После окончания духовного училища Николай Исакович поступил в Могилевскую духовную семинарию. Владыка впоследствии с ужасом вспоминал годы «лютого», по его собственному выражению, семинарского обучения. Каждый день учащиеся ожидали учителей и начальство со страхом и трепетом. После утренней и вечерней молитв в присутствии всего училища пороли детей, наказанных за малейшие проступки, а иногда и без всякой вины. По крайней мере, так казалось самим детям. Розгами секли по рукам и за плохое чистописание.
Итак, училище, семинария… Для XIX века это был традиционный для выходцев из духовного сословия («поповичей») путь. Кроме того, именно в это время была проведена крупнейшая реформа духовного образования, результатом которой стало учреждение четырехступенчатой модели обучения, включавшей в себя церковно-приходские школы, духовные училища, семинарии и академии. Данная система, разработанная в 1808–1814 годах, предназначалась исключительно для детей духовенства, хотя, конечно, были и исключения. Духовные академии, которых было открыто всего четыре (Санкт-Петербургская – в 1809 году, Московская – в 1814-м, Киевская – в 1819-м, Казанская – в 1842-м), должны были быть не только высшими духовными учебными заведениями, но и научно-богословскими центрами и одновременно контролирующими учреждениями. Каждая из семинарий, согласно проведенной реформе, должна была входить в состав одного из четырех духовно-учебных округов во главе с одной из духовных академий. Могилевская семинария входила в округ именно столичной академии. Поэтому Николай Исакович, как лучший выпускник средней духовной школы, каковой являлась семинария, был направлен для продолжения обучения именно в столичную духовную академию.
Санкт-Петербургская духовная академия была открыта в 1809 году. Очень много для ее развития сделал третий по счету ректор – епископ Филарет (Дроздов) (впоследствии митрополит Московский), возглавлявший богословскую школу с 1812-го по 1819 год. В 1819 году владыку Филарета на посту ректора сменил один из его выдающихся учеников – архимандрит, а впоследствии митрополит Санкт-Петербургский Григорий (Постников). Этот архиерей вошел в историю как один из видных борцов со старообрядческим расколом и основатель трех церковных журналов – «Христианского чтения» (Санкт-Петербургская духовная академия), «Православного собеседника» (Казанская духовная академия) и «Духовной беседы» (Санкт-Петербургская духовная семинария). На период ректорства архимандрита Григория пришлось открытие и введение в эксплуатацию в 1819 году нового академического здания. Для наставников и студентов академии, теснившихся до этого времени на территории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, это было чрезвычайно важное событие. Сохранились только самые теплые воспоминания о «Доме премудрости», который тогда был удален от столицы. Близлежащая же территория, обсаженная новыми деревьями, давала чистый и свежий воздух и создавала все необходимые условия для вполне комфортной (по студенческим, разумеется, меркам) жизни и занятий учащихся. Именно академический сад вызывал восторг у многих воспитанников: «Какое отрадное влияние и значение имел академический сад в жизни студентов! Он то же, что у древних греческих философов – сад перипатетиков! Он был отдыхом и развлечением, он же утешал мятущихся, взволнованных, укреплял в истинах и выводах философов, освежал мысли филологов, воодушевлял поэтов и эстетиков… И кто из студентов с приятным чувством не вспоминал о нем в жизни!..»[23]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Иванова Т. Н., Мягков Т. П. Новые аспекты биографики в современных историографических исследованиях // Историческое познание и историографическая ситуация на рубеже XX–XXI вв. М.: ИВИ РАН, 2012. С. 167.
2
Родосский A.C. Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов С.-Петербургской духовной академии: 1814–1869 гг. СПб.: Тип. И. В. Леонтьева, 1907. С. 315; Анастасенко Г. Ф. Архиепископ Нил Исакович и его минералогическая коллекция // Памятники науки и техники. 1990. М.: Наука, 1992. С. 164.
3
Ивановская О. Г. Архиепископ Нил (Н. Ф. Исакович) как ярославский краевед и общественный деятель // Век нынешний, век минувший…: Исторический альманах. Вып. 2. Ярославль, 2000. С. 107.
4
Головщиков К. Д. Ярославский архиепископ Нил // Могилевские епархиальные ведомости. 1894. 11 июня. № 17. Часть неофициальная. С. 397; Нил, архиепископ Ярославский и Ростовский (1798–1898) // Северный край. 1898. № 9. 10 декабря. С. 2.
5
Н.Д. Высокопреосвященный Нил, архиепископ Ярославский и Ростовский (некролог) // Странник. 1874. Июль. С. 38; Шабатин И. Архиепископ Нил (Исакович). (К восьмидесятилетию со дня кончины) // Журнал Московской Патриархии. 1954. № 8. С. 15.
6
Архиепископ Ярославский и Ростовский Нил // Всемирная иллюстрация. 1874. № 298. С. 179.
7
Из путевых записок преосвященного архиепископа Нила // Ярославские епархиальные ведомости. 1868. Часть неофициальная. № 3. С. 22.
8
Мельникова СВ. Миссионер, ученый, философ, поэт: образ автора-путешественника в «Путевых заметках» архиепископа Нила (Исаковича) // Вестник Пермского университета, 2013. Вып. 1 (21). С. 106.
9
Иерархи, преемствовавшие Иннокентию святому, на кафедре Иркутской паствы // Ярославские епархиальные ведомости. 1861. Часть неофициальная. № 51. С. 554–555.
10
Н.Д. Высокопреосвященный Нил… С. 42.
11
Толстой М. Нил, архиепископ Ярославский // Душеполезное чтение. 1891. Ч. I. № 4. С. 616–617.
12
Ханыков В. Предполагаемое жизнеописание преосвященного Нила // Ярославские епархиальные ведомости. 1898. № 5. Часть неофициальная. С. 76–77.
13
Шабатин И. Архиепископ Нил (Исакович)… С. 15–17.
14
Нил, архиеп. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом // Ярославские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. № 1. С. 7–10; № 3. С. 21–25; № 4. С. 29–35; № 5. С. 43–44; № 7. С. 62–63; № 9. С. 81–82; № 10. С. 90–92; № 11. С. 98–101; № 12. С. 108–110.
15
Ивановская О. Г. Архиепископ Нил (Н. Ф. Исакович)… С. 114.
16
Саймон К. Латинские цитаты в «Путевых записках» архиепископа Нила (Исаковича) // Филаретовский альманах. Вып. 4. М., 2008. С. 80.
17
Выражаю благодарность за предоставленную информацию кандидату филологических наук Софье Владимировне Мельниковой, ведущему научному сотруднику Научной библиотеки Иркутского государственного университета.
18
В цитатах из исторических документов для облегчения чтения и понимания смысла знаки расставлены в соответствии с современными правилами пунктуации.
19
Головщиков К. Д. Ярославский архиепископ Нил… С. 397.
20
Свято-Марфинская церковь // http://piligrim.by/content/view/418/581/ (Дата обращения: 29.11.2015).
21
Николай Исакович. Путевые записки. Часть I. Койданава. «Кальвша». 2013 // http://acaraj-kut.blogspot.ru/2013/12/2-13.html (Дата обращения: 29.11.2015).
22
Этот ребенок подает большие надежды (лат.).
23
Родосский A.C. Биографический словарь студентов… С. VI.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги