Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Люцифер, которого не надо путать с Сатаной – Ахриманом, как это обычно происходит, играет роль Прометея в христианском мифе.
2
«Sketches of historical past of Italy», by Margaret. Albana Mignaty.
3
Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Матф. 16:19).
4
Оттон Фрезигенский, немецкий хронист на службе императора Фридриха Гогенштауфена, писал на латыни.
5
О благородный разум, гений свойЗапечатлей моим повествованьем!Данте «Божественная комедия», «Ад» II.7
6
Венеция прекрасна, Генуя надменна, Флоренция мила (итал.).
7
Вот бог сильнее меня, кто, придя, получит власть надо мной (лат.).
8
Перевод А. Эфроса.
9
Начинается новая жизнь (лат.).
10
Я твой повелитель (лат.).
11
Взгляни на сердце свое (лат.).
12
Эдзелино IV да Романо, падуанский тиран (1194–1259). – Прим. пер.
13
Аттила – предводитель гуннов с 433 по 453 г., совершавший опустошительные набеги на Европу и прозванный «бичом Божьим». – Прим. пер.
14
Недвижен стал шерстистый лик ужасныйУ лодочника сумрачной реки,Но вкруг очей струился пламень красный.(«Ад» III.97; здесь и далее
пер. М. Лозинского)
15
«Ад» III.133–136.
16
«Ад» IV.112.
17
То адский ветер, отдыха не зная,Мчит сонмы душ среди окрестной мглыИ мучит их, крутя и истязая.(«Ад» V.31)
18
Любовь, любить велящая любимым,Меня к нему так властно привлекла,Что этот плен ты видишь нерушимым.(«Ад» V.103)
19
Это видение Беатриче в триумфальной колеснице, окруженной воинством торжествующей церкви, описывает последнее видение любовной жизни Данте, видение, которое поэт подростком не осмелился описать в «Новой жизни», чувствуя себя еще недостойным.
20
Аналогичное и более детальное развитие этих идей можно найти в прекрасной главе о «Божественной комедии» в «Storia della letteratura italiana» de De Sanctis, I. P. 205 et suiv.
21
«Верую, ибо нелепо» (лат.) – формулировка Тертуллиана, имевшая целью разграничить сферу познаваемого разумом и сферу чистой веры. – Прим. пер.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги