После Октябрьской революции 1917 г. в основу организации власти был положен принцип единства системы советов как органов государственной власти снизу доверху, а местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 г. в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провел реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. В 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В 1997 и 2000 гг. к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц и другие. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 г., положил начало муниципальной реформе, которая закончилась в 2009 г., когда Федеральный закон полностью вступил в силу.
Правовые основы. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Правовую основу местного самоуправления составляют:
Конституция Российской Федерации;
общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, в том числе Европейская Хартия местного самоуправления;
федеральные конституционные законы;
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);
конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
уставы муниципальных образований;
решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан;
иные муниципальные правовые акты.
Компетенционные основы. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения. Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов РФ с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.
Формы осуществления. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются:
местный референдум;
муниципальные выборы;
голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления;
голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования;
сход граждан;
другие формы.
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:
правотворческая инициатива граждан;
территориальное общественное самоуправление;
публичные слушания; собрание граждан;
конференция граждан (собрание делегатов);
опрос граждан;
обращения граждан в органы местного самоуправления;
наказы избирателей;
другие формы.
Территориальные основы. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования. Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003–2009 гг. в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен комментируемым федеральным законом.
Организационные основы. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:
представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту;
представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию;
представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту;
В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.
В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.
Экономические основы. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:
средства самообложения граждан;
доходы от местных налогов и сборов;
доходы от региональных налогов и сборов;
доходы от федеральных налогов и сборов;
безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей;
штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления; добровольные пожертвования;
субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов);
иные законные поступления.
Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.
Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ).
Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).
Государственные гарантии осуществления местного самоуправления – средства обеспечения прав местного самоуправления, установленные государством. Гарантии – (англ. gurantee, warranty; фр. garantie – обеспечение) обеспечение. Гарантии прав и свобод – обязанности государства защищать человека, создавать правовые, политические, экономические, социальные и культурные условия для реализации его прав и свобод; деятельность международных и внутригосударственных организаций по защите прав человека.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление ст. 12 Конституции РФ. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Местное самоуправление
1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
2. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
1. Органы местного самоуправления составляют одну из главных основ любого демократического строя. В истории Российской Федерации было принято пять конституций: в 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г., 1993 г., и только в последней были заложены основы местного самоуправления.
2. Конституционный строй – система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.
Конституционный строй не отождествляют с государственным строем. Он предполагает наличие в государстве конституции. Решение споров, связанных с конституционным строем государства, относится к исключительной компетенции Конституционного Суда. Называют следующие основы конституционного строя Российской Федерации: политические, экономические, социальные, духовные. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Понятие основы конституционного строя имеет несколько значений: как институт конституционного права; как гл. 1 Конституции РФ; как находящаяся под защитой государства система принципов, определяющих и регламентирующих общественные отношения, являющиеся объектом конституционно-правового регулирования; общие основополагающие начала правовой регламентации конституционного строя.
3. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление в ст. 12 Конституции РФ. Местное самоуправление рассматривается государством как форма осуществления народом своей власти. Местное самоуправление несет в себе сочетания государственных и общественных начал, но это не изменяет природу местного самоуправления и не затрагивает право граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения[10].
4. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, под свою ответственность. Реализация этой нормы имеет большое значение для повышения эффективности местного самоуправления. Народ может и должен нести ответственность за осуществление своей власти. Если народ будет более активно участвовать в местном самоуправлении, то это позволит умножить интеллектуальный потенциал управления. Можно назвать следующие меры повышения эффективности комментируемой статьи: 1) целесообразно, например, выделить 30 % вопросов, которые обязано решать население методом прямой демократии; 2) создать условия для народа, который будет сам принимать решения, в том числе и подробный регламент; 3) создать систему мотивации народа для принятия самостоятельно решений и т. д.
5. К сожалению, в комментируемом Законе отсутствует статья о задачах законодательства в сфере местного самоуправления и о задачах, поставленных государством перед местным самоуправлением. Основной целью деятельности органов местного самоуправления является решение вопросов по удовлетворению бытовых, социальных, образовательных, медицинских и иных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Другая цель – повышение эффективности местного самоуправления. Следующая цель – развитие политической и гражданской культуры населения.
Статья 2. Основные термины и понятия
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:
сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
поселение – городское или сельское поселение;
муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;
межселенная территория – территория, находящаяся вне границ поселений;
вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
вопросы местного значения межпоселенческого характера – часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно;
органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;
должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
член выборного органа местного самоуправления – лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования);
муниципальный правовой акт – решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;
административный центр сельского поселения, муниципального района – населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
2. В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
1. При применении комментируемой статьи используются следующие понятия. Термины – элемент формализованного языка, являющийся именем объекта или именем формы. Термин (от позднелат. terminus – предел, граница) – слово или словосочетание, являющееся точным обозначением определенного понятия в области науки, техники, искусства, общества.
Понятие – отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. а также нечувственных объектов, таких как другие понятия. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями; форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей.
2. Городские поселения – населенные места, обладающие определенной людностью и выполняющие преимущественно промышленные, транспортные, культурные и административно-политические функции. Доля населения, проживающего в городских поселениях, – важнейший показатель урбанизации (обычно и индустриализации) страны или района. В ряде стран критерием отнесения населенного места к виду городского поселения является только людность или его административная роль.
Классификация городских поселений исходит из их людности (обычно выделяют категории до 10 тыс. жителей, 10–20 тыс. жителей, 20–50 тыс. жителей – эти три класса составляют малые города; 50–100 тыс. жителей – средние; 100–300 тыс. жителей и 300 тыс. – 1 млн жителей – большие города), а также характера их народнохозяйственных и социальных функций. В СССР городские поселения подразделялись на города и поселки городского типа (рабочие поселки). К городским поселениям относили в законодательном порядке населенные пункты с учетом их функций по следующим показателям людности: для присвоения статуса города (РСФСР) – 12 тыс. жителей, поселка городского типа – 3 тыс. жителей (при условии, что не менее 85 % населения – рабочие и служащие и члены их семей); в других союзных республиках критерии были несколько иные, но близкие по показателям людности.
Город (лат. urbs, старонем. Burg, франц. cite, англ. city, от лат. civitas), в древности обозначало поселение, укрепленное оградой или валом от неприятельского нападения. Город – особая территориально-административная, социально-хозяйственная, социокультурная форма существования общества, некая универсалия всемирной истории, всегда имевшая устойчивые признаки, отличавшие ее от догородских поселений.
3. Сельские поселения – населенные места или населенные пункты, не соответствующие критериям, установленным в данной стране для городских поселений. К сельским поселениям относят населенные места (независимо от их людности), в которых жители заняты главным образом сельским или лесным хозяйством, промысловой охотой, а также поселения, связанные с другими видами деятельности (обслуживание промышленности, транспорта, строительства), если они имеют малочисленное население и расположены в сельской местности. Сельские поселения подразделяют на сельскохозяйственные, несельскохозяйственные и смешанного типа (население занято в различных отраслях народного хозяйства). Кроме постоянных, т. е. обитаемых в течение всего года и существующих ряд лет, имеются так называемые сезонно обитаемые сельские поселения, как сельскохозяйственные («зимники» и «летники» животноводов в местах содержания скота, «полевые станы» и др.), так и несельскохозяйственные (летние турбазы, лагеря отдыха и т. п.). Существуют также временные сельские поселения, создаваемые на определенный срок (например, лесопромышленные поселки, базы экспедиций), и «передвижные поселения» (кочевья, переносные стоянки пастухов-оленеводов и др.).
Общее число сельских поселений во всем мире, даже постоянных, не поддается учету, так как в различных странах по-разному определяется понятие отдельного населенного пункта. Так, в США примерно 1/5 сельского населения (начало 1970-х гг.) – жители «официально зарегистрированных» сельских поселений, остальное фермерское население учитывается в целом по территориальным единицам. Во многих странах, особенно густонаселенных, при соседстве крупных сельских поселений и отдельных ферм, поместий все поселения в пределах одной административно-территориальной единицы (коммуны во Франции, Бельгии, общины и т. д.) учитываются как одно целое.
В сельских поселениях (по оценке ООН) на 1970 г. проживало 63 % всего населения мира (67 % в 1960 г.), в том числе в Африке 78 % (82 % в 1960 г.), в Южной Азии 79 % (82 % в 1960 г.), в Восточной Азии 70 % (77 % в 1960 г.), в Латинской Америке 44 % (52 % в 1960 г.), в Северной Америке 26 % (30 % в 1960 г.), в Европе (без СССР) 36 % (42 % в 1960 г.). В СССР 51 % в 1960 г. 40 % в 1974 г.