
Из Апокалипсиса Откровение св. Иоанна
А. Майков
Глава IVВиденье было мне. Внезапно небоРазверзлося, и глас, трубе подобный,Подобный шуму многих вод падущих,Мне рек: «Взойди сюда и виждь, что будет».И я узрел престол. На нем СидящийСиял, как яспис-камень или сардис,И радугой смарагдовой престолБыл окружен, и двадесять четыреВокруг него других престола было,И двадесять четыре восседалоНа оных старца в белых одеяньяхИ со златыми на главах венцами.И от престола исходили громы,И молнии, и гласы, и горелиСемь огненных светильников пред ним.И пред престолом было словно мореСтеклянное, и вкруг него четыреЖивотных, испещренные очами.И первое подобно было льву;Тельцу – другое; третье же имелоЛик человеческий, а остальноеЛетящего орла имело вид.И по шести они имели крыл,И день и ночь взывали: «Свят, свят, святГосподь Бог Вседержитель ныне, присноИ вовеки веков!» Когда ж взывали –С своих престолов подымались старцыИ поклонялися, и полагалиСвои венцы перед большим престолом,И говорили: «Ты еси достоин,Господь, прияти славу, честь и силу,Бо сотворил Ты все и все содержишь,И волею Твоей все существует!»Глава VИ видел я: Сидящий держит книгу,И книга та исписана снаружиИ извнутри. И седмь на ней печатей.И громким гласом ангел вопросил:«Кто оную открыть достоин книгуИ сняти с оной седмь ее печатей?»И никого достойных не явилосьНи на земле, ни на небе, и плакалЯ, что достойных нет ее открыть.Тогда один из старцев мне сказал:«Не плачь! Се – лев, исшедший из коленаИудина и корени Давида,Что победил, – Он разогнути книгуИ сняти седмь ее печатей может».И я взглянул – и видел: меж престолаИ четырех животных, и средь старцевСтоит как бы закланный Агнец, седмьРогов и седмь имеющий очес.Он подошел, взял книгу из десницыСидящего, и пали перед АгнцемЖивотные и старцы, каждый гуслиДержащие и золотые чаши,Из коих фимиам курился (а то былиСвятых мольбы). И новую ониВоспели песнь: «Достоин взять Ты книгуИ снять с нее печати: был закланИ искупил Своей нас кровью всех,Из всякого колена, и народа,И племени, и языка; и сталиМы Господу иереи и цари,И на земле Тобою воцаримся!»И видел я, и слышал голос многихОкрест престола ангелов, животныхИ старцев (их число же бысть тьмы тем)И возглашали все: «Достоин АгнецЗакланный честь приять, премудрость, силу,Богатство, славу и благословенье!»И всякое создание на небе,И на земле, и под землей, и в море,Вся сущая в них говорили: «СлаваИ честь, и крепость, и благословеньеОт всех Тебе, Сидящий на престоле,И Агнцу ныне, присно и во веки!»И изрекли животные: «Аминь!»И двадесять четыре старца палиИ поклонились Сущему вовеки.
СМЕРТЬ. ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА, ГЛ. 6, СТ. 8. …вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним…
Суд Божий
И. Ясинский
Померкло небо, звезды пали,И люди в страхеК нему с проклятьями взывали,Влачась во прахе.Огонь из недр земных пролился,Как кровь, багряный, –И над морями дым клубился,И гибли страны.Казалось, всадники толпамиВ доспехах медных,С молниеносными мечамиВ десницах бледных,Как вихрь, носились и разилиМир обветшалыйИ огненных коней поилиВолною алой.А в небесах пустынных, мрачных,На крыльях смелых,Как дым клубящийся, прозрачных,И в ризах белых,Летел дух пламенный и мстящий,С огнем во взоре,И глас его взывал, гремящий:«Живущим горе!»Страшный суд
Д. Мережковский
Я видел в вышине, на светлых облаках,Семь грозных ангелов, стоявших перед Богом,В одеждах пламенных и с трубами в руках.Потом еще один предстал в величье строгом,Держа кадильницу на золотых цепях;Горстями полными, с улыбкой вдохновенной,На жертвенный алтарь бросал он фимиам,И благовонный дым молитвою смиренной,Молитвой праведных вознесся к небесам.Тогда кадильницу с горящими углямиДесницей гневною на землю он поверг,И в тучах молнии блеснули, день померк,И преисподняя откликнулась громами.Семь ангелов, полны угрозой величавой,Взмахнули крыльями, и первый затрубил –И пал на землю град, огонь и дождь кровавый,И третью часть лесов дотла испепелил.Под звук второй трубы расплавленная глыбаБыла низринута в морскую глубину –Вскипела треть пучин, и в них задохлась рыба,И кровь, густая кровь окрасила волну.И третий затрубил – и с грохотом скатиласьНа царственный Евфрат огромная звезда.И в горькую полынь внезапно превратиласьВ колодцах и ключах студеная вода.Четвертый затрубил – и в воздухе погаслаТреть солнечных лучей и треть небесных тел;Как над потухшими светильнями без масла,Над ними едкий дым клубился и чернел.Откинув голову, с огнем в орлином взоре,Блестящий херувим над миром пролетелИ страшным голосом воскликнул: «Горе, горе!..»И пятый затрубил – и слышал я над бездной,Как шум от колесниц, несущихся на бой;То в небе саранча, гремя броней железнойИ крыльями треща, надвинулась грозой.Вождем ее полков был мрачный Абадонна;Дома, сады, поля и даже гладь морейОна покрыла все и жалом скорпионаВысасывала кровь и мозг живых людей.И затрубил шестой – и без Числа, без мерыКогорты всадников слетаются толпойВ одеждах из огня, из пурпура и серы,На скачущих конях, со львиной головой;Как в кузнице меха, их бедра раздувались,Клубился белый дым из пышущих ноздрей;Где смерч их пролетал – там молча расстилалисьКладбища с грудами обугленных костей.Седьмой вознес трубу: он ждал, на меч склоненный,Он в солнце был одет и в радуге стоял;И две его ноги – две огненных колонны,Одной – моря, другой он земли попирал,И, книгу развернув, предстал он в грозной силе.Как шум от многих вод, как рев степного льва,Звучали ангела могучие слова,И тысячи громов в ответ проговорили.Тогда мне голос был: «Я – Альфа и Омега,Начало и конец, Я в мир гряду! Аминь».Гряди, о Господи!Как воск, как хлопья снега,Растает пред Тобой гранит немых твердынь.Как женщина в родах, природа среди пытокВ последний час полна смертельною тоской,И небо свернуто в один огромный свиток,И звезды падают, как осенью избытокПлодов, роняемых оливою густой.Жена и дракон
А. Красницкий
И вот явилось знаменье на небе,И знаменье великое то было:Предстала вдруг жена, и в солнцеОна была облечена, а под ногамиУ ней луна была, и на главе ееВенец сиял из звезд, двенадцать коих было.Жена имела в чреве и кричалаОт болей и от мук рождения. И вотДругое знаменье явилося на небе:Предстал дракон огромный, красный, у негоГолов была седмица и десятокРогов; на головах же былиСедмь диадем; и хвост его увлекЧасть третью звезд небесных и повергнулНа землю их, и тот драконПредстал перед женой, которойРодить уж надлежало, дабы,Когда родит она младенца, то егоПожрать; и родила она младенца,И был он мужеского пола, надлежитПасти ему народы все жезлом железным,И было то дитя восхищено для Бога.Жена ж в пустыню убежала; былоТам место ей назначено от Бога.Без малого четыре года там ееПитали; и в то времяВойна произошла на небе.Архангел Михаил и ангелы егоВеликого дракона и драконовС небес низвергли; и великийДракон жену, которая младенца,Что мужеского пола был, родила,Преследовал, низверженный на землю.И той жене крыла два были даны,Как у орла большого, чтоб летелаОна в пустыню и питалась тамВ теченье времени, времен и полвременья.И древний змей, который называлсяДиаволом, пустил из пастиВослед жены рекой обильной воду,Увлечь ее желая той рекой.Но тут жене земля пришла на помощь,Уста свои разверзла и реку,Что змей пустил из пасти, поглотила.Тогда, вновь на жену дракон, рассвирепев,Пошел, чтоб в брань и с прочимиОт семени ее вступить…
ЧУДНАЯ ЖЕНА. ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА, ГЛ. 12, СТ. 1. И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
Гибель Вавилона
Н. Селезнев
Вот ангел, низошедший с неба,Воскликнул громким голосом пред ним:«Пал Вавилон, великая блудница,И сделался жилищем для бесов,Пристанищем для духов нечестивыхИ всякой птицы отвратительной, нечистой.О горе, горе вновь тебе, великий город,В виссон одетый и в порфиру с багряницей,Украшенный и золотом, и жемчугом,И в камни драгоценные! ПогиблоВедь в час один богатство все твое.И все, кто в море плыл, поодаль сталиИ, видя дым пожара, возопили:«Какой из городов подобен был ему!»И пеплом головы посыпали себе,И плакали, вопили и рыдали.
ГИБЕЛЬ ВАВИЛОНА. ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА, ГЛ. 18, СТ. 16. …горе, горе тебе, великий город…
Великий престол
К. Иванов
И видел Иоанн престол великий белый,А также и Сидящего на нем; и небо, и земляБежали от лица Его, и не нашлось им места.И видел Иоанн и малых, и великих мертвых,Пред Богом все они стояли, книгиРаскрыты были, и иная книгаБыла раскрыта, и была то книга жизни.А мертвые судимы были по тому,Написано что было в книгах этих, сообразноС делами каждого из них. Тогда жеВсех мертвецов, что было, возвратило море,И смерть, и ад вернули также мертвых,Что были в них; тогда ж судимыВсе были по делам своим. И смерть, и адВ такое озеро тогда же былиПовержены, которое огнем кипело, и то былаВторая смерть… А тот, кто не былЗаписан в той раскрытой книге жизни,В то ж озеро повержен был…
ВЕЛИКИЙ ПРЕСТОЛ. ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА, ГЛ. 20, СТ. 11. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
Святой Иерусалим
К. Румянцев
И вот увидел Иоанн великий город,Святой Иерусалим, который исходилС небес от Бога; славу БожьюИмел тот град, светило же егоПодобно было драгоценнейшему камню,Что ясписом зовется и которыйВсегда кристалловидным был.И град святой имел большую стену,Стена та высока была – двенадцатьОна имела врат и столько же на нихИ ангелов, а на вратах техДвенадцати колен Израиля сыновВсе имена написаны, а городБыл расположен четвероугольником,Длина, и широта, и высота его равны.Стена его была построена из ясписа, а городЧто золото был чистое, а такжеПодобен был он чистому стеклу.
СВЯТОЙ ИЕРУСАЛИМ. Откровение Иоанна Богослова, гл. 21, ст. 10. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.