Патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная работа по введению дошкольников в историю Родины, по формированию гражданской позиции растущего человека. На нас лежит большая ответственность за воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Современные требования к обучению дошкольников должны обеспечить максимальную активность детей в преобладающем самостоятельном процессе познания, сочетание коллективных и индивидуальных форм организации детей в ознакомлении с родным краем.
Важнейшие педагогические принципы воспитания – сотворчество детей, родителей, педагогов. Отсюда – целью работы нашего коллектива должен являться поиск конструктивных форм взаимодействия, сотворчества между всеми участниками педагогического процесса в решении задач знакомства детей с краем, городом, земляками, культурой, бытом народа живущих в нашей Республике.
Занятие №5
Тема: «Растительный мир родного края»
Цель: Познакомить детей с растительным миром родного края, заинтересовать детей рассказом о растениях, занесенных в красную книгу; рассказать детям о целебных свойствах некоторых растений; воспитывать бережное отношение к живой природе.
Оборудование: «Красная книга», научно – популярная литература, детская познавательная литература.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение о родном крае.
Мой край, что у моряРаскинул просторы.Слагаю стихи о тебе.Край желтых барханов,Ветров и буранов,С тобою иду по судьбе.Уносятся годы.Уходят невзгоды,Пришла, зашумела весна.И степь оживает,Рассветы встречая, —Поёт и смеётся она!Мой край обновленный,Весной окрыленный,Чисты над тобой небеса.Пусть степь зеленеет,Отары полнеютИ радуют людям глаза.Пусть верят в везеньеРыбацкие звеньяИ парус наполнят ветра!Пусть чаще удачи,А прздники- ярче,И звонче играет домбра! (Иван Убушаев)..Скажите, что вы представили, слушая это стихотворение? (ответы детей).Ребята, все, что вы представили, можно сказать про наш край. А как называется край, в котором мы живем? (ответы детей).
Сегодня мы поговорим о растениях нашего края. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в степь. Итак, закрыли глаза, посчитали до 5 и очутились в степи. Красота кругом. Поют птицы. Беседа с детьми о растениях, растущих в степи (ковыль, тамариск, полынь, житняк и т.д; демонстрация иллюстраций, загадывание загадок о растениях). Молодцы.. А вы знаете, ребята, некоторые люди порой бывают, жестоки по отношению не только к животным, но и растениям.
Они уничтожают животных для своих целей: из шкур шьют шубы и шапки, из рогов делают украшения, вырубают леса, рвут цветы безмерно.
Люди стали задумываться: как остановить это безумие. Как вы думаете, что они придумали? (правильно, они создали «Красную книгу»). Мы с вами познакомились с ней, когда говорили о животных нашего края.
Каких животных заносят в красную книгу? (редких, исчезающих). То же самое происходит и с растениями. Их заносят в «Красную книгу» (показ иллюстраций). Ребята, некоторые растения особенные, может быть даже «волшебные». Как вы думаете, почему? (ответы детей, беседа о лекарственных растениях).
Воспитатель предлагает собрать информацию о различных лекарственных растений, собрать папку «Лекарственные растения», оформить альбом с гербарием. Привлечь к работе пап и мам.
Занятие №6Тема: «Калмыцкий орнамент»Цель: Дать детям общее представление о связи искусства с жизнью и бытом народа, о различной технике орнаментирование (вышивка, чеканка), о типах узоров (растительные, геометрические). Воспитывать чувство уважения к калмыцкой национальной культуре.
Оборудование: несколько образцов с растительными орнаментами (платье, пояс, шапка и т.д.), куклы в национальных костюмах, экспозиции изделий, иллюстрации по калмыцкому декоративно – прикладному искусству.
Ход занятия
Воспитатель проводит обзорную экскурсию по выставке организованной в группе. Предлагает рассмотреть и назвать выставленные экспонаты. В процессе беседы воспитатель знакомит детей с видами национального прикладного искусства (вышивка, изделия из кожи и дерева и войлока, ювелирное искусство).
Воспитатель сообщает, что в гости пришли куклы Бая и Очир. Просит назвать предметы одежды и обуви кукол. Затем обращает внимание на узоры украшающие одежду. Из каких форм состоят узоры калмыцкого орнамента? Дети рассматривают элементы узоров. Чем отличаются друг от друга? (по цвету, форме, величине).
Калмыцкие мастера используют в своих узорах хорошо знакомые образцы: цветы, листья, солнце, кибитка и т. д. В узорах народные умельцы старались передать красоту природы, родной степи.
В конце занятия педагог предлагает детям стать народным умельцем: зарисовать как можно больше понравившихся им элементов.
В заключении дети рассматривают работы друг друга, называют, зарисовывают элементы и почему именно их зарисовали.
Занятие №7Тема: «Калмыцкие народные сказки»Цель: Познакомить детей с калмыцкими народными сказками; Приобщение к нравственным ценностям. Сформировать у детей начало гражданственности и патриотизма на основе изучения сказок; развивать способность воспринимать и анализировать сказки, учить выражать чувства.
Оборудование: книги, иллюстрации, DVD, куклы и костюмы для инсценировки.
Ход занятия
Воспитатель в одежде бабушки – калмычки входит в группу и рассказывает калмыцкую народную сказку. Воспитатель после рассказа спрашивает у детей, какие они еще знают калмыцкие народные сказки? Ответы детей.
Воспитатель рассказывает, что калмыцкие сказки, как и другие сказки народов в основном подразделяются на три группы: сказки о животных, бытовые и волшебные. В сказках отображается быт, деятельность и обычаи, особенности характера калмыцкого народа.
Рассказ сопровождается демонстрацией книг, иллюстрацией из сказок.
Сюрпризный момент: развлечение в гостях у сказки.
Далее подводится итог занятия.
Конспект НОД по ознакомлению с родным краем в старшей группе
«Лагань – моя малая родина»
Программное содержание:
* расширить и углубить знания детей о родном крае, о родном городе;
* познакомить со стихами наших земляков, с выдающимися людьми города;
* воспитывать у детей чувство гордости за родной город,
родной край
* закрепить знания детей о родном городе;
* развивать речь детей, обогатить новыми калмыцкими словами словарный запас,
* развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, уметь слушать товарищей.
Материалы:
* фотографии, слайды
* стихи местных поэтов, текст песни о Лагани
* атрибуты к играм: рыбы и лотосы из бумаги, удочка
* калмыцкий сундучок
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, на этом занятии мы поговорим о своем родном городе – о Лагани.
А Лагань мой город, город небольшой
А Лагань мой город, город мне родной
А Лагань мой город, посреди степей, —
В мире нет прекрасней, в мире нет родней
– так написал о Лагани наш земляк Р. Ажмухамбетов.
Сегодня вы узнаете много нового и интересного о своем городе, познакомитесь с произведениями наших местных поэтов, которые выражают свою любовь к родному краю
/воспитатель показывает калмыцкий сундучок/.
Я принесла сундук с секретом
И правильного жду ответа:
Как называется этот цветок.
Что среди волн морских растет?
/после отгадки воспитатель достает из калмыцкого сундучка лотос – цветок из бумаги.
Дидактическая игра «Передай цветок» / Дети по очереди отвечают на вопросы /
– Как называется наша республика?
– Сколько районов в нашей республике?
– Какой город является столицей нашей Калмыкии?
– В каком городе мы живем?
– Возле какого моря находится Лагань?
– На какой улице ты живешь?
– Какие еще знаешь улицы?
– Какое место в нашем городе нравится тебе больше всего?
– Как называется твой садик, группа?
Воспитатель:
Лотос! Лотос! Каспийское чудо /слайд №1«лотос»/
Лепестковый нетронутый край.
Ведь его красотою повсюду
Наш лаганский прославленный край.
Это стихотворение написал наш земляк из с. Джалыково, поэт и композитор Иван Убушаев. Именно благодаря этому цветку пустая земля возле Каспийского моря стала землей наших предков, которые искали счастья. А теперь – это наш родной край.
Послушайте стихотворение о Лагани, которое написала М. И. Ковардова – местная поэтесса.
Лагань начиналась с землянкиУ моря вдали от дорогБыла рыбачьим поселком,Теперь же – степной городок.Есть много легенд о Лагани, и я вам расскажу одну из них.
Давным-давно бедные калмыки искали место, где растет высокая трава для скота, есть питьевая вода и светит солнце в течение года. Долго бродили они по свету и дошли до берегов Волги.
Волга впадает в Каспийское море. Здесь было много пресной воды, рыбы, птиц, на берегу росла высокая трава. Калмыки решили здесь остаться. И вот однажды один рыбак по имени Лага решил выйти в море и поставить сеть. В это время начался шторм, и лодку унесло далеко в море. Рыбак испугался и молился о благополучном возвращении. Когда кончился шторм, лодку прибило к острову. Вокруг которого росли цветы небывалой красоты – лотосы (бадм цецг) /слайд «лотосы»/.
Под лучами заходящего солнца, они были величественными и красивыми. Через некоторое время Лага перевез свою семью на остров. Остальные рыбаки последовали за ним. Со временем море ушло далеко от берега, и остров соединился с оставшейся сушей. Таким образом, появился рыбацкий поселок Лагань, а сейчас это наш город.
С тех пор прошло 146 лет. Наша Лагань – это один из малых городов России. У нашего города есть свой герб. Вот он /показ слайда №1а /.
Герб является символикой города, воплощает историю, характеризует народ, проживающий на его территории. Герб представляет собой щит. В нем представлено 3 стихии: огонь, земля, вода. Верхняя часть красного цвета/огонь – hал/. В центре верхней части изображен белый лотос, под ним надпись – Лагань. Левая часть – желтого цвета/земля – hазр/, на ней по-старокалмыцки написано «Лагань». Правая часть – синего цвета /вода – усн/, в центре круга изображены рыбы. В нижней части герба проходит Т-образный орнамент и изображен якорь.
Сегодня наш город – это город с несколькими школами, детскими садами, различными предприятиями. В городе есть библиотеки, магазины, парикмахерские, различные памятники, краеведческий музей, аллеи. Лагань расширяется. Недавно в Лагани сдали дома по улице Бурхн Аюши в новом районе «Лагань-сити». Скоро туда въедут жильцы. Знаете ли вы свой город? Узнаете ли вы эти места?
Дидактическая игра «Узнай по фото» /Дети по показанным слайдам называют известные места города: центральная библиотека – сл.№2, мемориал «Отстоящим Отчизну» – сл.№2, памятник Аюке-хану – сл. №4, статуя Будды – сл.№5, хурул – сл. №4, памятник Лаганскому рыбаку – сл.№6 /.
Лагань – город рыбаков. С давних пор наших предков кормила рыба, и нас кормит рыба. На мясоконсервном комбинате и рыбозаводе выпускали рыбную продукцию – консервы разных видов. Сейчас этим занимаются предприниматели. Профессия рыбака почетна в нашем краю.
А. Бочкарев – наш земляк написал о рыбаках
Хорошо у нас на взморье
У Каспийских берегов
Днем и ночью с ветром спорят
Караваны рыбаков
Им не страшен буйный ветер
Их волной не захлестнуть.
Крепко держат эти руки
Свой штурвал в нелегкий путь. /показ слайда №10/
Послушайте стихотворение Т. Бембеева – нашего земляка – народного писателя Калмыкии.
Мои предки были рыбаками
С морем говорить могли уметь.
Хочется мне посмотреть глазами
Что в конце концов попало в сеть?
Дидактическая игра «Поймай рыбку» /Дети с помощью магнита ловят бумажных рыб и говорят их названия.
Воспитатель: Я хочу, чтобы вы любили свою малую родину – нашу Лагань. Где бы вы ни были, не забывайте её. О ней всегда напомнит песня нашего известного поэта и композитора Ивана Убушаева «Я – Лагань». / сл.№11/. Дети поют песню.
«Я – Лагань»
1. Есть на земле тихий город
Точку на карте найду
Город у синего моря
Родиной милой зову.
Гордо и нежно. красиво
Южная светится грань
Есть у великой России
Дочь молодая – Лагань
Припев:
Степи, степи, степи
Алые маки в цвету.
Море, море, море-
Лотосы на берегу.
Чайками взлетают
Песни в рассветную рань
Как же тебя называют?
Я – Лагань.
2. Море, ты наше богатство
Мы только гости твои
Соколы, кречеты – в братстве
В небе родной стороны.
Сильные, вольные птицы
Маленькой южной страны.
Есть у великой России
Здесь молодые сыны.
Подводится итог НОД. Воспитатель благодарит детей и вручает каждому ребенку цветок.
3.Практический материал
А) конспекты НОД
Конспект НОД «Поможем нашей гостье»
Цели:
– Повторить устный счет;
– Закрепить цифры, названия геометрических фигур;
– Закрепить умение сравнивать предметы по высоте и ширине, сравнивать развивать логическое мышление геометрические фигуры;
– Закрепить умение отгадывать загадки, ориентироваться в пространстве от себя, определять местоположение предмета относительно другого предмета;
– Развивать логическое мышление;
– Уточнить знание частей суток;
– Воспитывать чувство товарищества, вызвать желание оказывать помощь другим.
Материалы: игрушка – лягушка, цифры от одного до пяти, калмыцкий сундучок, картинки с изображением осенних листочков в вазах, рисунок кибитки, геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, овал, круг, треугольник), картинки – стол, подушка, дерево.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет очень интересное занятие.
Вдруг дети услышали: ква-ква-ква.
Вопитатель: Ребята, кто это? Воспитатель открывает калмыцкий сундучок.
Дети: Лягушка.
Лягушка: Здравствуйте, дети. Постройте мне, пожалуйста, домик. Скоро зима, а мне жить негде.
Вопитатель: Из какой сказки эта лягушка?
Дети: Эта лягушка из калмыцкой народной сказки «Лягушка и муравей». Она осталась без дома, потому что все лето пела и плясала.
Воспитатель: Поможем лягушке?
Дети соглашаются.
В-ль: Чтобы построить домик надо много знать. Поэтому мы сначала повторим устный счет, покажем цифры, геометрические фигуры, которые мы знаем, отгадаем математические загадки, определим направление и потренируемся в смекалке. Только после этого мы построим тебе, лягушка домик. Ты согласна?
Лягушка соглашается.
1. Устный счет.
Дети считают пальцы на руках, говорят их названия по русски и по калмыцки.
– Большой – эркэ;
– Указательный – хумха;
– Средний – дундк;
– Безымянный – нерн уга;
– Мизинец – чигчэ.
Пальчиковое упражнение «Моя семья» (мини орк-бул).
– Эн хурпн – аав;
– Эн хурпн – ээж;
– Эн хурпн – эцк;
– Эн хурпн – эк;
– Эн хурпн – би;
– Мини бул – ни!
2. Повторение цифр.
Дети говорят и показывают цифры от одного до пяти.
Воспитатель: Эти картинки принесла наша гостья (достает их из сундучка).
3. Работа по картинкам на доске.
Две вазы с осенними листочками, в одной – 4 листочка, в другой – 5 листочков.
Дети сравнивают вазы по высоте и ширине, листочки по количеству, выясняют где листочков больше и на сколько и показывают соответствующие цифры.
4. Математические загадки.
– Два брюшка, четыре ушка (подушка);
– Один ствол, много ветвей (дерево);
– 4 братца под одной крышей стоят (стол).
Воспитатель показывает рисунки-отгадки.
5. Д/и «Трик – трак».
– В мороз и ветер ночью гуляем во дворе;
– Рыба по небу летает, а корова догоняет;
– Утром солнышко проснулось, мне в окошко улыбнулось;
– Звезды на небе зажглись, говорят мне: «Спать ложись».
Это так или не так?
Воспитатель: а лягушка хочет с вами поиграть.
Игра «Где от тебя сидит лягушка?» (дети определяют от себя, где сидит лягушка – впереди, сзади, слева, справа);
Игра «Где сидит лягушка?» (дети определяют, где сидит лягушка – на стуле, под стулом, слева от стула, справа от стула, впереди, сзади).
Физминутка на калмыцком языке «Меклэс» (Лягушки)
Бидн нопан меклэс ква-ква-ква
Бидн бичкн меклэс ква-ква-ква
Нег-негэн пундадго, кезэ чигн ульдго – 2 раза.
6. Сравнение геметрических фигур по форме:
– У каких фигур есть углы?
– Чем отличается квадрат от прямоугольника?
– У каких фигур нет углов?
Воспитатель: вот теперь мы построим домик тебе, лягушка. Этот домик – кибитка. Тебе хочется иметь такой домик?
– Сколько нужно взять геометрических фигур, чтобы выложить такую кибитку?
– Назовите все нужные фигуры?
– Где находится прямоугольник? квадрат? треугольник?
Дети выкладывают из фигур силуэт кибитки, лягушка внимательно наблюдает за их работой и хвалит детей. В результате работы у детей получается вот такая красивая калмыцкая кибитка.
Лягушка благодарит детей, вручает им призы – красивые осенние листочки и обещает не лениться и помогать своим друзьям в разных трудовых делах. Воспитатель просит детей вспомнить, чем дети занимались сегодня на занятии, как они помогли лягушке, хвалит их за сообразительность, за дружную работу и помощь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги