Книга Царский путь Креста Господня, вводящий в Жизнь Вечную - читать онлайн бесплатно, автор святитель Иоанн (Максимович). Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Царский путь Креста Господня, вводящий в Жизнь Вечную
Царский путь Креста Господня, вводящий в Жизнь Вечную
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Царский путь Креста Господня, вводящий в Жизнь Вечную

СТАВРОФИЛА. А что такое означает вот этот крест, который при одре?

АНГЕЛ. Он означает скорбь при потере родителей, сродников и друзей. И этот крест должно нести благодушно. И хотя тяжело лишиться любимых, однако роптать не должно; ибо восхищает их Тот же всеблагий Бог, Который и даровал их. А многим и не полезно иметь друзей, особенно когда они живые отвращали их от Бога.

Потом Ангел, видя, что Ставрофила с любопытством обратила взор на крест с изображением безумного, сказал ей: «Ты удивляешься этому необычайному изображению и не понимаешь, что это такое? Это тяжкий крест посмеяний, уничижений и поруганий. Истинно терпящие этот крест не стыдятся и не устрашаются ради Христа носить имя безумных. Ничто так сильно не смущает человеческой души, как мысль быть поруганным. Многие желают служить Богу, но вместе с тем желают славы и ублажений человеческих. Многие любят смирение без уничижений, желая стяжать оное без утраты мирской чести и получить благодать терпения без поношений и укоризн[12]. Но истинные рабы Божии, жизнь которых мир считает безумием, с терпением переносят от него уничижения, клеветы безрассудные, укоризны и осуждения. Обильна жатва тружеников этих, и столько же получают пользы истинно терпящие уничижение, сколько получают вреда издевающиеся над ними. Таковых-то, которых презирает мир, избирает Бог; так как чрез уничижение человек скорее приходит к познанию самого себя. Итак, благоразумно св. Апостол научает работать Богу в чести и бесчестии, среди порицаний и похвал (2 Кор. 6, 8). Собрание же многих крестов, вместе связанных, означает множество различных скорбей, попускаемых или посылаемых от Бога одному человеку к его спасению».

Глава 4

Иисус Христос понес все виды креста

Наказание мира нашего на Нем

(Ис. 53, 5)

Удивилась Ставрофила, слыша, что иногда на одного человека налагается много различных крестов.

«И одного из показанных тобою мне крестов, – сказала она Ангелу, – достаточно для того, чтобы подавить и сильнейшего мужа. Кто же может понести много крестов вместе?»

АНГЕЛ. Что это ты говоришь? Разве тебе никогда не приходило на мысль о рабе Божием Иове? Сколько перенес он страданий: сколько вдруг послано ему было крестов! Стада его волов, ослиц и верблюдов увели пленившие, и побили рабов его: огонь спал с неба и пожег его овец и пастухов. Еще когда сыны и дочери его пировали вместе, внезапно подул сильный ветер и поколебал со всех сторон храмину; храмина пала и задавила детей его. Сам он с головы до ног был поражен лютым гноем и, сидя вне града, на гноище черепком очищал гной свой. К довершению скорбей собственная жена его и друзья, пришедшие навестить его в печали, ожесточали его бедствие своими укоризнами. При всем этом остался непреклонен дух святого мужа: он говорил: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?.. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов 2,10; 1,21).

СТАВРОФИЛА. Велико терпение Иова. Но кто может сравниться с ним? Кто так укрепит мою душу, чтобы никакие напасти не поколебали меня?

АНГЕЛ. Другого лучшего средства нет к укреплению и утверждению в терпении, как взирать на начальника и совершителя веры Иисуса (Евр. 12, 2). Он и страдал для того, чтобы оставить в Себе образ для подражания Своим последователям. Все кресты, все скорби на земле, которые Господь Иисус Христос повелевает вам нести, Он, Бог наш, Сам понес, чтобы никакое зло вас не устрашало. Если рассудишь, Ставрофила, то найдешь, что из виденных тобою крестов нет ни одного, которого бы Он прежде не понес.

СТАВРОФИЛА. Неужели Христос, Спаситель наш, все кресты претерпел?

АНГЕЛ. Да! Слушай. Я исчислю тебе вкратце разные виды крестов, понесенных Господом Иисусом Христом. С первых дней земной Своей жизни, от утробы рождшей Его Он возлюбил нищету: Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8, 9). Какое место избрал Он, Создатель мира, при рождении Своем? Вертеп был для Него вместо дома, а ясли ложем; вместо багряницы были простые пелены, и вместо царской порфиры бедное рубище. В ученики Себе верховный Учитель избрал самых ничтожных, по мнению мира, людей, таких же убогих, каков и Сам был. Он не имел места, где бы мог приклонить главу Свою, и потому говорил: Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8, 20). Он соболезновал немощам и падениям человеческим; а потому и плакал над погибшим Иерусалимом. Также, когда Лазарь, друг Его, умер, Он возмутился духом, поскорбел и прослезился, так что и иудеи говорили: смотри, как Он любил его (Ин. 11,36). Он испил полную чашу бесчестия и поруганий: словам Его прекословили, наблюдали за Его делами, издевались над муками, ругались над самою смертью Его. Называли Господа винопийцею, другом мытарей и грешников, льстецом, имеющим в себе беса; самарянином, хульником, безумно присваивавшим Себе Божеское достоинство, и таким образом предвечную Божию премудрость вменили в буйство и безумие. Не довольствуясь словесным уничижением, иудеи самыми делами ругались над Ним: и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? (Лк. 22, 64). Как презренного похитителя царского достоинства, они венчали Его терновым венцом, вместо скипетра дали Ему трость и вместо порфиры в посмеяние облекли Его червленою хламидою. Тебе известно, как велики были телесные страдания Господа Иисуса Христа: как Его связали, с великим неистовством влачили по стогнам и на раны готового немилосердно били, ударяли по ланитам, по уязвленной от тернового венца главе били тростью и подвергали Его другим многим и жестоким мучениям. И так исполнилось на Нем слово Псалмопевца: скорбь Моя всегда предо Мною (Пс. 37, 18). Потом, идя на распятие, Он Сам на раменах Своих нес крест Свой и был пригвожден ко кресту. Что же сказать тебе, Ставрофила, о крестных страданиях Агнца Божия? О сем Исаия сказал, что Он, Муж скорбей и изведавший болезни…Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис. 53, 3, 4). Был Он напоен и горьким питием; помяни, по слову пророка, горесть и желчь Его (Плач. 3, 20); вспомни, как исполнились на нем слова Псалмопевца: и в жажде Моей напоили Меня уксусом (Пс. 68, 22). При таких невыразимых телесных страданиях Господь нес и внутренний крест. Готовясь на вольные страдания и смерть в вертограде Гефсиманском, Он уже начал скорбеть и тужить, глаголя: душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26, 37, 38). А потом на Кресте, чтобы избавить род человеческий от клятвы и примирить с Отцом Небесным, Он восхотел быть и как бы оставленным от Бога

Отца. Какая, ты думаешь, скорбь томила душу Его, когда Он испускал предсмертный вопль: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Какую тяжесть испытало сердце Богочеловека, когда Он все грехи, соделанные каждым человеком от начала мира, принимал на Себя, чтобы истребить их; когда Он, непорочный Агнец, не сделал никакого греха (1 Пет. 2, 22), предавал Себя, как виновного, дабы за вас удовлетворить правде Отца Своего, как пророчествовал о сем святой Давид: чего я не отнимал, то должен отдать (Пс. 68, 5). Он видел ясно, кем и какое благоутробному Отцу Его было сделано оскорбление. Он видел, какое зло – вечная погибель, которой через грех подвергся весь род Адамов: все это Он видел и знал несравненно яснее и вернее всех сотворенных существ. И этой одной скорби достаточно бы было пресечь жизнь Спасителя мира, если бы человеческое естество Его не было укрепляемо силою Божественною. И среди таких-то ужаснейших страданий Сын Божий за живот мира предал наконец дух Свой Богу Отцу, послушлив был Ему даже до смерти (Флп. 2, 8).

Теперь скажи, Ставрофила, какого креста еще не доставало Спасителю мира? А все это понес Он ради тебя, чтобы ты, помышляя о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников (Евр. 12, 3), не ослабевала душою, но, взирая на страдания Христа твоего, возбуждалась Его примером, говоря так: если Он столько претерпел, что же мне должно? Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? (Лк. 23, 31).

Глава 5

Должно нести крест по примеру Преблагословенной Девы Марии

Тебе Самой оружие пройдет душу

(Лк. 2,35)

Слова Ангела пронзили сердце Ставрофилы, как острые стрелы: слезы струились из очей ее. Пришедши в себя, она воззвала к Господу Иисусу Христу: «Благодарю Тебя, о Жените душ верных, что в жизни Своей Ты явил нам образ несения всякого креста. Подай же мне силу идти стезею терпения и смирения, вослед Тебя, Христа Господа моего. На сем пути какие бы ни встретили меня скорби, твердо уповаю, что с Твоею, Господи, помощью я все сие пройду. Ибо теперь я знаю, что не уклонением от скорбей можно избавиться от них, а, напротив, должно заботиться о том, чтобы с терпением перенося оные, препобеждать их.

И об этом только ныне желание и воздыхание моего сердца».

АНГЕЛ. Благо тебе, что ты благодарна к Господу твоему; ибо кто бывает благодарен за полученные благодеяния, тот удостаивается больших. Теперь предложу тебе другое побуждение к понесению тяжести креста. Справедливость требует, чтобы ты несла крест ради Царствия Божия и спасения твоего. Царствие Небесное продается Господом, и цена за него ты сама; другой цены, кроме тебя, Бог не требует; отдай себя, и получишь его; но отдай себя, носящую крест; отдай себя, последующую Христу Господу; отдай себя, совершающую жизнь под крестом. Что смущаешься этой ценою? Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк. 24, 26).

Не этою ли ценою купила Небесные Селения и Пренепорочная Матерь Божия, не осквернившаяся ни одним земным вожделением, воспитанная в небесном богомыслии, бывшая Сама одушевленным Небом?[13] Если бы возможно было кому-либо без креста достигнуть вечного блаженства, то кому бы Сын Божий благоволил даровать сие, как не родившей Его Святейшей Деве? Но пребывает и вечно пребудет неизменным определение Отца Небесного: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22).

СТАВРОФИЛА. Сладостно для меня слышать о крестах и болезнях, понесенных Преблагословенною Девою, дабы и мне по стопам Ее последовать Господу и Спасителю нашему.

АНГЕЛ. Изочту некоторые кресты Ее. И чтобы ты не говорила, что Господь, как Богочеловек, Божественною силою удобно победил все противное, представлю тебе в пример человека немощнейшего пола, многоскорбную Матерь Божию, Которой посему будешь воздавать большую честь и поклонение.

СТАВРОФИЛА. Приятнее сего для меня ничего не может быть. Все, что относилось и относится каким-либо образом к возвеличению Матери Девы, и прежде возбуждало во мне отраднейшее утешение и благочестивые чувства.

АНГЕЛ. Внимай же! Я представлю тебе страдания и кресты Преблагословенной Девы, которые понесла Она. Не было ли скорбью для Нее, что ей, Царице неба и Владычице Ангелов, по наступлении времени родить не было места в обители и Она должна была укрыться в открытом загоне для скота? С каким чувством приняла Она плач Новорожденного? Как сердечно сострадала Она наготе, стуже, убожеству и всем нуждам, встретившим в первые дни Его младенчества? И поелику Она знала о страданиях, предстоящих Господу Иисусу Христу, то не каждый ли раз, как повивала Она Его пеленами и при этом касалась Его рукам и ногам, ощущала в сердце Своем новую и новую невыразимую болезнь, помышляя, что эти ноги и руки будут некогда пригвождены к кресту? Какой лютый меч страдания пронзил душу Девы, когда Она видела кровавое обрезание Сына Своего, когда слышала о повелении Ирода избить младенцев, а потом о жестоком исполнении оного! Какая была для Нее скорбь безвременно ночью укрываться и совершать трудный путь в Египет и там семь лет жить среди нечестивых варваров? Что сказать тебе о Ее печали, когда двенадцатилетний Отрок Иисус, оставив Ее, три дня пребывал в храме

Иерусалимском, беседуя со старцами иудейскими (см.: Лк. 2, 41–48)? Если Анна, мать Товии, плакала неутешными слезами о том, что сын ее не возвратился в назначенный день (Тов. 10 гл.): то на сколько более печали было для Матери Божией, когда можно было полагать, что потеряла Она Сына, и не только Сына Своего, но и Бога! Сколько скорби для Нее было при слухе о том, что Ее сродник Иоанн Креститель, которого из рожденных женами не восставал больший (Мф. 11, 11), подвергся заключению в темницу и усекновению главы! Как прискорбна была для Нее кончина возлюбленного обрученика Ее Иосифа?

СТАВРОФИЛА. Поистине велики и тяжелы были эти скорби, которые испытала Матерь Дева.

АНГЕЛ. Но это были только предвозвестники других жесточайших болезней, которые после понесла Она. Ей не было известно о том, что имело совершиться с Сыном Ее и Господом во время страданий Его. Она читала пророческие предсказания о сем и с великою скорбью всегда содержала это в уме. Помысли, что Она испытала, когда известили Ее, что Ее возлюбленного

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Бывшим впоследствии Митрополитом Тобольским и всея Сибири. Скончался 10 июня 1715 года.

2

См. книгу «Пастырь Ерма», в «Писаниях мужей Апостольских». Москва, 1862. С. 183–346.

3

См. в Душеполезном Чтении (1873 г., март) статью свящ. С. Лутинцева «Святыня Сибири». См. также в Страннике (1863, том II, и 1864, том I) статьи Н. Абрамова и протоиерея Александра Сулоцкого.

4

См.: Сет. Григорий Богослов. Слово 45, на Святую Пасху.

5

См.: Сет. Феофил Антиохийский. О вере, к Автолику. Книга, гл. 25.

6

См.: Прп. Кассиан Римлянин. Собеседование VIII, гл. 3.

7

См.: Блж. Августин. Беседа 32. О святости.

8

См.: Василий Великий. Правила пространно изложенные. Вопрос 6.

9

См.: Блж. Августин. Беседа 47.

10

См.: Сет. Иоанн Златоуст. Слово на праздник святых апостолов Петра и Павла.

11

См.: Сет. Григорий Назианзин. Послание 1.

12

См.: Прп. Кассиан Римлянин, Собеседование IV, гл. 12.

13

См.: Прп. Иоанн Дамаскин. Слово 2 на Успение Божией Матери.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги