Книга Жития святых в земле российской просиявших. Новомученики и исповедники XX века. Жития, чудеса,поучения. Том 2 - читать онлайн бесплатно, автор Игнатий Малышев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Жития святых в земле российской просиявших. Новомученики и исповедники XX века. Жития, чудеса,поучения. Том 2
Жития святых в земле российской просиявших. Новомученики и исповедники XX века. Жития, чудеса,поучения. Том 2
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Жития святых в земле российской просиявших. Новомученики и исповедники XX века. Жития, чудеса,поучения. Том 2

Жития святых в земле российской просиявших. Новомученики и исповедники XX века. Жития, чудеса, поучения. Том 2

Составитель архимандрит Игнатий Малышев

По благословению

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II


Век XVII

Святой страстотерпец Василий Мангазейский

(23 марта 1600 г.)

Василий блаженный, сын ярославского купца, был по торговым делам в Сибири, в городе Мангазее, где поступил в приказчики к одному богатому купцу. Богобоязненный и благочестивый юноша, ведя дела доверителя своего, в свободное от занятий время не опускал ни одной церковной службы. Однажды, возвращаясь домой после Пасхальной утрени, он нашел двери лавки выломанными, а товар расхищенным. Хозяин, заподозрив Василия в соучастии с грабителями, предал его для допроса правительственной власти. Пытки и разнообразные истязания были употреблены, чтобы заставить сознаться в вине невинного. Непреклонность его была отнесена хозяином к упорству, и он в движении нетерпения ударил страдальца связкой ключей в висок, и тем убив неповинного, довершил жертву своих несправедливых подозрений. Это случилось в 1600 году. Наскоро сколотили гроб и, лишив Василия христианского погребения, погрузили гроб с положенным в него телом страдальца в болото подле самой той избы, в которой совершалось мучительство, и перекинули через гроб доску, по которой проходили все в съезжую избу.

В 1652 году начали проявляться некоторые знамения над давно забытым местом погребения Василия. Жители вспомнили страдальца, обрели гроб его, устроили над ним часовню, а в 1670 году строитель монастыря Живоначальной Троицы близ города Туруханска перенес нетленные останки Василия Мангазейского в свой монастырь и совершил на 10 мая всенощное бдение, которое отправлялось ежегодно более ста лет. В 1719 году митрополит Филофей Лещинский, странствовавший по Сибири для крещения инородцев, испытал на себе чудотворную силу помощи блаженного Василия и прислал в обитель резную золоченую раку, в которую и были переложены мощи блаженного. Усердствующие к его памяти чествуют ее служением панихид при раке мученика.

Преподобный Мартирий, игумен Зеленецкий

(1 марта 1603 г.)

Преподобный Мартирий, во Святом Крещении Мина, сын именитого гражданина Великих Лук, десяти лет остался круглым сиротой; благочестивой жизнью обратил на себя внимание священника Благовещенской церкви, которую часто посещал. Священник овдовел, принял монашество и был сделан настоятелем Великолуцкой Сергиевской обители; тогда Мина, раздав все свое имение, поступил в его монастырь, где и принял монашество.

Прожив семь лет в послушаниях монастырских, Мартирий пожелал большего уединения и поселился за 60 верст от Лук. Наставник его не одобрял уклонения от занятий общежительных обителей, и Мартирий в недоумении пошел в Смоленск молить о разрешении его сомнений Божию Матерь и преподобного Авраамия. В сонном видении явился ему преподобный Авраамий с учеником своим Ефремом и сказал, что он должен жить в пустыне, которую укажет ему Господь и Его Пречистая Матерь. Из Смоленска пришел Мартирий в Тихвин, где, скорбя о многолюдстве, молил Господа указать ему предназначенное уединенное жилище, и по его молитве желанное уединение показано было ученику его явлением крестовидного осияния над островом Зеленым. Туда уединился Мартирий. В лишениях, посте и молитвах текли дни подвижника, и скоро строгость жительства его привлекла к нему людей, искавших спасения. Некто благочестивый боярин Феодор Сырков построил в пустыне храм Благовещения, а братия убедили старца Мартирия принять священство и сан игумена. Это было в 1570 году. Несмотря на нужды и скудость жизненных средств, Мартирий выстроил в своей обители церковь Живоначальной Троицы. В последние годы жизни он прославился благодатным даром исцелений. У жившего тогда в Твери царя Симеона Бекбулатовича умирал сын. Симеон просил Мартирия прийти сотворить молитву над болящим, и преподобный исцелил его возложением на грудь Иоанна иконы Тихвинской Богоматери.

За полтора года до кончины своей Мартирий всецело посвятил себя безмолвной уединенной молитве и плачу; собственными руками выкопал себе могилу, в которой поставил гроб, и часто навещал его, питая плач свой памятью смертной. 1 марта 1603 года, причастившись Святых Христовых Таин, он почил в мире. Мощи преподобного почивают в гробнице, устроенной митрополитом Новгородским Корнилием, прежде бывшим Зеленецким игуменом, который написал житие преподобного и составил ему службу.

Преподобный Никандр Городноезерский

(15 марта 1603 г.)

Основатель Городноезерской Никандровой пустыни преподобный Никандр служил примером святой подвижнической жизни. Пустынь Никандрова находилась в Новгородской губернии Боровицкого уезда, на берегу озера Городка. Когда собралось в пустыни несколько иноков, преподобный Никандр построил храм Воскресения Христова, где и теперь покоятся мощи его под спудом. Время преставления его – 15 марта 1603 года.

Праведная Иулиания Муромская

(2 января 1604 г.)

Праведная Иулиания родилась близ Мурома от благочестивых и богатых дворян Недюревых. Родитель ее был ключником при дворе царя Иоанна Васильевича. Оставшись шести лет сиротой, она была воспитана сначала бабкой ее Лукиной, а потом ею отдана была в семейство ее дочери Араповой. С самых юных лет Иулиания явила залоги жизни благочестивой. Пост, молитва, трудолюбие, благотворительность, посещение больных – одним словом, любовь к ближнему составляли жизнь ее. Ее не учили грамоте, но ум ее, постоянно занятый молитвой и сердечной заботой благотворить ближнему, образовался и совершенствовался в духе учения евангельского.

Когда ей минуло шестнадцать лет, ее выдали замуж за добродетельного и богатого боярина Осоргина. В селе супруга ее, в благочестивом священнике Потапии, бывшем впоследствии архимандритом Спасского монастыря в Муроме, нашла Иулиания духовника и духовно-мудрого руководителя на пути жизни ее. Кротостью приобрела она любовь и доверие не только домашних, но и супруга своего и его родителей, вверивших ей все домохозяйство. И тут заповедь о любви к ближнему была применяема ею как к попечению о пище, одежде и вообще удобстве жизни слуг ее, так и к произвольному отречению от удобств и покоя жизни, на которые ей давали возможность и право ее богатство и ее звание. «Кто я, убогая, – говаривала она сама себе, – чтобы мне предстояли и служили ближние мои?» Виноватых перед ней, пререкавших ей, оправдывала самоукорением, говоря: «Сама я часто согрешаю перед Богом, но Бог мне терпит, потерплю и я – может быть, душа их чище моей перед Всеведущим». Терпеливо переносила она выговоры супруга своего и его родителей за безпорядки слуг, стараясь исправлять их и даже прикрывать ошибки их.

Особенное усердие имела Иулиания к святителю Николаю. Однажды ночью, во время молитвы, напало на нее страхование столь сильное, что, оставив молитву, она в постели думала укрыться от него, но привидения, преследуя ее, грозили погубить, – если не оставит молитвы; она мысленно призывала на помощь святителя Николая, который внезапно явился ей с книгой в руках, благословил ее и сказал: «Мужайся, дочь моя, Христос повелел мне охранять тебя». Пробудясь, она наяву видела светолепного мужа, выходящего из ее комнаты.

Случился голод – Иулиания удвоила тайную милостыню. За голодом последовала зараза – блаженная тайно от своих ухаживала за больными, омывала умерших и на свой счет погребала их.

Из многочисленного семейства ее четыре сына и две дочери скончались в младенчестве, шесть же сыновей и одна дочь выросли, воспитанные ею в благочестии. Из них старший убит был слугой своим; второй, вскоре за первым, пал убитый на поле бранном. Скорбела Иулиания, отдаваясь воле Божией, но просила супруга своего и получила согласие его жить ей свободной от отношений жены брачной, тогда она всею душою прилепилась к Богу и вошла в подвиги, свойственные много преуспевшим слугам Божиим. Молитва и пост, соединенные с милостыней к нищей братии, составляли ее постоянное делание. Когда скончался супруг ее, ей было около 60 лет. Присные обвиняли ее, что в такой старости она изнуряет тело свое. Она отвечала: «Или не знаете, что плоть убивает душу? Я же стараюсь поработить плоть, да спасется дух мой в день Господа нашего Иисуса Христа». Однажды зима была чрезвычайно суровая; блаженная, не имея ни одежды, ни обуви, несколько времени не ходила в церковь к богослужению. Священник церкви святого Лавра, придя к утрени в храм, внезапно услышал голос от иконы Богоматери: «Иди, скажи милостивой вдове Иулиании, что напрасно не ходит она в церковь; домашняя молитва приятна Богу, но не так, как церковная, а вы уважайте ее, ибо Дух Божий почивает на ней». Священник побежал к Иулиании и вслух всем поведал бывшее ему откровение. Смиренная огорчилась на действие иерея. «Ты в прелести, – ответила она, – кто я, грешная, чтобы удостоиться такого приглашения». Она заклинала священника и всех слышавших не говорить о том ни при жизни, ни по смерти ее; пошла в церковь, отслужила молебен Божией Матери и стала неупустительно ходить к церковным богослужениям, в доме же не оставляла непрестанной молитвы Иисусовой.

Девять лет прожила она вдовой, благоугождая Богу. При царе Борисе постиг Россию страшный голод. Все, что можно было продать, она продала для покупки хлеба и кормила не только своих, но и чужих. Наконец, обнищав, она созвала своих рабов и сказала им: «Сами видите, какой голод; если кто из вас не хочет терпеть вместе со мной нужду, пусть идет, куда ему угодно, для снискания себе хлеба». Оставшимся с ней она приказала собирать лебеду и древесную кору и из них готовила хлеб, который, по ее молитвам, оказывался вкусным и здоровым. Питались им и свои, и бедняки, просившие помощи. Все время голода, целые два года, провела она в крайней скудости, но всегда была покойна, радостна и благодарила Бога.

В самый день Рождества Христова она заболела, была больной шесть дней и во все время не оставляла молитвенных ночных стояний. В самый день кончины, рано утром, призвала она духовника своего, исповедалась, приобщилась Святых Таин, потом благословила детей и заповедала им жить в страхе Божием. «Еще с юности, – говорила она при этом, – сильно хотела я принять ангельский образ – иночество, но, по грехам моим, Бог не сподобил меня этой милости; слава Богу за все!» 2 января 1604 года блаженная Иулиания мирно предала душу свою Богу. Тело ее предано земле вблизи супруга ее, у церкви святого Лазаря в селе Лазаревском. В 1614 году, когда погребали сына ее Георгия, открыли гроб ее, полный благоуханного мира. Многие больные, помазавшиеся миром этим – исцелились. Это понудило сына ее Калистрата написать ее святое житие. Память ее чтится 2 января.

Преподобный Сергий Шухтовский

(19 мая 1609 г.)

Мощи преподобного схимонаха Сергия почивают под спудом в бывшей монастырской, ныне приходской церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Шухтове, в 50-ти верстах от Череповца. В честь угодника давно уже написан особый тропарь и кондак, при гробе его находится летопись, из которой видно, что он скончался в 1609 году 19 мая, в царствование царя Василия Ивановича Шуйского, и что его трудолюбивое тело погребено в часовне у церкви Живоначальной Троицы и Покрова Богородицы, что в селе Шухтове.

Преподобный Сергий, в мире Стефан, родился и воспитывался в Казани и с детства любил молиться и держаться строгого поста. Из Казани ходил в Палестину и Царьград, три года посещал там святые места, желая научиться монастырским обычаям. Оттуда отправился через Новгород в Самоед Лопскую к океану-морю и в Соловецкую обитель, а в 1603 году пришел в Шухтовскую волость и принял пострижение в иночество в Череповском Воскресенском монастыре от архимандрита Исаии, о чем гласит подпись на иконе чудотворца Сергия, которая написана трудами вышеупомянутого архимандрита, искусного в живописи. Преподобный Сергий дни и ночи проводил в молитве, постели у себя не имел и только на коленях принимал немного отдохновения. Он был небольшого роста, лицо имел белое, круглое, волосы черные, кудрявые, бороды не имел, рясу носил черную, мантию долгую, и при жизни творил многие чудеса и сподобился дара пророчества.

Преподобный Серапион Кожеозерский

(27 июня 1611 г.)

В числе казанских пленных татар, принявших Святое Крещение, был молодой мурза Туртас Гравирович, а в крещении Сергий. Он так проникнулся истинами Евангелия, что захотел отказаться от всех мирских благ, чтобы с самоотвержением взять крест свой и последовать за Христом. Он много странствовал по монастырям, желая отыскать пустынное место для безмолвия. На диком острове, что на озере Кожи, он нашел пустынника Нифонта и остался с ним жить. Пищей им служила трава, иногда ягоды. В продолжение 18 лет Сергий выполнял наставления старца Нифонта послушно и с полным самоотвержением. Видя искренность его веры и чистую жизнь, старец облек его в иноческий сан и назвал при пострижении Серапионом. Свет благодатной жизни двух отшельников привлекал к ним многих верующих, когда собралось довольно иноков, Нифонт пошел в Москву просить земли для устроения обители, но там скончался. Между тем на острове стали чувствовать голод, из сострадания к страждущим Серапион отправился испрашивать подаяния, ему дали хлеба в зерне, и он принес это на себе, и тем спас братию от голодной смерти. Узнав о кончине Нифонта, он пошел в Москву, получил царскую грамоту, предоставлявшую новой обители землю по четыре версты во все стороны, получил и от митрополита грамоту с благословением на устроение монастыря.

Возвратясь на остров, Серапион вместе с иноками расчистил для пашни лес, обнес оградой место для монастыря и построил храм во имя Богоявления. От патриарха Иова получил он антиминс и поставлен в строители монастыря; потом и другой храм соорудил в честь святого Николая. В просьбе к царю блаженный Серапион писал в 1595 году, что поставил он на Лопском озере два храма, устроил общий монастырь, строение его продолжалось 36 лет; «но ныне начали посылать из Москвы в их Богоявленский монастырь опальных людей, а им, старцам, и самим питаться нечем и беречь тех людей некому; царской милостыни ни деньгами, ни хлебом не выдается; вотчинные земли Богоявленской обители всего четыре обжи на реке Онеге куплены, и сами старцы пашут, а крестьян у них нет; сами же варят соль в Пияле для монастырского расхода. Мимо монастыря их проходили царские ратные люди, и старцы, помогая и им доставляя подводы, много задолжались». Вследствие столь справедливой просьбы царь освободил земли Кожеозерской обители от податей и повинностей.

В глубокой старости блаженный Серапион мирно скончался 27 июня 1611 года, оставив после себя до 40 иноков в общежительной обители, им устроенной.

Преподобный Антоний Леохновский

(17 октября 1611 г.)

Преподобный Антоний родился в Твери, из рода детей боярских Вениаминовых. С юных лет, исполненный страха Божия, Антоний ощутил сердечное влечение к уединению. В недальнем расстоянии от Новгорода, близ озера Ильменя, пришел Антоний на реку Переходу, в Рублеву пустошь, где прожил несколько времени, готовясь к иноческой жизни. Тут, в видении, указано ему было идти за три поприща, на место, называемое Леохново. Придя туда, он нашел там пустынножительствующего инока Тарасия, который его постриг. Вместе потрудились они над сооружением церкви Преображения Господня, и новая пустынь, по урочищу, называлась Аеохновской. Архиепископ Новгородский благословил освятить церковь, и стала собираться братия.

Царь Иоанн Васильевич в бытность Антония в Москве пожелал видеть его, даровал ему много милостыни и жалованные грамоты на земли и рыбные ловли на озере Ильмене. При нашествии шведов Антоний для безопасности был вызван в Новгород. Шведы разорили обитель и умертвили многих братий. Антоний в это время, то есть в 1611 году, преставился 86-ти лет от рождения, из коих 50 провел в иночестве.

Он был погребен в Новгороде, в церкви евангелиста Луки, а около 1620 года по его велению иноку Григорию, коему троекратно являлся во сне, мощи его перенесены в Леохновскую обитель, ныне упраздненную, где почивают под спудом в церкви Преображения. Перенесение мощей ознаменовано было многими чудесными исцелениями. Местная память ему совершается 12 июля.

Преподобный Евфросин Синеезерский

(20 марта 1612 г.)

Преподобный Евфросин, в мире Ефрем, родился близ Ладожского озера, в Карельском краю, и с юных лет посвятил себя служению Богу в Валаамской обители, оттуда перешел в Новгород и был назначен причетником в село Долосское, в 30-ти верстах от города Устюжны. Достигнув совершеннолетия, он поступил в Тихвинский Успенский монастырь, где и принял монашество. Долго оставался он в этой обители, послушанием приготовляя себя к совершенному безмолвию, и когда пришло это время, то по благословению настоятеля он в 1600 году пошел во Бежецкую пятину и поселился на берегу Синичьего озера, при реке Чагодоще, у ручья Гвазденки, в 60-ти верстах от города Устюжны. Там водрузил он крест и поместился в пещере, а потом выстроил келью и пребывал в ней в крайней скудости, в борьбе со всякой теснотой, со всяким лишением, в борьбе с врагом невидимым, ненавистником спасения человеков.

Так прошли два года, пока место подвига его не было открыто. Светильник был поставлен на свечнице и стал светить многим. Приходили к нему за словом назидания, стали оставаться на жительстве при нем, ради служения Богу, ради обретения спасения вечного; число последних росло, – выстроилась церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и освящена Гурием, игуменом Шалотского соседнего монастыря. Мирно протекли десять лет существования новой обители иноков; после которых наступила година испытания православного отечества нашего: самозванцы Лжедимитрии ввели полки и шайки польские; от убийств, грабежей и насилий их народ укрывался в лесах непроходимых, и пустыня Евфросинова послужила убежищем многим. В 19 день марта 1612 года прозорливый Евфросин объявил о приближении врагов и о вторжении их в обитель его, советуя бежать всем, кто куда может, а что сам он остается на месте по обету иноческому. Инока Иону, по примеру других хотевшего бежать, преподобный удержал, говоря: «Брат Иона, когда настоит брань, тогда и подвиг по слову апостола: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения. Кто нас разлучит от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или меч? Господа ради умерщвляемся весь день, и вменяемся, как овцы заколения. Для чего же допускать боязнь в свою душу или почитать бедствием лютую смерть?»

Укрепляемый силой слова духовного, Иона остался со святым старцем: готовились к смерти молитвою. На следующий день пришли поляки. Облаченный в схиму Евфросин стоял в молитве у креста, водруженного им при пришествии в пустынь. Грабители потребовали монастырских сокровищ, – преподобный указал на храм Божий, – и тут же один из польской шайки ударил преподобного мечом и просек часть шеи. Старец упал замертво. Не найдя ничего в церкви, убийцы возвратились к своей жертве. Один из них ударил чеканом по голове Евфросина и разбил череп до самого мозга. Так скончался новый преподобномученик, с ним вместе убит и инок Иона. В восьмой день собравшиеся православные предали земле страдальческое тело Евфросина у того креста, у которого он был убит, рядом с ним положили и тело послушного ученика его инока Ионы.

О кончине страдальца поведал некто Иоанн, житель села Долоссы, бывший очевидцем происходившего и сам израненный и замертво оставленный поляками, но потом исцелившийся, по вере его, молитвами преподобного. В 1653 году мощи преподобного Евфросина перенесены были под колокольню Благовещенской церкви, по благословению Новгородского митрополита Макария.

Преподобный Иосиф Вологодский

(23 июня 1612 г.)

Преподобный Иосиф был строителем Заоникиевской Владимирской пустыни в 12-ти верстах от Вологды. В 1588 году святому отшельнику явилась чудотворная икона Владимирской Божией Матери, и по этому видению он построил на том самом месте церковь и положил основание обители. Предание говорит, что в окрестностях обители был дремучий лес, где имела притон сильная шайка разбойников, под предводительством знаменитого Аники; могилу его и поныне показывают. По имени разбойника лес назывался Аникиевым, а пустынь, лежащая за лесом – Заоникиевской. Мощи преподобного Иосифа, почившего 23 июня 1612 года, покоятся в основанной им обители. Мощи спутников его, преподобных Антония и Иоанникия, почивают в этой же пустыни под спудом.

Преподобный Галактион Вологодский

(24 сентября 1612 г.)

Когда несчастный князь Бельский, боярин царя Иоанна Грозного, терпел гонения и происками Шуйских был умерщвлен, единственного сына его, семилетнего Гавриила, родственники увезли в Старицу, чтобы скрыть от гневного царя. Достигнув зрелого возраста, Гавриил поселился в Вологде и научился сапожному мастерству, потом женился, но жена его вскоре умерла. Наскучив превратностями судьбы, он тайно принял на себя иночество с именем Галактиона, построил себе келью на берегу реки Соденки, окопал ее со всех сторон рвом и стал жить отшельником, не оставляя своего ремесла. В келье его ничего не было кроме рогожки и бедной одежды на плечах его, пищей его был сухой хлеб с водой. Со всех сторон стекались к нему страждущие и скорбящие, богатые и бедные, он всех принимал с одинаковой любовью, и слово его, исполненное силы, утешало печальных, подкрепляло немощных. Святой подвижник получил откровение свыше о наступающих для Вологды бедствиях. Он вышел из кельи своей, явился к народным властям и сказал: «Грехи призвали на нас ляхов и литву; пусть начнут пост и молитву; пусть поспешат построить храм Знамения Богоматери, и Царица Небесная избавит Вологду от гнева Божия, как прежде избавила Новгород». – «Не о нас, а о себе хлопочет, – сказал именитый гражданин Нечай Проскуров, – ему захотелось иметь храм поближе, а что будет с храмом, когда ты умрешь, старец?» – Старец отвечал: «Гнев Божий близок к Вологде, а на моем месте прославится Бог и построена будет обитель». Проходя мимо храма святого Димитрия Прилуцкого, он громко сказал: «Чудотворец Димитрий молил Спасителя за город, но его оскорбили тем, что настроили лавок вокруг его храма и завели торговый шум – и этот храм разорен будет».

В 1612 году пришли литовцы и поляки, разорили Вологду и ее предместья, не пощадили и смиренной кельи Галактиона, а самого его мученически избили, так что он через три дня страдальчески скончался. Вологодский архипастырь Сильвестр писал в Москву об этом событии: «Нынешнего 1612 года, 24 сентября, с понедельника на вторник, в последнем часу ночи разорители нашей чистой православной веры и ругатели Креста Христова поляки и литовцы с черкасами и русскими изменниками нечаянным набегом пришли в Вологду, взяли город и посады. Воевода князь Иван Одоевский ушел, окольничий и воевода князь Григорий Долгорукий и дьяк Истома Карташев убиты, меня, грешного, взяли в плен, держали у себя четыре ночи и не раз присуждали к казни, но Господь умилостивился надо мною – едва живого отпустили.

Когда ляхи и литва пришли к Вологде, по грехам нашим, по нерадению воевод не было ни разъезжих караулов, ни сторожей на башнях, на городской стене и в крепости. У ворот было несколько человек на карауле, да и те не слыхали, как литовцы вошли в город, а большие ворота не были заперты. С 25 сентября неприятели оставили Вологду. Воевода Григорий Образцов со своим полком прибыл с Белозерска и занял Вологду, но никто не слушает его, друг друга грабят… Все от пьянства: воеводы пропили Вологду».

Тело преподобного Галактиона погребено благочестивыми вологжанами в его же келье, и тут стали совершаться чудесные исцеления. Над мощами в 1627 году поставлена церковь Знамения Богородицы и мало-помалу устроилась обитель, и по имени Вологодского угодника она называлась Галактионовой пустынью, но в 1654 году получила название Свято-Духова монастыря от соборной церкви во имя Сошествия Святого Духа. Так исполнилось предсказание страдальца Галактиона, и на месте его подвижнической жизни устроилась обитель подвижников, славящих Бога в молитвах и делах веры.

Преподобный Трифон, архимандрит Вятский

(8 октября 1612 г.)

Преподобный Трифон, архимандрит, основатель Успенской Вятской обители, сын благочестивых земледельцев близ города Мезени, Архангельской области, с юных лет ощутил стремление жить и служить Единому Богу. Тайно, в одежде нищего, оставляет он дом родительский, приходит в Устюг, где остается некоторое время под руководством благоговейного иерея Иоанна, потом по его благословению трудами рук снискивает себе пропитание, но, принуждаемый к браку, снова бежит и является странником-нищим в город Орлец, принадлежавший Строгановым. Зной, холод, нищета, насмешки сопутствуют подвижнику, отражаемые им молитвой, постом и терпением. Из Орлеца перешел Трифон в село Никольское, оттуда на реку Каму в Пыскорскую обитель, где и принял пострижение на 22-м году жизни, что могло быть не прежде 1565 года.