Эпоха Шести династий – период новой раздробленности страны. Она дополнялась частичным завоеванием (с IV в.) Китая несколькими кочевыми народностями, создавшими на его территории собственные государства (Северное Вэй – 386–534 гг.). Китайская государственность уцелела только в южных районах страны (регион к югу от р. Янцзы). Однако, как и период Борющихся царств, эпоха Шести династий, несмотря на драматические историко-политические события, ознаменовалась бурными преобразованиями, охватившими все сферы духовной жизни общества.
Формирование китайско-буддийской традиции превратило исходно чужое для китайцев учение в одну из трех нормативных, наряду с конфуцианством и даосизмом, систем, сочетание которых стало называться «Три учения».
Дальнейшая эволюция даосской традиции привела к появлению даосских монашеских организаций и светских культурных течений. Взаимодействие «Трех учений» на уровне сознания личности позволяло одному и тому же человеку следовать идеалам, проповедуемым различными вероучениями. В этом заключается китайский феномен вариативности индивидуального вероисповедания, когда даосизм, конфуцианство и буддизм совмещались в одном сознании.
Для художественной культуры характерен переход к ведущим для китайской поэзии тематическим направлениям, включая знаменитую пейзажную лирику, становление традиции художественной прозы, формирование и расцвет национальной литературно-теоретической и эстетической мысли, выдвинувшей учения о сущности и функциях художественного творчества – поэзии, изобразительного искусства (живопись), формирование традиции светской живописи и отдельных ее жанровых разновидностей; возникновение искусства пейзажного сада.
Таким образом, эпоха Шести династий выступает следующим после периода Борющихся царств ключевым этапом в истории развития китайской культуры.
Эпохи Тан (618–907) и Сун (960-1127) представлены одноименными империями. Они существенно различаются по историко-политическим показателям и разделены еще одним периодом территориально-административной раздробленности страны (эпоха Пяти династий и десяти царств, 907–960). Однако названные эпохи объединяет общность культурно-идеологических процессов, имевших место на протяжении VII – начала XII в., и типологических примет духовной жизни того времени.
С танской эпохой соотносится новый виток упрочения китайской имперской государственности, достигшей пика своего могущества в VII VIII вв. Одновременно танская империя предельно расширила свои торгово-экономические, дипломатические и культурные связи с внешним миром. Великий шелковый путь дополнился новыми сухопутными и морскими маршрутами, связавшими Китай с Японией и арабо-мусульманским миром. Результатом этих контактов стало проникновение в Китай очередных культурно-идеологических (в том числе ислама) и технологических новаций, оказавших решительное воздействие на местное изобразительное и прикладное искусство. Кроме того, они стимулировали подъем торговли и ремесленного производства.
IX в. ознаменовался постепенной деградацией правящего режима и падением международного авторитета танской империи. Последние десятилетия ее существования вновь прошли под знаком народных повстанческих движений и междоусобных конфликтов. Сунская империя с самого начала оказалась в окружении враждебных по отношению к ней чужеземных государств, которые возникли на периферийных территориях Китая (киданьское царство Ляо, 916-1125, и тангутское царство Си Ся, 1032–1127). Прежние торгово-дипломатические связи Китая с внешним миром были почти полностью прерваны, частично по причине утраты сунской империей контроля над торговыми путями, а частично из-за ее внешнеполитической слабости и экономической несостоятельности.
Тем не менее, в духовной жизни сунского общества по-прежнему имели место культурно-идеологические процессы, обозначившиеся в танскую эпоху. Так, в художественной культуре был утвержден «идеал изысканной простоты», суть которого сводится к требованию максимальной лаконичности в произведении искусства (поэтического текста, живописного свитка, архитектурного памятника и т. д.) при максимально же глубоком его содержании. Показательно, что именно с танской и сунской эпохами соотносятся эталонные образцы национального поэтического творчества («танская классическая поэзия») и живописи («сунская классическая живопись»), В VII XII вв. сложилась полноценная городская культура, способствовавшая появлению новых художественных традиций: театрального искусства в форме уличных представлений, популярных поэтических и прозаических жанров. Городская культура, появление самостоятельных сословий купцов и ремесленников повлекли за собой тенденцию к демократизации местной художественной культуры через вовлечение в творческую активность более широких слоев населения страны. Популяризации нормативной образованности объективно способствовала система государственных экзаменов на чиновничий сан. Законодательно они были утверждены в танскую эпоху и открыли доступ в социальную и интеллектуальную элиту общества выходцам из семейств зажиточных горожан и даже крестьянства. Указанные тенденции приобрели еще более интенсивный характер после изобретения (при Сун) книгопечатания: памятники высокой, элитарной письменной культуры, раньше доступные только членам высших привилегированных сословий, теперь получили хождение в низовой социальной среде. В целом, в танскую и сунскую эпохи культурные традиции, накопленные китайской цивилизацией за предшествующие исторические периоды, проявили себя в полную силу, что и сделало разбираемые столетия временем наивысшего расцвета искальной духовности. Эпохи Южная Сун (1127–1279) и Юань (1271–1368) – периоды вначале частичного завоевания Китая чжурчжэнями, а затем установления во всей стране владычества монгольского правящего дома. Все эти события нанесли непоправимый ущерб экономике Китая: основные исторически сложившиеся центры хозяйственной деятельности страны были практически полностью уничтожены, города разрушены. В дальнейшем монгольские власти попытались наладить хозяйственно-экономическую деятельность страны, создав отдаленное подобие китайской имперской управленческой структуры. Однако, в силу малочисленности монголов и их неопытности в делах государственного управления, юаньской династии так и не удалось воссоздать в Китае единое централизованное государство, реально власть центральной администрации не выходила за пределы столицы (г. Даду на месте современного Пекина) и столичного округа. На состояние духовной культуры Китая перечисленные события оказали менее пагубное воздействие, чем можно было бы ожидать. Так, Южная Сун представлена дальнейшим развитием изобразительного искусства и появлением такого самобытного художественного феномена, как «чаньская живопись». При Юань наблюдается качественно новая стадия развития китайского театрального искусства – сложение драмы и собственно театра («юаньская классическая драма»).
Эпоха Мин (1368–1644) является периодом реставрации не только национальной государственности, но и всех местных духовных и художественных ценностей. Это видно на примере строительной деятельности – воссоздание старых и строительство новых городов, в первую очередь Пекина, по древним градостроительным канонам. В книжном деле происходило создание и переиздание всевозможных сводных трудов, воспроизводящих литературно-художественное и естественно-познавательное наследие прежних эпох. В изобразительном искусстве создавались вариации на тему сунских произведений. Наиболее заметные эволюционные процессы наблюдались в прикладном искусстве (фарфор, эмальерное дело).
На заключительное столетие минской эпохи приходятся первые контакты (правда, в виде военных конфликтов) с европейцами (португальцы, испанцы, голландцы). В 1557 г. на полуострове Аомынь, аннексированном Португалией, была основана первая на территории Китая европейская колония – Макао.
Как и предшествующие империи, минская династия погибла в ходе повстанческих движений и междоусобных конфликтов, которые вновь привели к экспансии извне и установлению в Китае владычества очередного чужеземного правящего дома – на этот раз маньчжурского.
Эпоха Цин (1644–1911) характеризуется сложной и противоречивой общекультурной ситуацией. Как и в юаньскую эпоху, во главе огромной страны с многочисленным населением и богатейшими культурными традициями вновь оказались представители малочисленной народности, так и не отошедшей от нравов и обычаев полукочевого племени. Отношение маньчжурских властей к китайцам носило двойственный характер. С одной стороны, они откровенно унижали местное население. С другой – маньчжуры признавали авторитет китайских духовных ценностей и стремились перенять политический опыт китайской цивилизации. Внешне они действительно адаптировались к китайской культуре и смогли создать централизованное государство, не уступавшее по своему экономическому и военно-политическому могуществу собственно китайским империям. Они сохранили социальное устройство китайского имперского общества (заняв в нем место высшего привилегированного сословия), его управленческие структуры и институты, включая институт государственных экзаменов. Политический и духовный расцвет цинской империи приходится на вторую половину XVII–XVIII вв., что находит отражение и в синхронной художественной культуре, прежде всего в декоративно-прикладном искусстве. Художественная культура этого времени характеризуется несколькими ведущими тенденциями. Был создан относительно новый для национального искусства художественный стиль, типологически сопоставимый с барокко и отличающийся декоративностью, смешением в одном произведении различных материалов и мотивов. Традиции европейского искусства наконец проникли в китайские. Обе эти тенденции особенно заметны в изделиях, изготовлявшихся на экспорт. С начала XIX в. резко обострились отношения между Китаем и европейскими державами, в первую очередь Англией, стремившейся превратить эту страну в рынок сбыта дешевой фабричной продукции и опиума. В 1842 г. разразилась Первая опиумная война, завершившаяся подписанием унизительного и разорительного для Китая мирного договора. Эти события спровоцировали всплеск народного повстанческого движения, вылившегося в подлинную гражданскую войну – Тайпинское восстание (1850–1863). В ходе его был захвачен г. Нанкин, ставший столицей провозглашенного тайпинами самостоятельного государства. Под лозунгом защиты своих сограждан от «черни» европейские державы возобновили военные действия. Вторая опиумная война (1856–1860) завершилась взятием (осень 1860) объединенной армией союзников (Англия, Франция и Германия) Пекина и полным разграблением императорских дворцов. Конец XIX – начало XX в. прошли в условиях новых войн и народных движений – Франко-китайская война (1884–1885), Японо-китайская война (1894–1895), восстание ихэтуаней (1899–1902). Заключительным аккордом в истории цинской империи и всего имперского Китая в целом стала Синьхайская революция, начавшаяся осенью 1911 г. В феврале 1912 г., после подписания последним пинским императором (Пу И) манифеста об отречении от трона, в Китае было официально объявлено о переходе к республиканской форме правления и создании нового государства – Китайской республики. Падение цинского режима явилось не просто следствием определенных историко-политических и военных событий. XIX в. стал временем подлинных цивилизационных сдвигов, произошедших в результате сближения Китая с европейским миром и приведших к принципиальным изменениям в промышленно-производительной, финансово-экономической и общественно-политической сферах жизнедеятельности этой страны. Китайская цивилизация вступила в качественно новую фазу своего исторического развития.
1.2. Формирование политической системы Китая
Формирование традиций в истории культуры Китая привели к пониманию того, что государство – это не институт для примирения противоборствующих интересов, а большая семья, где каждый должен знать свое место. И с другой стороны, семья и род (клан) становятся основой организации государства или нации. Определяющее влияние на формирование китайской цивилизации оказали длительное существование китайской государственности, распространенные государством единые ритуалы, нормы жизни, китайская иероглифическая письменность и созданная на ее основе традиция конфуцианская идеология.
Таким образом, китайское государство существовало, руководствуясь своими особыми идеологией, институтами, нормами, ритуалами. После создания первого единого государства его главным идеологическим постулатом выступало великодержавие, основанное на убеждении, что Китай является центром вселенной, центром истории, центром народов.
Политическая история Древнего Китая достигает своего интенсивного развития, начиная с династии Цзинь, после чего одна империя сменяет другую достаточно активно.
Династия Цинь, при которой на севере страны закончилось строительство Великой китайской стены с целью защиты от нашествий гуннов, сменилась в 206 г. до н. э. династией Хань. Империя Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) достигла своего расцвета и вступила в период своего благополучия в 140-67 гг. до н. э., когда территория страны значительно расширилась на юг и на запад. После эпохи «Трех Королевств» (220–280 гг. н. э.) наступает период междоусобных войн между царствами, завершившийся основанием новой династии Тан в 618 г., которая правила страной до 907 г. Большую роль в Танской империи играла система государственных экзаменов (кэцзюй), успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. В это время страна переживала значительный культурный подъем, это был «Золотой век» поэзии.
После нашествия монголов в 1226 г. страна оказалась под господством монгольской династии Юань (1271–1368). В 1368 г. власть вернулась к китайскому императору – началась эпоха правления династии Мин (1368–1644). К XVI в. относится проникновение в Китай европейцев, в 1516 г. появились первые корабли португальцев, а в 1557 г. Португалия овладела, на правах «аренды», китайской территорией Аомынь (Макао). Во второй половине XVI в. пытались проникнуть в Китай испанцы, а в конце XVI – начале XVII в. у берегов Минской империи появились голландцы. Во второй половине XVI в. в Китай прибыли первые миссионеры – иезуиты, занимавшиеся не только распространением христианства, нои изучением страны, ее истории и культуры. В начале XVII в. империя Мин переживала глубокий кризис, вспыхнули широкие крестьянские восстания. Для подавления крестьянского восстания в 1628–1645 гг. китайские правители обратились за помощью к маньчжурским племенам, которые в 1644 г. захватили власть и правили страной до 1911 г. (маньчжурская династия Цин). Расширив владения империи до Сибири, Алтая, Памира и Непала, маньчжурские правители столкнулись в XIX в. с многочисленными проблемами. XIX в. потрясал Китай внутренними и внешними проблемами (противоречия внутри страны, «опиумные войны» с Великобританией (1840–1842), с Великобританией и Францией (1856–1860), Китайско-Французская война (1884–1885), Японо-Китайская война (1894–1895)), которые привели к тому, что в начале XX в., после сокрушительного поражения в войне с Японией и потери острова Тайвань, а также захвата ряда стратегических пунктов в приморских провинциях (Цзяочжоу – Германией, Порт-Артура – Россией, Вэйхайвэя – Великобританией, Гуанчжоува – Францией), и на фоне широкого движения ихэтуаней (в переводе – отрядов «справедливости и согласия»), потрясли до основания тысячелетнюю монархию. Власть императора во многих районах оказалась номинальной, страной фактически управляли иностранцы, губернаторы, которые располагали всей полнотой власти на местах, в упадке находилась финансовая и транспортная система, стал очевидным кризис империи. В этот период сформировалось революционно-демократическое движение. Его лидеры объединились в Союз возрождения Китая, который в 1905 г. был преобразован в Революционную лигу Китая, программа которой основывалась на концепции «трех народных принципов» – национализм, демократия и народное благосостояние, сформулированных одним из ее основателей, по образованию доктором медицины, – Сунь Ятсеном.
В октябре 1911 г. вспыхнуло вооруженное восстание, положившее начало общекитайской революции. Внутренние разногласия среди политической элиты Синьхайской революции и открытая поддержка западными державами популярного военного лидера – генерала Юань Шикая, пользовавшегося, в то же время, доверием цинского двора, вынудили доктора Суня отказаться от поста временного президента в пользу этого военного лидера. 12 февраля 1912 г. последний маньчжурский император – малолетний Пу И – отрекся от престола в пользу Юань Шикая, который стал первым президентом Китайской республики.
Стремясь к укреплению личной власти, летом 1913 г. глава государства жестоко подавил волну революционных выступлений на юге страны против диктатуры. Эти выступления были организованы Национальной партией (по-китайски – Гоминьдан), созданной Сунь Ятсеном в августе 1912 г. Принятая в мае 1914 г. конституция Китая означала сосредоточение трех ветвей власти в руках генерала Юань Шикая, который готовился провозгласить себя императором. Однако скоропостижная смерть военного диктатора в 1916 г. не позволила этим планам воплотиться в жизнь.
Заметное влияние на политическую историю Китая оказала Первая мировая война. В первые дни войны Китай заявил о своем нейтралитете. Однако Япония высадила 30-тысячный десант в районе арендованной Германией стратегически важной бухты Циндао, которая была захвачена после двухмесячной осады.
Усиление влияния Токио на политику континентального соседа нашло отражение в ультиматуме, выдвинутом Японией правительству Юань Шикая в мае 1915 г. Этот беспрецедентный по унизительности для Китая документ включал 21 требование экономического, политического и военного характера. Принятие их Пекином, в ситуации фактического невмешательства западных держав, занятых войной в Европе, символизировало окончательный переход стратегического лидерства в Восточной Азии от Великобритании к Японии. Одновременно с усилением Японии шла дипломатическая «война» Антанты и Германии за привлечение Китая на свою сторону. Это и сложное внутриполитическое положение поставили Китай в условия фактического распада единой территории: к 1915 г. он находился фактически под контролем иностранных держав.
Итоги Первой мировой войны привели к тому, что державы-победительницы передали все права, ранее принадлежавшие Германии, в пользу Японии. В стране росло недовольство, провинциальные власти отказывались подчиняться Пекину. В июле 1921 г. при активном участии Коминтерна была создана Коммунистическая партия Китая (КПК), которая в 1922 г. объединилась с Гоминьданом. На юге страны левые национально-патриотические силы, возглавляемые Сунь-Ятсеном, начали процесс объединения Китая. Однако кончина Сунь Ятсена в 1925 г. внесла раскол в ряды его сторонников, среди которых постепенно усиливались позиции командующего Национальной революционной армией – китайского «Бонапарта», генерала Чан Кайши. Чан Кайши сосредоточил в своих руках решающие рычаги партийной и военной власти, его войска сумели занять важнейшие центры Китая – Ухань, Нанкин, Шанхай. Разногласия внутри руководства Гоминьдана и КПК привели к открытому противодействию и распаду единого национального фронта. В 30-е гг. нанкинское правительство добилось ряда успехов в деле национальной консолидации, постепенно расширяя свой контроль над различными регионами страны. Но все же оно не смогло до конца преодолеть политическую и экономическую раздробленность Китая. Обнародованный в октябре 1928 г. «Органический закон национального правительства Китайской республики» и «Программа политической опеки» предусматривали последовательную реализацию учения Сунь Ятсена о трех сменяющих друг друга периодах государственного строительства – диктатуре, опеке и демократии. В стране был резко усилен полицейский контроль над профсоюзами, распущены все творческие объединения интеллигенции левой ориентации, расширены привилегии для военных (расходы на оборону составляли 80–85 % бюджета правительства Чан Кайши). В результате сложилась система авторитарного, олигархического управления государством и экономической жизнью со стороны нескольких влиятельных кланов, близких Чан Кайши и ориентировавшихся на те или иные западные страны.[19]
В этот же период впервые обозначились позиции одного из лидеров КПК – Мао Цзэдуна. Достаточно сложным было положение Китая в годы Второй мировой войны. К концу 1941 г. большая часть экономически развитых районов Китая, включая крупнейший торгово-финансовый центр Восточной Азии, британское владение с 1842 г. – Гонконг (Сянган), оказалась под контролем японской армии. На протяжении всей Второй мировой войны Китай не представлял единого целого, а был расчленен на несколько зон под контролем японских оккупационных сил, гоминьдановских войск и коммунистов. Как Гоминьдан во главе с Чан Кайши, так и КПК под руководством Мао Цзэдуна, лидерство которого среди коммунистов окончательно утвердилось на VII съезде Компартии в Яньани (апрель-июнь 1945 г.), проводили политику лавирования между СССР, США и Великобританией. Важным событием в истории международных отношений стало участие представителей Китая в создании Организации Объединенных Наций (1942–1945). В то же время, общим моментом дипломатических усилий гоминьдановцев и коммунистов являлось стремление втянуть Советский Союз в открытую конфронтацию с Японией.
Вступление СССР в войну на Тихом океане 8 августа 1945 г. привело к изменению стратегической ситуации. 14 августа 1945 г. в Москве были подписаны Договор о дружбе и союзе между СССР и Китаем, а также серия других соглашений (об аренде Порт-Артура, совместном использовании КВЖД, признании независимости Монгольской Народной Республики). С разгромом Квантунской армии Японии северо-восточная часть Китая была превращена в главную опорную базу КПК. Программа коммунистов предусматривала свержение режима Чан Кайши, аннулирование договоров с западными державами, национализацию крупной собственности, уравнительное распределение земли между крестьянами по количеству едоков, сохранение тесного сотрудничества с СССР.
Одновременно на противоположном политическом полюсе проходил процесс консолидации политических сил вокруг фигуры генералиссимуса Чан Кайши. Юридической основой взаимодействия гоминьдановцев и западных держав стал американо-китайский договор о дружбе, торговле и мореплавании, подписанный в 1946 г. в Нанкине.
В этой обстановке переговоры о мирном, демократическом объединении страны были обречены на провал. В конце июня 1946 г. обе стороны, подталкиваемые СССР и США, перешли к открытой вооруженной борьбе, которая означала новую гражданскую войну (1946–1949).
Гоминьдановцы во главе с Чан Кайши потерпели поражение, остатки армии эвакуировались с материка на остров Тайвань, где смогли сохранить прежний политический режим.
1 октября 1949 г. в Пекине на еентральной площади Тан-Таньмынь состоялась официальная церемония провозглашения Китайской Народной Республики (КНР), которая уже на следующий день была признана Советским Союзом.
Весь период развития Китая 50-70-х гг. был неразрывно связан с политической деятельностью авторитарного лидера страны и КПК, «великого кормчего» Мао Цзэдуна. В 1950 г. после захвата Тибета под контролем КПК находилась вся территория бывшей Цинской империи, за исключением Тайваня, Гонконга и Макао. Политическая власть разветвленной сети центральной и местных партийных организаций опиралась на многомиллионный отряд членов КПК (к концу XX в. ее численность превысила 60 млн человек), хотя формально в стране сохранялась многопартийность. Высшими органами государственной власти были объявлены: законодательной – Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), исполнительной – Государственный совет (Центральное народное правительство).
Юридическим оформлением режима стала Конституция КНР 1954 г.
Строительство коммунистического общества в Китае сопровождалось различными экспериментами («большой скачок», «чистка аппарата», «культурная революция» и др.), которые затормозили экономическое и культурное развитие страны. Отношения с СССР, поначалу дружеские и добрососедские, резко ухудшились в 1960-61 гг. В 1962 г. между Китаем и Индией произошел вооруженный конфликт, вызванный пограничным вопросом в Гималаях. В 1979 г. китайские войска предприняли наступление на Вьетнам в ответ на оккупацию Камбоджи вьетнамскими войсками.
«Великая культурная революция», длившаяся с мая 1966 по октябрь 1976 г., была начата Председателем ЦК КПК Мао Цзэдуном и осуществлялась под его руководством. Для Мао Цзэдуна «простые» китайцы были не мыслящим, понимающим свои нужды и интересы народом, а безликой массой, которую Мао и партия могут воспитывать в духе прекрасных идей и черт социалистического человека. Так, были провозглашены линия «большого скачка» («десять лет упорного труда, а затем десять тысяч лет благоденствия»), генеральная линия «трех красных знамен» (включавшая индустриализацию, создание сельскохозяйственных коммун и революционное сознание), а лозунг «пусть расцветают сто цветков» (в отношении литературы, искусства и науки) был сменен на «культурную революцию».