3
В конце октября – начале ноября 1920 г. из Белого Крыма на 126 кораблях эвакуировались армейские подразделения и гражданское население – всего около 150 тыс. человек В своих «Воспоминаниях» барон П.Н. Врангель так писал об этом событии: «Тускнели и умирали одиночные огни родного берега. Вот потух последний… Прощай, Родина!». Корабли взяли курс на Константинополь. 30 судов русского военного флота, имея на борту почти 6 тысяч человек, в том числе и Морской кадетский корпус, по указанию Франции направились в тунисский порт Бизерту (Тунис тогда являлся французской колонией) Впоследствии, в соответствии с договоренностями Франции с правительством большевиков, этот флот был затоплен. (Примеч. авт.)
4
Государственным языком в Османской империи был староосманский, использовавший арабскую вязь и включавший в себя не только турецкие, но также арабские и персидские слова. В 1923 г. Турецкая Республика перешла на новый турецкий язык, сменив арабскую письменность на латиницу. К слову, туркам пришлось почти четыре месяца искать специалиста по староосманскому языку (Примеч. авт.)
5
Это здание строилось с 1837 по 1845 гг. по указу Николая архитектором Гаспаре Фоссати в прямом смысле на русской почве. По преданию, еще во времена правления Екатерины Великой территория посольства была покрыта землей, привезенной из России. В 1914 г., после объявления Портой войны России, посол М.Н. Гирс перед отплытием со всем штатом посольства из Константинополя спустил с флагштока посольства императорский флаг. Во время пребывания Русской Армии под командованием генерала П.Н. Врангеля в Царьграде (1920–1922 гг.), после эвакуации из Крыма, его штаб размещался в здании бывшего российского посольства в оккупированном союзными войсками Антанты городе. Прошли годы. Советское посольство переехало в новую турецкую столицу Анкару, а в его бывшем здании в Стамбуле стало действовать Генеральное консульство. После сильного землетрясения в Стамбуле в 1999 г. тогдашний Генконсул С.В. Осадчий обратился с просьбой к находившемуся в Турции с визитом Президенту РФ Б.Н. Ельцину помочь с ремонтом исторического здания (примечательно, что с 1845 г. здание ни разу не подвергалось капитальному ремонту). После посещения здания консульства РФ председателем Попечительского совета ЦНС В.И. Якуниным было решено восстановить герб с византийским орлом на месте его исторического расположения. В июле 2005 г. состоялась торжественная церемония открытия герба на фронтоне здания, в которой, помимо делегации ЦНС и российских дипломатов, принимали участие турецкие официальные лица и представители местной общественности. (Примеч. авт.)
6
Мария Николаевна – дочь секретаря генерала П.Н. Врангеля Николая Михайловича Котляревского (1890–1966) Родом из Николаева, он закончил юридический факультет Новороссийского университета и в годы Первой Мировой войны служил в 6-й и 7-й армиях по ведомству Российского Красного Креста, а также состоял статс-секретарем А.В. Кривошеина После отравления газами летом 1916 года находился на излечении в Крыму, где встретил 1917 год. После октябрьского переворота дважды чудом избежал расстрела. В Крыму состоялось его знакомство с П.Н. Врангелем, направившим Николая Михайловича в Константинополь, Белград и Париж. Вернувшись в Россию, он продолжал служить при генерале и покинул Крым вместе с Русской Армией 15 ноября 1920 года. С этого периода Н.М.Котляревский состоял при Главнокомандующем, переехав из Константинополя в Белград, а затем в Брюссель. После кончины генерала вместе с вдовой, О.М. Врангель, около года он разбирал личный архив покойного, который передал в Гуверовскую библиотеку Стенфордского университета. Исполняя желание покойного П.Н. Врангеля, Николай Михайлович вместе с родственниками генерала перевез его прах в Белград. Впоследствии он работал в зарубежных общественных организациях соотечественников, являлся инициатором увековечения памяти государя Николая II и его семьи, а также сооружения памятника в Брюсселе им и всем новомученникам, убиенным в годы богоборчества в России. Умер в Брюсселе.
7
См. 1 Цар. 17, 42-44
8
Все даты приводятся по старому стилю
9
Несмотря на целый ряд недостатков в комплектовании, обмундировании и снабжении Армии, летом 1920 г. она располагала, по оценке английской газеты «Таймс», почти 80 тысячами штыков, вполне сносно обмундированных и подготовленных, некоторым количеством полученных из Англии танков, а также военными запасами, достаточными для ведения боевых действий почти в течение года. Однако правительство советской России, спешно заключив 12 октября 1920 г. перемирие с Польшей, смогло сконцентрировать свои силы. Молниеносным маневром красные армии оттеснили Белые войска в Крым, причем при отступлении они потеряли огромную часть своего вооружения и запасов, а оставшихся верными «Белому знамени» генерал Шатилов насчитывал не более 25 тысяч человек К осени 1920 г. Красная армия, по сведениям руководителя французской военной миссии на юге России генерала А. Бруссо, располагала силами впятеро большими, чем Армия Врангеля, хотя и недостаточно вооруженными. Предвидя возможность отступления, П.Н. Врангель начал действенную подготовку к возможной эвакуации из Крыма еще весной-летом 1920 г При этом основным промежуточным пунктом для временного базирования Армии он считал Дунай.
10
Правительство Юга России было создано в Севастополе в апреле 1920 г. как Совет начальников управлений и преемник деникинского Южно-Русского правительства. Военные силы Правительства Юга России были преобразованы во В.С.Ю.Р. – Вооруженный Совет Юга России при Главкоме П.Н. Врангеле. Собственно название «Правительство Юга России» появилось в августе 1920 г., после того как оно заключило соглашение с верхушкой казачества Дона, Кубани, Терека и Астрахани. Председателем Правительства был назначен А.В. Кривошеин, добившийся международного признания от США (с выдачей кредита в 50 млн. долларов под будущие концессии на территории России), Франции, Польши, которая хотела самостоятельности Крыма. Всего за несколько месяцев Правительство смогло провести ряд реформ, однако эти преобразования в условиях военного времени уже мало привлекали население. Постоянные реквизиции сорвали не только аграрную, но и реформу местного самоуправления. В ноябре 1920 г. Правительство эвакуировалось из Крыма вместе с Армией.
11
Американский Красный Крест – национальная организация Международного Красного Креста; официально был создан в мае 1881 года американкой Кларой Бартон. Однако в России после 1916 г. под прикрытием этой гуманитарной организации действовала целая сеть агентов, активно помогавших большевикам готовить переворот, имея в виду использовать политический процесс в России в финансовых целях, то есть рассматривая страну как рынок сбыта и сферу влияния (см. Э. Саттон. Уолл-стрит и большевицкая революция. – М. Русская идея. 1998). Американский Красный Крест являлся не только одной из наиболее многочисленных национальных организаций Красного Креста в Европе, но и самой активной В 1919 г. по инициативе председателя Военной комиссии Американского Красного Креста Г. Дэвидсона, активно действовавшего в России в 1917 г., была образована Лига Красного Креста, объединившая ряд национальных организаций для помощи пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф С 1 октября 1921 г. помощь русским беженцам в Европе Американский Красный Крест фактически прекратил.
12
Здесь и далее исторические фотографии предоставлены издательству М.Ю. Блиновым, В.В. Петраковым, Н.С. Селивановым
13
Сажень – старинная русская цометрическая мера длины, приравненная к 2 метрам
14
Антанта согласилась предоставить Русской Армии транспорт для эвакуации под условием почти полного разоружения воинских частей и временной конфискации (в залог) вывезенных из России интендентских запасов. Основными транспортными средствами для исходившей Армии и гражданского населения стали 66 судов русской черноморской эскадры (18 боевых кораблей, 26 транспортов, 22 мелких судна), 9 торгово-пассажирских пароходов, все мелкие суда торгового флота и почти все частновладельческие – из общего числа 126 судов, на которых из Крыма эвакуировалось почти 150 тысяч человек.
15
Казенного имущества и интендентских грузов было вывезено на сумму более 60 млн. франков, артиллерийских грузов – почти на 35 млн. франков, угля – на 6,5 млн. франков, а все вывезенное Русской Армией имущество оценивалось на сумму более 110 млн. франков. По предварительно заключенному соглашению Главкома Русской армии и Верховного комиссара Франции на юге России все воинские чины и гражданское население поступали под покровительство Французской республики, которая в обмен на это брала себе в залог русский тоннаж, за исключением самого необходимого имущества на сумму около 15 млн. франков
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги