Книга Вечное сокровище: Свет Преображения - читать онлайн бесплатно, автор митрополит Владимир (Иким). Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Вечное сокровище: Свет Преображения
Вечное сокровище: Свет Преображения
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Вечное сокровище: Свет Преображения

А мы? Там, где могли бы помочь своему духовному отцу молитвами, поддержать благоговейным и честным поведением, доверием ему, пониманием его небесного служения, мы начинаем противиться, прекословить, оправдывать себя при справедливом отеческом обличении, а еще и того хуже – осуждать, клеветать, празднословить.

Как-то мы забываем о том, что священство есть Божественное достояние. И если мы не почитаем священников, то нет в нас страха Божия. Ведь Господь воздаст нам не только за веру, за наши собственные подвиги и добрые дела, но и за благочестивое и благоговейное отношение и великое попечение о духовных наставниках Церкви Христовой.

Будем же и мы, возлюбленные о Господе братья и сестры, всегда помнить об этом и, по словам святителя Иоанна Златоуста, «…оказывать всякое уважение тем, кому дарована сила Святого Духа», Которому подобает всякое поклонение и слава со Отцом и Сыном во веки.

Аминь.

Слово 8

О силе покаяния

В среду десятой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)

…Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие.

Мф. 21, 31

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!


Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Мф. 21, 28–32) говорило нам о силе покаяния и о возможности помилования.

Господь рассказал короткую притчу о том, что у одного человека было два сына, которых отец попросил работать в винограднике. Первый сын сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. Второй же на просьбу отца сказал в ответ: иду, государь; и не пошел. Вот Спаситель и спрашивает: Который из двух исполнил волю отца? Естественно, слушатели назвали первого. Он хотя вначале и не захотел, но потом понял, что поступает плохо, покаялся в недостойном своем поведении, совершил великую внутреннюю победу над собственной греховностью и уже с желанием сердечным пошел исполнять повеление отца. Второй сын, на словах выказывая почет и уважение, являя пример видимого послушания, на самом же деле оказывается предающим свое слово.

Эту притчу Иисус Христос поведал фарисеям. Но они даже и не сразу поняли, что речь идет именно об их поведении, об их отношении к Богу. Потому-то Господь в конце притчи уже открыто обличил лицемеров и сказал: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Небесное; ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видевши это, не раскаялись после, чтобы поверить ему (Мф. 21, 31–32).

Уже не первый раз фарисеям и книжникам, этим внешне вполне благочестивым и благополучным людям, Господь противопоставляет тех, кого считают отбросами общества.

Мытарей и блудниц презирают по роду их греховных занятий, за одержимость низменными человеческими страстями и пороками. Но даже у этих, казалось бы, всеми отверженных и недостойных есть весьма важное преимущество перед напыщенными и лицемерными вождями иудейскими – они перед Богом честны, они умеют искренне каяться в совершённых беззакониях, а потому обретают несомненную надежду на спасение.

Фарисеи же, верящие в закон, тем не менее отвергают раскаяние в грехах, к которому призывал Иоанн Креститель. У них есть другое, на чем основывается все иудейское мировоззрение, – мнимая национальная гордость. Они хвалятся тем, что ведут свое происхождение от Авраама. Они считают себя народом Богоизбранным.

До поры это действительно было так, пока иудеи сами не отказались от своего особого призвания и избрания. И вот теперь, обличая вождей иудейских, пекущихся только об обрядности и внешнем проявлении праведности, Господь говорит, что мытари и блудницы вперед них войдут в Царство Небесное.

А на их взгляд, это были несправедливые слова! Ведь как же так: они старались, постились, выполняли все предписания закона Моисеева, а теперь оказывается, что самым отъявленным грешникам уготован путь на Небеса вперед них?!

Только не было здесь никакой несправедливости. Причина заключалась в самих вождях Израиля. Фарисеи и книжники всегда были готовы осудить людей за пороки, за совершённые грехи. И мытари, и блудницы действительно были такими – самыми грешными. Но в отличие от иудейских лидеров они, услышав проповедь Христа, полностью раскаялись и доверились Божественной воле! Грешники пошли за тем, кто призывал к покаянию, поспешили к Иоанну Крестителю, затем ко Христу. Поспешили за очищением от греховной скверны, всей душой возжелав стать чистыми и праведными. Тогда как считающие себя таковыми продолжали оставаться и в грехе осуждения, и в грехе тщеславия, и в непомерной гордыне, игнорируя даже сбывшееся в лице Иоанна Предтечи пророчество.

Святитель Иоанн Златоуст пишет, поясняя это место Святого Евангелия: «Пришел Иоанн, говорит Он (Господь), к вам, а не к ним, и притом путем праведности. Вы не можете обвинять его как человека нерадивого и бесполезного. Он вел и жизнь безукоризненную и имел большую попечительность, однако вы и тогда не послушали его».

Господь недаром говорил: последние будут первыми, и первые последними (Мф. 19, 30). Люди, духовно не развитые, склонны к ревности, которая способна в сильной степени их возбудить, пробудить в них негодование и желание доказать свое превосходство над другими. Такими были и фарисеи, вся духовность которых проявлялась только в обрядности и красивых словах. Но на деле истинной веры в них просто не было. Ее подменили традиция и тщеславное желание занимать высокое положение в обществе, искание славы, успеха, богатства, то есть плотского преимущества в мире.

Для того, по словам святителя Иоанна Златоуста, Господь и представляет в пример «…блудниц и мытарей, чтобы иудеи возревновали. Грех блудниц и грех мытарей – два величайших греха, происходящие от грубой любви, в первом случае к телу, в последнем – к деньгам».

Казалось бы, именно священнослужители, предводители избранного Богом народа Израиля, знающие Священное Писание и древние пророчества, должны были первыми поверить в Иисуса Христа, увидеть в Нем Сына Божия и Мессию. Но этого не произошло. Своим поведением они не себя возвысили, а Бога презрели. При этом – люди простые и грешные, блудницы и мытари, поняли Истину Божию, поверили в Господа, поклонились Богу, обнаружили и подлинное покаяние, и большую веру, а в итоге – гораздо большую праведность. Что же удивляться тому, что именно они первыми должны были войти в Царство Небесное?!

Вера во Христа самых отверженных обществом людей послужила обличением вождей иудейских, их надменности, тщеславия и жестокосердия. Ведь, даже увидев положительный пример возрождения грешников к праведности, они не устыдились и не покаялись, продолжая считать себя избранными и безгрешными по упрямой человеческой гордыне, по злому мудрованию. Потому-то мытарям и блудницам, а в их лице всем покаявшимся грешникам, со страхом и трепетом обратившимся к вере, – похвала и Божие прощение, а фарисеям, предавшим истинную веру, – Божественное осуждение и наказание.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение в полной мере относится к каждому из нас, исповедующих Спасителя.

Возлюбив соблазны и пороки этого суетного мира, разве мы не уподобляемся в своей греховности мытарям и блудницам в их первом состоянии – до покаяния? Они ведь тоже служили потребностям собственной плоти, а не Богу, служили до той поры, пока не раскаялись и не уверовали во спасение. И их правда, и их счастье – в том, что они подлинно уверовали! Вера же эта пришла через покаяние. Вот какую огромную силу имеет оно… Но как его приобрести и удержать в своей душе?

Авва Евагрий считал, что началом нашего спасения является самоукорение. Уничижающий себя, а не возвышающий, обретает душевный покой и подлинное терпение.

Святитель Иоанн Златоуст призывал: «…осуди… свои грехи; этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший свои грехи не так скоро опять решится впасть в них».

Время на покаяние ограничено для нас земной жизнью, но именно оно определяет нашу будущую вечность. Бог распорядился и справедливо, и милосердно. Преподобный Ефрем Сирин говорил: «Если бы не было покаяния, давно бы погиб род человеческий».

Каждый грешник способен на покаяние, оно же умилостивляет Самого Бога! Поэтому, пока не настал смертный час, пока есть еще возможность и силы, будем плакать и сокрушаться о беззакониях наших, будем непрестанно бороться с грехом и с верою умолять Бога о прощении. Поскольку без покаяния невозможно получить милости в День Суда.

Мы очень заботимся о своем здоровье, когда заболеваем. Тогда и к врачам ходим, и денег на лекарства не жалеем. Стараемся выполнять все указания, чтобы поправиться. Еще большим должно быть попечение наше о наших душевных недугах, которые куда как более страшны и губительны. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Пока ты еще дышишь, даже в последний день, на самой постели, даже при последнем издыхании, оставляя поприще этой жизни, и тогда покайся. Ограниченность времени не стесняет человеколюбия Божия». И еще: «Прибегай к Богу с покаянием и слезами. Покайся и не сомневайся; покайся и не унывай более, не отчаивайся в своем спасении. На Небе радость, когда ты каешься, а ты медлишь! Ради тебя пришел Врач душ, а ты скрываешь рану».

Сегодня в Евангельском чтении мы слышали от Самого Господа, что первыми войдут в Царствие Божие те люди, которые искренне покаются. Господь принимает каждого кающегося грешника, как принимал мытарей и блудниц, спешащих к Нему навстречу. И, милуя, не только прощает грехи, но и изливает море щедрот Божественной Своей благости. Покаяние восстанавливает любую падшую душу.

Не столько страшен грех, сколько нежелание в нем раскаяться.

Восставшие от греха возносятся к праведникам. На каждом верующем сбываются слова святого Давида, который говорил о кающемся грешнике, что когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддержит его за руку (Пс. 36, 24).

В виноградник Свой, к созидательному труду в нем призывает нас Небесный Отец. Каждая лоза – дело любви и милосердия. Создатель ждет нашей помощи и участия. Одни говорят: не хочу! И пребывают некоторое время в греховной скверне, отягченные земными привязанностями и соблазнами. Но потом вдруг однажды понимают, что не это в жизни главное. Что только в общении с Богом можно найти истинное счастье, богатство, наслаждение, радость и любовь. И тогда, искренне покаявшись в совершённых отступлениях от заповедей и в забвении Бога, устремляются в виноградник милосердия и тщательно ухаживают там за ближними, выполняя нелегкую работу, заботливо оберегая каждую лозу добрых дел и чувств.

Бог призывает всех людей потрудиться во славу будущего вечного блаженства Царства Небесного. Только есть и такие, которые лицемерно восклицают на Божий призыв: иду, государь! Но никуда не идут. Зачем им чья-то боль, которую можно просто не заметить? Зачем проблемы собратьев, если и своих хватает? Зачем любовь, если и без нее жизнь не кончается?

И вот рождается страшная ложь – ложь Богу! На словах мы вроде бы верующие люди: в храм Божий ходим, посты соблюдаем, молимся… А на деле готовы из-за малого растерзать друг друга, погрязли в грехе осуждения, неспособны на добрые мысли и действия, на бескорыстную помощь и элементарное сострадание. Если по жизни своей мы не христиане, не оправдываем сего высокого звания делами, на каждом шагу обманываем Бога, то зачем вообще называемся христианами, носим имя Господа нашего Иисуса Христа?!

Покаяние необходимо. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «…не только для того, чтобы уверовать во Христа, оно необходимо для пребывания в вере, для преуспеяния во Христе; оно необходимо для живой веры во Христа», Которому вместе с Его Отцом и Святым Духом все Небесные Силы, сонмы святых и всех спасенных, угодивших Богу, возносят славу ныне и во веки веков.

Аминь.

Слово 9

О скорби и утешении

В четверг десятой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)

Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.

2 Кор. 1, 5

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!


Господь никогда не оставляет верных Своих без помощи, заступления и утешения. Именно об этом писал апостол Павел в своем Втором Послании к Коринфянам, мудрые слова которого мы слышали сегодня в Апостольском чтении (см. 2 Кор. 1, 1–7).

Обращаясь к христианам Коринфа, апостол приветствует их, указывая на данное ему от Бога апостольское полномочие: Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Не по своему личному разумению или желанию, а по воле Божией Павел сделался проповедником и благовестником Христовым. Это апостольское предназначение определил Спаситель, когда говорил: Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно (Ин. 8, 29).

Павел упоминает имя верного своего ученика Тимофея, называя его братом. Этому человеку апостол очень доверял, мы знаем об этом еще из Первого Послания к Коринфянам, в котором апостол говорит: Для сего послал я к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе (1 Кор. 4, 17). Очевидно, что тогда Тимофей свою миссию выполнил и возвратился к своему духовному наставнику. Теперь апостол Павел называет имя Тимофея в одном ряду со своим. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, Павел «…поставил… Тимофея вместе с собой, чтобы оказать ему этим большее уважение, а в себе показать великое смиренномудрие, потому что, хотя Тимофей был ниже его, но любовь все сочетает».

Движимый любовью, величайшим добродетельным чувством, уже в первых строках Послания Павел желает христианам Коринфа благодати и мира от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (2 Кор. 1, 2).

Обращаясь к коринфянам, апостол не случайно называет их церковью. За этим – желание сплотить их, собрать и соединить в истинной вере. Он именует их святыми, то есть людьми, призванными к святости по образу своей жизни, как и называли верных христиан апостолы (1 Пет. 2, 9; Рим. 1, 7; 1 Кор. 1, 2 и т. д.).

Адресуя свое Послание коринфянам, апостол Павел между тем равнозначно обращается и к христианам по всей Ахаии, то есть области в Греции, где находился Коринф. Скорее всего, это потому, что все новоначальные последователи Христа сталкивались с одинаковыми проблемами, которые требовали духовного рассмотрения и назидания. Святитель Иоанн Златоуст разъясняет: «Мне кажется, причиной тому были общие тамошние болезни. Потому он посылает общее Послание, что все нуждались в общем исправлении».

Единство благодати и мира, исходящих как от Бога Отца, так и от Бога Сына, основывается на единстве воли и действия Святой Троицы: от Отца через Сына в Духе Святом, на том, что дела Божии, которые творит Небесный Отец, осуществляет и Божественный Сын, так и дары Божии равнозначно посылаются людям и Отцом через Сына в Духе Святом. И мы именуем Христа Спасителя Господом.

Далее апостол Павел восклицает: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешить находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!

Так он поддерживает всех скорбящих и опечаленных. То есть поскольку Бог есть Бог всякого утешения и Отец милосердия, то у каждого верующего человека всегда есть надежда на прощение и помилование, если он принесет Господу покаяние в совершённых грехах, обратится к Богу в скорбях и страданиях, в испытаниях земного бытия и соблазнах суетного мира.

Апостол Павел, порицая христиан Коринфа за многие духовные отклонения, наставлял их, но – одновременно – и утешал тем, что у Божественной милости и любви нет предела и что они смогут обрести милосердие Божие, если покаются.

Далее апостол говорит о славе Божией. Славословя и благодаря Бога за все Его неизреченные благодеяния, мы понимаем, что не одну славу имеет Небесный Отец, а другую Божественный Сын, но одну и ту же, как и Дух Святой, потому что Они единосущны Друг Другу, и от Отца предвечно рождается Сын и исходит Святой Дух, поэтому Им воздается и единое поклонение и богопочитание. Единородный Сын в прославлении принимает ту же славу, что и Небесный Отец и Святой Дух. Святой Василий Великий, называя Сына Божия Образом Своего Отца, пишет, что честь, воздаваемая Образу, восходит к Первообразу, то есть к Отцу. И святитель Кирилл Александрийский учит: «Когда прославляется Сын, то величественно бывает почитаем Отец столь благого Сына». Для нас – Он Бог, для Господа нашего Иисуса Христа по Его Божеству по природе – Отец. Но и все мы усыновлены Небесному Отцу через Божественного Сына и имеем право именоваться не только рабами Божиими, коими, конечно же, являемся во всей своей жизни, но и возлюбленными чадами Божиими, которых любит и о которых заботится Небесный Отец. Поэтому мы и получаем через это усыновление обращаться к Богу как нашему Отцу по благодати в молитве «Отче наш».

Высшее благо всех верующих и верных Богу – неизреченное Небесное благодатное родство с Самим Богом, в усыновлении через Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа. По нему нам уготовано наследство – блаженная вечность в Царствии Божием. Мы призваны даже к тому, чтобы обожиться, стать богами по благодати.

Только вот достойны ли мы столь высокой награды? Оправдываем ли свое настоящее – Божественное жизненное предназначение?

Далее святой апостол говорит об утешении. Павел, говоря о том, что Бог дает утешение во всякой скорби, различает два вида утешения. Первое – в проявлении Божественной силы и заступлении тем верным, которые претерпевают скорби и мучения во имя Христа, обретая мученические венцы, проходя через страдания к Небесной славе. Второе дается людям, скорбящим по причине грехов своих. И проявляется оно в возрождении надежды на исправление, на избавление от греховного рабства.

Господне утешение вырывает человека из пут греха и объятий скорби. Каяться тяжело, но получать отпущение грехов, свободу и очищение всегда радостно. И это всякий может познать на своем собственном опыте, почувствовать Царство Божие внутри себя. Как же? Когда мы искренне и неформально каемся на исповеди, обещая Богу в присутствии свидетеля – священника больше не грешить таким грехом. Что мы чувствуем? Неизреченную тихую радость и Божественную любовь в душе и желание жить и угождать Богу на земле и быть с Ним всегда на небе. Когда мы достойно причащаемся Его Тела и Крови в Таинстве Евхаристии…

Спаситель говорит: Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Что имеется в виду? То, что каждый верующий человек может по Божией милости стяжать внутри себя благодать Святого Духа, Господом утешиться от всех скорбей и печалей, укрепиться Божией силой и помощью в борьбе с грехом. Господь утешает нас действием Святого Духа во всякой скорби нашей, чтобы и мы благоговейно возгревали и хранили эти священные дары благодати, добродетелей веры, любви и милосердия. И не только хранили, но, вдохновленные Божественной поддержкой и заступлением, верностью Богу, могли помочь другим, могли утешать находящихся во всякой скорби.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Задумаемся над происходящим и постараемся понять величайшую мудрость слов прозвучавшего сегодня для нас Апостольского чтения: Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.

Верные Господу, последователи Христовы не должны бояться страдания и скорбей земной жизни, даже если они слишком отягчают нас. Преизбыточное утешение всех скорбей обретаем мы во Христе, в осознании временности этого бытия и желании будущей блаженной вечности Царства Небесного. Что бы мы ни переносили, в нас всегда должно жить ощущение Божественного присутствия, с одной стороны, и память о страданиях Господних – с другой.

Во-первых, мы должны знать и быть в том уверены, что ничего в этом мире не происходит без воли Божией. Если Господь попускает нам пережить трудности, страдания, болезни, расставания с любимыми людьми и многое другое, что болезненно ранит нас, то делается это для нашего же блага, потому что один Бог знает, что нам нужно и полезно. Испытания же только закаляют христиан, делают их стойкими в вере. Но при этом, как бы трудно нам ни было, в нас правомерно и ощущение того, что Бог не пошлет нам трудностей больше, чем мы сможем вынести. Почему? Потому что Небесный Отец нас любит! Через скорби Он нас не только наказует, но и закаляет нас Своей всепобеждающей любовью.

Во-вторых, никакие наши скорби и страдания не сравнимы с тем, что пережил ради нас Господь наш Иисус Христос. Ты терпишь боль тяжкой болезни? Но боль Сына Божиего была куда как сильнее! Ты скорбишь о потере ближних? Но Его в самый страшный час оставили даже самые верные ученики! Ты переживаешь по поводу трудностей жизни, нехватки средств или еще чего-то суетного, мирского? Но ведь и Божественный Сын в земной жизни Своей терпел и нужду, и голод, и холод. У Него даже не было места, где голову приклонить! Тебя обижают, унижают или оскорбляют окружающие? Но разве все эти человеческие обиды сравнимы с теми муками, унижением и с тем оплеванием, которые претерпел безвинный Господь?!

Память о страданиях Спасителя делает нас сильными, помогает выстоять в любых жизненных обстоятельствах. Да и что нам искать счастья здесь, на земле? Отцы Церкви учат, что здесь его нет. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «На земле все враждебно человеку, и сам он – в непрестанной борьбе с собою». И земная жизнь дана нам милосердием Творца, чтобы мы не тратили время даром, а приуготовили свое спасение. Потому все наше бытие есть не что иное, как непрестанное покаяние Богу за совершённые грехи, как надежда на помилование. Именно в это время решается наша вечная участь, как мы будем существовать в Жизни Вечной и – где мы будем. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Всякая долговременность настоящей жизни кажется ничтожной перед продолжительностью будущей славы, и все скорби исчезнут от созерцания безмерного блаженства, истают, как дым, никогда не явятся, как угасшая искра».

Не к временной, а к вечной жизни призвал нас Творец. А посему и все те скорби, которые мы имеем в настоящей жизни, должны быть для нашего вразумления, а не для отчаяния. Бог всегда поддержит, поможет и утешит! С упованием на Господа возможно все перенести.

Здесь, на земле, мы странники и пришельцы. Наше Отечество другое, оно – Небесное. И в него возвратит нас Господь, если сумеем достойно на земле потрудиться, покаяться в совершённых грехах и беззакониях, будем непрестанно молиться и творить добро людям. А в скорбях и трудностях земного бытия являть пред Богом не ропот и отчаяние, а смирение, кротость и полное послушание Богу и Церкви.

Апостол Павел пишет: Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим; и надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.

И духовные наставники наши претерпевают все то же самое, что переносит паства. Если апостолы имели скорби, то – тем более – их имеют и все остальные христиане. Утверждение христианской веры шло через страдания, преследования, гонения и мучения со стороны неверующих. Но верные воины Христовы мужественно переносили все это. Не сетовали, не укоряли Господа за трудности. И делали это ради того, чтобы вера Христова жила в сердцах многих, чтобы было донесено до людей Святое Евангелие, благая весть о Царствии Небесном.

Посмотрим, братья и сестры, какое смиренномудрие являл и сам апостол Павел в этом своем Послании! Он не стремится возвыситься над теми, которые еще очень далеки от него в своей добродетели. Наоборот, он поддерживает их в тяготах жизни, указывая на свои скорби и лишения, утешая непреложной надеждой. Он говорит о том, что спасение совершается не только верой, но и делами и тем, что люди переносят.

Вспомним, братья и сестры, что, когда у нас все хорошо и спокойно, мы начинаем привыкать к размеренной жизни, в которой нас все устраивает.

И постепенно мы становимся равнодушными не только к ближним, но даже к себе самим, к своим грехам и порокам, к Самому Богу. Мы начинаем себя оправдывать и прощать. Мы перестаем духовно трудиться, молиться, поститься, принимать на себя труды. А зачем? Зачем это все делать, если и так хорошо, если все складывается и как хотелось, и как мечталось? Так, постепенно погрязая в суетности, мы теряем драгоценные часы, отпущенные нам Богом для спасения. Ведь стоит случиться чему-нибудь серьезному, будь то болезнь или расставание с дорогим твоему сердцу близким человеком, тогда мы начинаем ощущать свою истинную нищету в отношении добродетелей и ложность самоуспокоения. И тогда мы устремляемся в храм Божий! И начинаем взывать ко Господу в молитвенном воздыхании, прося о помощи и заступлении!