Книга «DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть II. Камышловское духовное училище на рубеже XIX-начала XX веков - читать онлайн бесплатно, автор Василий Алексеевич Игнатьев. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
«DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть II. Камышловское духовное училище на рубеже XIX-начала XX веков
«DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть II. Камышловское духовное училище на рубеже XIX-начала XX веков
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

«DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть II. Камышловское духовное училище на рубеже XIX-начала XX веков

В моду входило ношение часов со шнурком через шею. Нужно отдать справедливость «бурсакам» в том, что они приучались к аккуратности и опрятности в одежде. Так, в числе предметов бытового обслуживания почти у всех, а наверняка – у многих были платяные щётки, щётки чистить сапоги, вакса и новость культуры – раствор для смазывания обуви – аппретура. В торжественных случаях сапоги «бурсаков» блестели как лаковые, а на тужурках и брюках ни пушинки, ни пылинки! Не доросли «бурсаки» только до ношения резиновых калош: это полагалось уже семинаристам.

[[139] ] ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 709. Л. 14–16.

«Родимые» пятна старой бурсы в нашем училище и «благочестивые» размышления по поводу них[140]

Считалось, что Н. Г. Помяловский в своих «Очерках бурсы» увековечил бурсу на все времена, канонизировал её порядки, а поэтому многие наши современники, спустя много лет после выхода в свет «Очерков» думали, что бурса нашего времени и её обитатели всё ещё были такими же, как их изобразил Н. Г. Помяловский, и готовы были в каждом из нас увидеть «тессараконту» прежней бурсы, «детину непобедимой злобы» по выражению Симеона Полоцкого.[141] Однако, бурса, как и всё в мире, подчинена была всеобщему закону развития, сформулированному греческим философом Гераклитом: Πάντα ῥεῖ[142], формы её бытия изменялись, но не сразу, не в один момент – революционно, а по законам эволюции, при которой, как известно, «старое» и «новое» некоторое время «сосуществуют», и в новом сохраняются «родимые пятна» старого. Эти «родимые пятна», трансформированные, пережившие метаморфозу, иногда трудно связать с прошлым, пережитым и только внимательно всматриваясь в них, анализируя их, можно установить их родство с прошлым, как говорилось в этом случае: стоит только «поскоблить» его, это «родимое пятно», и заметишь: «жив, жив курилка!» – прошлое тут как тут.[143] Наша бурса, не будучи копией своей «прабабки», конечно, имела «родимые пятна» её. Вот они.[144]

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 393. Л. 67–67 об. I. Традиция «задаваться»[145]

Было принято, что ученик, благополучно достигший четвёртого класса, прошедший все «испытания» бурсацкой жизни, ставший «старшим», получал право, не писанное, но узаконенное бытом – «задаваться» над младшими. Некоторые ученики так и объявляли: «ну, теперь я добрался до четвёртого класса – можно и «позадаваться». «Задаваться» – это значило: «подставить ножку», толкнуть, ущипнуть, обозвать по прозвищу, одним словом – обидеть, унизить младшего по такой концепции мысли: было время – меня обижали, а теперь пришло моё время – я буду обижать. Очень модным приёмом в этом отношении было садить «пучки», т. е. щелчки, причём применялись два вида «пучек»: через зажим среднего пальца большим и разжим его – один приём, а другой приём – удар указательным пальцем после освобождения его от зажима средним, удар на «отмашь». Были такие «артисты» этого дела, что «били» до синяков. Любопытно, что притягательную силу при этом имела та часть организма, кожа которой является менее чувствительной – та, что применяется при сидении. И вот поди-ты: только подвернись она у кого-либо, последует обязательно «пучка», поэтому все старались избегать такой позы, при которой можно было соблазнить кого-либо «поставить «пучку». Четвёртый класс находился у «чёрной» лестницы, по которой младшие спускались вниз, направлялись на обеды, ужины и чай, и это было удобным местом «задаваться»: чуть не заметит надзиратель, и кто-либо из проходящих рядами получал от «старших» или «пучку», или «под ножку». Шествие в рядах «старшие» иногда и сами использовали для расправы друг с другом. Так, был случай, когда возвращались вечером с ужина в одном ряду «старший» Панин подбежал «старшему» Ивану Переберину и всадил ему в плечо перочинный ножик.[146] Некоторым малышам выпадало счастье – не испытывать на себе этой «системы» «задаваться» со стороны старших, лишь благодаря покровительству кого-либо из них. Так, автор сего был в числе этих счастливчиков: когда он был «подготовишкой», то в четвёртом классе у него был сват – Андрюша Бирюков, парень высокого роста и сильный. Андрюша в широком кругу бурсаков однажды показал на меня и предупредил «прочих»: «если кто хоть пальцем потронет его», т. е. меня, и последовал очень выразительный жест руки. Пользоваться протекцией кого-либо, однако, не делало чести «счастливому» малышу: на него смотрели косо, а старались за «это» иметь чем-либо ему «насолить». Почётнее считалось, если кто сам мог за себя «постоять». Таковы были не писанные «законы» бурсы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Фальковский Иосиф Львович (1851-?) – инженер-подполковник, архитектор.

2

Софроний (Арефьев) (1879–1937) – сын псаломщика Шадринского уезда. Окончил Камышловское духовное училище по 2-му разряду в 1893 г. и Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1899 г. Кандидат богослович Московской духовной академии 1903 г. В 1903–1912 гг. помощник смотрителя и преподаватель Иркутской духовной семинарии. Священник с 1912 г., протоиерей с 1914 г. Ректор Иркутской духовной семинарии в 1914–1916 гг. Архимандрит с 1915 г., епископ с 1919 г. В 1922–1924 гг. находился в обновленческом расколе. Архиепископ с 1929 г. В 1932–1933 гг. архиепископ Ирбитский, временноуправляющий Свердловской епархией. В 1936–1937 гг. Архиепископ Краснодарский и Кубанский. Расстрелян в 1937 г.

3

Бирюков Аркадий Павлович (1892–1969) – окончил Камышловское духовное училище в 1902 г. и Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1912 г. Обучался в Казанском ветеринарном институте. Окончил медицинский факультет Пермского государственного университета в 1925 г. Врач-педиатр и агроном-садовод. Подробнее см. в Части III. Пермская духовная семинария начала XX века.

4

Буткин Николай Григорьевич (1896–1976) – окончил Камышловское духовное училище по 2-му разряду в 1911 г., 5 классов Тобольской духовной семинарии и медицинский факультет Томского университета в 1922 г. Кандидат медицинских наук (1951). Врач-фтизиатр, внёс большой вклад в развитие медицины на Урале, был организатором борьбы с туберкулёзом.

5

Бажов Павел Петрович (1879–1950) – сын горнозаводского мастера. Окончил Екатеринбургское духовное училище по 1-му разряду в 1893 г. и Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1899 г. Учитель приготовительного класса и учитель чистописания в 1-м и 2-м классах Екатеринбургского духовного училища в 1899–1902 гг., учитель русского и церковно-славянского языка в 1-м классе того же училища в 1902–1906 гг., учитель чистописания и черчения того же училища в 1906–1907 гг. Преподавал русский язык в Екатеринбургском епархиальном женском училище в 1907–1914 гг., затем в Камышловском духовном училище. Русский писатель, фольклорист, публицист, журналист, революционер. Автор уральских сказов.

6

Наумов Александр Андреевич (1865–1935) – сын священника Верхотурского уезда. Окончил Далматовское духовное училище в 1879 г. и Пермскую духовную семинарию по 1-му разряду в 1885 г. Кандидат богословия Казанской духовной академии 1890 г. Был определён учителем русского и церковно-славянского языков в старшие классы Камышловского духовного училища. В 1900 г. перемещён на должность учителя географии и арифметики. С октября 1906 г. также состоял преподавателем природоведения. Статский советник, имел орден св. Анны 3-й степени. // «Екатеринбургские епархиальные ведомости». 1911. № 1 (1 января) (ос. прил.). С. 2. Уральский краевед, основатель и руководитель Камышловского краеведческого музея.

7

Щеглов Михаил Михайлович (1875–1972) – окончил Московское Синодальное училище церковного пения со званием регента в 1894 г. Учитель церковного пения и чистописания в Камышловском духовном училище в 1894–1918 гг. С октября 1907 г. состоял также учителем черчения. Заведующий Камышловской музыкальной школой в 1944–1956 гг.

8

ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 723.

9

Письмо В. А. Игнатьева М. М. Щеглову от 3 июня 1962 г. (ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 2–2 об.).

10

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 377, 385.

11

ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 709.

12

Воспоминания В. А. Игнатьева о поездке в Камышлов и Тимохино в августе 1963 г. (24 ноября 1963 г.). (ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 717).

13

ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 393.

14

Помяловский Николай Герасимович (1835–1863) – русский писатель, прозаик, автор реалистических повестей, в т. ч. «Очерков бурсы» (1862–1863), в которых ему хотелось рассказать более подробно о жизни учеников бурсы (Александро-Невского духовного училища г. С.-Петербурга). Он очень остро поставил проблему воспитания, с большим критическим пафосом заклеймил бездушие, применение телесных наказаний, консерватизм – черты, характерные не только для духовных учебных заведений, но и для всей русской жизни в условиях самодержавия и деспотизма.

15

Шишёв Александр Николаевич (1892-1970-е) – сын диакона Камышловского уезда. Окончил Камышловское духовное училище в 1908 г. и Пермскую духовную семинарию по 2-му разряду в 1914 г. Обучался в Киевском коммерческом институте (не закончил). В 1915–1916 гг. надзиратель за учениками Камышловского духовного училища. Составитель картотеки «Биографические справки на бывших воспитанников Пермской духовной семинарии», которая содержит почти 1,5 тысячи персоналий семинаристов (в основном, выходцев из духовного сословия, не ставших священнослужителями). Более подробно о нём см. в Части III. Пермская духовная семинария начала XX века.

16

Камышловское духовное училище было переведено из г. Далматова и открыто 1/13 сентября 1888 г.

17

Покровский собор г. Камышлова.

18

Церковь св. Сергия, Радонежского чудотворца, домовая, при Камышловском духовном училище, освящена 5/17 сентября 1893 г.

19

Далее текст автора отсутствует. В годы советской власти в передней части здания (выходящей фасадом на ул. Карла Маркса) размещалось педагогическое училище, а в другой половине – школа № 58. Во время Великой Отечественной войны здание было занято эвакуационным госпиталем № 1726. После войны в 1946 году эвакогоспиталь был реорганизован в ортопедический госпиталь инвалидов войны. В настоящее время в здании бывшего духовного училища располагается хирургическое отделение Центральной районной больницы.

Более подробно о здании Камышловского училища см. в очерке «Учение Пети Иконникова в Камышловском духовном училище».

20

Флоров Михаил Николаевич (?-1917) – смотритель Камышловского духовного училища в 1891–1913 гг. Кандидат богословия Казанской духовной академии 1886 г. Был назначен учителем греческого языка в Далматовское, затем Камышловское духовное училище. В 1889–1891 гг. помощник смотрителя Камышловского духовного училища. // «Екатеринбургские епархиальные ведомости». 1911. № 1 (1 января) (ос. прил.). С. 1. В 1913 г. получил назначение на должность инспектора народных училищ Пермского уезда II района. Статский советник, имел орден св. Анны 3-й степени. // «Екатеринбургские епархиальные ведомости». 1913. № 36 (8 сентября). С. 847. В 1913–1917 гг. инспектор народных училищ Пермского уезда II района.

21

Инспектор – это должность в духовной семинарии, в духовном училище роль инспектора играл помощник смотрителя.

22

Часослов – богослужебная книга, которая содержит тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (утрени, полунощницы, часов с междочасием, изобразительных, вечерни и повечерия). Предназначается для чтецов и певцов.

23

«Апостол» – богослужебная книга, которая содержит тексты Нового Завета: «Деяния» и «Послания святых апостолов», которые читаются на божественной литургии до чтения Евангелия.

24

Триодь постная и цветная – богослужебные книги, которые содержат особые песнопения Великого поста с приготовительными седмицами к нему и Страстной седмицы начиная с Недели о мытаре и фарисее и до Великой субботы включительно, и песнопения от Недели Пасхи до Недели Всех святых, то есть следующего воскресенья после Пятидесятницы.

25

25 сентября/8 октября – преставление (кончина) св. Сергия, Радонежского чудотворца.

26

В очерке «Михаил Николаевич Флоров в составе «Заметок о педагогическом составе Камышловского духовного училища» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор уточняет: «Нам приходилось встречаться с М. Н., как и с другими учителями, на наших «маёвках», прогулках в лес, в Бамбуковку, но здесь обстановка была настолько интимной, что всякие грани официальных отношений сводились к нулю: М. Н. представал перед нами не в роли администратора, а в роли хорошего знакомого человека, старшего по возрасту» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 4.

27

Добронравов Константин Михайлович (1853–1933) – протоиерей, В 1891–1914 гг. ректор Пермской духовной семинарии. Подробнее см. в Части III. Пермская духовная семинария начала XX века.

28

После М. Н. Флорова смотрителем Камышловского духовного училища в 1913–1918 гг. был священник Сергей Александрович Увицкий (1881–1932), священномученик Русской Православной церкви.

29

В тексте поставлен карандашом вопросительный знак, на полях написано «Вера и Зоя». (Ред.).

30

Очерк «Пётр Николаевич Лавров» в составе «Очерков по истории Камышловского духовного училища» в «пермской коллекции» воспоминаний автор начинает рассказом о своём первом приезде и поступлении в училище, о чём см. в очерке «Учение Пети Иконникова в Камышловском духовном училище».

Очерк «Пётр Николаевич Лавров» в составе «Заметок о педагогическом составе Камышловского духовного училища» в «свердловской коллекции» воспоминаний автора начинается так: «Некоторые люди из знавших о двух фамилиях в Камыловском дух[овном] училище – Флоров и Лавров – задавались вопросом, не было ли это сочетание подгонкой под наименование двух святых – Фрола и Лавра, почитаемых среди крестьян, как покровителей животных. Нет, вероятно, такое сочетание было случайным, но легко вызывало у знатоков, так называемых, «святцев» такое предположение, так как эти фамилии относились к двум, рядом стоящим по административной линии деятелям Камышловского дух[овного] училища, из которых один был смотрителем, а другой – инспектором» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 5 об.

31

Там же автор описывает облик П. Н. Лаврова: «Небольшого роста, тщедушный, худой; особенно бросались в глаза его тонкая шея, на которой, казалось, как на спичке, была посажена голова – таков был его наружный вид. И при этом он был для учеников грозой. Ещё не поступив в училище, мы через братьев знали, что в нём (училище) есть грозный инспектор, и это именно – Пётр Николаевич. И при первой же встрече с ним ученики инстинктивно чувствовали властную силу этого человека, которая подчиняла их себе и предупреждала: остерегайся нарушить дисциплину в училище и попасть этому человеку на суд за нарушение порядка. В чём была такая сила у этого человека? У него были орлиные, да, иначе нельзя сказать, глаза: он проникали внутрь человека, они втягивали в себя того, на кого они были направлены, они гипнотизировали, подчиняли. Вот почему часто бывало так, что вдруг во время какого-либо шума, сутолоки, к чему склонна бывает молодёжь, врезается острый взгляд П. Н. – и мгновенно водворяется мёртвая тишина» // Там же. Л. 6–6 об.

32

«Духовники» – учащиеся духовного училища.

33

Имеется ввиду два враждующих старинных рода – Монтекки и Капулетти в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

34

В очерке «Пётр Николаевич Лавров» в составе «Заметок о педагогическом составе Камышловского духовного училища» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор дополняет: «В отличие от других преподавателей, которые носили сюртуки, П. Н. носил пиджак с закрытым воротом и всегда был одет отменно «джельтменски» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 7 об.

35

В очерке «Пётр Николаевич Лавров» в составе «Заметок о педагогическом составе Камышловского духовного училища» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор уточняет: «П. Н. перешёл на работу инспектором народных училищ, кажется, в г. Пинск [Минской губернии]. Из Москвы он выслал ученикам фотокарточки. На них он предстал перед учениками в форме инспектора народных училищ» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 8. Эту фотографию см. в фотовкладке.

36

Автор употребляет строку 19 псалма 21: «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий». (Библия, Псалтырь)

37

В очерке «Пётр Николаевич Лавров» в составе «Заметок о педагогическом составе Камышловского духовного училища» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор уточняет: «Поэтому естественным представляется предположить, что П. Н. во время ещё первой империалистической войны эвакуировался из Белоруссии на Урал и здесь закончил свою педагогическую деятельность» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 8 об.

38

Присёлков Василий Захарович (1860–1931) – помощник смотрителя Камышловского духовного училища. Кандидат богословия Московской духовной академии 1886 г. С 1889 г. учитель географии и арифметики Далматовского, затем Камышловского духовного училища. С 1900 г. помощник смотрителя Камышловского духовного училища. Статский советник, имел орден св. Анны 3-й степени. // «Екатеринбургские епархиальные ведомости». 1911. № 1 (1 января) (ос. прил.). С. 1.

39

Об этой комнате см. очерк «Пётр Васильевич Хавский».

40

В очерке «Василий Захарович Присёлков» в составе «Заметок о педагогическом составе Камышловского духовного училища» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор уточняет: «На уроках арифметики иногда бывало так: вот он с раздражением начнёт своё любимое – «Что ж такое: разделить-помножить, вычесть-сложить» и старается показать себя строгим, требовательным, а у нас, учеников, при виде его вывозившимся в мелу – руки в мелу, сюртук тоже в разных местах в мелу – оставалось такое впечатление, что хотелось сказать: «Вы сердитесь и грозите двойкой, а нам не страшно». Это получалось у нас не потому, что он казался нам каким-то добряком, заведомо не способным на проявление злости, а просто казалось каким-то несоответствием его внешнему виду и тому внутреннему миру, который скрывался за ним, внешним видом» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 9–9 об.

41

Там же автор дополняет: «Вот почему, когда В. З. был назначен инспектором училища, то нам, мальчишкам, неопытным и наивным, и то казалось, что В. З. по своему характеру не подходит для этой деятельности. Слишком большая разница в этом отношении была между ним и Петром Николаевичем. П. Н. обладал какой-то прямо магической силой влияния на учеников, силой внушения, а у В. З. этого не было. Помнится, как однажды во время экскурсии в лес, В. З. играл с нами лаптой, споткнулся, упал и ушибся. Реакция с нашей стороны была противоположной той, какой следовало бы быть: нам было смешно, и это было не от злости, не от желания поглумиться, позлорадствовать, а просто из-за отсутствия чего-то сдерживающего, что должно бы быть между нами, учениками, и В. З. как нашим инспектором. Будь бы в этом случае на месте В. З. Пётр Николаевич, такой реакции не последовало бы: появлению её воспрепятствовал бы некий категорический императив» // Там же. Л. 9 об.-10.

42

Иваном Николаевичем Ставровским. (Примеч. автора).

43

В очерке «Василий Захарович Присёлков» в составе «Заметок о педагогическом составе Камышловского духовного училища» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор дополняет: «Ходили слухи о том, что В. З. скончался в Старой Утке, где он доживал свой век у сына. Sic transit gloria mundi!» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 10–10 об.

Sic transit gloria mundi! – по-латински «Так проходит мирская слава!»

44

Ставровский Иван Николаевич (1876-?) – сын священника. Окончил Пермскую духовную семинарию по 2-му разряду в 1895 г. С 1896 г. псаломщик церкви Каслинского завода Екатеринбургского уезда. С 8 февраля 1897 г. по 1903 г. – надзиратель за учениками в Камышловском духовном училище. // «Екатеринбургские епархиальные ведомости». 1902. № 19 (1 октября). С. 9.

45

Так в тексте, правильно – позиционная.

46

В описываемые автором годы опера называлась «Жизнь за царя».

47

В очерке «Иван Николаевич Ставровский» в составе воспоминаний и биографических очерков о бывших семинаристах в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «Однажды затеяли поставить оперу «Иван Сусанин». (Чего только не выдумывали горячие головы!) И. Н. пел «Чуют правду», два мальчика пели: один – «Не о том скорблю, подруженьки», а другой – «Ты не плачь, сиротинушка». И. Н. иногда принимал участие и в хоре, даже дирижировал им. Доказательством того, что «духовники» с уважением относились к И. Н., является то, что ему даже не было дано прозвища» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 726. Л. 21–22 об.

48

Из воспоминаний и биографических очерков В. А. Игнатьева о бывших семинаристах в «пермской коллекции» воспоминаний автора: «И. Н. Ставровский – сын священника с[ела] Троицкое, Камышловского у[езда], Пермской губернии. Он сообщил о себе следующие данные.

1. Родился в 1876 г. и окончил Пермскую духовную семинарию в 1896 г.

2. С 1897 г. по 1903 г. работал надзирателем Камышловского духовного училища.

3. С 1903 г. по 1908 г. учился в Харьковском ветеринарном институте.

4. В 1909–1910 [г]г. работал в Кулундинской степи (в Сибири).

5. С 1911 г. по 1914 г. учился в Московском сельско-хозяйственном ин[ститу]-те.

6. С 1914 г. по 1917 г. был на фронте вет[еринарным] врачом.

7. С 1919 г. по 1921 г. работал вет[еринарным] врачом в армии. В августе 1921 г. демобилизовался и работал участковым вет[еринарным] врачом в Свердловской области.

8. В 1923–1924 гг. был по совместительству участковым агрономом в г. Далматове.

9. С 1946 по 1951 г. был преподавателем школы вет[еринарных]фельдшеров.

10. С 1942 г. пенсионер.

11. С 1951 г. по 1956 г. работал преподавателем латинского языка в Камышловском медицинском училище.

12. В настоящее время И. Н. – мичуринец.

Из биографии И. Н. видно, как всё-таки живуче семинарское племя.

Я виделся с И. Н. летом 1959 г. И. Н. рассказывал, между прочим, о своём учении в духовном училище. Он начал учиться в Далматове, где дух[овное] училище было при монастыре, а закончил в Камышлове. Он вспоминал, что когда перешло дух[овное] училище в Камышлов, то «духовникам» показалось, что они «попали в рай. …У И. Н. был один сын, которого он потерял во время последней войны» // ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 726. Л. 21–22 об.

49

Дубровин Николай Павлович – надзиратель за учениками в Камышловском духовном училище в 1903–1906 гг. Окончил Рязанскую духовную семинарию по 2-му разряду в 1894 г. Поступил законоучителем земской школы в д. Петровской Егорьевского уезда. В 1898 г. определён псаломщиком к церкви Берёзовского завода Екатеринбургского уезда. В 1900 г. поступил надзирателем за учениками в Камышловское духовное училище. // «Екатеринбургские епархиальные ведомости». 1905. № 19 (1 октября). С. 8.

50

В очерке «Николай Павловин Дубровин» в составе «Заметок о педагогическом составе Камышловского духовного училища» в «свердловской коллекции» воспоминаний автор уточняет: «Николай Павлович стоял как-то дальше от нас: мы его боялись. Он, как для нас было ясно, боролся с некоторыми нашими вредными привычками; он иногда беседовал с нами, как говорится, «по душам», и мы видели в нём своего воспитателя, но всё-таки между ним и нами было какое-то психологическое «средостение», которое никак не позволяло нам оторваться от мысли, что он наш надзиратель» // ГАСО. Ф. р-2757. Оп. 1. Д. 385. Л. 24 об.-25.