О происхождении Рюрика от западных славян известно предание мекленбургских крестьян, записанное в 30-х гг. XIX в. французским писателем Ксавье Мармье. Предание повествует, что в VIII в. ободритами правил король по имени Годлав. У него было три сына – Рюрик, Сивар и Трувар. Братья отправились искать славу и после многих странствий пришли в Россию, страдавшую от жестокой тирании. Братья помогли местным жителям поднять восстание и свергнуть угнетателей. Освободив страну, братья решили вернуться к отцу, но народ упросил их остаться и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (la principaute Nowoghorod), Сивар – Псковское (de Pleskow), Трувар – Белозерское (de Bile-Jezoro). Сказание слишком согласуется с историей призвания варягов у Н.М. Карамзина, чтобы быть правдой. Тем более что мекленбургские крестьяне, полностью онемеченные ещё в XVI в., не могли помнить древних славянских легенд. Автором сказания, скорее всего, был сам Мармье.
Никоновская летопись сообщает, что вокняжение Рюрика не прошло гладко. Там записано: «В лето 6372 (864)… оскорбишася Новгородци, глаголюще: “яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его. Того же лета уби Рюрик Вадима храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его”. Через три года, в 867 г., в летописи появляется следующая запись: “Избежаша от Рюрика из Новагорода в Киев много Новгородцкых мужей”. И.Я. Фроянов задаётся вопросом: кто был Вадим? И находит ответ в «Истории Российской» В.Н. Татищева: «В сии времяна словяне бежали от Рюрика из Новагорода в Киев, зане убил Вадима храброго князя словенского». Отсюда Фроянов приходит к заключению, что «Рюрик, убив Вадима и соправительствующих с ним старейшин, сам становится князем». Иными словами, что до убийства Вадима Рюрик не обладал статусом правителя для местного населения. Это означает, что он был приглашён словенами как предводитель наёмной дружины. Призвание Рюрика на княжение относится к числу исторических мифов.
О позиции автора по «варяжскому вопросу» и происхождению руси. Было бы нечестно уйти от ответа по этим дискуссионным темам. Обозначу его несколькими фразами. Никто, включая антинорманистов, не спорит, что после призвания Рюрика варяги, попадавшие на Русь, были скандинавы. Согласно Ю.В. Коновалову, все известные варяги на Руси в X – начале XI в. были выходцы из небольшого региона, охватывающего юго-восточную Норвегию (Вик) и юго-западную Швецию (Вестерготланд). Они были связаны родственными отношениями: людей со стороны среди скандинавской элиты на Руси не было[71]. Скорее всего, к их числу принадлежали и варяги, пришедшие вместе с Рюриком в середине IX в. В пользу этого предположения свидетельствуют скандинавские археологические комплексы IX в. в Старой Ладоге, могильниках в Гнездово и близ Ярославля. Впечатляют и выполненные в скандинавском орнаментальном стиле борре части глиняной формы Х в., предназначенной для отливки родового знака Рюриковичей[72]. Что касается западнославянского влияния в Приильменье, то оно бесспорно, но миграция западных славян предшествовала приходу варягов. Среди викингов, позже приходивших на Русь, также были люди с вендскими корнями.
Происхождение слова «русь» мне неясно, хотя кажется вероятной версия о его профессиональном значении: русь – члены воинской элиты. Приведу пример, описанный В.В. Фоминым. В известиях некоторых летописей о войнах владимирских князей с мордвой в XIII в. есть таинственное сообщение о Пургасовой Руси. Пургас – мордовский князь, воевавший с нижегородцами и с другим мордовским князем – Пурешем. В 1229 г. сын Пуреша с половцами нанес поражение Пургасу. В Лаврентьевской летописи об этом сказано: «Победи Пургаса Пурешев сн с Половци. И изби Мордву всю и Русь Пургасову, а Пургас едва вмале оутече». Так же лаконичны Московский летописный свод конца XV в. и Никоновская летопись (Толстовский список). После этого эпизода Пургасова Русь навсегда исчезает со страниц летописей.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Smyth A.D. The ethnic origin of nations. Oxford: Blackwell, 1986.
2
Гумилёв Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.
3
Turchin P. War and peace, and war. The life cycles of imperial nations. New York: Pi Press, 2006.
4
Некоторые историки считают составителем первой редакции ПВЛ игумена Киево-Выдубицкого монастыря Сильвестра.
5
Мытель – навар душистых трав (мяты, левистика и т. п.), употребляемый в старину для мытья головы.
6
Среди учёных нет единства мнений, изобрели ли Константин и Мефодий глаголицу или кириллицу.
7
Танаис – река Дон.
8
Марк Красс – римский полководец, был убит парфянами в 53 г. до н. э. Согласно Плутарху, ему отрезали голову. По Диону Кассию, парфяне влили Крассу золото в рот, ибо был жаден к золоту. Автор «Великопольской хроники» перепутал Красса с персидским царём Киром. О Кире Геродот сообщает, что в 530 г. до н. э. он был побежден царицей массагетов Томирис, бросившей его голову в винный мех, наполненный кровью, со словами: «…вот теперь я, как и грозила, напою тебя кровью» (Геродот. История. М., 2004. С. 95).
9
Желтовидные воды – Балтийское море.
10
Белые угры, или сарагуры, – смешанный тюрко-угорский этнос; были вассалами болгар и хазар.
11
Еремеев И.И., Лисицына О.В. Комплексные исследования в Восточном Приильменье в 2003 г. // ННЗ, 2004. Вып. 18. С. 34–35; Молчанова А.А. Балтийские славяне и Северо-Западная Русь в раннем Средневековье. Дисс… канд. ист. наук. М., 2008; Фомин В.В. Южнобалтийские славяне в истории Старой Руссы // http://admgorod.strussa.net/?wiev=517&show.
12
Носов Е.Н. Новгород и новгородская округа IX–X вв. в свете новейших археологических данных (к вопросу о возникновении Новгорода) // Новгородский исторический сборник. 1984. Вып. 2(12). С. 3—38; Носов Е.Н., Горюнова В.М., Плохов А.В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья // РАН. Ин-т Истории матер. культуры. Труды. Т. XVIII. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005.
13
Кузьмин С.Л. Малые дома Старой Ладоги VIII–IX вв. (культурная принадлежность домостроительной традиции) // Археология и история Пскова и Псковской земли. Тез. докл. научно-практ. конф. Псков, 1989. С. 34–35; Кузьмин С.Л., Мачинская А.Д. Культурная стратиграфия Ладоги VIII–X вв. // Археология и история Пскова и Псковской земли. Тез. докл. научно-практ. конф. Псков, 1989. С. 29–30.
14
Носов Е.Н., Горюнова В.М., Плохов А.В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья // РАН. Ин-т Истории матер. культуры. Труды. Т. XVIII. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. С. 152.
15
Кочкуркина С.И. Археологические памятники Корелы, V–XV вв. / АН СССР. Карел. фил. Ин-т яз., лит. и истории. Л.: Наука, 1981.
16
Uino P. Ancient Karelia: Archaeological studies. Helsinki: Suomen Muinaismuistoyhdistys, 1998; Кочкурина С.И. Древнекарельские городища эпохи Средневековья. Петрозаводск, 2010.
17
Издатель «Жар-птицы» Александр Кур – генерал А.А. Куренков, эмигрант. По словам С Лесного, А. Кур – «ассиролог».
18
Семиречье – историческая область, включающая Южный Казахстан и Киргизию.
19
Сварог – бог восточных славян; Перун – общеславянский бог; Триглав и Свентовит описаны у западных славян.
20
Тираж везде указывается по средним величинам за 1970-е или 1980-е гг.
21
Представьте дощечки 38 × 22 см и толщиной 0,5 см и прикиньте: легко ли без циркулярной пилы распиливать их по 0,5 см и хранить, чтобы не покололись.
22
Лит. см.: Wells S. The Journey of Man: A Genetic Odyssey. Princeton: Princeton University Press, 2002.
23
А.Т. Фоменко, Г.В. Носовский – адепты «новой хронологии», занимаются укорочением мировой, а вместе с ней русской истории. С «фоменковщиной» не слишком успешно борются учёные РАН, публикующие антифоменковские статьи тиражами в сотни раз меньшими по сравнению с тиражами книг по «новой хронологии».
24
Пиктограмма – знак, отображающий узнаваемые черты объекта. Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности в Месопотамии, Египте, Китае и, как теперь установлено, ещё раньше – в Европе.
25
Ф. Воланский был первый, «открывшим», что этруски говорили на славянском языке, и «переводившим» этрусские надписи. Ему следовал Е.И. Классен, утверждавший, что «славянские руны» идут из глубокой древности и что не только этруски, но пеласги и троянцы были славянами. Идеи Воланского и Классена, отвергнутые в XIX в., легли в основу современных мифов о древности славян.
26
Топонимы – названия географического объекта; гидронимы – названия водных объектов.
27
Павлов П.Ю. Палеолит северо-востока Европы. Автореф. дисс. на соиск. учёной степени доктора ист. наук. СПб., 2009.
28
Мурашкин А.И. К вопросу об источниках по археологии саамов. // Пушкаревский сборник, вып. 2. СПб., 2002. С. 84–89; Он же. Археологические памятники Кольского полуострова и проблема происхождения саамов // http://saami.su/article/murashkin.html.
29
Башенькин А.Н. Финны, угры, балты, славяне и скандинавы в Молого-Шекснинском междуречье // Русская культура нового столетия. Вологда: Книжное наследие, 2007. С. 119—131
30
Зданович Г.Б., Батанина И.М. «Страна городов» – укрепленное поселение эпохи бронзы XVIII–XVI вв. до н. э. на Южном Урале//Аркаим. Исследования. Поиски. Открытия. Челябинск. 1995. С. 54—62
31
Bryant E. The quest for the origins of Vedic culture. Oxford University Press, 2001.
32
Mallory J.P., Adams D.Q. Encyclopedia of Indo-European Culture. London and Chicago: Fitzroy-Dearborn, 1997.
33
Гамаюн – вещая птица, поёт людям божественные песни и предвещает будущее. Изображалась с женской головой и грудью. Образ пришел к славянам из иранской мифологии.
34
Подавляющие большинство родноверов – русские, украинцы и белорусы, но родноверы есть во всех славянских странах.
35
Примордиализм этничности означает понимание этноса как биосоциальной или социокультурной общности. По мнению В.А. Тишкова и В.А. Шнирельмана, примордиализм устарел и должен уступить место трактовке этноса как политического мифа или изучению этничности на уровне человека.
36
Закупочные цены на сельхозпродукты средней полосы были занижены по сравнению с ценами на теплолюбивые фрукты и овощи. По обеспеченности жильём, проценту дорог с твёрдым покрытием РСФСР уступала всем союзным республикам европейской части СССР (Резников К.Ю. Украинцы и русские: идеология противостояния. М., 1996, № 4. С. 128–154).
37
Цитата со ссылкой на З. Бжезинского часто встречается в русском Интернете, откуда она, видимо, и попала в статью отца Виталия.
38
Шкаровский М.В.Политика нацистской Германии по отношении к Русской Православной Церкви. 1941–1945 годы// Церковно-исторический вестник. М., 1999, № 2. С. 272.
39
Профессор Александр Дворкин: «Лучший способ выйти из секты – не попадать в нее» // Пантелеймон. Инфо. 9.10.2010 / http://panteleimon.info/index.php?newsid=614.
40
Источник // http://slavya.ru/delo/krug/izvednik.htm.
41
Имя споры – Σποροι, Прокопий пытается вывести из греческого наречия σποραδην, что значит «спорадически», «случайно», «рассеянно».
42
Истр – Дунай.
43
Византий – Константинополь.
44
Вистула, Виксла – Висла; Данастр – Днестр, Данапр – Днепр.
45
Rexová K., Frynta D., Zrzavý J. Cladistic analysis of languages: Indo-European classification based on lexicostatistical data // Cladistics, 2003, vol. 19. Issue 2. Р. 120–127.
46
Gray R.D., Atkinson Q.D. Language-tree divergence times support the Anatolian theory of Indo-European origin // Nature. 2003. Р. 426, 435–439.
47
Starostin S.A. Presentation at the Workshop on the chronology in linguistics. Santa Fe, 2004.
48
Novotná P., Blažek V. Glottochronology and its application to the Balto-Slavic languages // Baltistica. 2007. Vol. 42 № 3. Р. 323–346.
49
Алексеева Т.И. Восточные славяне. Антропология и этническая история. М.: Наука, 1999. С. 307–315.
50
Y-ДНК – ДНК Y-хромосомы, определяющей мужской пол. Сыновья получают Y-хромосому от отца. Мутационные кластеры (группы генов) Y-ДНК (2002) обозначаются латинскими буквами от A до R в зависимости от последовательности появления мутаций. Новые мутации внутри кластера подразделяются на гаплогруппы, которые нумеруются цифрами и буквами. Сравнение популяций по мутациям Y-ДНК позволяет датировать начало их расхождения по мужской линии.
51
Semino O. et al. The genetic legacy of paleolithic Homo sapiens sapiens in extant Europeans: A Y chromosome perspective // Science, 2000. Vol. 290. Р. 1155–1159; Балановская Е.В., Балановский О.П. Русский генофонд на Русской равнине. М.: Луч, 2007.
52
Трубачёв О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М.: Наука, 2003.
53
Sсhlözer A.L. Allgemeine nordische Geschichte. Halle, 1771.
54
Лер-Сплавинский Т. К современному состоянию проблемы происхождения славян //Вопросы языкознания. М., 1960. № 4. С. 20–30.
55
Седов В.В. Славяне: историко-археологическое исследование. М.: Языки славянской культуры, 2002.
56
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.
57
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Изд. 2-е. М.: Наука, 1994. С. 220–221.
58
Филин В.П. О прародине славян, распаде общеславянского языка и образовании языка восточных славян // http://ru-mo.ucoz.ru/publ/31-1-0-488.
59
В последнее десятилетие ушли из жизни замечательные учёные, занимавшиеся древними славянами и Русью: Б.А. Рыбаков (2001), В.В. Седов (2002), О.Н. Трубачёв (2002), Г.С. Лебедев (2003), А.С. Мыльников (2003), В.Н. Топоров (2005), М.Б. Щукин (2008). Критика их работ на страницах этой книги – свидетельство того, что мысли их остаются с нами.
60
Щукин М.Б. Рождение славян // Stratum Plus. № 1. Кишинев, 1997. С. 110–147; Он же. Феномен черняховской культуры эпохи Константина – Констанция, или Что такое черняховская культура? // Stratum Plus. № 4. Кишинев, 1999. С. 66—101.
61
Sverc. Зарубинецкий парадокс М.Б. Щукина // http://rossica-antiqua.livejournal.com/214716.html.
62
Терпиловский Р.В., Абашина Н.С. Памятники киевской культуры. Киев: Наукова Думка, 1992.
63
Приходнюк О.М. Пеньковская культура. Воронеж: Воронежский университет, 1998; Седов В.В. Славяне: историко-археологическое исследование… 2002. С. 208–209.
64
Лопатин Н.В., Фурасьев А.Г. Северные рубежи раннеславянского мира в III–V вв. н. э. М.: ИА РАН, 2007.
65
В воспроизведении летописных текстов использован современный русский алфавит.
66
Носов Е.Н. Новгород и новгородская округа IX–X вв. в свете новейших археологических данных (к вопросу о возникновении Новгорода) // Новгородский исторический сборник. 1984. Вып. 2(12). С. 3—38.
67
Кузьмин С.Л. Малые дома Старой Ладоги VIII–IX вв. (культурная принадлежность домостроительной традиции) // Археология и история Пскова и Псковской земли. Тез. докл. научно-практ. конф. Псков, 1989. С. 34–35; Кузьмин С.Л., Мачинская А.Д. Культурная стратиграфия Ладоги VIII–X вв. // Там же. 1989. С. 29–30.
68
Носов Е.Н., Горюнова В.М., Плохов А.В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья // РАН. Ин-т Истории матер. культуры. Труды. Т. XVIII. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005.
69
Русский Newsweek, дек. 2006 – янв. 2007. № 50 (128);.Rurikid dynasty DNA project // Family Tree DNA / http://www.familytreedna.com/public/rurikid/ default.aspx?fixed_columns=on§ion=news.
70
Алексашин С.С. Современные геногеографические исследования родословной Рюриковичей посредством генетического маркера Y-хромосомы // Скандинавские чтения. 2008. СПб., 2010.
71
Коновалов Ю.В. Русско-скандинавские связи середины IX – середины XI в. // Историческая генеалогия. Екатеринбург; Париж, 1995. Вып. 5. С. 56.
72
Чернов Ю. В Старой Ладоге найден герб Рюрика? // http://www.chernov-trezin.narod.ru/GerbRurika.htm. неалогия. Екатеринбург; Париж, 1995. Вып. 5. С. 56.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги