Книга История таможенного дела и таможенной политики России - читать онлайн бесплатно, автор Валентина Пиляева. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
История таможенного дела и таможенной политики России
История таможенного дела и таможенной политики России
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

История таможенного дела и таможенной политики России

Чем выше пошлины, тем выше становились цены на ввозимые товары, и одновременно проникали товары по более низким ценам контрабандным путем. От проникновения на рынок более дешевых товаров государство проигрывало, так как казна недополучала свои денежные поступления.

История нам говорит, что таможенное дело находится в тесной связи с господствующим общественно-экономическим строем государства и его развитием в любой период времени.

Начиная с V века натуральное хозяйство переходит в денежное. Именно деньги представляют собой конечную цель хозяйственной деятельности. Таможенная политика в этот период стояла на страже только накопительства.

Развитие таможенного дела и превращение его в инструмент регулирования товарообмена прослеживается в VII – XI вв. В этот период таможенники имели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, казначей – четвертое. И если граф и мэр назначались, то таможенники и казначей избирались из числа граждан города и так же освобождались. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовой статус определялся демократическими институтами[2].

С расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявляется стремление выработать общую пошлинную систему, начинаются складываться элементы таможенного права.

Следовательно, в таможенном деле начинает постепенно отражаться экономический интерес, который связан не только с торговлей, но и с производством. Таможенное дело посредством таможенного тарифа начало способствовать ускорению развития промышленности, а также защите от конкуренции извне. Таким образом, таможенное дело, с одной стороны, было тесно связано с экономикой, а с другой стороны, с финансами, которые необходимы государству для его развития и функционирования. Задача же государства была не только взимать таможенные тарифы и оказывать влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику, на решение политических вопросов через определенные правила таможенного дела.

История нашей таможни начинается с Новоторгового устава царя Алексея Михайловича (1667 г.), который можно рассматривать как первый наш таможенный тариф… Все внимание государство обращало первоначально на субъект торговли. Проблема внешней торговой политики вначале заключалась в сущности отношения государственной власти к лицам, ведущим торговлю с чужеземными странами. Таможенному праву предшествовало гостиное право, право, регулирующее отношения иноземных гостей, или купцов»[3]. Но если внимательно прочитать самые древние исторические документы, то можно с уверенностью сказать, что первое зарождение таможенного дела и таможенной политики России нашло отражение в «Русской правде» (древнейший свод русского раннефеодального права XI – XIV вв.). В «Русскую правду» вошли Правда Ярослава, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и другие правовые источники. До нас «Русская Правда» дошла в более чем ста списках, которые классифицируются по составу и времени происхождения на три редакции: краткую, пространственную и сокращенную из пространственной.

Периодизация истории таможенного дела и таможенной политики России

С учетом того, что историю таможенного дела и таможенной политики России мы изучаем в хронологической последовательности, мы должны определить основные периоды развития истории таможенного дела.

Основные периоды в литературе не указаны точно, поэтому мы будем определять по основным правовым источникам, которые применялись.

Первый период истории таможенного дела и таможенной политики относится к зарождению внешней торговли на Руси. В Московском Государстве возникает таможенное законодательство при Ярославе Мудром, которое нашло свое воплощение в «Русской правде», а также в других исторических документах. Появляются элементы таможенного дела, такие, как торговые пошлины.

Второй период истории таможенного дела и таможенной политики начинается в середине XVI в. в русской торговле. Развиваются новые торговые отношения. Принимается Новоторговый устав 1667 г. Не отменяя уставной грамоты 1653 г., Новоторговый устав развивал некоторые ее положения. Важным нововведением явилось и то, что торговые люди освобождались от ответственности за проступки и действия своих приказчиков и торговых агентов «своим умыслом без хозяйского ведома», которые «хозяев своих животы проворовывают», и было постановлено «за то их воровство хозяйских товаров на Великого Государя не имать», и «за то их прикащицкое воровство […] бить кнутом нещадно».

Был законодательно определен порядок осуществления процесса таможенного оформления товаров при сезонных торгах в Архангельском порту. В частности, указано, что в числе 14 целовальников из крупнейших торговых городов, которых надлежало ежегодно присылать в Вологду и Архангельск для досмотра грузов и взимания пошлин, должны быть 2 человека из Ярославля.

Новоторговый устав уточнял порядок взимания таможенных пошлин, сформулированный уставной грамотой 1653 г.: при отсутствии у продавца выписи с отметкой об уплате половины пошлины с явленных денег с него взыскивалась вся пошлина целиком – 10 денег с рубля – при продаже товара. Говорилось о необходимости производить досмотр явленных товаров «против выписи», а в случае обнаружения товаров, не указанных в выписи, или превышения заявленного в ней количества товаров, они конфисковывались «на Великого Государя». В Новоторговом уставе были уточнены разделы торга с иностранцами. Резко увеличены с них пошлины (почти в 4 раза), в пять раз повышена проезжая пошлина, введены запретительные тарифы на вино, сахар и другие товары.

Принципы взимания и размеры пошлин, установленные в 1653 г. и повторенные в 1667 г., продержались в основном до отмены внутренних таможен в середине XVIII в. Новоторговый устав носил ярко выраженный протекционистский характер. Новоторговый устав стал первой в истории национального таможенного законодательства попыткой установить в таможенных целях таможенные режимы выпуска для свободного обращения, экспорта и перемещения товаров внутри страны. В соответствии с ними его статьи определяли статус товаров и транспортных средств, условия их перемещения через внешние и внутренние границы Русского государства. Принятием устава завершился первый этап таможенных реформ, которые продлились до середины XVIII в., когда были ликвидированы внутренние таможни, отменена откупная система и таможенные органы превратились в государственный аппарат со своей структурой и управлением.

Третий период истории таможенного дела и таможенной политики – это период XIX в. и до 1917 г. Это время первых попыток осмыслить отечественный опыт протекционизма в России и сопоставить его с фритредерскими тенденциями середины XIX в. – время поиска наиболее приемлемой для России таможенной политики, которая отвечала бы интересам ее экономического развития, потребностям завершения промышленного переворота.

В конце XIX в. Россия вступила в период глобальных экономических преобразований. Этот процесс побудил правительство преодолеть фритредерские тенденции в экономике и поддержать протекционистское направление, ориентированное на преодоление вековой отсталости государства и защиту его от экономической экспансии западноевропейских государств. Сторонники как протекционизма, так и фритредерства в определении причин изменения таможенной политики, ее тенденций и процессов недостаточно глубоко и полно, а зачастую односторонне и тенденциозно определяли влияние внутренней и внешней политики на формирование таможенной политики России. В ряде случаев они слабо анализировали возможности таможенно-тарифного регулирования внешнеторговых операций, не обращали внимания на связь таможенной политики с экономикой и финансами, рассматривали эти вопросы в отрыве от экономического и политического развития страны[4].

Четвертый период истории таможенного дела и таможенной политики России – это советский период (1917 – 1990-е гг.). Его можно поделить на четыре основных этапа.

Первый этап (1920-е гг.) характеризуется плодотворной работой исследователей и практиков таможенного дела. В свет вышел ряд интересных работ, в которых нашли осмысление и освещение таможенная политика Российской империи, теория и практика таможенного дела. Заслуживает внимания теоретический труд А. И. Потяева «Теория таможенного дела». Опираясь на огромную источниковедческую базу, автор впервые предпринял попытку теоретически осмыслить развитие таможенного дела, обосновать пути формирования таможенной политики России. Важное теоретическое и методологическое значение имеют сравнительные оценки протекционистской таможенной политики России в конце XIX в. и в период нэпа. Глубокий и всесторонний анализ протекционистской таможенной политики в дореволюционной России и в первые годы советской власти провел Н. Н. Шапошников. Он обосновал основные принципы таможенной политики в начале 1820-х гг., показал ее историческую преемственность. В целом 1820-е гг. были наиболее плодотворными в разработке научных трудов, посвященных таможенной политике[5].

Второй этап (1930 – 1960-е гг.): наблюдается спад изданий научной литературы, посвященной таможенной политике и таможенному делу. Литературу, изданную в указанные годы, можно представить лишь отдельными статьями научно-популярного характера, в которых в общих чертах освещались отдельные эпизоды из жизни таможенников. Исключение составляют работы исторического характера, опубликованные в журнале «Социалистический таможенный контроль»[6].

Третий этап (1970 – 1980-е гг.): в эти годы возрастает интерес к историческому исследованию таможенной политики, таможенного дела, их роли в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, решении фискальных задач. Это связано также с новыми подходами к осмыслению исторического прошлого страны, активизацией научных исследований, направленных на преодоление негативных явлений в исторической науке. Характерно, что основным направлением исследований таможенной политики явился ее правовой аспект, борьба с контрабандой[7].

Четвертый этап (1990-е гг.) – этап постсоветский, связан с созданием и деятельностью российской таможенной службы, активной научной разработкой основ таможенной политики и таможенного дела, их исторического опыта, уроков, изданием значительного числа общей и специальной литературы по этой проблематике с анализом современной таможенной политики. Вместе с тем заметно возросло внимание к освещению вопросов истории таможенной политики, включая различные аспекты формирования общественного мнения относительно характера и направленности таможенной политики[8].

Основные направления развития таможенной политики

В известной мере упрощая историю торговли, ее можно рассматривать как процесс чередования смены систем взимания торговых пошлин в разное время и в разных странах в зависимости от их политических интересов и уровня экономического развития. Необходимо сказать, что этот процесс всегда протекал между двумя крайностями – от фритредерства до протекционизма.

Фритредерство (англ. Free trade – свободная торговля) – течение в экономической политике промышленной буржуазии (возникло в Англии, где достигло особого влияния в 1-й половине XIX в.), считавшее, что основой экономической политики является свобода торговли и невмешательство государства в хозяйственную жизнь. Основная цель фритредерства состояла в отмене таможенных пошлин и вывозных премий, в установлении свободного ввоза и вывоза товаров[9].

Фритредерскую школу в России представляли: профессор Киевского и Московского университетов И. В. Вернадский, министр финансов Н. Х. Бунге. Идеи Адама Смита пропагандировались в «Трудах Вольного экономического общества». В этой связи следует отметить русского писателя и экономиста М. Д. Чулкова (1743 – 1795), видного экономиста А. К. Шторха (1766 – 1836). Их взгляды, изложенные в научных трудах и докладах, оказывали отрицательное влияние на таможенную политику. Однако концепция «чистого» фритредерства не получила широкого применения в России, в таможенной политике побеждали протекционистские тенденции. М. Н. Соболев подробно рассматривает обе тенденции в таможенной политике России во второй половине XIX в. и приходит к выводу, что фритредерство теряет своих сторонников. Идея фритредерства оставалась популярной среди предпринимателей, которые стремились выйти на международный рынок.

Протекционизм – система экономических мероприятий капиталистических государств, направленных к насаждению в стране крупной промышленности и ограждению ее от иностранной конкуренции с целью повышения прибылей капиталистов. В области сельского хозяйства – к повышению доходов помещичьих и кулацких хозяйств. К этим мероприятиям относятся: высокие таможенные пошлины на иностранные товары с целью сократить их ввоз, поощрение экспорта понижением вывозных пошлин, выдача денежных субсидий отдельным капиталистам и т. д. Протекционизм возник в XVII в. в Англии и получил широкое распространение в эпоху промышленного капитализма. Протекционизм вызывает рост цен на товары на внутреннем рынке и ведет к снижению жизненного уровня широких масс трудящихся[10].

Во Франции протекционизм был введен в 1667 г., в Пруссии – в конце XVII в., России и Австрии – в начале XVIII века. Ярким представителем идей протекционизма был германский экономист Фридрих Лист.

Основная философская посылка Ф. Листа заключалась в том, что национальное богатство состоит не в количестве меновых ценностей, а в развитии производительных сил. Еще ранее, за 50 лет до Листа, идеи протекционизма развивал американец Александр Гамильтон, бывший министром финансов в правительстве Дж. Вашингтона. Обосновывая потребность в необходимости введения протекционизма, упоминаемые авторы реализовали свои взгляды в практике таможенного дела. Идеи протекционизма были близки Наполеону I. Об этом свидетельствует его высказывание о том, что «таможня должна служить не ко взиманию подати, а к поощрению промышленности». Являясь представителями школы свободной торговли, Джон Стюарт Миль, Мишель Шевалье, Сен-Жан Батист считали, что для того чтобы выдержать конкуренцию с иностранными государствами в развитии промышленности, необходимо ограждать себя охранительным тарифом до тех пор, пока отечественные изделия смогут состязаться с иностранными. Как идеальный путь развития России рассматривал протекционизм Н. С. Мордвинов. Он считал, что только через развитие промышленности можно достичь высокого уровня всего народного хозяйства, и в первую очередь сельскохозяйственного производства. «Земледелец без ремесленника есть производитель грубый и неуспешный, обремененный игом, трудом по несовершенству орудий своих… без ремесел и рукоделий коснеет и само просвещение. Народ, имеющий только земледельцев и купцов, коснеет в бедности и всяких недостатках и, что важнее всего, не может быть народом свободным, ибо зависит от других по удовлетворению первейшим его нуждам». Взгляды Мордвинова поддерживали декабристы. Они намеревались включить его в состав будущего революционного правительства. Убежденным сторонником протекционизма в России был Е. Ф. Канкрин. В ряде своих трудов по экономике он обосновывает необходимость использования таможенного механизма для регулирования развития промышленности и внешней торговли. Канкрин впервые разработал положение о составлении тарифов. Он считал, что тарифом должны предусматриваться ценовые пошлины и, как исключение, пошлины с меры и веса. Тариф должен быть подробен и ясен. При привозе товаров, не упомянутых в тарифе, к которым он может быть применен различно, следует держаться умеренных мер, умеренной пошлины. «Никто, не исключая придворного ведомства, не должен пользоваться особыми привилегиями», – писал Канкрин. Он считал, что при вывозе за границу собственных продуктов следует устанавливать небольшую пошлину, а пропускать беспошлинно – это предубеждение[11].

Протекционизм – это государственность, утверждал Д. И. Менделеев. В своих работах он обстоятельно анализирует экономическое развитие Западной Европы и России и на конкретных примерах доказывает важность протекционизма и его взаимосвязь со свободной торговлей[12]. Он приходит к выводу, что его начальная форма стремится к тому, чтобы в стране развивались все отрасли промышленности, удовлетворяющие потребности всех слоев населения, а потому все, что ввозится, облагается высокими пошлинами или просто запрещается к ввозу. Протекционизм вторичный выполняет охранительные функции, потому что не заботится о развитии новых видов промышленности, а охраняет существующие производства.

Первое из этих понятий (фритредерство) означает свободу от всех торговых пошлин, предоставляющую возможность беспрепятственно провозить и продавать товары и полностью открывающую рынок для конкуренции другим, неместным производителям, второе – установление такого высокого размера пошлин, при котором становится невозможным получить прибыль, продавая привезенный товар, следовательно, теряется экономический смысл его привоза, и хозяевами на рынке становятся местные производители, не платящие торговых пошлин.

Развитие таможенной политики в любом государстве непосредственно зависит от конкретных экономических условий страны, сложившихся традиций, внешнеполитической и внешнеэкономической конъюнктуры. На развитие страны оказывали влияние определенные правящие круги, промышленники, финансисты, помещики, таким образом таможенная политика менялась в зависимости от теоретических воззрений протекционистов и фритредеров на разных этапах развития.

Зарождение таможенного дела в Киевской Руси

В IX в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в г. Киеве.

Во второй половине IX в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства – Киевское и Новгородское. Позднее киевскому князю подчинились все основные восточнославянские земли.

Киевское государство, образовавшись в IX в., просуществовало до середины XII в. В этот период времени русские торговые корабли плавали по Черному и Каспийскому морям. Новгород стал крупнейшим торговым центром Европы.

По рассказу летописи, Князь Олег в 882 г. объединил Киев и Новгород, перенеся столицу в Киев.

С учетом того, что во главе Древнерусского государства стоял великий князь, то его функции заключались не только в организации вооруженных сил, командовании ими, но и в сборе дани и налаживании внешней торговли.

Развивалась и внутренняя торговля. Начинают появляться первые элементы таможенного дела – торговые пошлины, распространенным видом которых было мыто. Слово «мыт» (мыто) означало место, где останавливались возы и суда, впоследствии оно получило значение пошлины, собираемой с груженного товарами сухопутного и водного транспорта.

В IX в. во времена существования торгового пути «из варяг в греки» русские при сбыте своих товаров в городах, расположенных по берегам Средиземного моря, платили десятину – торговую пошлину – византийскому императору в размере десятой части проданного товара. Однако, совершив свой знаменитый поход на Царьград в 907 г., киевский князь Олег на правах сильного вынудил византийских императоров Льва и Александра предоставить русским выгодные условия пребывания и торговли, в том числе и право свободно торговать в Константинополе, не платя за это никакой пошлины. И, как записано в Лаврентьевской летописи «И да творят куплю яко ж им надобе не платячи мыта ни в чем же».

Договор Руси с Византией 907 г.

Князь Олег в 907 г., осадив Царьград, направил к византийским правителям своих послов для заключения договора. Он потребовал для русских купцов значительных льгот:

• уплатить дань (на две тысячи кораблей по 12 гривен на уключину и др.);

• снятия ограничений на торговлю;

• освобождения от уплаты торговых пошлин (мыта);

• снабжения купцов продовольствием (месячное) на время пребывания на торгах в Царьграде;

• получения необходимых продуктов и снаряжения на обратную дорогу и др.

Византия пошла на эти уступки, но она потребовала включить в договор условия, которые ограничивали русских купцов:

• обязательная регистрация;

• ограничение числа купцов (не более 50);

• определенное место торга – в предместье города;

• вход в город разрешался только в сопровождении представителя администрации и только через определенные ворота.

Договор Руси с Византией 944 г.

В 944 г. был заключен договор, в котором устанавливались правила для торговых людей и особенности контроля над приезжавшими в Царьград русскими послами и торговцами.

Согласно заключенному договору Руси с Византией 944 г. были приняты такие условия: «А великий князь русский и его бояре пусть посылают в Грецию к великим царям греческим (столько) кораблей со своими послами и купцами, сколько захотят. Если (раньше) было постановлено, чтобы послы приносили золотые печати, а купцы – серебряные, то теперь повелел Ваш князь посылать грамоты к нашему царскому величеству; посылаемые ими (т. е. русскими) послы и гости пусть приносят грамоту, где будет написано так: «послал столько-то кораблей», – чтобы из таких (грамот) узнали и мы, что приходят они с мирными намерениями. Если же придут без грамоты и окажутся в наших руках, то нам следует задержать (их до тех пор), пока не возвестим Вашему князю; если же (они) не дадут себя задержать и будут сопротивляться, то (если будут убиты) пусть не взыщется Вашим князем смерть их; если же, убежав, придут на Русь, то напишем мы Вашему князю – и пусть делают (с ними), что хотят.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. М., 1991. Т. 48. С. 825 – 826.

2

Кисловский Ю. Г. История таможни государства российского 1907 – 1995. М., 1995. С. 6 – 7.

3

Шапошников Н. Н. Таможенная политика России до и после революции. М. – Л., 1924. С. 5.

4

Крихунов В. Н. Таможенная политика 1877 – 1914 гг. М., 1996.

5

Там же.

6

Крихунов В. Н. Таможенная политика 1877 – 1914 гг. М., 1996.

7

Там же.

8

Там же.

9

Словарь иностранных слов в русском языке. М.: Юнвес, 1996. С.751.

10

Там же. С. 570.

11

Кисловский Ю. Г. История таможни государства российского 907 – 1995. М., 1995.

12

Там же.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги