Книга Путь к здоровой жизни - читать онлайн бесплатно, автор Григорий Федорович Кривда. Cтраница 8
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Путь к здоровой жизни
Путь к здоровой жизни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Путь к здоровой жизни

Мы были созданы по образу и подобию Божьему чтобы, совершенству исполняя Божьи заповеди, подниматься над самими собой. И это даёт ощущение радости бытия.

Вера разгоняет тоску. В вере зарождается любовь, избавляющая от сознания собственной никчёмности. Верующий обретает. В вере рождаются действия от любви. Тот, кто искренне верит; движется вперед по жизни безбоязненно, ибо знает, что препятствия более воображаемы, чем реальны. В вере приходит сила, которая все преодолевает. Отбрасывая яд сомнения, верующий верен своему намерению и достигает мечты.

6). О труде, объективности

Приведем пример бесчеловечного отношения к труженикам Ильичевского морского торгового порта (государственное предприятие) Одесской области.

Каждый разумный человек не может эффективно и безопасно работать без соответствующих условий труда. Это приводит к усталости и многим проблемам, заболеваниям, проблемам в семье и в конечном итоге сказывается на результатах его работы. В развитых странах не на словах, а на деле работающие имеют необходимые безопасные условия работы (спецодежду, необходимые технические и санитарно-гигиенические нормы и достойную оплату труда). Приведем историю несчастного случая, который произошел с квалифицированным докером механизатором со средним техническим образованием 12.04.2015 г., 52 года, бывший спортсмен, постоянно проходил медицинские профосмотры и допускался к работе, без вредных привычек.

В обеденный перерыв решил справить малую нужду, так как на территории порта не работает ни один туалет, то он вынужден был сделать это недалеко от места работы под контейнер, к стати, так делают все остальные рабочие, и со слов жены (с высшим юридическим образованием) не только по малому. При подходе к контейнеру рабочему стало плохо, падая на голову, получил тяжелую спинальную травму с параличом рук и ног (тяжкие телесные повреждения по признаку опасности для жизни). Скорой медицинской помощью «ИНТОСАНА» был доставлен в частную клинику «ИНТОСАНА». Со слов жены на лечение ушло более 30 тыс гривен, которые они одолжили у родственников, до сих пор никто не вернул, при этом средняя зарплата этого рабочего составляла 1250-1300 грн в месяц, при режиме работы 12 часов через 2 дня перерыва включая ночь. Потерпевший не имел никаких заболеваний способствующих падению. Если внимательно всесторонне проанализировать этот случай, можно сделать вывод об отношении к трудящимся в далеко не бедном предприятии, где наверняка в кабинете каждого высокого начальника имеется персональный туалет.

Как можно реализовать себя в таких условиях, думать об эффективности труда, зарабатывая унизительные гроши, причем в любое время года (ветер, дождь, мороз, солнцепек), при отсутствии туалетов для рабочих в ХХI веке, интерестно, что об этом думает санитарная станция порта и охрана труда порта и области.

7). О добродетельности

Добродетельность, (положительно нравственное качество, высокая нравственность).

Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство.

Цицерон

Ценность добродетели в ней самой.

Сенека

Добродетель тем отраднее, чем больших трудов стоит сама по себе.

Лукан

Основа всякой добродетели и всякого достоинства заключается в способности человека отказываться от удовлетворения своих желаний, когда разум не одобряет их.

Джон Локк

Добродетель хвалят, но она мерзнет.

Ювенал

Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.

Конфуций

Стоит нам только на один шаг преступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз «посередине».

Ницше Ф.

Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

Аристотель

Любовь к родителям – основа всех добродетелей.

Цицерон

Добродетель – вещь неделимая: или она есть, или ее нет.

Бальзак О.

Мы восприимчивы к дружбе, справедливости, человечности, состраданию и разуму. Не это ли есть добродетель, друзья мои?

Вовенарг

Деятельная добродетель многого добивается.

Сенека

Как часто величие дарования скрыто в безгласности!

Плавт

Я не могу похвалить слабую и робкую добродетель, непроворную и замкнувшуюся, которая не делает вылазок и не имеет врагов, а крадется по жизненному пути, вместо того чтобы по жаре и пыли бежать за венком бессмертия.

Мильтон Джон

Без добродетели нет ни славы, ни чести.

Суворов А. В.

Боги наградили человека великими, блистательными добродетелями, позволяющими ему достичь всего, чего он пожелает. Но одновременно они наградили его и добродетелью более горькой, внушающей ему презрение ко всему, чего он достиг.

Камю А.

Все, обладающие добродетелью, счастливы.

Цицерон

Добродетель – это первый признак благородства, именам я придаю куда меньше значения, чем поступкам.

Молье

8). О доброжелательности

Доброжелательный – проявляющий дружеское расположение, участие, приязнь к окружающим людям.

Говоря о доброжелательности Конфуций писал: «Не навязывай другого того, чего не желаешь сам. Узнай, что другие хотят или не хотят для себя получить».

Отсюда вытекает золотое правило созвучно с мыслями Конфуция : «Поступай с другими так, как ты хочешь чтобы они поступали с тобой».

Доброжелательность должна быть уравновешена мудростью и смелостью, поскольку как говорил Конфуций : «Любовь к доброжелательности без накопления знаний способна привести к глупости»

9). О смелости

Смелость – свойство ума или темперамента, позволяющая человеку стойко держатся перед лицом опасности и тяжелых испытаний – из «Вебстеровского словаря современного английского языка»

Смелость в себе заключает :

Нравственность

Храбрость

Дух соперничества

Решительность

И готовность пойти на риск

Смелость «лежит» между трусостью и безрассудством.

Смелость должна подкрепляться мудростью и доброжелательностью.

О нестяжательстве, целомудрии, смирении, ерпени, мужестве, трезвении, нестяжании

О нестяжательстве. Стяжательность (бескорыстие, нелюбостяжанье, некорысть, отсутствие средролюбия, бескорыстие, не падкий на деньги и на мирские богатства).

Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений

И.Кант

Смысл бытия, как неба высь -


Его постичь дано немногим.


С голодным нищим и убогим


Ты коркой хлеба поделись.



Весной в ручьях журчит вода,


А в октябре желтеют листья,


И дар бесценный – бескорыстье


Да не иссякнет никогда!..

Николай Воротняк «Песня о бескорыстии»

10). О целомудрии

Целомудрие (строгая нравственность, чистота).

Мир станет более справедливым, если станет более целомудренным

Стендаль

Дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.

Библия (2 Тим 1,7)

Воздержание, (добровольный волевой отказ от чего-либо, подавление в себе каких-либо влечений в течение определённого промежутка времени или на протяжении всей жизни. В религиозной практике данное Богу обещание воздерживаться от чего-либо называется обетом.)

Воздержание – это первая ступень добродетели, которая и есть началом нравственного совершенства.

Лао-цзы

11). О смирении

Смирение (отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле). Кротость (незлолюбивый, покорный, смиренный)


Смиренных, господь духом спасает

Русская пословица

Ищи кротости, чтоб не дойти до пропасти

Русская пословица

12). О терпении

Разумное терпение (настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе).

Терпение – это искусство надеяться.

Вовенарг

Терпение горько, но его плод сладок.

Руссо Ж. Ж.

Способный терпеть способен добиваться всего, чего он хочет.

Франклин Б.

Только терпеливый закончит дело, а торопливый упадет.

Саади

Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснется.

Леонардо да Винчи

Любые невзгоды следует превозмогать терпением.

Вергилий

От всякой боли средство есть – терпение.

Публий

Терпение – прекрасное качество, но жизнь слишком коротка, чтобы долго терпеть.

Абу-ль-Фарадж

Осел готов сносить все тяготы и огорчения. А, упрямым его величает всяк, кому самому недостает выдержки и терпения.

Леонардо да Винчи

Может быть, не меньше служит тот Высокой воле, кто стоит и ждет.

Мильтон Джон

В своих трудах и страдании прилично человеку иметь терпение, к людским же винам и погрешностям – великодушие.

Екатерина Великая

Породистый скакун одним прыжком не сможет покрыть расстояния в тысячу ли. На кляче можно преодолеть это расстояние за десять дней, если не останавливаться на полпути.

Сюньцзы

Все человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени.

Бальзак О.

13). О мужестве

Мужество (храбрость, присутствие духа в опасности).

Мужество в несчастье – половина беды.

Плавт

Истинное мужество заключается не в том, чтобы призывать смерть, а в том, чтобы бороться против невзгод.

Сенека

Мужество делает ничтожными удары судьбы.

Демокрит

Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.

Аристотель

Кто мужествен, тот смел.

Цицерон

Самое редкое мужество – это мужество мысли.

Франс А.

Гражданское мужество и мужество военное проистекают из одного начала.

Бальзак О.

О мужественное сердце разбиваются все невзгоды.

Сервантес

Истинное мужество выражается в спокойном самообладании и в невозмутимом выполнении своего долга, невзирая ни на какие бедствия и опасности.

Джон Локк

Истинное мужество готово встретиться с любой опасностью и остается непоколебимым, какое бы бедствие ни угрожало.

Джон Локк

14). О трезвении

Трезвение (христианская добродетель, заключающаяся во внимательном отношении к духовной жизни, то есть в хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу).

Советчик лучший – трезвый ум.

Пускай течет поток неспешных дум,

и омывает страждущую душу,

И шепчет: боль минует, как самум.

Аль-Маарри

Постоянно разъяснять о грехах человеческих: безбожии, (безбожие – отрицание существования Бога, отказ от религиозных верований.)

15). О нестяжании

Нестяжание (бескорыстие, нелюбостежанье, некорысть, отсутствие сребролюбия, не жадный к деньгам, не падкий на мирские богатства).

Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть

Библия (Евр 13,5)

Глава 6. О страстях

… Но все нами перечисленное – и правильное мировосприятие, и стремление к здоровому образу жизни, и постижение определенных философских концепций бытия – в конечном итоге не даст никаких существенных плодов, и фактически не пойдет на пользу, если человек одержим страстями.

«Одержим страстями» – ведь вы нередко слышали это выражение, не так ли? Что же оно значит? И что такое страсть вообще? Все мы знаем, что каждый человек несовершенен и грешен, но отличается ли чем-то страсть от обычных привычек, грехов, или это одно и то же?

На все эти вопросы нужно ответить.

Что такое страсть. Страсть – это постоянное, навязчивое, устойчивое, труднопреодолимое влечение к предмету греха, разрушающее буквально все сферы жизни человека.

Страсть отличается от других вредных привычек (грехов) именно тем, что она охватывает всего человека, и безраздельно управляет им. То есть, не человек управляет своими желаниями, эмоциями и привычками и держит их под контролем, а страсть полностью подчиняет себе человека, все сферы его жизни – она становится своеобразным «гвоздем программы» человека, своего рода смыслом существования.

Отличительная особенность страсти в том, что она всегда деструктивна.

Поэтому страсть не следует путать с творческим порывом личности, который тоже на какое-то время способен захватить всего человека. В том-то и разница, что творческий порыв – созидателен, он не разрушает, а совершенствует человека, приносит пользу обществу, а страсть – всегда разрушительна, деструктивна.

Видов страстей множество. Но есть наиболее распространенные, хорошо изученные и описанные. Попробуем привести их.

Блудная страсть. В отличие от нормального и нормально реализуемого в семье полового влечения, блудная страсть заставляет человека предаваться ей безудержно, отыскивая все новых и новых партнеров, реализуя половое влечение при каждом удобном и неудобном случае, изобретая все новые и новые способы его удовлетворения.

Одержимый этой страстью человек забывает про все нравственные барьеры, в том числе всячески пристает к замужним (женатым) людям; его, как правило, совершенно не интересует, свободен ли его «избранник» или занят, и чего «избранник», в конце концов, хочет сам, в том числе, желает ли отвечать блуднику взаимностью или нет. Первые отказы блудника (блудницу) обычно не останавливают, преследование объекта вожделения продолжается, мнение окружающих по этому поводу, как правило, игнорируется.

Если номер все-таки не удался – блудник (блудница) переходит к следующему «объекту», и так до бесконечности. В ход идет все – шантаж, попытки подкупа, лесть, обещания всяческих благ, да что угодно, лишь бы добиться своего.

По мере нарастания силы страсти блудник жертвует ради нее и насущными делами, и семьей (если она еще не распалась), и мнением окружающих и коллектива. Мало-помалу блудник перестает выполнять свое предназначение, и окончательно сворачивает с жизненного пути. Если только Бог, не желая погибели человека, не остановит его, возможно, и жесткими методами.

По авторитетному мнению богословов, человек, одержимый блудной страстью, никогда полностью не реализуется как личность.

Кроме того, блудник – слаб, слаб прежде всего психологически, он сам зачастую становится жертвой манипуляторов, нащупавших его «слабость» (страсть). Горе блуднику, если он – богатый наследник или же занимающий высокий пост, серьезный и влиятельный руководитель.

Как правило, вокруг него обязательно появятся т.н. «помоечные крысы» – реальные мошенники под видом «милых друзей», «любимых», «заботливых сослуживцев», люди, решающие свои проблемы за счет него, в обмен на удовлетворение блудной страсти (интересно, что это удовлетворение может реализовываться под самыми различными предлогами – из-за «любви», «хорошего отношения», «духовного единства», «сочувствия», «заботы о здоровье») и другие связанные с этим услуги.

И преподносится все это очень тонко, ненавязчиво, играя на слабых струнах души (например, тщеславии – «ведь Вы такой мужчина», желании быть любимым и т.д.). Ослепленный таким образом человек и не замечает, как становится объектом манипуляции, как из него вытягивают средства, и немалые, как совершенно бесплатно пользуются его важными услугами (в обычной жизни совсем не дешевыми). И еще хорошо, если он, потакая страсти и манипулятору, не становится жертвой серьезного мошенничества и не остается безо всего.

Как нельзя лучше характеризует подобную ситуацию известная пословица – «Где деньги, там и бл*ди».

Лудомания (патологическая страсть к играм). Страсть, ничем не лучше вышеописанной. С течением времени она поглощает всего человека, и желание играть (выигрывать) становится главным в жизни. Одержимый ради игры способен до неузнаваемости и в худшую сторону изменить свой образ жизни, расстаться со всем имуществом, и своим, и близких, с самой семьей, лишь бы играть и «отыграться». И неважно, что это за игра – карты, рулетка, «столбики» и т.д. Игроман способен сутками не выходить из игрового зала, забывая обо всем – семье, работе, даже еде. Игромания и ее последствия широко описаны в художественной литературе – богатейшие люди из-за этой страсти лишались всего состояния и превращались в нищих.

Ради игры влезали в огромные долги и, проиграв все, заканчивали жизнь самоубийством. Проматывали казенное имущество и в конечном итоге попадали в тюрьму и на каторгу. Лишались семьи и должности. Спивались. Да все что угодно. Описаны современные случаи смерти в игровом зале – от стимуляторов (ради игры), бессонницы и крайнего нервного истощения.

Конечно, к лудомании не следует относить интеллектуальные игры, например, шахматы, шашки. В отличие от азартных, иногда такие игры воспитывают настоящие таланты.

Алкоголизм и наркомания. Простите, это не болезни в общеизвестном смысле слова. А если уважаемые наркологи со мной не согласятся, то буду настаивать на том, что если это и можно назвать болезнью, то весьма условно, и докажу это следующим. Вы встречали человека, который любил бы болеть (в прямом смысле?) Которому нравился бы, например, грипп, астма, сердечные приступы? Который бы стремился к этим состояниям? Скорее наоборот – человек, как правило, делает все, чтобы избежать обострения болезни – принимает профилактические препараты, ведет здоровый образ жизни и т.д. Это – нормальное отношение человека к болезни.

А если человек сознательно стремится к употреблению психоактивных веществ, то какая же это болезнь? Это – самая настоящая страсть, зависимость. Просто иногда требующая медикаментозного вмешательства, в силу наступивших соматических (или психических) последствий.

Откуда же возникают эти страсти? От порочных жизненных установок, и от связанной с ними духовной пустоты. Данные порочные установки просты – попавший в сети этих страстей человек, как правило, помешан, «зациклен» на жизненных удовольствиях. Считает, что живет за тем, чтобы получать одни удовольствия.

И очень скоро обычные человеческие удовольствия (книги, фильмы, интеллектуальные беседы, турпоходы, творчество) ему приедаются, перестают удовлетворять. А «душа просит постоянного полета».

Такой человек легко открывает для себя алкоголь и наркотики (что, в сущности, одно и то же). И его не останавливают последствия их употребления, лишь бы испытать «кайф», получить очередную порцию «удовольствий». Хорошо, если тормозов нет лишь до поры до времени.

Очень нравится меткое выражение – «Рано или поздно каждый наркоман перестает употреблять наркотики. Кому-то это удается при жизни». В быту алкоголик и наркоман невыносимы, и ведут себя примерно так же, как игроманы – способны расстаться со всем, спустить все, лишь бы удовлетворить страсть. Это настоящее горе для родителей, жен (мужей), руководителей, коллектива.

В корне не согласен с расхожим мнением, что алкоголики, как правило, «хорошие люди». Хорошие люди не будут лгать, красть, подводить, вынуждать выполнять работу вместо себя, третировать окружающих. Значит, такому «хорошему человеку», в сущности, наплевать и на коллектив, и на близких.

Особо пагубные страсти. Просто перечислим их – садизм, семейный деспотизм, энергетический вампиризм, различные виды половых извращений с применением насилия по отношению к ближнему.

В отличие от рассмотренных выше страстей, эти страсти куда опаснее тем, что связаны с нанесением прямого (а не опосредованного, как, например, у алкоголика и игромана) ущерба ближнему. Одержимые такими страстями и не исправившиеся – прямое достояние геенны огненной.

Как быть со страстями? Если человек хочет состояться как личность, он ни в коем случае не должен с ними мириться. Бороться со страстями очень тяжело, такая борьба длится годами, иногда всю жизнь, сопровождается победами и падениями, чередующимися друг с другом.

Если человек верующий – здесь уместна помощь священника, Таинства Церкви, исповедь, паломничество по святым местам.

Для неверующих подойдет помощь психолога, психотерапевта.

Но главное – никогда не считать страсть обычным состоянием, неким личным оригинальным качеством, чуть ли не «талантом», с которым и желать ничего не нужно. Это – неправда. Любая страсть разрушает человека и физически, и психически, лишает его, в конечном итоге, социального статуса и достижений (полностью или частично) уже в этой жизни. А главное – за потакание страстям можно поплатиться Вечностью…


Глава 7. О гордыне (безумная гордость), стрессе и благодарности

«Первый грех, по Писанию, есть гордыня».

Пресвитер Иерусалимский преподобный Исихия

Без сомнения, можно сказать, что гордыня (безумная гордость) – мать всех прочих страстей и пороков человеческих.

Почему так? Дело в том, что с этого качества, в принципе, и началось повреждение сотворенной Богом совершенной Вселенной – по причине гордости от Бога отпал светлейший Ангел, Денница; он возгордился против Бога, посчитав, что может быть подобен Всевышнему, и забыл о том, что сам является всего лишь творением Божиим.

Соответственно, гордыня – корень всех зол и для другого творения Божия – человека.

Как же определить гордыню простыми словами, что это такое? Можно скакать, что гордыня – это крайне нездоровое самопревозношение человека над всем остальным миром, которое можно охарактеризовать двумя основными качествами:

– человек вполне серьезно считает, что он выше, лучше, талантливее всех остальных, и поэтому главнее любого другого ближнего;

– исходя из этого, он – своего рода центр окружающего мира: его взгляды и суждения, интересы, слабости, запросы и потребности главнее всего, и должны превалировать над всем окружающим.

Очень образно определил гордость Иоанн Лествичник в своей знаменитой «Лествице»: «Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она в свете».

О безумной гордости написаны десятки томов произведений, кто только ею не занимался – и Святые Отцы, и просто психологи, но наша задача – объяснить губительность этого качества доступно и просто. Можно без конца рассуждать о том, как плохо быть гордым, но нельзя достичь успеха, не объяснив, почему это именно так.

Итак, по порядку. Что представляет собой человек в его современном состоянии?

Первое – он глубоко поврежден грехом, включая и первородный грех (потенциальную способность грешить), и приобретенные греховные навыки. Следовательно, человек нуждается в исправлении, прежде всего, через покаяние. А для исправления необходимо сознавать свои недостатки и немощи. И вот – на пути такого исправления непреодолимой преградой стоит гордыня. Если человек – лучше всех остальных, в чем же ему каяться, в чем же исправляться? Да ни в чем, ведь он – центр Вселенной! Покаяние и исправление нужно другим, убогим, но не ему! Ведь он – самый-самый!

Итак, гордыня прежде всего не допускает человека до покаяния, без которого невозможно и исправление.

Второе. Любой человек, кем бы ни был, чем бы ни занимался, несовершенен, и нуждается в развитии своих способностей, в том числе саморазвитии. Это касается, например, творчества – создать что-то достойное можно, лишь постоянно совершенствуя и объект творения, и самого себя. А для этого требуется критика и самокритика – человек должен слышать и правильно воспринимать критические замечания окружающих, и самому быть самокритичным. Только таким образом можно достигнуть какого-то прогресса. Все это совершенно невозможно при наличии гордыни – гордый не потерпит ничьих суждений, идущих вразрез с его собственными (чаще всего ущербными), то есть, не потерпит критики, да и сам себя критиковать не будет, в силу того, что он – «самый-самый», а мнение окружающих – ничто.

Таким образом, гордыня – в прямом смысле слова тормоз человеческого прогресса, своего рода «камень преткновения» на пути развития личности. Итак, гордыня рано или поздно приводит к духовной и творческой деградации человека. Одержимый гордыней человек никогда не сможет в полной мере реализовать свои способности.

Третье. Действительно, существуют люди очень способные, и даже талантливые. Но способности и талант – не предмет гордости! Ведь наличие их – не заслуга человека, а особый дар Творца! И прекрасно, если талантливый это понимает, не впадая по этому поводу в гордыню и не ставя свой талант выше любой критики – такой человек добьется успеха, понимая, что и справедливо критикующие могут быть не лишены таланта! В противном же случае и здесь гордыня станет непреодолимой преградой для развития личности гордеца.

Четвертое. Опытные в духовных вопросах Отцы Церкви всегда подчеркивали, что грехи и пороки человеческие, как правило, не существуют отдельно друг от друга, а представляют собой своего рода «патологическую цепочку» – один грех порождает второй, второй – третий, и так до полного духовного падения. А гордыня, как мы говорили, начало начал всех прочих грехов и пороков. Если не поставить преграды гордыне, она приведет человека к чему угодно – к презрению к ближнему («самый толковый я, а он – серость»), зависти («почему такой-то располагает такими то благами, а я, куда более достойный, нет»), через это – к ненависти («он устроен лучше меня, мне мешает, меня раздражает, чтоб он сдох»). А тут недалеко и до более тяжких грехов.