Книга Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный) - читать онлайн бесплатно, автор Александр Николаевич Борисов. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)
Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» (постатейный)

В соответствии с п. 4 ст. 1473 ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 8 ноября 2008 г. № 201-ФЗ[45]) в фирменное наименование юридического лица не могут включаться: полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований; полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций; полные или сокращенные наименования общественных объединений; обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Там же предусмотрено, что включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством РФ (соответствующим актом на текущий момент является постановление Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 743 «О мерах по организации принятия Правительством Российской Федерации решений, предусмотренных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. № 2355-1»[46]); в случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

Как установлено в п. 5 ст. 1473 ГК РФ, в случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям п. 3 или 4 данной статьи, то орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

Статья 7 Закона о банках (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ) в отношении фирменного наименования кредитной организации предусматривает следующее:

кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов России и (или) иностранных языках;

фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов России может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов России, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации;

фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация»;

иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются ГК РФ;

банк России при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации обязан запретить использование фирменного наименования кредитной организации, если предполагаемое фирменное наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Использование в фирменном наименовании кредитной организации слов «Россия», «Российская Федерация», «государственный», «федеральный» и «центральный», а также образованных на их основе слов и словосочетаний допускается в порядке, установленном федеральными законами;

ни одно юридическое лицо в России, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

Наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела – юридического лица согласно п. 3 ст. 41 Закона о страховом деле (здесь и далее в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 104– ФЗ[47]) должно содержать: 1) указание на организационно-правовую форму субъекта страхового дела; 2) указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов либо «страхование» и (или) «перестрахование», либо «взаимное страхование», либо «страховой брокер», а также производных от таких слов и словосочетаний; 3) обозначение, индивидуализирующее субъект страхового дела. В пункте 4 указанной статьи установлено, что субъект страхового дела – юридическое лицо не вправе использовать полностью обозначение, индивидуализирующее другой субъект страхового дела; указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела.

В соответствии с общей нормой п. 3 ст. 54 части первой ГК РФ наименование юридического лица указывается в его учредительных документах. Данная норма учтена в положении п. 2 ст. 12 комментируемого Закона, предусматривающем, что устав общества должен содержать полное и сокращенное фирменное наименование общества.

2—3. В общей норме п. 2 ст. 54 части первой ГК РФ в первоначальной редакции предусматривалось, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Соответственно данной норме в п. 2 комментируемой статьи в первоначальной редакции предусматривалось следующее: место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации; учредительными документами общества может быть установлено, что местом нахождения общества является место постоянного нахождения его органов управления или основное место его деятельности. Наряду с этим в п. 3 комментируемой статьи было установлено, что общество должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса.

Со вступлением в силу Закона о государственной регистрации юридических лиц (с 1 июля 2002 г.) в п. 1 его ст. 13 установлено, что государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Данное положение Федеральным законом от 21 марта 2002 г. № 31 – ФЗ в целях создания единой системы законодательства, определяющего порядок и процедуру государственной регистрации юридических лиц, включено в п. 2 ст. 54 ГК РФ. При этом в данной норме императивно закреплено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. В результате таких нововведений понятие «место нахождения юридического лица» приобрело новое содержание, прекратившее (по крайней мере, призванное прекратить) практику использования таких понятий, как «юридический адрес» и «фактический адрес» юридического лица.

Соответственно этому тем же Федеральным законом от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ в комментируемую статью внесены изменения, в результате которых в п. 2 императивно установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, а п. 3, посвященный почтовому адресу, исключен. В этой связи следует иметь в виду, что разъяснения, данные в п. 3 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. № 90/14 относительно определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), указанных изменений не учитывают и утратили свою практическую значимость.

Установленная форма заявления о государственной регистрации юридического лица (о данной форме см. комментарий к ст. 13 Закона) предусматривает следующие реквизиты адреса юридического лица в России: почтовый индекс; субъект РФ; район; город; населенный пункт; улица (проспект, переулок и т. д.); номер дома (владение); корпус (строение); квартира (офис).

Следует отметить, что в соответствии с п. 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221[48], реквизиты адреса на почтовых отправлениях и бланках почтовых переводов денежных средств для юридического лица пишутся в следующем порядке: а) полное или краткое наименование; б) банковские реквизиты (для почтовых переводов, направляемых юридическому лицу или принимаемых от юридического лица); в) название улицы, номер дома, номер квартиры; г) название населенного пункта (города, поселка и т. п.); д) название района; е) название республики, края, области, автономного округа (области); ж) название страны (для международных почтовых отправлений); з) почтовый индекс.

В соответствии с общей нормой п. 3 ст. 54 части первой ГК РФ место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах. Данная норма учтена в положении п. 2 ст. 12 комментируемого Закона, предусматривающем, что устав общества должен содержать сведения о месте нахождения общества.

Статья 5. Филиалы и представительства общества

1. Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.

Создание обществом филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Филиалом общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительством общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества, представляющее интересы общества и осуществляющее их защиту.

4. Филиал и представительство общества не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных обществом положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их обществом.

Руководители филиалов и представительств общества назначаются обществом и действуют на основании его доверенности.

Филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства общества несет создавшее их общество.

5. Устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лице момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

1. Комментируемая статья регламентирует создание обществом филиалов и открытие обществом представительств. Часть первая ГК РФ не содержит подобные нормы применительно к филиалам и представительствам ни обществ в частности, ни хозяйственных товариществ и обществ в целом. Соответствующие вопросы урегулированы общими нормами ст. 55 данного Кодекса о филиалах и представительствах юридических лиц. На основании этих норм и закреплены положения комментируемой статьи, причем во многом в точности по аналогии с положениями ст. 5 Закона об АО о филиалах и представительствах акционерных обществ.

Как установлено в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи, создание филиала или открытие представительства осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества. Постольку, поскольку согласно п. 5 данной статьи устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах, рассматриваемое положение соответствует норме п. 8 ст. 37 комментируемого Закона, устанавливающей, что решения по вопросам изменения устава общества принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если уставом общества не предусмотрена необходимость большего числа голосов для принятия такого решения.

Следует иметь в виду, что согласно подп. 7 нового п. 2.1 ст. 32 комментируемого Закона, введенного Законом 2008 г. № 312-Ф3, создание филиалов и открытие представительств общества уставом общества может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Кстати, в п. 5 ст. 12 Закона об АО (в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ[49]) предусмотрено, что для внесения в устав акционерного общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств акционерного общества и их ликвидацией, достаточно только решения совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.

В части 2 п. 1 комментируемой статьи по аналогии с п. 1 ст. 5 Закона об АО установлено, что создание обществом филиалов и открытие обществом представительств осуществляются: на территории России – с соблюдением требований комментируемого Закона и иных федеральных законов; за пределами территории России – также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Международные договоры РФ согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. Там же предусмотрено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[50]. Согласно положениям названного Закона понятием международный договор РФ охватываются: международные договоры РФ, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 3); международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства – продолжателя СССР (п. 3 ст. 1); независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ст. 2).

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Там же установлено, что для осуществления иных положений международных договоров России принимаются соответствующие правовые акты. За разъяснениями данных положений необходимо обращаться к п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»[51] и п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[52].

2—4. В положениях п. 2–4 комментируемой статьи применительно к представительствам и филиалам обществ воспроизведены и частично детализированы следующие общие нормы ст. 55 части первой ГК РФ о представительствах и филиалах юридических лиц:

представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1);

филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2);

представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3);

В пункте 20 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 даны следующие разъяснения в отношении применения п. 3 ст. 55 ГК РФ:

необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т. п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала;

при разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснить, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица;

необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных ст. 187 части первой ГК РФ.

Юридическим лицом является только само общество, но не его филиалы и представительства. Соответственно, согласно п. 2 ст. 2 комментируемого Закона приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде только общество, а не его филиалы и представительства (см. комментарий к ст. 2 Закона). В развитие данного положения в п. 4 комментируемой статьи установлено, что филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшего их общества, а также то, что ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их общество.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, с участием России, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Исходя из этого сохраняют актуальность разъяснения, данные в информационном письме Президиума ВАС РФ от 14 мая 1998 г. № 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц»[53].

5. В пункте 3 ст. 55 части первой ГК РФ установлено, что представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. На основании данной общей нормы в п. 5 комментируемой статьи закреплено, что устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Это правило не нашло своего непосредственного отражения в положениях п. 2 ст. 12 комментируемого Закона, устанавливающих требования к содержанию устава общества, но в указанной норме установлено, что устав общества должен содержать и иные сведения, предусмотренные данным Законом.

В соответствии с п. 3 ст. 52 ГК РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. В рамках изъятия, предусмотренного данной общей нормой, в п. 5 комментируемой статьи по аналогии с п. 6 ст. 5 Закона об АО установлено, что в случаях изменений в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, представляются только сообщения о таких изменениях и что указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица в таких случаях регламентировано ст. 19 Закона о государственной регистрации юридических лиц, согласно п. 1 которой в случаях, установленных федеральными законами, юридическое лицо представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное заявителем уведомление о внесении изменений в учредительные документы, решение о внесении изменений в учредительные документы и изменения. Форма Уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма № Р13002) утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»(наименование в ред. постановления Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630)[54]. Порядок заполнения данной формы приведен в ч. VII Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@[55] (однако данный порядок не учитывает изменений, внесенных в указанное постановление Правительства РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона о государственной регистрации юридических лиц (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ) при внесении изменений в учредительные документы юридического лица регистрирующий орган в срок не более чем пять дней с момента получения указанного уведомления вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, о чем в письменной форме сообщает юридическому лицу. В пункте 3 указанной статьи с учетом в том числе норм п. 5 комментируемой статьи и п. 6 ст. 5 Закона об АО указано, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях.

Необходимо иметь в виду, что для целей законодательства о налогах и сборах понятие обособленного подразделения организации используется в ином значении, нежели для целей гражданского законодательства. Так, согласно п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ[56]) для целей данного Кодекса обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места; признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение; при этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 8 июля 2003 г. № 2235/03 по делу № А45-6113/02-СА23/194[57] отмечено, что признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется при наличии признаков, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ, независимо от вида деятельности, осуществляемой данным подразделением (до налоговых органов постановление доведено письмом МНС России от 29 декабря 2003 г. № ШС-6-14/1377[58]). По мнению МНС России, выраженному в письме от 29 апреля 2004 г. № 09-3-02/1912[59], одно рабочее место для целей данного Кодекса признается обособленным подразделением.

В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 23 части первой НК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ) налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории России, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Форма № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения» утверждена приказом ФНС России от 17 января 2008 г. № ММ-3-09/11@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации».