Книга Конституирование и природа индивидуализации - читать онлайн бесплатно, автор Вадим Маркович Розин. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Конституирование и природа индивидуализации
Конституирование и природа индивидуализации
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Конституирование и природа индивидуализации

40

Арендт Х. Кризис в воспитании. С. 265, 269, 271, 272.

41

Там же. С. 270, 274, 275.

42

Там же. С. 276, 279, 280–281, 283, 285, 290.

43

Днепров Э. Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996. С. 140.

44

Там же. С. 136.

45

Там же. С. 281–282.

46

Портилья Л. Философия нагуа. М., 1961. С. 83, 84. «Смотреть сквозь продырявленное зеркало» (как боги на дела людей) – это значит видеть скрытое, знать все наперед, управлять. Теперь, что значит “лицо”. «Лицо» у нагуа противопоставляется «сердцу». Лицо и сердце – это две характеристики отдельного человека: лицо – то, что дается воспитанием и обучением, а сердце – стихия желаний. Зрелый, воспитанный человек, по убеждению учителей нагуа, должен овладевать своими желаниями (сердцем) и становиться мудрым, знающим (там же, с. 207, 208, 245).

Здесь мы имеем максимально возможное в древнем мире приближение к пониманию того, что такое культурный человек. Но и преувеличивать это приближение нельзя. В конце концов, учат соблюдать закон, дисциплину и лишь отчасти самостоятельности, активности, обращенной на самого себя. Основной мотив учительских наставлений: «терпи, удерживай свое сердце, следуй примеру личного бога, поступай разумно, хорошо». Тогда к тебе будут хорошо относиться и боги, и люди, и все будут уважать тебя.

47

«В первых вариантах сценария был ядерный взрыв, петля времени и золотой круг вместо комнаты. После долгой работы со сценарием Тарковский последовательно изжил из него всякое научно-фантастическое начало, имевшееся в «Пикнике на обочине». Путешествие героев по Зоне из приключения становится философским диспутом, переходящим в апокалиптическое отчаяние. В движении из обычного мира в метафоричный мир Зоны, от реального к идеальному и, в конечном итоге, к цели пути – Комнате и исполнению желаний состоит весь смысл картины. Отождествление пути, по которому проходят герои, и поиска самого себя – один из главных философских посылов картины». Сам Тарковский в интервью так отзывался о картине: «Что касается идеи “Сталкера”, то её нельзя вербально сформулировать. Говорю тебе лично: это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить. Для этого он ходит в Зону. Понимаешь? В насквозь прагматическом мире он хочет заставить кого-то во что-то поверить, но у него ничего не получается». А в другом интервью он следующим образом охарактеризовал основную идею фильма: «Мне важно установить в этом фильме то специфически человеческое, нерастворимое, не разложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность. Ведь при всём том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное: веру, ощущение в себе самого главного. Это главное живёт в каждом человеке».

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B5%D1%80_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC).

48

В этом отношении тьютора можно сравнить с «человеком пути», о котором пишет М. Мамардашвили в «Лекциях о Прусте». «Самое главное в тексте Пруста наглядно виден путь человека. А “путь” по определению, если брать это слово с большой буквы, это путь, по которому человек выходит из какой-то темноты: из темноты своей жизни, из темноты впечатлений, из темноты существующих обычаев, из темноты существующего социального строя, из темноты существующей культуры, своего “Я”, ее носителя, и должен пойти куда-то, куда светит указующая стрелка его уникального личного опыта… И вся жизнь в каком-то смысле состоит в том, способен ли человек раскрутить до конца то, что с ним на самом деле случилось, что он на самом деле испытывает и что за история вырастает из его предназначения». Раскрывая смысл «пути», Мамардашвили фактически отсылает читателя к трансцендентальной реальности: «Предназначение человека состоит в том, чтобы исполниться по образу и подобию Божьему. Образ и подобие Божье – это символ, поскольку в этой сложной фразе я ввел в определение человеческого предназначения метафизический оттенок, то есть какое-то сверхопытное представление, в данном случае Бога. Но на самом деле я говорю о простой вещи. А именно: человек не создан природой и эволюцией. Человек создается. Непрерывно, снова и снова создается. Создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий. И вот эта его непрерывная создаваемость и задана для него в зеркальном отражении самого себя символом “образ и подобие Божье”. То есть человек есть существо, возникновение которого непрерывно возобновляется. С каждым индивидуумом и в каждом индивидууме» (Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М., 1995. С. 155, 156, 58, 59). Конечно, это одна из интерпретаций пути человека, но, мне кажется, его можно взять как идеал жизненного пути педагога-тьютора. Другое дело, что этот идеал не единственный.

49

Волков П. Разнообразие человеческих миров. М., 2000. С. 457–460.

50

Вот одна из бесед Волкова со Светой, страдающей от шизофрении; она считала, что ее преследуют. «В обобщенном виде то, что я пытался донести до Светы, звучит примерно так: Я знаю, что ваши действия понятны, но кому? Вам и мне. А окружающим? Согласитесь, что окружающие видят лишь ваше внешнее поведение, оценивают его стандартной меркой, по которой оно получается ненормальным… Для госпитализации нужен повод, и вы его давали… у вас есть выбор: либо продолжать жить по-прежнему и с прежними последствиями, либо вести себя не нарушая писанных и неписанных договоров, тем самым избегая больниц…

Нельзя обменяться душами и личным опытом. У нас есть вариант. Первый: каждый старается доказать свою правоту, при этом никакая правда не торжествует и между нами конфликт. Второй: каждый соглашается, что все имеют право на свою правду и свой миф, при этом в глубине души считает правым себя, но в реальных отношениях корректен и строит эти отношения не на расхождениях, а на сходстве. Если люди не хотят конфликта, они должны строить свои отношения на общих или нейтральных точках соприкосновения, не претендуя на общепринятость своих мифов» (там же, с. 492–496). Важными моментами помощи и исцеления Светы были также общение, поддержка, культивирование всех положительных аспектов жизни. Чтобы пройти сквозь психоз, отмечает П. Волков, «нужно иметь направление и ориентир, нужно иметь непсихотические ценности и смыслы, которые сохраняются даже на высоте психоза. У моей больной такие ценности есть. Дочь Оля, работа, собственное творчество. Смысл, освещая жизнь, гонит вместе с душевным мраком все привидения» (там же, с. 498).

51

Розин В. М. Психология: теория и практика. М., 1997. С. 39–40.

52

«Науки о духе, предмет – не один, а два “духа” (изучаемый и изучающий, которые не должны сливаться в один дух). Настоящим предметом является взаимоотношение и взаимодействие “духов”» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 349). «Что же гарантирует внутреннюю целостность личности? – спрашивает Бахтин, и сам же отвечает: только единство ответственности. С личностью мы имеем дело там и тогда, где и когда человек принимает на себя ответственность за себя, свое бытие и свои поступки… Однако бытие личности – всегда со-бытие, личность всегда находится в напряженном взаимодействии с миром других людей, и потому любой ее поступок с необходимостью включает ответственность не только за себя, но и за другого (других)… общий нравственный, гуманистический пафос подхода Бахтина радикально отличается от получивших распространение в психологии структурно-функциональных, ролевых, системных и других, в сущности, утилитарно-прагматических трактовок личности» (Братченко С. Л. Концепция личности: М. Бахтин и психология. // М. М. Бахтин и философская культура XX века. Проблемы бахтинологии. Вып. 1. Ч. 1. СПб., 1991. С. 70–71) http://hpsy.ru/public/x2885.htm.

53

Понятие «социальное тело» все больше входит в научный дискурс. Его можно пояснить на примере использования техники. С какой, например, скоростью мы передвигаемся в городе? Не со скоростью, определяемой возможностью нашего физического тела, а со скоростью транспорта. Каким образом мы поддерживаем комфортную температуру тела? С помощью одежды и согреваемого помещения. Почему мы можем читать вечером или даже ночью? Поскольку есть электрическое освещение. Короче, техника является нашим социальным телом, позволяя преодолевать наши биологические возможности, расширяя и изменяя их на основе артефактов. Но точно также родители с определенного периода развития становятся социальным телом своего ребенка (см. приложение о детстве в конце текста). Социальное тело – это расширение (конституирование) способностей человека и действие их за счет и на основе социальных средств (языка, техники, искусства и пр.). Для подвизающегося на пути жизни и образования именно тьютор при определенных условиях может выступить социальным телом.

54

Таким, например, был мой Учитель Георгий Петрович Щедровицкий. Не будучи формально моим педагогом, он заразил меня ценностями мышления и методологии, показал как правильно работать, поддерживал в моих начинаниях, в течении первых пяти лет читал и правил все мои статьи, приобщал к семинарской и интеллектуальной жизни (так в 60-е годы мы, участники семинара Щедровицкого, ходили в московскую консерваторию, и я смог продвинуться в понимании современной серьезной музыки), обсуждал со мной многие волновавшие его в то время социальные и личные проблемы.

55

«Экзистенци́альная психология – направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии».

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%-D0%B3%D0%B8%D1%8F

56

Гессен С. И. Педагогика как прикладная философия. http://old.istu.ru/unit/epign/siip/psiped/3641/

57

Фишман Б. Е., Буховцева О. В. От педагогического сопровождения к антропо-практике кураторства студентов I курса // Фундаментальные исследования. 2013. № 4 (часть 5). С. 1236–1239. http://www.rae.ru/fs/?article_id=10000608&op=show_article§ion=content

58

Для меня становление и развитие – разные понятия. Становление – это появление нового целого (новообразование) в поле предпосылок, в том числе и деятельности людей. Развитие – структурное изменение этого целого. Например, человек – это новообразование, он не произошел от обезьяны (хотя телесно они связаны); как я показываю в своих книгах («Культурология», «Введение в антропологию», «Семиотические исследования»), предпосылками становления человека выступили: кризис веры в богов, перенос социальных отношений управления на самого себя (самоуправление как основа самодетерминации), образование на основе сигнальной системы, характерной для животных, знаков и коммуникации, техническое подкрепление формирующегося семиозиса. Соответственно, можно говорить о становлении культуры детства или культуры отрочества и юности, причем вторая культура не является развитием первой, хотя культура детства – одна из предпосылок подростковой культуры. Но только одна, необходимы были и другие, например, требование самостоятельного поведения, переход к школьной жизни, освоение рациональных форм деятельности, частичное блокирование детской игры и фантазий и др. Но когда человек или детство уже сложились, начинается развитие этих целых: совершенствование, усложнение, дифференцирование и прочее.

59

Подобным образом отрефлексированное исследование может рассматривается как инструмент объективного анализа (см. Розин В. М. Особенности дискурса и образцы исследования в гуманитарной науке. М., 2008. С. 108–135: Розин В. М. Мышление: сущность и развитие. М., 2014. С. 282–293).

60

Красильщиков А. Еврейская месть. Быль. ЕС. № 3. 24–30 января 2007.

61

Недавно появившийся на экране фильм «Остров» поразил современную зрительскую аудиторию именно тем, что главный герой фильма всю жизнь переживает угрызения совести и старается помощью людям, чтобы искупить свой грех.

62

Розин В. М. Генезис и современные проблемы права. М., 201; Розин В. М. Личность и ее изучение. М., 2012.

63

Наблюдается своеобразный парадокс – право в современной России формируется в контексте неправовых практик. За годы реформ, пишут Т. И. Заславская и М. А. Шабанова этот контекст настолько расширился, что для большинства стал более реальным, чем само право. По данным этих авторов 42 % респондентов «указали, что в современных условиях их законные права нарушаются чаще, чем до реформ. Особо неблагоприятно и важно для осмысления сути современного трансформационного процесса России то, что основными субъектами, нарушающими права граждан, являются власти разных уровней (их назвали 89 % респондентов)… Многие исследователи выражают тревогу по поводу глубокого разрыва между административно-правовой и социокультурной составляющими российских институтов. Отмечается, что новые законы и нормы нередко остаются на бумаге, реальные же практики развиваются так, как если бы этих норм не было». Отчасти понятно, почему российское общество в правовом отношении склоняется к пассивности: попытки населения действовать через право и суд чаще всего заканчиваются неудачей. «Вопреки расхожему мнению о правовой пассивности и чрезмерном долготерпении российских граждан, – пишут те же авторы, – 66 % опрошенных все же предпринимали какие-то действия, направленные на восстановление своих законных прав. Однако для абсолютного большинства (73 %) пытавшихся сопротивляться они чаще всего были напрасными» (Заславская Т. И., Шабанова М. А. Социальные механизмы трансформации неправовых практик // Общественные науки и современность. 2001, № 5, С. 6–7, 20).

64

Неретина С. С. Точки на зрении. Санкт-Петербург, 2005. C. 258, 273.

65

Померанц Г. С. Постмодернизм // Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2001. Т. 3. С. 298.

66

Платон. Законы. Соч. в 4-х т. Т. 4. М., 1994. С. 381.

67

Любопытно, что доказать в «Капитале» кражу капиталистом части прибавочного продукта так и не удалось. Действительно, анализируя механизм образования прибавочной стоимости и структуру рабочего дня, Маркс как честный ученый (здесь перед ним надо снять шляпу) вынужден был признать, что и капиталист прав и рабочий. Вот это замечательный фрагмент. «Мы видим, что если не считать весьма растяжимых границ рабочего дня, то природа товарного обмена сама не устанавливает никаких границ для рабочего дня, а следовательно и для прибавочного труда. Капиталист осуществляет свое право покупателя, когда стремится по возможности удлинить рабочий день и, если возможно, сделать два рабочих дня из одного. С другой стороны, специфическая природа продаваемого товара (труда рабочего. – В. Р.) обусловливает предел потребления его покупателем, и рабочий осуществляет свое право продавца, когда стремится ограничить рабочий день определенной нормальной величиной. Следовательно, здесь получается антиномия, право противопоставляется праву, причем они в равной мере санкционируются законом товарооборота. При столкновении двух равных прав решает сила» (Маркс К. Капитал. Т. 1. М., 1978. С. 246). Последняя фраза знаменательна! С одной стороны, она есть констатация реального развития событий в период первоначального накопления и дальше (борьбы за пределы рабочего дня и приемлемые условия труда), с другой – известного убеждения Маркса, что борьба классов – движущая пружина социальной истории. Однако дальнейшая история капитализма показала, что хотя сила, действительно, важный фактор, наряду с ней есть и другие – общество, право, новые производственные и технологические возможности, позволяющие поднять уровень значительной части трудящихся, эволюция новоевропейской личности, пошедшей на компромисс и большую законность.

68

Латынина Ю. «Код доступа» // «Эхо Москвы» от 08.12.2012.

69

Что автор понимает под эгоизмом? Не просто себялюбие или эгоцентричность по Пиаже, и то и другое для человека, вероятно действительно, было характерным всегда, начиная с античной культуры. Речь идет о другом. О тех периодах в истории нашей цивилизации, когда перестают работать традиционные представления о реальности и привычные социальные нормы поведения, и человек вынужден заново во всем этом устанавливаться. При этом, как правило, он во многом начинается опираться на самого себя, т. е. действует эгоистически, что и приводит к «войне всех против всех». Для России эта ситуация особенно драматична, поскольку, с одной стороны, были разрушены социалистические представления и ценности, а с другой – нам вменяют западные капиталистические и либерально-демократические картины мира и представления, которые сами переживают глубокий кризис.

Для современного эгоизма характерно то, что его представители уверены, что они самые обычные люди, не эгоисты, а часто даже альтруисты, работающие на общее благо. Сотрудники международных корпораций, эксплуатирующих местное население, не сомневаются, что их корпорации, конечно, же для этого населения благо, поскольку дают работу и несут цивилизацию; российские власти, попирающие права своих граждан и берущие взятки, считают, что только так и можно управлять нашим темным населением и жадным бизнесом, что все это на пользу обществу. Как никогда прежде, относительно современности справедлива формула, что дорога в ад вымощена благими намерениями. В качестве примера возьмем среднего чиновника гуманитарной организации одинаково наша префектура или служба ООН). Такой чиновник, с одной стороны, должен поддерживать свой институциональный статус, изображая эффективную работу (поскольку именно его место приносит доход), с другой – он изобретает схемы, позволяющие так трансформировать свой статус и место, чтобы они давали доход (так называемая, «административная рента»). Примерами таких схем являются откаты, расширение контролирующих функций, откладывание под разными предлогами принятия решений и другие. С. Б. Мирзоев показывает, что дело чаще всего идет не об отдельных случаях получения незаконного вознаграждения за работу, положенную чиновнику по закону, а о настоящем «рентостроительстве», когда, чтобы получать из своего места постоянный, а лучше, всё увеличивающийся доход, чиновник лоббирует принятие нужных законов или инструкций, подбирает на нужные должности «своих», устанавливает правила и регламенты, работающие именно на извлечение ренты (Мирзов С. Б. «Институциональная коррупция» февраль 2011 http://www.fondgp.ru/lib/seminars/2010-2011/institut/6).

70

Слово «подлинный» пришло из словосочетания «подлинная правда», что означает буквально «правда, сказанная под длинниками». Длинником назывался кнут, применяемый при пытках.

71

«И Веттори, считающий себя набожным, исправно по праздникам слушающий мессу, и Макьявелли, испытывающий откровенное отвращение к монахам и церковникам, – пишет Л. М. Баткин, – оба они ведут себя так, словно традиционной морали никогда не существовало<…> нельзя не расслышать полемических интонаций в повторяющейся на разные лады формуле индивидуальной независимости: надо “жить свободно и без оглядки”, “вести себя по-своему, не перенимая чужого”, “вести себя на свой манер”, “заниматься своими делами на собственный лад”. За этим целая новая программа человеческого существования<…> Индивид должен сам решать, что ему подходит» (Баткин Л.М. Понятие об индивиде по переписке Никколо Макьявелли с Франческо Веттори и другими // Человек и культура. М., 1990. С. 218–219).

72

Розин В.М. Становление и особенности социальных институтов. М., 2012.

73

Вот что, выражая своего рода кредо волонтеров, говорил в одном из интервью Владимир Рубан – генерал-полковник, бывший летчик истребитель, создатель и руководитель украинских общественных организаций «Центр освобождения пленных» и «Офицерский корпус», которые уже несколько месяцев выступают посредником на переговорах об обмене пленными между украинскими властями и донбасскими повстанцами. Также они организуют коридоры для гуманитарной помощи, ищут пропавших без вести и массовые захоронения. На счету Центра несколько сотен спасенных жизней. – А что чувствует человек, который вытаскивает?

– Ну, вы знаете, для меня одна ситуация, для меня это было большим моральным удовлетворением. То есть какая-то полезность обществу. То есть мы, по большому счету, все офицеры запаса, в мирной жизни мы все самодостаточные люди. Кто-то бизнесмен, кто-то служащий, кто-то сотрудник банка, кто-то в прошлом сотрудник милиции. Но так сложилось, что хочется быть полезным, и так получилось, что работа нашей группы на данный момент очень полезна обществу, и мы себя ощущаем востребованными. – Вас благодарят родственники освобожденных?

– Безусловно. Вот для меня, опять же, эти рукопожатия и слезы самих освобожденных, и особенно родственников, ни с чем не сравнятся, то есть не передать ничем.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги