Введение
О чем эта книга? На первый взгляд, о многом. И в то же время – об одном: о предпринимательстве, вмещающем в себя множество понятий.
Она посвящена опыту риелторской компании «Этажи» – некогда маленькой фирмы, начавшей свою деятельность в 2000 году в подвальном помещении в Тюмени и выросшей до статуса международной компании, лидера рынка России, Белоруссии, Казахстана, работающей на момент написания книги в шести странах.
Это подробный и откровенный рассказ о постепенном росте компании, обо всех этапах ее пути, о том, как зарождался бренд, как осваивались и развивались новые направления: менеджмент, сфера IT, франчайзинг. Это история построения бизнес-системы, рассказанная от первого лица.
Перед вами книга об огромной команде «Этажей»: я рассказываю о влиянии личности в предпринимательстве на примере людей, которые вместе со мной развивали эту систему, силой своих знаний, интуиции и решительности направляя ее в нужное русло. Уверен: каждый сотрудник «Этажей» внес свой вклад в развитие компании, а значит, может по праву считать себя соавтором этой книги.
У головного офиса компании «Этажи». Август 2018-го
Наверняка среди читателей есть множество людей в сто раз талантливее меня, кто-то уже добился успеха, а кому-то просто чего-то не хватает, чтобы «выстрелить». Может быть, веры в себя или внутренней готовности пройти весь этот путь. Очень надеюсь, что, поделившись своим опытом, помогу обрести этим людям необходимый минимум уверенности. Я специально постарался не делать особый упор на специфику риелторского бизнеса, чтобы изложенная мной информация была актуальна для любой сферы предпринимательства.
Бизнес всегда тесно связан с личностью, с особенностями характера и мышления руководителя. Поэтому эта книга – обо мне. О создателе и руководителе компании, о работе, состоящей из ежедневной, не слишком бурной, но достаточно активной деятельности, из накопления управленческого опыта – опыта решений и ошибок. Кстати, ошибкам я уделил особое внимание, потому что они помогают расти. А чужие промахи полезны вдвойне: так вы приобретаете опыт, избегая собственных просчетов.
Во многом эта книга – о сбывшейся детской мечте. Может быть, мы не всегда это осознаем, но наша взрослая жизнь очень тесно связана с первыми шагами, когда зарождаются все наши комплексы и амбиции, закладываются привычки и способности. Вот почему именно в детстве следует искать ответы на многие «взрослые» вопросы.
Я рос в небогатой семье и хотел стать предпринимателем лет с двенадцати, когда еще самого понятия «предпринимательство» в России не существовало. Это были 1990-е годы; в Новом Уренгое, где мы жили, открывались первые цветочные ларьки и интернет-салоны. Я заходил в них, интересуясь не цветами и играми, а людьми, все это устроившими и организовавшими. Здесь стоит отметить, что в 1990-е большая часть предпринимателей имела отношение к криминальному миру, с которым лично мне не по пути. К сожалению, и сегодня многие россияне видят в предпринимателях «братков» из 1990-х, что, конечно, в корне неверно. Поэтому эта книга – о настоящем предпринимательстве. Точнее, о симбиозе предпринимательства и управления, поскольку я не разделяю эти понятия.
К слову, долгое время я вообще не считал себя предпринимателем, потому что, собственно, задачи предпринимателя и инвестора занимали у меня не более 2–3 % рабочего времени. В первую очередь я был обычным управленцем, пусть и владельцем фирмы. Так что вопрос, о чем же эта книга в большей степени, о предпринимательстве или об управлении, я предлагаю решить самим читателям.
Как и большинство деловых людей России, я переживаю за будущее отечественного предпринимательства и бизнеса и не понимаю, почему к данной сфере у нас не относятся с должным вниманием. В России с предпринимательством связано множество мифов и атавистических представлений. Об одном из них я сказал выше. Другие же соотносятся, например, с тем, что предпринимателю сложно без хороших связей, особенно во власти, что он якобы должен обладать необыкновенной харизмой.
Между тем, проанализировав европейский и американский опыт, можно прийти к выводу: далеко не каждый предприниматель – человек с харизмой. Очень часто это интроверты, способные принимать эффективные решения. Я, например, склонен считать себя интровертом. Да, я не лишен харизмы. Но весь мой успех как бизнесмена связан не с ней, а с интеллектуальными и управленческими способностями.
Что касается связей, которые якобы необходимы любому предпринимателю, то позволю себе и с этим утверждением не согласиться. Большой системный бизнес не строится на связях и близости к власти, он строится на связях с клиентом. Никакая другая «близость» бизнесу не нужна.
Это настолько очевидно, что лет через десять, в 2030 году, читателей этой книги, уверен, рассмешит сама мысль о том, что когда-то всё решали связи и дружба с людьми «наверху». Я также надеюсь, что к тому времени значимость бизнеса в России будет оценена по достоинству. Ведь бизнес по большому счету уравновешивает государственный аппарат, создавая альтернативную точку зрения в организации большинства процессов. В масштабе экономики отчетливо видно, что полноправное включение в нее бизнеса означает большую стабильность, устойчивое равновесие и увеличение конкуренции в области ресурсов и благ. Бизнес как достойная часть национальной экономики – это активная стимуляция развития сотрудников, а в итоге – рост доходов населения. Именно поэтому я глубоко убежден: бизнес необходимо поддерживать и любить.
Культура предпринимательства тесно связана с инновациями, которые помогают экономике страны расти. С каждым годом спрос на них увеличивается, а скорость внедрения влияет на все управленческие процессы, которые определяют качество нашей жизни. А где, как не в предпринимательстве, эта инновационная составляющая будет развиваться? Поэтому всем нам необходимо реальными действиями, своим личным примером, опытом, даже самым скромным, показать: в предпринимательстве гораздо больше положительного, чем отрицательного.
Очень надеюсь, что, глядя на меня, кто-то из российских предпринимателей решится рассказать и о своем опыте. Чем больше книг мы напишем, тем сильнее будет авторитет предпринимательства, тем больше достойных бизнесменов придет в наши ряды.
Информационная политика очень важна! Только она изменит отрицательное отношение к сфере предпринимательства. Только мы сами, рассказав о своей работе, можем наглядно продемонстрировать, что есть люди, начинавшие действительно с нуля, прошедшие все этапы построения бизнес-систем, ощутившие все сложности на собственной шкуре, преодолевшие весь ад первых лет, когда работать приходилось по двадцать часов в сутки, при этом никого не обманывая, давая своей команде возможность стать сильнее, предоставляя клиентам качественный сервис и конкурентоспособную продукцию.
Эта книга о развитии. Хочу отметить, что инструментальное развитие – это не количество прочитанных книг и принятых решений. Данный термин включает в себя нечто большее: глубокое изучение и понимание того, как все работает, планомерный переход к решению более сложных структурных задач. На мой взгляд, это способность постоянно повышать уровень своей продукции, умение сплотить профессионалов в сильную команду, способную свернуть горы. И, конечно, это всегда работа на более высокий результат.
Каждый, кто прочтет эту книгу, увидит, что я часто обращаюсь к двум понятиям: «было» и «стало». Каждому читателю стоит задать себе вопрос: «Почему, за счет чего произошло развитие?» В книге я попытался ответить на этот вопрос. Мне кажется, все дело – в умении смотреть в будущее. То, что кажется странным и ненормальным сегодня, завтра мы будем воспринимать как должное. Поэтому, наблюдая то или иное явление, нужно спросить себя: «А чем это станет для меня завтра?» Кстати, вот один из моих девизов: проецируя себя в будущее, я должен быть горд за себя нынешнего в любой момент времени. Это еще один из критериев развития.
Эта книга об ответственности. Несмотря на то что предпринимательство зачастую ассоциируется с риском и нестабильностью, я уверен: успех не бывает случайным, тем более на протяжении десятков лет. Успех – всегда результат огромной ответственности, которую надо брать на себя с первого дня, не ссылаясь на внешние факторы, не занимаясь поиском отговорок и не боясь упорной, каждодневной работы.
Мне было важно изложить на страницах этой книги свой опыт, рассказать о нем своим сотрудникам, коллегам по бизнесу, управленцам и просто поколению завтрашнего дня. Убежден, что каждый достигнутый результат должен быть проанализирован и описан. Это позволяет тысячам людей пройти мой путь вместе со мной, в итоге, возможно, предложив миру нечто более ценное и глобальное.
Конечно, нет гарантий, что мой бизнес-опыт будет востребован в новой реальности. Но опыт человеческий, безусловно, никогда не устареет – на протяжении веков люди мало меняются. В отличие от технологий, рынка и государственного строя, все мы в самой своей основе, в своих внутренних потребностях и чувствах остаемся неизменными.
Эта книга – о жизненной философии предпринимателя. О том, что все мы живем не ради одной прибыли – у любого бизнесмена всегда есть более высокая цель. Должна быть. Открою маленький секрет: если вы будете вести дела грамотно, то очень быстро получите прибыль, и деньги сами по себе не будут представлять для вас интерес. Поэтому гораздо важнее иметь более высокую степень мотивации. Для всех она разная: кто-то нуждается в признании собственной эффективности, кто-то хочет поменять отрасль, а некоторые могут это делать для кого-то из своих близких. В любом случае кто бы что ни говорил, для каждого бизнесмена важна внешняя оценка, реакция мира на его деятельность.
Сегодня предприниматель – это человек, который с помощью своего таланта и готовности создавать новую реальность объединяет вокруг себя соратников и единомышленников, предоставляя обществу качественную продукцию и услуги. При этом в совокупности, коллективно они меняют общество, национальный менталитет. Эти преобразования привели в 2010 году к резкому скачку в развитии предпринимательства, и я уверен, что 2020-е годы станут периодом расцвета предпринимательской культуры.
Да, на пути к этим переменам пока больше слов, чем конкретных дел, но я вижу, как уже меняется мнение государства, общества в данном направлении. Я смотрю в будущее. И я верю в расцвет предпринимательства. Об этом моя книга.
Часть 1
Бизнес: начало
Глава 1
Первые шаги
Бизнесменами не рождаются, в этом я абсолютно уверен. Ими становятся, шаг за шагом обретая знания, опыт, стремление к развитию. И происходит это постепенно, на разных этапах жизни: сначала в голове возникает одна маленькая идея, затем – еще, еще… И однажды человек понимает, что хочет открыть свой бизнес.
Но одно желание, пусть и очень сильное, еще не гарантия успеха и даже не начало пути. К сожалению, согласно статистике, 92 % бизнесменов в России становятся банкротами в первые три года. От банкротства не застрахован даже большой и сильный бизнес: как показывает практика, попадая в руки неграмотных управленцев, он быстро сдает свои позиции.
Так с чего же следует начинать успешный бизнес? Для этого надо ответить на вопрос, для чего вы его хотите открыть.
Одна из самых распространенных причин начала предпринимательской деятельности – желание закрыть свои материальные потребности, хотя, согласно моему опыту, бизнес, открытый только ради прибыли, долго не живет. Иногда выделяют и такую причину – много свободного времени; это тот самый случай, когда богатые мужья открывают бизнес своим женам, чтобы те были всегда в тонусе, так сказать, «на коне». И самая важная причина заключается в потребности открыть свое дело со своими правилами и порядком. То есть, достигнув определенного уровня зрелости, став полноценной личностью, вы понимаете, что у вас есть выбор: либо плыть по течению и жить как все, либо решить: «Нет! Я хочу сам управлять своим миром и отвечать за свои действия!»
Большинство людей живет по первому варианту – как все, соглашаясь со всеми условиями рутины бытия. Счастье управлять своим миром, устанавливать собственные правила дано единицам. Именно они создают крепкий и масштабный бизнес.
ПЕРВЫЕ ШАГИ: ОТ ПОКОЯ – К ДЕЙСТВИЮЧто касается компании «Этажи», мне сложно сказать, какая из причин сыграла решающую роль в ее создании: агентство было открыто мной и моей мамой совместно. Это было коллективное решение, и у каждого были свои мотивы.
По большому счету из-за определенных семейных обстоятельств с восьми лет на меня было возложено гораздо больше ответственности, функций и задач, чем на моих сверстников. Азы бизнеса я постигал еще в школьные годы. Началось все с того, что моя мама, Елена Владимировна Хусаинова, приходила после обеда домой из поликлиники (она работала детским врачом) и шла на центральную площадь продавать бананы. Она брала их на реализацию. Я ей активно помогал. Возможно, именно тогда у меня появилась такая любовь к предпринимательству. Уже через два года, в 16 лет, когда мы переехали в Тюмень, я работал продавцом и закупщиком на ее торговой точке – контейнере на рынке: с утра ездил по оптовым базам, загружал товар, затем торговал. Между прочим, накачал мускулатуру не хуже, чем у Сталлоне: вполне мог поднять 60 кг концентрированного молока и пронести пару километров. Дело в том, что проезд на базу стоил 50 руб., за тележку тоже надо было платить, поэтому из экономии мы оставляли машину на въезде и несли товар на плечах. Этот бизнес просуществовал 2–3 года, до кризиса 1998 года, «обнулившего» все, что мы имели.
Потом у нашей семьи был автобус, ходивший по одному из тюменских маршрутов. В свободное от учебы время я контролировал кондуктора и водителя, летом сам работал кондуктором. Так продолжалось около трех лет – с 11 класса до второго курса моей учебы в Тюменском нефтегазовом университете (факультет менеджмента по специальности «Финансовый менеджмент и банки»).
Говоря об успехе в бизнесе, очень трудно решить, зависит ли он от школьных оценок. Лично я учился очень хорошо, в школе даже были конфликты с одноклассниками: на любой вопрос учителя я давал ответ настолько быстро, что другие просто не успевали продемонстрировать свои знания и получить хоть какую-то оценку. Но есть и другой пример: в моем классе учился парень, обладавший многими талантами, острым и быстрым умом. И тем не менее его жизнь, скажем так, не сложилась…
Мы открыли свой бизнес в 1990-е годы. Мама работала в риелторской компании «Адвекс», мне было девятнадцать лет, и я активно помогал ей, одновременно получая первое высшее образование. И вот однажды вечером мама сказала: «Ильдар, давай откроем свое агентство».
Я в детстве с родителями и братом (слева): Хусаиновыми Борисом Биктемеровичем, Еленой Владимировной и Вильданом Борисовичем
Помню мамин стартовый запал – все ее идеи и проекты всегда сопровождались этаким подъемом, энтузиазмом. Я тоже действую эмоционально, но наряду с этим склонен к постоянным внутренним размышлениям. Поэтому здесь у нас с ней получилась хорошая, интересная, рабочая связка. И вот девятнадцать лет назад мы с мамой пришли к согласию, сделав первый шаг на пути к «Этажам». Моя мама по праву должна считаться основателем компании, я скорее вначале выступал как младший партнер, хотя и придумал название и управлял с первого дня, но в первую очередь именно ее решимость помогла «Этажам» состояться.
Справедливо считается, что в любом деле первый шаг – самый трудный, порой люди долгие годы не решаются сделать его. Почему же это так сложно? Мой ответ таков: потому что первый шаг – это всегда переход из состояния покоя в состояние движения.
Простой пример. Трудно ли поддерживать движение автобуса, толкая его? Не очень – ведь он уже едет, пусть и не слишком быстро. Но попробуйте сдвинуть с места стоящий автобус! Так же в общих чертах выглядит модель поведения человека, готового начать что-то новое. Заставить катиться по дороге такую громадину?! Это кажется невозможным. Мы можем убить весь день, безрезультатно пытаясь сдвинуть с места автобус. Потому что, чтобы запустить большой процесс, необходимо накопить мощный внутренний потенциал, благодаря которому можно сдвинуть любую гору, постепенно запустив поступательное движение.
У нас был неплохой опыт и большое желание, поэтому 16 октября 2000 года появилась на свет наша компания «Этажи».
О ПАРТНЕРСТВЕНе имея стартового капитала, мы с мамой приняли решение строить партнерский бизнес с нашими коллегами – Галиной Васильевной и Андреем Валерьевичем Максимовыми. Собрались у них на квартире, чтобы обсудить детали, составить планы, многие из которых по прошествии лет кажутся смешными. Например, мы хотели, чтобы штат сотрудников включал аж 35 человек, не меньше, и допускали, что на этом можно и остановиться. Я всегда говорю: если хочешь рассмешить мир, составляй долгосрочные планы при открытии своего бизнеса. А еще, оглядываясь назад, могу сказать, что то наше первое решение было ошибочным.
Партнерство в предпринимательстве (как и в чисто человеческих отношениях) – один из самых важных аспектов. Благодаря надежным соратникам и единомышленникам мы получаем поддержку, избавляемся от всех страхов – главного стопора на пути к новому. Вспомните, ведь даже на дискотеку в юности мы ходили либо с проверенным другом, либо с девушкой. Одному было как-то не по себе! Когда мы вместе, мы делаем друг друга сильнее.
Точно так же это работает и в бизнесе. К примеру, расцвет британского предпринимательства во многом произошел благодаря хорошо налаженным партнерским отношениям. Российский же менталитет зачастую выражается кратким: «Я сам!». Среди наших предпринимателей бытует мнение, что работа в тандеме – это всегда ссоры, обман, неэффективность и вообще полный бардак.
Да, отбор людей, которые разделят с вами ваш путь, – дело очень ответственное и непростое. Но партнеры, достигшие определенного уровня зрелости, при доверии и взаимоподдержке намного быстрее добиваются успеха.
Обязательным условием хорошего партнерства является наличие между ними, как я это называю, «химии». «Химия» – это адекватность, взаимопонимание-взаимопроникновение в мир друг друга. Все будет хорошо, если бизнесмены, партнеры, коллеги понимают и уважают друг друга, если в коллективе царит командный дух. Свое управление я строю в первую очередь на этом. Думаю, никто не видит во мне классического директора, и это всегда было моей целью. Обладая в моей компании всеми полномочиями для принятия тех или иных решений, я предпочитаю договариваться со всеми и никогда не ставить ультиматумы. Все годы работы «Этажей» мы всегда приходили к согласию с директорами филиалов, франчайзи, с моим заместителем и рядовыми специалистами.
А вот с первыми партнерами по «Этажам» у нас «химии» не было. Они оба – прекрасные и честные люди, но наши взгляды на ведение бизнеса различались кардинально: мы хотели развиваться, вкладывать средства в PR, чтобы сделать компанию большой и эффективной, а наши партнеры не видели в том особого смысла, предпочитая тратить свою долю на себя, без инвестиций в развитие «Этажей».
Уже в январе 2002 года стало очевидно, что расставание неизбежно. В то время я плохо спал, стало пошаливать сердце. Однако распрощались мы мирно: провели закрытый аукцион, где каждый написал сумму, которую готов отдать за «Этажи»; мы написали 204 000 руб., партнеры – 101 000. Так мы с мамой стали обладателями полного пакета акций компании. Правда (теперь в этом можно признаться) свои 204 000 руб. я буквально собирал по всему городу, и это был один из немногих случаев, когда я был должен огромную для меня на тот момент сумму.
Эта история так подействовала на меня, что первые пять лет деятельности «Этажей» я повторял всем и каждому, что больше никогда не буду работать с партнерами. Я был как тот герой анекдота, что отговаривал своего друга жениться: «Дурак, что ли? Я десять лет назад был женат – ничего хорошего!». Прошло время, и я понял, что был не прав: просто должным образом не изучил потенциальных партнеров, правильно не разделил полномочия, в итоге получив развод. Зато с этого, в принципе, не очень позитивного события началась самостоятельная история «Этажей».
Сегодня я от всей души благодарю Андрея Валерьевича и Галину Васильевну, без которых, возможно, мы с мамой никогда не решились бы открыть свою компанию. И это, кстати, одно из моих главных правил – всегда благодарить тех, с кем судьба сводит нас на том или ином этапе жизни, за бесценные уроки и уникальный опыт, который всегда приносит сотрудничество.
«ЭТАЖИ»: СИЛА НЕЙМИНГАНазвание «Этажи» придумал я, причем буквально за десять минут. Ассоциации были простые и ясные: недвижимость – дом – рост – стремление вверх – поступательное развитие. А еще так называлась песня группы «Иванушки International», которую я очень люблю.
Мы с мамой позвонили на городской телефон – сотовых еще не было – нашим партнерам, предложив название. Они сначала восприняли идею нейтрально, но чуть позже оценили ее, за что я им особо благодарен. Название «Этажи» – отличное, емкое, краткое и, как показало время, более чем жизнеспособное.
Забавно, что в мае 2019 года «Иванушки» побывали у нас в офисе, где я лично рассказал им историю возникновения названия компании. Андрей Григорьев-Аполлонов был искренне впечатлен.
Нейминг – важнейшая часть маркетинговой стратегии компании и отправная точка в формировании положительного образа на рынке. Сегодня при открытии любой компании первым делом заказывают нейминг и разработку фирменного стиля. В 2001 году мы не знали об этом и действовали больше интуитивно.
ИДЕАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ БРЕНДА СОГЛАСНО ПРАВИЛАМ НЕЙМИНГА:
• легко запоминается (закрепляется в памяти потребителя);
• дает представление о сфере деятельности компании;
• уникально, лаконично, не имеет негативных коннотаций;
• понятно для широкой аудитории и соответствует ее вкусам.
ПЛАНИРОВАНИЕ С ПЕРВЫХ ШАГОВОткрывая бизнес, важно иметь четкий план деятельности с самых первых дней. Между тем проблема многих начинающих предпринимателей состоит в том, что они, смотря в будущее, разрабатывают стратегию продвижения на двадцать лет вперед, но при этом совершенно не представляют, что будут делать в настоящем – например, в текущем месяце. Поэтому мой совет: в первую очередь точно и ясно планируйте первые небольшие шаги. Это сделает ваши задачи менее глобальными, а значит, более достижимыми, в итоге упростив движение вперед и увеличив эффективность каждого действия.
Что касается отклонений от плана, то мой личный метод борьбы с этим – «подключение третьих лиц». Проще говоря, я рассказываю о своих планах максимальному количеству человек, таким образом отрезая для себя пути к отступлению. Я делаю так, когда задача кажется слишком сложной и есть шанс не договориться с собой и сойти с дистанции. Это – мое тайное оружие на самый крайний случай, и, клянусь вам, оно работает! Чем важнее проблема, тем выше уровень ответственности, который я задаю сам себе, информируя о своих планах.
«Иванушки» в офисе «Этажей»
Например, приняв решение написать эту книгу, я сделал пост о ней на своей странице на Facebook, сообщив даже месяц, в котором состоится презентация. Если вы читаете эти строки, значит, у меня все получилось.
ЦАРЬ ИЛИ РАБ?Пожалуй, все начинающие предприниматели делают одну общую ошибку, пытаясь создать для самих себя образ директора – этакой важной особы со значимым положением и великими функциями. Увы, мечтам в стиле «Я – управленец, богатый и свободный» суждено разбиться о суровую реальность: первые два года вы не царь, но раб своего бизнеса, не имеющий ни свободы, ни денег, работающий по 20 часов в сутки, отказывая себе буквально во всем.
«Этажам» 3 месяца. Коллектив компании. Декабрь 2000-го
Я прекрасно помню, как тяжело все начиналось. Офис, в котором мы размещались первые два года, хоть и находился в центре города (единственный плюс), был самым непрезентабельным: подвальное помещение с крошечным окошечком, напоминавшим тюремное, где по вечерам я своими силами делал ремонт, а с полуночи до трех часов занимался предлистингом. Иногда едва не падал без сил от объемов работы и от того, что надо было совмещать все это с учебой. В такой же сложной ситуации был и мой брат, Вильдан Борисович, который активно помогал с первого дня.