Государство и гражданское общество, по Гегелю, – это не столько теснейшим образом связанные между собой части единого целого, сколько две стороны одной медали, причем лицевой стороной для него является скорее государство.
Особый подход к проблеме гражданского общества прослежи¬вается в марксизме. По мысли К. Маркса, социальные структуры гражданского общества представляют собой формы, в которых воз¬никло буржуазное общество.
Несомненно, что общество возникло уже в глубокой древности и развивалось вместе с государством. Но это не дает основания смешивать категорию «об¬щество» как человеческую общность вообще с категорией «граждан¬ское общество», возникшей на определенном этапе развития чело-веческого общества, прежде всего западной цивилизации. Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражда¬нина как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивиду¬ального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод, социально ответственного за свои действия.
В чем же сущность гражданского общества? При всех различиях, существующих в трактовке этого понятия, есть общее главное действующее лицо гражданского общества – человек как личность, а не как безликий народ. Человек как личность – это индивид, имеющий определенную обусловленную систему потребностей, интересов, ценностей. Наличие возможностей реализации этой системы и превращает человека в главного участника общественного развития, члена гражданского общества.
Гражданское общество – это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых друг от друга, так и от государства индивидов. Это – система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных.
Вместе с тем, гражданское общество – это не только определенный комплекс институтов, но и система отношений. Поэтому гражданское общество невозможно представить без национальных, религиозных традиций, обычаев, мифов, символов, стереотипов поведения, морально-этических норм, ценностей и т. п.
Для устойчивых структур государства характерно преобладание иерархических связей, вертикальных отношений, для гражданского общества – горизонтальных невластных связей. Эти последние весьма разнообразны и образуют как бы несколько слоев, фундамент составляют отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества. Второй слой – это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Наконец, третий и верхний слой образуют отношения, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными предпочтениями, ценностными ориентациями. Здесь мы находим всякого рода группы интересов, политические движения, клубы, партии и т. д.
В качестве основополагающего условия существования, как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, ее право на самореализацию. Оно утверждается на признании права индивидуальной, личной свободы. В рассматриваемом контексте гражданское общество обеспечивает права человека, в то время как государство – права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности: в первом случае – о ее правах как отдельного человека на жизнь, свободу и т. д., а во втором – о ее политических правах. Поэтому естественно, что гражданское общество предполагает разграничение между правами человека и правами гражданина.
Опыт мирового развития позволяет говорить о «количественных» и «качественных аспектах» отношений между гражданским обществом и государством. К первому можно отнести степень «погружения» государства в общество. Второй аспект связан с самим механизмом взаимодействия, являющимся ядром всей системы политического управления обществом. Говоря о «качественной» стороне, следует отметить, что анализ ситуации в странах Запада, где механизм взаимодействия гражданского общества и государства развился в целостную структуру, позволяет вычленить два его основных элемента. Первый – это система взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти, осуществляемая на территориальной основе. Основным связующим звеном здесь являются партии; причем одна их часть действует в рамках гражданского общества (так называемые классовые партии), а другая – в рамках государства (парламентские фракции).
В странах Запада сформировались и специфические институты представительства интересов – многочисленные конституционные комитеты и комиссии, в работе которых обычно участвуют представители групп и объединений по интересам. Число таких институтов обычно только при органах центральных правительств насчитывается сотнями, и они выполняют крайне важную функцию выработки рекомендаций и предварительной проработки ответственных государственных решений.
Можно выделить следующие направления формирования гражданского общества в России:
– создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально-ориентированной рыночной экономики;
– формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству, в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей;
– создание реального плюрализма в обществе. Этому способствует рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений;
– преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий.
Эти процессы, как показывает мировая практика, должны быть синхронными и одинаковыми по темпам с формированием правового государства. Правовое государство призвано обеспечить условия для функционирования гражданского общества, основных его институтов и ценностей.
Учение о власти
Учение о власти является основополагающим в политологии. «Фундаментальным понятием в общественных науках, – писал видный английский мыслитель и общественный деятель Б. Рассел, – является власть в том же смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики».
Философы говорят о власти над объективными законами развития общества, социологи – о власти социальной, юристы – о власти законов, политологи – о политической власти и т. д.
Многие философы-ученые обращались к исследованию сущности и содержания власти. К примеру, Т. Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем и потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как «вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание прекращающееся лишь со смертью». (Гоббс Т. Сочинения. М., 1991. Т. 2. С. 74). Ницше утверждал, что жизнь – это воля к власти. (Ницше Ф. Полное собрание сочинений. Т. 9.1990. С. 89).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги