится в новой редакции Сорока рекомендаций, принятой в феврале 2012 г. По мере совершенствования мер по борьбе с отмыванием денег меняются и сами методы, и способы отмывания. Организованная преступность, в свою очередь, изыскивает все новые и новые способы легализации преступно нажитых доходов. Действующая редакция рекомендаций ФАТФ состоит из Сорока рекомендаций, объединенных в семь разделов, каждый из которых посвящен самостоятельному направлению ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Особый интерес вызывает мнение практикующих работников кредитных организаций относительно положений обновленного текста Рекомендаций. По мнению М.В. Каратаева, анализ обновленной версии международных стандартов финансового мониторинга позволяет выделить следующие ключевые точки повышения эффективности процедур внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, применяемого российскими банками:

1) подотчетность высшему руководству (кредитной организации);

2) комплексность корпоративных систем внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

3) применение риск-ориентированного подхода (к ПОД/ФТ)»[30].

Безусловно, указанные направления ПОД/ФТ являются важными в свете необходимости применения международных стандартов в ЕврАзЭС. Однако необходимо отметить, что применение т. н. риск-ориентированного подхода не является новым явлением. В предыдущей редакции Рекомендаций финансовым организациям предоставлялась возможность применять меры по надлежащей проверке клиентов в определенных масштабах в зависимости от риска, определяемого типом клиента, характером деловых отношений или видом сделки (Рекомендация 5 в предыдущей редакции). Развитие данного принципа привело к тому, что риск-ориентированный подход будет применяться ко всем мерам ПОД/ФТ и не только финансовыми организациями, но и государствами. Согласно Рекомендации 1 ФАТФ государствам необходимо выявлять, оценивать и осознавать риски отмывания преступных доходов и финансирования терроризма для страны, а также принимать меры, в том числе уполномочить какой-либо орган власти или определить механизм согласования действий по оценке рисков и использования средств с целью эффективного снижения рисков. Исходя из такой оценки государствам необходимо применять подход, основанный на оценке рисков, для того, чтобы меры, принимаемые для предотвращения или уменьшения отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, соответствовали выявленным рискам. Такой подход будет являться необходимой основой для эффективного распределения средств в режиме противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также для претворения в жизнь мер, основанных на оценке риска, в полном соответствии с Рекомендациями ФАТФ. В случае если государства выявляют более высокую степень рисков, им необходимо гарантировать то, что их режим ПОД/ФТ в достаточной мере занимается отслеживанием таких рисков. В случае если государствами определяется низкая степень рисков, то при определенных условиях они могут принять решение о применении упрощенных мер по некоторым Рекомендациям ФАТФ.

Новеллы, отвечающие вызовам времени, состоят в расширении списка преступлений, на борьбу с которыми направлены требования ФАФТ, а также уточнении перечня преступлений, совершение которых приводит к отмыванию денег:

1. Рекомендация 7 ФАТФ уделяет внимание целенаправленным финансовым санкциям в отношении распространения оружия массового уничтожения. Согласно этой Рекомендации государствам необходимо ввести целенаправленные финансовые санкции с целью исполнения резолюций, принятых Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, имеющих отношение к предотвращению, уменьшению и прекращению распространения оружия массового уничтожения и его финансирования. Такие резолюции требуют от государств незамедлительно замораживать средства или иные активы с целью гарантирования того, что никакие средства или иные активы не будут находиться в распоряжении, прямо или косвенно, или использоваться в интересах какого-либо лица или организации, указанных или обозначенных по полномочию Совета Безопасности Организации Объединенных Наций в соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций.

2. Другим новшеством является включение в состав т. н. предикатных преступлений, используемых для отмывания денег налоговых преступлений.

3. Рекомендация 12 уделяет повышенное внимание публичным должностным лицам в целях борьбы с отмыванием коррупционных доходов. Как ни странно, перечень мер ПОД/ФТ, применяемых к таким лицам, не расширился, однако список таких лиц существенно уточнен. Финансовым организациям необходимо принимать соответствующие меры для определения того, является ли клиент или выгодоприобретающий собственник отечественным публичным должностным лицом или лицом, уполномоченным на выполнение основной задачи международной организацией. Требования касательно таких лиц также применимы к членам их семей и их деловым партнерам. Необходимо отметить, что ранее к публичным должностным лицам относились только иностранные должностные лица, а требования к ним не применялись к членам их семей.

В результате анализа новой редакции Рекомендаций ФАТФ можно сделать вывод о том, что все вышеперечисленные новшества являются скорее техническими, нежели определяющими. Представляется, что перечень преступлений, с помощью которых осуществляется отмывание денежных средств, также как и перечень особо опасных преступлений, совершение которых финансируется злоумышленииками посредством финансовой системы, может уточняться и расширяться. Главное – ФАТФ следует сложившимся устоям в регулировании деятельности по ПОД/ФТ, а сами рекомендации окончательно сформулированы, как следует из названия документа, в качестве международного стандарта, одобренного более чем 180 странами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

В настоящее время аббревиатура ПОД/ФТ/ФРОМУ и ПОД/ФТ понимаются как равнозначные, а, по мнению ряда экспертов, тематика ФРОМУ является составной частью тематики ФТ. В настоящие время базовый российский Закон № 115-ФЗ в своем названии тематику ФРОМУ не включает. Здесь и далее по тексту ПОД/ФТ /ФРОМУ и ПОД/ФТ предлагается полагать равнозначными.

2

Утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. № 12.

3

В настоящей монографии под аббревиатурой ПОД/ФТ понимается не только тематика противодействия отыманию доходов, полученных преступным путем (ПОД) и финансированию терроризма (ФТ), но и в необходимых случаях тематика финансирования распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ).

4

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml

5

Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег. Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике / пер. с нем. Т. Родионовой, Дж. Войновой. М.: 1996. С. 37–38.

6

Зенькович Е.В. Правовые аспекты противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на рынке ценных бумаг/учеб. – практ. пособие. М.: Волтере Клувер, 2011. С. 2.

7

Нобель П. Швейцарское финансовое право и международные стандарты. М.,2007. С. 974–975.

8

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/illicit_drugs.pdf

9

Европейское право: учебник для вузов/ под ред. Л.М. Энтина. М.: Инфра-М,

2001. С.704.

10

Официальный журнал Европейского союза. 2005. L 309/15.

11

http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2005/res1617.htm

12

Такой перевод названия организации и аббревиатура на русском языке закреплены статьей 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ / СПС «Гарант».