В марте мне пришлось перенести операцию, которая прошла благополучно, но восстановление здоровья затянулось. Освобожденное время я использовал для интенсивной разработки заданной самим же собой темы работы о Ленине. Хотелось закончить книгу к концу марта. Не получилось. Потом поставил себе срок – 22 апреля – день рождения Ленина, 140-летняя годовщина со дня его рождения. И снова не успел. Думал, что я ее закончу к середине мая этого, 2010 года. Итак, эта работа по периоду ее написания, соединила собой воедино 3 больших юбилея: 130-летие со дня рождения И.В.Сталина, 140-летие со дня рождения В.И.Ленина и 65-летие со дня Великой победы в Великой Отечественной войне.
Но они, эти события, связаны не только сроками моей работы над книгой о Ленине. Они связаны онтологически, потому что без Ленина, его партийной и революционной школы, не было бы Сталина и сталинской эпохи, а Победа в Великой Отечественной войне навсегда связана с именами Ленина и Сталина. На гвардейских красных знаменах частей, сражавшихся с немецкими захватчиками, красовался профиль Ленина. Орден Ленина был орден самого высокого статуса в СССР, которым награждался советский человек за особый вклад в дело развития страны, за трудовые и воинские подвиги. Орден Ленина придавался к Золотой звезде Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.
Я, как автор, посвящаю эту книгу – научное обобщение – 140-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
Автор шел к этой работе достаточно долго. Замысел вызревал постепенно. В 2004 году по моей инициативе была проведена тематическая научная конференция, посвященная 80-летию со дня смерти В.И.Ленина, на тему "Ленинская теория империализма и современная глобализация" и издана коллективная монография с таким же названием, в которой соавторами выступили Г.А.Зюганов, С.Г.Кара-Мурза, Н.А.Медведев, В.А.Воротилов, С.К.Булдаков, Ю.В.Манько, Н.Ф.Минаев, В.Н.Сагатовский, Л.А.Зеленов, В.Я.Ельмеев и др.[64] В этой монографии мною было написано "Слово о Ленине", в котором я писал:
● "Величие Ленина – в величии будущего эпохи социализма, у истоков которой он будет стоять вечно…";
● "Величие Ленина – это величие России, первой в истории открывшей эпоху социализма, это величие советской истории, советского социализма в ХХ веке, величие Сталина и всего подвига советского народа, победившего немецкий фашизм, спасшего все мировое человечество от фашистко-гитлеровского фашизма…";
● "Величие Ленина – в величии Великой Русской Социалистической Революции, открывшей человечеству и России путь к социализму, в величии исторического дела по раскрепощению творческого потенциала человеческого труда, это величие советского народа, впервые получившего возможность созидать, творить будущее своих детей, создавшего систему бесплатного образования, здравоохранения, обеспечения жильем, массовой физической культуры и массового спорта…";
● "Величие Ленина – в величии советских образования и науки, занявших лидирующие позиции в мире, и это при всем, при том, что Россия – СССР выдержала самую кровопролитную Великую Отечественную войну…"[65].
Автор передает свою признательность и благодарность за внимание к этой работе, поддержку, в том числе моральную, советы, консультации, которые автор получил в той или иной форме, Арсеньеву В.Р., Асадулиной И.Г., Базылевой Т.В., Байденко В.А., Белоусову А.А., Булдакову С.К., Воронцову А.В., Галкину А.В., Горбунову А.А., Гречаному В.В., Григорьеву С.И., Донской Т.К., Егорычеву А.М., Егоркину В.Г., Засориной Л.Н., Зеленову Л.А., Иманову Г.М., Казначееву В.П., Косолапову Р.И., Лукъянову И.С., Лукъянчикову А.К., Лукъянчикову Н.Н., Михееву М.К., Патрушеву В.И., Пуляеву В.Т., Селезневой Н.А., Табакову В.И., Татарниковой Л.Г., Татуру В.Ю., Фетискину Н.П., Фроянову И.Я., Чекмареву В.В., и многим другим коллегам и друзьям, которые не вошли в этот список, но которые знали об этой работе и ее поддержали. Это не значит, что они полностью разделяют позиции автора, да и сам автор считает, что сейчас время поиска социалистической идеологии XXI века, требующее разномыслия.
Автор приносит признательность врачам Берсневу Валерию Павловичу, Кузьминой Светлане Валентиновне, Павлову Олегу Анатольевичу, Королеву Олегу Андреевичу и др. врачам и медсестрам, которые внесли свой весомый вклад в решение лечебных проблем, связанных с восстановлением здоровья автора, признательность за то внимание, деликатность и профессионализм, которые они оставили в его памяти.
Автор приносит благодарность своей семье, и прежде всего своему другу, спутнице жизни, супруге Лидии Михайловне Субетто, а также дочери – Бодровой Ольге Александровне, которая проделала большую работу по электронному набору книги, правке и макетированию текста. Автор благодарит коллектив издательства «Астерион», издавшего многие книги автора, и его главу – Никифорова Владимира Викторовича за сотрудничество и дружбу, которые сложились за долгие годы.
1 мая – 23 июня 2010 года
Президент Ноосферной общественной академии наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор
Субетто Александр Иванович
Глава 1
Значение В.И.Ленина и социализма для судеб XXI века
"Однако вы не должны думать, что значение Ленина, величайшее значение Ленина – дело прошлого, потому что Ленин умер. Мы должны смотреть в будущее. Каково же его значение для будущего? Так вот, значение это заключается в следующем. Если эксперимент, который предпринял Ленин, который он возглавил и представителем которого он для нас является, – если этот эксперимент в области общественного устройства не удастся, тогда цивилизация потерпит крах, как потерпели крах многие цивилизации, предшествующие нашей"[66]
Бернард Шоу1.1. «Ленин» как символ приговора исторической несостоятельности капиталистической контрреволюции в России
22 апреля наступившего 2010 года человечество и Россия отметили 140-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина – человека, ставшего символом русского прорыва[67] к социализму всего человечества, русского гения, который приобрел масштаб гения всего человечества, сумевшего подготовить, организовать и победоносно осуществить вместе с руководимой им коммунистической партией Великую Русскую Социалистическую Революцию в 1917 году, открывшей собой начало новой исторической эпохи, новой Истории – Социалистической.
Каждая историческая эпоха дает новые основания для оценки тех или иных исторических событий в прошлом, потому что по мере продвижения Истории в Будущее и накопления исторического опыта в прогрессивном развитии человечества, более лучше начинают проступать «контуры» законов истории, все зримее становится единство исторического и логического, заслуга открытия которого в теории познания принадлежит К.Марксу.
Рубеж ХХ и XXI веков, начало XXI века ознаменовалось наступлением первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, которая фактически предстала, как глобальная экологическая катастрофа мировой системы капитализма – глобального империализма, которая реально обозначила возможные сроки экологической смерти всего человечества уже к середине XXI века[68].
Выход у человечества – один: переход к социализму, но к социализму нового качества – ноосферному, экологическому, духовному социализму.
Приговор капитализму подписала не только формационная логика Истории по Карлу Марксу, т.е. Внутренняя Логика Социального Развития, которая показывает неизбежность смены капиталистической формации коммунистической, частью которой является становление социализма, но и Большая Логика Социоприродной Эволюции, которая вышла на авансцену Истории человечества в конце ХХ века в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, в виде противоречия между стихийной формой развития человечества на основе частной капиталистической собственности, рынка и капиталократии и необходимостью управления социоприродной эволюцией на базе общественного интеллекта и образовательного общества, как главным условием выхода из пропасти Глобальной Экологической Катастрофы, т.е. перехода к подлинной, управляемой истории, которую К.Маркс связывал с понятием коммунизма, но перехода к управляемой истории в новой – ноосферной парадигме.
На этом фоне действия ноосферно-социалистического «вектора» Истории на рубеже ХХ и XXI веков и в начале XXI века особенно преступной, исторически невежественной и противоестественной выглядит осуществляющаяся капиталистическая контрреволюция в России, вот уже длящаяся с 1991 года 19 лет и поставившая Россию на грань системно-цивилизационной катастрофы и возможного самоуничтожения.[69]
По отношению к 1990 году в 2007 году в России сократилось[70]:
● производство металлорежущих станков: в ~ 14 раз;
● производство металлорежущих станков с программным и числовым управлением: в ~ 50 раз;
● производство автоматических и полуавтоматических линий для машиностроения и металлообработки: в ~ 140 раз;
● производство ткацких станков: в ~ 200 раз;
● производство экскаваторов: в ~ 3,5 раза;
● производство бульдозеров: в ~ 4,2 раза;
● производство тракторов: в ~ 16 раз;
● производство зерноуборочных комбайнов: в ~ 9 раз.
А это означает деиндустриализацию экономики России, превращение ее в колониальный придаток Запада.
Фактически капиталистическая контрреволюция, вождями которой стали М.С.Горбачев и Б.Н.Ельцин и их последователи, продемонстрировала свою полную неспособность к созиданию, проявила разрушительно-уничтожающую, античеловеческую свою направленность.
Поэтому имена В.И.Ленина и И.В.Сталина, олицетворяющие собой мощность социализма, эпохи советской цивилизации с 1917 года по 1991 год, вызывают у всех, кто стал исповедовать антисоветизм и антикоммунизм, встали в ряды сторонников осуществляющегося процесса колонизации России со стороны глобального империализма, особую ярость и истерию.
Известный актер О.Басилашвили, лучшие кинороли которого принадлежат советскому кинематографу, в интервью еженедельнику «Аргументы и факты» (№39, 2009) заявил: «Один умный человек по фамилии Ульянов-Ленин — ему, согласитесь, нельзя отказать в уме – сказал, что история – клубок ниток. Теперь представьте: этот клубок вы 70 с лишним лет разматывали в одну сторону, после чего выяснилось (мой комментарий: для кого выяснилось? – Для тех, кто решил, что надо осуществить рыночно-капиталистический переворот, отказаться от социализма, приватизировать социалистическую собственность, которую созидали четыре поколения советских людей своим беззаветным, героическим трудом, приватизировать землю, защищая которую сложили свои головы 28 миллионов советских людей в Великоцй Отечественной войне – или на фронте, или в немецких концлагерях, или в фронтовом тылу – от голода; С.А,): мотали не туда. Поэтому 70 лет надо смотать обратно и начать мотать в другую сторону (мой комментарий: в прошлое – к дикому капитализму первоначального накопления капитала, если, правда, позволит глобальный империализм мировой финансовой капиталократии в США и в целом – в англо-американском мире, С.А.). Этот путь нам и предстоит пройти».[71] Вот так рассуждает буржуазный «мыслитель» современной российской «выпечки». Басилашвили не понимает того, что он живет в эпоху краха мирового капитализма и что 70 лет для Будущего нет ни у капитализма в целом, ни у поколений людей, которые хотели бы жить по-капиталистически, нещадно эксплуатируя природу и народы в так называемых «развивающихся странах», в том числе нет капиталистического будущего и у потомков О.Басилашвили.
О.Басилашвили — только один из представителей из многочисленной рати антисоветчиков родом из бывшей советской интеллигенции, заменивших идеал социализма и коммунизма на идеал рынка, капитализма, частной капиталистической собственности и безудержного, ничем не ограниченного обогащения и гедонистического потребления. Таким еще одним из представителей от этой «рати» является А.С.Ципко, директор Центра политических программ Фонда Горбачева, доктор философских наук, который в «эксклюзивном комментарии КМ.RU (8 ноября 2007 г.) накануне 90-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции вообще назвал путь, по которому страна развивалась после Великого Октября, тупиковым»[72].
Неслучайным является и тот факт, что в дни празднования очередной годовщины Дня Победы 9 мая 1945 года стало традицией нынешних Президентов драпировать Мавзолей В.И.Ленина, очевидно, чтобы имя Ленина не смущало проходящих парадами российских людей? По этому поводу Г.А.Зюганов, лидер КПРФ, заметил: «Странно теперь отмечается самый большой праздник для миллионов жителей России – День Победы. Что может быть более циничным и кощунственным, чем попытки скрыть за драпировкой Мавзолей В.И.Ленина, к подножию которого на параде Победы в июне 1945 года были брошены знамена поверженного врага? На вопрос в прямом эфире, для чего это было сделано, не питающий симпатий к коммунистам А.Венедиктов, ведущий радиостанции «Эхо Москвы», дал простое объяснение: «Потому что Путин и его команда борются с коммунистами и не хотят напоминать, что здесь лежит основатель и лидер Компартии». Очень доходчивые слова для тех, кто еще, может быть, сомневается в том, кто культивирует в стране антикоммунизм».[73]
По этой же причине боязни исторической ответственности перед историей России была осуществлена попытка подрыва памятника Ленину, стоящему на броневике, перед Финляндским вокзалом.
При этом ярко проявилось двурушничество властей города. С одной стороны, регулярно отмечается очередная годовщина снятия советскими войсками блокады Ленинграда – города, носящего гордое имя Ленина, который стал символом величайшего подвига ленинградцев за всю историю человечества, а, с другой стороны, демонстрируются попытки каждый раз как-то унизить имя Ленина, если было бы возможно – убрать его памятники отовсюду. А ведь стойкость ленинградцев в 1941–1944гг., их духовный подвиг, базировался и на том факте, что их город носил имя Ленина.
Об этом понимании связи имени Ленина и подвига ленинградцев в блокаду Ленинграда, который Гитлер намеревался стереть с лица земли, написано немало.
Именно поэтому постоянно стимулируется определенными лицами – адептами совершаемой капиталистической контрреволюции – идея выноса тела Ленина из мавзолея Ленина, под предлогом якобы мифической заботы о том, чтобы его похоронить по православному обычаю, с тем, чтобы потом освободить Красную площадь от мавзолея, а затем и от всего кремлевского советского мемориала.
Фактически за всем этим стоит целенаправленная психолого-духовная война и Запада, и лидеров капиталистической контрреволюции, всей армии либерально-буржуазных идеологов внутри России против исторической памяти советского народа. Исторической памяти созидания на путях социалистического строительства великой, мощной социалистической державы – Союза Советских Социалистических Республик – СССР, – державы, которая одержала победу над фашистско-гитлеровскими полчищами в Великую Отечественную войну и спасла все человечество от Нового Мирового порядка, планируемого гитлеровским, немецким фашизмом – передовым отрядом капитализма, выращенного американским и западноевропейским капиталом в 1920-х – 1930-х годах, державы, которая обеспечила прорыв человечества в космос в лице русского человека, коммуниста, советского летчика – истребителя Юрия Алексеевича Гагарина.
Этот Новый Мировой Порядок нес человечеству фашистское рабство, а ряду народов, в том числе – славянским народам, фактически полное истребление. И это нужно помнить. В Великой Победе советского народа 9 мая 1945 года над немецким фашизмом главную роль сыграл советский социалистический строй, который впервые освободил человека Труда от эксплуатации, обеспечил возможность рабочим и крестьянам почувствовать себя хозяевами своей страны и своей судьбы, и у начал основания которого стоит его первый руководитель Владимир Ильич Ленин.
Вспомним слова гениального русского поэта Владимира Владимировича Маяковского из стихотворения «Разговор с товарищем Лениным», написанного им в 1929 году:
Товарищ Ленин,по фабрикам дымным.по землям,покрытым и снегоми жнивьемвашим,товарищ,сердцеми именемдумаем,дышим,боремсяи живем!.."Грудой дел,суматохой явленийдень отошел,постепенно стемнев.Двое в комнате.Яи Ленин -фотографиейна белой стене.[74]Имя Ленина особенно опасно для российской капиталократии сейчас, когда она цинично расправляется с правами граждан на сохранение своих сбережений в государственных (подчеркну!: в государственных, С.А.) банках.
Недавно, 27 января 2010 года, когда мы отмечали очередную годовщину снятия блокады города Ленинграда, представители партии "Единой России" в Госдуме решили окончательно расправиться с дореформенными сбережениями советских граждан.
Привожу дословно сообщение корреспондента газеты "Советская Россия" из залы заседания Госдумы.
"В среду, 27 января, на заседании Госдумы произошло невиданное событие.
"Единая Россия" решила отнять право у граждан на полноценное восстановление дореформенных советских сбережений. "Единороссы", с подачи главного специалиста по банкам Владислава Резника, выкинули в мусор все законы, принятые несколько лет назад Госдумой при активном участии коммунистов, позволявшие восстановить и возвратить их трудовые дореформенные вклады. "Нет возможности у государства возвратить в полном объеме эти сбережения", – заявил В.Резник. Но не пояснил, почему у государства есть возможность отправить 5 трлн.рублей на поддержку банкиров, выплатить миллиарды сомнительных, не доказанных в большинстве случаев, долгов внешних кредитов, выплатить даже царские долги французам, но не находится денег на выплату внутреннего долга своим гражданам.
Коммунисты встали в оборону. Виктор Илюхин: "Государство вдруг испугалось больших затрат? А в какие затраты можно оценить авторитет государства, которое обворовывает своих граждан?".
…В эти минуты, когда верстается газета, дискуссия принимает ожесточенный характер. Конечно, у "единороссов" хватит и голосов, и упорства отобрать у простого народа законные сбережения. Но неужели все мы промолчим?".[75]
К этому следует добавить, что возглас В.Илюхина об авторитете буржуазного государства не имеет смысла. В России установилась диктатура капиталократии (которую в публицистике называют "олигархией" или "олигархатом"), а государство – ее инструмент власти. Поэтому 5 трлн. рублей государство бросило на поддержку финансовой капиталократии, а на возмещение долгов перед трудящимися денег не оказалось, поскольку трудящиеся в глазах "олигархов" – быдло, с которым можно не считаться.
Но ведь еще есть память у народа!
И это память о советском государстве, о государстве, где у власти стоял его Величество Труд, и у истоков появления которого стоит величественная фигура Владимира Ильича Ленина.
Как тут не понять Маяковского с его очень интимной и одновременно очень публичной мыслью: "Двое в комнате. Я и Ленин – фотографией на белой стене". Этими словами, Маяковский говорит: Ленин — в сердце каждого человека, для которого труд, созидание – образ жизни. Ленин – это символ свободы человека Труда от гнета Капитала.
1.2. Экологический крах капитализма в XXI веке. Ноосферно-социалистическая революция как продолжение дела Ленина в XXI веке
Переживаемая нами историческая эпоха, как в России, так и в мире в целом, когда высветился крах мировой системы капитализма и рынка – глобального империализма – как по Внутренней Логике Социального Развития, так и по Большой Логике Социоприродной Эволюции, когда возможная глобальная капиталистическая гибель человечества в XXI веке в форме экологической гибели, если человечество не станет на путь ноосферно-социалистического развития, становится реальностью в XXI веке, по-новому раскрывает всемирно-историческое значение фигуры Владимира Ильича Ленина, ставшего вождем первой победоносной социалистической революции в Истории человечества, русского прорыва человечества к социализму, начала новой исторической эры – эры социализма и коммунизма, вне которой у человечества нет Будущего уже в XXI веке.
Лидер социалистической революции на Кубе, которая отметила в 2009 году свою 50-летнюю годовщину, Фидель Кастро Рус уже в начале этого, только что наступившего 2010 года, в своих размышлениях, написанных 3 января, фактически показывает, что глобальная капиталистическая система, во главе которой стоят США, я добавлю – на языке моей теории капиталократии – мировая финансовая капиталократия, вошла в эпоху своего экологического краха и стратегию спасения человечеству, исходя из своих, буржуазных систем ценностей, предложить не может.
Обсуждая конфликт на саммите глав государств мира, который проходил с 8 по 19 декабря 2009 года и на котором обсуждалась программа единых действий человечества, связанная с выходом его из глобально-климатического кризиса, между развитыми странами, олицетворяемыми в основном США и странами Западной Европы, Фидель Кастро пишет: "Тут собрание всколыхнулось. У делегатов даже не было времени прочесть проект (мое замечание: который подготовила группа во главе с президентом США Обамой, отстаивал интересы США и Западноевропейских стран, пытаясь переложить экономический пресс решения проблемы на "развивающиеся" страны, С.А.). Первым был представитель Тувалу – страны, острова, которой окажутся под водой, если принято будет то, что там предлагалось: затем последовали и представители Боливии, Венесуэллы, Кубы и Никарагуа. Диалектическое столкновение в три часа утра того 19 декабря достойно, чтобы войти в историю, если история еще будет существовать долго время после изменения климата" (выдел. мною, С.А.).
В последней фразе – признание того феномена, который я назвал в 1992 году Кризисом Истории, поскольку первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы обозначила Финал рыночно-капиталистической цивилизации человечества и соответственно ее истории, который может быть преодолен человечеством только путем перехода к эпохе Ноосферного, Экологического, Духовного Социализма или Ноосферизма.
Далее Фидель Кастро продолжает: "Чтобы спасти банки, правительство Соединенных Штатов затратило 800 миллиардов. Сколько оно было бы готово затратить, чтобы спасти 9 миллиардов человек, которые будут населять планету в 2050 году, если раньше не произойдут большие засухи и наводнения, вызванные морем вследствие таяния ледников и больших масс замороженной воды Гренландии и Антарктиды? Мы не должны обманываться… мы должны бороться в едином строю, чтобы защищать в Бонне, в Мехико и на любой другой международной конференции, вместе с социальными, научными и гуманитарными организациями, подлинные соглашения, которые пошли бы на благо всем странам и сохранили бы человечество от катастрофы, которая может привести к уничтожению нашего рода. В мире появляется все больше информации, но у политиков все меньше времени, чтобы думать. Похоже, обсуждают, кто исчезнет последним"[76](выдел. мною, С.А.). Я осуществил это объемное цитирование Фиделя Кастро, чтобы показать, что человечество действительно стоит на грани рыночно-капиталистической гибели по экологическим причинам, возможно уже в первой половине XXI века, и что мировая финансовая капиталократия, буржуазия принципиально, уже вследствие культа эгоизма, индивидуализма, наживы, эксплуатации человека человеком, принципиально не может решить проблему императива выживаемости человечества в XXI веке. И Фидель Кастро Рус, как политический деятель, социалистически мыслящий, в отличие от Обамы и других политических буржуазных лидеров, в том числе и в современной капиталистической России, понимает это.