Книга Человек у Окна, или Что нужно знать о практической психологии - читать онлайн бесплатно, автор Арсен Набиевич Джабраилов. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Человек у Окна, или Что нужно знать о практической психологии
Человек у Окна, или Что нужно знать о практической психологии
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Человек у Окна, или Что нужно знать о практической психологии

– личностно-ориентированная – направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; определяющим является активность клиента в процессе консультирования, расширение его когнитивных возможностей и социальных способов разрешения проблемы;

– проблемно-ориентированная – ответ на сложившуюся или на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию; опре деляющим является экстернализация и решение типичных проблем, возникающих у весьма отличающихся друг от друга по характеру и установкам людей.

3. По пространственной организации:

– контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом;

– дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную и допускает отсутствие прямого контакта.

4. По выполнению функций консультантом:

– диагностическая – постановка диагноза, составление психологического портрета индивида;

– диспетчерская – направление к конкретному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п.;

– информационная – быстрое проникновение в проблемное месиво жалобы, точность определения и понимания сути проблемы клиента, верное толкование консультантом проблемы и информирование человека о действенных следствиях;

– коррекционная – устранение симптомов или причин дезадаптации, когда подозреваются существенные отклонения и обнаруживаются внутренние проблемы человека;

– консультативная – оптимальное разрешение “рабочих” вопросов повседневности, так называемых “нормативных” затруднений;

– терапевтическая – процесс лечения психологическими средствами расстройств и конфликтов, затрагивающих глубокие ядерные слои личности.

5. По количеству участников:

– индивидуальная – когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной;

– групповая – акцент делается на развивающей, обучающей программе или, при необходимости, на социальной поддержке группы участников.

6. По вмешательству консультанта:

– директивная – указующая, дающая советы, как жить, нравоучительная;

– недирективная – “идущая” за клиентом».


Психологическое консультирование как вид психологической помощи «имеет относительно кратковременный и эпизодический характер в работе с клиентом» [Немов, 2001, с. 18]. Роль психолога-консультанта заключается в выработке и даче советов, «а их практическая реализация становится делом самого клиента, и именно клиент сохраняет за собой активную роль» [Там же]. Выходит, что позиция психолога-консультанта – пассивная, а вот в активной роли психолог может выступать, если он не консультирует, а занимается психотерапией. Получается, что активность и пассивность участия психолога в работе с клиентом зависит от вида выполняемой им работы: консультирования или психотерапии. Думаю, что психотерапевты сразу выскажут свое мнение по этому вопросу, а именно то, что психолог не имеет права заниматься психотерапией, так как это уже область медицины. Далее, Немов говорит, что «основная психокоррекционная работа, связанная с практикой психологического консультирования, чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним» [Там же]. А разве в психотерапии не так? Ведь клиент не является пациентом стационарного отделения. Он, так же как клиент психолога, уходит после встречи с психотерапевтом домой, выполняет рекомендации специалиста, вносит принятые во время общения со специалистом изменения в свою жизнь и сам несет за это ответственность. Как видим, в данном вопросе большая путаница, которая мешает, а порой делает невозможной нормальную, приносящую удовлетворение профессиональную деятельность начинающего психолога. Еще одной особенностью, на которую следует обратить внимание, являются слова: «…психокоррекционная работа, связанная с практикой психологического консультирования…». Выходит, что консультативная работа предполагает психокоррекцию? Разве психологическая коррекция может быть пассивной?

Если исходить из вышесказанного, то работа психолога-консультанта заключается в координации деятельности специалистов (врачей, социальных работников, педагогов, юристов и др.). Он также выполняет роль диспетчера, решая кого и к кому направить, а по ходу работы может снабдить клиента парой-тройкой рекомендаций, ответственности за которые не несет [Там же, 2001, с. 16]. За что же отвечает консультант?

С точки зрения Р. С. Немова, «психологом-консультантом… может стать только тот человек, который имеет общее и специальное высшее образование и, кроме того, достаточный опыт практической работы в роли психолога-консультанта, высоко оцененный специалистами и подтвержденный соответствующим сертификатом» [Там же, 2001, с. 31]. Не правда ли, забавно? Выходит, чтобы стать психологом-консультантом помимо образования необходим опыт в роли психолога-консультанта, да еще и «высоко оцененный и подтвержденный». Чтобы молодой выпускник психологического факультета мог начать консультативную деятельность, он должен иметь опыт в психологической консультации. Круг замкнулся, господа!

Психологическое консультирование – это один из видов практической психологической помощи, осуществляемой психологом наряду с психодиагностикой и психокоррекцией. Вместе с тем оно входит в число основных направлений деятельности психолога наряду с психопрофилактикой и психологическим просвещением. Все вместе они и составляют практическую деятельность психолога. Выпускник факультета психологии, получивший диплом, в котором написано: «Психолог. Преподаватель психологии», получает право на ведение практической психологической деятельности, составной частью которой в числе прочего является психологическое консультирование. Учитывая, что деятельность психолога не лицензируется, о каком «подтверждении соответствующим сертификатом» может идти речь? Наличие сертификатов у психолога говорит о том, что этот специалист повышает свою квалификацию, а значит, выгодно отличается от своих коллег на рынке психологических услуг. Как пишет специалист в области психологического консультирования Римантас Кочюнас: «Данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые, не имея клинических нарушений, все же искали психологическую помощь. Именно поэтому специалисты по психологическому консультированию помогают, прежде всего, людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д.» [Кочюнас, 1999, с. 240]. Выходит, что психологическое консультирование не предполагает прямого корректирующего вмешательства в жизнь клиента. Но это совершенно не означает, что вмешательства не происходит вовсе, ведь «задача психолога-консультанта – это содействие личностным изменениям у клиентов» [Исаева, 2011, с. 3]. А содействие, в свою очередь, предполагает совместную работу как психолога, так и клиента по решению сложившейся ситуации. Именно в процессе этого сотрудничества и происходят у клиента необходимые изменения.

Ю. Е. Алешина считает, что «основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются» [Алешина, 2000, с. 208]. Это тоже психологическое воздействие, но воздействие более мягкое.

В переводе с латинского слово «консультирование» означает «совещание» и ассоциируется со словами «советник», «помощник». В случае консультирования в отличие, скажем, от психокоррекции воздействие психолога является опосредованным и выражается в советах и рекомендациях. Профессиональное психологическое консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги и врачи, прошедшие специальную подготовку. В качестве пациентов могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. В любом случае пациент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы [Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 414]. Психолог, осуществляющий консультирование, не работает с ситуацией, о которой говорит клиент, он работает с его (клиента) отношением к заявленной проблеме, так как является специалистом именно в области человеческих отношений.

В книге «Психотерапевтическое консультирование» Джеффри Коттлер и Роберт Браун пишут, что консультирование было «разработано людьми, которые не могут договориться о том, как себя называть, какие рекомендации необходимы для практики или как лучше работать – с чувствами, мыслями или поведением, что лучше – поддерживать клиента или вступать с ним в конфронтацию, сосредоточить внимание на прошлом или настоящем» [Коттлер, 2001, с. 23]. Такая же проблема возникает и с практической деятельностью психолога, в которой нет четкого представления о том, чем он должен заниматься и при помощи каких методов решать проблемы клиентов. Отсутствие единого представления и о том, кто может заниматься психотерапией и что для этого необходимо, привело к тому, что пытливые психологические умы придумали для себя психокоррекцию, которая явилась той «форточкой», которую «оставил для них Бог, закрыв перед ними дверь». Это стало ответом психологов на нежелание медиков делиться психотерапевтической практикой.

Появление таких весьма расплывчатых терминов, как «психологическое консультирование» и «психокоррекционная работа», имело революционное значение. Они несли в себе больше политическую, чем смысловую нагрузку: не посягая на территорию по традиции, занятую врачами, они вводили психологов в пространство самостоятельной индивидуальной и групповой психотерапевтической работы. Неразрешенность этой проблемы, возможно, связана с тем, что у нас в стране перепутались понятия «образования» и «сферы деятельности». Вот «в Соединенных Штатах, например, врачу-психиатру, занимающемуся психотерапией, просто в голову не придет называть себя психотерапевтом. Потому что он (или она) – психиатр! Это его (или ее) образование, квалификация, которая высоко ценится (ведь чтобы стать врачом-психиатром человек должен потратить больше времени и денег, большему научиться, выдержать больше экзаменационных испытаний, чем, скажем, психолог или социальный работник). А психотерапия – это определенная деятельность, которой могут заниматься и врач-психиатр, и психолог, и социальный работник. Эта сфера деятельности стоит в ряду других, таких как, например, преподавание. Преподаванием ведь могут заниматься и врачи, и психологи, и историки, и математики…» [Мастерство психологического консультирования, 2002, с. 6].

Психотерапия – это система лечебного воздействия на человека (его психику, организм) и определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Для этого необходимо установление глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применение различных когнитивных, поведенческих и других методик. Психотерапия использует психологические методы лечения. В настоящее время психотерапия не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие и отличается различными психологическими, медицинскими, антропологическими, социоэкономическими, экологическими и философскими установками и чрезвычайно широким спектром применения проблемы [Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 446]. Психо терапия, являясь особым видом межличностного взаимодействия, направлена на оказание профессиональной помощи психологическими средствами при решении возникающих у клиентов проблем и затруднений психического характера.

Приказом Минздрава РФ № 438 от 16 сентября 2003 г. «О психотерапевтической помощи» определена должность «врач-психотерапевт», который является специалистом «с высшим медицинским образованием по специальности „лечебное дело“ или „педиатрия“, прошедший подготовку по специальности „психиатрия“ в интернатуре, клинической ординатуре, а также прошедший профессиональную переподготовку либо клиническую ординатуру по психотерапии в медицинском образовательном учреждении высшего или дополнительного профессио нального образования, либо в профильных научно-исследовательских медицинских институтах в соответствии с требованиями к образовательному стандарту, типовой программой и учебным планом профессиональной переподготовки, утвержденными в установленном порядке» [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94742].

Как видим, данный приказ определяет должность «врача-психотерапевта», хотя само слово «психотерапевт» используется в разных смыслах, в т. ч. и для обозначения лиц, получивших образование в сфере одного из методов психотерапевтической практики. Это люди с высшим психологическим (но не медицинским) образованием, что аналогично некоторым европейским странам, где психотерапевты – это лица с гуманитарным образованием, которое не привязано к медицинскому. Например, в Германии в обиходе сразу две должности: врачебный психотерапевт и психологический психотерапевт – в зависимости от образования. В любом случае и те, и другие должны пройти дополнительное обучение психотерапевтическим методикам.

Звание «психотерапевт» юридически не защищено, в принципе всякий человек вправе назвать себя психотерапевтом. Во всяком случае в общем представлении психотерапия рассматривается как отрасль медицины. Тот, кто занимается в этой отрасли, должен быть либо врачом, либо психологом… Дипломированные психологи также должны получать дополнительную специальную подготовку и сдавать соответствующие экзамены [Браш, 1998, с. 62].

В Страсбургской декларации от 21 октября 1990 г. говорится:

1. Психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию.

2. Психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности.

3. Гарантированным является разнообразие терапевтических методов.

4. Образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора; одновременно приобретаются широкие представления о других методах.

5. Доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.


Пора бы и нашим «большим умам» прийти к единому представлению о практической стороне оказания психологической помощи. Что же здесь им мешает? А мешает продолжающаяся «война» между ППЛ (Профессиональная психотерапевтическая лига) и РПА (Российская психотерапевтическая ассоциация). Суть этого противостояния в решении главного вопроса: кто будет у «руля»?

Если рассматривать закон, то он должен ответить на главные вопросы: может ли психолог быть психотерапевтом и при каких обстоятельствах, а также кто будет это решать?

В законопроекте ППЛ говорится, что психотерапия – «специфическая профессиональная форма эффективного психического (психологического) взаимодействия с целью развития индивидуального и социального, психического, а также интегрального здоровья и благополучия», а «деятельность психотерапевта реализуется в качестве самостоятельной медицинской специальности».

РПА считает, что психотерапия как деятельность «реализуется в качестве самостоятельной медицинской специальности…». При этом психотерапию будут представлять три группы специалистов: врач-психотерапевт, клинический психолог-психотерапевт, психотерапевт – специалист по социальной работе.

Ольга Решетникова утверждает, что «даже если согласиться с мнением РПА, что не все профессиональные психологи, занимающиеся различными видами консультирования, вправе претендовать на звание “клинического психолога-психотерапевта, специалиста по социальной работе – психотерапевта”, то уж “специалистом, занимающимся психотерапевтической деятельностью”, они вправе называться» [Решетникова, 2007, с. 32].

Для того чтобы стать психотерапевтом, по версии ППЛ, необходимо иметь «высшее образование в области медицины, психологии, педагогики, социальной работы, философии, информационных технологий, иметь документы установленного образца и удостоверяющие данный факт, признаваемые в Российской Федерации», а также успешно пройти «процедуру отбора к лицензионному психотерапевтическому образованию». При этом необходимо пройти подготовку, включающую следующую программу: «теоретическая часть составляет 720 часов, личностный тренинг и психотерапия – 300 часов и практика под контролем супервизора практики – 2180 часов. Вся программа в общей сложности составит 3200 часов обучения». Формой итогового контроля является экзамен. Такое обучение будет длиться около трех лет.

По мнению представителей РПА, «право на оказание не врачебной психотерапевтической помощи имеют клинические психологи и специа листы по социальной работе, получившие соответственно высшее образование по психологии или специальности “социальная работа”, прошедшие последипломную переподготовку по клинической психологии или социальной работе для деятельности в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, и подготовку по психотерапии в соответствии с государственным стандартом». Эта подготовка состоит из: теоретической подготовки продолжительностью не менее 300 часов, практической подготовки – не менее 300 часов, практической работы и супервизии – не менее 1600 часов, а также личностно- и профессионально-ориентированных тренингов – не менее 160 часов. Общая продолжительность обучения составляет в целом 2360 часов. Такое обучение будет длиться около двух лет.

Данный законопроект оставляет вопросов больше, чем ответов: кто будет вести переподготовку? Кто за это будет платить? Кто будет супервизором? Где взять столько специалистов-супервизоров, готовых готовить себе конкурентов?

Пока «паны дерутся», психологи придумали для себя возможность обойти отсутствие единого для всех закона «О психотерапии». Так появилось одно из направлений в практической работе психолога – психокоррекция, о котором мы частично упомянули выше.

Под психокоррекцией мы понимаем деятельность, направленную на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия и направленную на формирование у человека нужных психологических качеств, способствующих его лучшей социализации в условиях динамически развивающегося мира. Здесь речь идет о том случае, когда психолог занимает по отношению к клиенту прямую и активную позицию, «включающую в себя использование психологических методов прямого воздействия на клиента для исправления недостатков в его психологии и поведении» [Немов, 2001, с. 504].

Психологическая коррекция – это направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обес печения полноценного развития и функционирования индивида.

Термин «психологическая коррекция» получил распространение в начале 70-х годов прошлого века. В этот период психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Длительные дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время за счет базового психологического образования более подготовлены к такого рода деятельности, в частности в области групповой психотерапии. Однако психотерапия является лечебной практикой, которой по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование. Поэтому распространение термина «психологическая коррекция» в определенной мере было направлено на преодоление этой си туации: врач занимается психотерапией, а психолог – психологической коррекцией [Решетникова, 2007, с. 412–413].

В психотерапии работа врача-психотерапевта направлена на ликвидацию симптомов и на развитие личности клиента и межличностных отношений путем устранения деструкций, возникающих как внутри отдельной личности, так и в его отношениях с другими людьми. Цель же психокоррекционной работы – исправление тех или иных психоэмоциональных расстройств, нормализацию жизнедеятельности клиента. Как видим, эти два вида деятельности по своим целям близки. Остается вопрос: каковы методы достижения этих целей?

В положении № 7 п. 2 Приказа Минздрава России № 438 от 16 сентября 1990 г. говорится: «Основными задачами психотерапевтического отделения (а значит, и психотерапевтов. – А. Д.) являются:

– стационарная лечебно-диагностическая помощь лицам с непсихотическими психическими расстройствами, расстройствами адаптации, психическими заболеваниями в стадии ремиссии, нуждающимся в стационарной психотерапевтической помощи;

– лечебная помощь, в зависимости от показаний, в виде психотерапии симптомо-, личностно- и социоцентрированной направленности в сочетании с медикаментозными и другими видами лечения, в том числе в индивидуальной, семейной и групповой формах».


Как видно из этого положения, психологическое воздействие осуществляется наряду с медикаментозным, из чего следует, что психотерапия – это вид практической помощи, использующий психологические методы и медикаментозное (фармакологическое) лечение. И этим видом деятельности на самом деле должен заниматься врач-психотерапевт. Что касается случаев, не требующих медикаментозного вмешательства, то подобную работу может выполнять психолог, так как в его инструментарии десятки методов, которые дают ему такую возможность и право. Нередко их пытаются классифицировать по каким-либо признакам, выделяя большие группы:

– по количеству участников:

– индивидуальная психотерапия,

– групповая психотерапия;

– по задачам:

– поисковая психотерапия,

– корректирующая психотерапия;

– по целям:

– процессуальная психотерапия,

– целеориентированная психотерапия;

– по степени теоретического обобщения:

– аналитическая психотерапия,

– феноменологическая психотерапия;

– по роли, которую занимает терапевт:

– директивная психотерапия,

– недирективная психотерапия;

Эту классификацию можно продолжать долго.


Среди видов психотерапии широкое распространение имеют следующие (список также не претендует на полноту):

– арт-терапия;

– гештальттерапия; игротерапия;

– интерперсональная психотерапия;

– кинезиология;

– классический гипноз;

– клиент-центрированная терапия;

– когнитивная психотерапия;

– личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия;

– недирективный (эриксоновский) гипноз;

– нейролингвистическое программирование (НЛП);

– позитивная психотерапия;

– процессуально-ориентированная психотерапия;

– психоанализ;

– психодрама;

– рационально-эмоционально-поведенческая терапия;

– самоанализ;

– системная семейная психотерапия;

– сказкотерапия;

– телесная психотерапия;

– трансперсональная психотерапия;

– холодинамика;

– экзистенциальная психотерапия;

– эмоционально-образная терапия;

– холистическая психотерапия.


Одна из проблем этой «войны» за обладание статусом психотерапевта кроется в том числе и в учебных планах вузов. Поэтому вопрос подготовки психологов и психотерапевтов тоже заслуживает некоторого внимания. Сегодня студенты-психологи, обучающиеся в классических вузах за пять лет (специалитет) и четыре года (бакалавриат), изучают около 50 психологических дисциплин, а вместе с ними такие непсихологические дисциплины, как медицина, психофизиология, анатомия и физиология ЦНС, психопатология, психотерапия, клиническая психология.

Декан факультета психологии МГУ Ю. П. Зинченко в интервью журналу «Школьный психолог» сказал: «Что касается удаленности образования от практики, то надо сказать, что высшее образование напрямую не готовит студента к практической деятельности. Поэтому нужно, наряду с фундаментальным образованием, формировать у студентов умение встраиваться в практическую работу» [Зинченко, 2007, с. 32]. И этим успешно занимаются государственные и негосударственные образовательные учреждения, предлагая дополнительное послевузовское образование по практическим направлениям.

А что же у медиков?

Учебная программа по специальности «Лечебное дело»: например, в МГУ на предмет «Психология и педагогика» отводит 57 часов, в СПбГУ – 91 час, в СарГМУ – 135 часов, из них аудиторных – 90 (лекции – 34 часа, семинары – 56 часов).