Позже я узнал, что в испанском языке есть строгие правила установки ударения в зависимости от структуры слова. Если же слово под эти правила не попадает, то ставится знак ударения. Не простановка знака ударения в таком слове приравнивается к орфографической ошибке. Вот как!
Перехожу дорогу и захожу в другой магазин. Здесь шоссейные велосипеды, но выбор скромный. Из аксессуаров тоже ничего интересного не увидел. Зато огромный выбор различных энергетиков и восстановителей. Их то, в основном, и покупают заезжие велосипедисты.
Подходит девушка-продавец и спрашивает по-английски, чем я интересуюсь? Достаю карту, разворачиваю и прошу её показать моё местонахождение. Она показывает. Да, значит, поворот, который я запомнил, это тот, что мне нужен. Благодарю девушку и вспомнив, что уже много воды успел выпить из фляжки, беру маленькую бутылку какой-то минералки и выхожу из магазина.
Дополняю фляжку, выпив то, что осталось. А солнце начало серьёзно пригревать! Снимаю лишнюю одежду, укладываю в задний багажник и еду до поворота.
Ещё раз останавливаюсь и смотрю карту, чтобы запомнить номера дорог и названия городков на предстоящем участке маршрута.
Дорога ровная, но идёт постоянный набор высоты против приличного ветра. Подъём незаметен глазам, но чувствуется ногами. Скорость держится на уровне 20—22 км/час и выше не поднимается. Вокруг, засеянные поля и небольшие постройки сельскохозяйственного назначения. Гор уже не видно. Но впереди одна замаячила, с белым куполом локатора на вершине.
Через 12 километров проезжаю небольшой городок Santa Margalida. Он показался мне серым и скучным. Никаких отелей с туристами, никакого намёка на принадлежность к одному из самых популярных туристических мест мира. На первый взгляд, разумеется. А о чём скажет карта? Останавливаюсь, смотрю. Обозначен пункт обзора достопримечательностей (значит, они есть) и крытый плавательный бассейн. Это хорошо, но еду дальше.
Рельеф немного усложнился. Пошли подъёмы и спуски, но непродолжительные. Еду по центральной части острова. Здесь сельская зона. Вокруг огороженные поля, сады, в том числе апельсиновые. Несмотря на конец весны, применительно к данной местности, апельсины выглядят вполне созревшими. Проезжаю какое-то специализированное предприятие. На территории сложены в штабеля пальмовые стволы. Чуть дальше, костёр, где эти стволы сжигают. Судя по масштабам, отслужившие своё или упавшие пальмы свозят сюда для утилизации со всего острова.
Еду дальше, иногда останавливаюсь и, сверяю путь с картой. Сворачиваю на маленькие, но хорошие сельские дороги. Так продолжается долго, километров пятьдесят. Ничего примечательного на этом участке не увидел. Зато машин очень мало, а велосипедистов нет вообще.
Дорога уходит вверх и по мосту пересекает ту, по которой я ехал в Инку. Круговой участок маршрута замкнулся. Выезжаю на трассу, ведущую в Пальму и сразу «сажусь на хвост» группе велосипедистов. Группа большая, на менее тридцати человек. Едут быстро, быстрее того темпа, с которым я ехал последние несколько часов. Но держусь за группой уверенно.
Думал, что эти ребята «довезут» меня до Пальмы. Но нет. Велодорожка резко свернула вправо, и группа помчалась по ней. Я же, в раздумье остановился на повороте. Группа уходит вдаль и видно, что дальше никакого поворота велодорожки в сторону Пальмы не будет.
Продолжаю ехать прямо. Иногда слышу гудки обгоняющих меня машин. Нет, это не «гудки солидарности», а сигнал о том, что это дорога не для велосипеда. Закончилась вода во фляжках. Чтобы не пересыхало во рту, сосу леденцы. На первой же развязке съезжаю с дороги, и, проехав немного по второстепенной, пересекаю черту города.
Сориентировавшись в улицах, постепенно спускаюсь к морю. Выезжаю на велодорожку, идущую вдоль берега бухты «Bahia de Malma». Время вечернее и велосипедистов на дорожке немного. Еду спокойно, смотрю на сотни судов различного типа, стоящих в порту. От моторных лодок, катеров и яхт разного класса, до трансатлантических гигантов. Суда, в большинстве своём, белые, торжественные.
Вдоль порта
Велодорожка уходит вправо. Кажется, что это не моё направление. Продолжаю ехать вдоль берега, уже не по велодорожке, а по тротуару. Вижу, что проезжающие велосипедисты поступают также.
До завершения маршрута осталось не более 15 километров, а до наступления темноты часа полтора. А не попробовать ли мне проехать по велодорожкам и тротуарам вдоль береговой кромки до отеля, в котором я живу? Пусть будет медленнее, зато проеду по новым местам и, возможно, найду новые участки велосипедной дороги от отеля до Пальмы. Продолжаю ехать по тротуару.
Пальма закончилась. На дороге обозначился длинный подъём. Сворачиваю влево, к берегу. Дорога тоже пошла в подъём, и не слабый. Вот здесь то и почувствовалось, что я без капли воды и что давно не пил. Когда во фляжках закончилась вода, пошли спуски и пить не хотелось. А сейчас организму вода очень нужна и он, не получая её, начинает сопротивляться. С трудом заезжаю в гору.
Здесь смотровая площадка, от которой вниз к побережью спускаются под крутым углом деревянные ступени. Спускаться метров тридцать. Внизу каменистый берег, причём, камни крупные. Нет, это не для велосипеда. Похоже, затея с поиском дороги вдоль берега не удалась.
Пить хочется невыносимо. И поэтому, наверное, организм накрыла слабость. Сажусь на траву у каменной стенки и отдыхаю. Достаю то, немногое, что осталось из еды. Есть при жажде трудно, но можно. Иного выхода нет. Отдохнув ещё немного и почувствовав, что силы возвращаются, начинаю спуск к дороге, с которой свернул.
Продолжаю ехать по тротуару в прежнем направлении. Дорога пошла вверх, но долгий подъём на этот раз не показался утомительным. А когда кратковременно открылся вид на залив, я удивился тому, какую высоту набрал. Но правильно ли еду? Ничто здесь не напоминает ориентиры, которые запоминал в начале маршрута. Да, дорога не та. Придётся сворачивать влево и искать правильную. Доезжаю до перекрёстка. Все указательные знаки с незнакомыми названиями. Это близлежащие городки или крупные отели. Названия эти мне ни о чём не говорят. На моей карте их тоже нет.
С направлением понятно, заходящее солнце и берег не дадут ошибиться. Но дороги уходят куда-то в сторону. Сворачиваю влево и, притормаживая на спуске, проезжаю километра два. Дорога постоянно забирает ещё левее и становится ясно, что еду в противоположную сторону. Возвращаюсь назад и выбираю дорогу, пересекающую небольшим туннелем автобан. Изредка по ней проезжают машины. Спускаюсь сотню метров до перекрёстка. Направо выезд с автобана, налево идет узкая дорога и сразу круто вверх. Очень круто. Что-то не то. Возвращаюсь к перекрёстку. Вижу, как по крайней правой полосе автобана пронеслась группа из пяти велосипедистов, а за ними, ещё двое. Едут в сторону Пальма Нова.
Вот оно, простое решение! Полоса защищена, да и машин слева не много. Наверное, ребята знают, что делают? Сворачиваю и еду за ними. Но не долго. Метров через пятьсот вижу остановившуюся группу. Рядом, полицейская машина. Чем это для них закончится? Разворачиваюсь.
Снова знакомый уже т-образный перекрёсток. На узкой дороге вижу знак «Велосипедное движение», который первый раз не заметил. Велодорожка? Беру подъём, затем ещё один и ещё несколько. Впереди ещё подъём, высокий и крутой как стена. Но асфальт внезапно закончился. Дальше вижу прорытую бульдозерами полосу в каменистом грунте под будущую велодорожку. А дальше, лес. Вот это финал!
Поворачивать назад? А что же ещё? Ещё есть стальная труба двухметрового диаметра, пересекающая автобан снизу. Смотрю в трубу. На противоположной стороне свет. Может быть, на другой стороне есть дорога? Прохожу по трубе до конца. Вижу плотный лес, деревья лиственные и хвойные, густой кустарник. Никакого намёка на дорогу. Закончив прогулку по трубе, по тем же подъёмам и спускам возвращаюсь к т-образному перекрёстку.
Вижу парня, выгуливающего собаку. На вопрос, как проехать до Пальма-Нова, он показал на туннель, пересекающий автобан. Это мне знакомо. А что дальше? Дальше придётся спрашивать. Тем более, что стемнело.
Проезжаю туннель, загадочный перекрёсток и перед спуском встречаю гуляющую пару среднего возраста. Останавливаюсь, обращаюсь к ним на английском и на французском. Выяснилось, что женщина понимает французский. Показывает дорогу, по которой мне нужно ехать. Поблагодарил её, поехал, но зря. Дорога ушла в крутой спуск и уперлась в решетчатые стальные ворота частной территории. Возвращаясь, снова приходится брать подъём. Парочка, организовавшая мой променад, уже ушла.
Я не пил уже больше двух часов, что редко бывает на веломарафоне. Пить очень хочется, но организм пока работает.
Буду спускаться по отвергнутой вначале дороге с надеждой, в конце концов, выйти на нужную. Упорно спускаюсь, хотя дорога пошла в противоположную сторону. Останавливаюсь у поворота вправо. Спрашиваю у проходящей мимо девушки, могу ли я доехать по этой дороги до Пальма-Нова? Девушка отрицательно качает головой и жестами показывает, что дальше тупик и указывает, что надо продолжать спускаться, и затем повернуть направо. Верить ей или нет? Ведь здесь большинство приезжих, а они ориентируются здесь примерно так же, как я. Хорошо, если немного лучше. Продолжаю спуск. Больше всего меня беспокоит, что снова будет что-то не так и снова придётся забираться в длинный подъём.
Слева по ходу приближается какая-то торговая точка. Свет горит, дверь открыта. Останавливаюсь, вижу, что здесь продают печатную продукцию, сувениры. Народу – никого. Захожу в магазин, чтобы узнать у продавца нужное мне направление. Продавец, бородатый мужчина, на английском объясняет, что я должен съехать вниз, повернуть направо и через 20 минут будет Пальма Нова. Так скоро?! Смотрю, что ещё есть в магазине. Да здесь и продукты питания есть! А главное, питьё! Покупаю бутылку колы без кофеина, благодарю продавца и выхожу из магазина.
Пью как-то умеренно, будто жажда меня и не мучила. Но пол-литра выпил почти сразу. Остальное – во фляжку. Спускаюсь до поворота и сворачиваю вправо. Да, по этой улице я и начинал марафон. Вот на перекрёстке большая бетонная цифра «3». Так пронумерованы перекрёстки на этой дороге. Мне сворачивать на том, где будет цифра «7». Это не далеко.
Здесь многое узнаваемо даже в темноте. Без проблем доезжаю до отеля. Марафон закончен. Велокомпьютер показывает 22.45 местного времени и 204 километра пройденного пути. Так долго, за 13.15, я никогда не ездил двухсотки. Да, не спешил, и останавливался часто, да и блудил в конце не менее часа. Зато дважды пересёк остров и много интересного увидел.
Ужинаю. Рассказываю Людмиле об увиденном в разных местах острова. Мы и вместе ещё много чего здесь увидим!
Остров Майорка. Первый маршрут на север острова
На следующий день сдаю шоссейный велосипед в прокат, а еще через пару дней берём горные велосипеды. Катаем на них короткие расстояния, смотрим новые места, больше по побережью. Красивых мест на Майорке – не перечесть. Куда ни приедешь, везде красиво, чисто и ухожено. С любого места на побережье открываются замечательные пейзажи. Хочется побывать везде и всё увидеть.
На западный берег, до Порто Петро
Через неделю, к следующей продолжительной поездке, марафону-200, снова беру шоссейный велосипед. На этот раз в прокате дали понять, что я вошёл в доверие, и выдали не тот велосипед, что попался под руку, а приготовленный специально для меня «Orbea» с тремя ведущими звёздочками. Такие шоссейники встречаются не часто. Интересно будет попробовать и оценить.
Сегодня первую половину маршрута едем вдвоём с сыном, Виталием. Вчера он сменил отель и переехал в другой, расположенный на противоположной стороне острова. Его тягу к перемене мест подхлестнуло то обстоятельство, что район острова Майорка с названием Магалуф «славится» тем, что туда традиционно и массово съезжаются отдыхающие, для которых «свобода превыше всего». Причём, только их личная свобода, которую они не сопоставляют со свободой окружающих их людей. Они приезжают на короткое время, на несколько дней, но отрываются по полной. Они постоянно шумят, кричат, устраивают оргии и неприличные сцены, напиваются, дерутся, пристают к прохожим предлагая присоединиться к ним, чтобы выпить, могут предложить и то, отчего, как говорится, «крышу сносит». Отдых в таком окружении становится напряжённым. Как ни странно, основная часть этих людей приезжает из Великобритании. Чем объяснить такое поведение «джентльменов и леди» в свободном пространстве?
Местные жители подтверждают такие отличительные «особенности» Магалуфа.
Вчера, для переезда, Виталий взял в прокате автомобиль, который сегодня надо сдать. На новом месте он взял напрокат велосипед, загрузил его в автомобиль, приехал сюда, и после возврата машины поедет на новое место на велосипеде. 100 километров? Это не тяжело. Это ещё один вариант отдыха совмещённого с тренировкой.
Итак, автомобиль сдан, велосипед собран. Выезжаем около девяти утра.
Начало велодорожки идущей вдоль набережной Пальмы
Едем спокойно, по велодорожкам. До Пальмы доехали быстро. Останавливаемся, чтобы лучше рассмотреть корабли стоящие в порту. Их очень много, все белые и нарядные. Так и должно быть, ведь народ едет сюда отдыхать. Долго едем по велодорожке вдоль порта. Обращаем внимание на знаки, ограничивающие скорость велосипедистов. Они написаны краской на полотне велодорожки. Вот здесь скорость велосипеда не должна превышать 15 км/час, чуть дальше – 20, а там, где велодорожка сильно сужается, даже пять. Не думаю, что этими ограничениями кто-то строго руководствуется, и не могу представить, как можно ехать со скоростью 5 км/час, если на велодорожке никого нет? А если велосипедистов много, то эти числа на асфальте большинство из них просто не заметит. Но пусть, это хоть слегка дисциплинирует любителей быстро крутить педали. Едем с разумной скоростью ни с кем не сталкиваясь, ни на кого не наезжая.
Кафедральный собор Святой Марии а Пальме
Заканчивается порт, начинается зона пляжей. Здесь, на восточном побережье залива Пальма, я ещё не бывал. Здесь низменный берег и продолжение велодорожки начинающейся в Майорке, постепенно переходящей в широкую аллею выложенную брусчаткой, бесконечная череда магазинов и кафе вдоль аллеи, за которой тянется линия отелей, а напротив, многокилометровый песчаный пляж. Всё это очень здорово, но жаль, что приходится трястись по брусчатке на узких колёсах шоссейного велосипеда.
Видим, что здесь, казалось бы, в ни чём не приметном месте в большом количестве останавливаются велосипедисты и пешеходы. Взгляд их направлен в сторону моря и вверх. Оказывается, популярность этого места объясняется тем, что над ним, на очень низкой высоте пролетают самолёты заходящие на посадку. Пролетают часто, с интервалом в несколько минут.
Очередной самолёт заходит на посадку
И я здесь пролетал. Да, здорово это смотрится: и с земли на самолёт, и с самолёта на землю.
Едем по велодорожке вдоль широкой аллеи. Справа пляж, протянувшийся до самого горизонта. Народ активно гуляет вдоль воды, но купающихся не наблюдаю. Высматриваем слева что-нибудь нам интересное. Есть такое! Заходим в один веломагазин, во второй, в третий. Новых велосипедов продаётся мало. В основном, это б/у техника, которую довели до ума и выставили на продажу. Но цены, я бы сказал, совсем не «б/у-шные»! Скорее всего, приезжий народ покупает велики на время отдыха, а по его окончании продаёт тому же магазину за невысокую цену. Зато много сопутствующих велосипедных товаров, очень разнообразных.
Долго едем по брусчатой аллее и наконец, поворот влево. После серии подъёмов выходим на дорогу, которая уведёт нас на противоположную часть острова. На перекрёстке останавливаемся и смотрим карту. В нашем направлении одна за другой уходят группы велосипедистов и одиночки. Скорее всего, они направляются на южное побережье острова.
Виталий сказал: «У меня байк, а у тебя шоссейник. Догоняй». И пока я сворачивал и укладывал карту острова, он успел оторваться вперед на полкилометра. В его сторону на перекрёстке свернули две группы велосипедистов. Одна в полсотни человек, другая маленькая. У каждой своя форма, все на шоссейных вело. Устремляюсь вдогон. Большую группу догоняю и обгоняю быстро, за маленькой пришлось поработать. Но оторвался и от неё. Догнав Виталия, решил продолжить тему и попробовал догнать следующую группу. Получилось. Сбавил скорость, дождался Виталия и поехали вместе. Дорога не широкая, с отличным асфальтом, со слабым рельефом и невысоким трафиком. И ничего интересного вокруг.
Через некоторое время нас обгоняет группа из восьми велосипедистов, та, которую я обогнал чуть раньше. Хорошо, «садимся на хвост» и едем за группой. Удерживаемся без проблем. До какого места она нас протянет?
«Садимся на хвост» и едем за группой
Держимся позади всех. В группе шесть мужчин и две женщины. Идут в два ряда, все в одинаковой велоформе. Роли у всех определены. Лидируют одни и те же, местами не меняются. Переговариваются между собой, на каком языке – непонятно, иногда поглядывают на нас, но в контакт не вступают. Мы делаем то же самое. Можно было бы временами выходить вперёд, чтобы дать отдохнуть лидерам, но мы здесь незнакомцы и сделаем это в случае, если нам предложат.
Так и едем со скоростью 25—30 км/час по хорошему асфальту и не напрягающему рельефу. Вокруг поля, иногда вспаханные, на которых что-то растёт. Всё чаще видим почву красного цвета. Не удивительно, ведь Африка близко. До неё отсюда меньше трёхсот километров.
На перекрёстке группа сворачивает вправо и уходит на юг. Протянула она нас километров сорок, за что мужикам заслуженное «мерси». Нам же надо на северо-восток. Останавливаемся на перекрёстке и по карте разбираемся с дальнейшим направлением. Продолжаем двигаться к восточному берегу острова, где дорога повернёт на север.
Едем и вскоре, на противоположной стороне дороги видим за обширной оградой из металлической сетки гуляющих страусов. Это страусиная ферма, и на карте она обозначена так же. Останавливаемся, переходим дорогу и достаём фотоаппараты. К пальмам уже привыкли, но со страусами встречаемся впервые. Вот они, ходят в полусотне метров от нас. Стройные такие, высокие! Двое из них увидели нас, и пошли к сетке. Видно, что не мы первые здесь решили посмотреть страусов. Трава вокруг изрядно вытоптана, проволока сетки местами раздвинута. Наверное, для того, чтобы можно было просунуть объектив фотоаппарата или покормить подошедших экзотических птиц.
Пара страусов вплотную подходит к сетке и внимательно смотрит на нас. Покормить их нечем, да и нужно ли это делать без согласия хозяев? С интересом разглядываем самых крупных птиц на земле. В зоопарках я таких больших не встречал. Поднятая голова на высоте не меньше трёх метров, глаза шустрые, всё вокруг высматривают, клюв, как две мои сложенные ладони, ноги мускулистые и толще моих будут, походка пружинистая. Спортсмены…
Встретились взглядом
Разделяет нас только сетка, местами разорванная. Страусы в метре от нас. Виталий говорит: «Осторожнее! Вдруг клюнет». Да, что у них в голове? Неизвестно.
Позировать нам страусы не стали. Быстро поняли, что взять с нас нечего и пружинящей походкой пошли дальше вдоль сетки. Мы же, успели мы лишь пару раз нажать на кнопки спуска своих фотоаппаратов. Не думаю, что удачно. Но впечатление получили.
Едем дальше и оказываемся в городке Сантани. Городок старый, спокойный, без возвышающихся отелей. Похоже, что туристы здесь только проезжие. Но кафешка попалась сразу. Не раздумывая, заходим в заведение. Время уже за полдень, пора. Кафе оформлено в каком-то древнем стиле. С мягкими диванами и подушками, с низкими столами. Мы в нём одни. Похоже, нас здесь не ждали и молодая женщина, владеющая кроме родного испанского, французским и немецким, ничего, кроме чая, колы, салата и апельсинов предложить не могла. Чай, салат и по апельсину взяли и начали спрашивать о хлебе, булке или о чём-то подобном. Но знание этих слов на вышеупомянутых языках не помогли даже с привлечением испанского переводчика на смартфоне. Да, не понятно нам здешнее отношение к хлебобулочным изделиям! Но это не главное. Пьём чай, смотрим на то, что нас окружает. Видим, что здесь, в отдалении от туристических зон, сохраняется свой, давно сложившийся уклад жизни, и всех это, похоже, вполне устраивает.
Полчаса отдыха пролетело мгновенно. Двигаем дальше, к восточному берегу острова, который уже близко. Дорога в северном направлении, на которую свернули, узкая и скачет по холмам. Удивительно, но на асфальте увидели много следов от палок с острыми наконечниками. Здесь тренируются на лыжероллерах?
Дорога сузилась и пошла вдоль изрезанного берега, не выходя на него. Открываются и быстро сменяют друг друга красивые пейзажи. Проезжаем городок Porto Petro и гавань с множеством белоснежных яхт. Далее дорога запетляла между холмами, вывела в прибрежный городок с единственной улицей представляющей собой не что иное, как рынок из длинного ряда мелких торговых точек. Если так, то это означает, что сюда, есть кому ходить. И точно. Улица превратилась в ступеньки, поднявшись по которым, видим красивую голубую бухту с отелями на берегу.
Виталий говорит: «Ну, вот, почти приехали»! Спускаемся к отелю, в который он только вчера вселился. Но сначала заходим в прокат, где он сдаёт велосипед и договаривается о том, что скоро возьмёт другой, шоссейный. Да, сегодня ему пришлось ехать в шоссейном темпе на маунтинбайке ровно сто километров. Ещё зашли в магазинчик рядом, где взяли батон и ещё немного чего к обеду.
Заходим в здание отеля. Никаких дежурных на входе, но смутили широкие ковровые дорожки, устилающие пол в коридоре и на лестнице. И озадачили: «А можно ли сюда с велосипедом?» Несу велосипед, хотя и он, и его колёса идеально чисты. На лице проходящей мимо горничной мелькнула приветливая улыбка. Значит, можно.
Вид из окна
С балкона на втором этаже открывается вид на уютную зелёно-голубую бухту. Люди пассивно отдыхают сидя в шезлонгах. Купающихся не видно, за исключением парочки в гидрокостюмах, с увлечением исследующей дно морское. Самолётик маленький летает по кругу, таская за собой рекламный плакат приглашающий посетить местный ресторан. Но я уже почти пообедал. Кому-то ресторан светит, а мне сто километров незнакомых дорог.
Выходим с Виталием из отеля. Он уже немного освоился здесь и провожает меня до нужной дороги. Провожает бегом, потому что придерживается правила – после велосипеда надо немного побегать. Я, после веломарафонов не делаю этого, а зря, наверное. Через полтора километра прощаемся и договариваемся о следующей встрече.
Дорога хорошая, но узковатая и мне кажется, что она должна вывести на широкую дорогу. Но нет, еду по ней долго, не получая никаких впечатлений от окружающего. Машин мало и обгоняют они очень аккуратно, снижая скорость. Наконец, дорога вышла на развязку, выводящую на автобан. Останавливаюсь, достаю карту и начинаю просматривать возможные варианты.
Да, перекрёсток оказался не простой. Но есть параллельная дорога, по которой можно ехать на велосипеде. Так и делаю. Километров двадцать еду в западном направлении по дороге рядом с автобаном, безо всяких сомнений. Затем, после очередного перекрёстка вижу знак «Конец велодорожки». Но фактически велодорожка продолжается и вижу, что тянется далеко. Не разглядев других вариантов, продолжаю движение.
Только через 12 километров закончилась велодорожка. Дальше – автобан с интенсивным движением. Вдоль него вплотную к длинной сетчатой изгороди тянется грунтовая тропинка, а дальше, метров через пятьсот – перекрёсток. Смотрю карту и решаю на перекрёстке свернуть на юг и проехать через небольшие городки: Algaida и Llucmajor, а затем выйти на знакомую дорогу, по которой ехали утром. Иду пешком по тропинке до перекрёстка. После 140 километров ногам полезна некоторая смена режима.
Перед перекрёстком вижу вход на какую-то ухоженную территорию, скамейки и небольшой фонтанчик. Рядом плакатик, указывающий на то, что вода питьевая. Это для меня. Усаживаюсь на скамейку, съедаю, запивая водой из фонтанчика половину батона и два апельсина. Десяти минут оказалось достаточно.