Книга Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет - читать онлайн бесплатно, автор Светлана Николаевна Николаева. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет
Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет

Теперь вы знаете, что такое земной шар, где на нем находится наша страна Россия и где расположен наш родной город. Сейчас я скажу вам о самом главном – наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций разных видов. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняют дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности! Она требует помощи. Вы знаете сигнал бедствия? (Ответы детей.) Я вам скажу – SOS. (Показывает плакат.) Это призыв о помощи. Давайте на Северном полюсе глобуса установим флажок с сигналом SOS. Мы с вами будем знать, что планете требуется помощь, ее надо спасать общими усилиями. (Прикрепляет флажок.)

Как же мы с вами можем помочь нашей планете? Чтобы помочь ей, надо научиться любить природу, любить ее с детства. Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери, цветочки, травинки. Этим занимаются люди, которые называются экологами. Повторите все вместе – экологи. Хотите стать маленькими экологами? (Ответы детей.)

Тогда мы с вами будем читать одну книгу, она называется «Экология в картинках». Вот она. (Показывает.) Ее специально для вас написал писатель Виталий Николаевич Танасийчук. Мы будем ее читать не спеша, по одному рассказу, рисовать рисунки. Еще мы будем делать добрые дела. К концу года, когда мы прочитаем всю книгу, вы станете маленькими экологами, будете учить других любить и понимать природу. На следующем занятии мы начнем читать книжку. Глобус нам будет нужен, чтобы лучше понять ее. На наш глобус сейчас нанесено совсем немного: надписаны названия всех материков, обведено наше государство, отмечены два города – Москва и наш родной город. На самом деле на суше очень много разных стран и городов. Если вы захотите, мы будем обозначать на глобусе те города и страны, которые вы знаете и назовете. Только мы будем обозначать большие города, а деревни и поселки не будем, они не уместятся на нашем глобусе. Говоря про город, страну или море, вы должны что-нибудь про них рассказать, чтобы всем было интересно узнать, почему мы помечаем их на глобусе.

Еще мы должны пометить те места, которые попали в беду которые надо спасать. В этих местах красной ручкой будем писать SOS. Если там имеется загрязнение воздуха, воды или земли, можем карандашом делать серое, то есть грязное пятно, и значок SOS. Я вам сейчас покажу два места, которые надо спасать. Далеко в Сибири есть озеро Байкал. Слышали про него? (Ответы детей.) Это очень красивое, глубокое озеро. Сейчас оно загрязнено. Люди не только в нашей стране, но и в других государствах думают о том, как его спасти. Смотрите, где оно расположено на глобусе. (Показывает.) Я его помечу серым пятном и напишу SOS красной ручкой. Далеко от нас, на юге, есть Аральское море. С ним другая беда. Воды в нем с каждым годом становится все меньше и меньше, оно усыхает. Сейчас люди тоже думают, как его спасти. Поставим здесь значок SOS. (Показывает на глобусе.)

Вот вам задание на дом: поговорите с родителями о нашем городе. Спросите: в опасности наш город или нет? Что ему угрожает? Завтра скажете, надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS.

Занятие «Начинаем читать книгу „Экология в картинках"»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о доме для разных живых существ: растений, животных, людей. Сберегая их дом – условия, в которых они живут, – мы сбережем живые существа. Учить слушать чтение познавательной книги, правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа. Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других.

Материалы. Книга «Экология в картинках».

Ход занятия

Воспитатель. Дети, название книги, которую мы начинаем читать, – «Экология в картинках». Ее автор – писатель Виталий Николаевич Танасийчук. Он написал книгу специально для таких ребят, как вы, которые любят природу и хотят стать юными экологами – юными защитниками природы. Теперь мы прочтем то, что написано перед самым первым рассказом. (Читает пролог.) О чем эта книга? (Ответы детей.) Что изучает наука экология? Для кого природа является домом? Теперь послушайте первый рассказ – «Удивительная прогулка». (Читает выразительно, с паузами.)

Я задам вам вопросы. Вы их внимательно послушайте, подумайте, но отвечать не надо. Я еще раз прочту рассказ, тогда вы на них сумеете хорошо ответить. Вот эти вопросы: где гулял автор книги? Какое было время года? Что с ним произошло? Кто ему приснился? (Пауза для осмысления вопросов или повторное их чтение.) Слушайте рассказ еще раз. (Читает.)

Воспитатель задает вопросы и выслушивает ответы детей. Неточные ответы поправляет чтением соответствующего текста.

Воспитатель. Дети, в конце рассказа автор нам задает вопрос. Он сожалеет, что в нашем лесу нет таких зверей, и спрашивает: почему их нет? Как вы думаете, почему в нашем лесу нет белых медведей, слонов, обезьян, крокодилов?

Дети высказывают свои предположения, воспитатель поддерживает правильные высказывания. На неправильные рассуждения реагирует словами: «Это не совсем так», при этом не делая никаких поправок и пояснений.

Воспитатель. Дети, я не буду вам объяснять сейчас, мне хочется, чтобы вы сами подумали, поговорили дома с родителями. Мы обо всем узнаем дальше, когда будем читать следующие рассказы. Поэтому вам домашнее задание на завтра: подумайте над вопросом воспитателя, обсудите с родителями. Завтра на прогулке мы с вами поговорим и вы расскажете, что решили.

На следующий день воспитатель обсуждает с детьми прочитанный накануне рассказ, выслушивает их соображения, хвалит всех, кто не забыл дома поговорить с родителями о том, почему в местных лесах не живут слоны, обезьяны, белые медведи и крокодилы. Затем вместе создают самодельную книгу: воспитатель печатает (пишет) рассказ, дети рисуют иллюстрации, вместе оформляют обложку.

Третья неделя

Неделя посвящается циклу ежедневных наблюдений за сезонными явлениями природы, работе с календарем природы, целевым прогулкам по участку детского сада. Цикл наблюдений и работа с календарем проводятся ежемесячно, поэтому приводим примерный ход наблюдений на каждый день.

Понедельник.

В конце прогулки воспитатель собирает детей на участке, предлагает понаблюдать за погодой, определить ее состояние.

Задает примерно следующие вопросы: какое сейчас небо? Что на нем есть? Как можно сказать про погоду? (Пасмурная, если небо покрыто облаками; солнечная, если небо чистое; дождливая, если идет дождь.) Дует ли сейчас ветер? Как узнали, что он дует? Что качается, трепещет от ветра? Как можно сказать про такую погоду? (Ветреная, тихая.) Холодно сегодня или тепло? Во что одеты дети? Как можно сказать про такую погоду? (Теплая, потому что дети одеты в кофточки, или прохладная, если они в куртках.)

Наблюдения детей сопровождаются действиями: поднять глаза к небу, опустить взгляд на землю, закрыть глаза, подставить лицо ветру, отвернуться от него и т. д. В конце прогулки воспитатель подводит итог: «Сегодня погода солнечная, ветреная, теплая. Придем в группу и нарисуем в календаре значками такую погоду».

В группе воспитатель собирает детей возле календаря (рис. 1, цв. вклейка), демонстрирует условные обозначения, показывает, где и как надо закрасить квадратик «понедельник», где отметить погоду, какие значки при этом использовать. Говорит: «Сегодня я аккуратно раскрашу, нарисую значки в календаре. Вы посмотрите, как это надо делать. Говорите мне, какая сегодня была погода, какие значки надо рисовать. (Дети называют.) Завтра вы сами будете рисовать, а я буду вам помогать».

Вторник.

В начале прогулки воспитатель, собрав детей на участке, говорит: «Мы вчера с вами наблюдали за погодой, говорили про нее, рисовали значками в календаре. Сегодня мы опять будем наблюдать за погодой. Какая сегодня погода? Как про нее можно сказать? Какое небо? Что на нем есть? Оглянитесь вокруг, есть ли ветер? Как вы его обнаружили? Сегодня холоднее или теплее, чем вчера? Во что мы одеты? (Ответы детей.) Как в целом можно сказать про погоду сегодня?» (Например: пасмурная, тихая, прохладная.)

Чтобы разнообразить наблюдения, воспитатель продумывает заранее игровые элементы, например ленточки, флажки для определения ветра, трубочки («подзорные трубы») для поиска солнца на небе. В конце наблюдения детям дается установка – запомнить, какая была погода, чтобы в группе после прогулки правильно отметить ее в календаре.

В группе дети под руководством воспитателя закрашивают «вторник», рисуют значки погоды. Педагог оказывает им помощь в рисовании.

Среда.

На прогулке воспитатель, собрав детей, напоминает, как наблюдали за погодой в предыдущие дни: сначала рассматривали небо, затем определяли ветер, потом уточняли, тепло или прохладно и как все одеты. Предлагает ребятам самим, без вопросов рассказать о погоде, выслушивает всех, уточняет реплики, высказывания детей, хвалит за наблюдательность, за хорошие словесные определения. Учит искать разнообразные признаки ветра (колышется белье на веревке, чуть шелестят листья на деревьях, слегка лохматятся волосы и др.), признаки прошедшего дождя, если такие есть (мокрые крыши, лужи, темные стволы деревьев, блестящие листья и др.).

Воспитатель. Дети, сегодня мы рассмотрим молодую березку[2] на нашем участке. Интересно, как она выглядит в сентябре – в начале осени? (Подходит к дереву.) Посмотрите, березка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная. Какого цвета на ней листья? Каких листьев больше: зеленых или желтых? Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета? Где листьев больше: на дереве или под ним? (Ответы детей.)

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Тексты рассказов приводятся в Приложении.

2

Может быть выбрано любое молодое лиственное дерево, которое дети будут рисовать в календаре ежемесячно.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги