Книга Догматы Футбола. Философия футбола - читать онлайн бесплатно, автор Антон Вячеславович Фукалов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Догматы Футбола. Философия футбола
Догматы Футбола. Философия футбола
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Догматы Футбола. Философия футбола

Догматы Футбола

Философия футбола


Антон Вячеславович Фукалов

© Антон Вячеславович Фукалов, 2020


ISBN 978-5-0050-1545-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Догматы футбола

ПРЕДИСЛОВИЕ

С давних пор человек ищет ответы на волнующие его вопросы. Как только он рождается на свет, сразу возникает ряд проблем, с которыми ему предстоит справиться. Поэтому и вопросы, которые он себе задаёт, направлены на решение тех или иных препятствий, возникающих на его пути.

Взрослея, человек спрашивает: откуда появился мир, вселенная, я сам? И это совсем не отвлечённые вопросы. На самом деле он спрашивает не только о том, откуда это, но и о том, зачем это. Зная откуда произошёл мир, причину появления человека и то как надо жить, можно ответить и на все остальные вопросы, касающиеся нашего здесь пребывания.

Можно понять, к чему я предназначен, правильный ли жизненный путь я выбрал в связи с этим, и что нужно мне сделать, чтобы в случае какой-то жизненной ошибки вновь не попадать в затруднительное положение.

Все великие люди, с древних пор и до наших дней, пытались ответить на базисные, на самые насущные, животрепещущие, порой банальные, но всегда главные вопросы.

Философия давала разные, многоплановые ответы, плюрализм мнений здесь, как нигде присутствовал. Основные ответы были экзистенционального порядка, наставлявшие на то, как жить, что делать, чтобы если не достичь счастья, то хотя бы примириться со страданием.

Сенсуализм, чувственность к этому миру, к его драматизму и в то же время непревзойдённой ценности жизни, несмотря на все беды, были не чужды никому.

Конечно, большая часть людей, как многие считают, не задумывается ни о чём, живёт просто так, подчиняется тому, что вынесено на общественное мнение, как все.

Но есть здесь и большая доля ошибки, в таком утверждении, что большая часть людей не философы, а индивиды, живущие «здесь и сейчас», не углубляющиеся в дебри исканий разума.

Ведь сама такая позиция, во-первых, если она и есть, это тоже философия жизни «недумания», это тоже пропаганда поклонения нормам и культам общества, какими сейчас являются деньги и престиж, высокий социальный статус.

А во-вторых, люди всё же думают, нет такой абсолютной формы жизни без всякой оглядки на небесные дали и анализа собственных поступков и поведения окружающих, развития мира, природы, общества.

Всё обстоит таким образом, что человек идёт сразу как бы в двух направлениях, по двум дорожкам: для первой характерно его следование в соответствии с тем, что говорит общество, а для второй движение в соответствии с тем, что говорит ему внутренний подсознательный мир.

Если как у человека у меня всё получается, это не гарантирует мне счастья, если моя душа, мой внутренний мир бездыханен и не имеет жизнеутверждающего наполнения. Эта дихотомия и постоянный поиск вдохновляющих сентенций осознанная черта философской мысли и неосознанное движение по пути жизни простого обывателя, не философа.

Конечно, психология человека, устройство его души намного сложнее, чем устройство его тела. А потому нельзя однозначно говорить, что вот он, например, философ, значит он обязательно ищущий правды, истины и думающий на уровне метафизики. Нет. Внутри каждого отдельного человека всё может быть гораздо иначе, и нам ли не заметить этого. Хотя мы, безусловно, понимаем, что есть общие доминанты, движущие поведением масс.

Поэтому и религиозный образ жизни считается очень неопределённой вещью, в христианстве духовная жизнь – это самая сложная поведенческая категория, более сложный труд, чем физический и интеллектуальный. Написаны огромные тома по аскетике, но фокус жизни, через который раскрылись бы врата в Царство Божие, абсолютно неясен.

Все мы страдаем. Этого отрицать не будет никто, ни одна категория людей, ни философов, ни обывателей, на которых я провёл условное разделение в начале данного труда. Борьба со страданием – основа философской мысли. Если бы не было страдания, то не было бы и философии, не было бы и религии.

Людвиг Фейербах показал человека, каждого без исключения, эгоистом, в религии он видел для людей надежду на спасение от житейских бурь и неустройств для тех, кто верит. Много ранее, такой мыслитель как Эпикур, говорил о том, что отсутствие страдания, есть наслаждение, а значит, к этому всё и должно было быть сведено.

Религиозную мысль буддизма подхватил средневековый мыслитель Мейстер Экхарт и сказал, что отрешённость от всего и есть счастье. Но через много лет уже опять Артур Шопенгауэр говорит, что подло обнадёживать и прививать оптимизм людям, так как страдание всё равно придёт опять, хоть и в другом, может благовидном обличие.

Это лишь немногие упоминания из всего множества идейных позиций, но страдание и вправду в центре всего, а значит в центре размышлений и пути избавления от него.

Мы знаем, что когда человек заболевает простудой, то у него, целостного и здорового до этого, появляется насморк, кашель, головная боль и боль в горле, температура и т. д. Происходит наслоение. Всё хорошо и так, но вот приходит лишнее, наносное.

Так же обстоит дело и с душой и со страданием души. На самом деле всё хорошо, как мы родились на свет, так мы и предназначены для счастья, но появляются симптомы болезни души, наносное и вредоносное в виде неудовлетворённости, нехватки чего-то большего, злобы, печали или плохого настроения, да мало ли чего.

Для излечения физических болезней человек изобретает лекарства. Они имеют двойную оболочку: материальную и духовную. Материальная – это сила таблеток, условно говоря, в их уникальной пользе, веществах содержащихся в ней. А духовная – это вера в то, что это поможет, и тем самым удваивается сила данного лекарства.

Ну а когда болезнь душевная? Тогда тоже должно быть лекарство, и тоже из двух составляющих – духовной и материальной. Таких лекарств очень много: это все те философские и религиозные системы, когда – либо бывшие созданными на нашей планете.

Моя точка зрения состоит в том, что как от одной телесной болезни может быть множество лекарств, так и от одной душевной болезни может быть также множество лекарственных средств, только иного порядка, больше духовного, нежели материального.

И эти лекарства также могут быть продуктом человеческой деятельности и человеческого ума.

Так вот одним из вариантов такого спасения может быть футбол. Футбол даёт, при определённой интерпретации, ответы на все основные вопросы человеческого бытия. Начиная с того откуда произошёл мир и заканчивая тем, как должен жить человек и что должен делать.

Великий физик античности Фалес, говорил, что всё есть вода, Анаксимандр говорил, что всё есть беспредельное, а вот Пифагор, например, говорил, что всё есть число, я же говорю, без всякой доли сомнения, что всё есть футбол.

Футбол открыл для меня все пути и дороги, он объяснил мне, как устроен мир и что должен делать я, чтоб быть нормальным человеком, настоящим мужчиной, и какова истинная женственность. Он ответил мне на вопрос о том, что есть любовь и как я должен думать, чтобы всегда держаться в нужном русле и быть тем, кем я хочу быть. И так можно перечислять долго. Он открыл смыслы. Это такая уникальная игра, что мы даже не подозреваем, насколько велика её мощь.

Мы любим смотреть голы, наблюдать, болеть за любимую команду, обсуждать матч, судейские решения, зарплаты футболистов, но мы не подозреваем, какие смыслы и истины заключены в этом гениальном действе…

В данном труде я рассмотрю самые наиважнейшие вещи с точки зрения внешнего порядка игры и внутреннего характера футбольного матча. Игра, как прообраз жизни в соответствии с нормами общества должна быть объяснена на высшем уровне. Внутренняя структура жизни, более сложная, но залечивающая душевные раны, в футболе должна нести такую же роль лекаря и врачевателя. Одновременно открывать пути к пониманию мира, человека и откуда всё это пошло, вся наша многогранная макрокосмическая реальность.

Данный труд – это одновременно и философское и направленное на теорию футбола произведение, но как говорил Платон, в том и задача философа и его учений, чтобы помогать людям, быть полезным, быть врачевателем души.

Потом, уже в 20 веке Эрих Фромм, известный немецкий и американский социолог, скажет, что роль философа как психоаналитика в том же что и подразумевал Платон, в помощи, в исцелении ран души. И здесь выбирается тот же вектор жизни, что и у священника или мулы, как и у любого религиозного деятеля, вектор спасения человека. В настоящее время задача видится даже не в том, чтоб спасти человека для вечной жизни, но больше в том, чтоб дать ему возможность выжить во времени.

ГЛАВА 1. «СИМ ПОБЕЖДАЙ»

Что же главное в футболе для понимания его как смысла всех вещей? Футбол – это созданная человеком вещь. Я не говорю даже, что игра, потому что это больше, чем игра или искусство, это даже не спорт, футбол – это великое зрелище, это процесс нашего становления как личность через понимание основных его догматов и мистических проекций.

Футбол создан человеком не так давно, но настало время, хотя возможность к этому была всегда, когда футбол создаёт человека. Мои тезисы – мистической окраски, которая отнюдь не чужда религиозному мировоззрению.

Так вот футбольное действо известно всем нам, увлекающимся в том или ином звании этим видом спорта. Мы знаем игру, в которой учувствуют 22 игрока на поле, судья со своими помощниками, тренер, и болельщики, и множество людей, которые, так или иначе, учувствуют в матче. Итак:

– футбол – это организм. В футболе огромное количество участников, каждый из которых есть функция футбола, значит футбол имеет все признаки живого организма, но никак не обособленной частицы или элемента. Это сложное, но подверженное одной цели событие и мотивация, это – игра, в которой должен определиться победитель. И если даже существует масса ничьих, то кто-то всё равно играет лучше.

– Футбол – это прообраз жизни во всех её проявлениях. На самом деле можно приводить массу сравнений с обыденностью, с тем, что окружает нас в жизни. Но я приведу лишь некоторые из примеров. Например, матч имеет начало и конец, он имеет некую временную протяжённость. Так и наша жизнь – это то, что начинается и заканчивается. Футбол – это цель забить гол, или много голов, сколько сможет команда. Можно хотя и пропустить. Так вот мы всегда в жизни решаем какие-то цели, постоянно чего-то добиваемся. И настоящий гол – это итог наших усилий. И добиваются те, кто совместно действуют. Журналисту, чтоб написать статью, помогают ручка, бумага, компьютер – чем не мяч. А живые объекты – люди, от которых он черпает информацию – чем не футболисты.

Ну и последнее сравнение в этой части (хотя их до бесконечности много, но мы ещё коснемся этого на протяжении книги). В футболе есть правила игры. Наша жизнь имеет свои законы и предписания, как естественные (законы природы), так и искусственные (законы государства), и мы, чтобы быть успешными, должны поступать в соответствии с ними. Чем не футбол наша жизнь!


– сам футбол как организм, дающий прообразы есть вторая реальность. Поясню. Мы проследили, что футбол это целая система, и можно давать прообразы на нашу реальность с помощью его. Но одновременно футбол – это вторая реальность. Это нечто. Это уникальное. Это феномен. Это сакральная сущность, бытийное повествование. И оно носит скорее иррациональный характер, это больше на уровне чувства, чем ума, это познаётся со временем, с годами. Это не раз – два и достиг. Ведь никто не будет, наверное, спорить, что футбол игра, над которой можно не думать теми категориями, которыми повествую я. Что это просто и ясно, а значит истинно, как говорил Аристотель. Да, это так. Поэтому кто-то скажет, что надо просто наблюдать и играть, и метафизический анализ может быть излишним. Но всё познаётся в сравнении. Давайте посмотрим на такое великое изобретение человечества как лекарственные препараты. В древности наверняка не ценили жизнь так, как сейчас, но настало время и внутренне созрело состояние большей любви к жизни – и этот внутренний позыв, я уверен, послужил толчком через развитие медицины, к возникновению чуда – таблеток, уколов и других медикаментозных средств и терапий, с помощью которых человек стал жить и побеждать то, что раньше казалось не преодолимым.

Так вот мне кажется, что в данный исторический период футбол достиг такого развития, когда на уровне духа познаётся эта игра. Нет проблем: мы будем также играть, и наслаждаться игрой, со всеми её радостями и печалями. Но дать игре высшее наполнение – это результат а) становления футбола как не просто игры, но философского концепта и метода, б) использование анализа футбола в целях помощи человеку.

Вот таким образом можно пойти. Я специально стал сразу перечислять 3 выше прокомментированных тезиса, чтобы включить работу мозга свою и читателя одновременно. И думаю теперь мы сделаем общий вывод по этой части. Приведённые три элемента, касающиеся футбола: организм, прообраз и вторая реальность – это не только структурированные константы для понимания игры, но и этапы развития футбола в ракурсе исторического детерминизма, развития, исторического пути и мировых судеб. Футбол, в тот период, когда он возник – это сотворение игры (организм). Второй этап – прообразовательный. Мне кажется сейчас мы как раз на нём и стоим. А этап второй реальности, то, когда он наступит, в большей степени зависит от нас самих, нежели от истории. Но это лишь гипотезы.

Данная глава имеет название «сим побеждай». Это не случайно. Мне кажется, что футболом мы можем побеждать те трудности, которые встречаются на нашем пути. Помимо того, что футбол и так имеет релаксационную функцию, служащую для отдыха и разрядки, он – великое оружие, которое очень похоже на всё то, что есть в мире повседневности, но тот, кто разглядит его среди прочего, победит эту жизнь!

Кто он, тот великий, кто создал эту игру? Он был британцем, родина футбола, как нам всегда говорят – Англия. Какая честь! Какая удача! Какой свет возник там, до чего дошёл человек, это просто восхитительно. И не правда, что можно из всего подобным образом созданного, например, из создания волейбола, увидеть то же, что я вижу в футболе. Дело в том, что можно, конечно вводить прообразы и мистические объяснения и характеристики во многое что, но движущая сила жизни любовь. А футбол люблю я, футбол любит большая часть мира! Это самый популярный вид спорта в мире! Значит, из этой любви и возникает философия футбола как философия любви. Любовь бывает разная, как разной бывает и игра, но настоящая любовь – сила всепоражающая, сила всеобъемлющая и это стоит того!

«Сим побеждай!» Что здесь имеется ввиду? Давайте для более интересного завершения этой главы, обратимся опять к философской мысли.

Жизнь как борьбу понимали многие. Так Спиноза пишет примерно следующее: «Жизнь как игра в театре, главное не сколько она длится, а как сыграна». Также закон Кенона в биологии говорит нам о том, что «степень совершенства организма зависит от степени независимости его от изменений, происходящих в окружающей среде». А Максим Горький не уставал повторять, что человека рождает его сопротивление окружающей среде.

В этих трёх высказываниях я думаю во всей полноте всё заключено. От общего перейдём к частному.

Человек должен бороться и побеждать, чтобы достигать целей и спасать свою жизнь. Это постоянное действие ради себя и ближних. Но должно быть то, с помощью чего побеждать. И вот это есть в футболе!

Таким образом, основная задача видится в раскрытии того, как можно побеждать футболом.


ГЛАВА 2. МИСТИЧЕСКАЯ ДУША ФУТБОЛА – ФУТБОЛЬНЫЙ БОГ.


Футбол. Что-то таинственно обвораживающее… цепляет само произнесение этого слова. Футбол. Здесь чувствуется беспредельная сила смыслов. Здесь священно название. Где бы и как бы не произносили это слово… везде у него духовная сила. И мне кажется с этого романтического экстаза, словом, и начинается понимание того, кто он, футбольный бог?

Когда мы произносим название этой игры, мы, конечно же, подсознательно подразумеваем и будущую интересующую нас конкретную игру, и может большие надежды и ожидания, которые мы возлагаем в предвкушении грядущего события.

«В начале было Слово» – говорит нам евангельское повествование. Да, вначале слово, в том числе и о футболе, и это слово отправная точка для всех остальных эйтропических, распыляющих на многие и многие составляющие сил футбола!

Когда мы говорим «футбольный бог», то мы невольно вспоминаем и о не футбольном Боге, о Боге различных ветвей религиозной мысли. Для этого и надо понять различие. Да, различие, потому что самим актом этого сопоставления: бог футбола и Бог жизни народов, мы официально признаём и то и другое.

Есть вещи, которые могут быть только такими, и никакими иначе, это же и относится к абсолютному разделению бога футбола и Бога жизни, невольное, но активное на уровне подсознания, а потом и осознанной мысли. Один из мыслителей, Тертуллиан, сказал: «Каждая душа по природе своей христианка». Поэтому сразу замечу, как человек осведомлённый в христианстве, что кем бы вы ни были и что бы вы не делали, голос христианства, его наставления и сопоставление этого с реальностью, всегда в нас есть. Это природное, это сросшееся с нами, это от начала дней….

О Боге жизни нам известно много, и описывать теологические концепции и аскетические аспекты составило бы большой труд и потребовало много времени, но это нам и не нужно. Главное ясно и точно выразить суть, по словам великого: «Краткость сестра таланта».

Бог жизни, тот, о котором мы читаем и слышим из уст религиозных деятелей и проповедников, это Бог, спасающий от временных неустройств в этой жизни, и от вечных неустройств, т.е. погибели души в иной жизни, и это он делает в ответ на нравственный, добродетельный образ жизни человека, услышавшего слово Божье.

Футбольный бог совсем иной, нежели этот. Здесь я пошёл бы в большей мере по линии русской религиозной философии в лице Бердяева, Соловьёва и Флоренского. Общее в их трудах – упоминание о Мировой душе, то самое, которое было ещё у Платона.

Мировая душа – то есть некая духовная безликая реальность всё покрывающая, некое сердце, чувство земного мира. Некое пространство, которое человек ощущает, с которым как-то вступает на уровне мышления в контакт и с которым связывает идеи незримого мира о предназначении людей.

Так вот футбольный бог – это некоторое ощущение фортуны. Это предчувствие, это дух-предвестник того, как сложится игра и как она может пройти, если я применю те или иные усилия по видоизменению этого духовного начала. Есть во мне дух настоящей победной игры или нет, вот краеугольный камень истины.

Футбольный бог – это мистическое ощущение, которое есть в каждом участнике игры. И не обязательно это тот, кто бегает по полю. По отношению конкретно к игре мне видится здесь три момента:

– Мистика будущего успеха команды.

– Мистика гола в процессе игры.

– Мистика удачи на оставшиеся этапы.

Теперь обо всём подробно. Что есть мистика? Мистика – это не что-то магическое и связанное с тёмными силами, как часто это понимают люди, к сожалению, являясь тем самым дилетантами в это области. Мистика – это связь с духовной средой, которая невидима, но в итоге проявляет себя наглядно в тех или иных жизненных обстоятельствах.

Такова и мистика футбола. Для того, чтобы победить одной команде над теми или иными соперниками, поистине нужно очень многое в плане подготовки к матчу: это многосложные тренировки и множество психологических факторов и прочих тонкостей в итоге влияющих на результат. Мистика будущего успеха команды – это духовная уверенность в победе, уверенность, которую дают внешние факторы в виде тренировок и эмоциональных сентенций тренера.

А также это ощущение победы, успеха, благодатного исхода матча, которое порой приходит и твёрдо стоит внутри игроков.

Я думаю, никто не будет отвергать наличие нематериального, что составляют наши мысли, как нематериально и предвкушение победы. И сразу стоит отметить, что это является также делом трудоёмким. Стоит потерять этого футбольного бога внутри себя и фортуна отвернётся, и может настичь рассеянность и поражение в игре самым нелепым образом. Стрежень должен быть.

И в связи с мистикой будущего успеха команды, я рассмотрю коллективные действия сборной Германии в матче против Аргентины в 2010 году, которая состоялась 3 июля на Чемпионате мира в ЮАР. Последние два пункта триады мистики, обозначенные мною, отражены в этом матче.

Аргентина – Германия.0:4

Матч Германии и Аргентины показателен тем, насколько важны тактические действия в играх такого уровня, да не только такого, а вообще как важно иметь план на игру и строго ему следовать.

Душа футбола здесь полностью была вселена в немецкую команду. По лицам игроков, этих бравых парней, было видно насколько они уверенны и в то же время осторожны, насколько игровая аура была вынашиваема ими до матча и вылилась на самом матче в отличный результат.

Никто из комментаторов даже не мог вспомнить, когда в четвертьфинале, да и вообще на мундиале аргентинцы проигрывали бы с таким счётом.

Безусловным для меня остаётся тот факт, что немцы буквально выносили через футбольного бога свой будущий первый гол в матче, а потому он и состоялся так рано, одним из самых быстрых голов на том чемпионате мира. Игроки были уверены во всём, в предвкушении успеха будущей победы они уже находились после первого забитого гола. Хотя ещё не было ясно как сложится игра.

И как здесь не сказать о тренере. Йоахим Лёв – наставник бело – чёрных был настоящим двигателем своей команды, её дыханием и источником энергии. Этот специалист, профессионал своего дела, в меру молчал, и в меру проявлял свои эмоции на матче, даже не передать словами то великое, что было в его взгляде, в его поведении и влиянии на игру. Он жил матчем, он жил будущим успехом.

И успех пришёл. Но чтоб не быть голословным скажу вновь о главном. Германия одна из самых сильнейших сборных за всю недолгую историю футбола. Она как никто показывала стабильный футбол. И эта стабильность как на отдельно взятом турнире, так и на всём протяжении отборочных циклов и подготовок. Моя субъективная точка зрения заключается в том, что это команда образцовая, это зеркало европейского футбола. А европейский футбол – это прагматичность в результате и средняя мера красоты игровых действий, но подстроенная под результат. Некогда таким мне нравился Реал под руководством Висенте Дель Боске, это было что-то. Их красота футбола была служанкой результата; итог, счёт был превыше.

Сейчас же, к примеру, игра Барселоны (2009—2010гг.) – это главенство красоты над результатом, а потому так туго шла команда в полуфинале Лиги Европейских Чемпионов, провалилась Барса из Каталонии, её остановил Интер Жозе Моуринью

А вот сборная Германии – это команда абсолютно следующая традициям европейского и немецкого футбола, но возделывающая эти традиции общим усилением игры по всем направлениям и статьям.

И теперь я покажу три отправных доминирующих пункта, за счёт которых высвечивается блаженный результат на табло:

1. Дисциплина. Превыше всего дисциплина. Это относится и к нашей жизни. Всё начинается с плана на игру, с плана на жизнь. Дисциплинированный человек, это человек умеющий держаться в рамках приличия, человек с трезвым умом и умеющий отделить главное от второстепенного, и, следовательно, движущийся за счёт прагматизма к результатам.

Также и в футболе. Дисциплина даже для самой слабой команды, с самой никудышной подготовкой, это то за счёт чего команда, всё же, может добиться результата. Там где система – там и жизнь, там и религия. Не надо ни от кого скрывать тот факт, что все мы в той или иной степени религиозны, имеем базу мировоззрения, которая главенствует в нас, и за счёт неё мы держимся на уровне человеческого достоинства. Если же «куда ветер дунул, туда и плюнул», то ничего не получится, это лукавое движение на «авось» приведёт к краху. Всё должно быть в полной упорядоченности.

Фридрих Ницше, один из известнейших философов Германии, как раз был против религии, против веками установленного порядка духовной жизни, и в итоге создал учение, которое гласило, что должны появиться сверхчеловеки, которые сами создавали бы нравственность и за счёт этого даже аморальным приходили к рациональным поступкам.

В итоге его учение не стало популярным, это был как писк маленького человека, сделавшего себя самовольно царьком, потом, кстати, он сошёл с ума и пребывал в этом состоянии до смерти примерно 11 лет. Я это говорю к тому, что дисциплина подобна религии и философии, она тот фундамент, без которого не создаётся высшее.