Ю. Е. Мелихов , П. А. Малуев
Антименеджмент мафии
«…Пока мы пишем на денежных знаках,Нет смысла писать о любви…»Борис Гребенщиков1. Жизнь по понятиям (с чего начать?)
То, что мы порой планируем сделать,
Вдребезги разбивается о наше нежелание
Этим заниматься.
«В жизни как?
Сначала не везет, не везет, а потом КАК НЕ ПОВЕЗЕТ и опять не везет, не везет…»
Современный афоризмДесть лет мы тратим на то, чтобы выбраться из-под стола. Еще пятнадцать – чтобы получить долгожданный аттестат и диплом, а вместе с ним определенный статус в обществе. Столько же лет мы бегаем от одного «хозяина» к другому «шефу» в поисках истины и лучшей доли. Набегавшихся, уставших, изнуренных и выжатых, нас подбирает еще один «добродетель», и мы начинаем отрабатывать свой долг. Пять, десять, пятнадцать… Нас отпускают на заслуженный отдых, а мы опускаем руки и говорим: «Не судьба»…
Мы будем правы, если скажем, что 90 % российских менеджеров существует именно по этой программе. Программа их, смеем надеяться, полностью не устраивает. Но ничего не поделаешь. Призрак коммунизма спугнули, а остров Утопия до сих пор еще не всплыл. Невозможно осчастливить всех. Но вознести достойных, мы думаем, стоит.
Вначале мы хотели бы задаться несколькими вопросами – все ли из достойных занимают лучшие, положенные им по праву места? Все ли одаренные и имеющие деловую схватку менеджеры обеспечены путевкой в жизнь? Ведь бывает и такое, что вместо одного в Ленинград летит совершенно другой человек, и согласно известному сюжету неплохо потом там обустраивается. Всегда ли награда находит своего победителя?
Конечно, лучше всего родиться богатым и знаменитым. Но эта участь ждет далеко не многих. И согласитесь, насколько скучно жить такой судьбой: когда у тебя есть все. Такие люди лишены обычных будничных фантазий, их жизнь сведена, как и у самой низшей ступени, к потреблению. Недаром большинство из них заканчивает свою жизнь более чем трагично. Здесь нет места для борьбы, и если человек творчески не одарен, то нет места и развитию.
Если у вас дело обстоит иначе, то вам несказанно повезло. Все только начинается, огромные перспективы, будущие победы и поражения, праздники и траур, командные состязания и часы одиночества и отрешенности. В этом кайф. И главное здесь – достичь своей цели. Кому-то суждено ее достичь, кому-то нет. Главное – чтобы было то, к чему нужно стремиться, как бы несбыточно и фантастически это ни звучало. Сделайте это смыслом жизни и старайтесь каждым движением, каждым мгновением, каждым жестом приблизиться к своей хрустальной мечте. Самое важное – не потерять ее из вида.
С чего можно начать свой ошеломляющий успех? Чтобы сразу и все! Пожалуй, с лотерейного билета. Купить билет с большим джек-потом, вставить его в дорогую рамку и повесить в красный угол. И побежали молиться. Если честно, вы когда-нибудь видели человека, выигрывавшего джек-пот в лотерею? Чтобы он был вашим хорошим знакомым? Мы никогда. Только и слышали, что «одна сволочь из соседнего дома…» или «сама не видела, но люди говорят, что правда».
В последнее время люди вообще много говорят и мало задумываются, что сказали. Значит, это нам не подходит. Может, попробовать ограбить банк? Взять кассу? Посвятить себя гоп-стопу? Это дело выбора.
Мы же будем заниматься тем, что попытаемся продвинуть себя по более привычной, хотя, возможно, и менее спокойной и легкой карьерной лестнице. Но, несмотря на наш «мирный» выбор, мы не намного удалимся от тех, кто полагается на вышеперечисленные способы «быстрого счастья».
В сущности, доля удачи и теория вероятности присуща любому карьеристу, а современные организации, вышедшие из романтических 1990-х гг., отдаленно напоминают мафиозные структуры. В некоторых из них до сих пор соблюдаются некоторые правила и традиции, негласные уставы и манеры поведения, нестандартные иерархические лестницы и своя обособленная ротация. Здесь главная задача – вовремя их обнаружить, понять и действовать согласно своему карьерному плану, который должен иметь каждый порядочный менеджер.
Неплохо бы его красиво оформить на листе бумаги, где в хронологическом порядке отмерить установленный вами срок и желаемый результат, которого хотелось бы достичь к определенному моменту[1]. Допустим, в 25 лет вы решили сменить работу, в 30 получить место руководителя отдела, в 40 вы директор дочернего предприятия, а в 55 у вас вообще огромное счастье – рождается первый внук и до пенсии рукой подать!
Для чего это нужно? Наверное, чтобы это произошло, чтобы мечты стали явью, а планы привели к желаемому результату. Запрограммируйте сами себя на успех, пока это не сделал за вас кто-то другой, и следуйте своей же инструкции! Мы думаем, себе-то вы можете доверять. Ну… хотя бы немного.
Начнем свой путь? Мы выбрали дорогу карьериста. Этому герою нашего времени всегда не терпится что-то сделать, что-то сказать, кому-то угодить или, наоборот, немного поставлять палки в колеса таким же, как он. Его жизнь может быть полна интриг, бизнес-сражений, осад, набегов и глухой защиты.
Как мы уже говорили, любая организация придерживается своих внутренних правил, но какими бы они не были, у всех есть одно общее – люди. А они часто легко предсказуемы, а значит, управляемы. Этим мы и будем пользоваться в своем долгом и в чем-то романтическом карьерном пути. Начнем? Как говорится, хватит откладывать, пора высиживать!
Итак, нам предстоит внедриться в какую-то организацию. Для меня не важно, что это будет – табачная фабрика, супермаркет, магазин нижнего белья или атомная электростанция, это важно для вас. К этому моменту вы должны были четко определиться со своим бизнес-либидо, чтобы потом резко не сменить ориентацию. Хотя все возможно в этом мире. Единственное, что здесь могу посоветовать, – полагайтесь на собственную интуицию.
Если вы мечтаете работать в большом и светлом офисе, а там на данный момент есть лишь одна вакансия помощника менеджера, идите туда. Не спешите за большим кушем в организации, к которым ваше нутро не располагает, пусть даже за большие суммы. Так или иначе вы все равно будете думать о первом варианте, задавая себе один вопрос: «А что, если бы я выбрал то место?» Эти мысли окажут вам медвежью услугу. Так было не раз и не с одним покорителем ветряных мельниц. Следуйте только тому, что вам хочется.
Надеемся, с этим мы тоже определились. Следующий наш шаг – это разведка. Да, да… Мы же говорили, что карьера – это тоже поле боя, та же стратегия и тактика. В чем заключена первая разведка? Конечно в сборе информации. Не стоит переодеваться в фирменную одежду сотрудника или выдавать себя за курьера и приносить купленную на последние кровные пиццу им в офис. Хотя, если вы на столько авантюрны и артистичны, то низкий мой поклон и самые хвалебные слова. Мы рады за таких, как вы, нескучно живете. Для нашей первостепенной разведки нам не потребуются результаты анализа мочи генерального директора или отчет по «черной» кассе главного бухгалтера. Хотя… Чем черт не шутит.
Мы предлагаем вам разузнать все, что может интересовать вас в этой организации, и все, что может повлиять на принятие вашего решения войти в их круг или обегать богомерзкое заведение.
Если это фирма занимается розничной торговлей, потолкайтесь в ее магазинах, побеседуйте с продавцами, попросите «любимую» книгу жалоб. Обратитесь к покупателям, расспросите их, наведите, как говорится, справки.
Как правило, стервозные продавцы, частые жалобы и недовольства покупателя обслуживанием – не признак хорошего менеджмента или радужных перспектив роста. Скорее всего руководство выбрало стратегию самодостаточности – «На наш век хватит, а после пенсии хоть трава не расти».
Как правило, такие организации существуют лишь потому, что предлагают покупателю и клиенту уникальный или повседневный товар и не «обременены» достойными конкурентами. Здесь получиться работать только на себя, а не на свое имя или карьеру – сколько удалось «откатить», «впарить», «списать» столько и получишь. Рискуешь не только всем сразу, но и, что самое опасное, – своей репутацией. Искать работу с клеймом «крысы» не совсем походящее для карьериста занятие, если вы не экстремал. Работа в магазине с хорошим сервисом, положительными отзывами и учтивым персоналом говорит сама за себя.
Если вы видите изо дня в день одних и тех же продавцов с нейтральными (минимум) или заинтересованными и улыбающимися (пик совершенства) лицами, можете рассчитывать на благоприятную атмосферу внутри конторы, потому как у нас в России, в отличие от зарубежья, продавец – зеркало фирмы, и притворяться счастливыми в дурной компании наш российский человек долго не сможет.
Если ваш выбор пал на контору, деятельность которой не связана с магазинами, базарами или «точками» либо исключает возможность прямого общения с представителями фирмы, придется совершить небольшую аферу. Как правило, такие конторы оказывают услуги другим фирмам, поэтому нужно стать другой фирмой.
Позвоните им по телефону и выдайте себя за сотрудника одной из заинтересованной сотрудничеством организации.
Не стоит представляться начальником отдела или генеральным директором, вас раскроет любая посудомойка. Пообщайтесь, задайте вопросы о деятельности фирмы, услугах, поинтересуйтесь личными проблемами менеджера. Если человек попадется болтливый, то вам несказанно повезло. Спрашивайте все, что вас интересует, но не забывайте о тактичности, перегнете палку – вас пошлют со всеми вашим планами и стратегиями в одно хорошее место.
Бывают трудные случаи – типичные официальные лица отвечают только по делу, других вопросов избегают, о себе говорят кратко, представляются по имени-отчеству. Выход один – перезвонить позже. Есть шанс попасть на другого менеджера, посговорчивее. Если таковых не найдется, считайте, что у компании либо слишком много темных делишек и сотрудники боятся «ляпнуть в эфир» что лишнего, либо вы попали в монастырь. В таком случае проверьте номер телефона.
Разумеется, не все будущие карьеристы настолько коммуникабельны и словоохотливы, есть среди вас и замкнутые особы, и весьма стеснительные. Смеем вас огорчить, мы не дадим советов, как стать общительнее и побороть свою профессиональную робость. Это личная проблема каждого, и если вы решили стать профессиональным менеджером, постичь профессиональные секреты, добиться признания, авторитета и популярности в профессиональных кругах, то у вас не может быть комплексов, на них просто не останется времени. Но для начала мы все-таки предложим прибегнуть к помощи своих друзей или одаренных знакомых, которые смогут позвонить и представиться всеми, кем угодно, и собрать столь необходимую для вас информацию.
Честно говоря, ваши друзья должны быть с вами постоянно, они потребуются вам не один раз. Ментальность российского человека все еще строится на старой поговорке «Один в поле не воин». В моменты вашей карьерной «мобилизации» никто, кроме них, не сможет вам ничем помочь, ни поручиться, ни поддержать, ни выступить в защиту. Но об этом мы поговорим чуть позже.
Но все-таки вернемся к нашему разведштабу, и коль мы упомянули друзей, перейдем к вторичному кругу информации. Для нас – россиян – подчас слухи значат гораздо больше, чем мнение компетентных специалистов или гуру. Вспомните себя, когда вы покупали какую-то дорогую вещь: чему вы доверяли больше всего?
Конечно, специальная литература, гламурные журналы, советы консультантов в салоне влияли на ваше решение, но стоило услышать в толпе или магазине, метро фразу с острой критикой в адрес вашего практически состоявшегося выбора, как он враз перечеркивался в вашем сознании. И снова журналы, газеты, салоны… В конце концов вы собирали консилиум из друзей и знакомых, и сообща, а чаще по выбору большинства делали свой выбор. 53 % населения страны доверяют мнению друзей, коллег и знакомых, 32 % – специалистам и независимым экспертам (в том числе специализированной литературе, телевизионным программам, интернет-сайтам), чуть менее 9 % – консультантам в магазинах и салонах.
Пора обратиться за информацией и к ним. Спросите, почему во вторую очередь? Потому что в начале необходимо сделать все, что возможно, самому, а потом прибегать к помощи других. Ведь помощь – это одолжение, а одолжение – это то же самое, что и долг. И по нему рано или поздно придется заплатить. Поэтому необходимо выстраивать свои ходы так, чтобы ваши долги были сведены к минимуму. Нет, это не уход в себя или затворничество, просто так надежнее, поверьте. Иногда приходится отдавать долги в самое неподходящее время. Помните об этом. Помните, но не бойтесь при острой необходимости пользоваться этим по праву стратегическим ресурсом российского менеджера. Ведь платить по долгам – это тоже почетная обязанность и хорошая манера, которая высоко ценится в нашем неспокойном мире. Помните «Крестного отца» Френсиса Копполы, как не хотел Дон Карлеоне помогать пренебрегшему его дружбой человеку? Ведь принять услугу – это признать свою необходимость в данном человеке, а это самый лучший комплимент для каждого.
Попытайте своих друзей на тему интересующей вас организации. Что они знают о ней, возможно, кто-то раньше там работал, кто-то является постоянным клиентом (покупателем), возможно, их близкий или дальний родственник состоит на службе либо (что еще лучше) занимает руководящий пост. Если на вашу удачу такие люди окажутся среди ваших знакомых и друзей, вы должны прежде всего поинтересоваться не размером и периодичностью выплаты заРАБотной платы, настоящего карьериста должно интересовать внутреннее устройство предприятия.
Разузнайте о хитросплетениях так называемых внерабочих отношений, о негласных авторитетах, о прецедентах, если таковые были, продвижениях по служебной лестнице, и за счет чего они достигались. Если такая информация у вас будет на руках (или в ушах), то это значительно облегчит дальнейшее сосуществование и адаптацию в фирме.
Как мы отмечали, такая информация не может быть достоверной на 100 %. Любой слух, донос или новость, полученные из уст другого человека, несут на себе значительный личный отпечаток. Кто-то кого-то невзлюбил, что-то кому-то недодали, обсчитали, обманули и, в конце концов, просто, так скажем, «поимели». Подчас гнев бывает неоправданным или преувеличенным, но, несмотря на это, может значительно преломить через свою корыстную призму, существующую действительность. Именно поэтому такая информация должна учитываться вами во вторую очередь после первоисточника. Многие практикующие менеджеры знают такую особенность, но все равно продолжают полагаться на «сломанный телефон»[2] и подчас совершают непростительные ошибки, прежде всего в управлении персоналом.
Если ваш осведомитель будет лицом весьма уважаемым и авторитетным для выбранной вами контора, то, кроме достоверной информации, от него можно получить и неплохие рекомендации, что, несомненно, станет еще одной козырной картой в вашей колоде.
По общему количеству счетов, получаемых нами за телефон, Интернет и спутниковое телевидение, можно понять, что мы живем с вами не в век Возрождения или позднего романтизма, а в прогрессирующую Информационную эпоху. Сейчас жизненный цикл информации, за которой новость превращается во всем известный и неактуальный факт, составляет от 2 дней до 1 ч. Радио и телевидение иногда не успевают предоставлять необходимую менеджерам информацию для принятия того или иного решения. В этом их сильным конкурентом стал Интернет. Его оперативность, возможность ежесекундного обновления и вседоступность сделали из него эффективный и относительно компетентный новостной источник.
Что из Интернета можно узнать в качестве первичной информации для себя? Во-первых, существующий официальный сайт. Сейчас даже мало-мальски уважающая себя контора имеет в Глобальной паутине свое представительство, будь то глобальный электронный офис с возможностью оплаты покупки и последующей доставки до покупателя или скромная электронная визитка, содержащая общую информацию об организации, ее вид деятельности, преимущества и контактные телефоны и адреса.
Кроме этого, у действительно заинтересованных в благополучии и развитии своего персонала организациях на сайтах существует закладка «Персонал», где посетитель может ознакомиться с общей концепцией и задачами в управлении персоналом, перспективой, открывающейся перед сотрудниками. Тут же, как правило, есть список вакантных должностей и бланк резюме. Хорошим примером такого сайта может послужить Интернет-представительство компании «Юкос»[3], действительно приятный для посетителя сайт.
Каковы минусы такой информации? Одна из главных задач любого интернет-ресурса – продвижение товара, услуги и способствование увеличению объема продаж. Стало быть, это реклама. И как вся реклама обладает общими свойствами – преувеличением своих достоинств и сокрытием изъянов и отрицательных моментов в работе организации. Делайте соответствующие выводы.
Кроме официального сайта конторы, следует проверить так называемый информационный шум в Интернете. Это могут быть заметки о фирме на новостных порталах, старая или действующая реклама, отзывы партнеров, рекомендации специалистов, возможно, другие неофициальные сайты. Достоверность информации так же не может быть выше, чем у обычных сплетен, потому как в Интернете есть тоже свои заинтересованные стороны и свои униженные и оскорбленные.
Бывает и такое, что контора не имеет своего сайта вовсе. Как правило, это очень маленькие компании, которые не могут себе позволить такую роскошь, либо, если контора по первому впечатлению достаточно прибыльна, это следствие неграмотного и несовременного менеджмента. Но данный факт не должен серьезно сказываться на вашем выборе, потому как, возможно, все это исправиться и именно с вашим приходом. В любом минусе есть свои небольшие плюсы. Правда, очень небольшие.
Итак, после сбора информации, ее обработки и анализа (как это оговаривается в каждом учебнике менеджмента) перед вами должна предстать более или менее четкая картина о состоянии дел в выбранной вами конторе, о ее перспективах, соответствии современным управленческим нормам, правилах, традициях, и словно у криминальной группировки – неписанных, но авторитетных законах и табу. Если вы человек одаренный, не обиженный Господом и действительно потенциальный карьерист, способный не только привнести в существующую организацию свои веянья, но и готовый кардинально поменять их, что говорится, «подмять» их под себя, желающий если не встать во главе компании, но стремящийся к самым высоким вершинам, то настало время войти в игру. С некоторыми козырями на руках, при правильном их использовании вас ждут весьма радужные перспективы. Ваш ход, сэр!
Выводы по главе1. В начале поиска работы, определитесь с целями в жизни.
2. Определите, на какие поступки и действия для этого вы сможете пойти, и какую цену вы за это сможете заплатить.
3. Соберите максимум информации об интересующей вас фирме.
4. Слушайте сплетни и слухи, но доверяйте им не больше, чем табличке профессионального «нищего» в метро.
5. Будьте современным. Узнайте о деятельности фирмы из Интернета.
6. Заручитесь поддержкой своих друзей, но не лезьте в долги!
7. Доверяйте интуиции.
8. Начните действовать уже сегодня!
2. Кинь понты (создаем себе легенду)
Весь мир – театр.В нем женщины, мужчины – все актеры.У них свои есть выходы, уходы,И каждый не одну играет роль.В. ШекспирЗнаете, чем отличается жизнь карьериста буржуйской страны от жизни нашего доморощенного «повстанца»? Зарубежный карьерист живет и работает с интересом и увлеченностью своим делом, а наш, как правило, с безвыходностью, отсутствием другой альтернативы, вся его жизнь сводится к формулировке «ну вот уже будильник…», «опять даже не пожрал нормально» и «слава Богу, на сегодня все». Редко кто действительно заинтересован в трудовом процессе, а если таковые и имеются, то это скорее исключение, чем правило.
Доволен своим результатом и процессом только управляющий, учредитель компании, будем называть его Хозяин. Непременно с большой буквы, возможно, от уважения, а возможно – и от желания обозначить человека, с которым нужно вести себя более чем осторожно.
Как бы не внушали простым смертным, но так уж повелось со времен крепостничества и было закреплено в 1917 г. «революцией против богатых», что большая часть подчиненных недолюбливает своего Хозяина, завидует и отчасти недопонимает, что их успех и благосостояние напрямую зависят от успеха и удач в деловой и личной жизни их Покровителя. Некоторым, конечно, удается отчасти переубедить своих подопечных, где-то финансово, где-то морально, редко грамотным внутрикорпоративным PR. Но часто Хозяин сам становится провокатором людской непокорности и недоброжелательности.
Возможно, потерпевшие от своих сотрудников обман, предательство, уличившие за подчиненными «крысятничество»[4], они поднимаю планку требований к работникам и претендентам, что нередко вызывает нарекания со стороны последних – «много хочет, да мало получит!»
Воистину прощение, в таком случае – это благодать!
Хотим привести пример требования к сотруднику, а конкретно финансовому директору от одной из столичных организаций:
«…будьте готовыми к тому, что мы от вас потребуем:
Мужчина
Возраст до 35 лет
Высшее образование (только профильное)
Опыт работы (по специальности от 5 лет)
Универсальность (знание бухучета)
Конкретные дела, которые помогли увеличить прибыль компании
Четкое знание программного обеспечения (финансового + системы «Гарант»)
Развитые интеллектуальные способности
Способность быстро обучаться
Коммуникабельность
Инициативность
Систематичность
Способность прогнозировать и анализировать (умение заранее определять несостоятельность клиента или организации)
Мотивация
Пунктуальность
Порядочность
Самоконтроль
Упорство в решении проблем
Стремление к профессиональному росту…»
Кроме того что здесь нарушены основные права российских граждан (дискриминация по половому и возрастному признаку), у многих из вас отпало желание бороться за такое место. А напрасно. Значит, вы себя недооцениваете, занижаете свою цену, умышленно ставите барьер. То, что вы сейчас делаете, это один из признаков неустремленности карьериста. Настоящий карьерист – это прежде всего игрок! Как в деловом, так и в обыденном – театральном смысле слова.
В то, что написал в этом объявлении работодатель он и сам верит на 50 %, и готов первый пойти на уступки. В России никогда не будет цивилизованного Рынка, максимум, на что мы можем рассчитывать – приличный Базар. А на базарах принято торговаться. Рынок труда не исключение. Здесь можно сбивать цену и торговаться с каждым продавцом-работодателем.
Порой подслушанные разговоры о потенциальных соискателях ничем не отличаются от торга испанцев на рынке рабов, здесь обсуждаются не только профессиональные навыки, но и манера поведения, одежда, внешность, благосостояние, дети (не являются ли они обузой), взгляды работника на жизнь, на то она и называется РАБота. Надеемся, у вас есть способности к торговле, и вы сможете в таком случае склонить работодателя к компромиссу.
Хотя есть пример региональной фирмы, которая более полутора лет искала человека на должность руководителя юридического отдела, и в конце концов была вынуждена снизить установленные требования. Все в жизни случается.
Но что делать, если ваши навыки явно не подходят под предъявленные требования, а желание получить это место невозможно побороть? Не нужно спешить и идти на танк с перочинным ножиком. Нужна серьезная подготовка.
Как мы уже отмечали, карьерист – это не только профессионал в своем деле, но и неплохой актер, интриган и немножко аферист.
Есть немало примеров, когда соискатели выдавали себя за других людей, в частности умышленно поднимали свой профессиональный статус, предъявляя поддельные дипломы и рекомендации. Вы скажете – преступление? Несомненно! Преступление перед обществом, но не перед собой, не перед своей семьей, не перед своим будущим.
Могу привести не один пример карьеры профессионалов, которые достигли своего положения путем обмана, спекуляции на чувствах, хитростью. Вся жизнь игра, и это действительно так. В карьере это прослеживается наиболее явственно, и, если вы не хотите жить на одну зарплату и свести профессиональную деятельность к выполнению рутинной и повседневной работы, вы должны играть! И временами крапленой колодой. Таковы правила игры.
Помните американский фильм «Поймай меня, если сможешь» («Catch me, if you can»)? Герой успешно пользовался подделанными дипломами, чтобы получить желаемое место. Конечно, мы не подбиваем вас на это, тем более проводить такие эксперименты в медицине – просто не желаю быть жертвой вашего излишнего артистизма. Но не учитывать такие варианты просто нельзя.