Книга Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (постатейный) - читать онлайн бесплатно, автор Александр Николаевич Борисов. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (постатейный)
Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (постатейный)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (постатейный)

Однако в действующую редакцию комментируемой статьи вошли, во-первых, положения, определяющие перечень видов деятельности, к отношениям по лицензированию которых положения комментируемого Закона не применяются (ч. 2), с указанием на то, что лицензирование этих видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (ч. 3), и, во-вторых, положения, определяющие перечень видов деятельности, особенности лицензирования которых, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии (указание на аннулирование действия лицензии включено Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-Ф3[33]), могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление этих видов деятельности.

В отношении законодательных актов федерального уровня, которыми регулируются отношения в сферах деятельности, перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, необходимо отметить следующее:

использование атомной энергии (п. 1) – Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»[34] (ст. 26 «Разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии»);

производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 2) – Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (наименование в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ)[35] (гл. III «Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»);

деятельность, связанная с защитой государственной тайны (п. 3), – Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485—1 «О государственной тайне»[36] (ст. 27 «Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну»);

деятельность кредитных организаций (п. 4) – Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (полностью изложен в новой редакции Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ)[37] (гл. II «Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций»);

деятельность по проведению организованных торгов (п. 5; до внесения Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 327-Ф3[38]изменения указывалось на деятельность по организации биржевой торговли, деятельность биржевых посредников и биржевых брокеров) – Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах»[39] (ст. 26 «Лицензирование деятельности по проведению организованных торгов»);

виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (п. 6) – Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[40] (гл. 11 «Регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг»);

деятельность акционерных инвестиционных фондов, деятельность по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами (п. 7) – Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»[41] (ст. 60.1 «Лицензирование деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев»), Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»[42] (ст. 7.1 «Предоставление лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию» и 7.2 «Аннулирование лицензии»);

деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (п. 8) – Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» (ст. 60.1 «Лицензирование деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев»);

деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (п. 9) – Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» (ст. 7.1 «Предоставление лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию» и 7.2 «Аннулирование лицензии»);

клиринговая деятельность (п. 10) – Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» (наименование в ред. Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 403-ФЗ)[43] (ст. 26 «Лицензирование клиринговой деятельности»);

страховая деятельность (и. 11) – Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015—1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (наименование в ред. Федерального закона от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ)[44] (ст. 32 «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела»);

репозитарная деятельность (и. 13, введен Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 430-Ф3[45]) – Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (гл. 11.1 «Регулирование репозитарной деятельности»);

пользование недрами (и. 15, введен Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. № 123-Ф3[46]) – Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395—1 «О недрах» (изложен Федеральным законом от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ полностью в новой редакции)[47] (ст. 11 «Лицензия на пользование недрами», 12 «Содержание лицензии на пользование недрами» и 12.1 «Оформление, государственная регистрация, выдача лицензии на пользование недрами, внесение изменений в лицензию на пользование недрами, переоформление лицензии на пользование недрами»).

Как говорилось выше, Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 216-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» ч. 2 комментируемой статьи была дополнена пунктом 12, в котором указывалось на отношения, связанные с осуществлением лицензирования космической деятельности; данный пункт признан утратившим силу Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 54-ФЗ, которым введена ч. 1.1 комментируемой статьи.

Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 451-ФЗ[48] ч. 2 комментируемой статьи была дополнена пунктом 14, в котором указывалось на отношения, связанные с осуществлением лицензирования энергосбытовой деятельности. Данный пункт признан утратившим силу Федеральным Законом 2021 г. № 170-ФЗ, внесшим изменения в комментируемый Закон в связи с принятием Закона 2020 г. о государственном контроле

В отношении законодательных актов федерального уровня, которыми регулируются отношения в сферах деятельности, перечисленных в ч. 4 комментируемой статьи, необходимо отметить следующее:

оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание (п. 1) – Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»[49] (гл. 6 «Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи и оценка соответствия в области связи»), Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124—1 «О средствах массовой информации»[50](гл. III «Распространение массовой информации»);

частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность (п. 2) – Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487—1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[51] (ст. 6 «Предоставление лицензий частным детективам», разд. III «Частная охранная деятельность»);

образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями (до внесения Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ[52] изменения говорилось о негосударственных образовательных учреждениях) на территории инновационного центра «Сколково» (до внесения Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 298-ФЗ[53] изменения говорилось о деятельности, осуществляемой такими организациями, находящимися на указанной территории, а не о деятельности, осуществляемой такими организациями на указанной территории) (и. 3), – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[54] (ст. 91 «Лицензирование образовательной деятельности»), Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»[55] (ст. 4 «Особенности осуществления Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом образовательной деятельности»). Отсутствие необходимости получения лицензий при осуществлении образовательной деятельности на территории инновационного центра «Сколково» предусмотрено в ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»»[56];

предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами (п. 4, введен Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ[57]) – ЖК РФ (разд. X «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами»);

сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности (п. 5, введен Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ[58]) – Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»[59] (ст. 9 «Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IVклассов опасности»);

деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (п. 6, введен Федеральным законом от 30 октября 2018 г. № 386-ФЗ[60]) _ федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»[61] (ст. 3.2 «Особенности лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»);

деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах (п. 7, введен Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 270-ФЗ[62]) – Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»[63] (ст. 3 «Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр»);

деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (п. 8 и 9, введены Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 168-ФЗ[64]) – Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»[65] (ст. 24.1 «Особенности предоставления лицензий и ведения реестра лицензий на осуществление отдельных видов деятельности», 24.2 «Приостановление действия и аннулирование лицензии» и 24.3 «Дополнительные условия осуществления лицензионной деятельности»).

4.1. В части 4.1 комментируемой статьи предусмотрено, что особенности лицензирования производства лекарственных средств в части приостановления или прекращения действия лицензии могут устанавливаться федеральным законом.

Данная часть введена с 29 декабря 2020 г. Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 481-ФЗ[66], которым Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»[67]дополнен статьей 8.1, определяющей следующие особенности лицензирования производства лекарственных средств (фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола):

действие лицензии на производство лекарственных средств (фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) приостанавливается в части права на производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) лицензирующим органом в случаях, определенных статьей 20 комментируемого Закона, а также на срок приостановления действия лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), выданной в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (ч. 1);

действие лицензии на производство лекарственных средств (фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) в части права на производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) прекращается лицензирующим органом в случаях, определенных статьей 20 комментируемого Закона, а также с даты прекращения или аннулирования действия лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), выданной в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (ч. 2).

5. Ч. 5 комментируемой статьи, введенная с 31 марта 2015 г. Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ[68], предписывает при применении положений комментируемого Закона к отношениям, связанным с лицензированием медицинской деятельности и образовательной деятельности, осуществляемых организациями на территориях опережающего социально-экономического развития, учитывать особенности, установленные Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»[69].

Речь идет о следующих особенностях осуществления медицинской деятельности и образовательной деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, установленных названным Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»:

Правительство РФ вправе утвердить особенности допуска лиц, получивших медицинское образование в иностранных государствах, к осуществлению медицинской деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой резидентом территории опережающего социально-экономического развития, а также применения порядка оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории опережающего социально-экономического развития (ч. 2 ст. 19);

в целях создания условий для применения лучших иностранных методов и стандартов образовательной деятельности, обучения сотрудников резидентов территории опережающего социально-экономического развития Правительство РФ вправе установить особенности лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам на территории опережающего социально-экономического развития, созданных на такой территории или являющихся резидентами территории опережающего социально-экономического развития (ст. 20).

6. В ч. 6 комментируемой статьи, введенной с 30 июня 2015 г. Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[70], предусмотрена необходимость при применении положений комментируемого Закона к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности организаций и их филиалов (указание на филиалы введено Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 240-ФЗ[71]), расположенных на территории международного медицинского кластера и осуществляющих соответствующую направлениям деятельности международного медицинского кластера деятельность, необходимость учета особенностей, установленных названным Законом.

Названный Федеральный закон «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает особенности: осуществления медицинской деятельности на территории международного медицинского кластера (ст. 13); привлечения к трудовой деятельности иностранных специалистов (ст. 14); технического регулирования на территории международного медицинского кластера (ст. 15); обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории международного медицинского кластера (ст. 16); регулирования градостроительной деятельности на территории международного медицинского кластера (ст. 17). Кроме того, названный Закон регламентирует признание на территории международного медицинского кластера разрешительной документации, документов об образовании и (или) о квалификации, выданных уполномоченными органами и организациями иностранного государства – члена ОЭСР (ст. 12).

7. Ч. 7 комментируемой статьи, введенная с 13 июля 2015 г. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 213-Ф3[72], аналогично ч. 5 данной статьи предписывает при применении положений комментируемого Закона к отношениям, связанным с лицензированием медицинской деятельности и образовательной деятельности, осуществляемых организациями на территории свободного порта Владивосток, учитывать особенности, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»[73].

Речь идет о следующих особенностях осуществления медицинской деятельности и образовательной деятельности на территории свободного порта Владивосток, установленных названным Федеральным законом «О свободном порте Владивосток» (эти особенности в точности аналогичны тем, о которых говорится в ч. 5 комментируемой статьи):

Правительство РФ вправе утвердить особенности допуска лиц, получивших медицинское образование в иностранных государствах, к осуществлению медицинской деятельности на территории свободного порта Владивосток, лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой резидентом свободного порта Владивосток, а также применения порядка оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории свободного порта Владивосток (ч. 2 ст. 17);

в целях создания условий для применения лучших иностранных методов и стандартов образовательной деятельности, обучения сотрудников – резидентов свободного порта Владивосток Правительство РФ вправе установить особенности лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам на территории свободного порта Владивосток, созданных на такой территории или являющихся резидентами свободного порта Владивосток (ст. 18).

8. В ч. 8 комментируемой статьи предписано учитывать особенности, установленные Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[74] (этим Законом и введена данная часть с 10 августа 2017 г.), при применении положений комментируемого Закона к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования медицинской, образовательной и иных видов деятельности организаций, расположенных на территории инновационного научно-технологического центра и осуществляющих соответствующую направлениям деятельности инновационного научно-технологического центра деятельность.

Особенности осуществления медицинской деятельности и образовательной деятельности на территории инновационного научно-технологического центра установлены положениями ст. 21 Федерального закона «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, указанной статьей наряду с прочим предусмотрено следующее:

медицинская деятельность на территории инновационного научно-технологического центра осуществляется медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, без получения ими лицензий на соответствующие виды деятельности в случае, если это предусмотрено правилами проекта (ч. 1);

образовательная деятельность на территории инновационного научно-технологического центра осуществляется инициатором проекта (ч. 2);

образовательную деятельность на территории инновационного научно-технологического центра помимо инициатора проекта вправе осуществлять иные организации, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе без получения ими лицензий на осуществление образовательной деятельности и проведения государственной аккредитации реализуемых основных образовательных программ, если это предусмотрено правилами проекта (ч. 3).

Статья 2. Цели, задачи лицензирования отдельных видо деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности

1. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

3. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.


Комментарий к статье 2

1. Комментируемая статья определяет цели, задачи лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности. Закон 2001 г. о лицензировании в рамках такой регламентации только определял критерии определения лицензируемых видов деятельности, указывая в ст. 4, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В основе данного регулирования лежит норма ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На это прямо указывалось в Определении КС РФ от 25 февраля 2010 г. № 375-O-O[75], которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на изложенную выше ст. 4 Закона 2001 г. о лицензировании. В этой жалобе заявитель оспаривал конституционность указанной статьи в той части, в какой она относит к лицензируемым те виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, поскольку полагал, что данные критерии носят неопределенный характер и позволяют относить к лицензируемым любые виды деятельности.

В качестве целей осуществления лицензирования отдельных видов в ч. 1 комментируемой статьи названо предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Наряду с этим данная часть устанавливает, что осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Данные положения реализуют приведенную выше конституционную норму, закрепляющую цели, для достижения которых права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.

2. Ч. 2 комментируемой статьи называет задачи лицензирования отдельных видов деятельности – это предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (при этом в юридико-технических целях введены обозначения: «юридическое лицо» и «индивидуальный предприниматель») требований, которые установлены комментируемым Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.