(3 мая 1074 г.)
«Неисповедимы судьбы милосердия Божия», – говорит преподобный Нестор в начале повести своей о преподобном Феодосии. Бог избрал его пастырем и учителем иноков не из мудрых философов, не из городских властелинов: грубый, необразованный, он является мудрее мудрых философов. О сокровенная тайна! Для прославления Имени Господня из нежданного места воссияла пресветлая зарница, и люди спешили оставить тьму, чтобы насладиться ее светом.
Феодосий родился в Василькове, в 50 поприщах от Киева, но детство свое провел он в Курске. С юных лет чистая душа его безотчетно стремилась ко Господу: не забавляли его детские игры и пышные одежды, он любил слушать Слово Божие, ежедневно ходил в церковь и просил родителей своих отдать его учиться грамоте, что и было исполнено по его желанию. Отрок учился с большим успехом, вместе с тем был кроток и послушлив, служил примером для учеников и пользовался общей любовью. На четырнадцатом году Феодосий лишился отца своего. Оставшись под надзором матери, женщины строгой и суровой, он рано узнал всю горечь жизни. Несмотря на пристрастную любовь к сыну, мать не умела оценить его наклонности к благочестию, которая часто служила поводом к жестоким оскорблениям с ее стороны. Избранный Богом юноша постоянно думал о том, как бы спасти свою душу, удаляясь от тех обычаев, которых требовала суета мирской жизни.
Однажды случилось ему увидеть странников, которые рассказали ему о святых местах. Феодосий неотступно просил взять его с собой и тайно ушел с ними. Мать, заметив отсутствие сына, догнала его, с ожесточенной яростью избила и бросила в запертую избу, где он оставался без пищи в продолжение двух суток. Потом накормивши его, она оставила его, связанным в затворе, на несколько дней. Когда благочестивый отрок был выпущен на свободу, то стал по-прежнему ходить в храм Божий. Заметив, что литургия не часто совершается по недостатку просфор, он выучился печь их и стал приносить в церковь. Матери это не нравилось, она сначала с лаской воспрещала ему, а потом с гневом. «Ты, – говорила она, – наносишь безчестие нашему дому: не могу слышать, как смеются над твоим занятием». Добрый сын почтительно объяснил матери всю важность приношения; она успокоилась; но через несколько времени, заметив, что Феодосий загорел от огня, опять настойчиво воспрещала ему печь просфоры и доходила иногда до побоев. Юноша, не зная что делать, решился тайно уйти в другой город, и там, поместившись к священнику, продолжал святое свое занятие, но упорная мать отыскала его, опять увела домой и решительно воспретила ему заниматься печением просфор.
Феодосий благочестивой жизнью обратил на себя внимание начальника города, который пригласил его служить при своей церкви. Начальник дарил ему нередко хорошие одежды, но Феодосий немедленно отдавал их неимущим, а сам ходил чуть не в рубище и тем еще более заслуживал любовь благочестивого вельможи. Ревнуя подвижнической жизни, юноша возложил на себя вериги, которые впивались в его тело. Однажды мать нечаянно увидела кровь на его белье и, узнавши причину, с яростью сорвала с него вериги и жестоко избила подвижника. Тщетно старалась она погасить в сыне пламя благочестия: оно разгоралось все более и более. Стоя однажды в храме Божием, он услышал при чтении Евангелия: иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10, 37). Эти слова глубоко запали на сердце юного Феодосия и принесли плод, как семя, павшее на добрую землю: он ощутил, что любовь матери не полезна ни ей, ни ему, и решился непременно удалиться из дома родительского, чтобы утолить жажду души своей и вполне посвятить себя Богу. Избрав удобное время в отсутствие матери, Феодосий оставил дом и отечество и ушел в Киев. Не зная дороги, пристал он к тянувшемуся обозу и в три недели достиг Киева. Обойдя все монастыри, он просил одного из настоятелей принять его в число братства; но тот, видя юношу, одетого в рубище, не решился и отказал ему. Печальный Феодосий, услышав о пещернике Антонии, ободрился духом и отправился к нему. Увидев преподобного, он пал к его ногам и со слезами просил принять его к себе. «Чадо, – сказал ему Антоний, – ты видишь, как мрачны эти пещеры? Ты еще так молод и не перенесешь скорбей и трудов иноческих». «Отче честный, – отвечал Феодосий, – всевидящий Господь привел меня к твоей Святыне, да спасется душа моя через тебя: буду исполнять с любовью все, что повелишь мне делать». Тогда преподобный Антоний, провидя в нем избранный сосуд Духа Святого, сказал: «Благословен Бог, укрепляющий тебя, чадо, на такой подвиг».
По повелению святого старца Никон постриг Феодосия в 1032 году на 24 году его жизни. Молодой инок с горячей ревностью предался трудам подвижничества: посту, молитве, послушанию и смирению. Старцы дивились крепости юношеской и славили Бога за него; но Феодосию надлежало еще раз выдержать борьбу против любви материнской: спустя четыре года пришла она в Киев и, узнав, что сын ее находится у Антония в пещерах, просила видеться с ним; но Феодосий отказался, говоря, что он инок-пещерник. Исступленная мать обратилась с просьбой к преподобному Антонию, который уговорил Феодосия на свидание с матерью. Увидев сына, она опять старалась возвратить его домой, но он отвечал ей: «Если хочешь, иди в женский монастырь, и тогда будем по временам видаться». Мать долго не соглашалась на такое предложение, но наконец решилась посвятить себя Богу и поместилась в женском монастыре святого Николая. Феодосий возблагодарил Бога за призвание матери, а сам более и более углублялся в делание иноческое и восходил от силы в силу.
Подвиги преподобного Феодосия вполне представляли его достойным священства, и он, по желанию братии, был назначен игуменом Киево-Печерской Лавры. Приняв начальство, святой Феодосий не изменил своих иноческих обычаев, но всеми силами заботился о благоустройстве святой обители, которая процветала все более и более. Он устроил в ней общежитие по уставу Студийской греческой обители и таким образом сделал свой монастырь образцом общежития для русских святых обителей. Он построил обширный деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы, во всем установил чин и порядок и приказал привратнику, чтобы от обеда до вечерни врата монастырские не отворялись ни для кого. Строгость этого правила испытал на себе даже князь Изяслав: однажды пришел он со своими отроками перед вечерней к обители, но ворота были заперты, и привратник не хотел пустить его. «Разве ты не знаешь кто я?» – сказал ему князь. «Знаю, – возразил послушный инок, – но не велено никого пускать без благословения». «Так иди же и скажи игумену». Привратник пошел, а князь остался за воротами, спокойно дожидаясь разрешения. Как точность исполнения правила, так и скромность князя достойны уважения.
Преподобный Феодосий часто ходил в пекарню и трудился наряду с прочими. Однажды перед праздником келарь объявил, что некому носить воду. Блаженный настоятель поспешно взял ведро и пошел за водой к колодцу. Один из братии, увидев это, сказал прочим, и все, устыдившись, вышли, чтобы разделить труд своего игумена. В другой раз некому было нарубить дров. «Я празден», – сказал преподобный и, взяв топор, отправился рубить дрова.
Скажем еще один пример глубокого смирения сего блаженного. Пользуясь расположением князя Изяслава, Феодосий часто посещал его. Однажды на обратный путь в обитель князь приказал отвезти преподобного в покойной тележке. Слуга, видя инока в худой одежде и не подозревая в нем игумена, говорит ему: «Ты, чернец, живешь без дела, а я постоянно нахожусь в трудах и хлопотах; садись на лошадь, а я прилягу на твоем месте и отдохну». Старец, не возразив ни слова, обменялся местом со слугой. Продолжая путь, они встречались с вельможами, ехавшими к князю, – вельможи останавливались и кланялись Феодосию. Слуга сначала недоумевал, а потом оробел. Чтобы успокоить его, преподобный опять обменялся с ним местом. Перед вратами обители иноки встретили отца своего с почестью; слуга, увидев это, совершенно растерялся. Незлобивый игумен приказал угостить его как можно лучше. Преподобный делом и словом поучал братию смирению и послушанию, без благословения не позволял приступать к делу и за ослушание строго наказывал. При всей своей кротости, он был тверд и неустрашимо ревновал за правду Божию.
Когда Святослав и Всеволод изгнали брата своего Изяслава из Киева (1073 г., 22 марта), Феодосий строго обличал Святослава, завладевшего престолом брата, говоря ему, что это сделано незаконно. В молитвах церковных он велел поминать только Изяслава, как законного князя, и только по ходатайству братии согласился поминать вместе с ним и Святослава за любовь его к церкви Божией. Когда Святослав, посещая обитель, с честью встречен был Феодосием, князь сказал ему: «Я думал, что, гневаясь на меня, ты не пустишь и в обитель». Преподобный отвечал ему: «Какую пользу принесет нам гнев на твою державу? Наш долг говорить вам полезное для спасения души, а ваша обязанность слушать. Власть же в вашей воле». Однажды Феодосий посетил Святослава, и, входя во дворец, услыхал он громкие звуки музыки и песен. Преподобный с потупленным взором сел возле князя, потом, взглянув на него, сказал: «А на том свете будет ли так?» Святослав прослезился и приказал, чтобы вперед никогда не было музыки в присутствии Феодосия.
Преподобный, заботясь о нравственном благоустройстве чад своих, не оставлял без внимания и внешнего состояния обители: когда умножилось число братии, он распространил монастырь, построил новые кельи и обвел его оградой. При конце жизни его Печерский монастырь владел уже многими имениями. Преподобный ввел управление селами и начал созидать каменный храм Богоматери, вместо деревянного. Князь Святослав дал землю для построения этого храма и сам первый начал копать рвы для фундамента.
Преподобный Феодосий имел извещение о кончине своей и, чувствуя болезнь телесную и приближение смерти, велел призвать всю братию, находившуюся на различных послушаниях. Когда все собрались, преподобный объявил им о близком отшествии своем. Потом стал поучать печальную братию о том, чтобы с усердием исполняли свои послушания по совести. Учил их со слезами спасению души и богоугодной жизни, усердию к церкви и благоговейному стоянию при богослужении, братолюбию и покорности. Преподав наставление, он благословил всех и отпустил с миром. Сделав еще некоторые распоряжения по обители и помолившись со слезами, старец лег на постель, взглянул на небо и с веселым лицом сказал: «Благословен Бог! Если так, то я уже не боюсь, а с радостью отхожу из сего мира», и с этими словами предал дух свой в руце Господа 3 мая 1074 года, на 65 году от рождения. Мощи его обретены нетленными в 1093 году и перенесены из пещеры в Печерскую церковь, святым Феодосием созданную.
Святой Матфей Прозорливый
(5 октября 1085 г.)
Преподобный Матфей, подвизаясь в Печерском монастыре во дни Антония и Феодосия, за премногие труды свои сподобился от Бога дара прозрения: он узнавал не только все человеческие помышления, но явно видел бесов и обличал все тайные козни их, чем великую пользу приносил спасающимся.
Однажды старец стоял в церкви при богослужении: братия пели утреню, разделяясь на два лика по обычаю; святой Матфей увидел беса в виде воина, ходящего вокруг поющих и прилепляющего на каждого из них липкие цветы. На ком оставался цветок, тот немного постояв, начинал дремать, потом оставлял церковное пение, уходил в келью и предавался сну. А к кому не приставал цветок, тот стоял до конца утрени и тогда только уходил в келью. Старец рассказал братии это видение, и с того времени строго наблюдали они, чтобы не оставлять храма Божия до окончания службы. Однажды преподобный, выходя, по обыкновению своему, после всех из церкви, сел немного отдохнуть под билом церковным, потому что келья его была довольно далеко, и вдруг видит, что огромная толпа бесов идет от врат монастырских. Один из них сидел на свинье и величался. Старец спросил их: «Куда идете?» Бес, сидящий на свинье, отвечал: «За Михаилом Тоболковичем». Старец сотворил на себе крестное знамение и пошел в свою келью. Он приказал ученику своему узнать, дома ли Михаил Тоболкович? Ученик уведомил его, что Михаил после утреннего пения ушел за ворота монастырские. Старец пошел к настоятелю и сообщил ему видение. Настоятель, призвав Тоболковича, расспросил его обо всем и, сделав отеческое наставление, отпустил в келью.
Старец Матфей часто говаривал инокам: «Братие, молю вас, сидите по кельям, помышляйте постоянно о Боге и молитесь прилежно о грехах своих». Случилось как-то игумену Никону не быть в церкви во время утрени; преподобный Матфей видит, что стоит на настоятельском месте осел; он сейчас же пошел к игумену и сказал ему об этом. Тот принял это видение за вразумление от Бога и с тех пор, оставляя всякие иные занятия, не пропускал утреннего пения и, приходя ранее всех, оставался до самого конца. Много и других видений имел преподобный на пользу братии. Он достиг глубокой старости и скончался в добром исповедании. Святые его мощи нетленно почивают со святыми отцами в Киевских пещерах. Молитвами преподобного Матфея да избавимся и мы наветов вражиих и да получим жизнь вечную, о Христе Иисусе, Господе нашем.
Святой князь Ярополк-Петр Изяславич
(22 ноября 1086 г.)
По древним летописям известно, что во время Великого князя Всеволода было много людей богоугодных, иноков и мирян, мужеского пола и женского, которыми совершались чудеса. Таков был и князь Ярополк-Петр Изяславич, правнук равноапостольного Владимира. При жизни отца своего Изяслава Ярославина он был примерным сыном и помощником ему в счастье и несчастье. Преподобный Нестор так пишет о нем в своей летописи: «Много вытерпел он бед, без вины выгоняем был своими братьями, обижаемый, ограбляемый, понес еще насильственную смерть. Но он сподобился вечной жизни и покоя. Этот блаженный князь был тихий, кроткий, смиренный, братолюбивый. Каждый год давал десятину из всего своего имения Пресвятой Богородице и всегда молил Бога так: “Господи Боже! Приими молитву мою, – дай мне смерть, как двум братьям моим Борису и Глебу, от чужой руки, чтоб омыл я грехи мои кровью моей и избавился от сего суетного и мятежного мира, как вражьей сети”. И вот молитва его не отринута Богом! Он получил блага, которых ни глаз не видел, ни ухо не слышало и которые не входили и на сердце человеку, те блага, которые уготовил Бог любящим Его».
Отец Ярополка, князь Изяслав, положил жизнь свою за Великого князя Всеволода, а Всеволод, желая хоть сколько-нибудь умирить безпокойных племянников своих, Ростиславичей, отдал им несколько городов, составлявших вместе с городом Владимиром законное наследие Ярополка, и кроме того послал войска свои против миролюбивого Ярополка и таким образом вынудил его бежать в Польшу. Но вскоре стараниями великодушного Мономаха, сына Великого князя Всеволода, город Владимир был возвращен Ярополку, с которым Мономах издавна был в дружбе. После этого Ярополк отправился по делам из Владимира в Звенигород Галицкий, и когда лежал на возу, один из его свиты, по имени Нерядец, ехавший на лошади, проколол князя саблей по наущению злых людей. Ярополк вскочил, вынул из себя саблю и сказал: «Ох, коварный враг убил меня!» Ярополк умер от раны 21 ноября; окружающие отвезли тело его в Киев. Великий князь Всеволод и Мономах с боярами, митрополит Иоанн с духовенством и все киевляне плакали над ним, с пением провожая до монастыря святого Димитрия и с честью положили тело его в мраморном гробу в церкви святого Петра, которую он сам начал строить.
Начиная от Нестора во всех древних летописях показывается, что князь Ярополк Изяславич считался в числе угодивших Господу жизнью своей и особенно мученической кончиной своей; сам был благочестив и внушал благочестие семье своей и ближним; не любил нетрезвости и насмешек, но любил слезы умиления; никому не мстил и имел основательное образование.
Преподобный Никон Печерский
(23 марта 1088 г.)
Блаженный Никон пришел в пещеры преподобного Антония уже иеромонахом и под влиянием высоких подвигов богоносного Антония еще более усовершенствовался в добродетелях. Ему, как священнослужителю, поручено было постригать в монашество всех приходящих подвизаться в пещерах.
Когда по благословению Антония пострижен был, после Варлаама Вышатича, казначей и любимец Великого князя Ефрем, князь призвал к себе преподобного Никона и в сильном гневе вопрошал его: «Ты ли постриг их без моего позволения?» – «Благодатию Божиею я», – отвечал Никон. «Так иди же и уговори их возвратиться домой, иначе пошлю тебя и всех живущих с тобой в заточение, а пещеру велю раскопать». «Твори что тебе угодно, – отвечал Никон, – но я не могу отнимать воинов у Царя Небесного».
Изяслав послал разогнать иноков, но вскоре смягчившись, по увещанию супруги своей, приказал просить преподобного Антония с братиею оставаться покойно в пещере. Но гнев его на Никона не совсем успокоился, по этой причине преподобный оставил пещеру Антония и любя безмолвие, отправился, вместе с иноком монастыря святого Мины, искать другого пустынного места. Дойдя до Азовского моря, он остановился близ Тмутаракани (Тамани) и здесь стал подвизаться. Это место, говорит преподобный Нестор, по благодати Божией процвело трудами Никона: он основал там церковь во имя Богоматери и монастырь преславный, который и поныне сохраняет сходство с Печерским.
Преподобный Никон был в великом почтении у таманцев. Когда коварный грек убил доблестного князя Ростислава (в 1065 году), таманцы просили Никона отправиться послом к князю Святославу в Чернигов с просьбой прислать им сына его Глеба на княжение. Преподобный согласился исполнить это поручение и в то же время посетил Печерскую обитель. Феодосий, постриженный Никоном, в то время бывший уже игуменом, принял старца с духовной радостью и глубоким уважением; эти великие подвижники при первой встрече пали друг другу в ноги и, лобзаясь, долго плакали от радостного свидания. Феодосий просил Никона не разлучаться с ним, и старец обещал, устроивши дела в своем монастыре, возвратиться в его обитель. Проводив князя Глеба в Тмутаракань, Никон сделал должные распоряжения в своей обители и переселился опять в Киев. Феодосий оказывал ему самую почтительную любовь, и преподобные старцы утешались в единодушном пребывании. В Киеве возникли гражданские неурядицы, так что Никон, избегая житейских тревог, опять удалился на время в Тмутаракань, но и там, встретив еще большие возмущения, любитель уединения снова должен был возвратиться в Киев, исполняя желание Феодосия и свое собственное.
По кончине Феодосия братия, зная, как преподобный любил Никона, предложили ему игуменство Печерской обители. В то время еще живы были ученики преподобного Антония: Исаакий затворник, Матфей Прозорливый, Агапит врач, Григорий чудотворец. Авве Никону приятно было видеть их и беседовать с ними. В 1084 году пришли к преподобному из Константинополя иконописцы, нанятые, как говорили они сами, начальниками Печерской обители Антонием и Феодосием. Игумен сказал им, что уже 10 лет как эти начальники скончались, и указал им изображение преподобных. «Это те самые, которые наняли нас», – сказали иконописцы. Тогда же греческие купцы привезли мозаику на украшение храма. Таким образом, под надзором преподобного Никона, великая Печерская церковь украшена была иконами и мозаикой. Блаженный Никон после долгих и богоугодных трудов мирно почил 23 марта 1088 года. Ему было не менее 86 лет. Мощи его почивают в пещере преподобного Антония.
Святой Иоанн, митрополит Киевский
(30 августа 1089 г.)
В 1080 году прибыл из Греции в Киев блаженный Иоанн в сане митрополита всей России и скоро заслужил общее уважение. Преподобный Нестор, очевидец дел его, красноречиво описывает высокие качества его: «Подобного ему еще не было на Руси да и не будет; это муж сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и вдовицам, ласковый ко всякому, богатому и бедному, смиренный и кроткий, любитель молчания, обладающий даром слова и утешающий святыми беседами печальных». В те времена называли его пророком Христовым, означая тем его прозорливость. Нестор не о всех делах его упоминает: в 1086 году он основал храм святого Андрея в Андреевском монастыре; в 1086 же году он погребал убитого князя Ярополка; в 1087 году освящал храм архангела Михаила в Выдубицком монастыре; в 1089 году 14 августа освящал чудную великую церковь печерскую и вслед затем скончался. В летописях, после Нестора, его называют добрым, святым, блаженным и сказано еще, что святой Иоанн митрополит положен был в Печерском монастыре.
Из числа сочинений, оставленных блаженным Иоанном для русской церкви, замечательно послание его к Клименту[1], папе старшего Рима.
«Приятна любовь твоя во Господе, человек Божий, достойный апостольского престола, – писал русский святитель, – ты и из далекой страны призираешь на нашу худость и смирение, касаешься нас крылами любви твоей, приветствуешь нас искренно и с любовью, догматы православной и чистой веры нашей приемлешь и изумляешься им… и так как ты оказываешься таким архиереем Божиим, какими не были недавно архиерействовавшие, возмутители и оскорбители истины, то и я, самый меньший, приветствую и мысленно лобзаю священную главу твою. Будь счастлив!.. Да даст благий и милостивый Бог тебе и твоим дням увидеть улучшение дел между вами и нами! Не знаю я, откуда и как явились соблазны и препятствия на пути Божием? Отчего и как – они доселе не исправились?.. Мы знаем, что вы из начала христиане по благодати Божией, и во многом мы одобряем вас. Но вы не во всем согласны с нами и кое в чем отдаляетесь. Вот смотрите: все признают семь святых вселенских соборов. На них благочестивая и православная вера христиан исследована, изучена, получила твердость со всей полнотой и убедительностью: они семь столпов богословствующей мудрости; на них она построила свой святой дом – вселенскую церковь. Сим святым вселенским соборам единомысленно последовали все предстоятели и преемники кафедры верховного из славных апостолов Петра, одни лично присутствуя и одобряя согласием деяния и слова, другие через доверенных посланных своих, подавая содействующий голос апостольской кафедры вашей.
Таковы были на первом Вселенском Соборе Сильвестр, на втором Дамаз, на третьем Целестин; четвертому Вселенскому Собору был подкреплением блаженнейший и славный папа Лев, написавший послание к Флавиану премудрое и святое, которое считали столпом православия все знаменитые того времени. На пятом Соборе был Вигилий, на шестом Агафон, муж почтенный и духовно просвещенный. На седьмом Вселенском Соборе святейший папа Адриан изъявлял согласие через посланников своих, святых и богоносных мужей, Петра протопресвитера и игумена римской обители святого Саввы.
Когда же все это так, откуда явились раздор и разделение? Кто посеял на римской ниве такие плевелы? Подлинно, много творится у вас дерзостей. Из многого предложу я любви твоей немногое.
Во-первых, пост субботний соблюдаете незаконно. Потом первую неделю, отделяя от Великого поста, заставляете народ есть молоко, сыр и другую вседневную пищу. Отвергаете иереев, вступивших в законное супружество. Тех, которые помазаны пресвитерами, в другой раз помазываете, как будто это должны совершать не иереи, а епископы. Не говорю об опресноках: это явная принадлежность иудейского богослужения и веры».
Против каждого из выставленных своеволий Запада Иоанн представил основательное опровержение и потом пишет в обличение произвольного изменения Символа Веры о Святом Духе:
«Всего хуже, что вы осмеливаетесь изменять святой символ, утвержденный вселенскими определениями, и говорите, что Дух Святой происходит не только от Отца, но и от Сына… Изумительно и страшно как дерзаете вы изменять веру 318 святых отцов и святых Вселенских Соборов! От конца до конца вселенной, во всех христианских церквах поется единогласно: веруем и в Святого Духа, Господа животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном спокланяемого и славимого. Для чего вы не говорите так, как все христиане, а делаете прибавление? Вы вводите новое учение. Но апостол Павел говорит: Кто стал бы благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Галат. 1, 8). О! Да не услышите вы над собой сего проклятия! Истинно страшно изменять и портить святое писание, хотя бы одной йотой или одной чертой. Уже ли не понимаете, как велик этот соблазн! Вы вводите две причины, два начала для Святого Духа; вы унижаете достоинство Его и впадаете в ересь Македония!.. Прошу и молю, и припадаю к священным стопам твоим – исправьтесь во всем этом, а особенно же относительно опресноков и указанного недостатка, так как то касается святого причащения, а это пагуба для чистой веры. Прости написавшего тебе это».
Так писал русский святитель XI века римскому владыке.
Блаженный Иоанн написал церковное правило для объяснения правил вселенской церкви в применении их к нуждам русской церкви, правило это напечатано под заглавием: «Иоанна, митрополита русского, нареченного пророком Христовым, церковное правило», и долго оставалось в составе правил Русской Церкви.