Книга А это всё о Нём. Том 4. Сигнатура - читать онлайн бесплатно, автор Герман Ломов
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
А это всё о Нём. Том 4. Сигнатура
А это всё о Нём. Том 4. Сигнатура
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

А это всё о Нём. Том 4. Сигнатура

А на кресте не спекается кровь,


И гвозди так и не смогли заржаветь,


И как эпилог, всё та же любовь,


А как пролог, всё та же смерть.


Может быть, это только мой бред,


Может быть, жизнь не так хороша,


Может быть, я не выйду на Свет,


Но я летал, когда пела душа.


И в груди хохотали костры,


И несли к небесам по радуге слёз,


Как смиренье – глаза Заратустры,


Как пощёчина – Христос!..

К. Кинчев


Не желай удивленья толпы, а пиши для немногих.

Гораций


27 сентября 2006 года я получил занятное письмо, в числе которого фигурировала следующая информация: «Христос – инопланетянин, так как его ДНК содержит более 5 000 000 000 нуклеотидов, а у нормального человека их всего 3 000 000 000 и другой состав; даже Ватикан уже признал этот факт».

Вообще, доказательная база подобной силы всегда умиляет, не более. Из этой же серии, «у Иисуса были дети, так как в Древней Иудее была очень большая ставка налога на бездетность» или «Иисус был женат и имел детей, так как в противном случае, он бы не мог проповедовать, поскольку это право предоставлялось только женатым мужчинам, имеющим детей»…

Ты откуда такие подробности узнал? Помнишь по прошлым жизням? Читал у Флавия или Филона Александрийского? Лично Папа тебе позвонил на мобилку? Причём, что самое интересное, как правило, такие «глашатаи» даже о Мережковском и Панаеве ничего не слышали… Начинаешь их «ловить за хвост» – обижаются: мол, нельзя исследователю быть таким формалистом. А как иначе?! Верить всему, что услышал и прочитал без фильтрации источника? Это, простите, уже не исследование, а так, рассуждения на лавочке под лузганье семечек… Куда там до «такой свободы исследовательской мысли» Берлиозу с Бездомным…

И подумалось, а ведь действительно, об Иисусе чего только не напридумывали такие вот любители поболтать ни о чём. При этом выдумки эти официальной точки зрения так и не заслужили, бродят меж умами, как привидения, и гадят, в основном, по мелочи. Но ведь гадят, суки, гадят, как тараканы… «Не пора ли, господа, прикрыть этот клуб?»

В настоящей главе собраны все известные автору подобные «ереси» и каждой из них дана оценка. Пусть «поставить окончательную точку», скорее всего, не удастся, пусть в изложении присутствует что-то от «борьбы с ветряными мельницами» и донкихотства, пусть…

Если автор будет убедителен даже для ничтожного процента читателей, он уже только по этому основанию будет считать свою задачу выполненной.

Итак, начинаем. И первый «миф» этого списка, тот, что фактически обусловил написание данного тома, –

Глава 1. Христос инопланетянин? Контактёр?

При всей кажущейся на первый взгляд абсурдности, это, пожалуй, наиболее адекватная версия, объясняющая сверхнормативное упоминание в Новом Завете различных «Ангелов», особенно при описании обстоятельств Рождества и Воскресения.

Так, в частности, у Матфея читаем: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мтф, 1:18 – 20).

Об уходе волхвов. «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мтф, 2:12). И далее.

«Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мтф, 2:13).

«По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мтф, 2:19 – 20).

Дальше – больше. Об искушении Иисуса в пустыне: «Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мтф, 4:11, аналогично у Мрк, 1:13, к слову, у Марка это – единственное упоминание Ангелов).

Наконец, в описании обстоятельств Воскресения: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Мтф, 28:1 – 7).

У Луки. Во-первых, явление Ангела Захарии при зачатии Иоанна Крестителя: «тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;» (Лк, 1:11 – 13). И далее: «Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк, 1:19 – 20).

Аналогично описание явления Ангела Марии, матери Спасителя: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк, 1:26 – 38).

Далее, об обстоятельствах Рождества: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк, 2:8 – 15).

Наконец, в Гефсиманском Саду «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лк, 22:43).

И, в завершение, «и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив» (Лк, 24:23).

Иоанн, также как и Марк, относительно Ангелов немногословен: единственное упоминание – при описании обстоятельств Воскресения: «А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин, 20:11 – 13).

Забавная получается картина: Ангелы Нового Завета просто-таки мельтешат перед глазами его героев. Причём, ладно бы они представали исключительно перед Иисусом, если согласиться с разбираемой версией об инопланетности Его происхождения / контактёрства. Но ведь их видят и другие персонажи – Захария, Мария, Иосиф, волхвы, Мария Магдалина и «другая Мария». Наконец, обычные пастухи, то есть люди, скажем так, «слабого духовного зрения», простолюдины.

Что это? Массовое помешательство в национальном масштабе? Отнюдь. Обратимся к Велесовой книге – старейшему источнику Древней Руси (цитируется по [11]).

«В Суроже были враги наши, которые змеями ползли и грозили нам болями, и смертью, и лишением живота. И всем им явился бог сильный, и бил их мечом-молнией, и они испустили дух» (4г-II).

«И тут Германарех пришел к нам и напал на нас. И так нас сровняли с землей, когда мы бились. И пришлось нам из-за готов между двух огней тлеть и воспламеняться. И тут пришла великая беда, и жниво наше было спалено, и не осталось селения, где бы не было дыма и пепелища. И тут прилетела к нам птица божеская и сказала: «Идите на полночь и набросьтесь на тех, которые приходят к селам нашим и пашням». И так сотворили мы – ушли на полночь, и постарались (бороться) с ними. И в этой распре мы их победили» (6а-II).

«И вот языги пришли на нас с Танаиса (Дона) и Тмутаракани с сильной конницей и бесчисленной ратью. И тьма за тьмой потекла и продолжала течь на нас. И не имели мы иной помощи, кроме как от богов. Боги повелели нам – и удесятерились силы, и потекли мы на них. Это Белобог повел наши рати и конницу. И тут мы увидели бывших в лесах волшебников, пришедших к рати и взявших мечи. И видели мы кудесников, творящих великое чудо, как из перстов, поднятых к небу, встают рати небесные. И текут они на врагов и ввергают их в могилу. И тут мы видели птиц великих, летящих к нам. И бросается на врагов, бьет крыльями Матерь Сва и кличет нам, чтобы мы шли за землю нашу, и бились за очаги нашего племени, ибо мы – русичи» (14-III). И здесь же, так, для размышления сторонников нормандской теории: «И будут руки наши утруждены не от плуга, а от тяжелых мечей, так как нам поведено идти к границам нашим и стеречь их от врагов. И вот дымы, воздымаясь, текут к небу. И это означает скорбь великую для отцов, детей и матерей наших. И это означает – пришло время борьбы. И мы не смеем говорить о других делах, а только об этом. И вот пришли варяги к Днепру, и забрали землю нашу, и увели людей. И земля теперь под ними. Не угоняйте людей! А если не согласитесь на это, испробуете наши мечи. Отвадьте Рюрика от земель наших, гоните его с глаз долой туда, откуда пришел. И вот границы наши врагами сокрушены, и землю нашу попирает враг. И это обязанность наша (защищать землю), и мы не желаем иной рати» (14-III).

Иными словами, у древних славян – аналогичная картина. Только тут не просто Ангелы, степень проявленности которых под большим вопросом, тут явления «бога сильного, бьющего врага «мечом-молнией» (!), говорящей (!) «птицы божеской» и рати небесные «встающие из перстов кудесников и ввергающих врагов в могилу (!). То есть налицо влияние высших сил, фактически изменяющих окружающую действительность на физическом уровне…

Нет, можно, конечно, ко всем этим описаниям отнестись, как к эпосу, повериям и просто сказкам (что большинство и делают), но почему бы не посмотреть на эти проявления, как явления высшей внеземной (не только духовной) силы? Либо, как вариант, силы-то земной, никакого отношения к инопланетным влияниям не имеющей, но из такого далёкого будущего, что страшно подумать, до каких высот доберётся ещё Человек в своей изобретательской мысли…

А ведь, по большому счёту, эта версия все новозаветные «ангельские» проявления и объясняет. Как ещё синоптики или авторы иных письменных источников древности могли называть пришельцев, инопланетные корабли либо людей из будущего, а также их оружие и снаряжение, превосходящие уровень древних народов в разы? Конечно же, Ангелами.

Некоторые исследователи согласно этой версии теперь даже Вифлеемскую звезду считают инопланетным кораблём / средством передвижения из будущего: мол, это и обусловило её способность «идти и остановиться над местом, где был Младенец» (Мтф, 2:9), что, понятно, не могут делать ни комета, ни звезда в чистом виде.

Очень сложная версия, интересная, красивая, но сложная. Сложная, в том числе потому, что как раз астрология – основной инструментарий настоящего труда – здесь, то же самое, что телескоп в микробиологии: увеличение есть, а не видно ни хрена…

Что, например, сигнифицирует инопланетное влияние или воздействие людей из будущего? Уран? Плутон? Раху с Кету? IX, XII или, может, VIII дом? Хрестоматийная астрологическая наука такими познаниями не обладает. А чтобы эмпирически найти хоть какую-нибудь «зацепку» нужно «перелопатить» такой массив информации! Как минимум, нужно изучить натальную карту человека, имевшего контакты третьего или четвёртого рода, исследовать дирекционную, прогрессивную, солярную, лунарную, транзитную карты этого события. Да всё это желательно, конечно, проделать не с одним контактёром, а, как минимум, с одним – двумя десятками. Может, тогда что-то и начнёт «вырисовываться»…

А попробуем пойти от противного и признаем – да, Христос был инопланетянином / контактёром со всеми вытекающими отсюда последствиями. И начиная от непорочного зачатия Марии и заканчивая Его Вознесением, все события Его Жизни будем рассматривать через призму этого знания. Забавно всё сразу становится. Объяснимо! Как у Стругацких в «Трудно быть богом»: все чудеса – силами твоих собратьев-инопланетян / пришельцев из будущего, превосходящих своими достижениями древних иудеев.

Одна только «неувязочка» всё портит. Все, что связано со смертью и Воскресением Иисуса, уже не кажется окрашенным таким величием, как раньше. Христос воскрес – уже не Чудо, а так, заурядная операция типа дробления камня в почке специалистами, обладающими познаниями и навыками…

Да если бы дело было только в этом. Рушится один из столпов Веры: получается, что попрать смерть суждено только Христу, да и то посредством каких-то там немыслимых технологий, а нам, простым смертным, гнить в своих могилах; за нами-то ни инопланетяне, ни потомки из будущего не придут. Ну, а к чему тогда было разыгрывать перед нами такой спектакль? О том, что «хороша ты, царска грамота, да не про нас ты писана», мы ещё до Иисуса знали… Стоило из-за этого хорошего человека избивать плетьми до полусмерти, пробивать ему руки и ноги гвоздями да копьём напоследок под рёбрами пошурудить… Можно ведь было как-то по-другому, погуманнее, так сказать.

Нельзя? А почему? Потому что у Него в карте чётко прослеживается публичная казнь? Ну, подумаешь, какие условности, инопланетянину-то можно и скидочку сделать; инопланетянин, он ведь нашему грешному подлунному миру неподсуден, у него, поди, там, на Марсе или Альдебаране (или откуда там Он к нам залетел) и астрология другая…

Улавливаешь, читатель, к чему автор клонит? К тому простому выводу, что будь ты хоть простолюдин, хоть князь, хоть император, хоть контактёр, хоть инопланетянин, а уж коли воплотился в нашем подлунном мире – будешь жить по его законам согласно натальной карте: суждено сгореть – сгоришь, суждено стать героем – станешь, суждено выиграть в лотерею – выиграешь и так далее. В общем, законы небесной механики ради тебя, будь ты хоть Сыном Господа, никто изменять не станет…

Однажды возразили: а как же история из книги Иисуса Навина, когда ради преследования противника, чтобы тот не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком, Господь остановил для Иисуса Навина движение Солнца и Луны? Иисус Навин – уж явно не Сын Божий, а Господь для него центральные фигуры звёздного неба, Солнце и Луну остановил.

Для начала обратимся к первоисточнику, книга Иисуса Навина 10:12 – 14: «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля».

Вот, опять «Господь за израильтян сражается»… А теперь поднимемся на один стих выше: «Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни [града] до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом [на сражении]» (книга Иисуса Навина, 10:11). Иными словами, либо аморрейцы попали под обычный камнепад, ведь они спускаются «по скату горы Вефоронской» (но причём тогда Господь и кто тот умник, что как бы невзначай дописал про град?), либо этот пример из той же серии про ангелов, явления «бога сильного, бьющего врага «мечом-молнией», говорящей «птицы божеской» и рати небесные «встающие из перстов кудесников и ввергающих врагов в могилу».

Не хочется, конечно, «ловить на лжи» тексты Ветхого Завета, да делать этого мы и не станем, а просто пойдём дальше, вглубь вопроса. Представим себя Иисусом, сыном Навина, или одним из бойцов его ополчения, для которых Господь остановил Солнце и Луну. Вот Солнце с Луной остановилось, и что мы видим? Это главный вопрос, именно видим, глазами… Иначе, какие постулаты будут вложены в Ветхий Завет, если мы наговорим писарям, чего не видели? Ответ будет примерно таков: день будто бы удлинился, и «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день». Ну, в бою ещё не то может привидеться, особенно, когда ты опьянён вкусом победы…

А если задать уточняющий вопрос: что мы видим именно на небе? Ответ прост – ни-че-го!

Во-первых, телескопа у нас нет: Галилеем он ещё не изобретён. Во-вторых, Солнце – не тот небесный объект, который возможно наблюдать невооружённым глазом; как минимум, оно ослепляет. Наконец, в-третьих, скорость движения Солнца (градус дуги / сутки) для наблюдателя с Земли настолько мала, что заметить увеличение / уменьшение его скорости, равно как и полную остановку невозможно.

Сюда же. В-четвёртых, мы совсем забыли о суточном движении Земли, которое также «влияет на картинку». Что толку говорить, что поезд за окном остановился, если мы в другом поезде или самолёте пролетаем мимо него на полном ходу? Мы этого просто не заметим. Или Господь для Иисуса Навина и Землю остановил в придачу к Солнцу и Луне? И в этом «клине» продержал Вселенную сутки???!!! И ладно бы Иисус Навин при этом со знанием дела провёл необходимые замеры, снял показания и, озадаченно почесав затылок, изрёк что-то типа «а ведь они действительно не вертятся»… Так и этого Иисус Навин не сделал, так как в небесной механике понимал не больше, чем автор понимает в особенностях диэлектрического осаждения щелочи на платиновую пластину, покрытую двуокисью углерода… И ради чего Господь, если, конечно, он не «на стороне Израиля сражался», городил такой огород?

С аналогичной позицией целесообразно подходить к каноническим стихам Исайи, 38:1 – 8 и 4-й Царств, 20:1 – 11 о «возврате тени на ступенях Азаха на 10 ступеней назад».

Убеждён, что адекватно-объяснимых вариантов этим эффектам специалисты от астрономии «накидают» без труда.

С другой стороны, что это мы, действительно, Фоме уподобились да в такой «махровый материализм» ударились? Не будем разоблачать священные тексты. Нелогично это как-то: тут – верю, тут – не верю… Верю! Всему, что написано – верю!!!

Но что же тогда, сила молитвы Иисуса Навина и Езекии с Исайей сильнее, чем у Христа? Что же, Спаситель недостаточно усердно молился? Как-то странно избирателен Господь: Солнце с Луной, подобно часовым и минутным стрелкам вращает по собственному велению, а жизнь Сына Человеческого спасти не смог… Или не захотел?.. А что так? Уж ни натальная ли карта нашего «инопланетянина» не позволила изменить предначертанные обстоятельства Его Жизни? Уж ни диаграммный ли рисунок Генитуры всему виной?..

Глава 2. Христос трус?

Этот вымысел – ещё одна Тень Образа Спасителя, не дающая покоя псевдо – исследователям: мол, Иисус имел «кроткий нрав» и потому был, мягко говоря, трусоват. Откуда растут «корни» этого посыла, теперь уже не установить. Виной ли тому частные высказывания Спасителя, например, «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мтф, 11:29) или «скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Мтф, 21:5). Известный ли отрывок из Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мтф, 5:38 – 42). Кто теперь разберёт?..

Но «непротивление злу насилием» в повседневной жизни теперь часто увязывают с элементарной боязливостью, а отказ от насильственного разрешения конфликтов в христианстве порой обуславливают трусостью Его Основателя.

При этом сами обличители порой имеют «достаточно бледный вид и розовые щёчки» лишь при необходимости публичного выступления, не говоря уже о публичном выражении собственного гнева. Например, как протеста против торговли церковной утварью в Храме Христа Спасителя…

И невдомёк чудакам, что публичных выступлений в Жизни Христа было предостаточно, и погром в Храме он устраивал, и был осуждён, и был распят, когда во избежание крестных мук всего-то нужно было отречься от сказанного. Мол, «никакой я не Царь Иудейский, к Отцу Небесному никакого отношения не имею, а то, что в Храме натворил, так это по болезни тела от скорбности ума. По сему же основанию, я его (Храм) и разрушить якобы обещал, а потом в три дня – видано ли дело? – новый сотворить». Всего делов-то…

Нет, уж Он-то знал, что перед приходом Царства Небесного будут большие катастрофы (Дан. 9:26 – 27; 12:1). А так как именно Он должен установить это Царство, то Он поневоле является предвестником бедствий. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мтф, 10:34). «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк, 12:49).

На каком-то рубеже Иисус отошёл от образа кроткого пророка, каковым был во времена Нагорной проповеди. Требовательный и жёсткий, Он уже не выносил противоречий и часто становился своенравным и суровым (Мтф, 17:17; Мрк, 3:5; 9:19; Лк, 9:41). Его ученики иногда не понимали Его и испытывали перед Ним робость и даже страх (Мрк, 4:40; 5:15; 9:32; 10:32). А эти чудаки нам тут про трусость что-то «поют такими злыми голосами»…

Для людей адекватных, не гоняющих за дешёвыми сенсациями и спекуляциями, никакой трусости в Иисусе нет. Мудрость есть, а трусости нет. И в основе всех этих «обращений второй щеки», «одалживаний верхней одежды» и «хождений на два поприща», помимо общей установки «не противься злому», может лежать, в том числе элементарная психологическая уловка – подняться над ситуацией, вырваться из складывающейся психологической западни. Когда Вас в тёмной подворотне зажимает перекачанный амбал с предложением поделиться деньгами, предложение проследовать с Вами в дом, так как в карманах у Вас мало наличности или ответное предложение поделиться деньгами, так как у Вас сейчас тоже «кассовый разрыв» – явления одного порядка. С таким же успехом можно обосновать своё нежелание делиться деньгами тем обстоятельством, что обидчик отказывается выдать Вам расписку на изъятую сумму, посему Вы не хотите уплачивать налог с неё – вы же ею не воспользовались «в целях налогообложения». Мало того, что Вы поднимаетесь над ситуацией, Вы и обидчика низвергаете в сонм сомнений – неадекватность всегда пугает.