Книга Энциклопедия воспитания и обучения ребенка. Книга для родителей - читать онлайн бесплатно, автор Лариса Николаевна Славгородская. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Энциклопедия воспитания и обучения ребенка. Книга для родителей
Энциклопедия воспитания и обучения ребенка. Книга для родителей
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Энциклопедия воспитания и обучения ребенка. Книга для родителей

Вы, безусловно, можете остановить развитие чувства силы у ребенка, но это только сделает его беспомощным, безответственным, обозленным человеком. Так нельзя поступать, это неверный путь в жизни, поскольку ребенок впоследствии не сможет контролировать себя и будет наносить вред и себе, и окружающим его людям.

Четырехлетний Миша толкнул Виталика и он упал. Мама стала его ругать: «Миша, я же тебя вчера ругала за то, что ты толкнул Машеньку, и она упала, ты сказал, что больше не будешь так себя вести!» Миша посмотрел в глаза маме и со слезами ответил: «А я и не толкаю Машу, я толкнул Виталика».

Конкретность детского мышления, недостаточная способность к обобщению, неумение проводить аналогию в поступках – все это определяет поведение ребенка: малыш обещает не делать того, за что его порицали, но… в аналогичной ситуации вновь поступает так же; замечание, сделанное другому ребенку, не относит к себе. У него «короткая память», и то, о чем говорилось вчера, сегодня забыто.

Развивающееся чувство силы ребенка никак не может быть направлено против вас. Он делает все только для себя. Малыш противостоит вам, поскольку от этого он чувствует себя более сильным.

Если вы решили, что некоторые ограничения послужат ребенку на пользу, непременно осуществите свои намерения. Даже если вам и захочется в какой-то мере облегчить жизнь малыша, особенно когда вы устали, не делайте этого.

Когда вы говорите своему ребенку, что ему нужно ложиться спать именно в то время, о котором вы с ним договорились, будьте готовы применить наказание, если он не захочет этого делать.

Скажите ему: «Если ты не пойдешь спать в то время, которое сам выбрал, то завтра я не разрешу тебе самому принимать решение». На следующий вечер вы должны обязательно выполнить все, что обещали.

Создание силы

Наблюдал только одно действие розги – она или притупляет, или озлобляет душу.

М. Монтень

Может оказаться, что ваш четырехлетний малыш захочет все делать самостоятельно и только для себя.

Вам может показаться, что ребенок стал слишком упрямым и хочет самостоятельно управлять всем домашним хозяйством. На самом деле вполне возможно.

Что может думать и чувствовать ваш ребенок

С детьми мы должны поступать так же, как Бог с нами: он делает нас самыми счастливыми, когда дает нам носиться из стороны в сторону в радостном заблуждении.

И. Гете

Малыш думает: «Я уже такой большой. Я могу делать абсолютно все».

В течение предыдущей стадии развития ваш малыш повысил уровень своих знаний, постоянно общаясь с окружающим миром и узнавая много нового. Теперь ребенок учится строить взаимоотношения и применять свою силу. Он делает основной упор на развитие эмоциональных навыков.

Первоначально он стремится достичь этого, просто приобретая силу. Ребенок направляет свои действия непосредственно против другого человека. Вы должны понять, что он еще не научился сочувствовать окружающим. Это придет позже, в течение следующего этапа развития. Но ребенку все же интересны другие люди, в особенности его ровесники. Он постепенно начинает понимать, как нужно вести себя с ними. На самом деле у малыша не так уж много времени, чтобы возиться с родителями. Он действует с определенной целью: научиться контролировать свою независимость.

Поскольку ребенок вам доверяет, он будет испытывать вас больше, чем всех остальных. С вами он чувствует себя в безопасности, и, как это ни парадоксально, малыш будет на вас давить, потому что вы все делаете так, как надо.

Успокойтесь. Вы не только не делаете что-то не так, вы еще и прекрасный помощник своему крохе. Ему необходимо действовать в безопасности, и именно вы можете ее предоставить.

Ваша задача – постоянно следить за действиями ребенка. Накладывайте больше запретов, если чувствуете, что он находится в опасной местности. Ограничивайте ребенка так же, как вы это делали, когда ему было три года.

Вам не стоит беспокоиться о том, что ребенок пытается сделать вещи, которые ему совершенно не под силу. Если ребенок попадает в беду, то это случается отнюдь не от недостатка способностей.

У малыша еще нет достаточного опыта, чтобы знать обо всех опасностях, которые таит окружающий мир. Он чувствует себя непобедимым по отношению ко всему, что ему хоть как-то знакомо. Защитите ребенка, научив его осторожности, не запрещайте ему использовать силу, иначе вы сделаете малыша беспомощным и пугливым.

Упрямство, суетливость, требовательность – необходимые качества ребенка в течение данного периода. Именно они помогут малышу развить способность удовлетворять свои потребности.


Родители должны:

Ребенок должен видеть вас сильным, чтобы он смог развить ответственность. Если вы не будете готовы применить силу по отношению к ребенку, то он может стать слишком требовательным, поскольку его естественное желание заботиться о себе очень велико. Малыш может украдкой применять силу у вас за спиной, тогда вы не сможете контролировать развитие его силы.

Вы должны научить малыша тому, как можно использовать силу приемлемым для вас и для окружающих людей способом. Например, вы можете сказать ему: «Если ты говоришь мне о том, что хочешь делать, не спросив моего разрешения, я не обижусь, но ты должен говорить со мной спокойным голосом».

Только так вы сможете научить своего ребенка быть общительным и сильным человеком.

Несмотря на то, что вы предоставляете ребенку право действовать самостоятельно, не следует забывать и о вашем контроле. Нужно направлять малыша, не отнимая у него возможность быть сильным. Скажите ему: «Я очень рада, что ты говоришь мне о том, что хочешь делать, спокойным голосом. Я говорю «нет» только тогда, когда на это есть веская причина».

Когда ваш малыш говорит, что он больше и сильнее, чем вы, согласитесь с ним. Действуйте уверенно, не давайте ребенку повода для сомнений. Вы дадите ребенку понять, что с уважением относитесь к его способностям, а также станете в его глазах сильным покровителем и помощником, тем, кто постоянно следит за тем, чтобы все его желания и потребности были выполнены. Только так он будет чувствовать себя в безопасности.

Вам необходимо продолжать осуществлять такой подход, пока ребенок не станет подростком. Затем придет время, когда вся ответственность за свои поступки ляжет на самого ребенка. А пока ему необходима ваша помощь. Помните, ребенок создает силу, которой у него пока еще нет.

Родителям нельзя показывать свою силу. Вы, конечно же, можете заставить его подчиниться, используя силу или страх, но если вы так поступите, то лишите его способности стать ответственным человеком, способным контролировать себя. Более того, это может послужить причиной появления злости у ребенка.

Также вы лишаете себя возможности общаться с человеком, которого любите и который впоследствии превратится в приятного, способного подростка.

Ваш малыш может чувствовать себя сильным только тогда, когда вы рядом и готовы защитить его. Вы нужны ребенку, и так будет всегда, поскольку вы являетесь твердым основанием силы, способной его поддержать, но не обидеть.

Применяя физическую силу или заставляя ребенка чувствовать свою вину, вы лишаете его возможности развить необходимые навыки и силу. Покажите ребенку то, что вы чувствуете, и попросите его исправить свою ошибку.

Становление силы

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.

Ж.-Ж. Руссо

В возрасте четырех лет ваш малыш будет не только высказывать свое мнение, но и захочет контролировать каждый аспект своей жизни. Он также может стать более агрессивным в физическом плане, на него будут жаловаться родители обиженных детей, воспитатели детсада.

Первоначально ваш ребенок открыл силу, потом он начал постепенно ее приобретать, а теперь создает ее самостоятельно. В этом возрасте он не только вырастает и становится более сильным физически. Ваш малыш развивается морально. Ему необходимо себе это доказать. И он делает это, доказывая все вам. Ему необходима практика, и он получает ее, общаясь с родителями.

Поэтому все, что делает ваш ребенок, будет больше и смелее. Он будет преувеличивать все гораздо сильнее, чем когда-либо. У вашего крохи появилось новое чувство, и он еще не понимает, как нужно его выразить, поэтому стремится сделать все по максимуму. Немного силы и навыков – это хорошо, но огромное количество силы – гораздо лучше.

Ваш малыш не просто озорник, он еще не знает, как расходовать свою энергию в определенной ситуации. Кроме того, в данном возрасте ребенок осознает свой физический потенциал гораздо лучше, чем эмоциональные и социальные навыки. Поэтому в результате для него гораздо легче и продемонстрировать свою физическую силу и ее сдерживать.

Малыш действительно уверен в том, что может сделать все, что, по вашему мнению, ему не под силу. Более того, ребенок постепенно преодолевает страхи и волнения, связанные с прошлым, поэтому ему необходимо снова и снова доказывать себе и окружающим, что он может достичь поставленной цели. Впервые у вашего малыша появляются какие-то цели и намерения. Вспомните о том, что для трехлетних детей это не представляет совершенно никакого интереса. Сейчас же все изменилось.

Например, ребенок хочет убедиться в том, что он больше не боится темноты. Или ему захочется испробовать свои силы и выдавить пасту из тюбика. Когда же малыш захочет посмотреть, насколько громко может кричать, он будет пытаться заставить другого исполнить все его капризы. Помните, ваш ребенок не пытается кого-то обидеть, а доказывает себе, что он может сделать то, что задумал.

Уровень навыков четырехлетнего ребенка намного выше по сравнению с предыдущим периодом. Внимательно следите за действиями вашего крохи. Вы должны знать, когда нужно вмешаться, а когда предоставить ему полную свободу.

Не забывайте про ограничения и просто больше смейтесь вместе с малышом.


Родители должны:

Определите четкую систему запретов и ограничений. Например, вы не хотите, чтобы ребенок обижал других детей или ломал вещи. Вы можете запретить ему выходить одному на улицу поздно вечером, поскольку это опасно, или проследите за тем, чтобы он вел себя как следует в детском саду.

После того как вы определитесь с необходимыми ограничениями, следует немедленно принимать меры, если ребенок им не подчиняется. Будьте решительны, но не агрессивны. Ваша задача – научить ребенка правильно вести себя в определенной ситуации. Когда ваш малыш проявляет агрессию по отношению к другому ребенку, прервите их игру и скажите, что он должен спокойно объяснить товарищу, чего он хочет. Вам стоит добавить: «Я не разрешу тебе играть с Ваней, потому что ты ведешь себя неправильно. Нельзя заставлять других делать то, что ты хочешь».

Затем заберите ребенка на некоторое время. Пяти или шести минут будет вполне достаточно. Более долгий промежуток времени не окажет должного воздействия на ребенка. Только так малыш поймет, что обижать другого нельзя. В противном случае вы не разрешите малышу играть с Ваней.

После того как вы установите запреты, которые, по вашему мнению, наиболее необходимы, нужно следить за тем, чтобы ребенок им подчинялся.

Не используйте грубую силу, чтобы заставить ребенка подчиниться вашим указаниям.

Телесные наказания и принуждения могут на какой-то период ограничить проявление силы ребенка. Но с течением времени все обернется только в худшую сторону. Ваш малыш либо потеряет способность использовать свою силу, а следовательно, не сможет в будущем стать ответственным человеком, либо он станет агрессивным человеком, который будет срывать свою злость на тех, кто слабее его. Ваш ребенок превратится в мучителя. Вы должны думать о том, кто вырастет из вашего малыша.

Для того чтобы ограничить действия ребенка, необходимо использовать жесткие меры, но они не должны быть насильственными по отношению к малышу. Если он делает что-то, что вы не одобряете, используйте слова, которые напомнят малышу о последствиях его поведения. Например, если ваш ребенок портит мебель, спокойно, но решительно скажите ему: «Если ты будешь ломать мебель, тебе придется починить все, что ты сломал». Никогда не бейте ребенка, если он подрался с другим малышом. Это только усилит его желание делать все вам наперекор. Лучше скажите ему: «Ты не будешь играть со своим другом, пока не научишься контролировать себя. Теперь ты отправишься в свою комнату и подумаешь над своим поведением».

Временами становится все труднее подчинить ребенка и контролировать свои действия. Все же в возрасте четырех лет практически все дети одинаково развивают свои навыки и проявляют силу.

Некоторым детям, которые не могут контролировать свою силу, может понадобиться помощь.

Если вы с ребенком оказались в подобной ситуации, необходимо предпринять все необходимые для этого меры. Окружающие не обязаны мириться с поведением вашего малыша. Агрессивность ребенка – это признак того, что ему чего-то не хватает. Ни вы, ни он в этом не виноваты, но проблема возникла, и следует ее решить.

Многие дети, которые проявляют агрессию в данном возрасте, просто неправильно выражают свою силу. Постоянные изменения в поведении ребенка говорят о том, что он растет и развивается.

Испытание силы

Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые сами им привили.

Ф. Шиллер

Когда вы начнете понимать и постепенно привыкать к тому, что ваш малыш любит покомандовать, а иногда ведет себя агрессивно, ему понадобится прибегнуть к другому способу поведения. Но кто же выигрывает от этого? В большинстве случаев вам кажется, что в выигрыше остается ребенок.

Если в течение последних двух периодов развития ребенка больше всего интересовало общение с окружающими его предметами, то теперь его интерес перемещается от предметов к людям. Ваш маленький любознайка стремится узнать, чем же таким люди могут быть ему полезны. Иначе зачем нужно общаться с бесполезными людьми? И поэтому вы на него не должны обижаться. Малыш все еще не умеет сочувствовать, он научится этому только к пятилетнему возрасту.

На данном этапе ребенок использует окружающих в собственных интересах, не потому что он жадный или бессердечный. Просто малыш воспринимает всех людей так же, как и обыкновенные предметы, которые его окружают.

Это вполне нормально. Вы все делаете правильно.

Во время третьего периода развития ваш малыш уже научился обращаться с предметами. Они ему понятны, и вот пришло время взяться за людей. И это у него очень хорошо получается. Ребенок постоянно наблюдает за окружающими и стремится им подражать, он учится быть таким же человеком. Похоже, ему это очень нравится.

Малышу хочется по возможности избегать проблем, хотя вам очень трудно в это поверить, поскольку в течение данного периода их было настолько много, что даже трудно пересчитать. Ребенку выгоднее быть на одной стороне с вами. И лишь тогда, когда ему нужно будет выбирать между вами и предметом своих желаний, он, конечно же, выберет свой интерес. По мере взросления ребенок будет стремиться находить компромисс и делать так, чтобы и ему, и вам было хорошо.

Когда малыш настраивает одного родителя против другого, он таким образом пытается управлять ситуацией и заполучить то, что хочет. Когда все же действия ребенка переходят допустимые границы, вы должны остановить его. Родителям необходимо объединиться, создав четкую систему запретов и вместе оказывать сопротивление. Проблема возникает тогда, когда родители не хотят или не могут действовать слаженно. Это приведет к тому, что ребенок будет продолжать настраивать одного родителя против другого и в конечном счете сам окажется в проигрыше. Его накажет и один, и другой родитель.

Подумайте, какие запреты являются наиболее важными и необходимыми для ребенка, и обязательно позвольте ему проявлять свою силу в других ситуациях. Улыбнитесь и похвалите малыша: «Какой ты молодец! Ты сделал лучше, чем я». Когда вы показываете ребенку, что признаете его победу, то таким образом помогаете ему развивать чувство силы.

Прямо и честно скажите малышу о том, что вы хотите научить его, как получить все, чего он хочет. Обратите внимание на то, что когда он говорит спокойным голосом и улыбается, помогает убирать, вы сделаете для него все, что в ваших силах. Ваш четырехлетний малыш обязательно запомнит эти слова.

Общаясь с ребенком и интересуясь его мыслями, вам наверняка удастся переубедить его. Малышу нравится, когда к нему относятся с уважением, поэтому ему не так трудно согласиться с вашими предложениями. Вы учите ребенка тому, как можно достигнуть взаимного компромисса, поэтому в следующий раз он наверняка согласится снова с вами сотрудничать.

Малыш должен знать, какие запреты являются обязательными, а какие поддаются обсуждению. Помогите ребенку увидеть эту разницу.


Три типа запретов:

1. Безоговорочные запреты, как, например: «Ты не должен брать мои вещи (бить других детей, брать чужое)».

2. Запреты, которые поддаются обсуждению, такие как: «Давай решим вместе, как можно сделать так, чтобы нам обоим было хорошо».

3. Свободные запреты, например: «Ты сам решишь, в чем пойдешь на улицу». Запреты подобного рода позволяют ребенку контролировать ситуацию и концентрировать силу в своих руках.

И вот еще что, дорогие родители, ваши запреты должны быть постоянны. Не привносите изменения в зависимости от вашего настроения и распорядка дня. Если все-таки вы решили что-то изменить, делайте это честно и открыто. Ребенок не прощает лжи и не забывает, что вы с ним были нечестны. Пусть ребенок знает причину, по которой вы так поступаете. Не изменяйте слишком много запретов за один раз.

Покажите ребенку, как нужно это делать правильно. Он же поступает так, как присуще любому человеку. Малыш не делает ничего плохого, он всего лишь делает то, что не нравится вам.

Нарушение запретов

Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.

К.Д. Ушинский

Четырехлетние дети часто лгут и берут вещи, которые им не принадлежат. Это совсем неудивительно, даже если еще в младенческом возрасте вы учили их, что говорить неправду и брать чужие вещи нехорошо.

Фактически в данном возрасте малыш может взять что-нибудь из садика или принести из гостей, а когда вы попытаетесь его в этом обвинить, он начнет лгать. Если вы его спросите, почему он взял эту вещь, то получите ответ: «Я нашел ее» или «Я не знаю». И когда вы попросите ребенка вернуть вещь, он может отказаться.

В этом возрасте ребенок не только становится более независимым, но он также пытается понять, что представляют

из себя запреты и зачем вы их создаете. Сейчас ребенок стал гораздо более способным, поэтому вам придется усилить запреты в одних случаях и ослабить их в других.

Еще недавно ваш малыш мог уйти совсем недалеко от дома при условии, что вы были рядом. А теперь ему не составляет никакого труда пройти несколько дворов и чувствовать себя вполне спокойно. Когда вы ходили в магазин, малыш постоянно держался за вашу руку, теперь он самостоятельно берет продукты с прилавка. Он даже знает, как нужно платить в кассе, и будет ждать сдачи.

Постепенно вы начинаете замечать, как проявляются лидерские наклонности ребенка, как смело он руководит процессом игры. Никаких признаков зрелости пока еще нет, и какое это облегчение. Еще недавно вы переживали, что чрезмерное стремление ребенка контролировать всех и вся никогда не превратится в примерное поведение. Теперь вы радуетесь тому, что буквально на ваших глазах малыш меняется в лучшую сторону. Он становится именно таким ребенком, о котором вы всегда мечтали.

Поскольку вы все делали правильно, ваш ребенок чувствует себя в безопасности и не боится проверить систему ваших запретов. Он выходит на новый уровень в своем развитии. Следующий этап готовит его к новым открытиям и достижениям.

Несомненно, ребенок знает, что ему нельзя брать чужие вещи, но тогда почему он их берет?

В течение целого года он будет продолжать приносить домой вещи из магазина, из дома ваших знакомых или детского сада.

Когда малыш берет что-либо без вашего разрешения, очень важно, как вы отреагируете на его поступки. Вы должны установить определенные правила и дать ребенку понять, что его действия не останутся безнаказанными. Многие дети ради интереса продолжают брать чужие вещи даже в возрасте семи и восьми лет. И им, безусловно, нужна ваша помощь. Но в возрасте четырех лет не стоит воспринимать подобное поведение как сигнал тревоги.

Когда малыш вам лжет, значит, он просто боится сказать правду. Даже если и не осознает, что сделал что-то неправильно, он чувствует, что вы недовольны. Ребенку все еще нужно ваше одобрение, несмотря на все его поступки. Ваша задача – создать такую обстановку, в которой малыш не будет бояться сказать правду.

Каждый раз, преодолевая все новые и новые жизненные трудности, ребенку будет необходимо увеличивать свою силу и навыки. А достигнуть этого он может лишь тогда, когда противостоит вам и не подчиняется вашим указаниям и запретам. Он пытается перехитрить самого себя, полагая, что он очень сильный и самостоятельный. Но на самом деле он не такой сильный внутри, как это может показаться на первый взгляд. Вы должны сохранять хладнокровие и научить своего ребенка тому, как нужно добиваться поставленной цели.


Родители должны:

Вам нужно помочь ребенку возвратить все вещи, которые он взял без разрешения.

Вернитесь вместе с ним в гости или садик и покажите, как нужно исправить свою ошибку и возвратить вещи на место. Скажите ему: «Я пойду вместе с тобой, чтобы вернуть не твою вещь». Затем объясните малышу, что нужно сделать: извиниться и вернуть чужую вещь. Результат превзойдет ваши ожидания, поверьте.

В возрасте четырех лет ребенку необходимо показывать, как нужно правильно поступать и исправлять свои ошибки. Когда малыш берет что-либо без разрешения в первый раз, вы не должны заставлять его извиняться, потому что он не хотел сделать ничего плохого.

Нужно научить ребенка брать только то, что принадлежит ему.

Когда ваш малыш говорит неправду, поговорите с ним убедительно и объясните, что он должен быть с вами честным, чтобы вы могли доверять ему.

Сделайте так, чтобы ребенок стремился сам рассказывать правду. И если хотите, чтобы так происходило, вы сами должны постоянно быть открыты и честны с вашим малышом.

Ни в коем случае не применяйте телесного наказания, поскольку это ребенка ничему не научит. Но вы все-таки не должны забывать напоминать ребенку о том, что все его дурные поступки всегда имеют не самые приятные последствия. Удостоверьтесь в том, что малыш вас понимает. Иногда некоторым родителям кажется, что ребенок все прекрасно понимает, хотя на самом деле все совершенно наоборот. Например, он знает, что нельзя брать вещи, которые принадлежат другому человеку, а магазин в его понятии отнюдь не другой человек. Поэтому объясните ему правила поведения в магазине и то, что, взяв там любую вещь, за нее нужно заплатить деньги.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги